1. Начало трагедии

1. Начало трагедии.В результате огромных затрат на Ливонскую войну и разорения страны в ходе опричнины страна попала в тяжелейший экономический кризис. Этот кризис получил название “порухи 70-80 годов XVI века”. Запус­тели наиболее развитые в экономическом отношении центр (Москва) и северо-запад (Новгород и Псков) страны. Часть населения разбежалась, другая — погибла в годы опричнины и Ливонской войны. Более 50 % пашни (а местами до 90%) оста­вались необработанными. Многие помещики, не говоря о крес­тьянах, бедствовали. Резко возрос налоговый гнет, цены вырос­ли в 4 раза. В 1570—1571 гг. по стране прокатилась эпидемия чумы. Крестьянское хозяйство потеряло устойчивость, в стране начался голод. Помещики в этих условиях не могли выполнить свои обязанности перед государством, а у последнего не доста­вало средств для ведения войны и управления державой. В этих условиях государственная власть пошла по пути прикрепления основного производителя — крестьянства — к земле феодалов-землевладельцев. 18 марта 1584 г. во время игры в шахматы умер Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева (1581), младшему сыну Дмитрию было лишь два года. Вместе со своей матерью, седьмой женой Ивана IV Марией Нагой, он жил в Уг­личе, отданном ему в удел. На престол вступил средний сын Грозного — двадцатисемилетний Федор Иванович (1584-1598), мягкий по натуре, но не способный к управлению государством. “Я царь или не царь”, — сакраментальная фраза, вложенная в его уста А.К.Толстым, удачно характеризует Федора Ивановича. Понимая, что престол переходит к блаженному Федору, Иван IV создал при сыне своеобразный регентский совет. Фактическим правителем государства стал шурин царя боярин Борис Федорович Годунов, на сестре которого был женат Федор. Годунов входил в реген­тский совет при Федоре Ивановиче. Он выдержал ожесточенную борьбу с крупнейшими боярами за влияние на государственные дела. Среди бояр,входивших в Совет, были Никита и Федор Ни­китич Романовы — брат и племянник первой жены Ивана Гроз­ного, а также Иван Петрович Шуйский — отец будущего русско­го царя Василия Шуйского. В 1591 г. при неясных обстоятельствах в Угличе погиб, якобы напоровшись на нож в припадке эпилепсии, последний из прямых наследников престола царевич Дмитрий. Народная молва, а так­же обвинения, инспирированные противниками Годунова, припи­сывали ему организацию убийства царевича с целью захвата вла­сти. Однако историки не располагают убедительными докумен­тами, которые доказывали бы виновность Годунова. Со смертью бездетного Федора Ивановича в 1598 г. прекрати­лась старая династия. Царь Федор умер б января 1598 г. Древнюю корону — шапку Мономаха — надел на себя Борис Годунов, одержавший победу в борьбе за власть. Среди современников и потомков многие сочли его узурпатором. Но такой взгляд был основательно поколеблен благодаря работам В. О. Ключевского. Известныйрусский историк утверждал, что Борис был избран правильным Земским собором. Земскими соборами в России называли представительные учреждения, возникшие в России в период реформ — в середине XVI в. Правительство созывало земские соборы для реше­ния важных политических и финансовых вопросов. На со­боры приглашали помимо Боярской думы и высшего духовенства также представителей дворянства, духовенства и верхов посад­ского населения. Сохранилось не одно, а два соборных постановления об утверждении Бориса в царском чине. На первом имеется дата — “июль 1598 г.”, на втором — “I августа 1598 г.”. Если верить этим расхождение тем, что списки были составлены при созыве собора в феврале — марте, а подписи собраны при закрытии собора в августе. Гипотеза В. О. Ключевского кажется, однако, неудачной. Тщательная проверка списков и подписей избирателей поз­воляет установить иную дату составления грамоты. После коро­нации, в первых числах сентября, Борис пожаловал чинами мно­гих знатных дворян, участвовавших в выборах. Основной факт состоит в том, что избирательная грамота Годунова отразила состав Боярской думы не на 1 августа 1598 г., а на январь 1599 г. Новые бояре и окольничие поименованы в грамоте с теми чина­ми, которые пожаловал им Годунов в конце 1598 г. Новая датировка объясняет, почему далеко расходятся между собой списки церковного собора в двух утвержденных грамотах. Не две-три недели, а год разделял две редакции грамоты, и в этот период сменились настоятели ряда монастырей. Возникла даже новая епископская кафедра в Кореле, и она впервые названа в поздней редакции “утвержденной грамоты”. Факты позволяют обнаружить второй подлог в избиратель­ных документах Годунова. Цели и мотивы этого подлога можно понять. Окружение нового царя ориентировалось на пре­цедент — избрание царя Федора. Земский собор “избрал” на трон слабоумного царского отпрыска ровно за месяц до его коронации. Годуновская канцелярия стремилась доказать, что и Борис короновался на царство через месяц после избрания на Земском соборе. В самом конце 1598 г.