Основы менеджмента Рабочая тетрадь АннотацияПрименение листов рабочей тетради в обучении улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации, появляется возможность реализации перспективных методов обучения. Сложность проектирования уроков заключается в том, что программ специального целевого дидактического назначения для уроков мало, и учителю приходится использовать в основном те, которые предлагаются для широкого круга пользователей (электронные энциклопедии, справочники) или программы для профессиональной подготовки (компьютерные учебники, моделирующие среды) и адаптировать их к конкретным условиям. Актуальность листов рабочей тетради заключается в оптимальном сочетании содержания информационной подготовки школьников на уроках с возможностью выявить направление движения формирования мыслительной деятельности. Рабочие тетради используются для текущего контроля преподавателем знаний и умений студентов применять знания при решении учебных задач. Поскольку учебные пособия содержат пошаговое описание задач, то студент имеет возможность самостоятельно проверить правильность решения задач в рабочих тетрадях. Практическая значимость заключается в применении листов рабочей тетради для облегчения освоения студентами трудной для них, но очень важной дисциплины и в ее личностно-формирующей ориентации.Дисциплина «Менеджмент» выбрана потому, что во всех учебных заведениях изучение многих профессий тесно связанно с менеджментом. Данная дисциплина включается в большинство лекций. Следовательно её разработка весьма актуальна на нынешний день. Благодаря листам рабочей тетради, можно осуществить более лёгкое усвоение материала, и проверку усвоения этого материала^ Тема 1. Понятие менеджмента Задание 1 Слово «менеджмент» многозначное. Попробуйте указать различные значения этого слова. Менеджмент — это * * * * * * * * * * Задание 2 Используя схему преобразования «входов» в «выходы», попробуйте составить подобную схему для процесса обучения в учебном центре «Эверест». ^ Входные ресурсы Обучение в учебном центре «Эверест» Выходные результаты Задание 3 Какими критериями вы будете руководствоваться, чтобы считать управленческое действие успешным? Задание 4 Как вы понимаете, что такое менеджмент? Задание 5 Как вы понимаете содержание основных функций менеджмента? Функция Содержание Планирование Организация Мотивация Контроль Задание 6 Существует три подхода к менеджменту: процессный, системный, ситуационный. Как вы понимаете, что лежит в основе каждого? Подход Содержание Процессный Системный Ситуационный ^ Задание 7 Восстановите схему контура управления.Задание 8 Цель — это желаемое состояние, к которому стремится человек или организация. Правильно поставленные цели в менеджменте должны соответствовать как минимум пяти критериям, по английским названиям составляющим аббревиатуру SMART. Укажите эти критерии. S (specific) — M (measurable) — A (agreed) — R (realistic) — T (timed) — Сформулируйте любую важную для вас цель в соответствии с критериями SMART. Задание 9 Используя карту памяти или «дерево задач» составьте перечень дел, которые нужно сделать для достижения цели, сформулированной вами в задании 8.Задание 10 Составьте график основных работ по достижению цели, сформулированной вами в задании 8 и описанной в задании 9, используя диаграмму Ганта. Месяц ^ Мероприятие Неделя Задание 11 Проанализируйте, что может помешать выполнению вашего плана, который вы составили в задании 10. Что вы будете делать при появлении препятствий? ^ Тема 2. Принятие управленческих решений Задание 12 Какое из следующих утверждений точно отражает подход, который вы обычно используете, встречаясь с проблемами в своей работе?Я стараюсь выяснить, как решались подобные проблемы за последнее время, и делаю это в основном то же.Если возможно, я передаю устранение проблем вышестоящему руководителю.