1: Информационные системы (ИС)

Тема 1: Информационные системы (ИС). Информатика – это наука об информации, способах ее сбора, хранения, обработки и представления с помощью информационных систем или их компонент для обеспечения подготовки и принятия решений.Экономическая информатика – это наука об информационных системах, применяющихся для подготовки и принятия решений в управлении, экономике и бизнесе.Информационная система (ИС) – связанный набор аппаратных и программных средств, а также управленческого сервиса, осуществляющих сбор, обработку, хранение, анализ и представление информации для обеспечения процессов принятия решений.^ Основная цель функционирования ИС: обеспечение компании сохранение достигнутого уровня конкурентоспособности или создание конкурентного преимущества.Основные задачи ИС : На стратегическом уровне: обеспечение высшего руководства информацией о долгосрочных тенденциях в развитии бизнеса, лучших технологиях, продуктах, методах управления и способах изменения бизнеса – получаемой извне организации. Кроме того, ИС представляют возможность на базе аналитических моделей оценивать различные варианты развития бизнеса. На управленческом уровне: максимально быстрое обеспечение качественной информацией среднего и высшего звеньев руководства, подготовка оперативных отчетов и докладов в соответствии с регламентом и по конкретному поводу – получаемой изнутри организации, разработка новых продуктов, подготовка, регистрация и контроль за исполнением документов внутри организации. На операциональном уровне: качественное и быстрое выполнение рутинных, часто повторяющихся операций.Архитектура ИС, рассматриваемых экономической информатикой, предусматривает наличие трех компонент: информационные технологии (ИТ), функциональные подсистемы (ФП), управление информационными системами.^ Информационные технологии (ИТ) – аппаратно-программная компонента информационных систем, телекоммуникации и данные, совместно обеспечивающие функционирование информационных систем и являющиеся их главной материальной основой. ^ Функциональные подсистемы (ФП) – специализированные программы, обеспечивающие обработку и анализ информации для целей подготовки документов или принятия решений в конкретной функциональной области на базе информационных технологий. В современных информационных системах принято выделять: производство, финансы и кредит, бухгалтерию, маркетинг и сбыт, а также кадры (human resources) – в качестве наиболее общих функциональных областей организаций и компаний. Основной предмет функциональных подсистем – информация в семантическом аспекте, в том числе и ее содержательный анализ. Поэтому ФП составляют своего рода интеллектуальную основу информационных систем. ФП, как правило, имеют интерактивный характер и эффективность их работы во многом определяется деятельностью связанных с ними специалистов.ИТ иногда еще называют «компьютерной инфраструктурой» организации. Составляющие ИТ имеют «твердую основу» (hardware) в виде компьютеров, сетей, телекоммуникационного оборудования и каналов связи, а также «мягкую основу» (software) в виде программного обеспечения, управляющего работой аппаратуры. Для нас важнейшей составляющей ИТ, своеобразным ядром являются данные, организованные с помощью специальных программ в базы данных. Базы данных формально относятся к технологической составляющей, но по существу представляют собой важнейшее связующее звено, мост – соединяющий техническую мощь информационных систем с реальными задачами конкретных ФП. Базы данных – своего рода аппарат, преобразующий закладываемые в него данные в информацию, извлекаемую затем по запросам из ФП для подготовки и принятия решений. Однако, по сути – информационные технологии имеют дело с данными или с информацией в синтаксическом аспекте, как правило, не анализируя их содержание. Задача информационных технологий – выполнение различных манипуляций с данными: их сбор, хранение, обработка и представление, вне зависимости от содержания. ИТ одинаково работают с бухгалтерскими сведениями и сводками погоды – они обеспечивают хранение, получение информации и передачу ее средствами телекоммуникаций по конкретному адресу в заданном виде. Результат работы ИТ – доставка сообщения, содержание которого ИТ не интересует, от отправителя – к получателю. В отличие от ИТ функциональные подсистемы имеют четкую специализацию: подсистема “Кадры” не может вести учет продаж, а бухгалтерская подсистема не занимается маркетингом. Для функциональных подсистем главным является содержание информации, ее анализ и представление результатов обработки или анализа в виде, пригодном для подготовки и принятия решения. Результатом работы ФП может быть документ (например, проездной билет), отчет (например, о работе цеха за месяц), анализ (например, анализ продаж готовой продукции за различные периоды года в различных регионах) и т.