1 Эволюция теории ценообразования

1 Эволюция теории ценообразованияПервое упоминание о ценах до 2 тыс. лет до н.э. В историческом аспекте сущность цены рассматривается исходя из двух диаметрально противоположных концепций: – трудовой теории стоимости, – теории предельной полезности. Первая представляет собой стоимостную концепцию ценообразования. Суть ее сводится к тому, что цена – это денежное выражение стоимости товара, т.е. стоимость воплощенного и овеществленного в товаре общественного труда. Основоположниками данной концепции являются А. Смит, Д. Риккардо, К. Маркс. Одним из главных недостатков данной концепции является недооценка значения спроса и конъюнктуры рынка при формировании цены. Сторонники второй концепции считают, что цена представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности, т.е. цена определяется не объемом затрат труда на его производство, а субъективной оценкой полезности этих затрат покупателем с точки зрения удовлетворения его потребностей. Представители: Менгер, Бембоверг и др. Т.о. рассмотренные концепции предлагают два взаимоисключающих решения одной и той же проблемы. Одни утверждают, что цена определяется издержками производства, а другие – цена определяется субъективной полезностью вещи. Позднее английский экономист Альфред Маршалл объединил в своей работе существующие концепции. Рыночная цена, по Маршаллу, это та максимальная цена, которую уплатит потребитель исходя из субъективной оценки полезности товара и одновременно та минимальная цена, по которой производитель согласен продать товар исходя из уровня издержек на его производство. Цена – сумма денег, за которую продавец хочет продать свой товар, а покупатель готов его купить.^ 2 Цена, как экономическая категория. Цена – это важная экономическая категория, которая должна обеспечивать нормально работающим предприятиям возмещение затрат и получение необходимой величины прибыли. От правильности установления цены зависит объем реализации, конкурентоспособность предприятия и другие важнейшие показатели его деятельности. Цены обслуживают все уровни управления экономики и играют важную роль в сферах микро-, макро- и интерэкономики. На микроуровне цена регулирует хозяйственную деятельность предприятия. С цены начинается и заканчивается деятельность хозяйствующего субъекта. Цены связывают между собой предприятия, являющиеся одновременно покупателями и продавцами различных видов продукции и услуг. На макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию ее экономических пропорций, а также сигнализирует о возникновении дисбаланса, т.е. влияют на спрос и предложение на рынке. На уровне интерэкономики, т.е. международной торговли цены в определенной степени определяют структуру мирового хозяйства и влияют на потоки экспорта и импорта.^ 3 Функции цен как внешнее проявление её внутреннего содержания. Функции цены характеризуются совокупностью свойств, принадлежащих ей как экономической категории. Посредством функции цены проявляются ее сущность, роль и место в регулировании воспроизводственного процесса. Рыночная цена обладает функциями: измерительная, учетная, регулирующая, стимулирующая, перераспредели тельная, сбалансированности спроса и предложения. Измерительная функция состоит в том, что она обслуживает процесс производства и реализации продукции, способствуя реализации экономических интересов всех участников процесса общественного воспроизводства. Посредством изм.функции появляется возможность измерить или определить количество денег, которое покупатель может уплатить, а продавец получить. Функ-я позволяет сравнивать между собой цены различных товаров, определять, какой из них дороже или дешевле. Учетная функция вытекает из ее измерительной функции. С помощью учетной функции натурально-вещественная форма товаров преобразуется в стоимостную, получает денежную оценку. С помощью цены в учетной функции исчисляются такие показатели, как валовой внутренний продукт, национальный доход, объем розничного товарооборота и т.д. При регулирующей функции цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов, она уравновешивает спрос и предложение путем соединения их с платежеспособностью товаропроизводителя и потребителя. Стимулирующая функция цены связана с тем, что в условиях рыночной экономики цена дает возможность выбора принятия решения. Это ведет к усилению роли цена и повышению стимулирующей функции. Эта функция цены реализуется путем повышенной (пониженной) нормы прибыли в цене продукции, применения разных видов цен. Стимулирующая функция оказывает воздействие на направление и результаты работы трудовых коллективов. Перераспределительная функция цены обеспечивает распределение и перераспределение доходов. Посредством ее происходит перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями и секторами