Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительногообразования педагогов и детей Ордынского района Новосибирской области«Межшкольный информационно-методический центр» Школа___________________________________________Класс____________________________________________ФИО_____________________________________________Вариант 1 Прочтите текст и выполните А1-А7; В1 – В12 (1)Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, хорошего тона. (2)Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека.(3)Придерживаясь их, человек ведёт себя соответствующим образом на работе, в школе, театре, на улице и дома. (4)Но с теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. (5)Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила. (6)Лес — очень ранимое существо, и правила поведения в нём должны быть строгими. (7)3адумывался ли ты когда-нибудь, что такое бумажка, небрежно брошенная в лесу? (8)Она должна пролежать там минимум три года, прежде чем распадется на составные компоненты, которые природа сможет «переварить» и усвоить без вреда для себя. (9)Металлическая консервная банка должна пролежать 15—20 лет. (10)А ведь сколько людей не задумываются об этом, оставляя после себя в лесу кучи хлама (11)Мусор накапливается из года в год, образуя «культурный» слой. (12)Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов, населяющих почву, а значит, и естественные процессы, происходящие в ней. (13)Это приводит к изменению растительности, что, в свою очередь, уже сказывается на нас, людях. (14)Происходят и другие, не менее печальные события. (15)Исследования показали: причиной лесных пожаров часто служит стеклянная посуда, брошенная отдыхающими. (16) В жаркое время года банки, бутылки, особенно если они побиты, превращаются в линзы, концентрирующие солнечные лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки. (17)Небрежность? (18)Халатность? (19)Точнее, преступность поведения — и бушуют пожары на десятках и сотнях гектаров, уничтожая леса, отрывая людей от работы, заставляя расходовать огромные материальные средства для ликвидации пожаров и их последствий. (20)Порой слышишь рассказы, как змея или ещё кто-нибудь из лесных обитателей напал на человека (21)Большинство таких рассказов беспочвенны. (22)Любой бегающий или летающий обитатель леса, за исключением редких случаев, безропотно уступает человеку дорогу. (23)Лес — это дом для человека, даже больше, чем дом, и правила поведения в нём, уважение к его жителям должны быть не менее строгими, чем в собственном доме. ^ М.Канн.А1. Какая мысль противоречит содержанию прочитанного текста?1) В коллективе человек придерживается определённых правил поведения.2) Оставлять после себя мусор в лесу—это не небрежность, а преступность поведения.3) Лесные обитатели часто нападают на человека без каких-либо на то причин.4) Находясь в лесу, придерживайтесь определённых правил поведения и уважайте его жителей.А2. Слова какого ряда осуществляют тематическую связь между третьим и четвёртымабзацами?1) бумажка, банка, «культурный» слой2) брошенная, оставляя, населяющих3) природа, «культурный» слой, растительность4) составные компоненты, организмы, хламA3. В каком предложении наиболее полно отражена основная мысль текста?1) 2 2)13 3)19 4)23 А4. Какие предложения связаны друг с другом при помощи личного местоимения ?1) 1,2 2)2,3 3) 3,4 4) 5,6А5. Какое значение имеет слово ПЕРЕВАРИТЬ в предложении 8?1) сварить заново 3) усвоить пищеварением2) слишком долго варить 4) подвергнуть распадуА6. В каких предложениях используется НАУЧНАЯ ЛЕКСИКА?1) 2,6 2) 8,15 3) 8,16 4) 19,20А7. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, используемые автором в предложениях 17-19?1) градация 3) фразеологизм2) синтаксический параллелизм 4) сравнительный оборот Ответы на задания В1-В12 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми. В1. Замените слово ЛИКВИДАЦИЯ из предложения 19 синонимом. Напишите этот синоним.В2. Из предложений 1-6 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.В3. Из предложений 1-15 выпишите слово, правописание, приставки в котором определяется правилом: «В отрицательных местоимениях без ударения пишется приставка НИ-».В4. Из предложений 14—16 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В бесприставочном причастии совершенного вида пишется НН».В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы всезапятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях.Мусор накапливается из года в год,(1) образуя «культурный» слой. Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов,(2) населяющих почву,(3) а значит,(4) и естественные процессы,(5) происходящие в ней.В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.Лес — очень ранимое существо(1) и правила поведения в нём должны быть строгими. Лес — это дом для человека,(2) даже больше,(3) чем дом,(4) и правила поведения в нём,(5) уважение к его жителям должны быть не менее строгими,(6) чем в собственном доме.В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.Это приводит к изменению растительности,(1) что,(2) в свою очередь,(3) уже сказывается на нас(4) людях. В жаркое время года банки,(5) бутылки,(6) особенно если они побиты,(7) превращаются в линзы,(8) концентрирующие, солнечные лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки.В8. Замените словосочетание ^ МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ БАНКА (предложения 9), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.В9. Из предложения 21 выпишите грамматическую основу.В10. Среди предложений 7—13 найдите предложения с вводными словами и словосочетаниями. Напишите номера этих предложений.В11. В первом абзаце (предложения 1—5) найдите предложение, не имеющее однородных членов. Напишите номер этого предложения.В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 8.Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительногообразования педагогов и детей Ордынского района Новосибирской области«Межшкольный информационно-методический центр Школа___________________________________________Класс____________________________________________ФИО_____________________________________________Вариант 2 Прочтите текст и выполните А1-А7; В1 – В12 (1)Наверное, оскомину набила фраза, что любовь к большой Родине начинается с любви к родине малой: своему городу, улице, переулку двору, дому. (2)Но это святая правда, которую все знают умом, но далеко не все ощущают жаром и болью сердца. (3)Я невольно задумываюсь о тех ребятах, чьё детство проходит в новостроечных районах Москвы. (4)Растёт парень в своём микрорайоне, где есть и кино, и парикмахерская, и библиотека, но этому парню нечем гордиться, жизненный обстав юного гражданина нового микрорайона лишён какой-либо характеристики, особости, он такой же, как у всех. (5)Безликое, неотличимое от фона трудно любить. (6)Штамп нельзя любить подавно. (7)Человеческая личность закладывается в детстве; от детских впечатлений, наблюдений, переживаний во многом зависит, каким станет человек. (8)В смазанности окружающего трудно ощутить и собственную индивидуальность. (9)Парень из Армянского переулка был особый парень, и чистопрудный — особый, и покровский — особый, и старосадский — особый. (10)А этот, из микрорайона, каков он? (11)Общий, как все, — стало быть, никакой. (12)Но как бы ни выглядели новые районы, в них всё равно не будет того, чем богата — до сих пор богата, несмотря на все тягчайшие потери, — старая Москва: связи с прошлым. (13)Вот почему так важно сохранить исторический образ города. (14)В памятниках архитектуры деяния предков, героическая боль многострадальной русской столицы и нетленная красота. (15)Пусть молодой человек, уроженец микрорайона, не увидит вокруг себя старины в благородной патине, он сядет в поезд метро или троллейбус и отправится в коренную часть Москвы, где на него глянет история задумчивыми ликами старых зданий. (16)Даже о достопримечательностях Москвы, таких, как Василий Блаженный, остатки Китайской стены, Юсуповы штаты, дом Пашкова, Новодевичий монастырь, надо что-то знать, чтобы оценить по-настоящему, исполниться их прелести и важности. (Ю.Нагибин) А1. Для чего автор использует в тексте книжную лексику («ЛИКАМИ старинных зданий, Юсуповы ПАЛАТЫ, ИСПОЛНИТЬСЯ их прелести и важности»)?1) Чтобы продемонстрировать своё знание книжной лексики,2) Чтобы создать облик отарой Москвы.3) Чтобы придать изложению научность.4) Чтобы познакомить современников с историей Москвы.А2. В каких предложениях содержатся основные мысли, объединяющие второй и третий абзацы? 1) 12 2)4,14 3) 5, 12 4)7,15 A3. В каком из высказываний, приведённых ниже, содержится ответ на вопрос «Почему важно сохранить исторический образ города?»1) Чтобы заслужить похвалу горожан,2) Потому что будет меньше расходов на строительство новых зданий.3) Потому что в нем сохраняется связь с прошлым.4) Потому что в старинных зданиях снимают фильмы на исторические темы.А4. Какое значение имеет слово НЕТЛЕННАЯ в прочитанном тексте (предложение № 14)?1) незабываемая 3) загадочная2) необыкновенная 4) никогда, не исчезающая, вечнаяА5. В каких предложениях текста указаны причины отсутствия гордости за свою малую родину у молодых людей; живущих в новых микрорайонах?1) 5.6 2)9,10 3) 12, 13 4) 15, 16А6. О каком человеческом чувстве говорится в предложениях 1-2?1) интернационализм 2) национализм 3) патриотизм 4) эгоизмА7. В каком варианте ответа указаны оба средства речевой выразительности, используемые автором в предложениях 1—5?1) синтаксический параллелизм, эпитет 2) градация, метафора 3) устаревшая лексика, однородные члены4) фразеологизм, сравнительный оборот Ответы на задания В1-В12 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми. В1. Замените фразеологизм ^ ОСКОМИНУ НАБИЛА из предложения 1 стилистически синонимом. Напишите этот синоним.В2. Из предложений 1—4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.В3. Из предложений 9—13 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В отрицательных местоимениях без ударения пишется приставка НИ-».В4. Из предложений 14—16 выпишите олово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на -Н, пишется НН». B5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах.^ Наверное,(1) оскомину набила фраза,(2) что любовь к большой Родине начинается с любви к родине малой: своему городу,(3)улице,(4) переулку,(5) двору,(6) дому. В6. В приведённом ниже предложении, из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.Растёт парень в своём микрорайоне,(1) где есть и кино,(2) и парикмахерская,(3) и библиотека ,(4) но этому парню нечем гордиться,(5) жизненный обстав юного гражданина нового микрорайона лишён какой-либо характеристики, (6) особости, он такой же,(7) как у всех.В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложении!.Пусть молодой человек,(1) уроженец микрорайона,(2) не увидит вокруг себя старины в благородной патине, (3) он сядет в поезд метро или троллейбус и отправится в коренную часть Москвы,(4) где на него глянет история задумчивыми ликами старых зданий. В8. Замените словосочетание ^ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ (предложение 7), подстроенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.В9. Из предложения 13 выпишите грамматическую основу.В10. Среди предложений 1-6 найдите предложение с однородными членами, имеющими при себе обобщающее слово. Напишите номер этого предложения.В11. Среди предложений 5—11 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.B12. Укажите количество грамматических основ в предложении 7.
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…