1. Предмет экономической теории

Билет 1.1.Предмет экономической теории. Представление о предмете экономической теории менялись в ходе углубления знаний о хозяйственной деятельности людей и по мере усложнения самой этой деятельности. Долгое время считалось, что предметом науки являются причины роста материального благополучия людей. В дальнейшем представления о предмете экономической теории все больше начинают связываться с редкостью ( ограниченностью) имеющихся в распоряжении людей ресурсов. Любое общество ежедневно должно решать три основные проблемы: Что, как и для кого производить. Человеческие потребности практически не ограничены, тогда как в любом обществе имеются ограниченное количество ресурсов, которое может быть использовано для производства этих товаров и услуг. Если бы ресурсы не были ограничены, каждый мог бы иметь все, что пожелает: каникулы любой продолжительности, прекрасные произведения живописи. Основная экономическая проблема: конфликт между фактически неограниченными человеческими потребностями в товарах и услугах и ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей. Экономика – это дисциплина, изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить. Альфред Маршал (1842-1924) – «учение о нормальной жизнедеятельности человечества». проблемы выбора в экономике, т.е. принятия решений об использовании ограниченных ресурсов для удовлетворения человеческих потребностей и желаний, настолько обыденны, что, сталкиваясь с ними, мы чаще всего не замечаем этого. В сущности каждую минуту вы принимаете решение о том, как наилучшим образом распределить свое ограниченное время, например между учебой, развлечениями и сном. Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, т.е. такие их действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ. Роббинс: «Экономическая наука – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление». Итак, экономическая теория изучает деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления, экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наиболее эффективного использования редких ресурсов, т.е такого их применения, при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах. С точки зрения масштабов изучаемого объекта различают два уровня экономического анализа, которым соответствуют два раздела экономической теории – микроэкономика и макроэкономика.Микроэкономика предполагает анализ экономических действий индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей. Макроэкономика занимается изучением законов функционирования всей национальной экономики в целом, а также входящих в нее так называемых агрегатов- домашних хозяйств, частного сектора, правительственного сектора. При исследовании экономических процессов и явлений различают позитивный и нормативный анализ.^ Позитивная экономика ищет объективные или научные объяснения функционирования экономики; она имеет дело с тем, что есть или может быть. Все экономисты согласны с тем, что если правительство облагает некий товар налогом, то его цена возрастает. ^ Нормативная экономика предлагает рецепты действий, основанные на субъективных, личных оценочных суждениях; имеет дело с тем, что должно быть? Когда экономист доказывает, что растущие подоходные налоги в значительной степени снижают инфляцию и в меньшей степени увеличивают безработицу, то он формулирует позитивное утверждение. Если он продолжает свои рассуждения и доказывает, что налоги должны быть увеличены, то это нормативное утверждение. Даже если другой экономист согласен с первым утверждением, то он может не согласиться со вторым, считая, что снижение инфляции гораздо менее важно, чем сдерживание роста безработицы. Основными функциями экономической теории являются: познавательная, позволяющая расширять наши познания в области сложных экономических процессов в постоянно меняющемся мире: методологическая, дающая теоретическую основу для исследований в прикладных экономических науках; практическая, позволяющая сделать правильный выбор при проведении государственной политики: прогностическая, делающая возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития.^ 2. Эффективность распределения по Парето. «Ящик Эджворта»Условием эффективного производства является эффективное распределение. Следовательно, именно конкуренция является естественным стимулом и организатором эффективного распределения. Итальянский экономист В.Парето определил критерий эффективного распределения: ресурсы можно считать эффективно, а значит, оптимально распределенными при заданном уровне возможностей, когда ни один участник рынка не сможет улучшить своего положения, не ухудшив тем самым положения других. Эффективность распределения по Парето предполагает максимизацию общественной полезности, хотя и является социально нейтральным критерием. Поэтому равноправное, но отнюдь не равное распределение при достижении наибольшей суммарной полезности в рыночной системе корректируется через перераспределительную систему, т.