Из всех решений, приходящих мне на ум, я выбираю лучшее и пробую его использовать. Если не «срабатывает», я пробую что-нибудь еще.Я ищу идеи, которые «сработали» бы при минимуме нарушений нормального хода работы.Я стараюсь избегать проблемы, игнорируя их.Я не стараюсь найти лучшее решение. Правильнее найти то, которое является достаточно хорошим для удовлетворения, большинства требований и для поддержания разумного баланса интересов всех сторон.Я использую любой или все методы сразу и обычно обсуждаю проблему с другими.КомментарийВозможно, вы отметили не один, а несколько вариантов. Посмотрите комментарий к каждому из них.Иногда бывает так, что уже имевшее место событие (прецедент) подскажет вам быстрое и легкое устранение проблемы. Но предыдущее решение могло быть неудачным или не подходить с тем же успехом для нынешней ситуации, в которой условия могут быть совсем другими.Вполне приемлемо передавать устранение проблемы вышестоящему руководителю, если вопрос выходит за рамки вашей компетенции. Тем не менее, если вы поступаете так же и с проблемами, входящими в вашу непосредственную компетенцию, это равносильно отказу от исполнения должностных обязанностей. Вас бы тогда и не просили выполнить порученную вам работу.Выбор лучшего из множества решений, приходящих на ум, может привести к ухудшению ситуации. Важно тщательно рассмотреть природу проблемы и причины ее возникновения, определить желаемые результаты, исследовать ряд возможных решений и внимательно взвесить все данные, прежде чем решить, что делать. Это именно то, что мы понимает под использование структурированного подхода. Действуя согласно принятому решению важно проводить мониторинг происходящего, чтобы определить, привело ли решение к желаемому результату. Если нет — следует рассмотреть альтернативные решения и повторить снова весь процесс.Хотя вы должны принимать во внимание затраты и нарушения нормального хода работы, которые могут произойти вследствие принятого конкретного решения, важнее ясно определить ваши цели, иначе вы не будете знать, срабатывает ли в действительности то решение, которое вы приняли.Игнорируя проблемы, вы на самом деле их не устраняете. Вы должны быть готовы взяться за устранение проблем, определить, что происходит, исследовать причины и искать возможные пути решения.Балансирование между интересами всех сторон — удовлетворение их — может быть приемлемым подходом при условии, что это не приводит к накоплению возможных в будущем проблем. Если что-либо происходит не так, обычно лучше взяться за устранение проблемы и постараться устранить ее, а не пытаться спрятать.Обсуждая ситуацию и возможные варианты с другими, вы накопите больше информации и будете способны понять последствия каждого действия. Именно люди, которые вовлечены в данную ситуацию или имеют какое-то отношение к ней, владеют информацией, которая могла бы оказаться особенно полезной, а именно: их отношение к тому, что происходит, их идеи о том, как можно достичь поставленных целей, их понимание различных аспектов устраняемой проблемы.Задание 13 Используя информацию об этапах структурированного подхода к принятию решения, нарисуйте цикл принятия решения.Задание 14 Представьте себе, что ваш менеджер попросил вас улучшить процесс обслуживания клиентов вашего отдела, пока они ожидают в приемной менеджера, который уделит им внимание. Вы знаете, что объем работы в приемной в последнее время значительно увеличился и персонал считает, что приходящие клиенты и звонки мешают им и отвлекают от собственной работы, которую они тоже обязаны сделать. Как бы вы решили эту проблему, используя структурированный подход, чтобы понять проблему, принять адекватное решение и предпринять соответствующие действия для улучшения ситуации? Запишите, чтобы вы делали на каждом этапе при структурированном подходе к