1. Информационно технологическая карта урока

1. Информационно – технологическая карта урока Личностью человек становится только тогда, когда начинает самостоятельно выполнять творческую задачу.Философский постулат Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность.Бернард ШоуТема урока «Формула Витрувия и правило Золотого сечения в древнерусской архитектуре»Форма урока: Комбинированный урок с элементами межпредметной интеграцииУчитель Яхно Юлия Борисовна, учитель истории, учитель ВКК. Педагогический стаж составляет 29 лет. В МОУ СОШ № 29 работает в течение 29 лет^ Образовательный уровень класса Третья ступень образования, первый год обучения, социально -гуманитарный профильМесто урока в образовательном ряду Четвертый урок темы «Русская культура домонгольского периода»^ Цели урока образовательная: изучить источники создания творческого продукта – церкви Покрова на Нерли – культурного шедевра мирового значения (исторические, культурные, технологические, эстетические, научные, интуитивные); расширить рамки и углубить уровень изучения истории русской культуры в контексте исторического процесса;развивающая: продолжить работу над формированием общекультурной, социально – гуманитарной и информационной компетенций обучающихся; развивать творческие способности в процессе осуществления самостоятельной познавательной деятельности;воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к истории и культуре России; воспитывать культуру общения в микрогруппе; содействовать развитию личностной сферы старшеклассников; воспитывать эмоциональное отношение к содержанию образования^ Задачи урока 1. Закрепить знания о специфических особенностях архитектуры владимиро-суздальской земли домонгольского периода на примере церкви Покрова (Богородицы) на Нерли (1165г); 2. Рассмотреть гипотезы о применении формулы Витрувия и правила Золотого сечения в создании изучаемого артефакта; 3. Привлечь возможности межпредметных связей: история – математика – МХК – информатика; 4. Обеспечить условия для построения аналогий, гипотез, логических связей, обобщающих выводов;5. Включить каждого обучающегося в познавательную деятельность на уроке; 6.Создать ситуацию успеха на уроке для каждого обучающегося.^ Оборудование урокатехнические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, указка с лазерным лучом; ОУЭ – проигрыватель; дидактические средства обучения: мультимедийное сопровождение (38 кадров), дайджесты «Формула Витрувия» и «Правило золотого сечения», плакат «Схема-план Церкви Покрова на Нерли», раздаточный материал: папки для групп №1, 2, 3 – печатные версии: «Каноны византийской архитектуры», глоссарий, фрагменты специальных статей об архитектурных особенностях сооружения, цветные иллюстрации с изображением изучаемого объекта в различных ракурсах; папка общих документов; фрагменты трудов историков об изучаемом периоде; фрагменты академической статьи о формуле Витрувия; пакет для жюри – оценочные листы для подведения итогов индивидуальной работы и работы в группе; специальная литература по выбору обучающихся.^ Формы и виды деятельности обучающихся Работа в группах; защита мультимедийных творческих мини проектов; решение исторической, философской и эмпатической задач; перевод неадаптированного научного текста в видеоряд; построение гипотез; изучение исторических источников и фрагментов трудов русских историков; оценка индивидуальной и групповой работы одноклассников^ Организация проверки домашнего задания Проверяется в течение всего урока (домашнее задание: 1. Повторить тему «Раздробленность Киевской Руси. Владимиро-Суздальская земля» и тему «Каноны византийской архитектуры в зодчестве Киевской Руси»; 2 Подготовить мини проект по теме «Золотое сечение»)^ Технологии, применяемые учителем Технология проблемного обучения, информационные технологии, элементы технологии группового обучения, проектное обучение; технология опережающего обучения^ Формы и виды деятельности учителя Проблемная лекция, эвристическая беседа, мультимедийная презентация, организация работы в группе; постановка задач на развитие исторического мышления и эмпатии^ Применяемые формы оценивания Традиционная форма; взаимооценка группы по экспертному листуПроверяемые в ходе урока знания и практические навыки Знание исторического материала, в контексте которого происходят изучаемые события; умение читать неадаптированные первоисточники -фрагменты летописей; уровень практического применения знаний по истории архитектуры – навыка переводить видеоряд в текстовую форму; перевод неадаптированного научного текста в видеоряд; мобильность индивидуальной работы и умение сотрудничать с группой; навыки публичного выступления; уровень информационной культуры.