национальной экономики, регионами страны. Перераспределение доходов реализуется через уровень цен, их структуру. Функция сбалансированности спроса и предложения состоит в том, что только определенный уровень цены решает эту задачу. Цена является регулятором процесса общественного производства. Данная функция проявляется в том, что при дефиците товаров они могут продаваться по более высокой цене. ^ 4 Факторы определяющие уровень и динамику цен. Ценообразующие факторы. Являясь количественной категорией, цена формируется под воздействием ряда факторов, которые действуют разнонаправлено и которые можно ранжировать по степени их детализации. К факторам первого порядка можно отнести: спрос, предложение, уровень конкуренции, прямое государственное регулирование цен. В свою очередь сочетание этих факторов определяется двумя группами более детализированных факторов: внутренних и внешних. Внутренние (микроуровень): – особые свойства товара – способ производства – организационно-технический уровень производства – ориентация на различные группы покупателей – длительность жизненного цикла товара – имидж предприятия на рынке – организация сервиса – реклама и продвижение товара Внешние (макроуровень): – политическая и экономическая ситуация в стране – уровень доходов и сбережений населения – масштаб государственного регулирования экономик и цен – общий уровень инфляции – совершенство налогового законодательства – внешнеэкономическая политика государства – обеспеченность основными ресурсами.^ 5 Виды и их классификация (система цен). Система цен очень подвижна и состоит из ряда их видов и разновидностей. Классификация цен: 1. в зависимости от стадии товародвижения: – цена предприятия-изготовителя (отпускная), т.е. цена, применяемая на республиканском рынке в расчетах между предприятиями-изготовителями и другими предприятиями (за исключением населения) ЦО = С + П + Кн (косвенные налоги) – отпускная цена оптового предприятия – формируется при продаже продукции предприятием-посредником другим предприятиям Цотп = ЦО + Нопт (надбавка оптовая) – розничная цена – цена, по которой товар приобретается населением у розничных торговых организаций или на рынке. Она является ценой конечного потребления Црозн = Цопт + Нрозн (надбавка розничная). 2. по способу установления: – свободные – регулируемые (вмешательство государства). Бывают двух видов: а) фиксированные – цены, зафиксированные на определенном конкретном уровне, б) предельные – верхний и нижний или оба предела цены. 3. в зависимости от принадлежности товара к определенной отрасли народного хозяйства: – оптово-отпускные цены на промышленную продукцию – закупочные цены в сельском хозяйстве – сметные цены в строительстве – тарифы на производственные и непроизводственные услуги. Тариф – цена услуги. 4. в зависимости от включения в цену транспортных расходов: – цена-нетто, цена на месте купли-продажи – цена-брутто, цена с участием условий купли-продажи (таможенные пошлины, страховки, наличие складов, условия франкировки). Условия франкировки. Франко означает, до какого пункта на пути продвижения товара транспортные расходы включаются в цену. «франко склад поставщика» – самовывоз «франко станция отправления» – в цену заключается «франко вагон – станция правления» – взвешивание «франко вагон – станция назначения» «франко станция назначения» «франко склад покупателя». В международной торговле с этой целью применяются стандартные термины наиболее часто используемых условий поставки, объединенные в ИНКОТЕРМС в редакции 2000 года. 5. по территории распространения: – единые (по всей стране) – местные. 6. по формам продаж: – контрактные – биржевые – цены торгов (стартовая, продажная) – трансфертные (применяются при реализации между подразделениями одной фирмы с целью оптимизации налоговой нагрузки на компанию). 7. в зависимости от рынка, на который поставляется продукция: – цены внутреннего рынка – цены внешнего рынка – мировые цены 8. по степени устойчивости во времени: – твердые (постоянные) – временные: а) скользящие – устанавливаются с длительным сроком изготовления, рассчитываются по принципу скольжения, который позволяет учитывать изменения в издержках производства: Цн = Цб*(А*Ia+В*Ib+С), где Цн – цена новая Цб – цена базисная А – затраты на материалы В – затраты на заработную плату С – прочие затраты Ia, Ib – индексы изменения стоимости материалов и заработной платы. б) сезонные цены – устанавливаются по определенным сезонам (сельхоз продукция) в) ступенчатые – представляют собой последовательно снижающийся ряд цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени, по предварительно определяемой шкале (для продукции, подверженной быстрому моральному старению с учетом фаз ФЦТ).^ 6 Состав цены по элементам. Уровень цен – абсолютное количественное выражение цены в деньгах. Динамика цен – изменение уровня цен во времени. Она характеризуется индексом цен, т.