1. Понятие и структура общественного сектора (далее – ОС).Экономисты, столкнувшись с проблемой внешних эффектов и общественных благ, решили выделить ту сферу экономической деятельности, в которой не срабатывают рыночные механизмы распределения благ. Таким образом, возникла наука, занимающаяся исследованием сектора экономики, в котором ресурсы распределяются не через рынок, а через другие экономические институты, в первую очередь, через государство. Итак, ОС представляет собой такую область экономики или ту часть экономического пространства, где: Рынок не действует или только частично действует, а следовательно, преобладает нерыночный способ координации деятельности; Производятся и потребляются не частные, а общественные блага; Экономическое равновесие между D и S общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов (в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики). Главное отличие организаций частного и ОС является то, что в ОС организации являются некоммерческими (то есть не ставят перед собой главную задачу в получении прибыли), доминирующую роль в ОС играет государство. Структура ОС:На рисунках ЧС – частный сектор; ДОС – добровольно-общественный сектор; на пересечении областей находятся смешанные формы экономической деятельности. Заштрихованная область на рисунке справа обозначает то, что включает в себя ОС.Система национальных счетов делит экономическую деятельность по этим секторам, в частности, она выделяет:частные коммерческие организации; общегосударственное управление (государственные учреждения и организации на бюджетном финансировании) – доходы складываются за счёт налогов и доходов от собственности; негосударственные некоммерческие организации – доходы складываются из добровольных взносов населения, пожертвований, а также из доходов от собственности.2. Рынок и государство в смешанной экономикеДаже в рамках наиболее абстрактного представления о рынке фактически предполагается наличие государства как гаранта выполнения взаимных обязательств, которые берут на себя свободно взаимодействующие индивиды, гаранта правового порядка. Расширение понимания роли государства – изучение макроэкономических процессов. Здесь государство – «надэкономический регулятор», а не производитель услуг; в стороне остается проблема ресурсного обеспечения самого государства и рационального использования его собственных ресурсов. Особенности экономики общественного сектора – государство есть один из субъектов экономической деятельности, хотя и обладающий одним отличием: государство и его органы обладают правом принуждения в рамках и на основе законов, принуждения, оправданного с точки зрения экономической эффективности и социальной справедливости Предполагается, что: государство, подобно предпринимателям и некоммерческим организациям функционирует в рыночной среде, а потребность в его участии в экономической жизни возникает тогда и только тогда, свободное действие рыночных сил не обеспечивает оптимального размещения и использования ресурсов; цели государственных органов и способы их достижения, а также стратегии предприятия и некоммерческих организаций в конечном итоге определяются интересами индивидов и формируются в ходе их взаимодействия; государство использует, прежде всего, финансовые инструменты реализации своих целей (налоги, общественные расходы). При признании многими экономистами необходимости сочетания рынка и государства существуют серьезные разногласия по поводу пропорций и соотношения этого сочетания, низших и верхних границ роли государства в экономике, форм государственного контроля. Две полярные точки зрения на это: неолибералы (минимум государства); радикалы и государственники (ведущая роль государственного сектора, прямой контроль через государственную собственность). Многие экономисты полагают, что для развития современного общества должен быть такой объем функций государства, который, обеспечивая макроэкономическую стабильность, одновременно содействовал бы микроэкономической конкуренции. Кроме того, достигалось бы соблюдение принципов социальной справедливости, уважения человеческой личности к улучшения качества жизни людей.3. Модели смешанной эк-киСовременная эк-ка – эк-ка смеш. типа. Ее смеш. хар-тер опред-ся наличием разных форм собственности и способов хозяйствования. сочетанием рыночных и государственных, общественных мех-нов регулирования, возможностями согласования эк. и сои, начал. Неолиберальная модель – большая роль гос-ва считается неоправданной, решение соц. задач передается благотвортельным орг-м.