— начале 1599 г. власти созвали в Москве Земский собор и представили ему на рассмотрение новую утвержденную грамоту. Законность нового собора не вызывала ни малейшего сомнения. В полном соответствии с соборной практикой XVI в. его члены были назначены самим правительством. На соборе присутствовали как сторонники, так и бывшие противники Годунова. Таким образом, новый собор обладал достаточной представительностью.Годунов вел успешную внешнюю политику. При нем происхо­дило дальнейшее продвижение в Сибирь, осваивались южные районы страны. Укрепились русские позиции на Кавказе. После продолжительной войны со Швецией в 1595 г. был заключен Тявзинский мир (близ Ивангорода). Россия вернула себе утерян­ные земли на берегу Балтики — Ивангород, Ям, Копорье, Корелу. Было предотвращено нападение крымских татар на Москву. В 1598 г. Годунов с 40-тысячным дворянским ополчением лично возглавил поход против хана Казы-Гирея, не отважившегося вступить в русские земли. Велось строительство укреплений в Москве (Белый город, Земляной город) и в пограничных городах на юге и западе страны.Однако ослабленная Россия не имела сил для ведения широ­комасштабных военных действий. Этим обстоятельством вос­пользовались ее усилившиеся соседи – Речь Посполитая, Шве­ция, Крым и Турция. Обострение международных противоречий станет еще одной причиной разразившихся в период смуты собы­тий. Крупным успехом было учреждение патриаршества в Рос­сии. Повысился ранг и престиж русской церкви, она стала окон­чательно равноправной по отношению к другим православным церквам. Первым русским патриархом в 1589 г. был избран Иов – сторонник Годунова. Ему подчинялись четыре митрополита (Новгородский, Казанский, Ростовский, Крутицкий) и шесть ар­хиепископов. Борис Годунов, пожалуй, первым из русских царей сделал по­пытку сближения с Западной Европой. Он приглашал иноземцев на русскую службу, предоставлял им право беспошлинной тор­говли и освобождал от налогов. 18 московских дворян впервые были посланы учиться за границу (ни один из них во время смуты не вернулся назад). Не осуществилось еще одно желание Бориса – открыть в Москве университет. Главная задача нового царя и его советников заключалась в преодолении хозяйственной разрухи. Дав некоторые льготы дво­рянству и посадским людям, правительство в то же время пошло по пути дальнейшего закабаления крестьянства, что выразилось в политике его дальнейшего закрепощения в конце XVI в.Это выз­вало недовольство широких народных масс На страну легло бремя крепостничества. Крестьяне, холопы, горожане покидали обжитые места в центре и бежали на окраины, за пределы пограничных оборонительных линий – засек. В глубинах “дикого поля” – необжитых южных степях образовались казацкие общины, которые успешно вели борьбу с кочевниками. Отражая частые нападения со стороны татар, донские казаки продвинулись к устью Северского Донца и основали там свою столицу Раздоры. Успехи казацкой воль­ницы вызывали глубокую тревогу в московских верхах. Пока тихий Дон служил прибежищем для беглых, крепостной режим в центре не мог восторжествовать окончательно. Борис пре­красно понимал это, и его политика в отношении окраины отличалась решительностью и беспощадностью. Шаг за шагом правительственные войска, продвигаясь вслед за казаками, строили средь “дикого поля” новые городки и укрепления. Степные воеводы верстали колонистов на службу и обязывали их пахать государеву пашню. На следующий год .после коронации Борис послал в глубь казачьих земель круп­ные военные силы для основания города Царева-Борисова. Новая крепость отстояла уже на сотни верст от старых русских рубежей. Зато из нее открывались кратчайшие пути к Раздорам. Противостояние крепости с царским именем и казачьей столицы имело некий символический смысл. Название крепости показывало, что взаимоотношения с казачеством стали для Бориса не только предметом постоянного беспокойства, но и вопросом престижа.