1 Предмет философии, ее структура и функции Философия является мировоззрением т.к. в любом философском учении содержится система мировоззренческих обобщений. Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных признаках, о наиболее сущных признаках. Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеологию), проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагогически, дифференцировались ее разделы. Предмет философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает онтологию—учением о бытии, гносеологию – учение о познании, аксиологию— учение о ценностях. Так же выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию — учение о человеке, историю философии, этику, эстетику.Содержание функций философии: -Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. -Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. -Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. -Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). -Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.-Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.). -Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. -Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.2 вопрос Позитивизм как альтернатива философской метафизики. Ее этапы развития. Основные представители. В 19-20 в. Философия развивается по не классическому сценарию т.к. ощущается кризис ее метафизических основ. Позитивизм – философия науки. Основатель О.Конт в 30 годы 19 века. Основная работа : курс позитивной философии. Позитивизм — направление философии, зародившееся в 30-е — 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод. Основные идеи позитивизма: 1 наука это единственное эффективное средство решения проблем человечества. Таким образом позитивизм образовал сциентизм – учение которое опирается на науку и видит в ней главную движущую силу развития общества. 2оптимизм в отношении общественного прогресса, уверенность в его неизменности. 3 борьба против философии как метафизического абстрактного знания; философия не должна включать не проверяемые умозрительные положения. 4 философия является такой же наукой как любая конкретная наука, ее место в ряду других научных дисциплин. Позитивизм в своем развитии прошел 4 этапа: 1 этап: 30 годы 19 века – Первый позитивизм (Спенсер, Милль) 2 этап : Эмпириокритицизм (Мах, Авенариус), конец 19 – начало 20 века. Основная идея эмпириокритицизма — в основе философии должен лежать критический опыт.Эмпириокритицизм выступает с субъективно-идеаллистических позиций: все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде “комплекса ощущений”. Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений. 3 этап: неопозитивизм (Рассел, Витгенштейн), с 20 г. 20 в. До середины 20 в. Главная идея неопозитивизма — философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, — главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир. 4 этап: поспозитивизм (Поппер, Кун, Фейерабенд, Лакатос) Постпозитивизм отходит от приоритетности логического исследования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки. Главная цель постпозитивизма — исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания.3 вопрос Философия жизни как течение иррационализма. Учение Ницше. В первой половине 19 века усиливается критика рационализма что приводит к возникновению философских течений утверждающих превосходство неразумного начала над разумным, считающих основной характеристикой мира иррациональное называется иррационализм. Жизнь – это первичная реальность предшествующая разделению мира на материальное и идеальное. Она является непосредственно переживаемой сущностью мира. Жизнь есть универсальный принцип мира который соединяет и проблемы бытия и проблемы ценности. Представители: Шопенгауэр, Ницше, Зиммель, Дельтей. Ницше (1844-1900) – «воля к власти», «по ту сторону добра и зла», «так говорил заратустра». Главные идеи Ницше: – позитивная идея: утверждение культурно – этического идеала в виде концепции сверхчеловека. – негативная идея: переоценка всех ценностей. Главная положительная задача философии: утверждение высшей ценности культурного совершенствования человека в результате которого должен появиться новый тип человека которого Ницше называет сверхчеловеком. Сверхчеловек – новый зоологический тип превосходящий хомосапиенс по нравственным и интеллектуальным качествам. Он может быть достигнут путем усовершенствования, строго отбора и сознательного воспитания новой породы людей. Сверхчеловек – творец самого себя как свободной и автономной личности. Он обладает следующими качествами : героизм, неустрашимость, честность, жажда деятельной любви, великодушие, твердость. Затем Ницше переосмыслил этот образ выдвинув на первый план культ сильной личности. Негативная часть: война Ницше за освобождение людей из под власти духов и социальных авторитетов. Ницше утверждает что главный принцип бытия – это воля к власти. Жизнь есть особый вид мировой энергии, одной из проявлений воли к власти.4 Экзистенциализм: его проблемы, идеи и представители.