1 Социум – особенная часть мира. Общество – сложная, динамично развивающаяся система

Общество 1.1. Социум – особенная часть мира. Общество – сложная, динамично развивающаяся система. Человек живет в мире людей. Его желания и интересы не могут быть реализованы без помощи и участия тех, кто его окружает, находится рядом. Для каждого из нас это прежде всего родители, братья, сестры, учителя, одноклассники, соседи, а вместе они составляют ближайший круг общения. Обратите внимание: не все то, чего мы хотим, можно осуществить, если это (наши желания, интересы) идет вразрез с интересами других людей. Мы должны согласовывать свои действия с другими людьми, а для этого необходимо общение с ними – другими. За первым кругом вашего общения идут следующие круги, они все более расширяются. За ближайшим окружением нас ждут встречи с новыми людьми, организациями, учреждениями. Каждый из нас – не только член семьи, жилец дома, но и гражданин государства – Российской Федерации. Мы можем быть также участниками политических партий, клубов по интересам, профессиональных организаций и т.д. Мы живем в мире людей, определенным образом организованном, составляющем общество. Что такое общество? Любую ли группу людей можно обозначить этим словом? Общество складывается в процессе взаимодействия людей друг с другом. Признаками общества можно считать наличие поставленных перед ним совокупных целей и задач, а также деятельность, направленную на их осуществление. Итак, общество – это не просто хаотическое множество людей. Оно имеет стержень, целостность; у него есть и четко определенная внутренняя структура. Понятие «общество» является основополагающим для социального знания. В повседневной жизни мы довольно часто сталкиваемся с эти понятием. К примеру, «он попал в плохое общество», или же «эти люди составляют сегодня элиту – высшее общество». Это толкование общества в обыденно-житейском смысле. Очевидно, что ключевой смысл этого понятия заключает в себе определенную группу людей, отличающуюся особыми признаками, характеристиками. А как понимается общество в социальных науках? Что является его основой? При решении этого вопроса в науке обнаруживаются разные подходы. Первый подход состоит в утверждении, что исходной клеточкой общества являются живые действующие люди, совместная деятельность которых формирует общество. Таким образом, с данной точки зрения, индивид – это первичная частица общества. Оттолкнувшись от вышесказанного, мы можем конструировать первое определение общества.Общество – это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность. Но если общество состоит из индивидов, то закономерно возникает вопрос, а не следует ли рассматривать общество как простую сумму индивидов? Постановка вопроса таким образом ставит под сомнение существование такой самостоятельной социальной реальности, как общество в целом. Реально существуют индивиды, а общество – это плод умонастроения ученых: философов, социологов, историков и т. д. Поэтому в интерпретации общества недостаточно указать на то, что оно состоит из индивидов, но следует подчеркнуть, что важнейшим элементом формирования общества является их единство, общность, солидарность, связь людей.Общество – это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей. По степени обобщения выделяются также широкий и узкий смыслы понятия общества. В наиболее широком смысле этого слова, общество можно трактовать как: обособившуюся от природы в процессе исторического развития, но тесно связанную с ней часть материального мира; совокупность всех взаимосвязей и взаимодействия людей и их объединений; продукт совместной жизнедеятельности людей; все человечество в целом, взятое на всем протяжении человеческой истории; форма и способ совместной жизнедеятельности людей. «Российская социологическая энциклопедия» (под ред. Г.В.Осипова) дает следующее определение понятию «общество». Общество – это определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений, как между большими, так и между малыми группами людей, поддерживаемая силой обычаев, традиций, законов, социальных институтов, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Данное определение представляется обобщением более частных определений, приведенных выше. Узкий смысл этого понятия, таким образом, предполагает любую по численности группу людей, обладающую едиными чертами и признаками, к примеру, общество рыболовов-любителей, общество защитников дикой природы, объединение спортсменов-серфингистов и так далее. Все «малые» общества, равно как и отдельные личности являются кирпичиками общества большого.