^ Радикально-государственная модель – ведшим должен быть госсектор, доминирующей формой контроля • прямой контроль через гос. собственность. Особый тип • модель социальной рын. эк-кн; активная роль гос-ва не только в регулировании эк. процессов, но и в решении соц проблем. Появление • конец 40-х гг, вызов либеральному кал-му н планово-командной эк-ке. Для модели характерна постоянная направленность на достижение оптимального сочетания эк. эффективности с соц гарантиями и справедливостью, гос-ву отведена важная роль, но оно должно оптимизировать свое вмешательство в эк- процессы рынка. Гос-во должно создавать нормальные рамочные условия для Функ-ния рын. эк-ки.Во-1, важнейшей задачей гос-ва является установление и поддержание правового режима, предусматривающего право на свободное развитие личности и гарантии равенства всех перед законом, гарантии частной собственности, свобод (слова и тд), во-2, гос-во делает все возможное для поддержания и развития эффективной конкуренции в-3, Г устраняет недостатки рынка, проводит стабилизационную и структурную политику^ В-4, обеспечивает соц. защиту, пытается выравнивать доходы трудящихся 4. Масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора Ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни – это, с одной стороны, гос. собственность (т.е. запас ресурсов), а с другой стороны, доходы и расходы бюджета (т.е. поток ресурсов). Особенность государства состоит в том, что в отличие от частного сектора, рост гос. сектора в национальном доходе обычно существенно отличается от его доли в совокупном капитале. Это происходит потому, что государство систематически осуществляет перераспределение. В странах с развитой рыночной экономикой этому перераспределению подлежат большие расходы, чем факторы производства, т.к. последние сосредоточены в основном в частном секторе. Поэтому удельный вес общественного сектора в доходах и расходах общества обычно превосходит его удельный вес в совокупном капитале и производстве реализуемых на рынке товаров и услуг. В качестве непосредственного поставщика товаров и услуг общественный сектор занимает прочное положение в таких отраслях как образование, здравоохранение, культура, транспорт, связь, энергетика, коммунальное хозяйство. Государство часто контролирует огромные ресурсы, подлежащие экономической оценке в качестве потенциальных или реальных факторов производства (например, земля не находящаяся в сельскохозяйственном обороте). Расходы государства характеризуют услуги, предоставляемые им на не рыночной основе. Но непосредственная поставка товаров и услуг на рынок не является основной формой участия общественного сектора в экономической жизни. И роль и масштабы государственного сектора наиболее концентрированно выражается удельным весом государственных расходов и доходов в национальном доходе, в ВНП и ВВП. По мере становления промышленного капитализма доля государства в национальном доходе в целом падала, но позднее с усложнением структуры хозяйства и быстрым ростом расходов на образование, здравоохранение, науку, социальное обеспечение, оборону доля государства увеличивалась.^ 5. Функции государства в смешанной экономике Экономическая роль государства в современном мире возрастает в связи с ростом масштабов и усложнением структуры рыночной экономики. Повышается уровень осуществляемой политики. Ранее: устойчивый экономический рост. стабилизация цен мах занятости Теперь: соблюдение внешнеэкономического равновесия охрана окружающей среды обеспечение социальной стабильности (в т.ч. достижение социально справедливой дифференциации доходов). Государство может с помощью правовых, административных и экономических методов, с одной стороны, содействовать развитию рыночного конкурентною механизма и предпринимательства. А с другой стороны, корректировать несовершенство рынка в связи с усилением дифференциации уровней доходов населения, расхождением между существенно необходимыми индивидуальными предпочтениями людей, особенно в долгосрочном и среднесрочном периодах, неполнотой экономической информации и наличием высокого уровня риска в некоторых сферах социально-экономической жизни. Государство должно создавать нормальные рамочные условия для функционирования рыночной экономики. Во-первых. Важнейшей задачей государства является установление и поддержание правового режима, предусматривающего права на свободное развитие личности и гарантии равенства всех перед законом, гарантии частной собственности, свобод (слова и т.д.). Во-вторых. Государство делает все возможное для поддержания и развития эффективной конкуренции. В-третьих. Государство устраняет недостатки рынка, проводит стабилизационную и структурную политику. В-четвертых. Обеспечивает социальную защиту, пытается выравнивать доходы трудящихся.6. Факторы размития общественного сектора.Существует несколько разнонаправленных факторов, влияющих на объем и структуру общественных расходов и определяющих динамику их движения. Эти факторы отражают изменяющуюся роль основных функций и задач государства в современном обществе. Эти факторы: 1.Значение творческого потенциала человека. 2.Государственная финансовая политика в сфере научных исследований. 