1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ЧЕРТЕЖЕЙ ПРИБОРНЫХ УСТРОЙСТВ Лист 1. Проектирование приборного устройства начинают с разработки его кинематической схемы. На листе приведены условные графические изображения элементов приборных устройств (ГОСТ 2.7?70—68) для построения кинематических схем в ортогональной проекции. Лист 2. На листе приведены условные графические изображения элементов приборных устройств. (ГОСТ 2.770—68) для построения схем в аксонометри- ческой проекции и примеры оформления кинематических схем: привода лентопротяжного механизма (рис. 1), электросекундомера (рис. 2) и механизма настройки радиоэлектронного устроЯтва с гибкой связью (рис. 3). Лист 3. Основные типы и примеры использования крепежных винтов показаны на рис. 1, а—л, невыпадающих винтов различных конструкций — на рис. 2, установочных винтов — на рис. 3. На рис. 4 показаны примеры использования крепежных гаек различных конструкций:’ формы и размеры шестигранных гаек нормальной (ГОСТ 5915—70) и повышенной (ГОСТ 5927—70) точности (рис. 4, а); пример использования шестигранной гайки (рис. 4, б); применение гайки уменьшенной высоты по ГОСТ 5916—70 или ГОСТ 5929—70 для крепления на щитах управления тумблеров (рис. 4, в); использование накидной шестигранной гайки в ниппельных соединениях и сальниковых устройствах (рис. 4, г); колпачковые гайки с глухим резьбовым отверстием (рис. 4, д); круглые гайки е накаткой для отвинчивания и навинчивания от руки по ГОСТ 14726—69 (рис. 4, е); круглая гайка со шлицем по ГОСТ 10657—73 (рис. 4, ж); круглая гайка с четырьмя боковыми шлицами (рис. 4, и) Три отверстиями по ГОСТ 8381—73 (рис. 4, к); круглая гайка с торцовыми отверстиями по ГОСТ “6393—73 (Рис. 4, л); гайка-барашек по ГОСТ 3032—76 (рис. 4, м). На рис. 5—8 показаны резьбовые соединения, в ко-торых самоотвинчивание предотвращается за счет: создания повышенного трения в резьбе с помощью онтргайки (рис. 5, а); стягивающего винта (рис. 5, б); кладыша из мягкого материала (рис. 5, в); завальцо-‘Энного пластмассового кольца (рис. 5, г); Упругих свойств дополнительных деталей: винтовой адлиндрической пружины (рис. 6, а); разрезной пру- Шайб°ИШаЙбЫ “° Г’ОСТ6402—70 (Рис- б> б); фасонной (рис Hfi °i наРУжньши или внутренними зубьями • °, е); упругой фасонной шайбой (рис. 6, г); ^айб Стическ°й деформации дополнительных деталей: По к ‘ с ДвУмя лапками, одну из которых отгибают стоппп ‘?етали> а вторую — на грань гайки (рис. 7, а); (рис 7^ШаЙбыСнаРУжным концом (ГОСТ 11872—73) ст°порной шайбы с усиками (рис. 7, е); СВязУющих веществ (лаков, красок, 2. СОЕДИНЕНИЯ Типы штифтов, применяемых в приборостроении, и соответствующие стандарты приведены на рис. 1, а—л. На рис. 2 даны типовые соединения деталей цилиндрическими штифтами: по плоскости, что необходимо при многократной сборке и разборке (рис. 2, а); по цилиндру для соединения вала со ступицей детали, насаженной на него (рис. 2, б). Пружинное кольцо предохраняет штифт от выпадения при вибрациях, толчках и ударах. На рис. 3 показаны примеры использования конических штифтов для соединения деталей: по плоскости (рис. 3, а); по цилиндру с пружинными кольцами (рис. 3, б); разводным коническим штифтом (рис. 3, в); коническими штифтами с внутренним резьбовым отверстием; коническими штифтами с резьбовой цапфой (рис. 3, г); резьба используется для удаления штифта при разборке соединения. Примеры применения на-сечных штифтов даны на рис. 4, а, б, в, пружинного штифта — на рис. 5. Штифты, запрессованные в обод колеса, как это показано на рис. 6, служат зубцами для отверстий перфорации пленки, ленты и т. п. На рис. 7 даны основные типы шпонок, применяемых в приборостроении. На рис. 8 показаны примеры применения шпонок: обыкновенных призматических для неподвижного соединения деталей (рис. 8, а); сегментных для неподвижного соединения (рис. 8, б); направляющих призматических для подвижного соединения деталей (рис. 8, б); скользящей шпонки с цилиндрической головкой (рис. 8, г); скользящей с двумя выступами по краям (рис. 8, д); цилиндрических (шпонок-штифтов) для неподвижного соединения (рис. 8, е). На рис. 9 представлены примеры типовых байонет-ных соединений: со штифтом, где прочность соединения обеспечивается за счет сил трения, для чего в охватывающей цилиндрической детали, изготовленной из упругого материала, предусматривают прорезь (рис. 9, а); с затяжкой с помощью клина (а = 3—5°), торах соединяемых деталей, которые поворачивают относительно