д. При этом каждая ФП имеет свои повседневные обязанности: бухгалтерская подсистема ведет постоянный учет прихода и расхода материалов, финансовых средств; производственная подсистема управляет реальными процессами создания продукции; подсистема продаж ведет учет реализации готовых продуктов и их наличие на складе и т.д. Но у всех функциональных подсистем есть еще и одна общая постоянная задача: максимально быстро и точно представлять информацию о положении дел и состоянии процессов в подразделениях – обеспечивать “информационную прозрачность” компании для принятия своевременных и верных решений.Часто обсуждается вопрос: что важнее – информационные технологии или функциональные подсистемы? Вопрос выглядит наивным, вроде того – какая рука важнее для человека: левая или правая? Однако с точки зрения экономики – он интересен.ИТ представляет собой фундамент ФП и от того, каковы основные параметры этого фундамента – скорость, качество, надежность – обработки и передачи данных, зависит успешность работы ФП. При этом выбор этих параметров может определяться требованиями, диктуемыми ФП исходя из конкретных объемов выполняемой ФП работы. Поскольку технические требования к ИТ едины и стандартизованы, а способы создания ИТ – инфраструктуры также стандартны – удовлетворение требованиям функциональных подсистем при построении «фундамента» в принципе достигается просто.С другой стороны, формулировка требований ФП, как правило, не имеет стандарта, четкости и строгости, подобной ИТ. Специалисты, работающие в бухгалтерии или казначействе, могут лишь весьма приблизительно оценить объемы обрабатываемой информации по объективным причинам: платежи и выплаты случаются неравномерно, у них есть суточные (утром активность иная, чем вечером), недельные (понедельник / пятница) и сезонные (лето / зима) особенности. Можно было бы задать требования по максимуму, но это будет дорого, в любой организации есть жесткие ограничения по финансовым ресурсам. Кроме того, требования различных ФП могут противоречить друг другу. Например, производство потребует значительных запасов сырья, чтобы избежать возможных простоев из-за его нехватки, в то время как специалисты по финансам точно потребуют минимизировать запасы. В общем, исходящие от ФП требования могут быть сложны, нечетки и противоречивы. Тем не менее, именно компонента ФП служит достижению целей организации и ради нее строится весь фундамент ИТ.Так что ИТ и ФП существенно зависят друг от друга, причем существование ФП без ИТ невозможно, а ИТ без ФП – бессмысленно.^ Управление информационными системами – компонента, обеспечивающая оптимальное взаимодействие информационных технологий, функциональных подсистем и связанных с ними специалистов, а также их развитие в течение всего жизненного цикла информационной системы. Управление информационными системами предусматривает выполнение следующих функций: управление персоналом, управление пользователями, управление развитием, оперативное управление, управление качеством, финансовое управление.Управление качеством включает в себя: разработку корпоративных стандартов информационных систем, разработку соглашения об уровне обслуживания (Service Level Agreement – SLA), контроль качества сервисов, проектов.^ Управление персоналом включает в себя: обучение обслуживающего персонала, оценку эффективности деятельности персонала, планирование деятельности персонала, планирование карьеры персонала.^ Управление пользователями включает в себя: обучение пользователей, техническую поддержку, организацию “горячей линии”.Управление развитием информационных систем включает в себя: планирование развития информационных систем, бюджетное планирование, планирование обновления.^ Оперативное управление включает в себя: мониторинг функционирования; фиксирование, анализ и разрешение (или эскалацию) инцидентов; резервное копирование, восстановление, ремонт, регламентное обслуживание; конфигурирование, настройку, оптимизацию, управление производительностью; управление безопасностью; администрирование пользователей.^ Финансовое управление включает в себя: управление бюджетом, управление закупками, управление контрактами, управление основными средствами.Можно отметить, что довольно распространенным является заблуждение, заключающееся в отождествлении ИТ и ФП и полном игнорировании управленческой компоненты. На основании этого обычно ошибочно решается вопрос о руководстве имеющимися компьютерными и сетевыми ресурсами организации: на эту должность назначаются хорошие специалисты по ИТ, не имеющие представления о ФП и никогда в жизни не занимавшихся управлением сложными системами или проектами. Это приводит к неэффективному использованию имеющейся ИС, либо к провалу внедрения новой ИС – гигантским финансовым потерям крупной организации. В последнее время в руководстве крупными организациями стала появляться новая должность: вице-президента по информационным системам – CIO (Chief