1. Исторические и научные предпосылки возникновения социологии. В научный обиход понятие «социология» было введено в 1839 г. Огюстом Контом. Он сделал это с целью «иметь возможность обозначить одним словом ту дополнительную часть естественной философии, которая относится к позитивному изучению совокупности фундаментальных законов, свойственных социальным явлениям». К этому времени в Европе произошли те фундаментальные сдвиги в общественном сознании, обусловленные комплексом социально-политических, экономических, научно-технических и теоритических изменений, которые и спосбоствовали появлению социологического знания.Социально-пол предпосылки. 1. Процесс разделения общества на 2 антагонистических класса пролетариат и буржуазию. 2. Процесс полит. консолидации. Это вело к изменению социальной среды.Социально-эконом. 1.Связаны с определенным уровнем развития капиталистического общества. Стало ясно, что феодальное общество находится в глубочайшем кризисе, что оно исторически изжило себя и препятствует дальнейшему общественному росту. 2. Рост городов, миграция и отток сельских жителей в центр. 3. Появление мирового рынка. С развитием экономики тесно связано становление науки Нового времени. Научно-теоретические. Естествознание перестает быть собирательной наукой. Великие научные открытия (основы теоретической механики, сформулированные Галилеем, законы Кеплера, закон сохранения энергии, открытие клетки, изобретение телескопа и микроскопа и др.) расширили мировоззренческий и ментальный горизонты общества, что непосредственно сказалось на философии того времени, сделавшей громадный шаг в осмыслении мира, общества и науки. Большую роль в становлении социологии сыграли философские теории, либо напрямую связанные с осмыслением успехов естествознания, либо изучающие социально-политическую организацию общества. Философские теории эпохи ранних буржуазных революций в Европе, учения Бэкона, Гоббса, Локка, Спинозы, Вико и др., являющиеся, с одной стороны, отражением развития капиталистических общественных отношений, а с другой — результатом успехов в науке о природе, стали теоретическим и мировоззренческим базисом более поздних социологических доктрин. ^ Три основные идеи, лежащие в основании социологии: общества, прогресса, метода. Предыстория социологии – это прежде всего процесс формирования онтологических предпосылок социологического знания: представлений об обществе, о социальности, о социальной реальности.Формирование идеи общества. Уже в античную эпоху началось формирование двух традиций в объяснении возникновения общества и сущности социальности. Согласно одной из них (Аристотель), общество – это естественное образование; человек – существо по природе и изначально социальное и альтруистическое; вне общества он существовать не может. Государство, основанное на политической власти и юридических нормах и объединяющее определенное население на определенной территории, представляет собой лишь продолжение, развитие и укрепление социального по природе состояния человека. Согласно другой традиции (преобладала в Древнем Риме и Древней Греции), общество – это искусственное образование; человек – существо по природе и изначально асоциальное и эгоистичное; естественное состояние человека – внеобщественное и дообщественное. Общество – своего рода искусственный механизм, сконструированный людьми на благо индивидов. Государство, которое опирается на волю людей и на силу, выступает либо как сам этот механизм, либо как главное средство сделать его прочным и эффективным. Античность: понятие общества – более узкое, но и более конкретное. Оно включало только такие формы взаимоотношений, в которых очевидным и наглядным образом общность, союз, совместная деятельность. В средневековой Европе общество – конфессиональный характер. Общество – наднациональная и вненациональная сущность. Общественный договор – гипотетическое или подразумеваемое соглашение между людьми, благодаря которому осуществляется переход из “естественного” состояния в “гражданское”. У мыслителей XVII – XVIII вв. Общество = гостударство. О – искусственное изобретение человеческого разума, результат соглашения между людьми и воли законодателей. Договор выступал как реальный или гипотетический акт создания общества (государства). Общество – сумма составляющих его индивидов, руководствующихся, прежде всего, стремлением к самосохранению и благополучию. На рубеже XVIII – XIX вв. реакция против социального номинализма и индивидуализма; против господствовавшего ранее представления об обществе как искусственном порождении интеллекта и воли человека. Начинает ощущаться и различие между обществом и