е. коэффициентом, отражающим процентное изменение уровня цен во времени. Он определяется как отношение средних цен за отчетный период к средним ценам за базисный период. Структура цены представляет собой соотношение элементов цены в процентных долях. Цена любого товара состоит из ряда обособленных элементов. Конечную розничную цену, по которой отечественный товар реализуется на республиканском рынке, можно представить следующим образом:Себестоимость + прибыль = цена предприятия + косвенные налоги = цена отпускная предприятия-изготовителя+ оптовая торговая надбавка = цена оптового предприятия+ розничная торговая надбавка + НДС + Налог с продаж = розничная цена. Себестоимость представляет собой сумму затрат на производство и реализацию продукции. Состав затрат, включенных в себестоимость, регламентируется основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг, и отраслевыми особенностями состава затрат. Прибыль в ценах необходима для создания средств на потребление и накопление предприятий, а также для уплаты налогов за счет прибыли (налога на прибыль, налога на недвижимость, местные налог и сборы 3%). Косвенные налоги устанавливаются государством с учетом общественных потребностей и непосредственно увеличивают цену. Торговая надбавка (оптовая и розничная) представляет собой цену услуги торговых организаций. По своему составу они схожи с отпускной ценой предприятия изготовителя, т.е. включают издержки обращения (прибыль и косвенные налоги). Торговые надбавки принято выражать в отпускной цене предприятия изготовителя без НДС, либо цене первого импортера. При этом торговая скидка устанавливается в розничной цене (цене реализации). Размер торговых надбавок и скидок регулируется Положением №43 «О порядке формирования и применения цен и тарифов в РБ». НДС облагается стоимость, которую предприятие добавляет к стоимости сырья, материалов и приравненных к ним товаров. В РБ применяется зачетный метод исчисления НДС. Ставки – 18, 10, 0% Налог с продаж устанавливается местными советами депутатов на своей территории.^ 7 Сущность и инструменты государственного ценового регулирования. Все страны вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие, поэтому очень важно найти разумное сочетание свободного ценообразования и государственного регулирования цен. Общественное регулирование представляется собой участие различных общественных организаций в принятии законодательных актов и их применении с учетом интересов всего общества или больших социальных групп населения. Участие в общественном регулировании могут принимать профсоюзы, общества потребителей, совет ветеранов и другие общественные организации. Государственное регулирование – попытка государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены для стабилизации экономической системы. Оно дает возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе. Государственное регулирование обычно осуществляется в двух формах: 1) с помощью прямого регулирования цен 2) с помощью косвенного регулирования цен. Косвенное регулирование осуществляется с помощью мер воздействия на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы. К ним относятся: – принятие и совершенствование антимонопольного законодательства – стимулирование малого предпринимательства – разгосударствление и приватизация – налоговая политика – предоставление дотаций и субсидий. Косвенное регулирование цен предпочтительнее прямого. Прямое регулирование – непосредственное воздействие на цены, которое осуществляется в основном 3 способами: 1) путем установления ценового потолка (максимальных цен). Максимальные цены устанавливаются государством ниже уровня равновесия. Это ведет к формированию рынка продавца и образованию дефицита на рынке. В таких условиях государство поддерживает производителей, выпускающих продукцию по низким ценам путем выделения дотаций и субсидий. Политика ценового потолка используется в монополизированных отраслях (ЖКХ, нефтегазовая промышленность) и в кризисных ситуациях при установлении цен на социально значимую продукцию. 2) политика ценового пола (минимальная цен). Используется в интересах мелких фирм с целью недопущения монополизации рынка и поддержание определенного уровня конкуренции (на рынке сельхоз продукции). Суть политики в том, что цены устанавливаются выше равновесного уровня, что приводит к формированию рынка покупателя и влечет образование излишков продукции. Т.о., недостатком данной политики является образование излишков, которые государство вынуждено скупать и каким-либо образом распоряжаться ими. 3) политика коридора цен – устанавливаются 2 предела цен: верхний и нижний, т.