1. Доступность образования

1. Доступность образования Доступность образования характеризуется прежде всего масштабами участия детей и молодежи в образовании. Если сравнивать Ханты – Мансийский автономный округ – Югру по этим показателям с другими регионами, то картина получается неоднородная. Рис. 1.1. Доступность образования по уровням в сравнении со средним показателями по России и по сопоставимой группе регионовПримечание: Доступность дошкольного образования (ДО) рассчитывается как отношение мест в детских садах к численности детей соответствующего возраста (на 100 детей от 1 года до 6 лет приходится мест в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).^ Коэффициент выпуска рассчитывается как отношение количества окончивших учебные заведения к численности населения в типичном возрасте окончания соответствующих программ (в процентах).График наглядно демонстрирует, что уровень доступности общего среднего образования и среднего профессионального образования в Югре находится на уровне или даже немного выше, чем в других регионах, близких по социально-экономическим и географическим условиям1. Существенное отставание имеется на уровне дошкольного и начального профессионального образования. Общая картина движения учащихся от детского сада до вуза представлена насхеме 1.Рассмотрим каждый уровень образования подробнее. Население 1–6 летНаселение 7–9(10) летНаселение 9(10)-14(15) летОхват СПО9,2%Население 14(15)-16(17) летшкольное образованиедошкольное образованиепрофессиональное образованиеВысшее профессиональное образованиеНачальное профессиональное образованиеСреднее профессиональноеобразованиеДругоеРынок труда Схема 1. Показатели переходных характеристик и охвата образованиемпо ступеням образования, 2006-2007 учебный год 80,2%4,3%7,7%^ 1.1. Дошкольное образование Обеспечение доступного и качественного дошкольного образования важная задача для любой образовательной системы. Ее решение позволяет в значительной степени повысить равенство стартовых возможностей для детей, принадлежащих к разным социальным группам, проживающих на разных территориях. Учеными давно доказано, что участие в программах дошкольного образования и воспитания благотворно влияет на развитие умственных способностей ребенка, повышает уровень его социализации и помогает подготовиться и быть успешным в школе. По данным ЮНЕСКО, инвестиции в уход и образование самых маленьких детей является примером наиболее эффективной общественной политики. На каждый 1 доллар, потраченный на систему дошкольного образования, ухода и воспитания, в будущем сохраняется 7 долларов, поскольку дети, вовлеченные в систему дошкольного образования меньше болеют, остаются на второй год, выбывают из школы и не требуют социальной коррекционной помощи позже. (UNICEF Press Release, 12 December 2000 Выступление исполнительно го директора ЮНЕСКО Кэрола Бэллеми) С другой стороны развитая система дошкольного образования дает женщине возможность выбора. Семья вправе сама решать будет ли мать или молодая бабушка сидеть дома, занимаясь воспитанием ребенка, или продолжит трудовую деятельность, повышая уровень благосостояния семьи и снижая дефицит рабочей силы в растущей экономике региона. Рассматривая проблему доступности дошкольного образования надо подчеркнуть, что демографическая ситуация в округе существенно отличается от средней по России и по группе регионов, с которыми мы проводим сравнение. Югра входит в десятку регионов РФ с самым молодым населением – средний возраст жителя 32,8 лет. Округ является одним из лидеров в Российской Федерации по таким показателям как рождаемость и прирост населения. Доля детей в возрасте 1-6 лет в общей численности населения в округе на треть больше чем в России. Всё это, ведет к опережающему росту спроса на услуги дошкольного образования и существенно обостряет проблему доступности. Ситуация с доступностью дошкольного образования усугубляется еще и тем, что подавляющее большинство родителей хотят отдать ребенка в детский сад на целый день. По данным социологического исследования 77,4% родителей, чьи дети не посещают дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) и 94,8% родителей, чьи дети посещают ДОУ, если бы могли выбирать, отдали бы ребенка в муниципальный детский сад на полный день. Одним из объяснений такого выбора может служить тот факт, что в автономном округе на 1000 жителей трудоспособного возраста приходится только 109 жителей старше трудоспособного возраста (это 3-е место по РФ и примерно в три раза меньше чем в среднем по России). Это значит, что в семьях практически нет неработающих бабушек и дедушек, которые могли