Information Officer), которая наряду с должностью президента или генерального директора (CEO – Chief Executive Officer), а также – главного финансиста, обычно – первого вице-президента по финансовым вопросам (CFO – Chief Financial Officer) – формируют высшее оперативное руководство компанией – современнный триумвират. Требования к квалификации CIO – самые высокие: знание экономики, конкретного бизнеса, в котором функционирует ИС, хорошей подготовки по ИТ, наличие навыков управления сложными системами и проектами, а также значительный опыт практической работы в данной отрасли. Не секрет, что таких специалистов сегодня крайне мало в России, да и в мире. Понятно, что их не станет много и в ближайшем будущем – это достаточно новая специальность, требующая очень хорошей подготовки одновременно в многих областях знаний и наличия практического опыта. Так что быстро большая армия квалифицированных CIO появиться не может. Поэтому и оплата труда таких специалистов превышает порой все мыслимые границы. Наша книга – первая ступенька для тех, кто планирует связать свою жизнь с информационными системами и серьезно изучает экономику, математику и принципы управления.Классификация ИС выделяет: локальные ИС, а также малые, средние и крупные интегрированные ИС (ИИС) или интегрированные системы управления (ИСУ).Локальные ИС обслуживают индивидуального пользователя, работающего без сети с конкретной функциональной подсистемой.^ Малые ИИС работают с небольшим количеством пользователей с ограниченной функциональностью.Средние ИИС работают с полной функциональностью и сравнительно небольшим количеством пользователей. Принято считать (2001 год), что к малым и средним ИИС относятся те ИС, внедрение которых требует не более полумиллиона долларов США.^ Крупные ИИС или ИСУ обеспечивают полную функциональность для большого количества пользователей. Обычно к крупным ИИС относят так называемые ERP-системы (Enterprise Resource Planning Systems – системы планирования ресурсов предприятия) – хронологически предшественниками которых были: в 60-е годы – MRP (Material Requirement Planning – системы планирования материальных ресурсов предприятия, системы управления запасами) и MRPII (Manufacturing Resource Planning – системы планирования производственных ресурсов предприятия) системы в конце 70-х – начале 80-х. В связи с развитием электронного бизнеса появляется новая разновидность – ERPII, представляющая ERP-системы, снабженные средствами подготовки и принятия решений в среде интернет. Современные ЕRР-системы фактически представляют собой архитектурную основу (backbone) для интеграции всех работающих ИС организации.Информация – существует в виде: данных, собственно информации и знаний. Для измерения информации используются синтаксическая, семантическая и прагматическая метрики.^ Данные – это фиксированные сведения о событиях и явлениях. Информация – это обработанные данные, представленные в виде, пригодном для принятия решений или для проведения аналитических исследований. Знания – это обработанная информация, используемая для принятия решений и решения задач, а также сведения о способах обработки информации для приведения её к виду, пригодному для принятия решений. Принято выделять три вида знаний: конкретные, концептуальные и метазнания.Примерами данных могут служить линии, оставляемые на бумажной ленте самописцами; рентгеновский снимок части тела больного; колонки чисел, представляющие котировки акций на бирже. Сведения, фиксированные таким образом, обычно становятся понятными после их обработки специалистами. Обработанные данные с комментариями специалистов превращаются в информацию. Полученная информация представляется лицам, принимающим решения, которые могут ей воспользоваться для принятия соответствующего решения – либо запросить дополнительную информацию. В наших примерах – это могут быть решения об эвакуации жителей, если самописец сейсмографа зафиксировал угрожающую динамику, диагноз и необходимый курс лечения для оригинала рентгеновского снимка, решение о продаже или покупке акций в зависимости от состояния и динамики рынка акций.Структура, схема функционирования информационной системы. ^ Вход – наборы данных для обработки информационной системой.Функциональные подсистемы – обеспечивают обработку, целесообразное преобразование данных для целей подготовки и принятия решений в рамках конкретной специализации в компании: финансовой, бухгалтерской, производственной, кадровой, маркетинговой и сбытовой.^ Выход – представление информации из ИС по месту её использования.