государством: их уже противопоставляют друг другу. Общество рассматривается как сущность скрытая, но незримо присутствующая “за” государством, находящаяся в его основе. Усиливается внимание к социальным классам и группам. С начала XIX в. идея общества и социальности проявляется в самых различных формах, а прилагательное “общественный” становиться очень популярным. Постепенно Общество стало мировоззренческой парадигмой. Из искусственного, произвольного образования, творения человеческих рук, оно превратилось в фундаментальную сферу реальности, определяющую самые разные стороны человеческого существования, политику, право, государственную жизнь. Социология родилась из соединения идеи общества с идеей науки об обществе.^ Формирование идеи социального закона (закона прогресса). Важнейшей интеллектуальной предпосылкой возникновения социологии как науки было представление о социальном детерминизме, т.е. о том, что в обществе господствуют не хаос и произвол, а пространственная и временная упорядоченность, причинно-следственные связи, обусловленность одних явлений и процессов другими. На этом представлении основывалась вера в то, что наука об обществе способна открывать, формулировать и изучать законы: универсальные, устойчивые и глубинные связи, зависимости и тенденции. Социология выросла из констатации трех законов, относящихся к социальному развитию: 1) социальное развитие существует, оно носит постоянный и универсальный характер. 2) в его основе лежит рост знания, прежде всего, научного, которое практически реализуется в развитии техники и промышленности. 3) общество в своем развитии совершенствуется, т.е. в нем действует закон прогресса. В середине XVIII в. начала зреть рационалистическая теория прогресса. В основе этого прогресса лежат успехи человеческого разума, воплощаемые в развитии наук, техники, искусства. Кондорсе: возможности человеческого разума безграничны, природных границ нет. Для Сен-Симона прогресс – это универсальный закон природы: он управляет людьми даже независимо от их воли (от военного типа к промышленному). Идея социального закона имела исключительно важное значение для возникновения и становления социологии как науки. Ведь согласно этой идее, социальные явления не поддаются произвольному манипулированию; они достаточно прочны и устойчивы, поэтому управлять ими можно лишь в ограниченных пределах и только опираясь на них самих; им свойственны пространственная и временная упорядоченность, доступная рациональному постижению^ Формирование идеи метода. В противовес теологическому, схоластическому и гуманистическому стандартам “учености” в результате научной революции в Европе сформировался новый эталон научности. Его основу составляла ориентация на создание “естественной” науки. “Естественное” при этом понималось как рациональное, основанное на разуме. Бэкон доказывал преимущество эмпирического, опытного метода познания и исследовал некоторые его разновидности. Обосновал метод эксперимента. Эмпиризм. Декарт обосновывал исключительное значение разума как источника и средства познания. Помимо рационализма и эмпиризма другими характерными чертами научной методологии этой эпохи стали следующие: феноменализм, антителеологизм, стремление к точному измерению изучаемых объектов, активность (тенденции к теоретическому и практическому конструированию объекта, тесная связь научной и практической методологии). Эмпирико-рационалистическая научная программа Бэкона – Декарта применительно к науке об обществе осуществлялась путем ассимиляции этой наукой достижений самых разных научных дисциплин. Это был прообраз будущей социологии. Таким образом, идея общества как особого естественного образования соединилась с идеей естественной науки, т.е. знания о неизменных естественных законах, прежде всего законе прогресса, знания, получаемого рациональными и эмпирическими методами и способного обеспечивать практическое усовершенствование социальных механизмов, опираясь на их естественные тенденции и подчиняясь им. Из соединения этих идей и родилась новая наука.^ 2. Огюст Конт – основатель позитивизма. Вклад в развитие социологии. Создал классификацию наук, назвал науку социологией, определил методы социологии, задачу социологии (познание объективной реальности), доказывал, что социология как наука может возникнуть только лишь на определенном этапе развития общества.^ Основные работы: «Дух позитивной философии» и «Курс положительной философии». Конт – создатель позитивизма. Сумел систематизировать и объединить основные доктрины европейского естествознания. Объявил о необходимости создания новой теории общества, которая должна быть позитивной.