е. с помощью государства. Как максимизировать общественное благосостояние – это один из главных вопросов неоклассической теории экономики благосостояния, предметом которой является создание модели экономического оптимума и решение проблемы соотношения между эффективностью экономической системы и справедливостью распределения. Рассмотрим возможность максимизировать благосостояние модель, называемая «ящик Эджворта». Данная модель представляет собой диаграмму полезностей двух контрагентов и помогает выявить условия достижения оптимального распределения экономических благ, при обмене которыми достигается максимальная полезность участников обмена. Рассмотрим модель обмена двумя товарами между двумя потребителями, например, Аней и Васей, которые олицетворяют две общественные группы. (На рис 15.4 стр.326) изображены две системы координат, повернутые друг к другу так, что их оси составляют прямоугольник. Правый верхний угол прямоугольника – начало координат ОА, в системе которых расположена карта кривых безразличия Ани. Левый нижний угол – начало координат ОВ, в системе которых расположена карта кривых безразличия Васи. По горизонтальной оси отмечено количество хлеба, по вертикальной – шоколада, в количестве 10 и 6 единиц соответственно. Пусть изначально блага распределены в точке 1, т.е. 7 единиц хлеба и 1единица шоколада у Васи (поэтому он ценят шоколад больше, чем хлеб). В той же точке 1 у Ани 3 единицы хлеба и 5 единиц шоколада (она оценивает хлеб выше, чем Вася). В этой точке предельные нормы замещения (MRS) участников сделки не совпадают. MRS A = 3 MRSB = ½, что позволяет заключать взаимовыгодные сделки. Кривые безразличия U A 1 и UB1, соответствующие набору предпочтений Ани и Васи, пересекаются в точке 1, образуя область взаимовыгодных сделок (заштрихованная часть рисунка). Однако не при каждой взаимовыгодной сделке распределение эффективно. Например, в точке 2 сделка взаимовыгодна (Вася приобретает дополнительную плитку шоколада, а Аня – еще одну буханку хлеба, т.е. то, что они больше ценят). Но так как кривые безразличия в этой точке пересекаются, предельные нормы замещения (MRS) у контрагентов не равны. Условием же эффективного распределения является равенство MRS участников обмена, в результате которого благосостояние контрагентов нельзя улучшить, не ухудшив положения одного из них, т.е. условие Парето-эффективного распределения. Оно изображено на( рис.15.4 в точках 3,4,5 стр.326), в которых кривые безразличия касаются друг друга и имеют в этих точках одинаковый наклон. Следовательно, MRSA=MRSB. Данное правило распространяется и на множество контрагентов, обменивающихся множеством товаров: распределение эффективно только в том случае, если MRS любой пары товаров одинаковы для всех участников обмена. Таким образом, одновременное равновесие участников обмена устанавливается при заключении эффективной сделки:MRSA шок., хл.= (Р шок./ Pхл.) = MRSB шок.хл. Данная формула отражает условие равновесия на конкурентных рынках (равновесие по Вальрасу Это когда функция от Q)Билет 2.^ 1. Модели человека в экономической теории.модель человека – унифицированное представление о человеке, действующем в определенной системе социально-экономических координат. включает в себя основные параметры, характеризующие индивида, и мотивы экономической активности, ее цели, а также познавательные, или когнитивные возможности человека, используемые им для достижения поставленных целей. экономическая теория рассматривает модель человека как инструмент исследования, или определенную теоретическую предпосылку.^ Первое направление – английской классической школой, маржинализмом и неоклассиками. Во главу становится эгоистический, денежный интерес, являющийся главным мотивом деятельности «экономического человека». индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность в рамках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход. «homo economicus» – это рациональный индивидуум. Он обладает таким уровнем интеллекта, информированности и компетентности, который в состоянии обеспечить реализацию его целей в условиях свободной, или совершенной конкуренции. Экономическая система выступает как простая совокупность хозяйствующих субъектов, и ничем не деформированная рыночная структура не испытывает никакого воздействия извне (например, со стороны государства). Анализ предполагает использование постулата о рациональном поведении человека, т.