1. 11. Ресоциализация молодых людей в трудных жизненных ситуациях 76 глава 2

СОДЕРЖАНИЕ Введение 2ГЛАВА 1. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 9 1.1. Российская идентичность, гражданственность и патриотизм молодежи 9 1.2. Духовно-нравственные ценности молодежи 15 1.3. Ценности культуры в социализации молодежи 18 1.4. Межэтнические и межконфессиональные отношения, воспитание толерантности 23 1.5. Правовое сознание молодёжи 27 1.6. Профессиональная карьера и меры по адаптации молодежи к условиям кризиса 32 1.7. Молодёжная предпринимательская инициатива 37 1.8. Инновационный потенциал талантливой молодежи 43 1.9. Поддержка молодой семьи – важный фактор решения демографических проблем страны 50 1.10. Ценности здорового образа жизни – противодействие алкоголизации, наркотизации и другим девиациям молодежи 60 1.11. Ресоциализация молодых людей в трудных жизненных ситуациях 76^ ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 81 2.1. Повышение роли молодежи в осуществлении молодежной политики: совершенствование управления и инфраструктуры 81 2.2. Нормативное правовое обеспечение 99 2.3. Финансовое обеспечение 110 2.4. Научно-методическое и кадровое обеспечение 116 2.5. Информационное обеспечение 122 2.6. Оценка эффективности реализации молодежной политики 127ЗАКЛЮЧЕНИЕ 135 Введение Первое десятилетие XXI века стало периодом коренного перелома современной истории Российского государства, временем смены социальных и политических ориентиров. Страна завершила период системного реформирования и вышла на новый этап. Его главной особенностью является необходимость ускорения социально-экономического развития России, итогом которого должен стать вывод ее на позиции одного из главных мировых лидеров. При этом мы можем и должны отказаться от преобладающего в нашей действительности экстенсивного способа развития, основанного на эксплуатации природных богатств и расточительном подходе к личностному потенциалу граждан. Требованиям современности отвечают интенсивные формы развития, основанные на инновационной экономике. Необходимыми условиями для ее создания являются продуктивное использование человеческого потенциала и стремление к новому. Реализуя курс на динамичное развитие, укрепление позиций страны в мировом сообществе, Россия сталкивается с новыми вызовами и задачами, которые требуют выработки и реализации новых подходов, ориентированных как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу. Решение долгосрочных задач невозможно без конструктивного взаимодействия между поколениями. Именно сегодняшней молодежи предстоит завтра отстаивать позиции нашей страны в мире и именно от ее способностей, возможностей, убеждений будет зависеть достижимость целей, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Сегодняшней молодежи предстоит жить и действовать в условиях усиления глобальной конкуренции, возрастания роли инноваций и значения человеческого капитала как основного фактора экономического развития. И хотя в настоящее время мы имеем дело с самым образованным поколением молодежи за все время российской истории, ни качество отечественного образования, ни состояние здоровья, ни имеющиеся сегодня возможности для самореализации не обеспечивают российской молодежи достаточных преимуществ, гарантирующих ее глобальную конкурентоспособность и успешность в обретении Россией статуса ведущей мировой державы. Дополнительная нагрузка ляжет на молодежь и в связи со старением населения России, которое будет происходить на фоне быстрого роста населения в развивающихся странах, роста миграционных потоков, а также растущей конкуренцией с европейскими и азиатскими рынками за квалифицированные кадры. Настоящий доклад ориентирован на выявление основных проблем в молодежной сфере, определение приоритетных направлений и поиск эффективных решений, способных обеспечить сегодняшней и завтрашней молодежи успешность в жесткой глобальной конкуренции, а российскому обществу уверенность в своей конкурентоспособности и безопасности. Признанной формой организации взаимодействия поколений стала сегодня молодежная политика. Причем ее результативность прямо связана со способностью осуществлять ее как многосубъектную, с использованием на всех уровнях управления механизмов социального партнерства, а также широким привлечением к ее выработке и реализации самой молодежи. Результативная молодежная политика должна обеспечить обществу и государству возможности инновационного развития за счет создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития и эффективного использования ее потенциала в интересах страны. Сегодня в России молодежь в возрасте от 14 до 30 лет составляет около четверти населения. Это поколение свободно от груза памяти о «ломке» институтов советского общества. Оно, в целом, ориентировано на позитивную деятельность, гораздо свободнее в своих устремлениях, лучше ориентируется в современном коммуникационном