1 Особенности развития ца при переходе в железный век

Билет №11)Особенности развития ЦА при переходе в железный век Появление и применение железа сыграло поистине революционную роль в развитии производительных сил, способствовало дальнейшему прогрессу в земледелии, ремесленном производстве, ирригационной технике. Развитие земледелия в крупных размерах с использованием плуга с железным лемехом и домашнего скота в качестве тягловой силы привело к росту населения, его концентрации на небольших площадях в оазисах земледельческой культуры /Хорезме, Ферганской долине, бассейнах Зеравшана, Чирчика, Сурхандарьи, Кашкадарьи. Но главное заключается в том, что применение железа полностью отделило земледелие и скотоводство. В эпоху железа появляется один из признаков города – рынок, возникает интенсивный товарообмен, в результате чего происходит ускорение накопления богатства в руках отдельных лиц, классового расслоения общества. Все это приводит к образованию государств на территории нашего региона. Памятники эпохи железа обнаружены в Ферганской долине /Чуст, Дальверзинтепа и др., в Самаркандской, Бухарской, Кашкадарьинской областях, Хорезме.^ 2)Ранние государства Средневековья Государства Кангха Каигха (Кангюй) (II в. до н. э. – III в. н. э.) Это было крупное государственное образование, созданное кочевыми племенами, вероятно в начале II в. до н. э. Впервые; оно упоминается в китайских письменных источниках, в частности, в аписках китайского путешественника Чжан Цяня под названием Кангюй. Период расцвета этого государства приходится на I в. до н. э. В его состав в это время входила большая часть Среднеазиатского Междуречья, кроме Бактрии, территория по среднему и нижнему течению Сырдарьи. Столицей государства был город Битянь (это городище Канка в Аккурганском районе Ташкентского оазиса). .Государство Кангха. представляло собой государство -конфедерацию, в состав которого в I в. до н. з. -I в. н. э . входили 5 фактически независимых владении, имевших право чеканить обственную .монету:. Сусе (Keш, восточная часть современной Кашкадарьинской области), Фуму (долина Зарафшана), Юни (Чач, Ташкентся область), Ги (Бухарз) и Юегань (Ургенч, Хорезм).Одним из центров государства был Ташкентский оазис. Так как здесь была создана оседлая земледельческая и торгово — ремесленная основа кочевого государства.Социально—экономической основой Кангхи было соединение оседлого образа жизни с кочевым скотоводством, когда оседлая часть населения занималась в основном ремеслом, сельскимхозяйством и торговлей, а кочевая часть населения — производством продуктов скотоводства и защитой государства.Основой экономики являлось сельское хозяйство, где в преобладало ирригационное земледелие. В конце I Б. до н.э. здесь была создана целая система магистраль ных каналов. Широкое распространение получило садоводство и огородничество.-Также большое значение в экономике имело скотоводство, которое поставляло сырье (кожу, шерсть) для ремесленного производства. Были развиты различные отрасли металлургического ре месла – кузнечное, металлообрабатывающее и ювелирное. Важное место занимало гончарное производство, прядильное и ткацкое, косторезное и деревообрабатывающее ремесло.В Кангхе строили большие укрепления, цитадели, городские храмы,торговые и ремесленные кварталы.В государстве чеканились монеты, на которых с одной стороны изображался правитель, а на другой стороне — всадник. Экономическому процветанию государства способствовало развитие международной торговли В III в.н.э. государство распалось на ряд самостоятельных владений и прекратило своё существование.+ Давань (Паркан) (III в. до н.э. – II в. н.э.) -государственное; объединение, существовавшее по всей вероятности в первых веках до н.э. – первых веках н.э. (предположительно с III в. до н.э. по II в. н.э.). Давань (Паркан) — это китайское Название Ферганы.Наиболее подробные, сведения о Давани II—1 вв. до н.э. содержатся в китайских хрониках, в частности, в записках путешественника Чжан Цяня. Столицей государства был город Гуйшуань – сопоставляемый с современным Каганом, или Кокандом. Во главе Давани стоял правитель, которого назначал и смещал совет старейшин. ‘Важное место в экономике занимало сельское хозяйство, особенно люцерны, виноградарство и виноделие. Также возделывали рис и пшеницу. Большое внимание уделяли коневодству. Здесь, в Давани, разводили коней особой породы, которых называли “небесными”. Они стали причиной китайско-даваньской войны 104—102 гг. до н.