3.Государственные инвестиции в инфраструктуру. 4.Выравнивание уровней доходов разных групп населения. 5.Социальное обеспечение. 6.Факторы, влияющие на снижение дефицита государственного бюджета. 1.Значение творческого потенциала человека возрастает. А следовательно расходы на развитие человека растут. Инвестиционные вложения в человеческий капитал улучшают качество трудовых ресурсов, а следовательно, способствуют повышению производительности труда, росту конкурентоспособности продукции, снижению числа безработных и преступности. 2.Научные исследования – основа будущего технического прогресса, определяющая лидирующее положение страны на мировом рынке. 3.Ноебходимо также увеличивать государственные инвестиции и инфраструктуру и охрану окружающей среды, т.к. это приведет к улучшению общих условий экономической деятельности в стране. 4.Немало важная проблема выравнивание уровней доходов разных групп населения, избегая ловушки для бедных (высокие социальные платежи малообеспеченным отбивают желание работать). Поэтому в государственные программы представления трансфертов вносятся существенные изменения, направленные на оказание помощи для самопомощи (т.е. для перехода к активной трудовой и предпринимательской деятельности). 5.Во многих развитых странах появилась проблема возможности государственного финансирования социального обеспечения. Это связано с особой демографической ситуацией (старение населения), а следовательно, рост расходов на содержание пенсионеров в 3 – 3,5 раза выше, чем на молодого человека. А доля расходов на пенсии и здравоохранение в ВНП по прогнозным оценкам в развитых странах приблизится к 50%. 6.Этими факторами являются, например, сокращение военных расходов и увеличение в результате этого средств для других социальных нужд ( мирные дивиденды). Существуют и другие резервы для сокращения дефицита государственного бюджета, например, уменьшение расходов на управленческий аппарат и государственное предпринимательство.7. Провалы рынка и необходимость общественного сектора.Провал (несовершенство, изъян) рынка — это такая экономическая ситуация, в которой рациональное поведение людей, адекватно реагирующих на порождаемую рынком информацию, не обеспечивает достижения Парето-эффективной аллокации ресурсов. Традиционная классификация провалов рынка включает монополию (а также монопсонию), недостаток и асимметрию информации, а также внешние эффекты (экстерналии). В условиях монополии фирма не приспосабливается к стихийно складывающимся на рынке ценам, а выбирает наиболее выгодное для себя сочетание цены и объема выпуска (продаж). В результате общество в целом несет потери. Принято различать ситуативную, естественную и легальную (правовую) монополии. Все они предполагают ограничение на вхождение в отрасль. В первом случае ограничение заключается в недоступности для конкурентов отдельных условий производства в силу концентрации собственности, во втором — в потенциальной неэффективности действий конкурентов при формально свободном входе в отрасль, а в третьем — в запретах, налагаемых государством. При наличии этого, как и других провалов рынка, существуют только две альтернативы: либо смириться с потерями эффективности, либо принудительно исключить некоторые из вариантов аллокации ресурсов, достижимых на основе добровольного взаимодействия. Второе в свою очередь также может вызывать потери, но организованное на основе закона принуждение является, в принципе, адекватным инструментом преодоления изъянов рынка. Имея дело с монополизированными рынками, в том числе с естественными монополиями, государство обычно прибегает к регулятивным мерам, в частности к регулированию цен. Наряду с этим возможна принудительная корректировка условий доступа на рынок. Именно она имеет место при законодательном запрете монополизации. Корректировка может выражаться не только в искусственном расширении доступа (например, за счет предотвращения ситуативной монополии), но и в его ограничении. Вместе с тем встречаются случаи, когда государство целенаправленно способствует установлению монополии. Речь идет о наделении отдельных лиц или организаций исключительными правами в сфере производства определенных товаров или услуг. Обладание такого рода исключительным правом обусловливает легальную монополию. Классические примеры асимметрии информации дает сфера здравоохранения. Асимметрия информации есть и во многих других областях экономической деятельности, например, в сфере образования. Проблема информационной асимметрии частично решается на основе учета репутации. Однако в наиболее сложных ситуациях и жизненно важных обстоятельствах полезным оказывается вмешательство государства. Оно может приобретать различные формы. Одна из форм — лицензирование как обязательное условие занятия тем или иным видом деятельности. Возможно также прямое участие государства в производстве