друг друга на угол 40—60° (рис. 9, г); при помощи винтов, которые часто используются для соединения деталей по плоскостям, при этом в прорези выполнено отверстие для прохождения головки винта, что обеспечивает быструю сборку и разборку соединения (рис. 9, д). Лист 5. На рис. 1 показаны элементы соединения пружинными кольцами: запорными (рис. 1„а) шайбами установочными (шиберами) (рис. 1, б); внутренними концентрическими (рис. 1,в); внутренними эксцентрическими (рис. 1, г}; наружными концентрическими (рис. 1, д); наружными эксцентрическими (рис. 1, е), На рис. 2 показаны типовые примеры соединений заформовкой металлических деталей в металл при круглой и стержневой арматуре (рис. 2, а—в); металлических деталей в пластмассы (рис. 2, г—е); металлических деталей в резину (рис. 2, ж); металлических деталей в стекло (рис. 2, и, к). Схемы и примеры соединений развальцовкой и за–вальцовкой показаны на рис. 3, а—г и 4, а—д соответственно. На рис. 5 представлены схема и примеры конструкций соединений запрессовкой по гладким поверхностям; схема соединения (рис. 5, а); деталь с упорным буртиком (рис. 5, б, д); гладкая деталь с упором на торец (рис. 5, в); соединение заподлицо (рис. 5, г); размеры /mln и d указаны на графике. На рис. 6 показаны соединения запрессовкой, неподвижность которых осуществляется рифлением (накаткой) поверхности вала; схема соединения (рис. 6, а); способы увеличения прочности соединения при запрессовке для деталей малой ширины показаны на рис. 6, б, в, г. Лист 6. Крепление неответственных оптических деталей приклеиванием показано на рис. 1, а—в. Примеры крепления некруглых защитных стекол лри-ведены на рис. 2, а, б — планками, на рис. 2, в — с помощью паза типа «ласточкин хвост». Крепление ri^t^T^OTT /-^чгтттапт^тэ Ti сют^ст п а тт W а л/г н /г\тхг* Q n F\\ RttI-ТТЯЛ/т ли механической Универсальный редуктор типа УРД с двигателем [ИД-05 (рис. 4) предназначен для использования следящих системах авиационных приборов и авто-;атики. В редукторе возможно получение 37 переда-очных чисел в диапазоне от 18 до 8192 при одних тех же платах с помощью различных сборочных диниц (трибок с зубчатыми колесами). Для установки едуктора в приборе в платах предусмотрены по че-ыре отверстия: два для фиксации редуктора штифтами : два для крепления его винтами. В редукторах подоб-:ого типа (с нерегулируемым межосевым расстоянием) ,ля обеспечения правильного зацепления мелкомодуль-;ых колес (т = 0,2-=-0,3 мм) необходимо выполнить юординаты отверстий с точностью до +{0,02—0,03) мм, шероховатость посадочных поверхностей —• по 8-му :лассу. Отверстие в платах делают при помощи калиб-ювочных штампов, а сами платы—штамповкой-выруб-:ой. Валики в отверстия плат устанавливают по по-.адке с зазором. Лист 29. На рис. ^ I, а показана конструкция червячного редуктора на одной общей плате 1 с кронштей-шми 2, 3 и 5. Кронштейны и плата изготовлены из шюминиевого сплава Д16Т. Червячное колесо 8 вра-цается в подшипниках скольжения, изготовленных из гатуни ЛС 5,9-1 и запрессованных в плату 1 и крок-птёйн 2. Вращение от электродвигателя 7 на червяк 4 тередается с помощью поводковой муфты 6. Крон-тгтейны 3 я 5 закреплены на плате 1 винтами 9. Конструкция применяется при макетировании. Конструкция червячного редуктора с корпусом, выполненным механической обработкой, показана на рис. 1,6, ас литым корпусом —• на рис. 1, в. Планетарные механизмы применяют для получения малогабаритных конструкций. На рис. 2, а показана конструкция, применяемая в коробках скоростей осциллографов. Корпус редуктора 6 вместе с крышкой 8 и ведущим валом представляет собой водило, которое может вращаться (на нодшидииках) относительно корпуса коробки скоростей. В корпусе-водиле редуктора на подшипниках 4, 5 и 9 размещены центральные колеса 3 и 10 и блок сателлитных колес 7. Механизм редуктора имеет два положения: 1)-диск 1 электромагнитной фрикционной муфты прижат к корпусу 6 (плоскость Л) пружиной 2. В этом случае центральное колесо 10 неподвижно соединяется с водилом и поэтому скорости вращения ведущего и ведомого валов становятся одинаковыми; 2) при замыкании электрической цепи фрикционной муфты происходит сцепление диска 1 с корпусом коробки скоростей, поэтому центральное колесо 10 станет неподвижным и планетарная передача вступает в действие. На рис. 2, б показан планетарный редуктор, который применяется в узле фокусировки аэрофотосъемноч-ного аппарата. На валу электродвигателя имеется зубчатое колесо (на