э., в результате которой Китай установил номинальное господство над Ферганой и оставили здесь своего наместника. После ухода китайских войск наместник был свергнут, и на престол посажен ставленник ферганцев Чань—фынь, который взял на себя обязательство ежегодно отправлять в Китай двухлошадей небесной породы, а Давань осталась фактически независимым государством. Предположительно во II в. н.э. Давань прекратила своё существование.Билет №21)Греко-персидские войны Греко-персидские войны (499 до н. э. — 449 до н. э., с перерывами) — военные конфликты между Ахеменидской Персией и греческими городами-государствами, отстаивавшими свою независимость. В Великобритании греко-персидские войны иногда называют Персидскими войнами и выражение это обычно относится к походам персов на Балканский полуостров в 490 до н. э. и в 480—479 до н. э. В результате греко-персидских войн была остановлена территориальная экспансия Империи Ахеменидов, древнегреческая цивилизация вступила в полосу расцвета и своих высших культурных достижений. В историографии греко-персидские войны принято делить на две : (первая — 492-490 до н. э., вторая — 480-479 до н. э.) или три войны (первая — 492 до н. э., вторая — 490 до н. э., третья — 480-479 (449) до н. э.). Восстание Милета и других городов Ионии против персидского владычества (500/499—494 до н. э.). Вторжение Дария I на Балканский полуостров, окончившееся его поражением при Марафоне (492—490 до н. э.). Поход Ксеркса I (480—479 до н. э.). Действия Делосского военного союза против персов в Эгейском море и Малой Азии (478—459 до н. э.). Афинская экспедиция в Египет и окончание греко-персидских войн (459—449 до н. э.).^ 2)Образование государства Шейбанидов в Мавераннахре Кочевые узбеки, приведенные Шейбани-ханом в Мавераннахр, обосновались: около Ташкента, в Долине Зарафшана, Кашкадар¬ьинском и Сырдарьинском районах;значительная часть кочевников перешла Амударью и заняла территорию современного Северного Афганистана, смешалась с сельджуками.Каждая из областей темуридского государства была передана в юрт (владение) определенному узбекском племени. Так, Термезом владело племя кунграт, Кундузом – катаган и т. д. Расселение сопровождалось вытаптыванием посевов и сгоном с пастбищ, мест¬ных кочевников-тюрков. Все это привело к временному упадку запустению некогда культурных пространств. Местные кочевники тюркского происхождения слились с завоевателями в силу общности языка и вошли в число узбекских племен. В конце XVI в. скотоводческие племена переш¬ли оседлому образу жизни, их стали называть дехканами (осед¬лый) или кишлак-нишин.Хозяйственная жизнь городов постепенно стала восстанавли¬ваться. В XVI в. широких размеров достигли ремесленная и тор¬говая деятельность, архитектура Самарканда и Ташкента. До на¬ших дней сохранились построенные при Абдулла-хане чорсу-ку¬польные здания, караван-сараи, мечети и другиездания в Бухаре С развитием ремесла оживилась торговля. В XVI в.бухарские и хивинские посольства вместе сторговыми караванами направля¬лись в Москву, Индию, Кашгар, в Сибирь, казахские стени, к но¬гайцам и т.п. Ответные посольства прибывали в Бухару.Зимой 1558 г. в Бухаре проживал в качестве посла Ивана IV англичанин Дженкинсон. Особенно оживленной торговля с Москови¬ей была во второй половине XVI в. Причем караваны снаряжалисьне только из столиц узбекского государства – Самарканда и Бу¬ры, но и крупных вассальныхгородов – Ташкента, Ургенча, Балха и др. Из Западной Европы через Московию возили сукно, бархат, зеркала, оружие (тайком, т.к. было запрещено к вывозу). По особым царским раз¬решениям в Бухару ввозилось серебро и монета. Из Средней Азии в Московскую Русь шли шелковые, шерстяные и хлопчатобумажные ткани, мерлушка, шелк-сырец, ковры, разные пряности, сушеные фрукты и пр. В Средней Азии торговали рабами, в основном иран¬цами, захваченными узбеками при набегах на Хорасан, и русски¬ми, которых они покупали у кочевников Дашти-Кипчака.Вторжение кочевников-узбеков сказалось и на формах землевла¬дения. Среди узбеков, пришедших в Мавераннахр, сохранилось еще общинно-племенное владение землей, при котором собственником является не отдельное лицо, а племя. Наряду с этим в земле¬дельческих районахсложилось феодальное землевладение. За ока¬зываемую султанам и ханам помощь наиболее видные представители племенной знати получали государственные посты и определенные районы вуправление. Кроме того, они получали земельные пожа¬лования, так называемые икта. Владельца икта называли мукта. Эта форма землевладения получила дальнейшее развитие при уз¬бекских династиях. Наиболее распространенным было пожалование взимать в течение определенноговремени налоги с земли. В XVI в. это было особенно характерно для Бухары и называлось оно там персидским термином «танхо».