Казачье войско не могло существовать без подвоза бое­припасов и продовольствия из России. Стремясь подчинить казачью вольницу, Годунов запретил продажу пороха и продовольствия на Дон и стал преследовать тех, кто нарушал стро­гий указ. Царь Борис сознавал, какую опасность таит в себе бурлящая окраина. Но предпринятые им попытки стеснить казачью вольность обернулись против него самого. Донские казаки поддержали восстание в пользу самозванца. При вступлении на престол Борис торжественно обещал покончить с нищетой народа в своем царстве. После коронации он не раз повторял, что готов разделить с подданными послед­нюю рубашку. Иноземные послы считали, что Годунов по­мышляет об облегчении участи крестьян. Но какими бы ни были помыслы Бориса, они не получили осуществления на практике. Отмена Юрьева дня и проведение в жизнь указа о сыске беглых крестьян безмерно расширили власть феодальных зем­левладельцев над сельским населением. Дворяне все чаще вводили в своих поместьях барщину, повышали оброки. Кресть­яне с трудом приспосабливались к новому порядку. Они ми­рились с временной отменой Юрьева дня, пока им сулили близ­кие “государевы выходные лета”. Но шли годы, и население все больше убеждалось в обмане. В начале XVII в. на Россию обрушились неслыханные стихийные бедствия, вызвавшие массовое разорение деревни. В дни холодного лета 1601 г. длительные дожди помешали созреванию хлебов. Ранние морозы довершили беду. Кресть­яне использовали незрелые, “заблые”, семена, чтобы засеять озимь. В итоге на озимых полях хлеб либо вовсе не пророс, либо дал плохие всходы. Посевы, на которые земледельцы возлагали все свои надежды, были погублены морозами в 1602 г. В 1603 г. деревне нечем было засевать поля. Наступил страшный голод. По обыкновению цены поднимались к весне. Нечего удив­ляться, что уже весной 1601 г. хлеб стал дорожать. Через год це­ны на рожь — основной продукт питания русских людей — поднялись в 6 раз, а затем еще втрое. Не только малоимущие, но и средние слои населения не могли покупать такой хлеб. Исчерпав запасы продовольствия, голодающие стали ловить и поедать кошек и собак, есть траву и липовую кору. Голодная смерть косила население по всей стране. Трупы умерших валя­лись по дорогам. В городах их едва успевали вывозить в поле, где закапывали в большие ямы. Только в Москве городские вла­сти за время голода погребли на трех больших братских клад­бищах 120 тысяч мертвецов. Эту цифру приводят такие осведом­ленные современники, как француз Жак Маржерет и русский писатель и монах Авраамий Палицын. Летописцы очень точно охарактеризовали поло­жение, сложившееся в разгар голода, когда “бысть великое на­силие, многие богатые дома пограбили, и разбивали, и зажига­ли, и повсюду был страх великий и умножишаяся неправды”. Беднота нападала на хоромы богачей, устраивала поджоги, что­бы легче было грабить, набрасывалась на обозы, едва те появля­лись на столичных улицах. Перестали функционировать рынки. Стоило торговцу показаться на улице, как его мгновенно окру­жала толпа, и ему приходилось думать лишь об одном — как спастись от давки. Голодающие отбирали хлеб и тут же поеда­ли его. Грабежи и разбои в Москве по своим масштабам, по-видимо­му, превосходили все, что творилось в уездных городах и на до­рогах. Именно это и побудило Бориса возложить ответствен­ность за поддержание порядка в столице на высший государст­венный орган — Боярскую думу. Бояре получили наказ исполь­зовать любые военные и полицейские меры, чтобы “на Москве по всем улицам, и по переулкам, и по полым местам и подле го­родов боев, и грабежов, и убийства, и татьбы, и пожаров, и вся-ково воровства не было никоторыми делы”. Пока в окрестностях столицы действовали малочисленные шайки “разбоев”, прави­тельство гораздо больше опасалось восстания в городе, нежели нападения шаек извне. Но положение переменилось, когда “разбои” объединились в крупный отряд. Его предводителем был Хлопко. По словам современников, среди “разбоев” преоб­ладали беглые боярские холопы. Прозвище атамана указывает на то, что он также был холопом. В сентябре 1603 г. Хлопко действовал на Смоленской и Тверской дорогах. В то время в Москве порядок в западных кварталах “по тверскую улицу” ох­ранял воевода Иван Басманов. Понадеявшись на свои силы, он вышел из городских ворот и попытался захватить Хлопка. Пять­сот повстанцев приняли бой. Басманов был убит. Лишь получив подкрепления из Москвы, правительственные войска разгроми­ли восставших. Хлопка и других пленных привезли в столицу и там повесили. В выступлениях 1602—1603 гг. трудно провести разграничи­тельную черту между разбойными грабежами и голодными бун­тами неимущих. Социальный характер движения проявлялся прежде всего в том, что порожденное голодом насилие было об­ращено против богатых. В разгар восстания Хлопка царь Борис издал указ о немедленном освобождении всех холопов, неза­конно лишенных пропитания их господами. Царский указ под­тверждает слова современников о том, что на разбой шли преж­де всего боярские холопы. ^ 1. Лжедмитрий I.