е. цены одновременно ограничены минимальным и максимальным уровнем, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены. Используется в странах ЕЭС для регулирования цен на сельхоз продукцию. Устранение диспропорции между спросом и предложением достигается путем маневрирования буферными запасами, которые создаются, если предложение больше спроса и реализуются, если спрос превышает предложение. Т.о., устраняется резкое колебание цен и изменение конъюнктуры рынка. Эффективность системы государственного регулирования цен зависит от гибкого сочетания прямых и косвенных форм ценового регулирования.^ 8 Система государственного ценового регулирования РБ. На сегодняшний день на государственном уровне осуществляется регулирование цен и тарифов на: 1) базовые структурообразующие виды сырья и продукции, которые определяют затраты в других отраслях экономики 2) товары, работы, услуги субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики и включенных в государственный реестр предприятий монополистов 3) важнейшие социально значимые товары и услуги, оказывающие значительное влияние на жизненный уровень населения. Конкретный перечень товаров, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен, определен Указом Президента РБ №285 «О некоторых мерах по стабилизации цен и тарифов в РБ», Постановлением Совета Министров РБ №943 «Об утверждении перечня социально значимых товаров, работ, услуг и лекарственных средств» определены цены, которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом. В соответствии с Законом «О ценообразовании» регулирование цен может осуществляться путем установления: 1) фиксированных цен и тарифов 2) предельных максимальных или минимальных уровней цен и тарифов 3) предельных торговых надбавок (скидок) к ценам 4) предельных нормативов рентабельности 5) декларирования цен 6) порядка определения и применения цен и тарифов. Указанные методы государственного регулирования применяются в зависимости от конкретных условий, а также от видов товаров, работ, услуг. При этом государственные органы исходят из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации, вправе принимать решения о выборе конкретного способа регулирования цен. 1. твердые (фиксированные) цены используются в тех случаях, когда государство намерено управлять предложением и спросом на отдельные группы товаров (на основные виды топливно-энергетических ресурсов, нефть, сахар, драгоценные металлы). 2. – максимальный уровень. При этом способе регулирования устанавливается верхний уровень цены, при этом покупатель и продавец могут договориться о применимом уровне цены, но не выше установленного предела. Используется для регулирования отпускных цен на ряд социально значимых продовольственных товаров и услуг, оказываемых населению, – минимальный уровень. Устанавливается предел цены, ниже которого продавец (покупатель) не вправе реализовывать (покупать) определенные товары. В настоящее время используется в сфере регулирования цен на основные виды продукции растениеводства и животноводства, реализуемые для государственных нужд, а также на основные виды высоколиквидной продукции, поставляемой за пределы республики по перечням, определяемым Советом Министров и Министерством экономики. 3. касается сферы обращения, т.е. оптового и розничного торговых звеньев, ограничение уровня применяемых торговых надбавок осуществляется в соответствии с положением №43 (оптовая ограничивается 20%, совокупная надбавка 30%). Для некоторых видов социально значимых продовольственных товаров, размер торговых надбавок ограничен 10-20%. 4. данный способ регулирования применяется в отношении предприятий монополистов. Уровень применяемых норм рентабельности регламентируется постановление Совета Министров №273 «Об уровне рентабельности товаров, работ, услуг организаций и ИП, включенных в государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках страны». 5. регистрация цен в государственных органах ценообразования. 6. средства и способы ограничения цен, применяемые в государстве, должны быть просты и понятны на практике, не должны дублироваться, иначе возникает опасность получения обратного эффекта в виде скрытого потенциала роста цен.^ 9 Ценовое регулирование деятельности монополий в РБ Хозяйствующие субъекты могут занимать доминирующее положение на рынке определенного товара, дающее им возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию и затруднять доступ на рынок других предприятий или иными способами ограничивать конкуренцию. Такие предприятия являются предприятиями монополистами. Основным критерием для определения доминирующего положения субъекта хозяйствования на товарных рынках является доля субъекта хозяйствования на рынке конкретного товара. Достижение или превышение установленной величины является основанием для включения хозяйствующих субъектов в реестр предприятий монополистов. Формирование реестра осуществляется следующим образом: 1) в Министерстве экономики департаментом антимонопольной ценовой политики формируется перечень хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на республиканском товарном рынке 2) областным и Минским городским исполкомами управлениями антимонопольной ценовой политики формируется перечень хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках областей и г.