пространстве, лучше готово к освоению нового, ощущает себя частью мирового сообщества. В то же время, процесс социализации сегодняшнего поколения молодежи пришелся на годы, когда система молодежной политики практически отсутствовала, а советская инфраструктура молодежной сферы уже была приватизирована и использована в качестве первоначального капитала в ходе рыночных преобразований. Это привело к серьезным издержкам в воспитании, практическому исключению целого поколения молодежи из процессов выработки решений, связанных с жизнью страны и, как следствие, к существенным проблемам в духовно-нравственной сфере, проблемам с российской самоидентификацией молодых людей. Размывание гражданской идентичности, к сожалению, свойственно, прежде всего, самой образованной и активной части молодежи, которая острее других ощущает свою не включенность в практику социальных действий. Устремившееся в рыночную стихию общество 90-х годов прошлого века, стараясь в максимальной степени использовать молодежный ресурс в качестве источника прибыли, допустило неконтролируемое воздействие на молодежь низкопробной массовой культуры через СМИ. В этот период молодежь рассматривалась и использовалась исключительно как материал для решения сиюминутных задач. Отдаленные последствия таких действий в расчет не принимались. Массированное насаждение примитивных образцов для подражания с целью формирования потребительской психологии привело к заметному искажению ценностных установок у значительной части молодежи, к резкому росту различных девиаций и исключению заметной части молодежи из активной производительной и творческой деятельности. При этом масштаб некоторых девиаций уже таков, что они становятся новой социальной «нормой». В условиях, когда роль человеческого ресурса существенно возрастает, а конкурентоспособность человека становится фактором национальной безопасности, такая ситуация не может и дальше оставаться терпимой и требует соразмерных системных мер и усилий всех субъектов молодежной политики для исключения неоправданно расточительного отношения к человеческому капиталу и инновационному потенциалу молодого поколения. При этом молодежь не должна рассматриваться исключительно как ресурс. Она представляет собой социальную ценность и общественное достояние, которое государство и общество должны охранять, заботясь о постоянном восполнении и продуктивной реализации ее потенциала. Молодежную политику нужно рассматривать как единство государственной и общественной составляющих. Она представляет собой деятельность государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений. Общий смысл молодежной политики – создание в обществе условий и стимулов для жизнедеятельности новых поколений, которые способствовали бы проявлению, развитию и реализации задатков, способностей и талантов молодых людей в целях социально-экономического и политического прогресса российского общества. При этом общество хочет видеть молодежь нравственной, ценящей свою родину и историю, высококультурной, образованной, инновационной, предприимчивой, здоровой. Важнейшая роль в повышении эффективности и результативности молодежной политики принадлежит и самому молодежному сообществу. Уходят в прошлое патерналистские попытки рассматривать молодежь как социально ущербную категорию, нуждающуюся в попечении и управлении. Стала понятна и нерациональность выстраивания деятельности в молодежной сфере как симптоматической реакции на те или иные угрозы, исходящие от молодежи и способные нарушить стабильность жизни взрослого сообщества. Сегодня молодежь рассматривается в качестве полноправного субъекта молодежной политики, основного партнера властей всех уровней в ее выработке и реализации. Современная молодежная политика ориентирована на максимальное включение молодежи в социальную практику, на создание условий и возможностей для самостоятельного решения молодежным сообществом собственных проблем и полноценное участие молодежи в жизни общества. Особенно важным является общественное признание потребности широкого включения молодежи в социальные практики как необходимого условия формирования у нее российской идентичности. В то же время, проблема повышения субъектности молодежного сообщества продолжает оставаться чрезвычайно острой. Действующие сегодня молодежные объединения и их ассоциации чрезмерно зависят от государства, обладают очень слабым экспертным и научным потенциалом, не имеют достаточного для отстаивания своих интересов представительства в органах государственной власти и местного самоуправления. Остается низкой и престижность общественной деятельности в целом, ее общественная и государственная оценка. В настоящее время именно государству необходимо взять на себя инициативу по поддержке и развитию молодежных и детских общественных объединений всех уровней, созданию дополнительных форм и механизмов взаимодействия, стимулирующего общественную