рисунке не показано), которое при сборке вводится в зацепление одновременно с тремя сателлитами 3 водила 1. При вращении вала электро- водило /. Центральное зубчатое колесо водила ^ 1 через его сателлиты передает движение водилу 7, а затем и водилу 8, которое жестко соединено с выходным валом 11 штифтом 10. При этом водила 1, 7 и 8 снижают поочередно скорость вращения вала электродвигателя до расчетной величины. Сателлиты водила 1, имеющие большие угловые скорости, устанавливают на шарикоподшипниках 4, которые фиксируют кольцом 2 и втулкой 6 на оси 5. Волновые редукторы применяют в приборах различного назначения. На рис. 3, а показан малогабаритный волновой редуктор с двухволновым ‘механическим генератором свободной деформации. Генератор состоит из ведущего валика 1, изготовленного заодно с поперечиной 2, на которой на двух осях-эксцентриках 3 посажены два радиальных шарикоподшипника. Поворотом осей-эксцентриков выбирается радиальный зазор в зацеплении. Конструкция проста и технологична. Малогабаритный мотор-редуктор с конической волновой передачай и активной диафрагаой (рис. 3, б) предназначен для передачи вращения в герметизированное пространство. Волновой редуктор и электродвигатель 1 смонтированы в едином корпусе 5. Валик электродвигателя 1 приводит в движение генератор, состоящий из торцового кулачка 2 и промежуточной втулки 3, на которой фиксируется обойма упорного подшипника 4. Шарики этого подшипника давят на ведущее зубчатое колесо 7 (z = 80), установленное на шарнирном подшипнике скольжения 6, обеспечивая зацепление с ведомым колесом 9. К зубчатому колесу 7 приварен сильфон 8. Правая часть сильфона приварена к крышке 11 корпуса редуктора. Сильфон разграничивает две зоны —• вакуумную и атмосферную. Ведомое зубчатое колесо 9 (z = 79) выполнено беззазорным и закреплено на валике 12, установленном в подшипниках 13. Возникающие осевые усилия в механизме воспринимаются упорным подшипником 10. Волновой редуктор с двумя деформируемыми зубчатыми колесами (рис. 3, в) состоит из двухволнового генератора / принудительной деформации с гиким подшипником 2. Гибкое колесо 3 выполнено в виде тонкостенного стакана и имеет неподвижное соединение с ведомым валиком 5. Опорное колесо 4 при помощи фланца закреплено неподвижно в корпусе редуктора, 6. В процессе работы генератор волн деформирует гибкое и частично опорное колесо, создавая тем самым необходимые условия для равномерного распределения нагрузки между зонами зацепления. Влияние эксцентриситета зубчатых колес и кулачка генератора в рассматриваемой конструкции исключается. На рис. 3, г показан малогабаритный фрикционный конический волновой редуктор, предназначенный для лентопротяжного механизма. Электродвигатель 1 и фрикционный конический редуктор смонтированы в корпусе, состоящем из двух частей 2 к 9. Валик электродвигателя 1 с закрепленным на нем генератором, состоя-,..-,,., ,„г, т,„„г,^г„т1гтипг’г1 попики .4 и ТТ1ЯПНИПНПГО ПОЛ- чивания колесо 4 фиксируется двумя эластичными элементами 5. Ведомое коническое колесо 7 закреплено на выходном валике 8. Передаточное отношение редуктора и = 100. Лист 30. Комбинированный редуктор с использованием разных типов передач показан на рис. 1. На рис. 2 приведена конструкция двухступенчатого мотор-редуктора с использованием цилиндрической зубчатой и волновой передач. На валике электродвигателя 1 закреплено зубчатое колесо 3 (z = 28, т = 0,03 мм), которое при помощи трех промежуточных колес 9 передает вращение на зубчатое колесо 6 с внутренними зубьями. Особенностью колеса 6 является то, что по наружному диаметру оно представляет собой эллиптический кулачок двухволнового генератора принудительной деформации, на который насажен гибкий подшипник 5. Генератор деформирует неподвижно закрепленное гибкое колесо 2 и вводит его в зацепление с жестким колесом 4, изготовленным заодно с выходным валиком 7, на котором закреплена шестерня 8 (г = 14, т = 0,8). Малоинерционность редуктора достигается применением в первой ступени зубчатых колес с малыми диаметрами окружностей колес. На рис. 3 показана конструкция мотор-редуктора с зубчатой планетарной передачей и волновой зубчатой передачей. Микроэлектродвигатель 1 закрепляют на корпусе 2. На валике электродвигателя установлена втулка 3,, с помощью которой передается вращение валику 4, имеющему зубчатый венец-трибку. Трибка входит в зацепление с тремя зубчатыми колесами-сателлитами. Каждый сателлит представляет собой ци- ‘ линдрический блок 