е. стремлении индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов. принято различать полную, ограниченную и органическую рациональность экономического поведения.^ Полная рациональность(сильная форма) – человек наилучшим из возможных образом использует всю имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат).^ Ограниченная рациональность (полусильная) отражает невозможность при принятии хозяйственных решений использовать всю полноту имеющейся информации из-за трудностей в ее сборе и анализе, а также ограниченности познавательных способностей человека. человек сознательно стремится к достижению наилучшего варианта, но не имеет при этом всей полноты информации. В случае органической рациональности (слабой формы) особое внимание уделяется соблюдению формальных и не формальных правил поведения, которым следует человек. Рациональность выбора может быть ограничена либо юридическими запретами, либо традициями – выбрасывать окурки из автомобиля на остановке у светофора в цивилизованных странах не принято. взаимодействия людей рационализируется формальными и неформальными, например моральными правилами поведения, сложившимися эволюционным путем институтами человеческого общества. Итак, рационально мыслящего, т.е. максимизирующего свои выгоды и минимизирующего затраты эгоиста, свободного в выборе поставленных целей и способов их достижения и обладающего всей полнотой информации. «Человек экономический» – это «рациональный максимизатор».^ Второе направление – кейнсианской школе, институционализму, исторической школе. следует говорить не только о максимизации личной выгоды, но и об альтруизме и самоограничении, которые радикально влияют на результаты выбора индивида». стимулы включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера – соблюдение традиций, привычки, соображения престижа, желание наслаждаться жизнью и др. Затруднено в рассматриваемой модели и достижение поставленных целей. Причинами являются, все та же, неполнота информации хозяйствующих субъектов, несовершенство их интеллекта, стереотипность поведения в зависимости от привычек, религиозных установок и т.п. Кроме индивидуального, здесь возникает еще и выраженный групповой интерес, складывающийся вследствие стремления хозяйственных агентов преодолеть ограниченность «экономического эгоизма» путем самоорганизации в группы с общими интересами. ^ Третье направление изменение мотивации деятельности по сравнению с моделью «рационального максимизатора»: возрастание значения не столько материальных, сколько духовных потребностей. Новую модель отличают многообразие и динамизм потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения, установления связей с другими людьми, свобода духовного самоопределения, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов. Эта модель социально- индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и размытыми, нежесткими границами между социальными общностями. человек в любой хозяйственной системе стремился свести к минимуму свои издержки и достичь максимума в получении выгоды. Гэри Беккер, лауреат Нобелевской премии по экономике дал оригинальное объяснение таким ситуациям, как принятие решений о количестве желаемых детей в семье, где прослеживается проблема рационального выбора. Использование экономического подхода к анализу неэкономических сторон жизни людей получило название «экономического империализма». модели отражают в обобщенной форме основные параметры, присущие «человеческому фактору» в хозяйственном процессе. Знание их позволяет не только реально оценивать роль человека в экономике на различных стадиях развития цивилизации, но и формировать наиболее оптимальные направления в экономической политике, прогнозировать с достаточной степенью вероятности последствия тех или иных экономических решений.^ 2. Потери от несовершенной конкуренции («мертвый убыток»). Антимонопольное регулирование Рынок несовершенной конкуренции предполагает отклонение от состояния равновесия, сложившегося в условиях совершенной конкуренции. Следовательно, общество несет определенные потери в связи с монополизацией хозяйственной жизни.Власть над ценой – очень тонкий инструмент в руках монополии, или несовершенного конкурента. Если эта власть одновременно сопровождается уменьшением издержек производства продукции вследствие экономии на масштабе производства, развитием научно-технического прогресса, насыщением рынка массовым выпуском стандартизированной продукции по доступным ценам, то, очевидно, несовершенная конкуренция несет обществу определенный выигрыш. Так и монополизация, если преступить некую степень контроля над ценой, это оборачивается разрушением и уничтожением богатства общества, ведет к стагнации, застою и т.