^ Домашнее задание 1. Подготовить мини проект с мультимедийным сопровождением (не более 10 кадров) по теме «Формула Витрувия в архитектурных памятниках Владимиро-Суздальской земли» 2. Решить задачу. Доказать математически, что строители церкви Покрова Богородицы на Нерли знали секрет Золотого сечения.^ 2. Сценарий урока Нумерация в тексте соответствует нумерации кадров мультимедийного сопровождения 1. Учитель: Во всей русской архитектуре, создавшей столько непревзойденных шедевров, вероятно, нет памятника более лирического. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатленной в камне. Эпиграфом к уроку могут послужить слова Павла Александровича Флоренского (1882 – 1937 гг.) – богослова, философа, ученого – энциклопедиста.Учитель: Сегодня международной организацией Юнеско внесено в список объектов, составляющих мировое наследие 830 сооружений, 23 из них находятся в России (15 из них – архитектурные сооружения и комплексы). В этот список внесен и Боголюбовский комплекс – реконструированный боголюбовский дворец, пойменный луг перед ним и маленькая церковь с мировым именем.Учитель: Перенесемся в 12 век. Обучающиеся читают фрагмент работы Ключевского. Ключевский писал: «Политический центр тяжести явно передвигается с берегов среднего Днепра на берега Клязьмы. Это передвижение было следствием отлива русских сил из среденего Поднепровья в область Верхней Волги».^ Вопрос учителя: Какие события имеет в виду историк? Как известно, в 1155 году князь Юрий Долгорукий осуществил свою мечту – он захватил Киев, но скоропостижно скончался после богатого пира. Сердце его сына Андрея (1111 – 1174гг) полностью принадлежало родному Ростово-Суздальскому княжеству. Незадолго до смерти отца он самовольно ушел туда из Киевской земли.^ Вопрос учителя: Какая легенда об основании новой резиденции вам известна (в изложении Н.И.Костомарова)?Учитель: Предание гласит, что кони, везшие повозку в Ростов (тогдашнюю столицу ростово-суздальской земли) с иконой Богоматери (вывезенной незадолго до этого из Константинополя в дар Юрию Долгорукому, женатому вторым браком на византийской принцессе), остановились в двенадцати верстах от Владимира, и их не удалось сдвинуть с места. Это было истолковано как нежелание Богоматери ехать дальше. Чудотворная икона стала символом северной Руси и получила название Владимирской. На месте остановки, под Владимиром, Андрей основал город – замок, названный Боголюбовом, а сам Андрей получил имя Боголюбского. Столичным городом Андрей решил сделать молодой тогда город Владимир (1157г). 4. Учитель: На слайде вы видите Андрея Боголюбского, младшего сына Юрия Долгорукого, внука Владимира Мономаха.^ Вопрос учителя: Как описывают личность Андрея Боголюбского Ключевский В.О., Татищев В.Н., Костомаров Н.И.? Почему князь Андрей назван Боголюбским? Своенравный, бесстрашный, он покинул отчее гнездо в Киеве и переселился на север, во Владимир. В жилах князя смешалась кровь отца-славянского князя и матери-половецкой княжны, европейца и азиатки. Холодный рассудок политика и дипломата соединялись в нем с необузданной силой восточного деспота. Органический порок – сросшиеся от природы шейные позвонки – придавали осанке князя надменность, отчего он получил прозвище «гордый». 5. Учитель: Андрей Боголюбский, политик и полководец, усмирил соседнюю Волжскую Булгарию, тревожившую границы Владимирского княжества. Исторические источники связывают возведение церкви с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. Место, назначенное князем для строительства, было низменной поймой при впадение Нерли в Клязьму и в половодье заливалось водой. Поэтому, заложив фундамент на плотной материковой глине, зодчие поставили на нем как бы пьедестал высотой около четырех метров из тесаного камня, точно отвечавший плану церкви. 6. Учитель: Первоначальная композиция храма была сложной. Раскопки у его стен показали, что создатели этого шедевра решали очень трудную задачу: они должны были поставить храм при впадении Нерли в Клязьму как торжественный монумент, отмечавший для кораблей, шедших снизу по Клязьме, прибытие в’ княжескую резиденцию — соседний Боголюбовский замок. Одновременно с кладкой подсыпали землю, создавая тем самым искусственный холм, который потом был облицован каменными плитами. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили из неблизких мест в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары. На нем и высилась церковь. От храма к причалу у реки спускалась широкая каменная лестница. 7. Учитель: Холм не выглядит рукотворным. Он настолько гармонично вписан в окружающий пейзаж, что кажется естественным элементом среднерусского ландшафта. Все культовые сооружения того времени в христианском государстве освящались в честь святых. Новый храм освятили необычно для того времени – в честь Покрова Богородицы. 8. Учитель: Праздник Покрова появился на Руси в XII в. в память о чудесном явлении Богородицы в одном из храмов Константинополя во время осады города сарацинами. Предание гласит, что находившимся тогда на службе русским паломникам Андрею Юродивому и его ученику Епифанию привиделась Богоматерь. Она распростерла над собравшимися свое покрывало и молилась об избавлении народа от бедствий. Поначалу Покров стал одним из главных праздников владимирских земель, а затем и всей Руси. Во времена князя Андрея Боголюбского на Владимирской Руси приобретает известность событие из Византийской истории X в.: явление Богоматери во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию при нападении на греков сарацин в день 1 октября – “Влахернское чудо”. 9. Учитель: Этот дивный белокаменный храм, один из самых совершенных на Руси, построили русские мастера «от всех земель», имена их нам неизвестны. Храм построен в лучших византийско-киевских традициях. Ныне белокаменное чудо стоит посреди чистого поля на невысоком холме. У его подножия – небольшое озерцо, остаток старого русла реки Нерль. 10. Учитель: Во время весеннего разлива вода подступает к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился сверкающий белизной легкий одноглавый храм, вырастающий над просторами заливных лугов во всей своей ясности и красоте. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих к ее стенам. 11. Учитель: Отдавая должное создателям храма, нельзя не поразиться технологическим приемам, которые они применили в ходе строительства. Это и фундамент, который позволил храму не «упасть». Это небольшая высота храма, ровно такая, какую мог выдержать фундамент. Это небольшой наклон фасадов, который создает иллюзию высоты и устремленности вверх (знание законов перспективы?). 12 – 15.^ Работа в группах. Класс разделен на три группы, каждая из которых получает пакет с фотографиями храма в различных ракурсах. Задания для каждой группы различны. Фотографии соответствуют слайдам 12 – 15. За одну минуту необходимо обсудить в группе и определить, какие архитектурные элементы изображены на фотографии. Заранее избранное жюри следит за работой групп и заполняет оценочный лист. Через минуту один из участников группы у экрана с изображением называет найденные архитектурные элементы и комментирует их использование в данной постройке.Учитель: Общий вопрос для работы в группах: Какие элементы древнерусского зодчества вам известны? Покажите их на видеоряде.^ Работа в группах проходит на фоне музыкальной паузы, а на экране проецируются картины русской природы в разные времена годаУчитель предоставляет слово жюри для оценивания работы групп и выступающих.Учитель: Резчики, украсившие церковь Покрова, сделали первые, но блистательные шаги на пути владимиро-суздальского пластического искусства. Церковь была украшена в соответствии со средневековым религиозным мировоззрением и принятой духовной символикой. В центре каждого фасада (кроме восточного) находится рельефная фигура знаменитого библейского царя Давида-псалмопевца. Зачарованные его музыкой, присмирели львы, птицы и грифоны. Птица — древний символ человеческой души, а лев — символ Христа. В Средние века считалось, что львица рождает детёнышей мёртвыми и оживляет их своим дыханием. Это воспринималось как прообраз Воскресения Христова. Наконец, лев — царь зверей, а Христос — Царь Небесный. Кроме того, лев будто бы спит с открытыми глазами, подобно тому как Бог не дремлет, храня человечество. Последнее толкование связывало льва с идеей княжеской власти: ведь земные правители считались наместниками Бога на земле. Чуть ниже, над окнами, помещена галерея женских головок. Некоторые учёные связывали их с образом Богоматери, а, возможно, маски изображают ангелов, явившихся послушать Давида и прославить Богородицу.