Нестабильность экономики и социальные конфликты люди того времени объясняли, как Божью кару за неправедные действия незаконного, “безродного” царя Бориса Годунова. Бояре, всячески стремясь сохранить власть, стремились убрать потенциальных претендентов. Так, одного из самых близких по крови к Федору Иоанновичу его двоюродных братьев – Федора Никитича Романова (отца будуще­го основателя династии Романовых царя Михаила) насильно по­стригли в монахи и сослали в Антониево-Сийский монастырь (неподалеку от Архангельска) под именем Филарета. В обстановке всеобщего недовольства Борисом широкое рас­пространение получили слухи, что жив царевич Дмитрий, “чудесно спасшийся” в Угличе. В 1602 г. в Литве объявился че­ловек, выдававший себя за царевица Дмитрия. Он поведал поль­скому магнату Адаму Вишневецкому, что его подменили “в спальне угличского дворца”. Покровителем Лжедмитрия стал самборский (вблизи Львова) воевода Юрий Мнишек. Согласно официальной версии правительства Бориса Годунова, человек, выдававший себя за царевича Дмитрия, был монах Гри­горий (в миру – мелкий дворянин Юрий Богданович Отрепьев). Юшка, как его звали в молодости, проявил незаурядные способ­ности – знал латинский и польский языки, имел каллиграфиче­ский почерк, обладал редкой способностью быстро ориентиро ваться в конкретной обстановке. Дед отправил его в Чудов монастырь, но Отрепьев недолго прожил под надзором деда. Архимандрит вскоре отличил его и перевел в свою келью. Там чернец, по его собственным словам, занялся литературным трудом. “Живучи де в Чюдове монастыре у архимандрита Пафнотия в келий,— рассказывал он знакомым монахам,— да сложил похвалу москов­ским чудотворцам Петру, и Алексею, и Ионе”. Пафнотий по­спешил отличить инока, не достигшего двадцати лет, и дал ему чин дьякона. История последующего взлета Отрепьева описана одинако­во самыми различными источниками. Патриарх Иов в своих гра­мотах писал, будто взял Отрепьева на патриарший двор “для книжного письма”. На самом деле Иов отличил способного инока не только из-за его отличного почерка. Чернец вовсе не был простым переписчиком книг. Его ум и литературное даро­вание доставили ему более высокое положение при патриаршем дворе. У патриарха Григорий продолжал “сотворяти каноны святым”. Прошло совсем немного времени с тех пор, как Отрепьев яв­лялся во дворец в свите окольничего Михаила Никитича. Те­перь перед ним вновь открылись двери кремлевских палат. В царскую думу патриарх являлся с целым штатом писцов и по­мощников. Отрепьев оказался в их числе. Патриарх в письмах утверждал, что чернеца Отрепьева знают и он сам, святейший патриарх, и епископы, и весь собор. По-видимому, так оно и бы­ло. Сам Отрепьев, беседуя с приятелями, говорил им, что патри­арх, видя его способности, стал брать его в верхние покои двор­ца, где была царская дума, и он (чернец) приобрел “славу вели­кую”. Фраза Отрепьева насчет “славы” не была простым хва­стовством. Карьера его на поприще монашеской жизни казалась феерической. Сначала он был служкой у монаха Замятии, затем келейником архимандрита и дьяконом и, наконец, стал придвор­ным патриарха. Надо было обладать незаурядными способно­стями, чтобы проделать такую карьеру в течение одного только года. Способности чернеца были необычны для монашеской среды, в которую он попал нечаянно. Не подвиги аскетизма по­могли выдвинуться юному честолюбцу, а его необыкновенная восприимчивость к учению. В несколько месяцев он усваивал то, на что у других уходила вся жизнь. Примерно в двадцать лет От­репьев стал заниматься литературными трудами, которые дове­ряли обычно убеленным сединой подвижникам. В.О.