^ Главная идея позитивистского метода Конта – отделение наук от метафизики и теологии.Задача науки – открывать законы, понимаемые как постоянные, повторяемые связи между явлениями. Термин “позитивный” (по Конту) может быть использован в 5 значениях: реальный, полезный, определенный, полезный, положительный.^ Базовые принципы позитивизма: постулат онтологического натурализма (утверждение, что социокульт. и природные явления качественно однородны. Базовые принципы позитивизма:Поэтому общественные процессы должны анализироваться и объясняться с помощью законов прир.постулат методологического натурализма (система социального знания должна строиться по модели естественных наук и использовать их методы). постулат феноменализма (абсолютизация роли опыта и чувственных данных в противовес умозрительным выводам).постулат ценностной нейтрации (социолог как ученый должен воздерживаться от любых ценностных суждений относительно природы изучаемых явлений и полученных результатов).признание инструментального характера научного знания и ориентация на социальную инженерию. Конт выступал упразднителем философии в ее старом понимании. Философия не имеет собственного предмета, собственного метода, отличного от других наук. Отняв у философии собственный предмет исследования, Конт отождествил ее с суммой философий отдельных наук. Он видел задачу философии только в одном: получая данные специальных наук согласовывать их друг с другом, чтобы «создать общую систему человеческих понятий».^ Систематизация наук. В основу своей классификации наук Конт положил принцип однородности всех явлений. Понятие «однородности» подразумевает естественный характер всех явлений окружающего мира, т.е. подчинение их естественным законам этого мира. Классифицируя науки исходил из объективных атрибутов. Предложил 2 критерия классификации наук: Разделение на абстрактные и конкретные. Абстрактные – науки, о законах, определяющих категории и явления. Конкретные – науки, которые прилагают эти законы к частным областям.Разделение всех наук на 6 абстрактных теоретических дисциплин: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. Место каждой науки дано ей по степени усложнения предмета изучения. Самый сложный и наименее общий предмет – это социальные явления. Конт обращал внимание на то, что каждая последующая наука указанного иерархического ряда включает законы и методы предшествующей науки. Но в то же время это не означает, подчеркивал он, что ей не присущи собственные методы исследования и свои особые законы. В рамках системы наук социология, которая стоит на вершине иерархии, должна выполнять двоякую функцию: должна стать средством и целью этой самобосновывающейся системы. В качестве основного решающего средства заверешения системы должна она должна принять в себя и в то же время погасить все огрехи системы. Должна стать высшей, последней результирующей наукой. У Конта конструирование новой науки включает в себя 3 момента:работа по выведению понятия “чисто подлинной научности”. Когда мы поймем, что есть научное знание, тогда мы можем его конструировать.Построение системы положительных наук и определенного места в этой системе новой, еще только искомой (не существующей) науки об обществе.Систематизирующее описание общества, его элементов и законов, что и должно будет составить собственное содержание социологии.^ Предмет социологии – первичная реальность, т.е. общество в своей целостности и взаимосвязанности. Социология имеет предмет ближе всего сходный с предметом биологии. Конт одним из первых разрабатывает подход к обществу как к системе, прообразом которой выступает для него биологический организм. Он постоянно подчеркивает ее целостный, неделимый характер и взаимозависимость ее частей!^ Методы науки. Наблюдение (один из главных) соц фактов, что дает возможность поставить Соц на уровень науки. подчеркивает, что ему должна предшествовать выработка какой-то общей теории. Всякое изолированное, чисто эмпирическое наблюдение бесплодно и недостоверно: в этом случае наблюдатель чаще всего даже не знает, что он должен рассматривать в данном факте. Любой эмпир. Материал должен пройти контроль теории.Эксперимент: прямой (наблюдение явлений под влиянием созданных условий) и косвенный (Анализ патологических явлений в социологии, как и в биологии).Сравнительный – сопоставление разл-х типов О и общностей, в связи с законом развития О.Исторический (Суть в сопоставлении различных фаз эволюции человечества, последовательной оценке различных состояний человечества) в научном отношении он дополняет общую научную методологию.