Наряду с этим практиковалась также передача земли ханами в полную собственность отдельным лицам –мульки-хурри-холис.Крестьяне, жившие на мульки, не теряли личную свободу, но по¬падали в зависимость к землевладельцу. В результате в руках узбекской знати сосредоточились огромные земельные участки.В политическом строе государства Шейбанидов сохранилось мно¬го черт, присущих дофеодальному периоду. Государство считалось собственностью всего ханского рода, члены которого назывались султанами, а избиравшийся ими глава рода – ханом. Преимущество на ханский престол имел старший в роде, но иногда избирался наиболее могущественный.Государство делилось на несколько княжеств во главе с султа¬нами, к которым прикреплялись аталык- наблюдатели за пове¬дением князя. Крупные княжества делились на более мелкие уде¬лы. Самарканд считался стольным городом, где происходило воз¬ведение хана на престол – священный серый камень (кокташ). Постепенно значение столицы перешло к Бухаре. Узбекские племе¬на сохранили в известной мере независимость от ханской власти. Главы племен получали от ханов титулы эмиров. Впоследствии эмиры становились весьма опасными для ханской власти, ханы считались с ними, эмиры принимали участие в церемонии избрания Официальным языком узбекских ханств (исключая Хиву) по-прежнему остается персидский язык. На нем пишут свои произ¬ведения придворные поэты и историки бухарских ханов и в после¬дующие века.Билет №31)Завоевание Арабами СА (VII-VIII вв.). Арабский халифат стал распространять свое вероучение и за пределами Аравийского полуострова. В 633 г. началось вторжение арабов в Палестину и Сирию, Иран и Среднюю Азии. Из-за внутренней слабости и политко-экономической раздробленности эти страны они взяли практически сразу. В течение 15 лет они завоевали Иран. В 651 г. подошли к Мерву, взяли его без боя. Их привлекли богатые земли Согда, Тохаристана, Чаганиана и Хорезма. Сначала арабы совершали грабительские набеги. Штаб-квартирой их военачальника был г. Мерв В Среднюю Азию арабов влекла богатая добыча. На 1 этапе арабы ходили за Амударью с грабительскими целями. Первым перешел Амударью Убейдуллах ибн-Зияд, посланный в 674 г. Он осадил и взял Пайкенд, подошел к Бухаре и одержал победу над Бухарской царицей. В 676 г. Сайд ибн-Осман совершил поход на Бухару и в города Согда. Ибн-Осман разбил войско Тахшады и ей пришлось платит дань. Захватив Бухару, Сайд ибн-Осман отправился а Согд, затем в Самарканд. До 704 г. арабы совершали грабительские походы. В Мавераннахре были попытки создать единый фронт против арабов. Сопротивление среднеазиатских народов, а также межплеменная вражда в среде арабов, восстание завое¬ванного арабами населения и другие причины не по¬зволили арабам на первом этапе—в VII—VIII вв.— завоевать народы Средней Азии.2 этап – В начале VIII в. в арабском халифате был установ¬лен порядок. Прекратились межплеменные распри. В 705 г. Кутейба совершил неудачный поход на Ахаруну и Шуману (нынешние территории Узбекистана и Таджикистана). В 706 г. Кутейба отправился в поход в долину ре¬ки Зарафшан. Он вышел из Мерва на Мерверуд, по¬том пришел в Амуль, оттуда дошел до Замма (Керки),перешел Амударью и направился на Пайкенд. Пайкендцы обратились за помощью в Согд и другие мес¬та. Несмотря на то, что к ним на помощь пришли зна¬чительные отряды они запро¬сили мир. Кутейба подписал мирный договор и ушел к Амударье, оставив наместника. Но не успел он отойти, как в Пайкенде вспыхнуло восстание, и его гарнизон был перебит.В 707 г. Кутейба снова отправился в Мавераннахр и занял один из древнейших городов Бухарской обла¬сти — Рамитан, но дальше пойти он не смог, так как встретил сопротивление тюрков, согдийцев и ферганцев. В 708 г. Ку¬тейба не смог одолеть правителя Бухары и ушел в Мерв. В 709 г. с большим отрядом Кутейба вновь отпра¬вился на завоевание Бухары и взял её. В 710 г. Кутейба совершил поход на Шуман, затем Кеш и Нефес. Потом он направился в Хорезм, где началось восстание народа, которое возглавил брат Хорезм-шаха. Кутейба в 712 г. помог Хорезм-шаху расправиться с восставшими Однако впоследствии отряды Хорезм-шаха не раз будут принимать участие в походах арабов против наро¬дов Средней Азии.