активность молодежи. Институты власти должны дать четкие сигналы обществу в целом и молодому поколению об острой необходимости консолидации усилий самой молодежи, семьи, институтов гражданского общества, бизнеса, церкви для повышения действенности молодежной политики. Задача превращения инноваций в ведущий фактор экономического роста и повышения производительности труда в 3-5 раз требует обратить особое внимание на развитие инновационного поведения талантливой молодежи и молодежного предпринимательства. Эта тема должна стать центральной во взаимоотношениях государства, молодежного сообщества и бизнеса. Здесь необходим системный поиск комплексных решений, гармонично увязывающих интересы всех заинтересованных субъектов. Сегодня молодежная политика становится предметом повышенного внимания. Ее роль зафиксирована в стратегических государственных документах, впервые в российской практике создано федеральное министерство, в названии которого присутствует «молодежная политика» и которое приступило к выстраиванию системной деятельности в молодежной сфере. О многом говорит и факт объявления 2009 года – Годом молодежи. Мощным общественным фактором стал XIII Всемирный русский народный собор, избравший для рассмотрения тему «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления». Вместе с тем недостаток внимания к молодежной проблематике на протяжении последних двух десятилетий, не может быть преодолен в одночасье. Об инерции периферийного отношения к молодежной политике, проявляющейся еще в практической деятельности государственных институтов, ярко свидетельствует «качество» документов, поступивших в ходе подготовки настоящего доклада из министерств, ведомств и ряда регионов, а также, отсутствие даже упоминания о молодежи в только что принятой стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Преодоление указанной инертности не возможно без мер прорывного характера, без коренного переосмысления приоритетов государства и общества в молодежной сфере. Вывести молодежную политику на новый уровень общенациональной значимости – сегодня насущная государственная и общественная необходимость. Для этого, прежде всего, следует: модернизировать систему управления молодежной политикой, усилив возможности эффективного взаимодействия государства, молодежного сообщества и иных институтов гражданского общества, усилив межведомственную координацию, ликвидировав разрыв в полномочиях органов власти федерального, регионального и муниципального уровней; приступить к интенсивному развитию инфраструктуры учреждений по работе с молодежью; привести нормативную правовую базу в соответствие с обновляемой системой управления молодежной политикой; создать стимулы и условия для ускоренного развития молодежного общественного сектора, превращения молодежного сообщества в реального субъекта и полноправного партнера государства в выработке и реализации молодежной политики; воссоздать и развить научно-методическую и экспертную деятельность в сфере молодежной политики; обеспечить соответствующее масштабу стоящих перед страной задач ресурсное наполнение сферы молодежной политики, создав условия для привлечения в эту сферу ресурсов бизнеса, образовательных и научных структур, некоммерческого сектора, частных лиц. Настоящий Доклад не преследует цель охватить и детально рассмотреть все направления молодежной политики Российской Федерации. Он ориентирован на выделение ее приоритетных направлений и представление комплексных мер по ее реализации, соотнесенных со стратегическими задачами страны, сформулированными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Ряд материалов по проблемам, требующим более детального анализа, а также тех, на которые опираются выводы и предложения Доклада, вынесен в приложения. Приоритетные направления молодежной политики рассмотрены в первой главе. В ней проанализированы: вопросы гражданской идентичности, ценности (духовно-нравственные, семейные, здорового образа жизни) и способы влияния на их формирование, состояние правосознания, проблемы профессиональной самореализации молодых людей, создания условий для предпринимательской деятельности и инновационного поведения, влияние культуры и информационной среды на процессы социализации молодежи. В процессе рассмотрения показана актуальность каждого направления, его сегодняшнее состояние, выделены и проанализированы основные проблемы, представлены пути и варианты возможных решений. Комплексные меры представлены во второй главе. Здесь основное внимание уделено анализу состояния молодежной политики и мерам по совершенствованию ее нормативной правовой базы, ее управления, инфраструктурного, финансово-экономического, научно-методического, кадрового, информационного обеспечения, а также методам оценки ее эффективности. В процессе подготовки доклада широко использовались материалы социологического исследования «Молодежь и молодежная политика в России», специально проведенного к заседанию Государственного совета в мае 2009 года в 21 субъекте Российской Федерации, обобщенный международный опыт реализации молодежной политики и опыт, представленный российскими регионами, а также методы целевого концептуального анализа и проектирования.