^ Закон трех стадий Закон трех стадий – основной закон науки об обществе. Именно с точки зрения данной идеи Конт прослеживал весь процесс развития человеческого знания, индивида и О в целом.Теологическая – господство религиозно-мифологического сознания. человеческий разум не в состоянии заниматься решением научных вопросов, но он занимается проблемами, которые недоступны человеческому познанию в принципе. Речь идет об исследовании конечных причин, абстрактных сущностей и т.д.Фазы:* Фетишизм – всем внешним телам приписывается жизнь, существенно аналогичная нашей, но почти всегда более энергичная вследствие их обыкновенно более сильного действия. Наиболее возвышенная ступень этого фазиса – поклонение небесным светилам.* Политеизм. Ясно представляет свободное умозрительное преобладание воображения, между тем как раньше преобладали инстинкт и чувства. Лишение вещей жизни.* Монотеизм. Разум начинает все более и более сокращать прежнее господство воображения, давая постепенно развиваться до сих пор почти незаметному всеобщему чувству, говорящему о необходимом подчинении всех явлений неизменным законам.Метафизическая. Конец XVIII – XIX вв. – человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии, метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций. Кризисная и переходная стадия.^ Положительная (реальная). Вторая половина XIX в. – здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями». Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой — познание не фактов, а законов. ^ Социальная статика и динамика Любой объект, по Конту, может изучаться с двух точек зрения: статической и динамической. Это относится и к изучению социальной системы. Поэтому социология делится в его доктрине на две части: социальную статику и социальную динамику. Для с/с высшая цель – обнаружение законов социального порядка, для с/д— законов прогресса.^ Социальная статика – это социальная анатомия, изучающая строение социального организма, с/д- социальная физиология, изучающая его функционирование. Объект первой из них — общества «в состоянии покоя», объект второй – общества «в состоянии движения». С/с выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам, и соответствующие законы гармонии.^ Социальная динамика — это теория прогресса. Понятие прогресса характерно только для человеческих обществ, составляет их специфику и позволяет отделить социологию от биологии. Прогресс здесь возможен благодаря тому, что, в отличие от обществ животных, одни поколения могут передавать другим накопленные материальные и духовные богатства. Социальный прогресс в конечном счете проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего человека «непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие своего существования”. Конт постоянно подчеркивает непрерывный и преемственный характер прогресса. Подобно тому как социальная статика выявляет солидарность в пространстве, социальная динамика выявляет солидарность во времени. Социальная динамика рассматривает каждое последовательное состояние общества как результат предыдущего и необходимый источник будущего. Главный закон социального прогресса у Конта — это закон трех стадий. Все общества раньше или позже проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии.^ 3. Эволюционная социология Спенсера. Герберт Спенсер (1820-1903) – английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма.Основные труды: “Синтетическая философия”, “Социология как предмет изучения”, “Основы социологии”. На основе изучения развития органического мира Спенсер на семь лет раньше Дарвина пришел к идее существования эволюции в биологическом мире и сформировал принципы естественного отбора и борьбы за выживание в мире природы. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества. Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах:эволюционной теории, органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма), учении о социальной организации – структурных механизмах и институтах. Предмет социологии:Изучение эволюции в ее наиболее сложной форме.