6, состоящий из зубчатого колеса с цилиндрическим роликом, закрепленным на валике-7. Валик с закрепленным сателлитом свободно вращается в двух подшипниках, установленных в корпусе водила 5. Водило 5 с тремя роликами цилиндрического блока 6 является трехволновым генератором свободной деформации. Ролики деформируют гибкое колесо 9 и вводят его в зацепление с жестким неподвижным колесом 8. Гибкое колесо соединяется с выходным валиком 10. Внутри гибкого колеса на участке зубчатого венца запрессовано гибкое кольцо 11. Описанная конструкция применена в лентопротяжном механизме. Конструкция и кинематическая схема двухшкаль-ного механизма потенциометрической следящей системы (рис. 4) включает одноступенчатый волновой зубчатый редуктор 1 (ВЗР) с неподвижным гибким колесом и генератором волн свободной деформации. На выходном валу ВЗР закреплено колесо 7, которое с помощью колеса 2 приводит во вращение валик. Правый конец валика установлен в подшипнике неподвижного центрального колеса 4 планетарной передачи. На водиле закреплена шкала точного отсчета (ШТО) 5. Шкала грубого отсчета (ШГО) 3 закреплена на зубчатом колесе. На выходном валике, соединяемом муфтой 6 с исполнительным элементом аппарата, установлено-зубчатое колесо. Для повышения точности установки исполнительного элемента в механизме применяется/ многооборотный потенциометр (ПП).Лист 31. Односкоростной механизм плавной настройки (рис, 1) собирают в корпусе, состоящем из основания 1 и платы 2. Движение от электродвигателя 3 через пары зазоровыбирающих колес 4—5, 6—7, 8—9 передается на конденсатор переменной емкости (КПЕ) Ю, на оси которого установлена шкала 11 и кулачок 12, служащий для аварийного выключения системы в крайних положениях с помощью микрокнопки 13. Движение на тахогенератор 14 передается с зубчатого колеса 6 через зазоровыбирающее колесо 15. Питание на механизм подается через распаечную колодку 16. Тахо-генератор в системе является датчиком скорости, обеспечивающим лучшую устойчивость системы при работе ее на повышенных скоростях. Погрешность электромеханической системы настройки лежит в пределах АФМ = (5-^-15)’. Конструкция редуктора азимута с реверсом выходного вала / (рис. 2) без реверса электродвигателя ^ 6 обеспечивается включением зубчатых колес 8 или 10 с помощью соответствующей порошковой муфты 4 или 5. В результате соединенное с ними колесо 2 получает необходимое направление вращения. Зубчатые колеса 7 и 9, 8 и 10 имеют одинаковые параметры. С валом 3 двухступенчатой ускоряющей передачей связан тахогенератор 11, входящий в систему обратной связи. Время реверсирования t = 0,1-4-0,05 с. Потенциометрический редуктор показан на рис. 3. В цепи привода этого редуктора использован типовой редуктор ^ 1 с электродвигателем типа ДИД-0,5. На осях /// и V установлены сдвоенные потенциометры 2 и 3 типа ПТП, соединенные между собой зубчатыми колесами. Корпус редуктора — двухплатный. Платы 4 и 5 изготовлены из алюминиевого сплава, стойки 6 — из стали. Валики /—V смонтированы на шарикоподшипниках с буртиками па внешних кольцах. Для защиты от внешних воздействий механизм закрыт кожухом 7. На верхней плате редуктора установлены конденсатор типа МБМ для включения в цепь питания _электродвигателя, контактный лепесток для заземления и монтажная колодка. Лист 32. Универсальный редуктор рассчитан на привод от двигателя ДИД-0,5 ТА и имеет при малых габаритах диапазон передаточных отношений — от 31,3 до 33 077. Передаточные отношения обеспечиваются соответствующим набором узлов (3—10) — трибки с шестерней. При больших передаточных отношениях напряжение трогания двигателя с этим редуктором не более 0,6 В. Редуктор собран на трех деталях 11, 12, 13, которые штифтуются штифтом 14 0 I мм и скрепляются винтами Ml,7 (поз. ^ 15). Для увеличения срока службы редуктора ось трибки (поз. 3) установлена на камне-вых подшипниках (поз. 2). На выходной оси редуктора (поз. 1) установлено беззазорное зубчатое колесо. Для соосной базировки элемента со стороны выход- механических узлов, заключенных в однотипные корпуса, соединительные муфты, стаканы с одинаковыми присоединительными размерами (рис. 1, а, в, г; 2). При их использовании можно повысить надежность, сократить сроки разработки и изготовления, упростить конструирование, настройку и макетирование разрабатываемого изделия. ЭлММ выполняют в виде параллелепипеда (рис. 1, а, д) или тела вращения (рис. 1, в). Прямоугольные корпуса могут соединяться как по боковым, так и по