Ключевский справедливо писал, что Лжедмитрий был лишь испечен в польской печке, а заквашен в Москве. Заручив­шись поддержкой польско-литовских магнатов. Лжедмитрий тайно принял католичество и обещал римскому папе распростра­нить католицизм в России. Лжедмитрий обещал также передать Речи Посполитой и своей невесте Марине Мнишек, дочери сан-домирского воеводы, Северские (район Чернигова) и Смоленские земли, Новгород и Псков. Авантюра Лжедмитрия не была его личным делом. Лжедмитрий появился в обстановке всеобщего недовольства правительством Бориса Годунова как со стороны знати, так и со стороны русских крестьян, горожан, казаков. Лжедмитрий понадобился польским магнатам для того, чтобы начать агрессию против России, замаскировав ее видимостью борьбы за возвращение престола законному владельцу. Это была скрытая интервенция. 4.Вторжение.В ходе гражданской войны, к весне 1605 г. обозначился критический момент. Правительству Годуно­ва пришлось вести боевые действия не только в пределах России, но и за ее рубежами. В начале XVII в. Османская империя захватила Азербайд­жан. Народам Кавказа пришлось вести тяжелую борьбу с турец­кими завоевателями. После того как кахетинский царь обра­тился в Москву за помощью и объявил о принятии русского подданства, Россия активизировала свою политику на Кавказе. В 1603 г. война между Турцией и Ираном возобновилась, и вскоре же Москва приступила к осуществлению давно задуман­ных планов. Воевода И. М. Бутурлин с семитысячным войском прибыл в 1604 г. на Терек и вскоре же занял городище Тарки. В 1605 г. в Дагестане произошли крупные военные столкно­вения между русскими и турецкими войсками. Три дня турец­кий паша с крупными силами осаждал русскую рать в Тарках. По договору с пашой русские получили право беспрепят­ственно уйти на родину. Однако условия договора не были выполнены. При отступлении русская рать была окружена в степях и подверглась почти поголовному истреблению. Весть о новой неудаче Годунова распространилась по всей России. В 1604 г. Лжедмитрий с помощью польских магнатов, навер­бовав две тысячи наемников и используя недовольство казаков, предпринял поход на Москву. Его поддерживали многие бояре и дворяне, недовольные Годуновым. Поддерживали Лжедмитрия и народные массы, связывавшие с ним надежды на избавление от гнета. Борис Годунов в борьбе со Лжедмитрием I допустил целый ряд ошибок. Он не верил, что самозванца поддержит народ, по­здно объявил указ о том, кто стоит за спиной якобы воскресшего царевича Дмитрия. Проявив нерешительность, Годунов не воз­главил поход против самозванца. Судьба Лжедмитрия решалась под г. Кромы: маршрут движения па Москву сознательно был избран через районы, где жило казачество и было много беглых крестьян — участников восстания Хлопка. Под Кромами царские войска перешли на сторону самозванца. В Москве знали о том, что Ян Замойский и другие ведущие политики Речи Посполитой решительно отвергли планы войны с Россией. Мнишек не успел собрать войско к лету, и самое удобное время для вторжения было упущено. Никто не думал, что “вор” начнет войну в разгар осенней распутицы. Борис Годунов был уверен, что ему удастся избежать войны с помощью дипломатических средств. В 1604 г. в Краков выехал стрелецкий голова Смирной Отрепьев, дядя самозванца. Он должен был собрать сведения о своем беглом племяннике, а затем публично изобличить его, добившись лич­ной с ним встречи. Осенью 1604 г. московское командование не предприняло никаких мер к усилению западных пограничных гарнизонов и не собрало полевую армию. Все это подтверждает вывод о том, что вторжение застало страну врасплох. Самозванец был прекрасно осведомлен насчет положения дел в России. Он решил наступать на Москву не по Старой Смоленской дороге, а кружным путем через Чернигов. В Северской земле царскому правительству не удалось насадить помест­ную систему и создать себе прочную опору в лице уездных дворян. Северские дети боярские были плохо обеспечены зем­лей и крепостными, и число их было невелико. Со времен Грозного власти ссылали в Севск и Курск опальных холопов с предписанием “писать их в казаки”. После разгрома отряда Хлопка в Северскую землю бежало немало “злодейственных гадов” (так называли повстанцев дворянские писатели) и вся­кого рода “черни”, искавших на юге спасения от голодной смерти. Черниговская земля была населена украинцами, поддержи­вавшими тесные связи с украинским населением в пределах Речи Посполитой. Именно поэтому слухи о появлении “доброго царя” на Киевщине мгновенно распространились по Северской Украине.