Предметная область социологии определяется особым характером явлений надорганического порядка. С точки зрения Спенсера, ее образуют «процессы и продукты, предполагающие координированные действия многих индивидов», иначе говоря, процессы и продукты человеческого взаимодействия («действий» и «реакций»). Из этой предметной области Спенсер в качестве основных единиц изучения выделил «социальный агрегат» (или «общество») и социальный институт». Изучать их можно и нужно в двух аспектах: в аспекте их эволюционного изменения и развития и в аспекте их внутренней структуры. По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов:рост, увеличение в объеме, усложнение структуры, дифференциация функций, рост взаимодействия структуры и функций, возможность временного существования частей при расстройстве жизни целого. В тоже время он видел различия биологического и социального организма: в первом – части соединены неразрывно, вторые же – дискретное целое, в котором части – люди – свободны и рассеяны. В первом – способность чувствовать сосредоточены в одной части, в обществе же сознание разлито по всему организму. В живом организме части существует ради целого, в обществе же благо общества существует для его членов – людей. По Спенсер, социальный организм состоит из трех главных систем: регулятивной системы-это государство обеспечивающее подчинение частей целому, поддерживающей системы – производящей средства для жизни, и распределительной системы – связь органов. Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию:интеграция – в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи. дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество – простое и однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества. Спенсер рассматривал эволюцию как единство этих двух процессов. Эволюция проходит три фазы: неорганическую, органическую и сверхорганическую. Фазы – это основные этапы эволюции, проходят определенные периоды развития. Неорганическая фаза – это возникновение и развитие космических систем, органическая фаза – возникновение и развитие растительного и животного мира, сверхорганическая – возникновение и развитие человека и общества. Спенсер считал, что в истории осуществляется переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому («военный» тип), к обществу, в котором социальный организм служит составляющим его индивидам («промышленный» тип). Невмешательство государства в соц.-экон. жизнь, свободная конкуренция, частная инициатива во всех сферах являются по Спенсеру условиями и источниками общественного прогресса. В своей работе «Основания социологии» Спенсер так пишет о том, что в обществе регресс имеется столь же часто, как и прогресс. Хотя аналогия с природным биологическим организмом в теории Спенсера нередко вела к упрощению в понимании общества, в то же время она обнаружила огромный и плодотворный методологический потенциал. Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода, которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем:Общество рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д. Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет определенные функции. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство. Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции. Спенсер первый приметил в социологии понятия структуры и функции, системы, института. И последнее, надо сказать, является его важной заслугой. Не смотря на то, что Спенсер ввел термин социальный институт, четкого определения дать ему не смог.^ Социальный институт – орган общественного суперорганизма, который делает возможными совместную жизнь и сотрудничество. Им были выделены домашние и., обрядовые и., политические, церковные и., профессиональные и., промышленные и. Лишь путем изучения этих институтов, полагал Спенсер, можно познать специфику основной «социальной единицы» – индивида. Таким образом, Спенсер является родоначальником органической школы в социологии; Сформулировал основные функции общества: поддерживающая, распределительная, регулятивная; Вел термин «социальный институт», попытался исследовать эту категорию; Сформулировал закон равной свободы: каждый человек волен делать все, что захочет, если не ограничивает свободу других людей. Конечно, многое в теоретическом наследии Конта и Спенсера устарело и ныне представляется наивным дилетантизмом. Не случайно их концепции называют «протосоциологией», т.е. первичной, незрелой социологией. Это приступ к настоящей науке, но еще не вполне наука. И все же труд их не пропал даром. Ими были созданы контуры науки, отличительные методы познания, было дано имя науке. Основоположники позитивной социологии открыли путь, ведущий в еще неизведанные области социального познания^ 4. Социологические школы “одного фактор8а”: социал-дарвинизм, расово-антропологическая, географическая, психологическая. Вторя половина 19 века – редукционистский этап в развитии социологии (упрощение, сведение сложного процесса к более простому). Социология «расщепилась» на множество направлений, каждое из которых претендовало на первенство.