п. Тайные соглашения о ценах, создание искусственных дефицитов – все это опасные проявления монополизации. Если бы цена устанавливалась на уровне точки Е1 (точки пересечения кривой МС и кривой D) цена Р1 соответствовала бы условиям совершенной конкуренции МС=Р, то потребительский излишек был бы равен площади треугольника Р1Р0Е1. В условиях несовершенной конкуренции цена устанавливается на уровне точки Е2 (лежит на одной вертикали с точкой Е – пересечением МС и MR). При такой же цене – на уровне Р2 – объем предложения фирмы равен Q2, следовательно, он меньше того объема, который был бы при совершенной конкуренции: Q2 Монополия означает определенную степень власти над ценой. власть может базироваться на различных предпосылках: концентрация рынка, тайные и явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Антитрестовское, или антимонопольное законодательство призвано не допустить развертывания разрушительной для эффективности экономики ограничительной деловой практики. Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США. Оно базируется на «трех китах», т.е. трех основных законодательных актах: 1.Закон Шермана (1890г.). запрещается тайная монополизация торговли, единоличный контроль в той или иной отрасли, сговор о ценах. 2.Закон Клейтона (1914г). Запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию, определенные виды слияний. 3.Закон Робинсона – Пэтмэна (1936г)- запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др. В 1950 г. к закону Клейтона была принята поправка Селлера-Кефовера: уточнялось понятие незаконного слияния. запрещались слияния путем скупки активов. ограничивала вертикальные слияния (например, производство- сбыт продукции). Государственные службы, призванные осуществлять реализацию антимонопольного законодательства, могут руководствоваться двумя принципами: жестко следуя букве закона и «принципом разумности». Дело в том.ю что во многих отношениях юридический язык антитрестовских актов настолько декларативен, что федеральный суд США мог бы подвести под сферу его действия любых двух партнеров, решивших вести совместное дело. Поэтому «принцип разумности» означает, что только неразумное ограничение торговли (соглашения, слияния, т.е. искусственный дефицит) подпадают под действие Шермана. Все эти проблемы показывают, насколько сложным является практическое воплощение в жизнь антитрестовского законодательства. Антимонопольная практика должна действительно поддерживать конкуренцию, а не ограничивать ее, предоставляя наиболее льготный режим одним группам производителей (потребителей) за счет других. Для того чтобы установить факт монополизации, антимонопольное регулирование предполагает широкое использование математического инструмента и теоретического аппарата концепций несовершенной конкуренции, разработанных Э.Чемберлином, Дж.Робинсон, В.Парето и другими экономистами. Так интересен критерий, на основании которого делается заключение о факте установления на рынке монополистического превосходства одного или нескольких предприятий: 33% – для одного предприятия; 50% – для трех, 66,6% – для пяти. антитрестовское законодательство направлено не против крупных корпораций, «большого бизнеса» как такового, а против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. Билет 3.^ 1. Важнейшие направления и школы в экономической теории.Первые известные попытки систематизации экономических знаний связаны с греческими мыслителями, в первую очередь Аристотелем (364-322 до н.э.) и Платоном (428-348 до н.э.), которые рассматривали в своих исследованиях вопросы экономической жизни. Аристотель смог глубоко проникнуть в вопросы хозяйственной деятельности, именно он определил экономику как науку о богатстве и внес ценный вклад в теорию стоимости, цены и денег. Сам термин «экономика» произошел от древнегреческого слова «экономия», которое, как считают ученые, изобрел греческий писатель и историк Ксенофонт (430-355 до н.э.). Слово «экономия» состоит из двух слов: «ойкос» (дом, домашнее хозяйство) и «номос» (знаю, закон). В ХVII-ХVIIвв основным направлением экономической мысли был меркантилизм – концепция, которая видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов (золота и серебра), считавшимися главными формами богатства. А.Монкретьен, Томас Мэн, Жан Батист Кольбер, Иван Тихонович Посошков. Франсуа Кенэ (1694-1774) и Анн Тюрго явились основателями школы физиократов, представители которой считали, что только земля продуктивна и что только труд сельскохозяйственных работников способен создать чистый продукт, то есть доход, превышающий затраты.^ Франсуа Кенэ, Уильям Пети, Адам Смит, Давид Риккардо, Джон Стюарт Миль, Жан-Батист Сэй. – классики политической экономии: полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства. рассматривает человека как «человека экономического».А.