принятию решения. Задание 15 Оцените достоинства и недостатки различных подходов к принятию решений. РЕШЕНИЯ интуитивные рациональные основанные на суждениях + – + – + – Задание 16 Как вы считаете, на чем основаны рациональные подходы к принятию решений? Выбор лучшего варианта Выбор менее чем идеального варианта Метод отрицания Метод меняющихся обстоятельств Задание 17 ^ Рыбий скелет (причинно-следственная диаграмма, диаграмма Ишикавы)В вашей компании возросли жалобы сотрудников на отсутствие нужной информации, недостаточный порядок в документах, потерю контактов с клиентами. Попытайтесь назвать возможные причины этого.Задание 18 ^ Дерево решений. Сформулируйте возможные варианты устранения одной из причин вашей проблемы.Задание 19 Списки. Запишите положительные и отрицательные последствия решения, которое вы собираетесь принять. Отрицательные Положительные Проанализируйте ваши предположения. Сделайте выводы.Задание 20 Матрица. Вариантов решений может быть несколько. Составьте сравнительную матрицу для их оценки. Критерий Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Задание 21 ^ Анализ поля сил. Кто и насколько сильно будет поддерживать ваше решение, а кто будет и с какой силой ему сопротивляться?^ Тема 3. Мотивация как функция менеджмента Задание 22 Напишите эссе объемом до 500 слов, в котором выразите суть одной из теорий мотивации персонала, ее достоинства и недостатки и свое отношение к ней. Задание 23 Укажите, что, по-вашему, ваш работодатель в основном ожидает от вас и что, как вам кажется, он вам должен. Расположите ожидания и обещания в приоритетном порядке. ^ Что работодатель ждет от вас Что вы ждете от работодателя ^ Что работодатель вам обещает? Что вы обещаете работодателю? Посмотрите на список. Относятся ли ваши ожидания и обещания в основном к категории деловых или они связаны с взаимоотношениями? Как это характеризует вашу работу? На чем основаны ваши ожидания? Что сделала ваш работодатель для того, чтобы ваши ожидания стали именно такими? Как вы и ваш работодатель выполняете свои обещания? Как это влияет на ваше отношение друг к другу? Вспомните свою карьеру. Случалось ли, что с вами или с кем-нибудь из ваших коллег обходились несправедливо либо в отношении конечных результатов, либо в процессе выполнения работы? Опишите одну-две ситуации. Каковы были последствия в каждой из них? ^ Тема 4. Контроль как функция менеджмента Задание 24 Выберите в вашей настоящей работе пример ключевого задания или отдельного участка работы, которые вам нужно контролировать и кратко опишите его. Перечислите, как вы понимаете, цели для выбранного задания в приведенном вами примере и ответьте на вопросы:Насколько хорошо, по-вашему, эти цели соответствуют критериям SMART?Насколько эти цели, по-вашему: значимые, ясные, справедливые, корректируемые, честные?Как вы проводите мониторинг соответствия текущих показателей работы этим целям? Задание 25 Обратитесь к вашему рабочему заданию, которое вы описали в задании 24. Как вы собирали информацию для проведения мониторинга. Какой из пяти методов использовали и почему? Никогда Иногда Часто Наблюдение и личное участие Регулярная отчетность Отчеты об исключительных ситуациях Опросы и обсуждения Учетные записи и типовая статистика Задание 26 Назовите три процесса оценки, которые вы наблюдали или в которых принимали участие?Кто был инициатором этих процессов? Повлияло ли это на способ проведения оценки или на результат?