Географическая школа отводила главную роль географической среде: климат, прир. богатства, наличие гор, лесов, рек и длины береговой морской или океанической линии и т. п. Сторонники данной школы стремились выяснить и отыскать естественные, но часто таинственные пути, при помощи которых различная физико-географическая среда оказывает влияние на судьбы народов, предоставляя некоторым из них верховенство над другими народами. Г. Бокль, Ф. Ратцель, К. Риттер, Э.Реклю и другие.Социальный дарвинизм пытался свести законы развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора, выживания наиболее приспособленных, к установкам теорий инстинкта, наследственности и т.п. Центральной идеей социал-дарвинизма была попытка объяснить все социальные явления и действия указанием на лежащие в их основе природные силы человека и свести основные движущие силы человека к его инстинктам и потребностям. “Борьба за выживание” и естественный отбор становились универсальными объяснениями социальной эволюции и социальных изменений. Среди представителей данной школы можно назвать Г. Спенсер, У. Беджгот, Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, А. Смолл, У. Самнер. Кроме выше названных в разное время и в разной степени под влиянием этих идей находились столь различные социологи, как К. Маркс, Г. Тард, А. Лориа, Ж. Ляпуж, Э. Ферри, Г. Зиммель, Т. Веблен и др. Даже ученые, весьма далекие от собственно социального дарвинизма или откровенно враждебные ему, нередко находились под его влиянием и использовали его категории. Однако представители социал-дарвинизма часто принадлежали к различным и даже противоположным идеологиям. Среди них были консерваторы (Т. Мальтус 1766-1834), предлагавшие меры для сохранения социальной иерархии, и либералы (Г. Спенсер1820-1903), которые уподобляли экономическую конкуренцию естественному отбору, считали ее источником индивидуализма и стихийной конкуренции в обществе. Общепризнанным инициатором и вдохновителем социального дарвинизма явился Герберт Спенсер, рассматривавший борьбу за существование, естественный отбор и выживание наиболее приспособленных в качестве не только биологических, но и социальных факторов. Спенсер первым в развёрнутой форме стал разрабатывать подход, получивший впоследствии название общей теории систем, и применять его к человеческому обществу. В своих исследованиях он сочетал структурно- функциональный и эволюционный анализ общества. Считал общество особой реальностью, возникшей в результате взаимодействия индивидов и зависящей от них. Спенсеровское представление об обществе как об организме позволило осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем. Самые реакционные варианты социал-дарвинизма связаны с расизмом, евгеническими теориями, утверждавшими взаимосвязь расового и классового неравенства, разделение общества на полноценных и неполноценных членов, и с концепциями, утверждавшими первичную роль иррациональных факторов в коллективном поведении.Расово-антропологическая школа – разновидность биолого-натуралистического направления социологии конца ХIХ – начала ХХ века. Несмотря на множество различий и оттенков, присущих отдельным расово-антропологическим концепциям, все они сводятся к следующим главным постулатам, объединяющим эти концепции в «школу»: социальная жизнь и культура зависят от расово-антропологических факторов;расы, как множества людей, объединенных общими наследственными антропологическими признаками, являются основными субъектами исторических процессов; расы не равны между собой в интеллектуальных, творческих и других способностях; расовые смешения вредно действуют на социальное и культурное развитие общества; социальное поведение человека целиком или в большинстве случаев детерминировано биологической наследственностью. Взгляды этой школы разделяли Ж.А. Гобино, Х. Чемберлен, Т.В. де Лапуж, О. Аммон, Л. Вольтман.О. Аммон (Германия) и Т.В. де Лапуж (Франция) обосновывали прямую зависимость классовой принадлежности от антропологических параметров индивидов, разработали принципы антропометрии, которая позднее активно применялась в фашистской Германии для “очищения” арийской расы. Л. Вольтман (Германия) был одним из ранних идеологов национал-социализма и приписывал все достижения мировой культуры влиянию “германской расы”. Французский социальный философ Жозеф Артур де Гобино (1816 – 1882) – активный сторонник идей “чистоты расы”. Единственной цивилизованной считал белую расу, которая определяла ход истории. Другие, “цветные расы” стоят значительно ниже по рациональности, самоконтролю и героическому духу. Белая раса изначально по своей природе владела монополией на красоту, ум и силу. В белой расе он выделяет три вариации: “хамиты”, “семиты” и “яфетиды”. Из яфетидов Гобино превозносит “арийцев”, как прирожденную “расу владык”. Свои выводы Гобино делал на произвольном толковании истории. Данная школа послужила наукообразной основой идеологии национал – социализма.