торцовым поверхностям (рис. 1, б). Узел из модулей крепят на плате с помощью лап на соединительных стаканах (рис. 3, е). При применении в узле комплектующих изделий (двигатели, сельсины и т. п.) их соединение с другими ЭлММ выполняется с помощью переходных стаканов (рис. I—3). На рис. 1, е, ж, и приведены примеры принципиальной и кинематической схем и компоновочный чертеж электромеханического устройства (ЭМУ) генератора пилообразного напряжения. Приставка для торцового соединения универсального редуктора с другими ЭлММ показана на рис. 3, а. Конструкция люфтовыбирающего редуктора приведена на рис. 3, б. Выбор люфта в зубчатом зацеплении редуктора осуществляется перемещением вдоль своей оси подвижных конических зубчатых колес с помощью набора прокладок. В конструкции (рис. 3, б) возможно получение 15 типов мультипликаторов с передаточными отношениями и = 2,454-^15,6 за счет соответствующего выбора сочетаний зубчатых колес и трибок. Колеса зубчатые цилиндрические (рис. 3, г) служат в качестве промежуточных звеньев при передаче вращения от привода к исполнительным звеньям. Колеса разработаны двух типов с модулем т = 0,5 мм: обычные (г = = 72; z = 88) и зазоровыбирающие (г = 72 и г — 88). Универсальный редуктор для двигателей ДИД-1, ДИД-2, ДГ-1, ДГ-2 показан на рис. 3, д. Универсальность редуктора заключается в том, что технологически в одном корпусе в зависимости от заранее заданных сочетаний трибок и зубчатых колес без дополнительной механической обработки можно получить 99 типов редукторов с передаточными отношениями от 19,8 до 98 014,618. Механизм возврата показан на рис. 2. Возврат валика механизма в исходное или нулевое положение осуществляется пружиной кручения при снятии момента с оси привода. Максимальный угол поворота валика 165° + 5°. Лист 34. Механизм предохранительный в модульном исполнении (рис. 3) предназначен для ограничения углов поворотов валиков за счет размыкания электрической цепи с помощью микровыключателя МП-12 и кулачкового устройства. Установочные механизмы (рис. 1, 2) предназначены для получения различных электрических импульсов в зависимости от угла поворота валика данного модуля. В программном механизме (см. рис. 1) получение раз-ЛИЧНКТУ ПО ПГ»ОЛ/Т(=ЧТТхГ 1Л\ЛП17 ГТТ^РПТ* ТТПРТЫГЯРТГа ПШТЛДР^РНТЛРМ прп uptj/i^iojciuivi ^*j п^ич^^ш^шхл wi ^ до 360°, погрешность угла замыкания и размыкания микропереключателя — не более 3°. На рис. 2 показан механизм согласования. Получение углового смещения электрических импульсов достигается перемещением по углу подвижного переключателя МП-12 относительно неподвижного. Угол замыкания МП-12 равен 10°, погрешность замыкания и размыкания микропереключателя — 3°. Крестовые муфты согласования (рис. 4, а, б) используют для соединения элементов передачи. Основные технические данные ЭлММ сведены.в таблицу, приведенную на листе. Лист 35. Винтовые механизмы. Применение винтового механизма для продольного смещения столика показано на рис. 1. Отсчетный барабан 4 жестко связан винтом 5. При вращении барабана винт перемещает конусообразную деталь 6 в направляющей втулке 3. На конусную поверхность детали 6 опирается палец 2, с которым связан предметный столик /. В указанном механизме винт одновременно совершает вращательное и поступательное движения. В конструкции механизма, представленного на рис. 2, вращательное движение’барабана преобразовывается в поступательное движение гайки-каретки. Барабан 1 со спиральной канавкой 3 установлен на оси в кронштейне 2. В канавку входит штырь 8 каретки 4. Штырь вращается в насыпном подшипнике 7, шарики удерживаются от выпадания втулкой 10, которая фиксируется гайкой 9. Каретка 4 перемещается пс направляющим 6 при помощи роликов 5. Винтовой механизм может работать от механического привода. На рис. 3 показаны типовые конструкции дифференциальных винтовых механизмов. Ходовой винт 2 (рис. 3, а) имеет две резьбы с разными шагами Р] и Р2 одинакового направления. Гайка 3 неподвижна, При вращении винт 2 поступательно перемещается пс резьбе Р2. Вместе с винтом относительно его резьбь с шагом Рг поступательно в направляющих 4 перемещается и каретка /. Таким образом каретка 1 смещается вместе с ходовым винтом по резьбе Р2 и в обратном направлении по резьбе Рг. Следовательно, суммарное перемещение каретки пропорционально разности шагов Pz — Р^ Это позволяет получить весьмг малые линейные перемещения каретки при относительно большом угле поворота ходового винта. Особенностью конструкции