В 712 г. Кутейба отправил авангард—20-тысячный отряд во главе со своим братом Абдурахманом на завоевание Самарканда и взял его.После Самарканда Кутейба продолжал свои походы. Он воевал в 713 г. в Фергане, Шаше, доходил до Кашгара. Всюду брал деньги и оставлял арабских наместников. В 715—717 г. на халифский престол вступил Сулейман, который стал преследовать Кутейбу. Кутейба решил не подчиниться власти халифа, но был убит в Фергане в 715 г. восставшими арабскими войнами. Окончательно завоевание было завершено в 30х – 40х гг. VIII в., когда к арабскому наместнику была заметно приближена местная аристократия. Арабы за этот период попытались уничтожить местную культуру, духовную жизнь народа, местные языки и религии. Государственным языком стал арабский, государственной религией – ислам. Причём, арабы видели в исламе силу, помогающую им объединить население завоёванных территорий. Поначалу распространение ислама шло с трудом. Население сельских местностей ему всячески сопротивлялось. Многие перешедшие на службу к арабам дехкане только делали вид, что приняли новую религию, а дома совершали зороастрийские обряды. Более успешно шло внедрение ислама среди купцов, поскольку им были созданы все условия для торговли. Для более успешного распространения исламской религии арабы предоставляли льготы в налогооблажении населения. Экономическая политика арабов легла тяжёлым бременем на население региона. Многочисленные и тяжёлые налоги привели в конечном результате к ухудшению жизни народа, к разорению среднеазиатских земель,к уничтожению культурных и духовных ценностей Средней Азии домусульманской эпохи. Всё это вызвало мощное антиарабское движение в регионе на протяжении всего VIII в. Самым крупным было восстание Муканны (в 70х – 80 х гг.) – движение «людей в белых одеждах». Муканна (Хашим ибн Хаким) старался придать ему религиозную окраску, проповедывал маздакизм (все материальные блага должны делиться поровну) и социальное равенство. В результате предательства дехкан сам Муканна погиб, но движение его продолжало существовать ещё очень долго. Последним восстанием в Согде было народное выступление против халифата под руководством Рафи ибн Лейса (806 -810 гг.), проповедывавшего также лозунги маздакизма. Оно было подавлено, после чего правители халифата пришли к выводу, что более целесообразно иметь в качестве наместников в восточных провинциях (Средней Азии) представителей местных династий. Это положило начало новой эре в истории среднеазиатской государственности.^ 2) Образование Бухарского Ханства Около 1500 года с севера на земли при Оксусе (Аму-Дарья) нахлынули новые завоеватели. Тюркские племена узбеков, из дешт-и-кипчакских степей, восновном из присырдарьинских степей под предводительством хана Шейбани, пользуясь постоянной враждой местных владетелей, покорили Трансоксанию, а затем и весь Хорасан. Власть перешла от династии Тимуридов к династии Шейбанидов (шибанидов). Со второй половины XVI века государство стало именоваться Бухарским ханством. Шейбаниды (1510—1599) и Аштарханиды (1599—1756) При Шейбанидах (1510—1599) и наследовавших им Аштарханидах (1599—1756) история Бухарского ханства представляет ряд усобиц и войн, которые вели владетели Бухары с государством Сефевидов и Хорезмом. Основатель узбекской династии Шейбаниды — Мухаммед Шейбани (1451—1510), сын Шахбудаг-султана, внук Абулхайра. В 1499 Шейбани-хан начал завоевание Мавераннахра и в 1500-01 отвоевал у Тимуридов их столицу Самарканд, основав Шейбанидов государство; установил свою власть над всем Мавераннахром и Хорасаном, в 1508-09 совершил неудачный поход на казахов. В 1510 Шейбани-хан был разбит под Мервом иранским шахом Исмаилом I Сефевидом и убит. После смерти Кучкунджи-хана (правил в 1510-30), дяди Шейбани-хана, и кратковременного правления его сына Абусаида (1530-33) главой государства стал Убайдулла-хан I (правил в 1533-39), племянник Шейбани-хана. Шейбаниды считали, что именно они являются законными наследниками Тимуридов, и вели постоянную борьбу с Сефевидами за Хорасан и вторую столицу Тимуридов — Герат. Правление Абдуллы-хана II (1557-98, хан всех узбеков с 1583) характеризовалось значительным усилением ханской власти. После смерти Абдуллы-хана II и убийства его сына Абдал-Мумина династия Шейбаниды прекратилась. Пир-Мухаммеду II, последнему Шейбаниды, принадлежала лишь небольшая часть государства; в том же году он погиб в междоусобной борьбе. Из Шейбанидов в особенности замечателен Абдулла-хан II, ревностно заботившийся о процветании и счастье своего