^ 2. Общество как целостная система. Системное строение общества. Его элементы. В современной науке получил распространение системный подход к пониманию различных явлений и процессов. Родился этот подход в естествознании, одним из основателей теории систем стал ученый Людвиг фон Берталанфи. Гораздо позднее, чем в науках о природе, системный подход утверждается в обществознании. Общество, согласно этому подходу, представляет собой сложную систему. Для того чтобы разобраться в данном определении нам необходимо прояснить суть самого понятия системы. Что представляет собой система? Признаки системы: во-первых, некая целостность, общность условий существования; во-вторых, наличие определенной структуры – элементов и подсистем; в-третьих, наличие коммуникаций – связей и отношений между элементами системы; в четвертых – взаимодействия данной системы и других систем; в-пятых – качественная определенность, признак, позволяющий отделять данную систему от иных систем.В социальных науках общество характеризуется как динамичная саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. Динамизм общественной системы включает в себя возможность изменения с течением времени как общества в целом, так и отдельных его элементов. Эти изменения могут носить как поступательный, прогрессивный характер, так и регрессивный характер, приводящий к деградации или даже полному исчезновению определенных элементов общества. Динамичные свойства также присущи связям и отношениям, пронизывающим общественную жизнь. Сущность изменения мира гениально уловили греческие мыслители Герактит и Кратил. По выражению Гераклита Эфесского, «все течет, все изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Кратил же, дополняя Гераклита, заметил, что « в одну и ту же реку нельзя войти и однажды». Меняются условия жизни людей, меняются сами люди, меняется характер общественных свзей. Система определяется также как комплекс взаимодействующих элементов. Элементом, составной частью системы, называется некоторый далее неразложимый компонент, принимающий непосредственное участие в ее создании. Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система. Общество представляет собой сложную систему, так как включает в себя в качестве разные типы составных элементов: подсистемы, которые сами являются системами; социальные институты, определяющиеся как совокупность социальных ролей, норм, ожиданий, социальных процессов. В качестве подсистем выделяются следующие сферы общественной жизни: 1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ). Это система жизнеобеспечения, являющаяся своеобразным материальным основание общественной системы. В хозяйственной, экономической сфере определяется, что именно, каким образом и в каком количестве производится, распределяется и потребляется. Каждый из нас так или иначе вовлечен в экономические отношения, играет в них свою конкретную роль – собственника, производителя, продавца, потребителя различных благ и услуг. 2) социальная (состоит из социальных групп, инидивидов, их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом). В этой сфере действуют значительные группы людей, которые формируются не только по своему месту в экономической жизни, но и по демографическим (половым, возрастным), этническим (национальным, расовым), политико-правовым, культурным и другим признакам. Говоря о социальной сфере, мы выделяем в ней общественные классы, слои, нации, народности, различные группы, объединенные по полу или возрасту. Мы различаем людей по уровню их материального благосостояния, культуры, образования. 3) социального управления или политическая (ведущим элементом которой выступает государство). Политическая система общества включает в себя целый ряд элементов: а) учреждения, организации, из которых важнейшим является государство; б) политические отношения, связи; в) политические нормы. Основой политической системы выступает власть. 4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, порождающие явления духовной жизни людей, культуры). Элементы духовной сферы: идеология, общественная психология, образование и воспитание, наука, культура, религия, искусство более самостоятельны, автономны, чем элементы других сфер. К примеру, позиции науки, искусства и религии могут существенно разниться в оценке одних и тех же явлений, даже находиться в состоянии конфликта. Какая из указанных подсистем является наиболее значимой? Каждая научная школа дает свой ответ на поставленный вопрос. Марксизм, допустим, признает в качестве ведущей, определяющей экономическую сферу. Философ Крапивенский С.Э. отмечает: «именно экономическая сфера в качестве базиса интегрирует все остальные подсистемы общества в целостность». Однако, это не единственная точка зрения. Есть научные школы, признающие в качестве основы сферу духовной культуры. Каждая из названных сфер-подсистем, в свою очередь является системой, по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Трудно привести примеры явлений, затрагивающих только одну из сфер. Великие географические открытия повлекли за собой существенные перемены в экономике, государственной жизни, культуре. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь, распознавать разнообразные общественные явления, процессы, отношения. Важной характеристикой общества как системы является его самодостаточность, понимаемая как способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования, производить все необходимое для жизни людей. Помимо самого понятия системы мы часто используем определение системный, стремясь подчеркнуть единый, целостный, комплексный характер каких-либо явлений, событий, процессов. Так, к примеру, говоря о последних десятилетиях в истории нашей страны, употребляют характеристику – системный кризис, системные трансформации. Системность кризиса означает то, что он затрагивает не только одну какую-то сферу, допустим, политическую, государственное управление, а охватывает все, и экономику, и социальные отношения, и политику, и культуру. Аналогично и с системностью изменений, трансформаций. Одномоментно эти процессы затрагивают как общество в целом, так и отдельные его сферы. Комплексность, системность стоящих перед обществом проблем требует от него системного же подхода к путям их разрешения. Подчеркнем также, что общество взаимодействует и с другими системами в своей жизнедеятельности. Прежде всего, с природой, получая от нее внешние импульсы, и в свою очередь, воздействуя на нее. ^ 1.2. Общество и природа. Важным вопросом в жизнедеятельности общества издревле являлось взаимодействие с природой. Природа – среда обитания общества, во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека законами. Первоначально человек и человеческие сообщества являлись неотъемлемой частью природного мира. В процессе развития, общество обособилось от природы, но сохранило тесную связь с ней. В древности люди полностью зависели от окружающего мира и не претендовали на господствующую роль на Земле. В самых ранних религиозных взглядах провозглашалось единство человека, животных, растений, явлений природы – люди верили, что все в природе обладает душой и состоит друг с другом в родственных отношениях. От капризов погоды зависела удача на охоте, собранный урожай, успех рыбной ловли, а в конечном счете жизнь и смерть человека, процветание его племени или бедность и нужда. Постепенно люди стали изменять окружающий мир для своих хозяйственных нужд – вырубать леса, орошать пустыни, разводить домашних животных, строить города. Была создана как бы еще одна природа – особый мир, в котором проживает человечество и который имеет свои правила и законы. Если одни старались максимально использовать окружающие условия и приспосабливаться к ним, то другие – полностью преобразовывали, приспосабливали природу к своим потребностям. В современной науке прочно утвердилось понятие окружающая среда. Ученые выделяют в ней две стороны – естественную и искусственную среды. Собственно природа составляет первую, естественную среду обитания, от которой человек зависел всегда. В процессе развития человеческого общества возрастает роль и значение так называемой искусственной среды, «второй природы», которую составляют объекты, созданные при участии человека. Это растения и животные, выведенные при помощи современных научных возможностей, природа, преобразованная в результате воздействия людей. Сегодня на Земле практически не осталось мест, где человек не оставил бы своего следа, не изменил что-либо своим вмешательством. Природа всегда влияла на жизнь человека. Климат и географические условия – все это существенные факторы, определяющие пути развития того или иного региона. Люди, живущие в разных природных условиях, будут различаться своим характером, образом жизни. Взаимодействие человеческого общества и природы прошло несколько этапов в своем развитии. Менялось место человека в окружающем мире, менялась степень зависимости людей от природных явлений. В глубокой древности, на заре человеческой цивилизации, люди полностью были зависимы от природы и выступали только как потребители ее даров. Первыми занятиями людей, как мы помним из уроков истории, были охота и собирательство. Тогда люди ничего не производили сами, а только потребляли то, что рождала природа. Качественные изменения во взаимодействии человеческого общества с природой получили название техногенных революций. Каждая такая революция, порожденная развитием человека и его деятельности, приводила к изменению роли человека в природе. Первой из подобных революций стала революция неолитическая или аграрная. Ее результатом стало зарождение производящего хозяйства, формирование новых видов хозяйственной деятельности людей – скотоводства и земледелия. Человек благодаря переходу от присваивающего хозяйства к производящему смог сам обеспечивать себя продуктами питания. Следом за земледелием и скотоводством возникают также ремесла, развивается торговля. Следующей техногенной революцией является революция промышленная, индустриальная. Начало