Основные направления развития негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации на период до 2020 года 1. Современное развитие пенсионной системы в Российской Федерации Одной из основных проблем системы пенсионного обеспечения в настоящее время является низкий уровень пенсионного обеспечения, способный обеспечить в перспективе в среднем не более 1,5-1,6 прожиточных минимумов пенсионера в Российской Федерации, а для 2% пенсионеров даже с учетом предоставляемых мер социальной поддержки, включая ежемесячные денежные выплаты, – не обеспечивающий этот минимум. Согласно имеющимся прогнозным данным соотношение среднего размера трудовой пенсии по старости со среднемесячной начисленной заработной платой (т.н. коэффициента замещения) в долгосрочной перспективе снизится до 3,4% в 2050 году против 26,7% в 2010 году. В практическом плане это означает, что пенсионная система при сохранении действующих норм по формированию ее доходной части будет воспроизводить и усиливать социальное неравенство по уровню и качеству жизни между работающим и нетрудоспособным населением. Имеющаяся шкала регрессии страховых взносов (страховой тариф 14% с выплат работнику до 280 тыс. руб. в год; 5,5% с суммы, превышающей 280 тыс. руб. в год), заимствованная из налогового законодательства, в случае ее сохранения приведет к существенному неравенству застрахованных лиц по объему приобретаемых пенсионных прав в зависимости от заработка. В настоящее время в целях реализации бюджетных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 9 марта 2007 года и от 23 июня 2008 года со стороны государства предпринимается комплекс мер, направленных на оздоровление ситуации в пенсионной системе России, в частности:- принимаются меры по переходу с 1 января 2010 года к финансированию пенсионной системы от ЕСН к обязательным страховым взносам;- изменяются параметры тарифа взноса в сторону его увеличения (до 36% совокупного тарифа, из которых 26% пойдет на финансирование трудовых пенсий, в том числе 8% – на финансирование накопительной части). В то же время будет изменена и шкала регрессии для расчета размера взноса. Так, при новой шкале регрессии обязательные страховые взносы будут взиматься по единой ставке до уровня заработной платы 415 тыс. руб. в год и после превышения этого предела взиматься не будут.Все вышеупомянутые меры должны привести к более высокой стабильности пенсионной системы России в целом. Вместе с тем, имеется целый ряд проблем, промедление с решением которых может поставить под угрозу успешность принятых преобразований. Так, принятие всех вышеуказанных мер позволит государству в обозримом будущем обеспечивать для населения со средними доходами минимальный для общемировой практики стандарт пенсионного замещения в 40% от утраченного заработка. При этом более 70% в пределах этой суммы будет занимать базовая часть пенсии, обеспечивающая финансирование прожиточного минимума пенсионера. Иными слова, средняя трудовая пенсия, даже если она составляет 40% ставки замещения, по существу, только на 30% превышает размер прожиточного минимума пенсионера. Вместе с тем, являясь минимальным социальным стандартом, данный уровень далеко не является характерным для многих развитых стран, где совокупный уровень пенсионного замещения, получаемый как из государственных, так и негосударственных источников, зачастую превышает 60%, а в некоторых странах (например, Германии), доходит до уровня 80%. Именно такой уровень пенсии, по мнению, большинства граждан является достойным – то есть обеспечивает необходимый уровень расходов пенсионеру. Известно, что никакая государственная система ни в одной из мировых экономик не в состоянии финансировать настолько высокие уровни пенсионного замещения. И здесь наиболее важным элементом становится негосударственное пенсионное обеспечение, которое во многих странах составляет основу пенсионного дохода граждан. Так, на основании доклада ОЭСР за 2007 год, в странах ОЭСР за счет негосударственного сектора финансируется от 30 до 60% коэффициента замещения. Таким образом, даже повышенный до 40% от утраченного заработка, с учетом принимаемых мер, коэффициент пенсионного замещения, является достаточной минимальной социальной гарантией, но является весьма низким с точки зрения уровня формирования достойной пенсии работающим гражданам. И если для низкооплачиваемых работников индивидуальные коэффициенты замещения могут оказаться высокими, даже только за счет государственного финансирования, то для остальных работников система формирования достойных пенсий является все еще нерешенной. Одновременно, все более явной становится проблема обеспеченности пенсиями для работников с доходами выше среднего – представителей среднего класса. Несмотря на то, что именно указанная категория наемных работников является основой для создания условий экономического роста в стране, их уровень пенсионного обеспечения в старости будет значительно ниже, чем в среднем в России – не более 10% от утраченного заработка. Таким образом, для этой категории работников встает в полный рост проблема дополнительного накопления из негосударственных источников не менее, чем 40 – 50% ставки замещения. Это весьма серьезные расходы.