Учитель: Подо львами и птицами в кладку вставлены загадочные маски; юные лики с огромными очами и распущенными волосами. Может быть, резчики изобразили так ангелов, пришедших послушать чудесное песнопение. 18. Учитель: «Удовлетворение, которое мы испытываем, глядя на прекрасное произведение искусства, проистекает от того, что в нем соблюдены правила и мера, ибо удовольствие в нас вызывают единственно лишь пропорции. Если же они отсутствуют, то, сколько бы мы ни украшали здание, эти наружные украшения не заменят нам внутреннюю красоту и привлекательность» (Франсуа Блондель)Учитель: Конструктивно храм Покрова на Нерли очень прост – это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Но строители церкви сумели воплотить в ней совершенно новый художественный образ.Учитель: От более ранних владимирских храмов церковь отличается изысканностью пропорций, предельной ясностью и простотой композиции. ^ В чем же секрет этого сооружения? Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли – это воплощенная победа духа над материей. С помощью удачно выбранных форм, пропорций и деталей зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать впечатление невесомости, устремленность ввысь.Учитель: предлагает представить творческое домашнее задание – мини проект по теме «Золотое сечение».^ Защита мини проекта 1-2 учениками по выбору учителя21. Учитель: Глядя на слайд, покажите, где проходят линии Золотого сечения. 22. Учитель: В курсе МХК вы изучали Формулу Витрувия. Сформулируйте Формулу Витрувия и приведите не менее не менее трех аргументов, свидетельствующих о том, что строители храма интуитивно понимали принципы Витрувия (прочность, польза, красота). 23 – 25. Учитель: Давайте без комментариев посмотрим несколько фотографий храма.^ Вопрос учителя: Какие чувства вызывает церковь Покрова на Нерли и окружающий ее пейзаж?Учитель: Изучите фрагмент летописи: «Сего же лета [1165] сын его первый Изяслав Андреевич ко Господу отъиде…Сей же великий князь Андрей, аще печалию о скончавшемся сыне, яко человек объят быв, и скорбяше…более в богоугодные дела поощряшеся; ибо Боголюбския обители, яко поприще едино, на реке Клязьме, в лугу, нача здати церковь во имя Пресвятыя Богородицы честнаго ея Покрова, на устье реки Нерли… оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней сод ел а».^ Вопрос учителя: «Какие не названные ранее на уроке, дополнительные исторические факты можно почерпнуть из летописи»? 26. Учитель: Церковь вызывает чувство необъяснимой печали. Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав, которому едва исполнилось 17 лет. Предание гласит, что юный Изяслав Андреевич умер от смертельных ран, нанесенных ему в бою.В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм Вероятно, поэтому светлой грустью веет от этой уединенно стоящей на берегу Нерли церкви. Поздний источник – «Житие князя Андрея Боголюбского» – содержит некоторые сведения о ней. Так, в тексте «Жития» проступает связь строительства храма с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича: Существует гипотеза о том, что Изяслав Андреевич был похоронен либо на Нерлинском холме, либо в самом храме. Церковь вызывает чувство торжества от одержанной победы. Лучшее создание владимирских мастеров церковь Покрова на Нерли — один из величайших шедевров древнерусской и мировой архитектуры. Здание построено в честь победы над давними врагами.^ Вопрос учителя: Можно ли говорить о том, что произведения искусства вызывают однозначные чувства. Чем объясняется синтез чувств?Учитель: Неоднозначность, объясняется тем, что князь Андрей Боголюбский выступает не только в роли политика, но и в роли отца, сын которого заплатил жизнью за русскую победу. Скорбя о смерти любимого чада, Андрей Боголюбский повелел строить над двумя реками, в чистом поле, храм, «придав ему печали». Наверное, строители прониклись состраданием к отцу, потерявшему чадо. Но, несмотря на жертвы, русские все же победили. Все это обусловило двузначную символику, заложенную в облике храма: печаль и торжество. Воины верили, что помогла победить им Богородица, ей и был посвящен храм на Нерли.^ Вопрос учителя: Кто победил в данном случае – политик или отец? Как это отразилось в названии храма? Вспомните другое имя князя Андрея. 