Минска. Т.о., реестр монополистов имеет двухуровневую структуру. В реестре указывается наименование и адрес производителя, а также товарная позиция, по которой он является монополистом. Реестр утверждается ежегодно. Регулирование цен осуществляется как на продукцию естественных монополий, так и искусственных. К первым относятся отрасли, в которых минимальные издержки в расчете на единицу продукции достигаются при сосредоточении производства на единственном предприятии. Цель антимонопольного регулирования – обеспечить доступность для потребителей товаров, услуг этих предприятий за счет определения экономически обоснованных цен. Под монопольной ценой понимается цена, которая отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке, и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в сговор предприятиями. Бывают монопольно высокие, монопольно низкие цены, монопсонические цены Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», закон «О естественных монополиях», временные методические указания по выявлению и пресечению антиконкурентных ценовых соглашений.^ 10 Контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании. Меры ответственности за нарушение дисциплины цен. Составной часть общей системы регулирования цен является контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании. Определяя общие правила и принципы ценообразования, вводя ограничения цен, специальные органы призваны контролировать их соблюдение всеми субъектами хозяйствования. Последние несут ответственность за нарушение обязательных норма и правил в сфере ценообразования. Положение «О государственном контроле за соблюдением дисциплины цен». В нем определены основы государственного контроля за установлением и применением цен всеми субъектами хозяйствования независимо от форм собственности. В систему органов государственного контроля входят: – департамент антимонопольной ценовой политики Министерства экономики – управления антимонопольной ценовой политики облисполкомов – инспекторы по контролю за ценами в городах. Основные задачи контроля: – внесение в соответствующие органы управления предложений о введении или отмене государственного регулирования цен на определенные товары или услуги. – оказание методической помощи субъектам хозяйствования в вопросах ценообразования – выдача обязательных для исполнения указаний и предписаний об устранении нарушений дисциплины цен, а также причин и условий их порождающих – проведение экспертизы цен на важнейшие социально значимые товары и продукцию базовых отраслей промышленности – принятие решений о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен. Основные формы контроля – отраслевые, комплексные, тематические и разовые проверки. Должностные лица органов контроля имеют право принимать решение о применении к субъекту хозяйствования экономических санкций и штрафов за несоблюдение порядке установления и применения цен. Согласно законодательству меры ответственности предусмотрены за следующие нарушения дисциплины цен: – завышение или занижение цены – несоблюдение требуемого порядка ценообразования при экспорте продукции белорусского производства – превышение установленных предельных индексов изменения отпускных цен, нарушение действующего порядка регистрации цен – отсутствие экономического обоснования применения цен и тарифов и нарушение порядка предоставления информации об уровне цены – не указание необходимых реквизитов по ценам в сопроводительных документах. Меры ответственности: – наложение штрафа на предприятие и на должных лиц предприятия – изъятие средств, полученных от реализации товара по неправильным ценам – принятие решения о ликвидации юридического лица.^ 11 Индексация цен и доходов населения. Индексация цен – изменение уровня цен в пределах заданного параметра. Основные принципы индексации – изменение цен в размере, не превышающем прогнозный параметр роста цен. В РБ может также осуществляться индексация доходов населения в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги. Она осуществляется в соответствии с законом «Об индексации доходов населения с учетом инфляции». При этом используется индекс потребительских цен. Он определяет изменение во времени стоимости фиксированного набора товаров, работ, услуг, обычно потребляемых населением. Он определяется в целом по республике, по каждой области за месяц к моменту предыдущей индексации и с нарастающим итогом к началу года. Индексация защищает прежде всего интересы малообеспеченных слоев населения с низким уровне доходов. Индексируются основные виды доходов в виде заработной платы, пенсий, пособий, стипендий.