дифференциального винтового механизма, представленного на рис. 3, б, яв ляется выполнение двух резьб с различными шагами Р-и Р2на одной втулке. Втулка служит ходовым винтои для резьбового соединения с шагом Рх и одновременнс является гайкой для резьбового соединения с шагом PzВ результате конструкция винтового механизма яв ляется более компактной. Применение винтового механизма в конструкция> регулируемых ножек приборов показано на рис. 4 / Спис. 4. а) ввеотывают в основание прибора «! мую к винту при помощи штифта 5. На рис. 4, в сферический конец винта опирается на сферическую выемку з башмаке. Шарнирное соединение обеспечивает самоустанавливаемость ножки; горизонтальное положение основания прибора возможно даже при наклонах поверхности стола вида 3—5°. Применение винтового механизма в регулируемой стойке показано на рис. 5. Грубое вертикальное перемещение стойки осуществляется ручной установкой штанги 2 в направляющей втулке 3 с закреплением в отрегулированном положении винтом /. Точное вертикальное перемещение стойки осуществляется вращением гайки 4, перемещающей по резьбе втулку 3 вместе со штангой 2. Стопорный винт 5, входя в паз втулки 3, предохраняет ее от проворачивания. На рис. 6 представлены конструкции типовых устройств для выборки зазора в винтовых соединениях радиальным способом по среднему диаметру резьбы. Гайка 1 полностью разрезана (рис. 6, а) и четыре винта 3 обеспечивают охват разрезной гайкой ходового винта 2. Винт 4 — стопорный. Для более равномерной выборки зазора по всей окружности резьбы ходового винта используют разрезные гайки типа цанги (рис. 6, б). Пример применения гайки-цанги показан на рис. 3, а (гайка 3). Зазоровыбирающие устройства, обеспечивающие однопрофильное замыкание в резьбе бинтовых механизмов, выполняют при помощи пружин сжатия или растяжения. Примеры подобных устройств показаны на рис. 1 и на рис. 3, а. На рис. 7 показаны типовые конструкции устройств, обеспечивающих выборку осевого зазора в обе стороны при одновременном контакте правых и левых профилей резьбы ходового винта. Кронштейн 2 (рис. 7, а) надевают на ходовой винт 4, & .две полугайки 1 и 3 навинчивают на ходовой винт до упора в кронштейн. Положение гаек фиксируют стяжными винтами 5. Эти полугайки действуют в противоположные стороны вдоль оси винта, как бы растягивая его. На рис. 7, б показано аналогичное устройство, но в качестве элемента, устраняющего осевой зазор, применена резиновая шайба 4, затяжка которой осуществляется гайкой 2. Для фиксации величины затяжки на образующей гайки 2 выполнено рифление, куда входит зуб защелки/. Металлическая шайба 3 -предотвращает скручивание резиновой шайбы 4. Устройство, обеспечивающее выборку осевого зазора посредством сжатия витков ходового винта, показано на рис. 7, в — жесткое, а на рис. 7, г — упругое; усилие пружины 2 регулируется винтом 1. На рис. 8 показаны устройства выборки зазора в резьбе с помощью двухрезьбовой втулки ^ 2. ‘ При вывинчивании двухрезьбовой втулки 2 из гайки / (рис. 8, а), имеющей разные шаги Р1 и Р2, создается усилие растяжения для витков винта 3, а при 14 ст до. пыоор типа рычага рычажно-шарнирного механизма производится по табл. 1. Таблица 1 Тип рычага Рисунок Осевая жесткость Поперечная жесткость Масса Технологичность Стержневой Пластинчатый Объемный Профильный 1, а 1, б 1, в и г \,д ++ +++ +++ +++ + + + + + + + + + + + + Примечание. Наиболее предпочтительный вариант обозначен + + + • На рис. 2 представлены конструктивные варианты соединения рычагов (d — диаметр оси). Регулировка передаточного отношения рычажно-шарнирного механизма осуществляется изменением рабочих длин рычагов. В пластинчатом рычаге делают несколько отверстий для возможного соединения с другим пластинчатым (рис. 3, а) или со стержневым (рис. 3, б) рычагом. Иногда на пластинчатом рычаге делают петлю (рис. 3, в), деформируя которую изменяют рабочую длину рычага. Осевая жесткость рычага при этом уменьшается. Лучшим, но более сложным является вариант, приведенный на рис. 5. Большой чувствительностью регулировки характеризуется вариант на рис. 6, в котором для перемещения винта-оси / используется регулировочный винт 2, передвигающий ползун 4 в прорези рычага 3. После регулировки соединение закрепляется гайкой 5. Для изменения длин объемных рычагов применяют винтовой зажим (рис. 4). Перемещением стержня /. в отверстии хомута 3 при ослабленном винте 2 регулируют- размер L. Толкатель синусного ‘механизма может быть выполнен