народа. Правитель этот в течение своего более чем сорокалетнего царствования построил множество учебных заведений, мечетей, бань, караван-сараев и мостов, развел тенистые сады в главных городах ханства, устроил почтовое сообщение, и вообще был усердным покровителем земледелия, торговли и науки. Имя Абдуллах-хана и поныне пользуется необыкновенной популярностью в Бухаре; в глазах бухарца каждый памятник прежних времён кажется результатом щедрости и любви к изящным искусствам этого правителя. Правление Шейбанидов ознаменовалось также постепенным обособлением восточно-исламского мира от западного и необыкновенным возвышением власти и влияния учёных мулл и богословов, вследствие чего богословские науки заняли в медресе Бухары первое место.Билет №41)Система государственного управления Саманидов Сохранение независимости Мавераннахра, прежде всего, требовало создания сильного централизованного государства. Саманиды, хорошо осознавшие это, разрабатывают очень компактную систему государственого управления. При Саманидах государственный аппарат делился на двор — даргах и центральное управление. К двору причисляли резиденцию эмира с гаремом и жилые кварталы придворной знати, гвардии и слуг. Центральное управление состояло из десяти департаментов — диванов. Среди них диван визиря считался главным, он контролировал все административные, политические и хозяйственные учреждения государства. Ему подчинялись руководители других диванов. Функции остальных диванов состояли в следующем. Диван “мустауфи” представлял собой государственное казначейство. Диван “амид ал-мульк” ведал государственными документами и посольскими связями. Диван “сахиб аш-шурат” командовал гвардией Саманидов. Диван “сахиб ал-барид” ведал доставкой казенной корреспонденции. Диван “мухтасиб” контролировал рынок и правильность весов и мер. Не было города, который не имел бы своего чиновника — мухтасиба. Диван “мушриф” следил за доходами и расходами. Кроме этих диванов, были еще диваны “мумаликатихос” — департамент государственных земель, “аукаф” — департамент собственности, завещанной духовным учреждениям, и “кази” — судейский, возглавлявшийся главным государственным судьей. В правление Насра II ибн Ахмада (914—943) на площади Регистан в Бухаре, против резиденции эмира было выстроено специальное здание — дворец десяти диванов, где размещался весь центральный управленческий аппарат государства Саманидов. Должностные лица выбирались из придворной знати, крупных дехканов и духовного сословия. Для этого нужно было свободно владеть арабским и персидским языками, безукоризненно знать Коран и шариат — свод мусульманских правовых норм. Областные правители чаще всего назначались из членов семьи Саманидов или из влиятельной знати, в том числе бывших местных владетелей. Наряду с ними в города назначались раисы — чиновники правительства верховного эмира. Все областные учреждения имели двойное подчинение: с одной стороны, они подчинялись правителям областей, с другой, — соответствующему государственному дивану. На содержание чиновников шла почти половина государственного бюджета. Кроме этого, с конца IX — начала X века членам семьи Саманидов и наиболее крупным должностным лицам были переданы в пожизненное пользование большие земельные владения. В ряде случаев это была целая область, земледельческий район или город. Такие владения назывались икта. Владельцы икта — мукта, или ик-тадары, не могли полностью им распоряжаться. В большинстве случаев они имели право лишь на часть земельной площади. Но в X веке, как свидетельствуют источники, пожалованные икта превратились в наследственные. Жалованные в пожизненное пользование земли в это время стали называться шума. Их владелец получал право лишь на часть доходов и выплачивал установленную поземельную ренту государству. В X веке пожалование земель в форме икта за государственную службу стало играть значительную роль. Имеется ряд фактов, подтверждающих, что крупные земледельческие оазисы и отдельные города, такие как Самарканд, Бухара, Шаш и Фергана, в разные периоды времени становились жалованными владениями внутри государства Саманидов. В таких случаях владельцы икта, получившие целую область, чеканили медную разменную монету от своего имени. Это, без сомнения, свидетельствовало о существенной независимости новых феодалов — иктадаров.^ 2)Образование Хивинского ханстваОдним из таких важных периодов в истории развития Узбекистана является период образования трех самостоятельных ханств на территории Средней Азии.