Обратная связь – выходная информация, используемая специалистами для оценки и корректировки входа. Обратная связь – важнейшее понятие в представлении процессов управления. Анализ выходной информации после принятия некоторого решения руководством компании позволяет оценить успешность такого решения. Например, решение о снижении цен на готовую продукцию (информация на входе) с целью увеличения объема продаж и повышения прибыли – может быть оценено по результатам изменения ситуации на рынке. Полученные информационной системой сведения о последующем ходе продаж и величине прибыли (информация на выходе) служат обратной связью и становятся основой для анализа специалистами и принятия решения о том – сохранить введенные изменения цен или нет.^ Институциональная среда – свод формальных (документальных) законов и правил, которые регулируют поведение экономических агентов в обществе, законотворчество и контроль исполнения законов и правил, а также набор институтов (органов власти различного уровня), которые создание законов и правил, их исполнение и контроль за исполнением – осуществляют. Документы, формирующие институциональную среду, имеют очень широкий диапазон значимости. Сюда входит конституция страны, свод федеральных законов, кодексы – гражданский и уголовный, региональные регламентирующие документы, а также корпоративные правила и стандарты, действующие внутри конкретных компаний. К этому надо добавить множество институтов, отвечающих за сохранение и развитие институциональной среды. Здесь – все институты вертикали власти – от президента до местных исполнительных органов, а также – законодательные органы различных уровней – Государственная и региональные думы, Совет федерации и т.д. Картина институциональной среду будет более полной, если сюда добавить органы исполнения и контроля за исполнением существующих законодательных решений. Цель существования национальной институциональной среды – создание благоприятных условий для развития страны в соответствии с принятой концепцией. Принятая концепция экономического развития России – построение рыночной экономики – предполагает, что институциональная среда должна обеспечивать существование и развитие обязательных атрибутов свободного предпринимательства: равноправную конкуренцию, защиту прав собственности, защиту интересов потребителя, выполнение сторонами договорных обязательств и т.д. Соответствующие законы, поддерживающие принятую концепцию, принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и утверждаются Президентом, которые, как мы знаем, также являются элементами институциональной среды. Целью создания региональной и корпоративной институциональных сред – является введение правил и законов, позволяющих защитить и развить имеющееся у региона или компании конкурентное преимущество. Понятно, что довольно часто возникают конфликты интересов, а значит и документов, представляющих различные уровни иерархии институциональной инфраструктуры. Поэтому – важное место здесь занимают органы, позволяющие улаживать такие противоречия – конституционный и верховный суды, арбитражи. За приведением в действие существующих законов и правил следят исполнительные органы федерального уровня – МВД, ФСБ, Минюст, Генеральный Прокурор, Счетная Палата, а также разнообразные региональные и отраслевые управления, прокуратуры, инспекции, комиссии. Получаемые исполнительными органами сведения о нарушении принятых в установленном порядке законов и правил (обратная связь) – являются основанием для принятия решений о регулирующем воздействии на нарушителя.^ Внешняя среда – это множество существующих вне компании объектов и факторов, которые непосредственно влияют или могут повлиять на деятельность компании. Часть ее формируется в рамках существующей институциональной среды – это партнеры, конкуренты, поставщики сырья и потребители готовой продукции. Другая часть – объективная реальность условий функционирования – природа и климат, развитость транспортной, энергетической и информационной инфраструктур. Важно, что одним из факторов внешней среды является и совершенство институциональной среды, то есть – ее способность обеспечивать достижение поставленных целей (например, построение рыночной экономики). Как известно, идеальных законов не бывает, как не бывает безошибочно работающих органов власти. Но все-таки нам легко представить себе в качестве примера страну с хорошо развитой институциональной средой (как во многих странах Западной Европы) и страну, где очевидно либо не хватает законов, либо желанья их соблюдать. Чем более совершенна институциональная среда, тем более благоприятна для предпринимательства внешняя среда и наоборот. Можно серьезно рассматривать третью компоненту внешней среды, которая формируется на основе недостаточности институциональной инфраструктуры. Как отмечал К.Эрроу, в условиях отсутствия необходимого института (закона, правила или органа, который следит за их исполнением) – его роль начинают выполнять “невидимые институты”. Ими становятся “неписаные” правила, выполнение которых поддерживается “инициативными группами”. Эти группы формируются на основе общности интересов (региональных, религиозных, родственных, дружеских, криминальных) ее членов. Общее число требуемых институтов ограниченно, поэтому чем сильнее развиты невидимые институты, тем слабее влияет на экономическую активность официальная институциональная среда. При этом деятельность компаний под влиянием невидимых институтов может становиться частью “теневой экономики”, т.