этой революции относится к веку Просвещения. Суть промышленной революции заключается в переходе от ручного труда к машинному, развитию крупной фабричной промышленности, когда машины и оборудование постепенно заменяют ряд функций человека на производстве. Индустриальная революция влечет за собой рост и развитие крупных городов – мегаполисов, развитие новых видов транспорта и связи, упрощение контактов между жителями разных стран и континентов. Свидетелями третьей техногенной революции стали жители 20 века. Это революция постиндустриальная или информационная, связанная с появлением умных машин – компьютеров, развитием микропроцессорных технологий, электронных средств связи. В обиход широко вошло понятие – компьютеризация – массовое применение компьютеров на производстве и в быту. Появилась всемирная сеть Интернет, открывшая огромные возможности для поиска и получения любой информации. Новые технологии существенно облегчили труд миллионов людей, привели к росту производительности труда. Последствия этой революции для природы сложны и противоречивы. Первые очаги цивилизации возникли в бассейнах великих рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Возможность освоения плодородных земель, создание систем орошаемого земледелия – опыты взаимодействия человеческого общества с природой. Изрезанная береговая линия и гористый рельеф Греции обусловили развитие торговли, ремесла, возделывание оливковых деревьев и виноградников, в гораздо меньшей степени, производство зерновых. Издревле, природа влияла на занятие и общественный строй людей. Так, к примеру, организация масштабных ирригационных работ в масштабах всей страны способствовала формированию деспотических режимов, могущественных монархий, ремесла и торговля, развитие частной инициативы индивидуальных производителей привели к установлению в Греции республиканского правления. С каждым новым этапом развития человечество все более и более всеобъемлюще эксплуатирует природные ресурсы. Многие исследователи отмечают угрозу гибели земной цивилизации. Французский ученый Ф.Сан-Марк в своей работе «Социализация природы» пишет: «четырехмоторный «Боинг», летающий по маршруту Париж – Нью-Йорк, потребляет 36 тонн кислорода. Сверхзвуковой «Конкорд» использует при взлете свыше 700 килограммов воздуха в секунду. Мировая коммерческая авиация сжигает ежегодно столько же кислорода, сколько его потребляют два миллиарда человек. Для 250 миллионов автомобилей в мире требуется столько же кислорода, сколько его необходимо всему населению Земли». Открывая новые законы природы, вмешиваясь все более и более активно в природную среду, человек не всегда мог четко определить последствия своего вмешательства. Под влиянием человека меняются ландшафты Земли, появляются новые зоны пустынь, тундр, вырубаются леса – легкие планеты, многие виды растений и животных исчезают или находятся на грани исчезновения. Все меньше и меньше остается уникальных экологически чистых уголков природы, которые теперь стали пристальным объектом внимания туристических компаний. К примеру, стремясь превратить степные пространства в засеянные нивы, люди создали угрозу опустынивания степи, разрушения уникальных степных зон. Появление в атмосфере земли озоновых дыр может привести и к изменению атмосферы. Значительный ущерб природе наносить испытание новых видов оружия, прежде всего, ядерного. Чернобыльская катастрофа 1986 года свидетельствует о том, к каким разрушительным последствиям может привести распространение радиации. Жизнь практически полностью погибает там, где появляются радиоактивные отходы. Российский философ И.А.Гобозов подчеркивает: «Мы требуем от природы столько, сколько она, по существу, не может дать, не нарушая своей целостности. Современные машины позволяют нам проникнуть в самые далекие уголки природы, изъять любые полезные ископаемые. Мы даже готовы вообразить себе, что нам все дозволено в отношении природы, поскольку она не может оказать нам серьезного сопротивления. Поэтому мы не задумываясь вторгаемся в природные процессы, нарушаем их естественный ход и тем самым выводим их из состояния равновесия. Удовлетворяя свои эгоистические интересы, мы мало заботимся о будущих генерациях, которым из-за нас придется столкнуться с огромными трудностями». Изучая последствия неразумного использования человеком природных богатств, люди начали осмысливать всю пагубность потребительского отношения к природе. Людям предстоит создать оптимальные стратегии природопользования, создать условия своего дальнейшего существования на планете.