При этом данная категория работников становится все более обширной. Если сегодня, по данным Минздравсоцразвития России, лиц, получающих заработную плату 600 тыс. рублей и более, всего 0,8% от совокупной численности работающих, то к 2020 году этот показатель вырастет до 73,8%, то есть абсолютного большинства занятых в экономике. При уровне отсечения максимальной заработной платы для начисления страховых взносов на уровне 415 тыс. руб. в год, фактически за порогом минимальной социальной защиты окажутся более 80% работающего населения страны. Это означает, что принятие мер по скорейшей мобилизации системы негосударственного пенсионного обеспечения, является не только своевременной, но и крайне неотложной задачей. Вместе с тем, потенциал негосударственного пенсионного обеспечения, организационной платформой для которого является система некоммерческих негосударственных пенсионных фондов, в настоящее время в значительной степени недоиспользуется. Анализ состояния негосударственного пенсионного обеспечения, являющегося частью пенсионной системы Российской Федерации, показывает рост числа вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов, в которых 6,66 млн. человек добровольно формируют пенсионные накопления (6,8% экономически активного населения России), более 1 млн. человек получают негосударственную пенсию. При этом 3,27 млн. человек перевели средства обязательных пенсионных накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственные пенсионные фонды.На предприятиях, где созданы и действуют негосударственные корпоративные пенсионные системы, уровень негосударственной пенсии позволяет уже сейчас обеспечить совместно с трудовой пенсией по старости индивидуальный уровень пенсионного обеспечения работников равный или превышающий 40 процентов от размера утраченного заработка. Средний размер негосударственной пенсии, выплачиваемой фондами, составил более 1245 рублей в начале 2008 г. За период 1998-2006 гг. вкладчиками перечислено в фонды свыше 219 млрд. рублей. Чистый инвестиционный доход от размещения средств пенсионных резервов за эти годы составил суммарно более 250 млрд. рублей. Развитие негосударственного пенсионного обеспечения характеризуется высокой концентрацией средств и численности участников в корпоративных фондах. Негосударственные пенсионные фонды, как элемент социальной сферы народного хозяйства, оказывают влияние не только на социальные процессы, но и на функционирование экономической сферы, в первую очередь через использование своего инвестиционного потенциала. В развитых странах негосударственные пенсионные фонды являются важными участниками инвестиционного процесса, предоставляющих экономике существенный инвестиционный ресурс на долгосрочной основе. Наиболее важными и эффективными направлениями приложения пенсионных активов являются проекты в жилищном строительстве, капиталоемких инфраструктурных секторах (транспорт, связь и т.д.). Привлечение средств институциональных инвесторов, наиболее важным субъектом которых являются негосударственные пенсионные фонды, на финансовые рынки позволяет сформировать устойчивый процесс экономического роста и повышение конкурентоспособности отраслей народного хозяйства. Во многих странах мира негосударственные пенсионные фонды аккумулируют значительные финансовые средства, что позволяет им решать масштабные задачи в экономической и социальной сферах¹.Как показывает мировой опыт, негосударственные пенсионные фонды играют важную роль на финансовых рынках (долговом рынке, рынке долевого финансирования) и с точки зрения обеспечения их устойчивого функционирования. Увеличение активов институциональных инвесторов способствует замещению краткосрочных источников предложения финансовых средств долгосрочными, помогает снизить волатильность финансовых рынков и уменьшить рыночные риски инвестирования. Средства негосударственных пенсионных фондов, как агентов, в наименьшей степени подверженных изменениям рыночного поведения, способны увеличить стабильность российского финансового рынка и снизить его чувствительность к внешней конъюнктуре в международных финансовых центрах.