Рефотека.ру / Химия

Реферат: Занимательные опыты по химии

Элементы занимательности во внеклассной работе.
Большое преимущество химии перед другими предметами состоит в том, что ее преподавание может включать красивые эксперименты.

Доклад посвящен элементам занимательности во внеклассной работе.
Приводим описание экспериментальных опытов по химии, которые можно проводить на уроках, факультативных и внеклассных занятиях и на химических вечерах.
Эти эксперименты, согласно учебному плану, желательно проводить в конце
III четверти 8 класса. После того как учащиеся пройдут такие темы как
Тема4 "Вода.Растворы.Основания ",
Тема5 "Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений";
Тема7 "Химическая связь".
Неплохо провести эксперименты также в конце изучения курса химии, т.е. в конце 11 класса, когда учащиеся занимаются обобщением и повторением материала. Таким образом, они смогут объяснить неизвестные на уровень 8-го класса факты.

Опыт I. Химическая радуга.
Описание.
В семь больших пробирок, помещенных в демонстрационный штатив с белым фоном, сливаем попарно растворы:

1- хлорид железа (III) и роданид калия (красный цвет);(

2- раствор хромата калия подкисляем H2SO4 (оранжевый цвет); (

3- нитрат свинца и иодид калия (желтый цвет); (

4- сульфат никеля (II) и гидроксид натрия (зеленый цвет);(

5- сульфат меди (II) и гидроксид натрия (голубой цвет); (

6- сульфат меди (II) и раствор аммиака (синий цвет); (

7- хлорид кобальта (II) и роданида калия (фиолетовый цвет).(

1. FeCl3 + 3KCNS ( Fe(CNS)3 + 3KCl

2. 2K2CrO4 + H2SO4 ( K2Cr2O7 + K2SO4 + H2O

3. Pb(NO3)2 + 2KJ ( PbJ2 + 2KNO3

4. NiSO4 + 2NaOH ( Ni(OH)2 + Na2SO4

5. CuSO4 + 2NaOH ( Cu(OH)2 + 2Na2SO4

6. CuSO4 + 4NH3 ( [Cu(NH3)4]SO4

7. CoCl2 + 2KCNS ( Co(CNS)2 + 2KCl
Примечание.
Опыт очень простой, но эффективный, благодаря яркости веществ, получаемых в ходе реакции. Учащиеся могут вспомнить как составляются уравнения химических реакций. Для опыта можно привлечь учащихся.

Опыт II. Фейерверк в жидкости.
Описание.
В мерный цилиндр наливаем 50 мл этилового спирта. Через пипетку, которая опущена до дна цилиндра, вводим 40 мл концентрированной серной кислоты.
Таким образом, в цилиндре образуется два слоя жидкости с хорошо заметной границей : верхний слой - спирт, нижний – серная кислота В цилиндр бросаем немного мелких кристалликов перманганата калия. Дойдя до границы раздела, кристаллики начинают вспыхивать – вот нам и фейерверк. Появление вспышек связано с тем, что при соприкосновении с серной кислотой на поверхности кристалликов соли образуется марганцевый ангидрид Mn2O7 – сильнейший окислитель, который поджигает небольшое количество спирта:
2KMnO4 + H2SO4 ( Mn2O7 + K2SO4 + H2O.
Mn2O7 – зеленовато-бурая жидкость, неустойчива и при соприкосновении с горючими веществами поджигает их.
Примечание.
Также весьма красивый опыт. Здесь учащиеся могут повторить окислительно- восстановительные реакции.


Опыт III. Красные призмы.

Описание.
10 г двухромовокислого калия смешиваем с 40 мл концентрированной соляной кислоты и добавляем 15-20 мл воды. Смесь немного нагреваем, и кристаллы соли перейдут в раствор. После растворения двухромовокислого калия раствор охлаждаем водой. Выпадают очень красивые красные кристаллы в виде призм, представляющие собой калиевую соль хлорхромовокислой кислоты KCrO3Cl, согласно уравнению реакции:
K2Cr2O7 + 2HCl ( 2KCrO3Cl + H2O.
Примечание.
После изучения темы7 «Химическая связь» (в частности подтемы
«Кристаллические решетки»), этот опыт будет очень полезен.

Опыт IV. Горящий снег.

Описание.
В железную консервную банку насыпаем снега и слегка уплотняем. Затем делаем в нем углубление (примерно на ј высоты банки), помещаем туда небольшой кусочек карбида кальция и засыпаем сверху снегом. К снегу подносим зажженную спичку – появится пламя, «снег горит».
Карбид кальция медленно вступает в реакцию со снегом, в результате чего образуется ацетилен, который при поджигании горит.
CaC2 + 2H2O ( Ca(OH)2 + C2H2.
2C2H2 + 5O2 ( 4CO2 + 2H2O + Q.
Примечание.
Опыт позволяет показать факты, которые будут изучаться в последующих разделах химии (орг.химия).

Опыт V. Буран в стакане.

Описание.
В химический стакан емкостью 500 мл насыпаем 5 г бензойной кислоты и уложим веточку сосны. Стакан закрываем фарфоровой чашкой с холодной водой и нагреваем над спиртовкой. Кислота сначала плавится, потом превращается в пар (испаряется), и стакан заполняется «снегом», который покрывает веточку белыми хлопьями.
Примечание.
Эксперимент можно связать с полученными знаниями учащихся о химической связи.

Литература:

1. Журнал «Химия и жизнь XXI век» №9 1999г. (раздел «Школьный клуб»);

2. Журнал «Химия в школе» №6 ноябрь-декабрь 1976г.

Похожие работы:

  1. • Ігрові прийоми навчання на уроках хімії
  2. • Методика изучения кристаллогидратов в школьном курсе химии
  3. • Реализация вариативного подхода при изучении темы ...
  4. • Химический язык
  5. • Порох, его свойства и применение
  6. • Вода - самое большое богатство на свете
  7. • Возможности использования активных форм и методов во ...
  8. • Удивительные свойства воды
  9. • Достижение уровня образовательного стандарта при ...
  10. • Цинк и опыты с ним
  11. • Внеклассная работа по химии
  12. • Исследование свойств чая
  13. • Занимательные опыты по физике
  14. • Характеристика свойств нобелия
  15. • Занимательные материалы по физике как средство мотивации ...
  16. • Занимательные материалы по физике как средство мотивации ...
  17. • Занимательный материал "Русской азбуки"
  18. •  ... учащихся посредством занимательных рассказов по физике
  19. • Химия без взрывов
Смотреть все похожие работы
Рефотека ру refoteka@gmail.com