Психологическая школа – одна из наиболее влиятельных в конце 19 начале 20 века. Основные представители – Г.Тард, Г.Лебон (Франция), У.Уорд, У.Самнер, А.Смолл, Ф.Гидденс, Ч.Кули (США).Они пытались решить все социологические проблемы средствами психологической методологии. К психологическому направлению социальной философии относятся: “психология народов”; психологический эволюционизм; инстинктивизм; групповая психология и т.д.Гюстав Лебон (1841 – 1931) – “Психология толпы” (1895), “Психологические законы эволюции народов” (1894). Он считал, что европейское общество вступило в период своего развития – в “эру толпы”, когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. “Толпа” или “масса” – это группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленная общими чувствами и готовая следовать за своим лидером. Покорить стихию массового сознания не может рациональная сила, так как в толпе мысли отдельного человека направляются общим настроением. Чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее у него чувство реальности и тем больше он подвержен влиянию лидера. Некоторые лидеры имеют резко выраженные психические отклонения, способности “заражать” толпу.Тард Габриэль (1843–1904) – французский социолог, один из основоположников социальной психологии и главных представителей психологического направления в социологии. Тард сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является мозг индивидуума. Тард объяснял общественную жизнь и ее процессы действием простых психических механизмов. Элементарным общественным фактом Тард считал психическое состояние индивида, вызванное влиянием другого индивида. Это состояние исследует интерментальная психология, которую Тард назвал социологией. По Тарду, первым условием общественных фактов являются изобретения – акты творчества, создающие язык, правительство, религию и т.д. Другая тенденция – стремление к подражанию (новые изобретения – новые волны подражания). Концепции Тарда повлияли на теории «массового общества», иследования массовой коммуникации и распространения инноваций.Психоаналитическое направление. Психоаналитическая ориентация в социальной философии включает в себя социально-философские и социологические идеи З.Фрейда и его последователей, некоторые теории, имеющие фрейдисткие компоненты, а также конкретные исследования, основанные на принципах психоанализа (А.Адлер, Э.Фромм, К.Хорни, Г.Рохайм, Г.Маркузе и др.). Основная проблема психоанализа – конфликт личности и общества. По мнению большинства сторонников психоанализа, цивилизация, социальные и моральные нормы, запреты, санкции, социальный контроль и репрессивность искажают, подавляют, вытесняют исходные влечения или потребности человека, ведут к прогрессирующему отчуждению, неудовлетворенности, деформации характеров, развитию неврозов и т.д.^ 5. Социология Эмиля Дюркгейма Классический этап в развитии социологии конец 19 – 20-е гг. 20 века. Назовем причины выделения данного периода:исторические предпосылки: резкое обострение социальных конфликтов между социальными группами;кризис в естествознании – потребовался новый подход к анализу социальной действительности. Именно в этот период было дано истинно научное описание социальной реальности, были предприняты попытки использования эмпирических данных. Важнейшими задачами теоретиков данного периода былипоиск предмета новой науки;выяснение соотношения личности и общества.Эмиль Дюркгейм (1857-1918) — патриарх французской социологической школы, признанный классик мировой социологии. Работы: “О разделении общественного труда” (1893), “Метод социологии” (1895), “Самоубийство” (1897) и “Элементарные формы религиозной жизни” (1912). Наиболее четко принципы классического типа научности были сформулированы в его работе «Правила социологического метода». Дюркгеймовсая социология основывается на теории социального факта.Социальный факт – это всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. Так, при рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно. В этой работе он излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы социологии существовать в качестве науки:Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещь». Это означает, что социальные факты: а) внешни для индивидов, б) они материальны, наблюдаемы и безличны, в) существующие между фактами отношения причинности позволяют сформулировать законы функционирования общества.Второе правило состоит в том, чтобы социология не должна подчиняться никакой идеологии, лич
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…