^ 12 Методы ценообразования, основанные на издержках производства. Наиболее популярный из методов ориентированных на издержки производства является затратный метод ценообразования. Его суть в том, что к расчетной себестоимости единицы продукции добавляется заданный метод размер прибыли, а также косвенные налоги и неналоговые платежи, непосредственно увеличивая цену. Популярность этого метода обоснована следующими причинами: 1) простота расчета – т.к. рассчитывать свои затраты легче, чем спрос покупателя. 2) является наиболее справедливым по отношению к продавцам и покупателям, т.к. при достаточно высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и в месте с тем имеют возможность иметь нормальную величину прибыли. Недостатки: 1) не учитывает в цене потребительские свойства товара. 2) не учитывает конъюнктуру рынка. Используется: 1) при обосновании цен на принципиально новую продукцию; 2) для продукции, произведенной по разовым заказам с индивидуальным характером производства; 3) на товары и услуги, спрос на которые ограничен платежеспособностью населения; 4) на продукцию предприятий монополистов; 5) во внутрипроизводственном ценообразовании и др.^ Агригатный метод ценообразования – цена рассчитываемая данным методом представляет собой единицу цен изделий, которые уже ранее были определены с добавлением затрат на их сборку и компоновку. Используется: 1)для товаров состоящих из сочетания отдельных изделий 2)для продукции собранной из унифицированных элементов, узлов и деталей.^ Метод структурной аналогии. Может применяться на предприятиях, выпускающих широкую номенклатуру однотипных изделий. Для того чтобы установить цену на новый вариант изделия используют фактические данные о доли основных видов затрат в цене или себестоимости аналогичного изделия. Вначале по новому изделию определяется один из основных элементов затрат, а потом используя структуру аналогичного товара рассчитывают ориентировочную цену или себестоимость нового изделия: Цн(Сн)=Зо/Дзо Зо – абсолютное значение основного вида затрат при производстве нового изделия. Дзо – доля основного вида затрат в себестоимости (цене) аналогичного изделия.^ 13 Методы ценообразования, ориентированные на качество и потребительские свойства продукции. В тех случаях, когда в цене важно учесть качественные параметры продукции, прибегают к данной группе методов, которые часто называются параметрическими методами ценообразования. Все их объединяет 1 принцип – чем лучше качество, тем выше цена. В тех случаях, когда в продукции можно выделить некий один качественный показатель, от которого будет зависеть цена, используется метод удельный показателей. На 1 этапе расчетов рассчитывается удельная цена, которая представляет собой частное от деления цены товара аналога на значение главного показателя его качества. Для того чтобы определить цену нового изделия, необходимо умножить удельную цену на значение основного параметра качества нового изделия: Цизд = Цб / Пб Цн = Цуд * Пн В качестве товара аналога выбирается изделие наиболее сопоставимое по потребительским свойствам, конструкции либо технологии производства с оцениваемым. Если в цене необходимо учесть несколько потребительских свойств, имеющих разное значение для потребителей, может использоваться следующая формула:- новая цена. Цб – цена базисного изделия Пн – параметр по новому изделию Пб – параметр по базисному изделию Уi – коэффициент весомости i-го качественного параметра в долях единицы, n – количество параметров, используемых для определения цен. В том случае, когда кроме основного показателя требуется учесть в цене некоторые второстепенные показатели качества, дополнительно могут быть рассчитаны доплаты либо скидки, отражающие изменение других потребительских свойств нового изделия. Данный метод широко применяется в ценообразовании на машины и оборудование, а также сельхоз сырье. Некоторые свойства изделий не поддаются непосредственному количественному измерению и не имеют определенных показателей качества. К ним можно отнести вкусовые, эстетические свойства, дизайн, соответствие направлениям моды. Учесть в ценах такие параметры качества позволяет балловый метод ценообразования. Используется в ценообразовании на продовольственные товары, швейные, парфюмерно-косметические, табачные изделия, оптико-механические и др. Чтобы определить цену с помощью данного метода анализа выбирают показатели качества изделия, которое имеет важное значение для покупателя. Затем формируется комиссия из нескольких независимых экспертов, оценивающих каждый качественных параметр товара в баллах по заранее установленной шкале. Кроме того, выбирается товар аналог, с которым будет сравниваться товар, требующий установления цены. Если оцениваемые показатели качества не равнозначны для покупателей, их можно проранжировать и ввести в расчет показатель значимости (весомости):^ Метод корреляционно-регрессионного анализа. Корреляционный анализ позволяет определить наличие связи между изучаемыми явлениями путем расчета коэффициента корреляции или коэффициента детерминации. Регрессионный анализ позволяет установить как в среднем изменяется результативный признак с изменением одного или нескольких факторных признаков, т.