продукции и оказании услуг, с которыми связана существенная информационная асимметрия. Не только асимметричное распределение, но и недостаток информации у всех потенциальных участников сделок порождает неэффективность. Отсутствие достаточной информации может блокировать взаимодействие, результатом чего становится неполнота рынков, которая непосредственно проявляется в финасовой сфере. При наличии внешних эффектов — экстерналий часть выгод или издержек, связанных с конкретным видом деятельности или фактором производства, достается посторонним лицам. При отрицательных экстерналиях индивид или фирма перекладывает на других часть издержек. При положительных экстерналиях посторонние лица бесплатно получают некоторые выгоды. Когда речь идет о внешних эффектах, для преодоления провалов рынка широко используются не только регулятивные меры (например, запреты на загрязнение), но и меры финансовые, стимулирующие. Однако характер последних определяется особенностями государственных финансов, формируемых по большей части за счет налогов, т.е. установленных законом обязательных платежей. Изъяны свойственны рынку, но также и государству. Государственное вмешательство далеко не всегда обеспечивает Парето-эффективность. При прочих равных условиях, чем активнее государство, тем более вероятны его провалы, ведущие к потерям эффективности. Вместе с тем при пассивном отношении к провалам рынка также неизбежны потери.8. Роль общественного сектора в разрешении проблем внешних эффектов (ВЭ).ВЭ: а) негативные – предприятия осуществляют деятельность с негативными ВЭ – перекладывая часть издержек на других (загрязнение Н2О); б) позитивные – те, кто их производит, берут на себя часть издержек по реализации чужих интересов (строительство дорог, клумба). Рынок может эффективно сработать в том случае если ВЭ м.б. взят под контроль участниками сделки. В этом заключается частичное решение проблемы «зайцев». Если масштабы ВЭ невелики и число субъектов экономической деятельности (ЭД), то побочные внешние воздействия м.б. взяты ими под контроль без вмешательства государства (шоссе, маяки). Если говорить о масштабных ОБ – оборона, милиция и т.д. – невозможность учета «зайцев». Таким образом, проблемы связанные с ВЭ могут решаться с помощью установления прав и обязанностей участников ЭД. Зачастую проще и дешевле не тратить деньги на механизмы контроля, а лучше ввести налоговое регулирование (негативное ВЭ) или выполнять функции, порождающие позитивные ВЭ: грязная вода – налог. Дорога фермера – государственный транспорт, дорожная сеть. Государство не может игнорировать существование ВЭ, но в каждом конкретном случае требуется индивидуальный подход – важны целесообразность и мин. издержки.9. Государственное регулирование естественных монополий.Причиной возникновения естественных монополий является наличие экономии от масштаба в некоторых отраслях народного хозяйства. Это означает, что наличие конкурентных фирм в данных отраслях было бы менее эффективным, чем наличие монополии. Примеры: электро-, водо-, газоснабжение, телефонные службы, железные дороги, авиакомпании … Т.к. любая монополия приводит к уменьшению выигрыша потребителей и неэффективному распределению ресурсов, необходимо государственное вмешательство в деятельность естественных монополий. Существует два вида такого вмешательства: установление гос.собственности на предприятия – естественных монополистовгос. регулирование. Существует несколько видов гос.регулирования естественных монополий:Установление минимальной цены. Цена на продукцию естественных монополистов может устанавливаться на двух уровнях:^ Общественно-оптимальная цена, т.е. P=MC. В данном случае речь может идти как о положительной так и об отрицательной прибыли для монополиста, поэтому, если предприятие терпит убытки, необходимы субсидии государства, для того, чтобы производство не остановилось.^ Цена, обеспечивающая справедливую прибыль, т.е. P=AC. В этом случае производитель будет продолжать функционировать в отрасли, получая положительную или нулевую прибыль. Однако монополист может завышать свои издержки для получения большей прибыли. Регламентация объема эксплуатации ресурсов – для повышения эффективности использования ресурсов. Пример – добывающие отрасли. Установление временных границ действия монополии. Пример – интеллектуальная собственность (патенты …) Создание конкуренции на входе. Выбирают наиболее эффективно функционирующее предприятие. Выдача лицензий на деятельность и на право собственности с помощью аукционов.10. Информационная асимметрия: причины возникновения, методы нейтрализации.