1. Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран. Периодизация курса. Предмет игпзс

1. Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран. Периодизация курса.Предмет ИГПЗС – государство и право отдельных зарубежных стран мира в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.Объектом изучения истории государства и права являются государство и право в процессе своего исторического развития, явления социальной жизни, происходящие в государственно-правовой области.История государства и права, как историко-правовая наука, обладает целым рядом методов изучения государственно-правовых институтов.Формально-юридический метод – изучение событий и фактов, имеющих правовое значение и подлежащих истолкованию при помощи юридических терминов, конструкций и логики.Структурно-аналитический метод предполагает уяснение структурных элементов и особенностей институтов государства и права. Во взаимосвязи с ним стоит структурно-системный метод. Эти методы применимы при анализе организации, типологии и функционировании правовых институтов, отраслей права, учреждений государственной власти и т.д.Сравнительно-исторический юридический метод анализа и обобщения содействует упорядочению наших знаний и представлений о наиболее общих или наиболее характерных особенностях возникновения, функционирования права в его взаимосвязи с деятельностью институтов государства.Конкретно-исторический метод предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они сложились и получили развитие, т.е. в конкретно-исторической обстановке.История государства и права изучается при помощи совокупности всех методов.^ Периодизация истории государства и права. В современной литературе принято выделять в истории человечества следующие основные периоды: I период – Государство и право Древних веков (IV тысячелетие до н.э. – V в.н.э.). II период – История государства и права Средних веков (V в. н.э. – XVII – XVIII вв.). III период – История государства и права Нового времени (XVII – XVIII вв. – начало XX в.). IV период – История государства и права новейшего времени (начало XX в. – по настоящее время). Каждый из этих периодов предоставляет собой историческую ступень в развитии государства и права.^ 2. Общественный и государственный строй древнего египтаОбщественный строй. Всё население делилось на свободных и зависимых. Свободные – крестьяне – общинники (мереты), полусвободные крестьяне – общинники (хемму), служивый люд. К господствующему социальному слою относились родоплеменная аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне. Зависимые – рабы (государственные, храмовые, общинные, частные). Источники рабства – воен. плен, за долги, дань. Рабов наказывала в соответствие с законом. Если раба наказывали незаконно, то он имел право убежать от хозяина в храм. ^ Государственный строй. В Египте раньше, чем в других государствах сложилось классовое общество и впервые в мире возникло государство. Когда это произошло достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до н.э. государство в Египте существовало. Государственный аппарат Древнего Египта возглавлялся фараоном, т. е. царем или монархом, личность которого обожествлялась и приобретала наследственный характер. Главой правительства Древнего Египта являлся визирь, который назначался и смещался фараоном. Функции визиря: 1. Распорядитель воли Фараона. 2. назначал (освобождал) от должности чиновников. 3. Хранитель государственной печати. 4. Возглавлял высшую судебную инстанцию страны – шесть судебных палат. Со временем компетенции визиря усложняются, ему подчинены и войска, и крепости. Но в области финансовой на первое место выдвигается казначей. Во главе военного ведомства стоял начальник – представитель высшей чиновной знати, а иногда и какой-нибудь член царской фамилии. Армия комплектовалась из населения самого Египта, а также покоренных стран. Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации. Высшие должностные лица и правители были одновременно и верховными судьями. Форма правления – восточная деспотия, но не в полной мере, т.к. * фараон был ограничен религией * жрецами оракула, т.к. их вещание было обязательно, в.т.ч. для фараона.^ 3. Право древнего египта. Источниками права в Древнем Египте были 1. правовые обычаи. 2. Указы фараона. 3. Религиозные тексты (книга Мертвых). 4. Вещания жрецов оракулов. 5. Международные договора. В Египте существовало несколько видов земельных владений: государственные, храмовые, частные и общинные. Можно было совершать различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству. В частной собственности было и движимое имущество: рабы, рабочий скот, инвентарь и пр. Существовали несколько видов договоров – договор займа, договор найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества.^ Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Брак заключался на основе договора, от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и муж и жена.^ Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: 1) государственные – измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны; 2) религиозные – убийство священных животных, чародейство; 3) против личности – убийство; 4) против собственности – кража; 5) преступления против чести и достоинства – прелюбодеяние, изнасилование. Основной целью наказания было устрашение. Виды наказаний: * штраф * тюремные заключения * членовредительство * смертная казнь. Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил форализованный характер. В качестве доказательств служили свидетельские и вещественные доказательства. Допускались пытки. Делопроизводство носило письменный характер.^ 4. Общественный и государственный строй древнего вавилона.Общественный строй. Всё население делилось на свободных и зависимых. Зависимые – рабы. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Источники рабства – воен. плен, за долги, по рождению. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Не ограничивалась власть господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявших меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Порабощенные за долги не могли находиться в таком состоянии более трех лет. Свободное население Вавилона делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные граждане: * авилумы (человек, сын человека). Они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Неполноправные: * мушкену (находящийся на царской службе). Жизнь авилума ценилась дороже, имущество мушкену ценилось выше.^ Государственный строй. Правитель – Энси («построивший храм»), в случаях, если его власть выходила за рамки города, правителю присваивался титул лугаля (“большого человека”). Форма правления – восточная деспотия, но не в полной мере, т.к. * лугаль был лишен судебной власти, она принадлежала чиновникам. * Обожествлялась только должность, а не человек. Для этого надо было проходить обряд посвящения ежегодно. * Власть Лугаля не распространялась на некоторые административные единицы. Первый помощник Лугаля – Нубанда. Вся территория делилась на области, ими управляли чиновники, которых назначал Лугаль. Община – низшая административная единица. Ими управляли старосты. В Вивалоне были постоянные армии, состоявшие из воинов. За свою службу воины получали наделы.^ 5. Законы хаммураппи. Эти законы были выбиты на большом столбе. Закон состоит из трёх частей: право, основная часть (содержание), эпилог. Входят 282 статей. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Субъектами права признаются свободный общинник (авилум) и неполноправный свободный, находящийся на царской службе (мушкену). Некоторыми правами (право на развод и возвращение приданого) пользовались также свободные женщины. Рабы и дети рассматривались лишь как объекты права. В законе Хаммурапи. уделялось особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей. По этим законам можно сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в Вавилоне. В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. Кроме аренды поля, сада, Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае порчи или гибели нанятого имущества. Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного). В условиях существования частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество, большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения. В законе Хаммурапи устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Довольно подробно в Законах говорится о различного рода членовредительствах. Закон поддерживает тот принцип, что виновного постигает та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимается определенный штраф. Основное внимание уделено описанию наказаний за различные правонарушения. Законы предусматривают суровую систему наказаний: практически любая кража карается смертной казнью.^ 6. Общественный и государственный строй древней индии. Появляются сословия – варны. Первые варны были привилегированными: брахманы – варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии – варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну – вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. Они составляли четвертую низшую варну. Если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании. Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни.^ Государственный строй. Развивалась концепция единоправителя, власть которого будто бы распространялась на огромные территории. Царь стоял во главе гос. аппарата и обладал законодательной властью. Царь сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей. Поскольку при дворе часто устраивались заговоры, особое внимание уделялось охране царя. Большое значение придавалось службе надзора. Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду. Большую роль в управлении государством играл совет царских сановников – паришад. Паришад занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада существовал узкий тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц. Территория государства делилась на провинции, из которых четыре главные провинции обладали особым статусом. Во главе этих провинций находились царевичи. Наряду с делением на главные провинции существовало деление на обычные провинции, области, округа. Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ.^ 7. Законы ману. Законы Ману состоят из 12 глав и 2685 статей. Главное в Законах Ману – закрепление существующего варнового строя. Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений.^ Право собственности. Законы указывают 7 возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Ещё одним способом приобретения права собственности была давность владения (10 лет). Среди основных видов собственности Законы называют землю ( была царская, общинная, частная). За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф. Также Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него было: рабы, скот, инвентарь.Обязательства. Обязательственные отношения получили в Законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров, например, договор займа, найма, аренды земли. Купля-продажа является одним из договоров, о котором упоминается в Законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца должен был выступать собственник вещи. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Упоминается в Законах Ману договор дарения. Сделка расторгается таким же образом, как и заключается. Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства называется порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.^ Брачно-семейные отношения. Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи – муж. Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости – мужа, после смерти – под властью сыновей, ибо “женщина никогда не пригодна для самостоятельности”. Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа, как бога. Муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставлял, она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшному наказанию, вплоть до смертной казни. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.^ Уголовное право и процесс. Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные (службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот). Более подробно Законы описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений Законы большое внимание уделяют краже. Меры, применяемые к вору зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывают казнить. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, защите женщин и брахмана (необходимая оборона) не наказывалось. Наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к варне. Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменяется бритьем головы), членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение и другое.^ 8. Общественный и государственный строй древнего китая. В Китае складываются сословно-классовые границы между двумя социальными слоями: родовой аристократией и свободными крестьянами-общинниками. Бесправные рабы вообще не входили в социальную лестницу. Рабы в Древнем Китае жили семьями. Позднее формируется еще одно привилегированное сословие – сословие чиновников различных рангов, существующих за счет той же ренты-налога, получаемой с определенных общин, территорий. привело к росту частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становились, как правило, арендаторами на частновладельческих и государственных землях, а потом пополняли ряды попавших в долговое рабство. Высший социальный слой был также неоднороден. Он состоял из титулованной знати, из ранжированного чиновничества и из незнатных крупных землевладельцев и купцов. На раннем историческом этапе был возможен переход из одной партии власти в другую. Выделялся еще один социальный слой непривилегированных свободных мелких производителей, собственников средств производства – ремесленники.^ Государственный строй. Во главе государства стоял наследственный Ван (император). Ван распоряжался землей, ведал политической и экономической жизнью страны, совершал жертвоприношения, выступал как военачальник. При нем состоял совет знати. На втором месте после царя стоял его ближайший помощник с весьма широкой компетенцией. Должность этого помощника становилась наследственной. Затем шли 3 других ближайших советника и помощника вана, именуемые “тремя старцами”. Каждый из “старцев” руководил одним на трех ведомств. Им были подчинены шесть чиновников более низкого ранга. Им подчинялись девять губернаторов (правители областей).^ Ведомства управления: финансовое, военное и общественных работ. Финансовое ведомство – взимало подати натурой. Военное – производило военные наборы, руководило военным обучением, ведало снабжением войск. Ведомство общественных работ – занималось главным образом земледелием. Оно управляло земледельческим населением, устанавливало границы полей, распределяло земли. Суд не был отделен от администрации, его функции осуществляли многочисленные представители разветвленного государственного аппарата. Верховным судьей в государстве являлся Ван (император).^ 9. Право древнего китая.Основные черты права. Наибольшее влияние на развитие права Китая оказали конфуцианство и школа легистов. Конфуцианство признавало преобладающее значение морали над правовыми нормами, отождествляли право с уголовным законом. Легисты напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни. Они проповедовали равенство всех перед законом. Особенностью Китая было наличие крупной государственной собственности как не землю, так и на рабов. Развитие товарно-денежных отношений сопровождалось развитием договорной практики. При совершении торговый сделок требовалось заключение договора в письменной форме, кроме того, уплачивалась денежная пошлина. Получает распространение договор займа, договора дарения, аренды земли, личного найма и др. Для семейного права Древнего Китая была характерна патриархальная семья с абсолютной властью отца, многоженством, культом предков. Женщина всецело находилась во власти мужа, не имела никакой собственности и была ограничена в праве наследования. Браки заключались по решению родителей.^ Уголовное право Китая выделяло следующие виды преступлений: 1) против государства (мятеж, заговор); 2) религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу); 3) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений); 4) воинские (неявки к установленному сроку на место сбора, не проявление мужества воином); 5) против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота).^ Основной целью наказания было устрашение. Практиковались телесные наказания, смертная казнь. Суд в Китае не был отделен от администрации. Верховным судьей являлся император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести войну с ворами и преступниками, начальники тюрем и лица, приводившие в исполнение судебные решения.^ Процесс носил обвинительно-состязательный характер, но начиная с 200 г. до н.э. в судебном процессе усиливаются элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса стал основным. ^ 10. Возникновение демократической афинской республики, её развитие в 6 веке до н.э. Афинское государство возникло на территории Аттики. Население Аттики постепенно соединялось вокруг Афин. Эта область была богата природными ископаемыми. Земледелием можно было заниматься лишь на небольших и немногочисленных долинах. Государства еще нет. Племенем управляют народное собрание, совет старейшин, вождь. Главным источником силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью быстро превратился в экономический, торговый и культурныйцентр. У Афин был сильный флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам. Афины – небольшое государство. Принято называть полисом – городом-государством. Граждане полиса представляли собой общину, основанную на совместном праве пользования и распоряжения землей, совместном управлении общими делами. Важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связываемые по традиции с именем легендарного героя Тесея. Приписываемые ему реформы – результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к 8 в. до н. э. Одной из таких реформ было объединение племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате в Афинах был создан совет, управлявший делами всех племен. Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации через острую борьбу с родовой знатью. Начиная с VI в. до н. э. в политическую жизнь афинского общества все более активно включались общинники. Некоторые из них стали заниматься ремеслом. Относительно высокий уровень производительных сил, и благоприятные природные условия самой Аттики способствовали появлению значительного ремесленного и торгового населения. Но развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. На рубеже 7—6 вв. до н. э. перед полисом стояла серьезная проблема, которая реально угрожала его дальнейшему существованию. Свободные общинники не всегда справлялись с трудами крестьянина и часто попадали в долговую кабалу к аристократам. Если не получалось отработать долг, то крестьянин становился рабом. Из долгового рабства выбраться было практически невозможно. Новый хозяин мог продать своего земляка куда угодно, получив за него деньги. Для Афин была характерна частная собственность на землю и частное рабовладение.^ 11. Правовое положение населения в афинском государстве. Образование афинского государства связано с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ. В результате чего афинское общество было разложено на три социальных группы: родовую знать – эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей; простых земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Кроме того значительную часть населения составляли метеки – выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических и экономических правах. Высшая власть принадлежала ареопагу, заменившему совет старейшин и архонтам, осуществляющим непосредственное управление, административную, судебную и военную власть. Развитие товарно-денежных отношений привело к более глубокому социальному расслоению свободного населения. В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов — превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. Дальнейшее развитие Афинского государства тесно связано с борьбой широких народных масс – демоса с господством родовой аристократии, долговым рабством и другими формами порабощения. ^ 12. Государственный строй афин. Государственный аппарат Афин состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.^ Народное собрание являлось законодательным органом афинской республики. В народном собрании принимали участие только полноправные афинские граждане. Необходимо было быть совершеннолетним. Совершеннолетие наступало в 18 лет. Но так как в течение 2 лет молодые люди несли военную службу, то фактически участвовать в народном собрании они начинали с 20 лет. Каждое заседание имело свой порядок и свою намеченную повестку. Собиралось 10 раз в год. Позднее число заседаний возросло до 30-40 раз в год. Народное собрание являлось высшим законодательным органом афинской рабовладельческой демократии. Осуществляло функции управления, избирая должностных лиц и контролируя их деятельность. Народное собрание располагало и значительной судебной властью. Оно могло присудить к изгнанию, к конфискации имущества и даже к смертной казни. Действуя в качестве судебного органа, народное собрание разбирало лишь дела о наиболее тяжких преступлениях.^ Совет пятисот (булэ) представлял собой постоянно действующий исполнительный орган власти. Компетенция Совета была довольно обширна и заключалась в следующем: а) Совет руководит деятельностью народного собрания. После рассмотрения законопроекта народным собранием такой законопроект поступал на заключение Совета 500. б) Совет руководит администрацией. Кандидаты на те или иные должности должны были пройти проверку со стороны Совета 500. Совет контролирует деятельность должностных лиц, от которых требует отчета. в) Совет следит за укреплением военной мощи Афинского государства. г) Совету 500 принадлежат важные полномочия в области внешних связей. д) Совет 500 является высшим распорядительным органом в области прихода и расхода государственных средств. Конфискация имущества, сдача в аренду рудников, взыскание налогов, обеспечение продовольствием города Афин, регулирование торговли – все это входит в компетенцию Совета; е) Действуя в качестве судебного органа, он мог присуждать даже к такой мере наказания, как смертная казнь. На первое место в управлении выдвигается коллегия стратегов. На них лежала организация сбора чрезвычайных военных налогов, они руководили доставкой продовольствия в Афины и т.д. Стратеги ведали дипломатическими сношениями: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие, они скрепляли своей подписью мирные договоры. Стратеги вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях Стратеги держали постоянную связь с Советом 500 и народным собранием и имели право требовать созыва заседаний Совета 500 или народного собрания. Они имели право в любой момент сделать доклад в Совете 500 и требовать принятия нужных мер. Особое место в системе государственных учреждений занимала гелиэя или суд присяжных. Гелиэя была первой инстанцией по важнейшим делам, в том числе по делам о государственных преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц. Она же являлась апелляционной инстанцией по делам, рассматриваемым в других судах. Также ей принадлежали важные полномочия также в области управления и законодательства. Например, решение финансовых вопросов. ^ 13. Реформы солона и клисфена. Афинский аристократ Солон своими реформами запретил долговое рабство для граждан и вернул очень многих рабов на родину. Отныне рабами в Афинах могли стать только пленные.^ Политическая реформа Солона устанавливала имущественный ценз и была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Отныне незнатные, но богатые граждане Афин могли участвовать в управлении государством. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку. Самые богатые были причислены к первому разряду. Просто богатые – ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате. Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все прочие были зачислены в один четвертый и последний разряд. По предложению Солона высшим органом власти было афинское Народное собрание. Оно было самым высоким органом власти и получало самые широкие полномочия: принимало законы, решало законы о войне и мире, заключало или расторгало договоры с другими полисами, избирало должностных лиц и проверяло их работу. Были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя – суд присяжных. Совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на Народное собрание. Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно. Реформы Клисфена были напрвлены на ликвидацию старых племен. Взамен родоплеменному делению граждан было введено их территориальное разделение. Аттика была разделена на 10 территорий, каждая их которых включала три находящиеся в разных местах территории – городскую, прибрежную и земледельческую. Клисфену принадлежит изобретение изгнание из государства как мера наказания к лицам, которых считали опасными в политическом плане. Помимо этого, страна была поделена на наименьшие районы. Их было около ста. Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот.^ 14. Реформы эфиальта и перикла.Реформы Эфиальта. Сущность реформы Эфиальта заключалась в том, что он ограничил функции ареопага (в ведении которого остались лишь религиозные и некоторые уголовные дела). Принадлежавшее ареопагу право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом – к гелиэе. Эфиальт усложнил систему отчетов, но одновременно сделал ее более гласной, предоставив народу право непосредственного контроля за деятельностью должностных лиц. Кроме того, с именем Эфиальта античная традиция связывает обычай выставлять все документы (декреты и постановления) для всеобщего ознакомления.^ Реформы Перикла. С именем Перикла связано два важнейших законодательства: о гражданских правах и об оплате должностных лиц. Прежде всего, была введена плата судьям. Народный суд, учрежденный еще при Солоне, составлял основу всей демократической системы афинского государства. Роль суда была многогранна: он решал множество вопросов как между самими афинскими гражданами, так и между союзниками Афин по морскому союзу, превращаясь одновременно в важнейший инструмент контроля над ними. Следовательно, вводя такое новшество, как оплата труда чиновников, Перикл открывал дорогу для участия в государственных делах самого широкого круга афинских граждан, в том числе – малообеспеченных. Другая проведенная Периклом реформа – гражданская. В соответствии с ее требованиями, гражданином Афин мог считаться лишь тот, чьи мать и отец были афинянами.^ 15. Основные черты афинского права. Древнейшим источником права в Афинах был обычай. Далее появляется писаное право в виде Законов Драконта. Имущественные отношения. Афинское право не знает четкого различия между вещами. Однако, правовой статус недвижимости имел свои особенности. Было известно также деление имущества на видимое и невидимое. К первому относились земля, рабы, скот. Ко второму деньги, драгоценности. Среди вещных прав известны были владение и собственность. Обязательственные отношения возникали либо из договора, либо из деликта. Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания. Договоры заключались чаще всего в письменной форме, хотя никакой обязательной формы не существовало. В качестве средств обеспечения договорных обязательств сохраняются задаток, залог и поручительство. Афинскому праву были известны различные виды договоров: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, товарищества, поручения, комиссионный договор. Обязательства из деликтов возникают в случае причинения имуществу любого вреда.^ Семейное и наследственное право. Вступление в брак в Афинах считалось обязательным. Однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый с главой семьи. Развод для мужчин был свободным, для женщины это было сложно. Женщина занимала в семье подчиненное положение. Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Наследниками по закону в первую очередь являлись сыновья, дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей. Внебрачные дети наследниками отца не являлись Завещать мог лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.^ Уголовное право. Афинскому праву были известны следующие виды преступлений: государственные, против семьи, против личности, против собственности. Различались умышленные и неосторожные преступления (в частности, убийства), известно было понятие самообороны. Среди наказаний следует отметить смертную казнь, продажу в рабство, штраф, конфискацию. Наказание для рабов и свободных было различным. Цель наказания заключалась в причинении страдания преступнику.^ Судебный процесс. Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане. Должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное расследование. Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. По окончании предварительного расследования назначался день судебного заседания. Решение принималось тайным голосованием. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали.^ 16. Общественный и государственный строй спарты. Господствующим классом были спартиаты, полноправные граждане, жившие только в Спарте. Они обладали собственностью на землю, скот и на работающих на их полях илотов. Земля в Спарте была поделена на равные участки – по числу полноправных граждан. Число это должно было оставаться неизменным. Илотами признавались порабощенные жители, они являлись собственностью государства. Периэки – жители периферийных горных неплодородных районов Спарты – занимали в правовом отношении промежуточное положение между спартиатами и илотами. Они были лично свободны, обладали имущественной правоспособностью, но не пользовались правами и находились под надзором особых должностных лиц. На них распространялась военная обязанность: они должны были участвовать в сражениях. По своему государственному строю Спарта была аристократической республикой. Народное собрание (апелла) решающей роли в политической жизни страны не играло. Созывалось оно не чаще одного раза в месяц, при чрезвычайных обстоятельствах созывались чрезвычайные собрания. К ведению народного собрания относилось избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, кому из царей идти в поход в случае войны. Народное собрание участвовало в законодательстве, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Все решения собрания находились под контролем герусии (совет старейшин). Герусия обсуждала предварительно дела, которые должны были рассматриваться в народно