Экзистенциализм — направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. Предшественники экзистенциализма: Достоевский, Ницше. Серен, Кьеркегор- критикует классический иррационализм и панлогизм. Произведения: «Или или». Автор отмечает иронию человеческой жизни, человек всегда находится в ситуации выбора. Личность определяет себя в момент выбора. «Выбор между добром и злом очевиден». А как же быть с выбором между добром и добром, счастьем и счастьем. Экзистенциализм делят на религиозный и светский (атеистический) Экзистенциализм исходит из противоположности явлений жизненного ряда: вера, надежда, любовь, боль, страдание и явлений познавательного ряда: человек непосредственно переживает свою заброшенность в этот мир. Это переживание и есть исходная единица экзис-го описания бытийных отношений человека с миром. Одной из иррацианалистических школ 20 века является экзистенциализм (с начала 20 века – до 60-70 г. 20в.) Представители: – в России: Лев Шестов, Николай Бердяев – В германии: Хайдеггер, Ясперс, буббер. – во Франции: Г. Марсель, Сартр, Камю – в Испании: Ортега-и-Гассет Основными проблемами экзистенциализма стали: человек как уникальное существо, философия бытия, гуманизм, история западно-европейской цивилизации, проблема свободы и ответственности, смерти как тайной сути человеческого существования, проблема времени как характеристики человеческого бытия. Наша теория, подчеркивал Ж.-П.Сартр, единая теория, которая предоставляет человеку достоинства, единая теория, которая не делает из нее объекта.5 вопрос Философский постмодернизм как осмысление информационно – компьютерной реальности. Постмодерном называют общество, эпоху соответствующее информационно – компьютерной реальности. Лиотор впервые употребил данное понятие. Основные представители Деррида, Делез, Бодрияр, Гваттари, Жижек. Постмодернизм отрицает бытие, как бытие вещей и соответственно отрицает метафизику бытия. Предшественником можно назвать такое явление как лингвистический поворот, который на место бытия вещей поставил бытие отношений, знаний и смыслов. М. Фуко ввел понятие дискурс – текст, высказывание вместе с социальной практикой, к которой он принадлежит и которую несет в себе. Миллионы людей в современном обществе говорят и пишут, то есть производят дискурс. Предметный труд уступает место языку, мыслительности и говорению. Основные понятия постмодернизма: 1.Деконструкция – разрушение метафизического учения о бытии. Цель: отрицание любого присутствия. Присутствие заменяется отсутствием. 2.Симулякр – то, что мы имеем в языке в виде формы «как бы»6 вопрос Философский смысл категории бытие. Онтология. Онтология как учение о бытие – метафизика бытия. В античности возникли две противоположные концепции бытия: 1 Концепция Гераклита – он считал что мир есть и будет огнем. По Гераклиту происходит бесконечный процесс перехода из одного в другое т.е. становление. Он сформулировал закон самоперехода, самовозвраения, противоборства и обновления субстанции. Одно и то же в нас – живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это изменившись есть то и та изменившись есть это. 2 Концепция Парменида – бытие однородное, неизменное, неподвижное, неделимое, единое. С одной стороны есть неизменная и не становящаяся основа, с другой есть подвижная эмпирическая видимость. Парменид полагает что нельзя доказать что несуществующее есть. По Пармениду закон тождества: тождественны бытие и мышление. Развивает идеи Парменида – Платон: у него разделены мир знания и мир мнения. Бытие – вечное, неизменное, то что познается разумом. Аристотель: отвергает учение об идеях как о сверхъестественной сущности. Он называет сущностью бытием) индивидуумы. Вторичные сущности – виды и роды. Так появляется идея умопостигаемого предмета. Формы бытия: 1 Бытие природы – все материализованные формы природы которые просуществовали в прошлом и будут существовать. Основная чечта этой формы бытия ее первичность и объективность. Различают первую природу и вторую природу ( предметно-вещественный мир созданный людьми для удовлетворения своих потребностей). 2 Бытие человека – бытие его телесности как части природы, бытие его духовности, как разумного обладающего сознанием вещества. 3 Бытие общества как системы социальных отношений и связей. 4 Бытие духовного. Онтология — раздел философии, философское учение о Бытии, о сущем как таковом в его наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм и в отвлечении от вопросов, связанных с его постижением (познанием). Классическая онтология оперирует с такими категориями как субстанция (основа всего), сущность, всеобщность, целостность и пр. она подразумевает, как правило, построение целостной онтологической системы построенной по принципу «от общего к частному». Современная онтология подразумевает наличие «региональных» частных онтологий, которые воспринимаются не как концепция, а как событие, как «онтология настоящего» (Делез). Здесь на первое место могут выходить категории жизни, творчества, свободы, либо, в других случаях, категория «симулякра» — как средства замены прежних понятий, как подделка, имитация, сохраняющая прежнюю форму, но совершенно потерявшая содержание (примеры действий — симулякров — слова, потерявшие прежний смысл; обеды, заменившие прежние ритуальные действия, реклама, производство одноразовых предметов быта и пр.)7 вопрос Философское понимание материи. Движение, пространство и время как атрибуты материи. Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок. Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм. ДВИЖЕНИЕ. В применении к материи – это изменение вообще. Движение – это атрибут, неотъемлемое св-во материи. Материи неподвижной, неизменно пребывающей в состоянии абсолютного покоя не существует. Материя и движение неразрывны. Движение есть единственный способ существования материи. Представление о материи, лишенной движения имеет одним из своих источников метафизическое понимание соотношения покоя и движения. Пространство и время также как и движение есть атрибуты материи. В мире нет ничего кроме движущейся материи и движущаяся материя не может двигаться иначе как в пространстве и во времени.Пространство —это совокупность отношений, выражающих координацию маатериальных объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину. Время —совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний(явлений) , их последовательность и длительность.8 вопрос Диалектика – учение о всеобщей связи развитии. Основные принципы, законы и категории диалектики. Диалектика – теория и метод познания действительности, учение о всеобщей связи и развитии. Представления об изменчивости и взаимосвязанности всего сущего возникли в глубокой древности.Первая классическая форма диалектики возникла в недрах немецкой идеалистической философии (XVIII-XIX вв.). В своем завершенном виде (философия Гегеля) представляла систему взаимосвязанных понятий, категорий, законов, отражающих всемирно-историческое шествие абсолютной идеи. Основные принципы диалектики: 1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений – развитие 2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления 3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения- внутреннее противоречие. «Три закона диалектики». Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон отрицания отрицания. Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся: сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие; единичное, особенное, всеобщее; возможность и действительность;необходимость и случайность.9 вопросСущность, структура и функции сознания. Проблема идеального. Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Функции сознания : 1 Мировоззренческая 2 Познавательная 3 Творческая 4 Регулятивно – управленческая 5 Оценочная 6 Координирующая. Структура сознания. 1 Знание 2 Память 3 Эмоции 4 Воля 5 Самосознание. Сознание представляет собой ядро человеческой психики. Формирование и развитие сознания в процессе эволюции происходило через человеческий труд и язык, а сознание, например, ребенка может формироваться и развиваться под воздействием общества, в процессе учебы , социализации и т.д. Идеальное – субъективный образ объективной реальности. Проблема идеального: сущность и содержание нашего сознания определяются не клетками коры головного мозга, а внешней по отношению к ним социальной реальностью. Это и есть идеальность т.е. отношение представленности, в котором некий предмет оставаясь самим собой, тем не менее представляет нечто совсем другое, никак не связанное с природой представляющего предмета.10 вопрос Сознательное и бессознательное в психике человека. Теория психоанализа о бессознательном. «Сознательное» и «бессознательное» — это соотносительные понятия, выражающие особенности работы человеческой психики. Человек обдумывает ситуации и принимает решения. Такие действия называют осознанными. Однако часто человек поступает необдуманно, а иногда он сам не может понять,почему он так поступил. Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, но без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий. Бессознательное отражает такие психические образы которые скрыты от самонаблюдения и неотличимы от их предметов. Неосознаваемые психические образы: сновидения, неосознаваемые инстинкты, комплексы, оговорки, гипноз, автоматизмы. Психоанализ З.Фрейда (1856 – 1939) Австрийский врач психиатор. Основные труды: «Толкование сновидений», «Психология человеческих масс и анализ толкования я»… Фрейд полагал существует три уровня психики: 1 Супер – эго (Сверх – я); 2 эго – я (сознание); 3 ид, оно(бессознательное) Оно – наиболее примитивная инстанция которое охватывает всё генетически первичное подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее об обществе. Оно – совокупность инстинктов вытесненных переживаний, комплексов; значительное место Фрейд отводил половому влечения и агрессии. Эго – следует принципу реальности и вырабатывает механизмы позволяющие адаптироваться к среде. Это посредник между стимулами исходящими из внешней среды и из глубин организма и ответными двигательными реакциями. Функции эго: самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти … Супер –эго – источник моральных и религиозных чувств, контролирующий и