Функционирование рынка решающим образом зависит от того насколько участники сделок владеют информацией о потребительских свойствах товаров и услуг, альтернативных возможностях их производства и приобретения, а также о тенденциях изменения конъюнктуры рынка. Успех рынка зависит от того насколько точно цены передают необходимую информацию. Неполнота информации ограничивает возможности эффективного использования ресурсов, обусловливая неоптимальное поведение продавцов и покупателей. Зачастую она ограничивает конкуренцию, мешает заключению долгосрочных сделок. Правда, наличие точной информации не гарантирует успеха, но значительно облегчает его достижение, способствуя повышению эффективности координации, а также оптимальному распределению имеющихся ресурсов. Обычной практикой для стран с развитой рыночной экономикой является участие гос-ва в формировании информационной инфраструктуры рынка. Причем распространение информации, необходимой производителям и потребителям, представляет собой пример деятельности, порождающей позитивные внешние эффекты. Например, на рынке совершенной конкуренции и продавцы, и покупатели пользуются неограниченным и бесплатным доступом ко всей необходимой им информации, и тогда цены, установившиеся на рынке передают точную информацию о том или ином благе. На реальных рынках никто не обладает полной информацией, но при этом доступность наиболее существенной ее части для продавцов и покупателей может быть примерно одинаковой, что исключает значительные провалы рынка. Некоторые рынки товаров и особенно услуг характеризуются существенной информационной асимметрией, т.е. неравномерным распределением информации, необходимой для принятия решения о покупках и продажах. Потенциальные продавцы, как и потенциальные покупатели, нередко скрывают истинные цели своего поведения и используют различные способы для получения односторонних преимуществ. Таким образом, информационная асимметрия – положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть нет. Иными словами, в условиях А.И. информация, существенная для заключения сделки, находится преимущественно в распоряжении одного из ее участников. В качестве классического примера можно рассмотреть А.И. на рынке медицинских услуг. здесь не пациенту принадлежит решающее слово в объективной оценке своего здоровья, а доктору. Пациенту намного труднее оценить проф. Качества доктора, чем при покупке какого-либо бытового прибора (# телевизора, радио).=> На медицинском рынке пациент оказывается в неравном положении с врачом. И.А. вообще характерна для отдельных отраслей сферы услуг ,чем для производства товаров. Защита прав потребителя должна опираться на полную информацию о качестве продаваемых товаров и услуг. Важную роль здесь играют общества потребителей, СМИ, исполнительные органы власти и фирмы, рекламирующие свою продукцию. Большая часть информации поступает в форме рекламы, функции которой весьма противоречивы. Часто довольно трудно ответить на вопрос, чего в рекламе больше информации или дезинформации. Поэтому для сокращения А.И. необходимо вмешательство государства с тем, чтобы развивать т.н. ”неценовую сигнальную систему” (аккредитации, установление стандартов для производителей,etc). Все эти меры призваны обеспечить экономических агентов необходимой информацией о предмете сделки, то есть уровне качества, свойствах товара или услуги. 11. Понятие общественного блага и его основные свойства.«Общественное благо» – это благо, использование или потребление которого приносит прибыль в виде большей полезности или меньших издержек более чем одному лицу одновременно. К числу обязанностей государства во всех странах относится, в частности, обеспечение обороны. Если бы граждане приобретали право на защиту от агрессии индивидуально, имел бы место очевидный провал рынка, обусловленный огромным положит. эффектом. «Ядерный зонтик» защищал не только тех, кто уплатил за пользование им. Мало того, невозможно было бы исключить из неплательщиков из числа пользователей данного блага., если только не депортировать из страны. По сути, такие же ситуации возникли бы в случае если бы жильцам большого дома было предложено самим индивидуально приобретать на рынке услуги пожарных или автомобилистам пришлось бы на рыночной основе нанимать регулировщиков движения. Во всех этих и других случаях мы имеем дело с общественными благами. К числу общественных благ относятся некоторые материальные объекты, но чаще это блага нематериальные. Однако это реальные экономические блага, т.к. они обладают полезностью для потребителей, и их создание требует затрат ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ. Два свойства общ. благ:^ 1) неконкурентность, т.е. увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижение полезности, доставляемой каждому из них. Данное свойство предполагает, что благо неделимо, не может быть «расфасовано» продано поштучно, неизбирательно и потребляется совместно. Типичный пример неконкурентности потребления — это национальная оборона. Данное свойство означает, что предельные издержки предоставления общ. блага индивидуальному потребителю раны «О»., а появление дополнительного потребителя представляет собой Парето-улучшение. Т.