^ 1.3. Общество и культура С историей человечества тесно связаны такие понятия как культура и цивилизация. Слова «культура» и «цивилизация» используются в разных смыслах, мы встречаемся с ними как в единственном, так и во множественном числе, и, невольно задаешь себе вопрос: «А что же это такое?» Подобное любопытство вполне обосновано и оправдано. Заглянем в словари и попробуем узнать из них об этих широко используемых как в обыденной речи, так и учеными словах. В различных толковых словарях приводятся разные определения данных понятий. Сначала узнаем о происхождении слова «культура», его этимологии. Слово это латинское и означает возделывание земли. Римляне заключали в это слово смысл обработки и ухода за землей, чтобы она могла приносить полезные для человека плоды. В последующие времена существенно изменился смысл слова. Например, о культуре пишут как о том, что не является природой, о том, что создано человечеством за все время его существования, «второй природе» – продукте человеческой деятельности. Культура – результат деятельности общества за все время его существования. По мнению австрийского ученого Зигмунда Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами, и чем она отличается от жизни животных. На сегодняшний день, по подсчетам ученых, насчитывается уже более сотни определений культуры. Кто-то понимает ее как процесс обретения человеком свободы, как способ человеческой деятельности. При всем многообразии определений и подходов, всех их объединяет одно – человек. Попробуем и мы сформулировать свое понимание культуры. Культура – способ созидательной, творческой деятельности человека, способ накопления и передачи человеческого опыта из поколение в поколение, его оценивания и осмысливания, это то, что выделяет человека из природы и открывает путь его развития. Но это научное, теоретическое определение отличается от того, что мы используем в обыденной жизни. Здесь мы говорим о культурности, когда имеем в виду определенные человеческие качества: вежливость, тактичность, уважительность. Мы рассматриваем культуру как определенный ориентир, норму поведения в обществе, норму отношения к природе. В тоже время нельзя отождествлять культуру и образованность. Человек может быть и очень образованным, но не культурным. Созданное, «возделанное» человеком – это архитектурные комплексы, книги, научные открытия, живописные полотна, музыкальные произведения. Мир культуры образует продукты человеческой деятельности, а также способы деятельности, ценности, нормы взаимодействия людей между собой и с обществом в целом. Культура влияет и на естественные, биологические свойства и потребности людей, например, потребность в еде человек неразрывно связал с высоким искусством кулинарии, разработал сложные ритуалы приготовления блюд, сформировались многочисленные традиции национальной кухни (китайской, японской, европейской, кавказской и т.д.), ставшие неотъемлемой частью культуры народов. Например, кто из нас скажет, что японская чайная церемония – всего лишь, удовлетворение потребности человека в воде? Люди творят культуру, и сами формируются под ее влиянием, осваивая нормы, традиции, обычаи, передавая их из поколения в поколение. Культура тесно связана с обществом, поскольку создается людьми, связанными сложной системой общественных отношений. Говоря о культуре, мы все время адресовались к человеку. Но ограничить культуру одним человеком невозможно. Культура обращена к человеку, но как члену определенного сообщества, коллектива. Культура во многом и формирует коллектив, возделывает сообщество людей, связывает нас с нашими ушедшими предками. Культура налагает на нас определенные обязательства, задает нормативы поведения. Стремясь к абсолютной свободе, мы бунтуем иногда против установлений предков, против культуры. С революционным пафосом, либо по невежеству мы сбрасываем с себя налет культурности. Что тогда остается он нас? Первобытный дикарь, варвар, но не освобожденный, а, напротив, закованный в цепи своей темноты. Бунтуя против культуры, мы тем самым бунтуем против самих себя, против своей человечности и духовности, мы утрачиваем человеческий облик. Каждый народ создает и воспроизводит свою культуру, традиции, ритуалы, обыкновения. Но ученые-культурологи выделяют и ряд элементов, которые присущи всем культурам – культурные универсалии. К ним относят, к примеру, наличие языка с его грамматическим строем, правила воспитания детей. К культурным универсалиям можно отнести заповеди мировых религий («не убий», «не укради», «не лжествидетельствуй» и т.д.). Наряду с рассмотрением понятия «культура», мы должны затронуть и еще одну проблему. А что есть псевдокультура, эрзац-культура? С эрзац-продуктами, которые широко продаются в стране, как правило, в период кризиса, понятно. Это дешевые заменители ценных натуральных продуктов. Вместо чая – высушенные морковные очистки, вместо хлеба, смесь отрубей с лебедой или корой. Современный эрзац продукт, например, это маргарин, созданный на растительной основе, который старательно выдается производителями рекламы за сливочное масло. А что же такое зрзац(подделка) культуры? Это мнимая культура, мнимые духовные ценности, которые иногда могут выглядеть внешне очень привлекательно, но, по сути, отвлекать человека от истинного и высокого. Нам могут сказать, уйдите в это удобный мир псевдоценностей, спаситесь от сложностей жизни в примитивных поддельных радостях, удовольствиях. Погрузите себя в иллюзорный мир «мыльных опер», многочисленных телевизионных саг, подобных «Моей прекрасной няне» или «Не родись красивой», мир анимационных комиксов о жизни черепашек «Ниндзя». Исповедуйте культ потребительства, ограничьте свой мир «Сниккерсами», «Памперсами», «Спрайтами» и т.