Смит и его последователи разработали экономическую теорию, в основе которой лежала концепция трудовой стоимости. Они считали, что богатство создается не только земледелием, но и трудом всех других классов, всей нации в целом. На основе теории трудовой стоимости ^ Карл Маркс (1818-1883) создал учение об эксплуататорском характере рыночного хозяйства. Только труд наемных рабочих создает богатство общества.основоположника неоклассического направления- Альфред Маршалл (1842- 1924), называлась она «Принципы экономической науки». под «экономикс» стали понимать науку, исследующую поведение людей в процессе производства, распределения и потребления, редких благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, а также способы наиболее эффективного использования этих ресурсов. анализ условий, при которых потребители и производители максимизируют свое благосостояние. на рубеже ХIХ и ХХ веков стали известны имена таких выдающихся ученых – неоклассиков, Артур Пигу, Карл Менгер, Евгений Беем-Баверк, Фридрих Визер , Леон Вальрас, Вильфредо Парето. Именно в их трудах были окончательно сформулированы основные принципы маржинализма ( от marginal – предельный- анг.), или теории предельной полезности. в основу экономического анализа положили субъективные оценочные суждения вовлеченных в хозяйственные отношения субъектов. последователи принципа политэкономии Август Фридрих фон Хайек и Людвиг фон Мизес. непримиримых противников государственного вмешательства в экономику, предупреждали об опасности чрезмерной зарегулированности хозяйства. Мировой экономический кризис в западных странах вылился в «Великую депрессию» 1929-1933гг. Вместе с кризисом хозяйства наступил кризис и микроэкономической теории. На сцену экономической мысли поднимается новое направление научного анализа – кейнсианство, поставившее в центр внимания проблемы макроэкономики. Двигателем экономики является не предложение, а спрос, и именно он выступает решающим фактором развития производства и предложения. Монетаризм ставит деньги в центр макроэкономической политики, отводя им решающую роль в колебательном движении национального хозяйства. Монетаристские концепции послужили основой кредитно-денежной политики, используемой в качестве важнейшего направления государственного регулирования экономики. – Милтон Фридмен. Достижения Фридмена в области монетаризма связаны с критическим анализом теории Кейнса и его последователей, исходивших из положения о несущественном влиянии денег на общие расходы. Положения монетаристов относительно неэффективности денежной политики в краткосрочном периоде были подвергнуты критике сторонниками новой классической макроэкономической теории. Роберт Лукас. будущие ценовые ожидания являются чрезвычайно важными мотивами поведения для всех, кто принимает экономические решения: для компаний, организации и даже для отдельных семей.теория экономики предложения 1970-1980-е гг. Артур Лаффер. решающим фактором экономического развития является не спрос, а предложение. уменьшение вмешательства государства в экономические процессы и стимулирование частной инициативы и предпринимательства. институционально-социологическое направление Тростейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл, Джон Гэлбрейт. предложили исследовать человека не изолированного, а в зависимости от его среды. «человека экономического» они заменяют «человеком социологическим», находящимся в центре совокупности общественных отношений, или «человеком в конкурентной ситуации».Неоинституционализм характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов и придает особое значение роли трансакционных издержек. Теория общественного выбора исследует взаимосвязь экономических и политических явлений.Mainstream – неоклассическая теория в современном ее виде. Особенность: способность впитывать в себя, делать своей составной частью выдержавшие проверку временем постулаты кейнсианства, неокейнсианства, неоинституционализма и др. Таким образом, современная экономическая теория не является набором фраз и навсегда установленных ею законов и теорем, а исключительно гибким и постоянно совершенствующимся инструментом познания, способным давать ответы на вопросы, возникающие при исследовании различных экономических систем.^ 2. Ценовая дискриминация на рынке несовершенной конкуренции.Ценовая дискриминация – продажа одного и того же товара разным потребителям или группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства. Слово «дискриминация» здесь означает не ущемление чьих-либо прав, а «разделение». Смысл: стремление монополиста присвоить себе излишек потребителя и тем самым максимизировать свою прибыль. 1) Ценовой дискриминации 1 степени, или совершенная ценовая дискриминация. монополист продает каждую единицу товара каждому покупателю по его резервированной цене, т.