о. несоперничество порождает необычные для рыночной экономики ситуации: если имеется индивид, желающий воспользоваться благом, но не готовый за него платить, оптимальное использование ресурсов предполагает предоставление ему данного блага даром. 2) Неисключаемость, т.е. ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно. В данном случае поставщик общ. Блага не в состоянии обособить свои взаимоотношения с каждым из потребителей в отдельности. Санкции против неплательщиков обернулись ущербом для добросовестных пользователей, и возможные Парето-улучшения не были бы реализованы. Примером здесь является городской парк отдыха. Достижение исключаемости (охрана, ограждение, плата за вход) общ. Блага в виде отдыха в городском парке потребует огромных затрат и будет экономически нецелесообразным. Свойства общ. благ внутренне взаимосвязаны. Наличие таких критериев в их крайних случаях, как конкурентность и неисключаемость, позволяют провести границу между чистым и общ. благами. Чистому соответствуют неконкурентность и неисключаемость, а частному — конкурентность и исключаемость. В реальной жизни чистое частное общественное благо можно представить как два крайних полюса шкалы экономических благ, между которыми находятся смешанные блага различного рода.Рис. Кривые издержек на чистое общ. благо 12-13. Виды общественных благ, их характеристика. Классификация общественных благ.Общественные блага отличает от частного блага наличие двух основных свойств:неконкурентноспособность (неделимость общественного блага, то есть потребители не конкурируют между собой за потребление блага);неисключаемость (потребление блага одними индивидом не исключает из потреблени других индивидов, не возникает альтернативы в использовании блага с ростом его потребления, таким образом, потребление блага не убывает при росте интенсивности его использования). В связи с этим все блага экономики по эитм критериям можно разделить на чистые общественные, чистые частные и промежуточные формы. (Warning! Таблица из учебника! Лучше вставить свои примеры) Группировка общественных благ с учетом комбинации их свойств (критериев) Чистое общественное благо Смешанное общественное благо национального масштаба регионального, локального масштаба обычного типа (с преобладанием свойства частного) перегруженное благо совместного потребления благо ограниченного доступа (клубное благо) социально значимое благо (заслуженное благо) услуги отраслей естественной монополии (квазиобщественное благо) Полная неконкурентность, совместное пользование при полной неубываемости потребления, неделимость, и полная неисключаемость в предоставлении блага, неальтернативность в использовании блага, предоставление благ государственными институтами Совместный характер потребления с разной степенью исключаемости и убываемости потребления благ Совместный характер потребления с высоким уровнем исключаемости и убываемости объема и качества потребления, высокий, значительный объем и долгосрочный внешний эффект (предоставление благ в различной комбинации государственных, общественных и частных структур) Совместный характер потребления услуг сетевого вида производства, высо-кая исключаемость и убываемость продукции несете-вого производства. высокий уровень убываемости, спе-цифический внешний эффект (предос-тавление благ част-ными структурами), может быть платным неубываемость до определенного уров-ня потребления и снижение его после этого уровня (пре-доставление благ как государственны-ми, так и частными структурами) стабильный уровень и качество по-требления благ для определенного состава пользователей (предоставление благ общест-венными структурами) ^ Типичными примерами являются: Типичными примерами являются: национальная обо-рона, воздух и др. маяк, местная полиция и др. железнодорожный транспорт, телекоммуникационная связь, коммунальные службы снабжения населения электроэнергией, водой, газом, теплом. Предоставление благ гос. и частными моно-польными струк-турами. ^ Типичными примерами являются: Типичными примерами являются: медикаменты и медицинская техника, табак, алкоголь, экологически вред-ные технологии и др. мосты, туннели, шоссейные дороги, шлюзы и др. услуги спортивных клубов, пляжи, парки и др. услуги образования, здравоохранения , культуры и др. 14. Проблема «безбилетника»Бремя затрат на получение общественного блага может распределяться между членами потребляющего его сообщества не только в форме денежных выплат. Во-первых, налагаемые на индивидов обязанности способны принимать формы натуральных повинностей. Во-вторых, индивид способен вносить вклад в производство или приобретение общественного блага, не только выполняя обязанности, наложенные на него сообществом, но и добровольно, по своей личной инициативе. Добровольное участие