е. экономики, не имеющей адекватного информационного обеспечения. В такой экономике намеренно искажены сведения о входных (например, объеме используемых ресурсов) и выходных (например, полученных доходах и прибыли) параметрах компании. Для нас важно, что такие компании становятся “информационно непрозрачными”. ^ Заключительные замечания. Под влиянием внешней среды с учетом реальных институциональных условий внутри компаний формируется своя «корпоративная» среда, включающая корпоративные стандарты, культуру – непосредственно влияющая на практику подготовки и принятия решений. Очень важную роль эти факторы играют при оформлении документов, сопровождающих сделки. Если корпоративные стандарты на эти процедуры в компании отсутствуют, сделки оформляются произвольным способом, либо не регистрируются совсем – применение ИС практически невозможно. Жизненно важно для обеспечения эффективного функционирования компании наличие корпоративных справочников, содержащих единое и единообразное описание: всех поставщиков и потребителей, сотрудничающих с компанией. всех материалов, комплектующих и запчастей, используемых компанией. полного набора продукции, выпускаемой компанией.Информационные системы работают 24 часа в сутки и 365 (366) дней в году.Архитектура ИС \ ИТ\ управления ИС. ^ Архитектура информационных систем. Стратегические системы – top management. Следит за внешней средой, обеспечивает выживание и процветание компании в длительном периоде (5, 10 лет и более).^ Management Information Systems – управление, среднее управляющее звено. Выполнение протокола, отчёты, заданные стандарты.Система обработки знаний. CAD (computer aided design)/ CAM (computer aided manufacture). Проектирование, разработка новых моделей производства.Знания бывают конкретные (например, факт, что дерево легче воды), концептуальные (например, принципы кораблестроения) и метазнания – знания о знаниях (например, философия).Тема 2: Архитектура ИС. Схема информационной системы факультета. Информационная революция. Для того, чтобы создать информационную систему, или для того, чтобы её описать, надо, прежде всего, определить функциональности, задачи, которые эта ИС должна решать. Первой на факультете появилась вычислительная машина “Норд”. Она представляла логику мейн-фрейма. Мейн-фрейм (main frame) – система, при которой в центре есть сильный процессор, который поддерживает множество терминалов. Терминалы неинтеллектуальны, т.е. не имеют собственного процессора, средств запоминания, памяти. На факультете главным компьютером был “Норд Стоун”. Он имел 12 терминалов, используемых в учебном процессе. Работала система расписания доступа к терминалам. К середине 80-х стали появляться персональные компьютеры (ПК). Деканат Бухгалтерия Приёмная комиссия Функции: стипендия, зарплата, материальный учёт (материально-техническое обеспечение) Ф: маркетинг (сведения о факультете, реклама, условия поступления, подготовка к экзамену, проверка работ) Отдел кадров Учебная часть Ф: сведения о сотрудниках и студентах Ф: проверка посещаемости, документооборот (например, выписки к диплому) Библиотека Диспетчерская Ф: каталог Ф: составление расписания Столовая Кафедры Ф: поставка продуктов, реализация, производство Ф: учебно-методическая работа, сотрудники Документооборот (workflow) – одна из сложнейших функциональностей, хотя она привязана к другим.В 1998 году появилась сеть (Local Area Network (LAN)). В центре появился сервер сети, который объединил 6 дисплейных классов. Позже появились 4 сервера: студенческий, сетевой, научных работ, телекоммуникаций (интернета).Intranet – LAN Internet. Информационные технологии формируются здесь набором серверов, в отличие от системы main frame. Появилась идеология «клиент – сервер», которая представляет собой систему, где каждый сервер обслуживает свои функциональности. Вместо персональных компьютеров появились рабочие станции, и некоторые рабочие станции были объявлены серверами.Определения. Телекоммуникации – передача информации электронными средствами на большие расстояния.^ Локальная сеть – телекоммуникационная сеть, использующая собственно выделенные каналы и протоколы для обеспечения связи на небольших расстояниях.Intranet – локальная сеть, созданная на базе технологий internet и world wide web.Extranet – частная сеть, созданная для избранных пользователей (экзотическая сеть).^ World wide web (www) – система хранения, получения и предоставления информации в клиент-серверной архитектуре на основе html (hypertext markup language – гипертекстовый язык), позволяющего обеспечить динамическую связь между различными документами.