27. Учитель: С тех пор прошло 800 лет. Сейчас церковь, уединенно стоящая на бескрайних просторах владимирских равнин, отражающаяся в воде неширокой речки, выглядит покинутой и печальной.^ Учитель предлагает решить философскую задачу: «Мы знаем где, когда, как, по чьему заказу строился храм. Вопрос: для какой цели он построен?» 28 – 33. Учитель: Образ церкви Покрова Богородицы на Нерли широко растиражирован и является одним из символов России.Учитель: Храмы и часовни, в большом количестве возникающие в современной России в своем облике пытаются повторить тонкий силуэт Церкви Покрова на Нерли, напоминающий пламень свечи. Так в Новосибирске восстановлена часовня во имя Святителя Николая Чудотворца, построенная к 300-летию дома Романовых на Красном проспекте, а затем разрушенная в советское время.35.Учитель: Глядя на это удивительное творение русских мастеров, трудно поверить, что храм Покрова на Нерли только чудом спасен от гибели. В 1784 году игумен Боголюбова монастыря ходатайствовал перед епархиальными властями о разрешении разобрать храм, чтобы использовать его материал для постройки монастырской колокольни. Владимирский епископ такое разрешение дал. Церковь уцелела только благодаря тому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене 36 – 40. ^ Учитель читает стихи:По какой ты скроена мерке? Чем твой облик манит вдали? Чем ты светишься вечно, церковь Покрова на реке Нерли? Невысокая, небольшая, Так подобрана складно ты, Что во всех навек зароняешь Ощущение высоты… Как в округе твой очерк точен, Так ты здесь для всего нужна, Будто создана ты не зодчим, А самой землей рождена… Среди зелени – белый камень, Луг, деревья, река, кусты. Красноватый закатный пламень Набежал – и зарделась ты. И глядишь доступно и строго, И слегка синеешь вдали… Видно, предки верили в Бога, Как в простую правду земли.Наум Коржавин 1954 г41. Учитель подводит итоги урока, объявляет оценки, оценивает работу жюри. Учитель объясняет домашнее задание: Подготовить мини проект с мультимедийным сопровождением (не более 10 кадров) по теме «Формула Витрувия в архитектурных памятниках Владимиро-Суздальской земли». Решить задачу. Доказать математически, что строители церкви Покрова Богородицы на Нерли знали секрет Золотого сечения.^ 4.1. Архитектурный облик церкви Покрова на Нерли Церковь Покрова на Нерли представляет собой обычный для XII века тип небольшого крестово-купольного храма – одноглавого, четырехстолпного, трехапсидного, с тремя продольными и тремя поперечными нефами. Необычно в церкви другое – особый пропорциональный строй. Среди всех владимиро-суздальских белокаменных храмов это самый миниатюрный и грациозный. Глаз фиксирует не столько тяжелые массы строительного материала и конструктивные усилия по преодолению сил распора, сколько свободное и стремительное движение ввысь, ощущение взлета, невесомости, воспарения. В церкви Покрова формулы вертикальных пропорций направлены на достижение эффекта максимальной стройности и высоты Общая высота четверика и барабана до зеркала купола составляет 20,5метра. Глаз с восхищением отмечает необычную, утонченную до предела стройность силуэта, трогательную грацию фигуры на грани устойчивости, иллюзорную легкость объема.Вопросы и задания к тексту: Прочитайте текст из архитектурной энциклопедии Найдите выделенные в тексте архитектурные элементы на иллюстрации Покажите найденные элементы на слайде у доски. Дайте определения названным элементам^ 7.1. Матрица для оценки работы в группе (заполняет жюри) ^ Критерий оценивания «2» «3» «4» «5» ^ Специальная (историческая) компетентность 1 .Уровень подготовки ответа на поставленный вопрос (полнота ответа) 2.Точность представленной информации, отсутствие фактических ошибок 3 .Владение специальной и профессиональной терминологией ^ Информационная компетентность 4.Навыки перевода текстовой информации в видеоряд 5.Использование дополнительных источников информации 6.Ориентация в информационном поле (быстрота нахождения ответа на дополнительные вопросы) ^ Коммуникативная компетентность 7.Умение работать в группе (быстрота нахождения ответа, умение мобилизовать возможности, скоординированность действий, выбор лидера) 8.Оптимальность выбора выступающего, представляющего интересы группы 9.Чувство времени (умение укладываться в определенные условиями временные рамки) Итого: ^ 7.2. Матрица для оценки индивидуальной работы (заполняет жюри) ^ Критерий оценивания «2» «3» «4» «5» ^ Специальная (историческая) компетентность 1 .