На конец 2008 года суммарные активы негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации составили около 1,4% ВВП и имеется тенденция к их устойчивому росту. Развитие внутренних источников инвестиций, способствующих преодолению дефицита долгосрочных финансовых ресурсов при реализации национальных инвестиционных проектов в обрабатывающих производствах, дорожно-транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуре жизнеобеспечения, обуславливает необходимость активизации инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов. Со второй половины 2008 года на развитие НПФ серьезное влияние оказывает развивающийся мировой финансовый кризис. По итогам 2008 года рынок потерял весомую долю активов (до 25 процентов от результата 2008 года) в ¹ В развитых странах отношение пенсионных активов к величине ВВП составляет десятки процентов и в отдельных странах достигает 130-150% ВВПсилу переоценки дефолтных активов. При этом НПФ продолжают выполнять принятые на себя обязательства, дефолта по которым не наступало. Несмотря на прочность и достаточную финансовую устойчивость НПФ, предполагается, что развитие кризисных явлений может привести к ряду случаев неплатежеспособности средних и мелких фондов во второй половине 2009 года. Кроме того, кризисная ситуация обнажила целый ряд пробелов в действующей систем государственного регулирования деятельности НПФ, которые создают дополнительные риски для сохранения надежности всей системы в кризисных условиях.Это, в свою очередь, потребует выработки и принятия комплекса первоочередных мер, направленных на недопущение разбалансирования финансовой устойчивости системы, сохранения ее платежеспособности и управляемости.^ 2. Цели, принципы, задачи и основные направления развития негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации Стратегической целью развития негосударственного пенсионного обеспечения является создание финансовой и организационной основы для повышения уровня пенсионного обеспечения сверх уровня замещения заработной платы, гарантированного в системе обязательного пенсионного страхования. В качестве целевых ориентиров развития негосударственного пенсионного обеспечения в России предлагаются следующие: – обеспечение устойчивости системы негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования в кризисные годы; – достижение среднего уровня пенсионного замещения работающих граждан за счет негосударственного пенсионного обеспечения не менее 40 % от уровня заработной платы с учетом выработки трудового стажа не менее 25 лет;В основу Концепции развития негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации на период до 2020 года положены следующие принципы: комплексность решения задач – мероприятия в этой сфере должны охватывать вопросы развития негосударственного пенсионного обеспечения в их взаимосвязи, в том числе во взаимосвязи с государственной политикой развития пенсионной системы; концентрация на приоритетах – поступательное решение задач, основанное на первоочередном решении наиболее приоритетных направлений; своевременное реагирование на тенденции социально-экономического развития государства на средне- и долгосрочную перспективу; учет региональных особенностей и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных программ негосударственного пенсионного обеспечения; организация тесного взаимодействия рыночных институтов, участвующих в организации негосударственного пенсионного обеспечения, органов государственной власти и институтов гражданского общества; координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Основными задачами развития негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации на период до 2020 года являются: – внедрение первоочередных и долгосрочных антикризисных мер, направленных на обеспечение долгосрочной финансовой стабильности негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования; – внедрение мер стимулирования работников и/или их работодателей к участию в формировании негосударственных пенсий; – усиление требований к надежности и устойчивости субъектов негосударственного пенсионного обеспечения; – развитие инфраструктуры негосударственного пенсионного обеспечения.Решение задачи по внедрению первоочередных и долгосрочных антикризисных мер, направленных на обеспечение долгосрочной финансовой стабильности негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, включает в себя: – выработку мер по санации проблемных активов, в которые вложены средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений; – выработку мер по обеспечению сохранности пенсионных активов и обеспечению прав участников и застрахованных лиц в процессе реорганизации и ликвидации проблемных НПФ; – полное освобождение от обложения подоходным налогом добровольных взносов граждан на собственное пенсионное обеспечение и пенсионное обеспечение членов своих семей; – исключение из налогооблагаемой базы по Единому социальному налогу взносов работодателей по корпоративным программам негосударственного пенсионного обеспечения; – установление порядка финансирования необходимых расходов негосударственных пенсионных фондов, связанных с ведением непосредственной деятельности, от расчета стоимости чистых активов; – установление единых правил инвестирования средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений, предусматривающих расширение перечня разрешенных финансовых инструментов; – предоставление негосударственным пенсионным фондам права полностью самостоятельного инвестирования средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений; – установление жесткого ежегодного порядка перечисления пенсионных накоплений застрахованных лиц, выбравших негосударственный пенсионный фонд в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, из Пенсионного фонда России в негосударственные пенсионные фонды; – разработку и внедрение системы страхования с государственным участием пенсионных накоплений граждан, сформированных по обязательному пенсионному страхованию.