^ ГЛАВА 1. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 1.1. Российская идентичность, гражданственность и патриотизм молодежи Формирование гражданственности и патриотизма молодежи является ключевой задачей в социокультурной модернизации России. Определяющими документами в решении этой задачи стали Закон РФ «Об образовании» (1992), Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000), Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2001г.), Концепция модернизации образования на период до 2010 года (2001). В Концепции модернизации образования на период до 2010 года подчеркивается, что важнейшими задачами воспитания должны стать формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности. Формирование идентичности гражданина России позволит решить ключевые задачи развития нашего общества – обеспечить его безопасность, сохранить государственную независимость России, преодолеть мировоззренческий кризис, возродить уважение к государству, обществу, семье, отечественному историческому и культурному наследию. В связи с этим настораживает тот факт, что по данным социологического опроса, проведенного Центром социального прогнозирования в мае 2009 года, 27% молодых граждан России – не готовы жертвовать личными интересами ради интересов государства и только 7,7% готовы пожертвовать своими личными интересами, если это будет необходимо для блага страны «безоговорочно», 30,1% – готовы пожертвовать, но только если будут понимать о каких интересах страны идет речь и 22,6% – готовы пожертвовать, но смотря о каких личных интересах пойдет речь. Сложность решения задач гражданского воспитания личности в условиях современной России связана с ценностной трансформацией общественного сознания и отсутствием прежнего единства духовных и идеологических установок. Все большее проникновение в общественное и индивидуальное сознание ценностей прагматизма, индивидуализма и личного успеха, характерных для общества потребления, вступают в противоречие с традиционными для России нравственными ценностями. Эти процессы на фоне ценностно-нормативной неопределенности, правового нигилизма все еще характерного для российского общества, создают трудности решения подростками и юношами мировоззренческих задач гражданского самоопределения и формирования собственной идентичности. Именно эта возрастная категория особенно чувствительна к ценностной «разорванности» российского общества. Соответственно задачи формирования российской идентичности у молодежи теснейшим образом связаны с необходимостью выработки государством и обществом механизмов социальной консолидации, роста гражданской идентичности и гражданственности всего населения России. Развитие гражданственности подразумевает три направления: социально-правовое, морально-этическое, социально-психологическое. ^ Социально-правовой аспект развития гражданственности связан с формированием высокого уровня демократического сознания, с умением пользоваться своими правами как гражданина Российской Федерации, быть субъектом гражданско-правовых отношений готовым активно участвовать в управлении государством. Особым предметом заботы в рамках выстраивания взаимодействия государства и молодежи должен стать тот факт, что на вопрос: «Имеется ли у российской молодежи возможность влиять на политику государства?» почти 70% опрошенных молодых людей (в упоминавшемся ранее социологическом исследовании) ответили отрицательно. Формы и средства донесения своих интересов до власти считают недостаточными более 57% молодежи, а 46% не видят возможности вести с ней диалог. Для преодоления этих негативных явлений в сознании молодых граждан России необходимо: существенно усилить просветительскую и тренинговую работу во всех видах и типах образовательных учреждений, направленную на формирование компетентности молодых людей в сфере гражданственно-правовых отношений; уделять большее внимание в информационном поле славным датам нашей истории, государственным символам Российской Федерации: флагу, гербу, гимну. Следует шире практиковать церемонию поднятия Государственного флага Российской Федерации в дни государственных праздников Российской Федерации, дни воинской славы России и в памятные даты России. Подобный опыт давно и успешно реализуется в целом ряде стран мира; принять поправки в избирательное законодательство, снижающие возрастной порог для выборов в муниципальные органы власти до 18 лет; распространить в субъекты Российской Федерации опыт ряда регионов, по широкому вовлечению молодежи в общественные и общественно-политические организации, и активному взаимодействию органов законодательной власти с молодежными парламентами. Последнее тем более актуально, что большая часть молодежи (по данным упоминавшего социсследования) видит для себя реальную возможность участвовать в создании различных: политических молодежных организаций и движений для представительства своих интересов (47%); неполитических молодежных организаций (53%), а также разнообразных клубов по интересам (67%).