Назовите три вида деятельности, которые не оценивались, но выиграли бы от оценки. Задание 27 Выберите ситуацию из вашего ответа к заданию 26, по которой не проводилась оценка. Разработайте схему оценки для нее и рассмотрите, какие источники информации вам бы понадобились. Постарайтесь определить любые аспекты, которые могут быть проблематичными. Тема 5. Организация — основа менеджмента Задание 28 Опишите, что составляет внутреннюю среду организации, в которой вы работаете, ее ближнее и дальнее окружение. Среда Что ее составляет Внутренняя среда (управление) Ближнее окружение (влияние) Дальнее окружение (реагирование) Задание 29 Опишите достоинства и недостатки ключевых организационных структур. Структура Достоинства Недостатки Линейно-функциональная Штабная Матричная Дивизиональная Задание 30 Нарисуйте организационную структуру компании, в которой вы работаете. Покажите на ней связи подчинения и информационные потоки. Опишите достоинства и недостатки структуры вашей организации. Достоинства Недостатки Тема 6. Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджера Задание 31 Рассмотрите свою работу и выделите три роли, которые вы выполняли в течение последней недели. Сопоставьте их с подходящими категориями. ^ Межличностные роли Информационные роли Роли в принятии решений Глава Собиратель Инициатор Лидер Распространитель Устранитель проблем Связующее звено Представитель Распределитель ресурсов Ведущий переговоры Есть ли в перечне Минцберга роли, которые вы не выполняете? Задание 32 Используя диаграмму Стюарт, поставьте крестик на каждой линии, чтобы выразить свое мнение о важности требований, исходящих от этого источника. Задание 33 Используя диаграмму Стюарт, поставьте крестик на каждой линии, чтобы выразить свое мнение о важности ограничений, которые ограничивают вашу свободу. Задание 34 Вспомните вашу работу и составьте список факторов, которые на нее влияют. Оцените влияние факторов на вашу работу. ^ Позитивное влияние Негативное влияние Управленческий контекст (свободы, ограничения) ^ Организационный контекст (безопасность, неопределенность, риск) Внешнее окружение (технологии, практика работы, конкуренция) ^ ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Тест «Решительны ли вы?» ИнструкцияОтветьте ДА или НЕТ на следующие вопросы.ВопросыСможете ли вы легко приспособиться на старом месте работы к новым правилам, новому стилю, существенно отличающимся от привычных для вас?Быстро ли вы адаптируетесь в новом коллективе?Способны ли высказать свое мнение публично, даже если знаете, что оно противоречит точке зрения вышестоящего руководства?Если вам предложат должность с более высоким окладом в другом учреждении, согласитесь ли вы без колебаний перейти на другую работу?Склонны ли вы отрицать свою вину в допущенной ошибке и искать подходящую для данного случая отговорку?Объясняете ли вы обычно причину своего отхода от чего-то истинными мотивами, не прикрывая их разными «смягчающими» и камуфлирующими причинами и обстоятельствами?Сможете ли вы изменить свой прежний взгляд по тому или иному вопросу в результате серьезной дискуссии?Вы читаете чью-то работу (по долгу службы или по просьбе). Мысль ее верна, но стиль ее изложения вам не нравится, вы бы написали иначе. Станете ли править текст и настойчиво предлагать изменить его в соответствии с вашим мнением?Если увидите в витрине вещь, которая вам очень нравится, купите ли ее, даже если она не так уж необходима?Можете ли изменить свое решение под влиянием уговоров обаятельного человека?Планируете ли заранее свой отпуск, не полагаясь на авось?Всегда ли выполняете данные вами обещания?Приложение 1. Тест «Решительны ли вы?» КлючОпределите общую сумму набранных вами очков по таблице. Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ДА 3 4 3 2 0 3 2 2 0 0 1 2 НЕТ 0 0 0 0 4 0 0 2 3 0 0 0 Подведите итоги в соответствии с общей суммой набранных очков по следующим признакам.^ От 0 до 9 очков. Вы очень нерешительны. Постоянно и по любому поводу долго и мучительно взвешиваете все «за» и «против». Если удается переложить принятие решения на плечи другого, вздыхаете с огромным облечением. На собраниях и совещаниях предпочитаете отмалчиваться. И пусть вы обладаете знаниями, эрудицией, опытом, ваша нерешительность намного снижает «коэффициент полезности», на вас трудно положиться, так как вы можете подвести. Попробуйте перековать характер, начните с мелочей, рискните принять решение по собственному разумению, оно вас не подведет.