Решение задачи по внедрению мер стимулирования работников и/или их работодателей к участию в формировании негосударственных пенсий, включает в себя: – налоговое стимулирование развития пенсионных планов, основанных на совместном участии в финансировании работника и работодателя, для чего одновременно с переходом от ЕСН к обязательным страховым взносам, необходимо предоставить работодателю возможность уплачивать за работника взносы в негосударственные пенсионные фонды, на сумму которых он сможет уменьшить соответственно налоговую базу для исчисления обязательных страховых взносов; – отказ от обложения НДС операций, связанных с реализацией договоров на ведение пенсионных счетов специализированными администраторами негосударственных пенсионных фондов; – введение обязанности создания профессиональных пенсионных систем на основе дополнительных страховых взносов для работодателей, работники которых заняты в особых условиях труда; – повышение привлекательности НПФ как объектов для перевода в них материнского капитала. Решение задачи по усилению требований к надежности и устойчивости субъектов негосударственного пенсионного обеспечения, включает в себя: – создание дополнительных систем гарантирования исполнения негосударственными пенсионными фондами своих обязательств перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами; – усиление требований к управляющим компаниям, осуществляющим доверительное управление пенсионными резервами и пенсионными накоплениями и усиление их ответственности перед негосударственными пенсионными фондами, их вкладчиками, участниками и застрахованными лицами; – совершенствование порядка размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений, а также контроля за их размещением, в частности, переход с 2013 года к системе размещения пенсионных резервов на принципах «разумного инвестора», который позволяет более адекватно реагировать на рыночные вызовы, сохраняя при этом прозрачность и надежность инвестиций; – обеспечение возможности для негосударственных пенсионных фондов инвестировать средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений в инфраструктурные облигации, в том числе под гарантии Российской Федерации или Внешэкономбанка; – выпуск государственных облигаций с доходностью не ниже инфляций; – обеспечение большей прозрачности деятельности негосударственных пенсионных фондов для их участников, вкладчиков и застрахованных лиц.Решение задачи по развитию инфраструктуры негосударственного пенсионного обеспечения включает в себя: – закрепление инфраструктурного единства российской пенсионной системы, одной из основных организационных элементов которой являются НПФ; – устранение излишних административных барьеров на пути создания рыночной инфраструктуры НПФ; – создание условия для привлечения инвестиций в структурную перестройку отрасли негосударственного пенсионного обеспечения, в том числе посредством развития специализированных организаций – администраторов негосударственных пенсионных фондов, берущих на себя часть коммерческих функций НПФ. 3. Информационное обеспечение реализации основных направлений развития и повышение доверия к системе негосударственного пенсионного обеспечения со стороны бизнеса и населения. Информационное обеспечение реализации основных направлений развития предполагает использование при государственной поддержке всех механизмов информационной политики. Для получения достоверных сведений о состоянии негосударственного пенсионного обеспечения требуется создать единую систему независимой актуарной оценки НПФ. Необходимо обеспечить информационную поддержку развития негосударственного пенсионного обеспечения, расширить социальную рекламу в средствах массовой информации, выпуск тематических теле- и радиопрограмм, газет и журналов, разработку учебных программ, шире информировать население о возможностях негосударственного пенсионного обеспечения. Следует разработать нормативно-правовую базу для проведения государственной информационно-просветительской кампании, направленной на понимание каждым работником и его работодателем ценности негосударственного пенсионного обеспечения и как механизма обеспечения личного благосостояния, но как и механизма реализации социальной ответственности каждого работодателя.