д. Вместо общения с подлинным юмором, продуктом человеческого ума, интеллекта, стиля, телевидение прессингует нас пошлыми юмористическими передачами, являющимися воплощением антикультуры. Но это удобно для тех, кто хочет жить исключительно простыми инстинктами, желаниями, потребностями. Ряд ученых разделяют культуру на материальную и духовную. Под материальной культурой понимаются здания, сооружения, предметы домашнего обихода, орудия труда – то, что создается и используется человеком в процессе жизнедеятельности. Тогда, духовная культура – это плоды нашей мысли, творчества. Строго говоря, подобное разделение очень условно и даже не совсем верно. Например, говоря о книге, фреске, статуе, мы не можем четко сказать – это памятник какой культуры: материальной или духовной. Скорее всего можно выделить эти две стороны только относительно воплощения культуры и его назначения. Токарный станок, конечно, не полотно Рембрандта, но это тоже продукт человеческого творчества, результат бессонных ночей и бдений его создателя.^ 1.4. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества Общество как систему отличает тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех его элементов и подсистем. Точно также как и в природе, все является частью единого комплекса. Такого, что, затронув или уничтожив один из его компонентов, можно поставить под угрозу самое существование природного мира. Сложная система социальных связей и взаимодействий пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое решение, мы сможем проследить его последствия во всех сферах. Приведем пример из нашего недавнего прошлого. Проведение приватизации и разгосударствления в экономике, введение рыночных отношений привели к слому старой однопартийной политической системы, изменению всей системы законодательства. Существенные изменения произошли также и в сфере духовной культуры. Рассмотрим более обстоятельно основные понятия и определения, связанные с характеристикой социальных связей и отношений. Основными типами социальных связей выступают функциональные и причинно-следственные. Причинно-следственные связи выделяются в том случае, когда одно из явлений вызывает к жизни другое, является его основой. Проще всего такие связи можно проиллюстрировать на примерах взаимодействия основных сфер жизни общества. Функциональные связи прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом и его отдельными элементами. Например, задача производства жизненных благ неотделима от распределения результатов труда, воспроизводства и социализация человека, осуществления управления и т.д. И причинно-следственные и функциональные связи всегда реализуются в единстве. Первые можно представить в виде вертикали, так как одно явление предшествует другому во времени. Вторые формируются в один и тот же момент времени. Для осуществления своих целей и задач общество конструирует систему общественных отношений – коммуникаций и соответствующие структуры – социальные институты. Под общественными отношениями понимаются отношения, возникающие между группами людей и внутри них в процессе жизнедеятельности общества. В соответствии с разделением общества на подсистемы – сферы ученые выделяют экономические, социальные, политические, духовные. К примеру, отношения в сфере распределения материальных благ являются экономическими, отношения в сфере управления обществом, принятии решений по согласованию общественных интересов можно назвать политическими. По своему характеру эти отношения могут быть солидарными (партнерскими), основанными на согласовании интересов сторон, или же конфликтными (конкурентными), когда интересы участников противоположны. Кроме того, отношения различаются и по уровню взаимодействия: межличностные, межгрупповые и межнациональные. Но ряд их элементов остается всегда неизменным. В структуре любого отношения можно выделить ряд элементов: участники (субъекты) отношений; значимый для участников объект деятельности; потребности (отношения субъект – объект); интересы (отношения субъект – субъект); ценности (отношения между идеалами взаимодействующих субъектов). Характер общественных связей и отношений меняется в процессе общественной эволюции, по мере изменения общества. ^ 1.5. Социальные институты Одним из элементов, входящих в состав общества как системы, являются различные социальные институты. Слово институт здесь не следует воспринимать как какое-то конкретное учреждение. Это широкое понятие, в которое закладывается то, что создается людьми для реализации их потребностей, желаний, стремлений. Для того чтобы лучше организовать свою жизнь и деятельность общество формирует определенные структуры, нормы, позволяющие удовлетворять те или иные потребности.