^ От 10 до 18 очков. Вы принимаете решение осторожно, но не пасуете перед серьезными проблемами, которые нужно решать сию минуту. Колеблетесь обычно тогда, когда для решения у вас есть достаточно времени. Вот тогда вас начинают одолевать разные сомнения, соблазн все утрясти, согласовать, хотя вопрос этот — вашего уровня. Больше полагайтесь на свой опыт, он подскажет вам, как правильно решать дело. В конце концов, посоветуйтесь с кем-нибудь из коллег, своих подчиненных, но для того, чтобы проверить себя.^ От 19 до 28 очков. Вы достаточно решительны. Ваша логика, последовательность, с которой вы подходите к изучению проблемы, и, главное, опыт помогают вам решать вопросы быстро и большей часть правильно. Полагаясь на себя, вы не игнорируете советов других, хотя и прибегаете к ним не так уж часто. Принятые решения отстаиваете до конца, но если выявите их ошибочность, не продолжаете упрямо отстаивать честь мундира. Все это хорошо, но старайтесь всегда оставаться объективным, не считайте зазорным консультироваться по тем вопросам, в которых вы недостаточно компетентны.^ От 29 очков и выше. Нерешительность — неведомое для вас понятие. Вы считаете себя компетентным во всех аспектах вашей деятельности и не считаете нужным выяснять чье-либо мнение. Единоначалие понимаете как право на единоличные решения, критические замечания по их поводу вызывают у вас раздражение, которое вы даже не пытаетесь скрыть. Вам импонирует, когда вас называют человеком решительным и волевым, хотя воля — это вовсе не то, о чем было сказано в ваш адрес. Чтобы утвердиться в таком мнении окружающих, бывает, отвергаете разумные предложения других. Ошибки переживаете болезненно, глубоко веря, что в них виноват кто-то другой, но не вы. Вера в непогрешимость своих мнений — серьезный недостаток. Такая черта характера, такой метод работы подавляют инициативу подчиненных, их стремление к самостоятельным действиям! Это воспитывает в них нерешительность, ту самую, от которой вы бежите. Все это не на пользу дела, наносит серьезный ущерб психологическому климату в коллективе, мешает работать. Вам неотложно надо менять стиль работы!^ Приложение 2. Тест «Решительны ли вы?» — 2 ИнструкцияИз предложенных вариантов ответов А, Б, В, Г, Д, Е вам нужно выбрать один.ВопросыЧто, по-вашему, движет человеком в жизни прежде всего?А. Любопытство.Б. Желания.В. Необходимость.Почему, по-вашему, люди главным образом переходят с одной работы на другую?Г. Их увольняют.Д. Они уходят из-за зарплаты.Е. Другая работа больше по душе.Когда у вас происходят неприятности…А. Вы откладываете их решение до последнего момента.Б. У вас есть потребность анализировать, насколько виноваты вы сами.В. Вы не хотите и думать о том, что случилось.^ Вы не успели вовремя сделать какую-то работу…Е. Заявляете о своей неудаче еще до того, как это станет известно.Г. С боязнью ждете, когда вас спросят о результатах.Д. Вы основательно подготавливаетесь к объяснению.^ Когда вы достигаете какой-либо цели, то встречаете известие об этом…В. С чувством облегчения.Б. С сильными положительными эмоциями.А. По-разному, в зависимости от цели, но не слишком бурно.Что бы вы рекомендовали очень стеснительному человеку?Г. Избегать ситуаций, требующих риска.Е. Избавиться от этого качества.Д. Познакомиться с людьми другого склада, не страдающими стеснительностью.^ Как вы поступите в конфликтной ситуации?Б. Поговорю с тем, с кем вступаю в конфликт.А. Напишу письмо.В. Попробую разрешить ситуацию через посредника.Какого рода страх возникает у вас, если вы ошиблись?Д. Страх того, что ошибка может изменить тот порядок, к которому вы привыкли.