^ HTML – гипертекстовый язык программирования, позволяющий устанавливать динамические связи с использованием гипертекста.Гипертекст – “активный” текст, содержащий в себе связи с другими документами и информацией.^ Динамическая связь – доступ в реальном времени к информации в связанном тексте.Протокол – набор правил и процедур, управляющих передачей информации между компонентами сети.^ FTP (file transfer protocol) – один из известных протоколов.Персональный компьютер – самая простая вычислительная единица. Элементарная вычислительная единица: есть процессор, память, выход к принтеру, но нет выхода в мировую сеть.^ Персональный компьютер – это компьютер, обладающий определённым набором компонентов.Рабочая станция – это персональный компьютер с мощной графикой, развитой математикой, способный работать в многозадачном режиме. Отличается от персонального компьютера только мощностью.Сервер – специальный компьютер, оптимально настроенный на выполнение определённого набора функций в сети. Характеризуется большой памятью, высокоскоростной передачей данных и очень мощным процессором. Мощный процессор позволяет с высокой скоростью обрабатывать данные. Сервер отличается от рабочей станции тем, что выполняет строго определённые функции для повышения эффективности, а также серверу предъявляются повышенные требования по работоспособности и надёжности. Можно провести всю цепочку от персонального компьютера до сервера.^ Клиент –средство и место ввода пользователей в информационную систему.Клиент-серверная модель (идеология)– это способ организации вычислений и передачи данных, который разделяет обработку информации между клиентом и сервером на сети, назначает выполнение функций наиболее приспособленному для данной работы элементу (то есть некоторые задачи вы можете решать на своём компьютере в локальном режиме).^ Main Frame – модель организации вычислений и передачи данных на базе одного суперкомпьютера, к которому подключены все пользователи организации.^ Тема 3: Серверы. Информационные системы. Сервер. Переход, повышение мощности:персональный компьютер  рабочая станция  серверНет чёткой границы. Всегда можно найти персональный компьютер, который будет рабочей станцией, и такую рабочую станцию, которая вполне может быть сервером. К серверу предъявляются повышенные требования по надёжности. Надёжность – это, во-первых, копирование, во-вторых, дублирование.Копирование (резервирование) (back up) – сохранение введённой информации в отдельном файле на отдельном носителе, например, флоппи диске.Дублирование означает, что при выходе из строя рабочего сервера его функции должны быть тут же подхвачены запасным сервером или рабочей станцией. Пользователи не должны заметить выхода из строя основного. Есть так называемые кластер-серверы – сдвоенные серверы, когда при выходе из строя одного второй автоматически подхватывает функции первого. Это дублирование в чистом виде.Виды серверов: серверы баз данных, серверы приложений (функциональностей, функциональных подсистем), файл-серверы, инерционные серверы, факс-серверы, почтовые серверы, серверы печати, серверы телеконференций, другие виды.Сервер баз данных обслуживает доступ клиентов к базе данных. Является частью современной системы “клиент-сервер”.Сервер приложений обрабатывает запросы от всех клиентов и предоставляет им доступ к общим функциональным подсистемам.Файл-сервер – сервер для работы с базами данных. Здесь имеются в виду возможности дублирования, и в большей степени копирования.^ Инерционный сервер – сервер для резервного копирования информации в крупных многосерверных сетях.Факс-сервер управляет факсимильной связью.Почтовый сервер занимается организацией электронной почты.^ Сервер печати управляет сетевым принтером в случае большого числа пользователей для повышения эффективности работы принтера.Сервер телеконференций отвечает за возможность общения с людьми, находящимися на далёком расстоянии от клиента.^ Информационные системы. Информационная система может быть представлена в виде связанных компонентов, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, представление и распределение информации. Есть два типа пользователей информационных систем: 1. лицо, принимающее решения (ЛПР), 2. лицо, подготавливающее решения.^ Классификация информационных систем по масштабам. Масштаб – это термин информационных систем.Масштабируемость информационной системы – это способность информационной системы расширяться, удовлетворять большему числу пользователей. По масштабам информационные системы делятся на 4 категории: малые, средние, крупные, огромные. 1) ^ Малые информационные системы (Low end PC) – локальные системы.Локальные системы – системы с небольшими функциональными возможностями для малых предприятий, которые могут работать даже на персональных компьютерах. Люди, имеющие маленькое производство, занимающиеся маленьким бизнесом, могут сами написать для себя систему, которая помогает им выполнять наиболее часто встречающиеся и рутинные работы, в том числе решение некоторых аналитических задач, хранение данных, представление специфических данных и т.