направляющий агент. Есть противоречие между супер-эго и оно. Психически здоровый человек выходит путем сублимации. Сублимация – механизм посредством которого запретная энергия инстинктов перемещается на другие объекты и разряжается в виде деятельности приемлемой. Наилучшим способом сублимации является творчество.11. Чувственное и логическое как познавательные способности человека. Их основные формы. Чувственное познание и его элементы. Ощуще́ние — психическое отражение свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на органы чувств. Результатом процесса восприятия становится построенный образ. Образ — субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи органов чувств. Представление — образ ранее воспринятого предмета, воспроизведённое памятью и вызванное в сознании ощущение или восприятие. В более широком значении словом представление означается всякое воспроизведённое памятью состояние сознания. Эмо́ция — субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов, чувств и настроений. Интуиция— способность чувствовать уже имеющиеся логические цепочки связанной информации, касающиеся нужного вопроса, и, таким образом, моментально находить ответ на любой вопрос. Логическое познание В отличие от чувственных форм логические средства познания не обязательно должны сопровождаться чувственными образами. Формами логического отражения, присущими всем людям, являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие — отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам. Каждую свою мысль человек высказывает с помощью суждений. «Суждение – это одна из высших форм отражения объективных предметов в сознании человека. В суждениях отражаются предметы, качества, отношения между предметами, их содержание В умозаключении из нескольких верных суждений, выводится новое знание об объектах. «Умозаключение – средство познания скрытых, внутренних сторон и связей объектов. Человек с помощью умозаключения познает процессы и их закономерности в объектах, которые не могут восприниматься с помощью чувств». В логическом познании также используются гипотезы и теории в качестве форм, которые фиксируют результаты познавательной деятельности человека.12. Взаимосвязь речи, мышления и языка. Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается. Специальными приборами можно зарегистрировать скрытые речевые (артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслительную деятельность человека, например, при решении различного рода задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической («ручной») речью, мыслят на основе образов. Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой. Неправильно и противоположное мнение о том, что мысль и речь по существу одно и то же, что мышление – это речь, лишенная звука, а речь–«озвученное мышление». Это мне-ние ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языках сотнями разных звукосочетаний. Известно также, что существуют слова-омонимы (слова с одинаковым звучанием, но разным смыслом, т. е. одно и то же слово может выражать разные мысли, разные понятия.13.Понятие истины, ее формы и критерии. Гносеологические концепции истины. И́стина — отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. ^ Виды истины Абсолютная истина — полное знание или источник всего, то из чего все изошло. Абсолютная истина содержит в себе все воспринимаемые нами качества и характеристики, полное представление о предмете. Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина трудно достижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины — релятивизмом. Разновидностью относительной истины является правда. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию Критерий истины – средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. н. К. и. является общественная практика. Научные теории получают свою окончательную проверку с помощью практики: в материальном производстве, в революционной деятельности масс по переустройству об-ва и т. п. Если теория успешно применяется на практике, это означает, что она является истинной. Гносеология, или теория познания, – это раздел философских знаний (философская наука, философская дисциплина), в которой исследуется возможность познания человеком мира, а также познание человека самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию; исследуется природа знаний самих по себе и в соотношении с теми предметами, которые в этих знаниях отражаются.14.Уровни и формы научного познания. Понятие научной революции и научной парадигмы. Эмпирические (опытные) знания Эмпирические знания получают в результате применения эмпирических методов познания — наблюдения, измерения, эксперимента. Это знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области. Оно, как правило, констатирует качественные и количественные характеристики объектов и явлений. Эмпирические законы часто носят вероятностный характер и не являются строгими. Теоретические знания Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний. Теоретический уровень научного знания предполагает установление законов, дающих возможность идеализированного восприятия, описания и объяснения эмпирических ситуаций, то есть познания сущности явлений. Теоретические законы имеют более строгий, формальный характер, по сравнению с эмпирическими. Революция в науке — период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, несовместимыми со старыми представлениями. Парадигма в методологии науки — совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени.15.