в производстве общественных благ, либо их финансировании, несомненно, предпочтительнее принудительного. С одной стороны, подверженность принудительно наложенным обязательствам, при прочих равных условиях, сама по себе снижает уровень благосостояние индивида. Итак, повинность не только сама обладает, вообще говоря, отрицательной полезностью для несущих ее индивидов, но и влечет за собой избыточное расходование ресурсов, имеющих для них положительную полезность. Задача состоит в том, чтобы свести указанные потери к минимуму. Максимизируя собственную функцию полезности, каждый из индивидов стремится свести свою долю затрат к минимуму. Следовательно, заинтересованность в общественных благах совместима с уклонением от участия в коллективных действиях, необходимых для получения этих благ. Формулируемая таким образом проблема «безбилетника» занимает основное место в теории коллективных действий и принципиально важна для экономики общественного сектора. Но, если речь идет о смешанном общественном благе, издержки принудительного вовлечения в коллективное действие способны иногда превышать затраты, с помощью которых удалось бы ввести некоторые ограничения доступа, преодолев тем самым неисключаемость. Существуют два основных подхода к изучению этого вопроса, которые не противоречат друг другу. Ключевую роль в одном из них играет понятие избирательного стимула, в другом – понятие взаимности.Избирательными стимулами являются частные блага, получение которых увязывается с участием в коллективных действиях. В случае уклонения от участия в коллективном действии к «безбилетникам» можно легко применить санкции, исключив их из организации, а тем самым из числа пользователей частных благ, которые выступают в роли избирательных стимулов. В то же время ограничить доступ «безбилетников» к результатам коллективного действия как такового трудно или вообще невозможно. Другой подход акцентирует значение взаимной лояльности для решения проблемы «безбилетника». Рациональное максимизирующее поведение предполагает, что, принимая решение об участии в коллективном действии или уклонение от него, индивид не обязательно избирает путь «безбилетника», а стремится, прежде всего, оценить вероятность сотрудничества или уклонения своих потенциальных партнеров. Если коллективные действия носят повторяющийся характер, создаются предпосылки для образования устойчивых групп, связанных взаимным доверием. Оно становится экономически значимым ресурсом, обладание которым существенно повышает эффективность функционирования сообщества.Итак, первый подход привлекает внимание к способности сообщества избирательно вознаграждать своих членов частными благами, второй – к характеру взаимных ожиданий. С позиций обоих подходов важно, чтобы вклад каждого индивида в коллективные действия был ясно различим для других членов сообщества, и они могли, не прибегая к принуждению, согласованно и оперативно реагировать на изменения данного вклада. 15. Проблема переполнения и теория клубовПолезность совместно потребляемого блага для каждого из его пользователей зависит от их численности. Когда пройдена граница несоперничества, неудобства, которые потребители невольно причиняют друг другу, нарастают постепенно. C А БВ N Для смешанных общественных благ характерна изображённая на рисунке зависимость между численностью потребителей и выгодой (полезностью), которую типичный потребитель получает от этого блага. Рост численности потребителей может иногда увеличивать выгоды каждого из них (до определённого момента – точка А). Точка Б отвечает границе несоперничест- ва. С этого момента при росте численности потребителей начинается переполнение, то есть уменьшение выгод, приносимых благом отдельному потребителю. Количество смешанного блага, доступного для потребления, обычно поддаётся увеличению, однако для этого требуются средства. Избегая чрезмерных затрат, пользователи часто предпочитают мириться с довольно высокой степенью переполнения. При этом они делят между собой как издержки, так и выгоды. Следовательно, необходимо искать оптимум, сопоставляя издержки и выгоды, причём оптимум не всегда левее точки Б. Возникают два вопроса:При какой численности потребителей обеспечивается наиболее эффективное использование данное количество смешанного общественного блага.Какое количество блага лучше всего соответствует данному числу потребителей. Ответ на эти вопросы даёт теория клубов. Она имеет непосредственное отношение к действиям государства или органов местного самоуправления, когда они принимают на себя ответственность за поставку смешанных общественных благ. В ситуации, изображённой на рисунке, благом невыгодно пользоваться, если NА и NБ. Внутри этого отрезка разной численности потребителей соответствуют неодинаковые соотношения затрат и выгод. Для нахождения оптим
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…