бы присматривать за детьми, хотя бы часть дня, что в свою очередь существенно ограничивает распространение таких форм дошкольного образования, как группы кратковременного пребывания, и повышает проблему доступности дошкольного образования2. На сегодня ситуация следующая: охват дошкольным образованием детей в возрасте от 3 до 6 лет в среднем по округу составляет 61,9%. Этот показатель выше, чем в среднем по России, но ниже чем по нашей группе регионов. Сельские дети в России традиционно имеют меньше шансов получить общественное дошкольное образование, чем их городские сверстники (средний охват дошкольным образованием в сельской местности в РФ – 40,6%)). В Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в сельской местности семь из десяти (71,4%) детей 3-6 лет посещают дошкольные образовательные учреждения. Это один из самых высоких по Российской Федерации показателей охвата дошкольным образованием в сельской местности, что не может не служить предметом нашей гордости. В тоже время охват основного большинства дошкольников, а городские дети в Югре составляют около 90%, остается самым низким по нашей группе регионов и составляет 60,9%. (средний охват дошкольным образованием в городской местности в РФ – 67,98%)Рис. 1.1.1. Некоторые показатели, определяющие развитие дошкольного образования.На 1 января 2007 года. Как видно на графике 1.1.1. возможность обеспечения высокого охвата дошкольным образования в регионе зависит не только от возможности сети (соотношения имеющихся мест в дошкольных образовательных учреждениях и населения в возрасте 1-6 лет), но и от масштаба самого региона и количества детей в нем. Чем меньше регион по количеству населения, тем легче ему устранить имеющийся дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, и наоборот, чем больше в регионе дошкольников, тем сложнее преодолеть разрыв. На данный момент удается обеспечить охват дошкольным образованием на уровне, например Тюменской области3, в которой проживает меньше детей в возрасте 1-6 лет чем в Югре. Рис. 1.1.2. Динамика доступности дошкольного образования в Ханты – Мансийском автономном округе – ЮгреНа графике 1.1.2. видно, что при значительном постоянном росте детского населения и растущей потребности в 2004 году удалось стабилизировать ситуацию – количество детей, не посещающих детские сады, в целом по округу остается практически на одном уровне, но удовлетворить полностью потребности в обеспечении дошкольным образованием пока не удалось. Это – задача на ближайшие годы. Проблема с доступностью дошкольного образования в той или иной мере, к сожалению, актуальна для всех муниципалитетов автономного округа вне зависимости, город это или сельский район, много в нем населения или мало. Наиболее тяжелая ситуация сложилась в городах Пыть-Ях, Ханты-Мансийск и Радужный, в них на 1000 населения дошкольного возраста (1-6 лет) в 2007 году приходилось менее 350 мест в дошкольных образовательных учреждениях, а охват дошкольным образованием составил менее 50%. Лучше чем в других муниципалитетах вопросы доступности дошкольного образования решаются в городе Югорске и Березовском районе, что в некоторой степени объясняется немногочисленностью детей. Так в Югорске на 1000 дошкольников приходится 721 мест в ДОУ, и охват составляет 71,8%, а в Березовском район соответственно 823 и 80,4% . Рис. 1.1.3. Охват в 2007 году дошкольным образованием детей в возрасте 1-6 лет (%) Как показывают общероссийские исследования в целом по стране основными факторами, влияющими на доступность дошкольного образования, являются: территориальная доступность, экономическое неравенство и здоровье детей. Как следует из результатов социологического опроса, проблема здоровья в той или иной мере является преградой на пути к дошкольному образованию для каждого пятого ребенка, не посещающего дошкольные образовательные учреждения Югры. Тем не менее, следует отметить, что, несмотря на суровые климатические условия, проблемы связанные со здоровьем ребенка в округе реже являются барьером к дошкольному образованию, нежели в среднем по России. (Рис. 1.1.4.) Важно отметить, что родители называют проблему здоровья чаще всего в качестве второстепенной, и не считают ее основной преградой на пути их детей к дошкольному образованию. Рис. 1.1.4. Мнение родителей дошкольников, не посещающих ДОУ о причинах, по которым их ребенок не ходит в детский сад. (доля ответов «Именно так» и «Отчасти так» от общего, %). Сохранение и укрепление здоровья детей Югры есть и будет одной из важнейших задач образовательной политики. Специальные меры, в том числе по ежегодному увеличению количества групп компенсирующего