Наука и ее роль в развитии цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение,уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, и, как следствие, — прогнозировать. Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты познавательной деятельности * разделение и кооперацию научного труда * научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование * методы научно-исследовательской работы * понятийный и категориальный аппарат * систему научной информации * а также всю сумму накопленных ранее научных знаний. Функции науки: 1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой – как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания; 2) мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее – разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия; 3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом “цехе” производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки; 4) культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства. Сциентизм (от лат. scientia наука, знания) — это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире. Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику и призывают строить остальные науки по их образу и подобию. Сциентизм ставит науку в главенствующее положение в идейной и культурной жизни общества. Антисциентизм — полная противоположность сциентизма, отрицающая главенствующую роль науки в идейной жизни общества.16.Понятие метода. Классификация методов научного познания. Понятие метод означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Методы научного познания принято подразделять по степени их общности. Всеобщие методы: диалектический и метафизический. Общенаучные методы делятся по признаку уровней научного познания. Эмпирический уровень характеризуется исследованием реально существующих объектов. Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Методы эмпирического уровня. Наблюдение – это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение. Измерение – определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон. Эксперимент – это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях с возможностью многократного повторения. Факты – фундамент здания науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез и создания теорий. Анализ – процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения). Синтез – это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое. При индукции мысль исследователя движется от частного (частных факторов) к общему. Дедукция, движение мысли от общего к частному. Сравнение – установление сходства и различия объектов, явлений. Классификаций – объединения различных понятий и соответствующих им явлений в определенные группы, типы с целью установления связей между объектами и классами объектов. Теоретический уровень. Абстрагирование – метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких- то свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны. Аналогия – умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений. Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т.д. Идеализация – мысленное конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых существует близкий прообраз или аналог в реальном мире Системный метод – это способ теоретического представления и воспроизведения объектов как систем. Аксиоматизация – способу построения научной теории, при котором в основу его кладутся некоторые исходные положения – аксиомы или постулаты, из которых все остальные утверждения теории выводятся дедуктивно чисто логическим путем, посредством доказательства. 17.П редмет и функции социальной философии. Философское понятие общества. Основные сферы общественного бытия, их структура и особенности.Предмет социальной философии – социальная жизнь и социальные процессы. Социальная философия изучает общество и социальную жизнь не только в структурно-функциональном плане, но и в ее историческом развитии. Предметом рассмотрения является и сам человек, как представитель социальной группы или общности.Функции социальной философии:1.Мировоззренческая функция заключается в том, что она формирует у человека общий взгляд на социальный мир, то есть на существование и развитие общества, определенным образом решает вопросы о соотношении бытия людей, материальных условий их жизни и их сознания, о месте и назначении человека в обществе, цели и смысле его жизни и т.д.2. Теоретическая функция заключается в суждении на уровне теории, то есть системы взглядов о их сущности, содержании и направлении развития. 3. Методологическая функция заключающаяся в применении ее положений при исследовании отдельных явлений и пр
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…