е. той максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить за данную единицу товара. Весь излишек потребителя присваивается монополистом, а кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса на его продукцию. Допустим, что MC=const. При проведении ценовой дискриминации первой степени монополист продает первую единицу товара Q1 по ее резервированной цене Р1, то же самое касается и второй (Q2 по цене Р2) и последующих единиц товара. Другими словами, из каждого покупателя «выжимается» максимум того, что он готов заплатить. Тогда кривая МR совпадет с кривой D, а объем продаж, максимизирующий прибыль, соответствует точке Qn, т.к. именно в точке Е кривая предельных издержек (МС) пересекается с кривой спроса D (МR) дискриминирующего монополиста. Следовательно, предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции в каждом случае будет равен ее цене, как и в условиях совершенной конкуренции. В результате прибыль монополиста возрастет на величину, равную излишку потребителя (затененная область).такая ценовая политика редко встречается на практике, т.к. для ее осуществления монополист должен точно знать, какова max P, которую каждый покупатель готов заплатить за каждую единицу данного товара (известный адвокат, хорошо зная платежеспособность своей клиентуры, может назначить каждому цену за его услуги, которая соответствует max сумме, которую готов заплатить клиент). 2) 2 степени: установление различных цен в зависимости от количества покупаемой продукции. При покупке большего количества товаров потребителю устанавливают более низкую цену за каждый экземпляр товара (различные тарифы на проезд в метро в зависимости от количества поездок). часто проведение дискриминации 2ст. выступает в виде различных ценовых скидок (дисконтов).3) 3 степени: монополист продает товары разным группам покупателей с различной эластичностью спроса по цене. Здесь происходит не разделение цен спроса на отдельные экземпляры или объемы товаров, а сегментация рынка, т.е. разделение покупателей на группы в зависимости от их покупательной способности. Монополист создает «дорогой» и «дешевый» рынки. На «дорогом» рынке спрос низко эластичен, что позволяет монополии увеличить выручку за счет повышения цены, а на «дешевом» – высокоэластичен, что дает возможность увеличить общую выручку за счет продажи большего количества продукции по более низким ценам. Самая сложная проблема ценовой дискриминации третьей степени – отделить один рынок от другого, т.е. «дорогой» от «дешевого». (в музее изобразительных искусств билеты для школьников и студентов всегда дешевле, чем для взрослых покупателей. Администрация музея продает дешевые билеты только по предъявлении соответствующего удостоверения) Таким образом, дискриминирующий монополист должен уметь надежно разделить свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса по цене у разных потребителей. На рисунке показаны рынки, на которых действует дискриминирующий монополист а и б. Предположим, что предельные издержки МС одинаковы при продаже продукции по разным ценам. Пересечение кривых МС и МR определяет уровень цены. Поскольку ценовая эластичность на «дорогом» и «дешевом» рынках разная, постольку и цены на них кажутся различными в результате ценовой дискриминации. На «дорогом» рынке монополист установит цену Р1 и объем продаж Q1. На «дешевом» рынке цена будет на уровне Р2 и объем Q2. Валовой доход во всех случаях показан затемненными прямоугольниками. Сумма площадей прямоугольников в а) и б) окажется выше, чем площадь, обозначающая валовый доход у монополиста, не проводящего ценовую дискриминацию (в).Билет 4.^ 1. Основные закономерности экономической организации общества. Технологический выбор в экономике и границы производственных возможностейЧто, как и для кого производим.экономическая наука изучает производственную, хозяйственную деятельность людей в различных исторических условиях. Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. В этом процессе взаимодействуют основные факторы производства (ресурсы) – труд, капитал, земля, предпринимательство. Ресурсы необходимы для создания потребительских благ, или конечных товаров и услуг (одежды, продовольствия, жилища, автомобилей, развлечений и т.д.). Так, А.Маршалл, выдающийся представитель неоклассической школы, ссылаясь на немецкого экономиста Германа, отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие. деление потребностей на первичные(низшие) и вторичные(высшие). Под первыми подразумеваются потребности человека в еде, питье, одежде и т.д. Вторичные потребности связаны главным образом с духовной, интеллектуальной деятельностью человека – потребности в образовании, искусстве, развлечении и т.