вида (в 2007 году их доля составила 14,5%) , сделали детские сады более доступными для детей имеющих проблемы со здоровьем. Наибольшим спросом пользуются и поэтому наиболее широко представлены группы компенсирующего вида для детей с нарушением речи и группы присмотра и оздоровления. Помимо здоровья, важным фактором, ограничивающим доступность дошкольного образования для многих российских семей, является высокий уровень родительской платы. В округе с финансовым вопросом напрямую связывают проблему доступности дошкольного образования для своих детей лишь 5,2% родителей. Частично это объясняется тем, что в отличие от средней ситуации по стране, в автономном округе помимо родительской платы (часть которой компенсирует государство) больше практически не за что не платят4. (рис.1.1.5.) Рис. 1.1.5. «Какие виды родительских платежей приняты в Вашем детском саду?» (доля положительных ответов от общего количества – респондентов-родителей, чьи дети посещают ДОУ, %) Значительное влияние на доступность дошкольного образования имеет территориальный барьер, который выражается в отсутствии в шаговой или транспортной доступности детских садов, или возможности получить дошкольное образование в другой форме. Решение проблемы территориальной доступности дошкольного образования является приоритетом номер один в развитии дошкольного образования в автономном округе. К 2010 году предполагается довести показатель обеспеченности дошкольными образовательными учреждениями до уровня регионального норматива5, который составляет для городской местности 70 мест на 100 детей дошкольного возраста, для сельской местности – 50 мест. В результате, расширение сети, развитие новых альтернативных форм дошкольного образования, позволит увеличить охват дошкольным образованием в среднем по округу до 75%. В то же время, в условиях дефицита мест, представляется важным сконцентрировать усилия на решении наиболее значимых задач. Одним из приоритетов, обозначенных Правительством РФ, является, повышении массовости образования детей старшего дошкольного возраста. «Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения свидетельствует о целесообразности создания условий для массового образования детей старшего дошкольного возраста (“предшкольное образование”), для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей. …для повышения доступности качественного общего образования необходимо максимально обеспечить образование детей старшего дошкольного возраста»«Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации», одобренные на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 г.В 2007 году 84,9% детей в возрасте 5-6 лет имели возможность посещать учреждения, реализующие программы дошкольного образования. Осознавая необходимость повышения равенства стартовых возможностей при поступлении в школу для детей, принадлежащих к разным социальным группам, проживающих на разных территориях на территории автономного округа развивается не только сеть традиционных детских садов, но и альтернативные формы дошкольного образования. С целью стимулирования органов местного самоуправления к развитию различных форм предшкольного образования в 2008 году предусмотрено оказание грантовой поддержки лучших проектов органов местного самоуправления по организации дошкольного образования детей пяти – шестилетнего возраста. Комплекс мер позволит к 2010 г. обеспечить возможность получения в той или иной форме дошкольного образования трем из четырех детей в возрасте и 1-6 лет и предоставить всем детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) доступ к программам предшкольного образования. ^ 1.2. Общее среднее образование Как уже отмечалось выше, доступность школьного образования по показателю охвата (отношение количества учащихся в общеобразовательных учебных заведениях к численности населения соответствующего возраста) в регионе выше, чем в среднем по России, и соответствует среднему показателю по сопоставимой группе регионов (рис. 1.2.1). Рис. 1.2.1. Охват общим средним образованием по ступеням Приведенные данные говорят о том, что практически все дети Ханты-Мансийского автономного округа – Югры вовлечены в образование. Но важно не только, какому количеству детей доступно образование (сколько детей учится), но и какое это образование, насколько равные у них возможности в получении качественного образования. Не безупречный, но единственный на сегодня способ достоверного сравнения – результаты единого госэкзамена (ЕГЭ). Особое значение имеет то, что каждый ребенок нашего округа, где бы он ни жил, в Сургуте или в Березовском районе, имеет равные возможности к