1. Общее понятие о научном исследовании

1. Общее понятие о научном исследованииСистема науки, взятая в целом, всегда с логически-критической точки зрения несовершенна В. Вернадский1.1.Общее понятие о науке. Наука как социальный институт Наука – это область профессиональной деятельности человека. Спе­цифическое качество науки заключается в том, что основной целью данной области человеческой деятельности является получение научного знания, в то время как в других сферах деятельности научные данные знания ис­пользуются человеком. Наука определяется как сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. В узком смысле термин «наука» применяется для обозначения от­дельных отраслей научного знания.^ Наука как социальный институт В России существует система научных учреждений, в которую входят институты Российской Академии наук, институты Российской Академии образования, Российской Академии медицинских наук, Академии сельско­хозяйственных наук, свыше полутора тысяч отраслевых научно-исследовательских институтов. Структурными подразделениями в науч­ных институтах и центрах являются: отделы, кафедры, секторы, лаборато­рии, группы. К научным учреждениям относятся также музеи, библиотеки, заповедники, зоопарки и ботанические сады. Значительная часть научного потенциала в любой стране сосредото­чена в высших учебных заведениях. Это связано с обеспечением высокого уровня преподавания в высшей школе и позволяет привлекать молодежь со студенческой поры к научным исследованиям. В вузах: академиях, уни­верситетах и институтах – работают от нескольких сот до нескольких ты­сяч человек профессорско-преподавательского состава. Вся научная работа строится на основании работы вспомогательной инфраструктуры. Это организации научного обслуживания: научные изда­тельства, научные журналы, научное приборостроение и т.д., являющиеся под отраслью науки как социального института. Наука как социальный институт может функционировать лишь при наличии специально подготовленных квалифицированных научных кад­ров. Подготовка научных (научно-педагогических) кадров осуществляется через аспирантуру или соискание на уровень ученой степени кандидата наук. Кандидат наук в России – первая степень, присуждаемая лицам с высшим образованием, сдавшим экзамены кандидатского минимума (фи­лософия, иностранный язык и специальность), опубликовавшим результа­ты диссертационного исследования и публично защитившим кандидат­скую диссертацию как квалификационную научную работу. Из числа кан­дидатов наук через докторантуру или соискательство готовят научные кадры высшей квалификации на уровне ученой степени доктора наук. Доктор наук – это ученый, имеющий крупные научные труды и разрабаты­вающий, как правило, вместе со своей научной школой целое научное на­правление. В настоящее время многие средние учебные заведения приглашают научно-педагогические кадры из вузов и др. ОУ. Эта тенденция чрезвы­чайно перспективна, также как и подготовка научно-педагогических кад­ров из числа руководителей и педагогов самих учебных заведений. Это свидетельствует о том, что и в этих ОУ все больше людей из сотрудников, учащихся и студентов будут вовлекаться в научно-исследовательскую дея­тельность.Литература: Асеев В.Г. Возрастная психология. – Иркутск, 1989. Ботвинников А.Д. Организация и методика педагогических исследований. – М, 1981. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М, 1981. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образователь­ном учреждении. – М., 1996. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная дея­тельность. – М., 1997. Скалкова Я. И др. Методология и методы педагогических исследо­ваний. – М., 1989. Ядов В.Я. Социологическое исследование: методология, програм­ма, методы. -М., 1987.1.2. Формы организации научного знания. Наука как процесс Наука как результат Наука как результат – это система достоверных знаний о природе, че­ловеке, обществе. Научные знания – это специфическая форма О1ражения действитель­ности в сознании людей. Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – вы­работка и теоретическая систематизация знаний о действительности (БСЭ). Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включаю­щая в себя все условия и моменты этого производства (Философский сло­варь). Научное познание – это обобщение теоретических и эксперименталь­ных данных, изучение объективных закономерностей развития, предсказа­ние ненаблюдаемых или не установленных еще на опыте явлений природы и общества (Философский словарь).^ Свойства науки как результата: Новые знания соединяются, интегрируются с известными, не от­вергая их, а дополняя. Каждые десять лет объем научных знаний удваива­ется, но при этом исследователь изучил всё, что было сделано его предше­ственниками. Накопление научного знания приводит к дифференциации, к дроб­лению наук. Появляются новые отрасли научного знания (андрагогика, возрастная педагогика, психогигиена, педагогическая психология и т.д.).^ Структура научного знания Научные знания структурируются по определенным отраслям науки (по B.C. Ледневу):ФилософияЦентральная область: Физика, химия, космология, кибернетика, биология, антропологические науки, общественные науки, технические науки.МатематикаПрактические науки Медицина, педагогика, технологические науки В то же время необходимо отметить, что педагогика занимает особое место в числе других наук, в силу того, что, во-первых, содержание обра­зования охватывает вес без исключения науки. Во-вторых, педагогика вби­рает в себя передовые достижения почти всех других наук.^ 1.2 Формы организации научного знания Основными формами организации научного знания являются факт, положение, понятие, принцип, закон, теория. Данные формы позволяют обеспечить накопление методологического знания, структурировать и сис­тематизировать содержательную взаимосвязь научного знания конкретной науки, выстроить ее межпредметное наполнение. Любое положение со держит в себе определенное количество накопленных научных фактов и, как следствие, позволяет сформулировать ряд научных понятий, принци­пов, систематизирующих знание, выработать законы взаимодействия на­учного знания, обоснованные в теориях. Ниже мы приводим расшифровку перечисленных форм. Факт – в данном контексте – результат. Положение – научное утверждение, сформулированная мысль Понятие – мысль, отражающая в обобщенной и абстрагированной форме предметы, явления и связи между ними посредством фиксации об­щих и специфических признаков – свойств, предметов и явлений. Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки. Закон – существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями, процессами. Теория – это понятие рассматривается в двух смыслах. Во-первых, как комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на объяснение яв­лений, процессов и связей между ними. Во-вторых, в узком смысле – тео­рия – это самая высшая форма организации научного знания, дающая це­лостное представление о существенных связях в определенной области знания – объекта данной теории.^ Отношение наука – практика Любое научное знание не существует само по себе, оно направлено на обеспечение и подкрепление практической деятельности человека и, как следствие, по отношению к практике имеет следующие функции: описательную — сбор и накопление данных, фактов, С этого начинает­ся любая наука; объяснительную – объяснение явлений и процессов, их внутренних механизмах; обобщающую – формулирование законов и закономерностей, систе­матизирующих и вбирающих в себя многочисленные разрозненные явле­ния и факты (классификации, теория эволюции и др.); предсказательную – научные знания позволяют заблаговременно предвидеть неизвестные ранее новые процессы и явления; предписывающую, или нормативную – научные знания позволяют оп­тимально выстраивать государственные стандарты на изделия или техно­логии. Передовая практика зачастую опережает педагогическую науку. В таблице, приведенной ниже, показаны различия в организации и позиции субъектов образования по отношению к практической и исследовательской деятельности. ^ Различия практической и научной педагогической деятельности ^ Педагогическая практика как деятельность Научная педагогическая деятельность Субъект Учитель, воспитатель и ученик,воспитанник Педагог – исследователь Объект Ребенок, взаимодействие Процесс воспитания, педаго­гический факт, явление ^ Цель (общая) Обученный и воспитанный человек Новое научное педагогиче­ское знание Методы Методы обучения и воспи­тания Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, моделирование, построение ^ Оформление текущих ре­зультатов Проведение лекций, семи­нара и т.д. Написанный и опубликован­ный научный отчет, статья, книга, доклад и т.д. ^ Виды научной деятельности Наука как результат деятельности человека имеет и процессуальные характеристики, отражаясь в видах научной деятельности, которую чело­век осуществляет как самостоятельно (индивидуально), так и в коллективе единомышленников. Соответственно, научная деятельность подразделяет­ся на коллективную и индивидуальную. Индивидуальная научная деятельность – это процесс научной работы одного исследователя. Происходит четкое определение и ограничение це­ли научной работы. Научная работа строится на «плечах предшественни­ков» (базируется на уже известных научных фактах, положениях, теориях). Происходит осваивание научной терминологии и выстраивание понятий­ного аппарата. Результат исследования обязательно оформляется в пись­менном виде – в виде научного отчета, научного доклада, реферата, статьи. Коллективная научная деятельность – деятельность сообщества уче­ных, работающих в данной отрасли науки (НИИ, группы, школы и т.д.). Ее отличает плюрализм научного мнения, осуществление коммуникации в науке, внедрение результатов исследования в практическую деятельность.^ Типы исследований Исходя из видов научной деятельности, существуют разные типы осуществления проведенного или проводимого исследования.Фундаментальные исследования – направлены на разработку и разви­тие теоретических концепций науки, ее научного статуса, истории, ее ме­тодологии (методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания). В педагогике фундаментальные исследо­вания проводятся в отдельных дисциплинах: теория воспитания, дидакти­ка, предметные методики и т.д.^ Прикладные исследования – решают в большей степени практические задачи или теоретические вопросы практической направленности, по от­ношению к фундаментальным исследованиям они носят вспомогательный характер.Разработки – служат для непосредственного обслуживания практики образования. Результатами разработок являются учебные программы, ме­тодические пособия, рекомендации, инструкции и т.д.^ Виды научных работ, их характеристикаРеферат – создание краткого связного изложения основного содер­жания публикации. Иногда реферат составляют не по отдельной работе, а по теме, обобщая ряд работ. В реферате должна быть представлена точка зрения его автора, его собственные мысли по содержанию изучаемого ис­точника.^ Курсовая работа – результат освоения студентами теоретическими -знаниями психолого-педагогических наук, сформированное™ у них про­фессиональных и исследовательских умений.^ Дипломная работа итог профессиональной подготовки студента к педагогической деятельности, является выпускной квалификационной ра­ботой студента по полученной специальности.^ Научная статья – краткое изложение научных подходов, концепций, точки зрения исследователя на научную проблему. Объем статьи 4-8страниц.Диссертация – научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты и получения ученой степени (кандидата или доктора наук).Монография – это научный труд одного или нескольких придержи­вающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всесторон­нее теоретическое исследование одной проблемы или темы.Брошюра — непериодическое печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного характера.^ Сборник научных статей – издание произведений одного или не­скольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения.Рецензия – критический разбор одного или нескольких научных про­изведений, где дается анализ важности, актуальности представленных ис­следований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специа­листов.Аннотация – краткая характеристика книги, статьи, рукописи. В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено.^ Тезисы доклада – краткое изложение содержания предстоящего науч­ного сообщения.Учебное и методическое пособия – издания, предназначенные для педагогических целей. Как правило, в них рассматриваются проблемы то­го или иного учебного курса на научной основе и даются рекомендации по выполнению практических заданий. Литература:1. Ботвинников А.Д. Организация и методика педагогических иссле­дований. -М., 198! Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996. Клименко И.Ф. Формирование у студентов навыков исследователь­ской деятельности. // Специалист, 1999. – №10. Казакова А.Г. Роль и место курсовых и дипломных работ в организации учебно-исследовательской деятельности студентов. – М., 1999. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М., 1996. Методы педагогического исследования. / Иод ред. В.И. Журавлёва, -М., 1972. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. Скалкова Я. И др. Методология и методы педагогических исследований. -М., 1989.