^ 4. Механизмы реализации основных направлений развития негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации до 2020 года Реализацию основных направлений развития негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации до 2020 года предполагается осуществлять путем: дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере негосударственного пенсионного обеспечения, пенсионного и налогового права, законодательства о рынке ценных бумаг и инвестиционных фондах, права социального обеспечения и страхования, трудовых отношений, общепризнанных норм международного права и международных обязательств Российской Федерации, направленных на создание системы пенсионного обеспечения; включения задач и мероприятий, направленных на развитие негосударственного пенсионного обеспечения, в федеральные и региональные программы социально-экономического развития; учета задач развития негосударственного пенсионного обеспечения при формировании федерального и региональных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации основных задач развития негосударственного пенсионного обеспечения, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели; методологического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, участников рынка, направленной на развитие негосударственного пенсионного обеспечения; постоянного мониторинга и анализа рыночных процессов и корректировки на их основе конкретных мер по развитию негосударственного пенсионного обеспечения; развития научных и практических исследований в сфере негосударственного пенсионного обеспечения. 5. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации основных направлений развития негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации на период до 2020 года Реализация основных направлений развития негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации на период до 2020 года будет осуществляться в три этапа. На первом этапе (2009 – 2010 годы) будут реализованы меры по обеспечению долгосрочной финансовой стабильности негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования. В частности, реализация первоочередных мер, направленных на противодействие негативному влиянию мирового финансового кризиса будут реализовываться в оперативном режиме в рамках соответствующих решений Правительства Российской Федерации. Реализация этих мер должна не только способствовать усилению финансовой стабильности системы негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, но и создать прочную платформу для дальнейшего совершенствования всей системы в последующие периоды реализации основных направлений.На втором этапе (2011 – 2014 годы) будут реализованы меры, направленные на дополнительное стимулирование работников и/или их работодателей к участию в формировании негосударственных пенсий и развитию инфраструктуры негосударственного пенсионного обеспечения. На втором этапе в субъектах Российской Федерации будут также разработаны региональные программы, направленные на развитие негосударственного пенсионного обеспечения в регионах. При разработке указанных программ первоочередное внимание будет уделяться наиболее острым проблемам развития негосударственного пенсионного обеспечения, в том числе наиболее полному его использованию для целей повышения уровня пенсионного обеспечения работникам бюджетной сферы. Программы должны быть обеспечены необходимым финансированием, методическим и информационным сопровождением. В результате реализации мероприятий второго этапа предполагается создать базовые условия для роста благосостояния работников сверх уровня государственных гарантий по обязательному пенсионному страхованию. На третьем этапе (2015 – 2020 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по развитию негосударственного пенсионного обеспечения. Основной акцент будет сделан на решении задач по усилению требований к надежности и устойчивости субъектов негосударственного пенсионного обеспечения. Так, будут приняты меры по изменению правил размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением и осуществлен переход к размещению пенсионных резервов на принципах «разумного инвестора». По реализации второго этапа ожидается выполнение всех целевых ориентиров, предусмотренных основными направлениями развития.^ 6. Объемы и источники финансирования мероприятий основных направлений развития. Для решения задач, поставленных в основных направлениях развития, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку развития негосударственного пенсионного обеспечения, в том числе в рамках реализации антикризисных мероприятий, а также путем создания условий для большей инвестиционной привлекательности сектора НПФ. Источниками финансирования расходов являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, работодателей всех форм собственности, граждан, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…