получению качественного полного среднего образования. Чем меньше различия средних баллов, выпусков школ в разных муниципалитетах (короче столбики на рисунке 1.2.2), тем более равные возможности получения качественного образования у школьников, живущих в разных населенных пунктах, тем более равны их шансы на продолжение обучения в системе профессионального образования. Это означает, что в какую бы школу в муниципалитете ребенок ни пошел, везде он получит примерно одинаковое по качеству образование, близкое по уровню к среднему по региону. И наоборот, чем больше отклонение в ту или иную сторону (длиннее столбик), тем больше разрыв в качестве между различными школами муниципалитета. На рис. 1.2.2 показано, как варьируются результаты ЕГЭ по муниципалитетам округа. Для сравнения приведены данные о максимальном положительном и максимальном отрицательном отклонении в среднем по регионам Российской Федерации (два правых верхних и нижних столбика) Рис. 1.2.2.Различия в результатах ЕГЭ (средний балл) по муниципалитетам Югры и регионам РФ График показывает, что максимальные отличия средних баллов по ЕГЭ в муниципалитетах от среднего по округу составляют: Русский язык – от +6% до -4% (по регионам РФ от +17% до -38%) Математика – от +14% до -9% (по регионам РФ от +24% до -22%). Таким образом, можно сказать, что детям в округе в значительной степени обеспечены равные возможности получения качественного образования Общее среднее образование ориентировано в первую очередь на обеспечение базовых требований государственного образовательного стандарта, и ему присуща определенная унификация. В тоже время ребенку, подростку должна быть обеспечена возможность для индивидуального развития, отвечающая его личным интересам и потребностям, и это задача в первую очередь системы дополнительного образования и учебных заведений повышенного уровня.Рис. 1.2.3. Доступность дополнительного образования и образования повышенного уровня для детей и подростков (%) Показатели охвата дополнительным образованием и образованием повышенного уровня в автономном округе пока ниже, чем в среднем по России и в регионах с сопоставимыми социально-экономическими условиями (рис.1.2.3.) . Возможно в этом одна из причин того, что доля сдавших на «5» Единый государственный экзамен в округе ниже, чем в среднем по России. Как видно на графике 1.2.4. за последние несколько лет охват образованием повышенного уровня в Югре вырос в 2 раза, это направление активно развивается, планируется в ближайшее время достичь общероссийских показателей. Рис. 1.2.4. Динамика охвата образованием повышенного уровня в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в сравнении со средними данными по РФ и группе регионов Развитие системы дополнительного образования, как ответ на растущее разнообразие потребностей учащихся и их родителей, способ индивидуализации образовательных траекторий остается одной из приоритетных задач. Следует отметить, что в автономном округе дополнительное образование получило свое распространение не только в системе образования, но и в сфере культуры и спорта. Всего в 2007 году на территории Югры функционировало 194 учреждений дополнительного образования различной ведомственной принадлежности, из них 84 подчиненных органам управления образованием, с каждым годом растет как число учреждений, так и количество детей в них. Как уже отмечалось, показатели охвата детей дополнительным образованием в автономном округе (рис 1.2.5), ниже общероссийских и по группе сопоставимых регионов. В тоже время нельзя забывать, что помимо того, что почти половина детей округа постоянно занимаются художественным и техническим творчеством, экологией, физической культурой и спортом, туризмом и краеведением в учреждениях дополнительного образования ведомства образования, еще практически столько же посещают учреждения системы культуры и спорта.Рис. 1.2.5. Динамика охвата детей и подростков ХМАО дополнительным образованием в сравнении со средними показателями по РФ и сопоставимой групп регионов В округе наблюдается значительная дифференциация в доступности услуг дополнительного образования для детей в различных муниципалитетах. Особое беспокойство вызывает снижение количества учащихся, охваченных дополнительным образованием в сельских районах автономного округа, тогда как, именно там образовательные учреждения являются на сегодняшний день единственными досуговыми центрами. Повышение доступности дополнительного образования и ориентация системы на имеющийся запрос со стороны потребителя требует активных мер по налаживанию механизма эффективного межведомственного партнерства и сетевого