Г. Боязнь наказания.Е. Боязнь потерять престиж.Когда вы с кем-то разговариваете, то…А. Время от времени отводите взгляд.Б. Смотрите прямо в глаза собеседнику.В. Отводите взгляд даже тогда, когда с вами разговаривают.^ Когда вы ведете важный разговор, то…Е. Тон разговора обычно остается спокойным.Д. Вы то и дело вставляете ничего не значащие слова.Г. Вы повторяетесь, волнуетесь, голов начинает вас подводить.^ Приложение 2. Тест «Решительны ли вы?» — 2КлючПодсчитайте количество ответов каждого типа. А Д Б Е В Г Сумма Сумма Сумма Если почти все ваши ответы состоят из вариантов А и Д, то вы не особенно решительный человек. При этом вы действуете не всегда решительно и быстро только потому, что считаете: дело этого не стоит. Вам нравятся решительные люди. Вы часто оправдываете нерешительных, считая, что их действия — результат не страха, а осмотрительности и осторожности. Когда вы читаете книги, смотрите фильмы о решительных людях, то часто хотели бы быть на их месте. Если рядом с вами решительные люди, то вы начинаете подражать им.Если вы набрали главным образом варианты Б и Е, то вы, безусловно, решительный человек. Но вы слишком пренебрегаете вещами, которые считаете мелкими, незначительными. У вас, считаете вы, есть важные планы, мечты, которые вы стремитесь осуществить. Ваши усилия не всегда приводят к успеху. Но, несмотря на это, вас ценят как самостоятельную и интересную личность. Если у вас есть еще и чувство ответственности, то вам часто поручают сложные задания, но в этом случае в вашей группе должны быть и люди другого типа, которые уравновешивали бы вашу слишком большую активность.Если ваши ответы большей частью относятся к В и Г, то вы боитесь не только принимать решения, но даже обдумывать их, страшась приближающихся событий. Ваше психологическое состояние нельзя назвать стабильным, благополучным. Часто вы скорее ожидаете критики ваших действий, чем похвалы. Если у вас нет других вариантов ответов, кроме В и Г, то это значит, что у вас проблемы не только с самим собой, но и с окружающими.^ Приложение 3. Тест «Умеете ли вы решать проблемы?» ИнструкцияВыберите один из вариантов ответа на каждый из 9 поставленных вопросов, а затем суммируйте баллы.Вопросы ^ 1. Рассказываете ли вы о своих проблемах и неприятностях? а) нет, это не поможет 3 б) конечно, если есть подходящий собеседник 1 в) не всегда, иной раз думать о них не хочется 2 ^ 2. Насколько сильно вы переживаете свои неудачи? а) всегда очень тяжело 4 б) в зависимости от обстоятельств 0 в) терплю, всему когда-то приходит конец 2 ^ 3. Если вас что-то глубоко ранит, то вы: а) позволяете себе «с горя» то, что обычно не можете позволить 0 б) идете к хорошим друзьям «поплакаться в жилетку» 2 в) сидите дома и «жалеете» себя 4 ^ 4. Если близкий человек вас обижает, вы а) уходите в «свою раковину» 3 б) требуете объяснения 0 в) рассказываете об этом всем, кто готов слушать 1 ^ 5. В минуты счастья вы а) забываете о несчастьях 1 б) боитесь, что эта минута быстро пройдет 3 в) помните, что в жизни есть и много неприятного 5 ^ 6. Что вы думаете о психиатрах? а) не хотелось бы стать их пациентом 4 б) они могли бы многим помочь 2 в) человек может помочь себе сам 0 7. Судьба а) вас преследует 5 б) к вам несправедлива 3 в) к вам благосклонна 1 ^ 8. После ссоры, когда гнев проходит, о чем вы думаете? а) о приятном, что было в прошлом, несмотря ни на что 0 б) о тайном мщении 4 в) о том, сколько уже пришлось вытерпеть 2 ^ Приложение 3. Тест «Умеете ли вы решать проблемы?»КлючОт 0 до 13 баллов — вы легко миритесь с неприятностями, так как умеет оценить других и себя.^ От 14 до 24 баллов — бывает, что вы проклинаете судьбу, но у вас «отдушина» — выплёскивание своих проблем на других.Более 24 баллов — вы не научились «расправляться
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…