^ Морально-этический аспект гражданственности определяется патриотизмом и уровнем нравственной культуры общества, включающих высокую ценность долга и служения Отечеству, гражданскую ответственность, совесть и достоинство. В упоминавшемся ранее социсследовании на вопрос: «Ощущаете ли Вы себя патриотом России?» уверенно ответило только 32,7% («да, ощущаю в полной мере») и 41,7% – не в полной мере. Не ощущают себя патриотами 17,1% от числа опрошенных, остальные затруднились с ответом. Неотъемлемой составной частью патриотизма и гражданственности является готовность к службе молодых людей в армии. В связи с этим особой заботой государства должно стать формирование условий и возможностей беспрепятственного осуществление молодыми людьми своего гражданского долга – быть защитником родной страны. Не малую роль в этом может сыграть развитие инфраструктуры спортивно-оздоровительных и военно-патриотических лагерей для детей и молодежи. Быстрейшая реформа вооруженных сил, а также обеспечение социальных льгот и образовательно-карьерных преференций для тех молодых людей, которые прошли службу в армии, также будут оказывать положительное влияние на формирование морально-этического аспекта гражданственности молодежи. Формирование гражданской идентичности в морально-этическом аспекте в качестве необходимого условия требует дифференциации в сознании молодых людей понятий патриотизма и национализма. Патриотизм является проявлением гуманизма и человеческой идентичности, так как он в отличие от национализма, предполагает толерантность к иной национальной самобытности. В отличие от патриотизма национализм навязывает идеологию превосходства и исключительности «своей нации», «своего народа» по отношению к другим. Значимость патриотизма определяется тем, что, реализуя российскую культурную традицию, он является основой объединения и гармонизации современного российского общества, сохранения его цивилизационной неповторимости в условиях многообразия поликультурного и полиэтнического состава Российской Федерации на фоне углубления процессов глобализации и межстрановой конкуренции. Процессы глобализации, набирая силу, объективно требуют от нашего государства заботы о сохранении своей цивилизационной идентичности, а это, в свою очередь, делает необходимым усиление работы по формированию и сохранению патриотических ценностей и установок в российской поликультурной среде. В этой связи необходимо: доработать и обновить систему государственно-образовательных стандартов, особенно по русскому языку и литературе, по историческим и обществоведческим предметам, поскольку именно они во многом формируют патриотические установки подрастающего поколения; разработать и принять государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», уделив в ней основное внимание проектам и мероприятиям для детей и молодежи.^ Социально-психологический аспект гражданственности выражается в чувстве любви к Родине, в ощущении своего единства со страной и обществом, в социальном оптимизме, участии в созидательном общественно-полезном труде, в том числе и безвозмездном, направленном на благо Отечества. Важным современным инструментом вовлечения молодежи в реальное гражданское действие, воспитания ее патриотизма является добровольческая деятельность молодежи. Необходимо всячески поддерживать молодежные инициативы, связанные с добровольческой деятельностью, и создавать условия для их повсеместного распространения. Необходимо создать систему поддержки добровольчества с региональными молодежными добровольческими центрами, в которых молодые люди могут получить информацию о том, где и как возможно применить свои силы в добровольческом служении. Ценность добровольчества для общества целесообразно закрепить и в виде документов, фиксирующих участие молодых людей в реализации добровольческих инициатив (например, в «Личной книжке волонтера»). Использование таких документов в кадровой практике работодателей для оценки потенциала молодого человека будет важнейшим стимулом для развития добровольчества в нашей стране. В связи с этим, важным направлением молодежной политики России сегодня является создание условий для широкого и системного участия молодых людей в добровольческой деятельности, обеспечение для добровольчества надежных правовых оснований, широкой общественной и необходимой информационно-ресурсной поддержки.