взаимодействия. Каждый ребенок автономного округа, где бы он ни жил и сколько бы лет ему не было, должен получить доступ к качественному дополнительному образованию и иметь возможность творческого, интеллектуального и физического развития. Это важная задача и решать ее нужно объединив усилия различных ведомств, привлекая родителей и общество. Говоря о доступности образования нельзя не сказать о детях с ограниченными возможностями, связанными со здоровьем. Создание условий для реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является одной из приоритетных задач развития образования округа. В рамках программы развития образования в 2004-2007 г. была создана базы данных для учета детей и подростков, имеющих отклонение в развитии. Графики 1.2.6. и 1.2.7. показывают, что с 2004 года растет и число и доля детей, обучающихся в коррекционных общеобразовательных учреждениях. Рис. 1.2..6. Доля учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общей численности учащихся, %Рис. 1.2.7. Динамика численности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО (чел.) В результате этой работы в округе удалось вовлечь в образование практически всех детей, подлежащих обучению. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в муниципальных общеобразовательных учреждениях в специальных классах, организованных для них, или же в государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Подобное образование в округе представлено 17-ю специальными (коррекционными) образовательными учреждениями различных видов, которые специализированы под конкретные заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря этому большая часть таких детей имеет возможность получать образовательные услуги в учреждениях на территории своего округа. Тех же детей, которым по медицинским показаниям необходимо обучение в коррекционных учреждениях особого профиля, который не представлен среди сети подобных учреждений округа, мы отправляем на обучение в Тюменскую и Курганскую области. Расходы на содержание таких воспитанников предусмотрены бюджетом округа. Помимо этого бюджетная целевая программа «Развитие образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» предусматривает финансирование и дообучения воспитанников коррекционных образовательных учреждений округа за его пределами, если это необходимо. Таким образом, благодаря тесному межрегиональному взаимодействию, нам удается реализовать право всех детей Югры на получения образования, вне зависимости от их заболевания. Конечно же, пристальное внимание мы уделяем и тем детям, которые получают образования в специальных (коррекционных) учреждениях автономного округа. Бюджетные целевые программы «Дети Югры», «Развитие образования…», «Развитие материально-технической базы социальной сферы…» предусматривают значительные средства на развитие материально-технической базы подобных учреждений. Реконструкция специальных (коррекционных) учреждений на всей территории округа (города Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Урай, поселок городского типа Березово), обновление устаревшего или не соответствующего санитарно-гигиеническим нормам оборудования, поставка аппаратно-программных комплексов и специализированного коррекционного оборудования для детей с ограниченными возможностями, оснащение новейшими дидактическими и техническими средствами – все эти меры призваны не только создать комфортную среду обучения для больных детей, но и, это пожалуй, главное, помочь каждому ребенку освоить обязательную образовательную программу, несмотря на ограниченные возможности его здоровья. Решить проблемы доступности качественного общего образования и социализации детей с отклонениями в развитии, невозможно только лишь улучшая материально-техническое состояние коррекционных учреждений. Поэтому среди задач на будущее в этой области: развитие системы дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Данная система уже прошла апробацию в образовательных учреждениях города Сургута и, изучив данный опыт, мы планируем развивать эту форму получения образования в первую очередь для тех детей, которые по медицинским показаниям не могут учиться в обычных школах разработка и внедрение в образовательную практику округа различных форм взаимодействия учреждений коррекционного образования с учреждениями предшкольного, общего, дополнительного и начального профессионального образования (к примеру, обучение в данных учреждениях детей с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальным программам), а также с медицинскими учреждениями и учреждениями социальной защиты. развитие инклюзивного образования, то есть совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями ^ 1.3. Профессиональное образование Созданная в Югре система профессионального образования предоставляет молодым людям разнообразные возможности продолжения обучения и получения профессии. Учебные заведения среднего профессионального образования округа осуществляют подготовку по 49 специальностям, высшего – по 72 специальностям. Доступность профессионального образования можно охарактеризовать количеством мест на первых курсах учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Рис. 1.3.1.