ступенчатым (рис. 7, а), гладким (рис. 7, б), а при больших перемещениях — составным (рис. 7, б). Рычаг может быть пластинчатым (рис. 7, а), стержневым (рис. 7, б, в} и объемным (рис. 9). Элементы тангенсного механизма показаны на рис. 8. и объемным (рис. 8, б). Применение винтового зажима позволяет изменять угол «0 (рис. 8, 6) тангенсного механизма при регулировке приборного устройства в собранном виде. При серийном производстве иногда совокупность нескольких механизмов выполняют на основе сложной штампованной детали (рис. 9). Представленный на рисунке механизм совмещает синусный (а) и поводковый (б) механизмы. В поводковом механизме (рис. 10) регулировка передаточного отношения осуществляется X как без регулировки передаточного отношения (рис. 11, а), так и с его регулировкой при помощи изменения длины с кривошипа (рис. 11,5). На палец кривошипа для уменьшения трения между кривошипом и кулисой можно посадить вращающийся ролик 1 (рис. 11, б) или подшипник качения 2 (рис. 11, г). Лист 37. Примеры оформления рабочих чертежей s кулачков показаны на рис. 1 и 2. На рис. 3—10 приведены схемы рычажно-шарнир-ных механизмов. Кулисный механизм (рис. 3) позволяет при вращательном движении кривошипа АВ (на участке а—b—с траектории точки В) получить траекторию точки D (на участке а’—Ь’—с), близкую к прямолинейной. Сдвоенный кривошипно-ползунный механизм (рис. 4) предназначен для преобразования поступательного перемещения ползуна В в направлении а в поступательное перемещение звена CD в направлении Ь. Шарнирно-рычажный четырехзвенный механизм (рис. 5) позволяет получить движение точки D по прямой а’—Ь’—с’ при вращательном движении кривошипа. Качательное движение коромысла CD при круговом вращении кривошипа АВ можно получить, используя четырехзвенный шарнирный кривошипно-коромысло-, вый механизм (рис. 6). Механизм может быть использован как счетчик числа оборотов кривошипа АВ. Представленные на рис. 7 и 8 механизмы являются сдвоенными симметричными рычажными механизмами, позволяющими получить на выходе перемещения, не зависящие от положения ведущего звена. В реле и коммутирующей аппаратуре применяют рычажно-шарнирные механизмы с упругодеформируе-мыми звеньями (рис. 9 и 10). Звено АВ представленных механизмов содержит упругий элемент (пружину сжатия), который обеспечивает однозначность положения механизма и одновременно является аккумулятором энергии. Под действием усилия Р. (рис. 9) ползун 3 достигает положения В’. Система скачком перебрасывается в положение О А’В’. Рычаг О А отрывается от упора / и прижимается к упору 2. При снятии усилия ползун 3 перемещается пружиной 4 вверх и в положении В” происходит обратное срабатывание. Срабатывание механизма (рис. 10) происходит в момент, когда при перемещении толкателя 3 ось рычага ЗС совпадает с осью рычага ABD. Система переходит в положениеD’B’C’O. Для возврата служит пружина 4. Обратное срабатывание происходит, когда точка С займет положение С”. Механизм позволяет получить значительно меньший дифференциальный ход D ползуна (приводного элемента). В варианте на рис. 9 D = В’В”, а в варианте на рис. 10 D = К’К”- Лист 38. Тип наконечника толкателя кулачкового механизма выбирают в зависимости от формы кулачка и величины усилия на толкателе. Остроконечные (рис. 1, а, б, в) применяют при малом усилии. Радиус скругления гк01„ I угл,ония, полученная из условия обеспечения кон-1такткой прочности, а гпогр — максимально допусти-I ый радиус из условия минимизации погрешности при I ^еализации заданной функции. Сферические наконечники (рис. 1, г, д, е) прочнее остроугольных. Из условия отсутствия заострения профиля кулачка ; ^ 0,7pm;n, где pmin — наименьший радиус кривизны теоретического профиля. При выполнении толкателя из твердых закаливаемых сталей наконечники выполняют заодно с толкателями (рис. 1, а, г). Вариант на пис. 1, б используется при необходимости смены наконечника при эксплуатации. При значительных нагрузках применяется роликовый наконечник, устанавливаемый как консольно (рис. 2, а), так и симметрично (рис. 2, б). Вариант на рис. 2, б имеет большие габариты, но отличается и большей жесткостью. Требование контакта по линии между кулачком и роликовым наконечником приводит к жестким допускам на корпусные детали или к необходимости применения больших зазоров в соединении ролика с его осью, а это приводит к появлению погрешности в ходе толкателя. Противоречие устранено в вариантах на рис. 2, в и г. На рис. 2, в применен