^ Социальные институты – это относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается стабильность связей и отношений в рамках общества. Ученые выделяют в каждом обществе несколько групп институтов: экономические институты, которые служат для производства и распределения товаров и услуг; 2) политические институты, регулирующие общественную жизнь, связанные с реализацией властных полномочий и доступе к ним; 3) институты стратификации, определяющие распределение социальных позиций и общественных ресурсов; 4) институты родства, обеспечивающие воспроизводство и наследование посредством брака, семьи, воспитания; 5) институты культуры, развивающие преемственность религиозной, научной и художественной деятельности в обществе. К примеру, потребность общества в воспроизводстве, развитии, сохранении и преумножении выполняют такие институты как семья и школа. Социальным институтом, который осуществляет функции безопасности, защиты выступает армия. Институтами общества также являются мораль, право, религия. Исходным, отправным пунктом для формирования социального института является осознание обществом своих потребностей. Появление социального института обусловлено: потребностью общества; наличием средств удовлетворения этой потребности; наличие необходимых материальных, финансовых, трудовых, организационных ресурсов; возможностью его интеграции в социально-экономическую, идеологическую, ценностную структуры общества, что позволяет узаконить профессионально-правовую основу его деятельности. Известный американский ученый Р. Мертон определил основные функции социальных институтов. Явные функции записаны в уставах, формально закреплены, официально приняты людьми. Они формализованы и в большей степени подконтрольны обществу. К примеру, мы можем поинтересоваться у государственных органов: «А куда идут наши налоги?» Скрытые функции, те которые осуществляются реально и формально могут быть не закреплены. Если скрытые и явные функции расходятся, формируется определенный двойной стандарт, когда одно заявляется на словах, а другое делается на самом деле, ученые говорят о нестабильности развития общества. Процесс развития общества сопровождается институционализацией – то есть формированием новых отношений и потребностей, приводящих к созданию новых институтов. Американский ученый-социолог XX века Г.Лэнски определил ряд потребностей, которые приводят к образованию новых институтов: Это потребности: в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт); в производстве продуктов и услуг; в распределении благ; в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия; в поддержании системы неравенства (размещении общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев); в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право). Для современного общества характерно разрастание и усложнение системы институтов. Одна и та же социальная потребность может порождать существование нескольких институтов, с другой, определенные институты, к примеру семья, могут реализовывать одновременно несколько потребностей: в воспроизводстве, в общении, в безопасности, в производстве услуг, в социализации и т.д.^ 1.6. Многовариантность общественного развития. Жизнь каждого человека и общества в целом находится в постоянном изменении. Ни один прожитый нами день и час не похожи на предыдущие. Когда мы говорим о том, что произошло изменение? Тогда, когда для нас ясно, что одно состояние неравно другому, что появилось что-то новое, не бывшее ранее. Как происходят и куда направлены данные изменения? В каждый отдельный момент времени на человека и его ассоциации оказывает влияние множество факторов, порой рассогласованных и разнонаправленных между собой. Поэтому трудно говорить о какой-либо ясной, четко очерченной стреловидной линии развития, характерной для общества. Процессы изменения происходят сложно, неравномерно, и их логику порой трудно уловить. Многообразны и извилисты пути общественных изменений. Часто нам приходится встречаться с таким понятием как «общественное развитие». Давайте задумаемся, а как изменение вообще будет отличаться от развития? Какое из этих понятий более широкое, а какое более конкретное, и его можно вписать в другое, рассмотреть как частный случай другого. Очевидно, что не всякое изменение есть развитие. А лишь то, которое предполагает усложнение, усовершенствование, связано с проявлением общественного прогресса. Что движет развит