п. Благо- это средство для удовлетворения потребностей. Классификация благ отличается большим разнообразием.Экономические и неэкономические блага. С точки зрения ограниченности благ по отношению к нашим потребностям мы говорим об экономических благах. Но есть и такие блага, которые по сравнению с нашими потребностями имеются в неограниченном количестве (например, воздух). – свободные, или неэкономические. Потребительские блага предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Это конечные услуги и товары. Производственные блага – это используемые в процессе производства ресурсы. Частные и общественные блага. общественные блага: национальная оборона, законотворчество, общественный порядок), т.е. те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны. Частные же блага предоставляется только тем, кто за них заплатил (каждый день вы приобретаете за деньги различные частные блага – поездки в метро, посещение кинотеатра, обед в столовой и т.д. Процесс производства включает в себя не только материальные блага , но и оказание материальных услуг, например транспортировка готовой вещи от производителя к потребителю, и нематериальных услуг (услуга адвоката, лекция в университете) удовлетворяют определенные человеческие потребности, и потому, мы можем говорить о производстве нематериальных благ. Процесс производства осуществляется в обществе, в системе общественного разделения труда и субъекты действуют в системе ограничений, налагаемых общественными институтами. Богатство – это все, что люди ценят. Такое определение богатства позволяет включить в него и профессиональные знания, и природные ресурсы, и природные способности человека, и свободное время. Богатство всегда необходимо рассматривать в контексте удовлетворения потребностей человека. Можно дать и такую характеристику понятия богатства – это все, что расширяет выбор человека, или его альтернативные возможности. Так, если материальные и нематериальные блага имеются в количестве, способном удовлетворить наши потребности до полного их насыщения, можно говорить, что мы богаты. В результате общественного производства создается валовой национальный продукт. В своем движении он проходит ряд взаимосвязанных стадий: производство, распределение, обмен и потребление.Производство – это исходный пункт создания материальных и нематериальных благ. Будучи созданными в процессе производства, блага завершают свое движение в потреблении. Разумеется, в конце концов, производство ведется ради потребления.Распределение – это не только распределение произведенных товаров и услуг. Это и распределение, или размещение ресурсов, или факторов производства. Распределение в обществе зависит от института собственности, так как факторы производства принадлежат их собственникам. В рыночной системе хозяйства распределение ресурсов происходит под воздействием ценового механизма, а не по указанию. Распределение и обмен не просто опосредствуют связь между производством и потреблением. Производство вообще невозможно без «первичности» обмена и распределения.Обмен происходит таким образом, когда человек может сделать с физической природой – это либо перестроить ( из дерева сделать стол, посеять зерна и получить колосья пшеницы).Потребление можно подразделить на два типа – личное потребление и производственное. Первый тип потребления осуществляется вне рамок общественного производства еда, питье, чтение. Вместе с тем существует ряд благ, которые по своей природе предлагают общественное, коллективное потребление: театральные постановки, кинофильмы, футбольные матчи и т.п. С развитием новых электронных средств информации, системы Интернет и т.п. этот тип благ становится возможным потреблять в индивидуальном порядке. Ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования. Допустим, необходимо произвести два товара – пушки и масло. Предположим, что все наличные ресурсы общества направлены на производство масла. Будем считать его объем в 5 млн. кг. – это максимум, который возможно произвести при данном уровне ресурсно-технологического обеспечения. Альтернатива «масляному раю» – пушечное производство при той же ограниченности ресурсов, которое может составить максимально 15 тыс. шт. Однако, если общество снизит объем производства масла, то сможет произвести и пушки.Альтернативы представлены и на графике кривой производственных возможностей, или кривой трансформации, где по горизонтали отмечено количество масла, а по вертикали количество пушек. Координаты точек А, В, С, D, Е,F представляют собой указанные сочетания производства масла и пушек в каждой из строк таблицы. Кривая трансформации показывает значение альтернатив для общества. При абсолютном использовании всех ресурсов, т.е. в экон