Соотношение количества мест на первых курсах учреждении среднего и высшего профессионального образования и численности выпускников общеобразовательных учебных заведений График наглядно демонстрирует, что у молодежи округа сегодня достаточно широкие возможности продолжения обучения после окончания школы – число мест на первых курсах учреждений среднего и высшего профессионального образования превышает количество выпускников в 1,2 раза. Важно отметить также, что при общем снижении численности выпускников и, соответственно, численности продолжающих обучение, структура набора меняется в пользу высшего образования. Доступность профессионального образования в округе обеспечивается также сбалансированным размещением учреждений среднего и высшего профессионального образования: учреждения СПО (без учета филиалов) имеются в более чем половине муниципальных образований округа – Ханты-Мансийске, Сургуте, Нижневартовске, Нефтеюганске, Югорске, Лангепасе, Урае, Игриме, Лянторске, Белоярске, Когалыме, Мегионе, Нягани, Пыть-Яхе. Учреждения, реализующие программы высшего профессионального образования (без учета филиалов) во всех крупных городах округа – Сургуте, Нижневартовске, Ханты-Мансийске. Современная экономика требует квалифицированной и образованной рабочей силы, население региона также в значительной степени связывает профессиональную и социальную успешность с образованием. В этой связи основной задачей является развитие системы профессионального образования, которая должна не только обеспечить выпускникам широкий выбор образовательных траекторий, но и предоставить возможности людям более старшего возраста продолжить образование, пройти переподготовку или повысить квалификацию. В 2007 году, введя в строй еще одно учреждение дополнительного образования взрослых, удалось обеспечить образовательного услугами в два раза больше человек, чем в прошлом году (рис.1.3.2.). Рис. 1.3.2. Контингент обучающихся в учреждениях дополнительного образования взрослых Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (чел.) Сегодня одной из основных задач является развитие модульных программ в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, широкое распространение которых позволит перейти к практической реализации принципа образования на протяжении всей жизни. Исследования зарубежных ученых показали, что каждый год учебы мужчин после 25 лет по программам профессионального образования обусловливает прирост совокупного национального дохода на 1,2 %. 6 По мнению экспертов Всемирного банка как только будут решены проблемы структурной перестройки российской экономики профессиональные навыки и профессиональное образование станут главным фактором, определяющим рост ВВП и конкурентоспособность экономики. 1 Здесь и далее используется среднее значение по группе регионов приведенных во вступлении к докладу. 2 Ханты-Мансийский автономный округ в августе-ноябре 2007 года участвовал в мониторинговом исследовании по проекту ««Мониторинг состояния и развития системы образования детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации преемственности дошкольного и начального общего образования», который проходил в 14 пилотных регионах РФ. Всего по России было опрошено 5155 родителей и 2034 специалистов сферы дошкольного образования. В нашем округе было проведено анкетирование 350 родителей и интервьюирование 144 представителей сферы дошкольного образования 3 Расчет по Тюменской области производился без учета автономных округов. 4 Оплата дополнительных образовательных услуг и посещение кружков и секций рассматривается отдельно и является добровольным выбором каждой семьи. 5 Закон Ханты-Мансийского АО – Югры от 18 июля 2007 г. N 84-оз “О региональном нормативе обеспеченности населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры дошкольными образовательными учреждениями”. 6 Murrey S. Macroeconometrik analysis. Statistics of Canada. Manuscript (Unpulished) Coulombe S., Tremblay J.-F., Marchand S. Counting Heads^ A Breakthrough in Measuring the Konwledge economy// The Economist. 26 August 2004.