Полнота ответа на поставленный вопрос 2.Точность представленной информации, отсутствие фактических ошибок 3.Свободное владение материалом, специальной и профессиональной терминологией ^ Информационная компетентность 4,Ориентация в информационном поле (быстрота нахождения ответа на дополнительные вопросы) без привлечения группы ^ Коммуникативная компетентность 5.Уровень представления творческого продукта (четкость, грамотность, умение заинтересовать аудиторию, культура организации работы у доски) 6.Качество публичного выступления (умение держаться, грамотность речи, владение голосом, громкость, эмоциональность) 7.Навык привлечения группы к поиску ответа на дополнительный вопрос (в случае необходимости) 8.Чувство времени (умение укладываться в определенные условиями временные рамки) Итого: 8.1. ГлоссарийАлтарь – восточная часть внутреннего помещения церкви, отделенная от остальных частей невысокой стенкой (алтарной преградой) или иконостасом ^ Апсида – выступающая восточная часть церкви полукруглой или граненой формы, составляющая часть алтаряАрка – криволинейное перекрытие пролета или проема^ Аркада – ряд арок, опирающихся на колонны или столбыАркатура, аркатурно – колончатый пояс – декоративный мотив в виде ряда глухих арочек, опирающихся на консоли или колонкиБалясины – невысокие фигурные столбики, поддерживающие перила лестниц,балконовБарабан – венчающая, обычно цилиндрическая часть здания церкви, несущая купольное или сводчатое перекрытиеВосьмерик – часть здания восьмигранной формыГалерея – крытое пространство, длина которого значительно превышает его ширину, с одной стороны оно может быть открытым или остекленным^ Гирька – архитектурная деталь обычно из резного камня, украшающая арочный проем и подвешенная на металлическом стержне, скрытом в кладкеГлава – купол с барабаном, венчающий здание храмаЗакомара – полукруглое завершение части наружной стены зданияЗвонница – сооружение в виде плоской стены с проемами для крепления колоколов. Звонница может быть самостоятельной постройкой в архитектурном ансамбле или частью зданияКапитель – завершающая часть колонны или пилястры^ Киот – ниша в стене здания (обычно над входом), имеющая обрамление, внутри которой размещалась иконаКокошник – декоративное завершение стен и сводов церквей в виде профилированных глухих арок, иногда с заостренным верхомКонсоль – горизонтально выступающий конструктивный элемент, служащий для опоры другой архитектурной детали^ Крестово-купольный свод – конструкция покрытия в виде двух цилиндрических сводов одной высоты, пересекающихся в плане пол прямым углом Купол – пространственная конструкция в виде перевернутой чаши, служащая для перекрытия обширного помещенияЛопатка – плоский вертикальный выступ в стенеМаковица – главка церкви^ Неф – продольная или поперечная часть внутреннего помещения церкви, отделенная от других рядом опорПаперть – открытая небольшая площадка пред входом в храмПарус – конструкция треугольных очертаний, посредством которой, осуществляется переход от прямоугольной основной части здания к круглому в плане барабану или куполуПилястра – плоский вертикальный выступ в стене, имеющий (в отличие от лопатки) капитель и базуПодклет – нижний этаж здания, обычно используемый для служебно-хозяйственных целей^ Плинфа – большого плоского кирпича размером 40x30x3 см. Полуколонна – колонна, частично углубленная в стенуПоребрик к поверхности стены установки кирпича под углом – форма орнаментальной кирпичной кладки, выполняемой путем^ Портал (перспективный) – вход в здание, обрамленный рядом уходящих в глубь стены арочных уступовПодошва основание храмаПоясок – архитектурный элемент, разделяющий по горизонтали яруса фасада^ Придел – дополнительная церковь меньшего размера, устроенная внутри храма или пристроенная к нему снаружиПритвор – небольшое помещение перед входом в церковьСвод – несущая конструкция перекрытия, имеющая нижнюю поверхность одинарной кривизны^ Столб (столп) – вертикальная основа здания, подпирающая сводФасад – одна из сторон зданияФриз – ленточный орнамент в виде полосы рельефного декораФундамент – подземная часть зданияХоры – верхняя открытая галерея или балкон внутри храма^ Шея – глухой, без проемов барабан церковной главыЧетверик – часть здания четырехгранной формыЯрус – горизонтальная часть фасада, отделенная от других ярусов архитектурными элементами^ 8.2. «Житие Андрея Боголюбского