^ 1.2. Духовно-нравственные ценности молодежи Духовно-нравственное воспитание сегодня – это, прежде всего, формирование и защита духовно-нравственных ценностей в молодежной среде. Статистические и социологические данные позволяют сделать вывод о наличии в молодежной среде серьезных девиаций, ведущих к разрушительным социальным последствиям: – заметно снизился уровень общей культуры и нравственности детей и молодежи: согласно исследованию Института социологии РАН 55% из них готовы переступать через моральные нормы для того, чтобы добиться успеха, значительная часть молодежи не считают неприемлемыми проституцию, криминальное обогащение за счет других, хамство, пьянство, дачу и получение взятки, аборт, супружескую измену; – деструктивные социальные процессы негативно отражаются на здоровье несовершеннолетних и молодежи: согласно прогнозным оценкам при нынешнем уровне смертности, примерно 58% нынешних 20-летних юношей не доживет до 60 лет; 70% смертей молодых мужчин и более 50% женщин имеют внешние причины – травмы, ДТП, суициды, алкогольные и наркотические отравления; – серьезные масштабы в России приобрело распространение детской порнографии, проституции несовершеннолетних, прогрессирует их сексуальная распущенность, в 16 лет опыт сексуальных отношений имеют 35% девушек и 55% юношей. При сохранении перечисленных выше деструктивных социальных тенденций становится реальной опасность потери большей частью молодого поколения своего репродуктивного, интеллектуального и социального потенциала. Одним из источников нравственного воспитания в России, в том числе и молодежи, издревле является религия. Как отметил Президент Российской Федерации Д.А.Медведев в своем вступительном слове на совместном заседании Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте в марте 2009 года: «Роль религиозных организаций в охране духовного здоровья, нравственности наших молодых, наших юных сограждан, вне всякого сомнения, очень высока. Истоки общественной морали – в религиозных традициях народов нашей страны…». Ни одно государство не способно справляться с болезнями общества в одиночку сугубо административными мерами, и традиционные для России религии могут стать ключевым партнером государства в духовно-нравственном воспитании молодежи и всего народа нашей страны. Религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов Российской Федерации, являются уникальным и естественным источником таких социальных ценностей как: прочная многодетная семья, бережное отношение к своему здоровью и здоровью своих детей, их нравственное воспитание, жертвенный патриотизм, готовность служить своему Отечеству, верность, честность, уважение к власти, воинская доблесть и честь, трудолюбие, уважение к старшим, забота о стариках и больных. В этой связи необходима поддержка образовательных, воспитательных и реабилитационных проектов для молодежи, осуществляемых традиционными для России религиозными сообществами. Это может быть примером эффективного общественно-государственного партнерства в области формирования культуры социального служения и воспитания молодежи. Сегодня кумулятивное наслоение девальвации многих традиционных ценностей в молодежной среде на углубляющийся социально-экономический кризис создает реальную угрозу позитивной социализации молодых людей. Государство, рассматривающее детей и молодежь как главную ценность нации, понимающее взаимосвязь процессов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения с будущим России, обязано сурово наказывать тех, кто растлевает детей и молодежь. Для бизнеса, эксплуатирующего человеческие пороки (наркоторговля, порнобизнес, проституция, реклама, эксплуатирующая сексуальность, и т.п.), молодежь особенно уязвима. Меры государственной молодежной политики принесут ощутимые результаты, только если в России будут принято комплексное и эффективное законодательство, защищающее нравственное и физическое здоровье детей и молодежи. В мире накоплен огромный опыт в сфере охраны нравственности молодых людей, причем наиболее развитое законодательство, охраняющее нравственность несовершеннолетних, принадлежит наиболее развитым странам Запада. Для того чтобы сделать данное законодательство в Российской Федерации эффективным инструментом защиты нравственности и привести его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами о правах детей и молодежи, участником которых является Российская Федерация, необходимо: усилить на основе отечественных нравственных и культурных традиций и ценностей нравственно-воспитательную функцию системы образования; использовать средства социальной рекламы в молодежной среде духовно-нравственных ценностей; развивать механизмы, позволяющие повысить воспитательное воздействие семьи, ее роли в социализации детей, развитие сферы семейного воспитания; обеспечить правовую защиту детей и молодежи от информационной продукции, причиняющей вред их физическому, психическому и духовно-нравственному здоровью и развитию; обеспечить развитие безопасной (в том числе и в информационном отношении) социальной инфраструктуры в сферах образования и досуга для детей и молодежи; усовершенствовать законодательство в области предотвращения продажи (распространения) детям и молодежи алкогольной продукции, пива, табачных изделий и наркотических средств, профилактики борьбы с употреблением ими наркотиков, алкоголя и табака, оказания детям эффективной реабилитационной помощи; существенно ужесточить уголовную ответственность за наркоторговлю, за преступления против детей, особенно за преступления против половой неприкосновенности детей.