е. Цн=f(х1, х2, …, хn) Х1, х2…, хn – качественные характеристика товара. Данный метод используется при определении цен как на новое изделие, так и на аналогичные конкурирующие изделия. Обязательное условие, необходимое для использования данного метода ценообразования: – изделия должны быть четко классифицированы по соответствующим параметрическим группам – в каждой группе выделяется параметр, оказывающий наибольшее воздействие на цену – для каждой группы определяют конкретную форму связи. При отборе технико-экономических параметров для составления уравнения зависимости должны соблюдаться следующие условия: – параметры должны быть зафиксированы в спецификациях, стандартах или технических условиях – совокупность этих параметров должна достаточно полно характеризовать различные свойства изделий, входящих в параметрических ряд и иметь тесную связь с ценой – параметры не должны быть взаимосвязаны. Все перечисленные параметрические методы ценообразования могут иметь разновидности, которые выражаются специальными формулами расчета цен и применяются на отдельных товарных рынках.^ 14 Методы ценообразования, ориентированные на спрос, уровень конкуренции.Метод торгов. В РБ распространение имеет метод торгов (тендеров). В ходе торгов покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар с определенными технико-экономическими характеристиками. В результате торгов контракт получает та фирма, которая предложит минимальную цену и при этом обеспечить требуемое качество и короткие сроки исполнения заказа. В качестве товара на торгах могут выступать государственные и военные заказы, партии сырья, оборудования, строительство объектов производственного и непроизводственного назначения. Цены, устанавливаемые на торгах, зависят от следующих факторов: 1) целей и задач, которые ставит перед собой участник торгов 2) внутренних возможностей предприятия с точки зрения наличия достаточных производственных мощностей, рабочей силы, финансовых ресурсов, необходимых для выполнения заказа 3) возможностей выигрыша торгов при различных уровнях цен.^ Метод следования за лидером. Используется для товаров, спрос на которые характеризуется относительно низкой эластичностью, т.е. зависимостью от цен. Его суть сводится к тому, что при назначении своих цен предприятие ориентируется прежде всего на цены конкурентов. При этом продавец может отклонить свою цену от цены лидера, но в определенных пределах, которые оправданы качественными параметрами товара. Используется для установления цен на товары широкого потребления. Действует на многих сырьевых рынках.^ Метод ощущаемой ценности товара. В его основе лежит субъективная оценка покупателем ценности товара или услуги. Эта оценка может зависеть от многих факторов: 1) от дополнительной отдачи при использовании товара 2) от возникающих психологических преимуществ 3) от уровня послепродажного обслуживания. Цена учитывает прежде всего спрос, т.е. то сколько покупатель готов заплатить за предлагаемый товар с определенными потребительскими свойствами. Высокая цена устанавливается тогда, когда спрос относительно велик, а низкая – когда спрос снижается. Затраты при этом имеют второстепенное значение и рассматриваются лишь как ограничительный параметр снижения цены. Метод используется на рынках взаимозаменяемой продукции, позволяет покупателю сравнить аналогичные товары и делать свой выбор. Применение данного метода требует от предприятия маркетингового подхода к ценообразованию. Для этого продавцы должны изучать различные сектора рынка, каждый из которых представлен покупателями, по-разному оценивающими свойства товара. Это изучение можно проводить с помощью опроса покупателей, анкетирования, тестирования и другими способами. В экономике разработан и используется ряд упрощенных маркетинговых моделей моделирования покупок, позволяющих получить достаточно точное значение цены, оценивая ценность товара для покупателей.^ 15 Стратегии дифференцированного ценообразования. Стратегия дифференцированного ценообразования базируются на неоднородности категорий покупателей и возможности продажи одного и того же товара по разным ценам. К стратегиям дифференцированного ценообразования относятся: 1)ценовая стратегия скидки на втором рынке, основанная на том, что цена на один и то