^ 5. Переворот в Москве. Мятежу под Кромами предшествовала неожиданная смерть Бориса Федоровича Годунова на 54 году жизни. Еще утром 13 апреля 1605 г. он принимал послов. После обеда и небольшой прогулки кровь хлынула у него из носа и ушей, царь скончался. Спустя сутки состоялась церемония присяги новому царю — сыну Бори­са шестнадцатилетнему Федору Борисовичу. Царь Федор Борисович и его мать по требованию самозванца были арестованы и тайно убиты, а патриарх Иов сослан в монас­тырь. 20 июня 1605 г. Лжедмитрий во главе перешедшей на его сторону армии триумфально вступил в Москву и был провозгла­шен царем. Более того, он стал именовать себя императором. Новый патриарх, “лукавый и изворотливый грек” Игнатий венчал его на царство. Филарет (Ф.Н.Романов) был возвращен из ссылки и назначен ростовским митрополитом. Оказавшись в Москве, Лжедмитрий не спешил выполнить данные польским магнатам обязательства, понимая, что если бы он попытался ввести католичество или отдать исконно русские земли польским феодалам, то он не смог бы удержаться у власти. В то же время Лжедмитрий подтвердил принятые до него зако­нодательные акты, закрепощавшие крестьян (указ о пятилетнем сыске беглых). Продолжение крепостнической политики, новые поборы с це­лью добыть обещанные польским магнатам средства, недоволь­ство русской знати, особенно усилившееся после женитьбы Лжедмитрия на Марине Мнишек, привели к организации против него боярского заговора. В мае 1606 г. вспыхнуло восстание против Лжедмитрия. Ударил набатный колокол. Москвичи, во главе которых встали бояре Шуйские, перебили более тысячи поляков. Марину Мнишек спасли бояре. Она и ее окружение были высланы в Ярославль. Лжедмитрий, преследуемый вос­ставшими, выпрыгнул из окна Кремлевского дворца и был убит. Современники насчитали более двадцати ран на теле Лжедмит­рия. Через три дня труп его был сожжен, прах заложен в пушку, из которой выстрелили в ту сторону, откуда пришел самозванец. ^ 6. Правление Шуйского.После смерти Лжедмитрия на престол вступил Василий Шуйский (1606-1610). Он дал обязательство сохранить привилегии боярства, не отнимать у них вотчин и не судить бояр без участия Боярской думы. Господствующий класс теперь пытался разрешить создав­шиеся глубокие внутренние и внешние противоречия с помощью боярского царя. Одним из важнейших дел было назначение патриарха. Патри­арх Игнатий Грек за поддержку Лжедмитрия I был лишен своего сана. Новым патриархом был провозглашен ростовский митро­полит Филарет (Ф.Н.Романов), однако вскоре его отстранили от этой должности. Патриарший престол занял выдающийся патри­от 70-летний казанский митрополит Гермоген. С целью пресечения слухов о спасении царевича Дмитрия его останки были перенесены по приказу Василия Шуйского через три дня после коронации из Углича в Москву. Царевич был при­числен к лику святых. К лету 1606 г. Василию Шуйскому удалось укрепиться в Мос­кве, однако окраины страны продолжали бурлить. Политический конфликт, порожденный борьбой за власть и корону, перерос в социальный. Народ, окончательно потеряв веру в улучшение своего положения, вновь выступил против феодальной эксплуа­тации. В 1606 г. вспыхнуло восстание под предводительством Ивана Болотникова. ^ 7. Восстание Болотникова.Иван Исаевич Болотников был холопом князя Телятевского, бежал к донским казакам, был захвачен в плен крымскими татарами и продан в рабство в качестве гребца на турецкую галеру. После разгрома турецкого флота немецкими кораблями Болотников оказался в Венеции, откуда через Германию и Польшу попал в Путивль. В Путивль И.И.Болотников прибыл в качестве воеводы царевича Дмитрия (Лжедмитрия I). Это произошло после встречи Болотникова в Самборе в замке Мнишков с двойником Лжедмитрия I — Михаилом Молчановым, бежавшим из Москвы и выдававшим себя за спасшегося царя. Болотников получил от Молчанова грамоту, скрепленную госу­дарственной печатью, в которой он назначался воеводой царя (печать выкрал из Москвы Молчанов), саблю, шубу и 60 дукатов. Опорой И.И.Болотникова стала Комарипкая волость. Здесь в районе города Кромы скопилось много казаков, поддерживавших Лжедмитрия I, освободившего этот край на десять лет от нало­гов. Став во главе казацких отрядов, Болотников из Кром дви­нулся на Москву летом 1606 г. Вскоре небольшой отряд Болот­никова превратился в мощное войско, в состав которого вошли крестьяне, жители городов и даже недовольные боярским прави­тельством отряды дворян и казаков во главе с П-Ляпуновым, Г.Сумбуловым, И.Пашковым. Воеводы Путивля (князь Г.