Во второй половине XVIII в. на территории Средней Азии окончательно сложились три самостоятельных образования: Бухарский эмират, Хивинское и Кокандское ханства.Одним из государственных объединений на территории Средней Азии было Хивинское ханство. Становление Хорезма как самостоятельного государства связано с именем хана Ильбарса (1511-1525) – потомка Джучи. В начале XVI века во главе государства стали ханы, прибывшие из Дашт-и-Кипчака. Хорезм стал самостоятельным государством и получил название Хивинского ханства. Политическая история Хивинского ханства заполнена многочисленными завоевательными походами в соседние страны и внутренними феодальными раздорами. Прежде всего Хорезм вел ожесточенные войны против Бухарского ханства за установление своего господства на всей территории Средней Азии. В свою очередь Бухара также стремилась к гегемонии в регионе и вела борьбу с Хивинским ханством. В конце XVII века Хорезм временно был присоединен к Бухарскому ханству.Правитель Хивы Шахнияз, стремясь вырваться из под власти Бухарского хана, решил обратиться за покровительством к русскому царю. Пользуясь тем, что в среднеазиатских ханствах была слаба центральная власть, Петр I, как в дальнейшем и другие главы русского государства, хотел поставить среднеазиатские ханства в зависимость от России. В 1717 году Петр I в целях подчинения Хивинского ханства направил туда большой отряд в 6000 солдат во главе с А.Бекович-Черкасским. Однако эта экспедиция потерпела неудачу.Во второй половине XVI II века власть в ханстве перешла к узбекской кунградской династии, которая до 1804 года правила через подставных ханов. Первым ханом из Кунградской династии стал Эльтузар (1804-1806гг). С этого времени хивинские ханы стали вести непрестанную борьбу за верховенство в Средней Азии. Сломив упорное сопротивление враждебных группировок, объединившихся вокруг правителей Приаралья, Мухаммад Рахим I захватил Аральское владение и присоединил его к хивинскому ханству. Так при его правлении завершилась борьба за объединение хивинских земель. В стране стабилизировалась политическая обстановка,начался экономический и культурный подъем, расширилась внутренняя торговля.Во главе государства стоял: в Бухаре – эмир, в Хиве и Коканде-хан. Хотя формально они имели неограниченную власть, однако в условиях противостояния отдельных правителей, стремившихся к самостоятельности, были во многом зависимы от них.Ханство делилось на вилаёты, а последние в свою очередь на туманы и хазаре. В основу административного деления были положены ирригационные системы, подававшие воду для орошения. Во главе вилаётов стояли хокимы, имевшие многочисленный штат налоговых чиновников. В сельской местности власть принадлежала омлякдарам, оксакалам.Главным советником, в руках которого была сосредоточена высшая административная власть был кушбеги, он ведал всеми делами по управлению ханством. Вторым лицом после него был низший кушбеги, владевший финансами. В состав правящего класса Бухары кроме светских должностных лиц входило также духовенство (уламо). Это была влиятельная сила, с мнением которой вынуждены были считаться даже самые могущественные правители..Расширение внутренней и внешней торговли, постепенное развитие товарно-денежных отношений вели к увеличению в ханстве денежного обращения, чеканке монет. Началась регулярная чеканка золотых монет, хотя состав монетной массы был разным. Денежное обращение отличалось сложностью. Стоимость и курс денег различались не только между тремя ханствами, но и между различными областями одного и того же ханства.Большое влияние во всех сферах жизни в ханствах продолжала иметь мусульманская религия. Ислам, принесенный арабами в Среднюю Азию, постепенно слился с жизнью местных народов и впитал в себя богатые культурные традиции этого региона. Разработалась целая система взглядов, которая вышла за рамки религии и стала определять культурно-исторические процессы. Ислам стал неотъемлемой частью духовного наследия народов Средней Азии.Представители духовенства в ханствах являлись большой политической силой. Ханы всегда держали около себя наиболее известных богословов, прислушивались к их советам.Ислам оказывал на население благотворное, стабилизирующее влияние, он во многом обеспечивал взаимные связи между различными общественными силами Средней Азии. Исламская религия в определенной степени удовлетворяла потребность народов региона в единой морально-идеологической системе и нравственном объединении.