сферический самоустанавливающийся подшипник, а на рис. 2, г с той же целью на наружное кольцо радиального шарикоподшипника / насажена бочкообразная втулка 2. Плоские наконечники на рис. 1, в, д {изображены штриховыми линиями) характеризуются наибольшей прочностью, но используются с кулачками, имеющими только положительную кривизну (рис. 12). В ином случае между толкателем и кулачком необходимо вводить дополнительный элемент (поз. 5 рис. 10). При больших ускорениях и угловых скоростях для предотвращения размыкания кулачка и толкателя применяют геометрическое замыкание (рис. 12). На рис, 3 показаны конструкции пазового кулачка и роликового наконечника, исключающие скольжение ролика и его реверсирование при изменении направления движения толкателя. В конструкции роликового наконечника (рис. 4) возможно изменением расстояния L между осями роликов регулировать время выстоя толкателя, а перестановкой роликов по пазу без изменения расстояния L регулировать время подъема и опускания толкателя. ._/’ При использовании кулачкового механизма в паре с микровыключателями применяются толкатели в виде коромысла 2 (рис. S), подвижно закрепленного на оси 4. Кроме съема функционалоной зависимости с кулачка коромысло 2 обеспечивает согласование между кулачком и приводным элементом 7 микровыключателя 3; направление силы толкающего устройства не должно отклоняться более чем на 3° от оси приводного элемента микровыключателя. Регулировка момента срабатывания обеспечивается винтом 6. Контакт между коро- мыслом 2 и кулачком / осуществляется винтовой пру« жиной кручения 5. В данной конструкции возможно осуществление блочной компоновки микровыключателей для работы с блоком кулачков, выполненных по варианту на рис. 7. Крепление кулачков на валах осуществляется так же, как и зубчатых колес. Специфика конструкций на рис. 6 и 7 такова, что возможно осуществление поворота одного из пары соосно установленных кулачков, изменяя таким образом закон движения толкателя. Пример крепления двух кулачков на консольно закрепленном червячном колесе показан на рис. 8. Кулачки / и 2 крепятся с помощью прижимных шайб 5 и 9 и трех винтов 4 и 7. Кулачок 2 присоединяется к червячному колесу 3, а кулачок 1 — к опорной втулке 6, соединенной со ступицей червячного колеса профильным соединением. Для предохранения втулки от прогиба при затяжке винтов 7 поставлены втулки 8. i На рис. 9 показано закрепление на оси контактного кулачка, который одновременно выполняет роль программного подвижного контакта. Кулачок крепится на оси 5 винтами 4. Втулка 3 заформована в тело кулачка 2, выполненного из пресс-порошка. Контактная пластина 1 соединена с кулачком заклепками. Программа формируется при помощи прорезей А, осуществляемых после сборки. Ток подводится к пластине 6 и передается на пластину 1 через заклепки 7. Храповой механизм с.приводом от кулачка показан на рис. 10. Перемещение храпового колеса / осуществляется за счет усилия сжатия пружины 2, изгиб которой осуществляется кулачком 3 через коромысло 5, на котором жестко закреплен палец 4. Кулачковый механизм с большим ходом толкателя без увеличения угла давления показан на рис. 11. Движение на кулачок 3 передается через зубчатую пару 2 и 6. Колесо 2 и кулачок 3 жестко закреплены на оси 7, которая, в свою очередь, подвижно закреплена в рычаге 5. Ход толкателя 1 определяется суммой подъема (опускания) самого толкателя относительно оси 7 и подъема (опускания) оси 7 относительно неподвижно закрепленного ролика 4. На рис. 12, а представлена конструкция механизма установки стрелки ^ 4 электроизмерительного прибора в нулевое положение. При повороте эксцентрика 1 рамка 2 вращается вокруг оси О, изменяя угол закручивания спиральной пружины 3, наружный конец которой, припаян к рамке 2. Диаметральный кулачковый механизм с кулачком 1, построенным на .базе равностороннего треугольника, показан на рис. 12, б. Рамка 2 совершает возвратно-поступательное движение с остановками. На рис. 13 показаны способы передачи движения от кулачка. При малых усилиях используется шариковая передача (рис. 13, а), а при больших —• сильфонная передача (рис. 13, б). Лист 39. Зубчатые храповые механизмы (рис. 1, а—б) широко используются в приборостроении. Они точны, компактны, но работают при небольших скоростях ведущего вала, так как их включение сопровождается ударами собачки о зубья, фрикционные храповые механизмы (рис. 1, г—ж) применяются при ср
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…