^ 1.3. Ценности культуры в социализации молодежи Роль культуры в формировании нравственных основ молодого человека в процессе его социализации трудно переоценить. Именно культура лежит в основе национальной самоидентификации каждого человека, без освоения и принятия ее как своей не может сформироваться никакое гражданское и патриотическое самосознание. В условиях доминирования высоких технологий и сложных производственных систем культура, понимаемая в широком смысле, становится непосредственной производительной силой, обеспечивая для входящих в активную жизнь поколений саму возможность освоения и продуктивного использования современных средств производства; приобретения и адекватного применения, необходимых в производственном процессе, коммуникативных навыков. Одной из особенностей молодежной культуры на современном этапе является ее возросшая обособленность, отстраненность от официальной культуры, традиционных культурных ценностей. В ней все более преобладают потребление над творчеством, пассивные формы жизнедеятельности над активными. Молодёжные субкультуры всегда содержат в себе как прокультурные, так и контркультурные элементы, вбирают в себя частично и общекультурные ценности, и составляющие контркультуры. Программы развития молодёжной культуры должны учитывать, что в развитом обществе возникновение альтернативных форм культуры неизбежно, оно порождается самим фактом социальных отношений. Культура любого общества, а демократического в особенности, должна впитывать, ассимилировать, переосмысливать эти ответвления. Попытки не замечать, запрещать или уничтожать их, порождают наиболее уродливые и агрессивные формы субкультур. Государственные институты и организации должны более активно взаимодействовать с молодежными объединениями, вовлекая их в культуротворческий процесс. В условиях открытого общества российская культура, более всего культура мегаполисов, больших городов приобрела многосоставный характер, с одной стороны, она обогатилась достижениями мировой культуры, с другой – оказалась объектом экспансии для масскультуры, антикультуры, утратив многие национальные черты и традиции. Сегодня неизмеримо возрастает роль высокохудожественных отечественных культурных продуктов, так как именно они несут в полном объёме необходимую воспитательную нагрузку. В то же время, навыки познания в области высокого искусства, подлинной культуры, национальных традиций перестают быть ценными и престижными в сознании современной молодежи. Резко сократились по сравнению с советским периодом возможности государственного участия в процессе культурной социализации подрастающих поколений. Численность социально-ориентированных и массово доступных культурно-досуговых учреждений сократилась в разы и восстанавливается недопустимо медленно. Особенно остро стоит задача обеспечения равных условий доступа для всех социальных категорий молодежи к культурным благам, полноценного участия молодежи в культурной жизни общества, культурного развития, творческой самореализации. При этом необходимо учитывать, что становление современного молодого человека происходит в значительной степени в ином и к тому же стремительно изменяющемся информационно-коммуникационном пространстве, которое, прежде всего, характеризуется бурным развитием глобальных сетей цифровых телекоммуникаций. Современный интернет становится всеобъемлющей интегральной, мобильной и интерактивной средой обмена информацией, которая оказывает все большее влияние на процесс социализации молодежи. При этом интерактивность стимулирует развитие в интернете различных форм сетевого взаимодействия, от малосодержательного общения в чатах до участия в серьезных тематических форумах и дистанционном обучении. Виртуальное общение формирует сетевые сообщества, которые нередко перерастают в сообщества реальные. Формы самоорганизации пользователей глобальной сети становятся все более значимым элементом современной и, прежде всего, молодежной культуры, обеспечивая пользователям возможности для активного осмысления различных социальных процессов и заметно влияя на процессы социального развития пользователей интернета. Однако чрезмерная интернет активность таит в себе и зримую опасность отрыва молодых пользователей сети от реальных проблем и виртуализации сознания. Проблема виртуализации сознания молодежи должна быть не только осознана обществом, как актуальная, она должна постоянно изучаться, необходимо искать способы ее