Утрата роли великого шелкового пути и вражда между среднеазиатскими государствами стали тормозом для развития внешней торговли. Торговые пути становились опасными. В таких условиях жизненной необходимостью становилась торговля с Россией – самым близким соседом средней Азии.Взаимоотношения среднеазиатских ханств с Россией стали развиваться со второй половины 16 века. Абдуллахан 2, пытаясь расширить торговые отношения Бухарского ханства с Россией, прежде всего старался этим путем укрепить политическое положение своего государства. Россия была заинтересована в развитии торговли со среднеазиатскими ханствами, которые представляли для нее большие рынки сбыта. Через ханства средне Азии Россия имела возможность развивать торговые отношения с другими странами Азии, прежде всего с Индией. Благодаря Антони Дженкинсону были установлены торговые и дипломатические отношения между средней Азией и Россией .В 18 веке во взаимоотношениях среднеазиатских ханств с Россией началась новая эпоха. Это было начало политики приобретения к правам среднеазиатских ханств в торговых отношениях, посягательства на их естественные богатства, преобладания политических целейНачиная со второй половины 18 века, увеличивается роль среднеазиатских ханств в торгово-экономических и политических связях России. Причиной тому стал кризис крепостной системы, а также усиление влияния Англии в Азии, в частности в Индии.В начале 19 века в России были созданы широкие возможности для свободной торговли узбекских купцов.Билет №5^ 1)Борьба населения СА против Греко-македонских завоевателей Владычество Ахеменидов над рядом областей Средней Азии, прервавшее процесс развития национальной государственности, продолжалось около двух веков и завершилось не освобождением среднеазиатских народов, а новым завоеванием- греко-македонскими войсками под командованием Александра Македонского, под ударами которых распалась некогда могущественная держава Ахеменидов. Весной 329г. до н.э. Александр появился на территории Средней Азии и, видимо, без особого труда завоевал Бактрию, а затем, переправившись через Амударью, вступил на согдийскую землю. Но борьба народов Средней Азии за независимость продолжалась. В 329-327г.г. Согд и Бактрия были охвачены крупнейшим народным восстанием против греко-македонских завоевателей, которое возглавил согдийский военачальник Спитамен, одна из замечательных фигур в истории предков узбекского народа. В его развитии можно проследить три этапа: I этап (весна-осень 329 г. до н.э.), когда инициатива восстания исходила главным образом от местного оседлого населения. На этом этапе Спитамен уничтожил в сражении при Мараканде часть македонского войска. Однако II этап (весна – осень 328г. до н.э.) борьбы за независимость имел уже несколько иной характер – Лишившись поддержки оседлых поселений, Спитамен продолжал борьбу с помощью кочевников- массагетов. Второй этап восстания завершается гибелью Спитамена, по одной версии, убитого предавшими его вождями кочевников, по другой- погибшего от руки собственной жены. ^ 2)Социально-экономическая жизнь в Мавераннахре XI-XII вв Особого расцвета достигла при Саманидах поэзия. Ярким представителем ее был Рудаки Абдулла Джафар. (Родился в конце IX в. Умер в 941 году). Плеяда замечательных поэтов Х в. создала таджикско персидскую поэзию, выдвинувшую в последующие столетия таких могучих гениев стиха как Фирдоуси , Саади, Хафиз, которые в основных чертах определили на многие века направления поэзии стран так называемого мусульманского Востока.При дворе Саманидов большое внимание уделялось истории и географии. Мадаини, Белазури, Табари, Ибн Мискавейх, Муххамад Наршахи и другие были популярными историками той эпохи. В этот период работает один из известных историков саманидского периода Абу- Бакр Наршахи (899-959). В 40-х годах IX в. он пишет “Историю Бухары”. Период правления Караханидов можно считать временем появления тюркского литературного языка. В 1074г. появляется первый труд по истории, языку, литературе и культуре тюркских народов “Девону лугати тюрк” (Словарь тюркского языка) Махмуда Кашгари (жил и творил в XI веке). Это ценнейшее произведение находится сейчас в Стамбуле. До нашего времени сохранились лишь немногие архитектурные памятники IX -X в.