д. Примеры локальных систем: 1C, ИНФИН, ПАРУС. 2) ^ Малые интегрированные системы (Middle end PC). Охватывают большое число функций. Их внедрение требует специальных консультантов. Работают на малых масштабах, могут работать без сети. По сравнению с предыдущим случаем масштаб увеличивается, появляется учёт не только бухгалтерский, но и финансовый и управленческий, появляется функция учёта материалов и т.д. Функциональность растёт, появляются гораздо более мощные рабочие станции. Но это всё ещё малые интегрированные системы. Примеры малых интегрированных систем: PLATINUM, SCALA, ГАЛАКТИКА, БОСС-КОРПОРАЦИЯ, ЭТАЛОН. 3) ^ Средние интегрированные системы (High end PC) – системы, охватывающие много функций и много пользователей. Обязательна сетевая конфигурация. Сложное внедрение. Если для локальной сети можно самостоятельно установить системы, следуя инструкциям по установке, то, чем дальше мы поднимаемся по масштабу, тем сложнее это внедрение. Примеры средних интегрированных систем: I.D.EDWARDS, PEOPLE SOFT. 4) ^ Крупные интегрированные системы (Enterprise Resource Planning (ERP)). Огромные (ERP) системы позволяют осуществлять полное управление и контроль крупными организациями. Примеры крупных интегрированных систем: SAP R/3, ORACLE APPLICATION, BAAN.^ Интегрированные системы. На примере экономического факультета. Когда на факультете действовала система Мейн-фрейм, и работала только одна информационная система, собственно функциональная подсистема, которая обеспечивала базу данных, то вопрос об интегрированности не стоял. Теперь, когда есть сеть, разные подразделения работают с разными системами (например, бухгалтерия работает с 1С, а отдел кадров – с системой “Гос Трудовик”). Интегрированная система появляется тогда, когда система позволяет получать необходимую и положенную по регламенту информацию в любом месте из любого функционального подразделения. Например, декан может получать любую информацию из любых подразделений. Зав. кафедрой будет получать меньше информации, только ту, которая ему положена. Ему недоступна, к примеру, финансовая информация. Суть интегрирования заключается в том, что все информационные системы, какими бы они ни были, в каком бы формате они ни работали, соединены на сети в единый механизм принятия решений. В интегрированной системе возможен доступ с любого клиентского места к любой функциональной подсистеме. Российские специалисты по разработке информационных систем популярны во всём мире. Однако в России собственных разработок ERP систем, например, даже не планируется. С точки зрения экономики: все российские системы технологически не уступают зарубежным, но нет устойчивого и массового спроса на крупные информационные системы. К мелким и средним предприятиям, с точки зрения информационных систем, обычно относятся те, внедрение интегрированных систем управления на которых стоит не более полумиллиона долларов.^ Классификация информационных систем по специализации. Информационные системы по специализации делятся на 6 основных видов. Частичную классификацию можно посмотреть в разделе “Архитектура информационных систем”. 1) ^ Операциональные информационные системы. Они ещё называются трансакционными или системами автоматизации офиса. Поддерживают исполнение работ элементарного уровня, те есть первичных операций и обработку трансакций.Трансакция – документальное сопровождение, операция, связанная с информацией.^ Обработка трансакций – обработка документа, сопровождающего реальную сделку (например, выдача счёта на покупку, выдача платёжной ведомости, учет движения материального ресурса). Коуз впервые ввёл понятие трансакции, за что получил нобелевскую премию. 2) ^ Системы обработки знаний предназначены для обработки знаний и предоставления на их основании новых проектов. Обработка знаний предполагает работу в проектных, конструкторских бюро. Основой информационных систем этого класса являются CAD (computer aided design)/ CAM (computer aided manufacture). Это интеллектуальные системы. 3) ^ Менеджерские (управленческие) информационные системы (МИС). Существуют для поддержки работы менеджеров среднего звена. МИС представляют в заданном регламенте отчёт о состоянии организации. Менеджер обычно отвечает за какой-то определённый разрез работ. И он всегда должен знать, в каком состоянии дела. Менеджер отслеживает внештатные ситуации с помощью этих систем, предотвращает их. От менеджерских информационных систем не требуется никакой интеллектуальной работы. Правда современные менеджерские информационные системы могут моделировать ситуации, отвечая на вопрос “Что будет, если…?”. 4) ^ Системы поддержки принятия решений (СППР). 5) Системы поддержки руководства (СПР). 6) Стратегические информационные системы.