Шаховской) и Чернигова (князь А.Телятевский), связанные с Лжедмитрием I, подчинились “царскому воеводе”. Выступая как воевода царя Дмитрия Ивановича, слух о спасении которого вновь ожил в годы правления Василия Шуйского, Болотников разбил правительственные войска под Ельцом, овладел Калугой, Тулой, Серпуховом. В октябре 1606 г. армия И.И.Болотникова осадила Москву, расположившись у села Коломенского. В это время на стороне восставших было более 70 городов. Два месяца длилась осада Москвы. В решающий момент измена дворянских отрядов, пере­шедших на сторону Василия Шуйского, привела к разгрому ар­мии Болотникова. Добиваясь поддержки бояр и дворян, Василий Шуйский в марте 1607 г. издал “Уложение о крестьянах”, вво­дившее 15-летний срок сыска беглых. И.И.Болотников был отброшен к Калуге и осажден царскими войсками. С помощью пришедшей с Терека по Волге повстанчес­кой армии царевича Петра (так называл себя холоп Илья Горча­ков — Илейка Муромец) Болотников вырвался из осады и отсту­пил к Туле. Трехмесячную осаду Тулы возглавил сам Василий Шуйский. Река Упа была перегорожена плотиной и крепость затоплена. После лживого обещания Шуйского сохранить жизнь восставшим те открыли ворота Тулы. Царь жестоко расправился с повстанцами. Болотников был ослеплен, а затем утоплен в проруби в городе Каргополе. Илейка Муромец был казнен в Москве. Отдельные вспышки народного недовольства в центре и особенно на окраинах страны продолжались до 1615г. В восстании И.И.Болотникова принимали участие представители разных социальных слоев — крестьяне, холопы, посадское население, казачество, дворяне и другие служилые люди. Важную роль на всех этапах Крестьянской войны сыграло казачество. Обладая оружием, имея военный опыт, крепкую организацию, оно составило ядро армии восставших. В походе на Москву участвовали, кроме угнетенных слоев на­селения, также дворяне и служилые люди. Их участие в кресть­янском восстании можно объяснить тем, что они использовали его в своих целях. В решающий момент дворяне, предав вос­ставших, перешли на сторону правительства. Были в рядах вос­ставших и бояре-авантюристы. Вместе с русскими в восстании Болотникова активно участво­вали мордовцы, марийцы, чуваши и другие народы Поволжья, вошедшие в состав России. Крестьянство и казачество видели цель восстания в возвраще­нии к старым, общинным порядкам. В то же время идеологичес­кие представления восставших, несмотря на категоричность их требований, носили царистский характер. Наивный монархизм, вера в “доброго” царя лежали в основе взглядов казачества и кре­стьянства на государственное устройство. Болотников выступал как воевода царя Дмитрия Ивановича. Имя Петра Федоровича, несуществующего сына царя Федора Ивановича, принял Илейка Муромец — один из предводителей восставших. Историки по-разному оценивают мощные народные выступле­ния начала XVII в. Одни из них полагают, что они задержали юридическое оформление крепостного права на 50 лет, другие считают, что наоборот, ускорили процесс юридического оформ­ления крепостного права, завершившийся в 1649 г. (эта точка зрения представляется более правильной). ^ 8. Лжедмитрий II.В то время, когда Василий Шуйский осаждал Боддтникова в Туле, на Брянщине (г.Стародуб) объявился новый самозванец. По согласованию с Ватиканом польские шляхтичи, противники короля Сигизмунда III (гетманы Лисовский, Ружицкий, Сапега), объединились с ка­зацким атаманом И.И.Заруцким, выдвинув в качестве претенден­та на русский престол Лжедмитрия II (1607-1610). Внешними данными этот человек походил на Лжедмитрия I, что подметили участники авантюры первого самозванца. До сих пор личность Лжедмитрия П вызывает много споров. По всей видимости, он происходил из церковной среды. Лжедмитрий II в ответ на призыв И.И.Болотникова двинулся к Туле на соединение с восставшими. Соединение не произошло (Тула была взята войсками Шуйского), и в январе 1608 г. само­званец предпринял поход на столицу. Летом 1608 г. Лжедмитрий подошел к Москве, но попытки взять столицу закончились безре­зультатно. Он остановился в 17 км от Кремля, в местечке Туши­но, за что получил прозвище ‘Тушинский вор”. Вскоре в Тушино перебралась и Марина Мнишек. Самозванец обещал ей три ты­сячи золотых рублей и доходы с четырнадцати русских городов после воцарения в Москве, и она признала в нем своего мужа. Было совершено тайное венчание по католическому обряду. Са­мозванец обещал способствовать распространению католицизма в