в. В этот период в строительстве начинают применять высококачественный обожженный кирпич и алебастровый раствор. Значительную роль в постройках Х в. играло дерево. Первоначально в композиции строящихся зданий продолжали сохраняться старые традиции. Таков мавзолей Исмаила Самани в Бухаре (Хв). Мавзолей считается одним из совершеннейших произведений, построенных на рубеже IX -Xвв. Здание сохранилось до нашего времени и находится в прекрасном состоянии. Большой интерес для науки и культурного наследия представляют остатки жилых построек на городищах Афрасиаб, Варахша, Пайкенд и некоторых других. В них обнаружены фрагменты росписи клеевыми красками по алебастровой штукатурке, резьбы по алебастру и глиняной штукатурке и стенных росписей с цветочным растительным узором. В Х в. широкое распространение получила монументальная архитектура. До нашего времени сохранилось довольно значительное число шедевров из жженого кирпича, произведенных в XI-XII в. Среди них такое замечательное произведение древних зодчих, как мечеть Деггаррон в селении Хазара. Среди прекрасных произведений монументальной архитектуры Ургенча сохранился чудесный мавзолей Фахруддина Рази и мавзолей, называемым мазаром Шейха Шерефа.^ Билет№61)Зарождение Зороастризма Зороастризм был государственной религией трех великих иранских империй, существовавших почти непрерывно с VIв. до н.э. по VII в. н.э.- Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской, и господствовавших на большей части Ближнего и Среднего Востока. Своими корнями зороастризм уходит в глубокую древность доисторического времени и, по-видимому, оказал на человечество, прямо или косвенно, большее влияние, чем какая-либо, другая религия. Знакомство с ним было бы невозможно без “Авесты” – священной книги зороастрийцев. Своими корнями зороастризм уходит в глубокую древность доисторического времени. Название религии пошло от имени пророка Заратуштры /в греческом произношении- Зороастр/. Заратуштра несомненно явялется историческим лицом, жившим между X и VIIв.в. до н.э. Имя Заратуштра означает, скорее всего, “верблюжий погонщик” или “золотой верблюд”. Начало пророчества Заратуштры связано с легендой, согласно которой в период подготовки к празднованию Навруза ему пришлось ночью набрать воды в Амударье. Он вошел в воду, совершил омовение, получил очищение. В этот момент на берегу появился яркий, манящий свет, зовущий к себе. Заратуштра пошел к свету и среди пяти лучей увидел сидящего Ахурамазду, лица которого не было видно. На него снизошло божественное откровение, и он начал свои проповеди, за которые подвергался преследованиям и вынужден был покинуть родину. В начальной форме зороастризм выражался в вере в верховного бога- Ахурамазду. все в мире – боги, явления природы и общественной жизни, животные и т.д. относятся к доброму или злому началам- к Добру и Злу. Правде и Лжи. Между ними идет вечная борьба, которая и составляет содержание мирового процесса. Самая большая община современных зороастрийцев – это парсы, живущие в Индии. Именно они сохранили главное богатство зороастризма- священную книгу “Авеста”. ^ 2)Социально-экономическая и культурная жизнь каракалпаков Ремесленное производство Города Чимбай,Кунград,Ходжейли населяли ремесленники: кузнецы,плотники,гончары, ткачи, ювериры, красильщики , изготовители войлока и т.д. В мастерских работали 3-4 человека. В ученики принимали с 12-13 лет. Из Каракалпакских городов (Нукуз, Кият, Ходжейли, Кипчак и т.д.) самым крупным является – Кунград. Ходжейли –торговый центр, через который осуществлялись связи с Хивой и приаральскими племенами. В связи с борьбой аральцев против хивинских ханов город был обнесен высокой стеной. Когда Элзуар хотел захватить Ходжейли в 1804 году, то он приказал разрушить стену города за 3 дня. Города Чимбай, Мангыт, Янгикала, Ойдускала,Эрназаркала, Кокузак, Эшанкала явл. Памятниками культуры и архитектуры, построенные каракалпаками. На территории Каракалпакистана в начале XIX века имелось 318 школ и свои медресе.У Каракалпакского народа богатое устное народное творчество, которое делится на лирику и эпос.Ценятся мастера слова – чечан, сказителя народных песен и дастанов – жиров (бахши). Роль узбекского Афанди у Каракалпаков выполняет Амирбеклакки (простофиля). Каракалпакский народный эпос – «Кирккиз» (Сорок девушек), «Алпамыш», «Коблан», «Мастпашша», «Едигей» – описывает богатую историю каракалпаков. В поэме «Едигей» рассказывается о событиях, связанных с деятельностью Амира Темура и Тохтамыша. В поэме «Кирккиз» нашла свое отражение борьба каракалпакского народа против нашествия джунгар в XVIII веке и хорезмского народа против Надиршаха. Главная героиня – Гулойим, её возлюбленный Арслан и сорок её сверстниц поднимаются на борьбу против нашествиякал