России. Лжедмитрий II был послушной марионеткой в руках польской шляхты, которая сумела взять под свой контроль северо-запад и север русских земель. Доблестно в течение 16 месяцев сражалась крепость Троице-Сергиева монастыря, в обороне которой значи­тельную роль сыграло окрестное население. Выступления против польских захватчиков произошли в ряде крупных городов Севе­ра: Новгороде, Вологде, Великом Устюге. Если Лжедмитрий I одиннадцать месяцев провел в Кремле, то Лжедмитрий П двадцать один месяц безуспешно осаждал Моск­ву, В Тушине при Лжедмитрии II из числа недовольных Васили­ем Шуйским бояр (народ метко назвал их “тушинскими переле­тами”) сложилась своя Боярская дума, приказы. Взятый в плен в Ростове митрополит Филарет был наречен в Тушине патриархом.Правительство Василия Шуйского, понимая, что состоянии справиться с Лжедмитрием II, обратилось за помощью извне. В Выборге в 1609 г. был заключен договор со Швецией, по которому Россия отка­зывалась от своих претензий на Балтийское побережье, а шведы давали войска для борьбы с Лжедмитрием П. Русские войска при поддержке шведов под командованием талантливого 28-летнего полководца М.В.Скопина-Шуйского, племянника царя, провели успешные действия против польских захватчиков. Используя это как повод, Польша, состоявшая в войне со Швецией, объявила войну России. Войска короля Сигизмунда III осенью 1609 г. осадили город Смоленск, который оборонялся более 20 месяцев. Король приказал шляхтичам покинуть Тушино и идти под Смоленск. Тушинский лагерь рассыпался, самозванец был больше не нужен польским феодалам, перешедшим к откры­той интервенции. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где вскоре был убит. Посольство тушинских бояр отправилось под Смоленск в начале 1610 г. и пригласило на московский трон сына короля Владислава. В апреле 1610 г. при загадочных обстоятельствах умер Скопин-Шуйский. Согласно молве, он был отравлен. Летом 1610 г., оставив в тылу борющийся Смоленск, польская армия двинулась на Москву. В июне 1610 г. русские войска под командованием брата царя, трусливого и бездарного Дмитрия Шуйского, потерпели поражение от польских войск. Путь на Москву был открыт. Шведы более помышляли о захвате Новго­рода и других русских земель, чем об их защите, они покинули армию Шуйского и стали грабить северо-восточные русские города. 9.Семибоярщина.Современники недаром называли Москву “царствующим градом”. Судьба царя Василия была решена с того момента, как московское население отвер­нулось от него. Царь боялся выйти из своего дворца. Собираясь большой толпой под окнами дворца, москвичи кричали Шуйско­му: “Ты нам больше не царь!” Филарет Романов выехал из Тушина с последними польскими отрядами, чтобы найти пристанище в королевских обозах под Смоленском. Но он не успел добраться до места назначения. Царские воеводы пленили его и отправили в Москву. Василий ; Шуйский не осмелился судить “воровского” патриарха и опро-| метчиво разрешил ему остаться в столице. В лице Филарета Шуйские приобрели опаснейшего врага. Тушинские бояре не могли договориться с московскими, пока они поддерживали самозванца. Все переменилось с тех пор, как тушинцы заключили договор о передаче трона Владиславу. Кандидатура королевича оказалась одинаково приемлемой как для Филарета Романова, так и для вождей московской думы, недовольных Василием Шуйским. К пропольской партии в Моск­ве примкнул глава думы удельный князь Федор Мстиславский, дед которого был выходцем из Литвы. Однако сторонники Владислава до поры до времени остерегались открыто провозгла­шать свои цели. Во-первых, они боялись прослыть пособниками вторгшихся в страну врагов. Во-вторых, бояре отдавали себе отчет в том, что народ не желает видеть на троне иноземного принца-католика.Инициативу свержения Шуйского взяли на себя сторонники Василия Голицына. Князь Василий давно протягивал руки к короне. Он казнил царя Федора Годунова, затем руководил расправой с Лжедмитрием I. Теперь настала очередь Шуйского. Голицын отбросил прежнюю осторожность, когда убедился в поддержке провинции. Дворяне во главе с П.Ляпуновым сверг­ли Василия Шуйского с престола и насильно постригли его в мо­нахи. (Шуйский умер в польском плену, куда был направлен как заложник вместе с братьями в 1612 г.) Власть захватила группа бояр во главе с Ф.И.Мстиславским. Это правительство, состояв­шее из семи бояр, получило название “семибоярщина”. В августе 1610 г., боясь опереться на народные