1. Связь истории и философии науки. Классификация наук. Естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки

БИЛЕТ 1. 1. Связь истории и философии науки. Классификация наук. Естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки.2. Эмпирический уровень научного знания, его природа и структура.3. М.Вебер о задачах и целях науки и ученого. По работе «Наука как призвание и профессия»В 19 в. -нач. 20 в. история и философия науки существовали раздельно, к сер. 20 в. стало ясно, что философия науки должна разрабатываться с учётом истории науки. История науки тоже существенно поменялась. Стало ясно, что она не является «систематическим курсом», типа курса химии, биологии, математики. Философия науки должна нам сказать, чем должна быть наука и вытесняется философией науки, которая пытается ответить на вопрос «Что такое история науки?» на основании внимательного взгляда на историю науки, а не на основании априорных соображений. Эту мысль выразил Имре Лакатос в 60-е гг. 20в.: «Философия науки без истории науки пуста, история науки без философии науки слепа».Философ не претендует на то, что он обладает некоторыми и знаниями и тем более может их сообщить. Позиция философа по отношению к науке – незнание.^ Классификация наук. Наук много, про их столкновении возникают новые. Конкретной классификации наук нет. Но общая схема классификации восходит к 20-30 гг. 20 в. (непозитивизм, классический позитивизм):ЕстественныеФизические и инженерные (астрономия, физика, химия, науки о материалах)Науки о живом + медицина + биоинженерияНауки о Земле: геология, география, почвоведение, экология, климатология, астрономия.ФормальныеМатематикаЛогикаComputioal ScienseСоциальные и гумунитарныеИсторияФилологияЛингвистикаЭкологияПсихологияПедагогика и образованиеЭкономическая географияСоциальные науки (III-VII) ближе к естественным по своим методам. Гумунитарные – I-II.Стеклов выделяет науки естественные и противоестественные. Ландау – естественные, неестественные, сверхъестественные.Таким образом, наряду с диахронным («историческим»: возникновение науки приурочивают к разным историческим эпохам) плюрализ­мом «науки» имеет место и ее синхронный плюрализм. Он обусловлен существенным различием предметов и методологического арсенала разных научных дисцип­лин.^ Взаимоотношение слов «история», «философия», «наука». Философия не относится к науке, это особая познавательная деятельность. История о греческого ɛστοτια, historia. Это слово имеет несколько значений: 1) расспрос; 2) исследование, разыскание; 3) знание, наука; 4) рассказ о прошлых событиях.Примеры употребления этого слова: Теофраст – «История растений», «Естественная история». Примеры употребления слова «философия»: Ньютон – «математические начала натуральной философии».Что касается слова «наука». Греческое слово ɛπιστημη обозначало достоверное знание. Оно соответствовало латинскому слову «scientia» -знание. К науке слово «scientia» стало применяться в 19 веке применительно к естественным наукам.19 в. Становится переломным, ученый – это определённый социальный статус. Огюст Конт – «курс позитивной философии», позитивизм. Позитивная наука противопоставляется философии. Эмпирического познания представляет собой взаимодействие созна­ния с чувственно воспринимаемыми предметами. Возможности и границы эмпи­рического познания детерминированы операциональ­ными возможностями свойствами такой ступени раци­онального познания, как рассудок. Деятельность пос­леднего заключается в применении к материалу чувственных данных таких операций, как абстрагиро­вание, анализ, сравнение, обобщение, индукция, выд­вижение гипотез эмпирических законов, дедуктивное выведение из них проверяемых следствий, их обосно­вание или опровержение и т. д. Для понимания природы эмпирического знания важно различать по крайней мере три качественно различных типа предметов: 1) вещи сами по себе («объекты»); 2) их представление (репрезентация) в чувственных данных («чувственные объекты»),'”3) эм­пирические (абстрактные) объекты. Формирование сознанием содержания «чувственных объектов» на основе его сенсорных контактов с «вещами в себе» существенно зависит от многих факторов. Прежде всего, конечно, от содержания самих познаваемых объектов. Но, с другой стороны, как это доказано в психологии восприятия, также от целевой установки исследования (практической или чисто познаватель­ной). Это относится к любому виду познания, не только научному, но и обыденному и др. Целевая установка выполняет роль своеобразного фильтра, механизма отбора важной, значимой для «Я» информации, полу­чаемой в процессе воздействия объекта на чувствен­ные анализаторы. В этом смысле верно утверждение, что «чувственные объекты» — результат «видения» сознанием «вещей в себе», а не просто «смотрения» на них. Тот же самый процесс фильтрации сознанием внешней информации имеет место и на уровне эмпи­рического познания, который приводит к формирова­нию абстрактных (эмпирических объектов). Разница лишь в том, что количество фильтров, а тем самым ак­тивность и конструктивность сознания на этом уровне резко возрастает. Такими фильтрами на эмпирическом уровне научного познания являются: а) познаватель­ная и практическая установка; б) операциональные возможности мышления (рассудка); в) требования язы­ка; г) накопленный запас эмпирического знания; д) интерпретативный потенциал существующих науч­ных теорий. Эмпирическое знание может быть опре­делено как множество высказываний об абстрактных эмпирических объектах. Только опосредованно, часто через длинную цепь идентификаций и интерпретаций, оно является знанием об объективной действительно­сти («вещах в себе»). Отсюда следует, что было бы боль­шой гносеологической ошибкой видеть в эмпиричес­ком знании непосредственное описание объективной действительности. Например, когда ученый смотрит на показания амперметра и записывает в своем отчете: «Сила тока равна 5 ампер», он вовсе не имеет в виду описание непосредственного наблюдения «черная стрелка прибора остановилась около цифры 5». Резуль­татом его протокольной записи является именно опре­деленная интерпретация непосредственного наблюде­ния, предполагающая, между прочим, знание некото­рой теории, на основе которой был создан данный прибор. При всей близости содержания чувственного и эмпирического знания благодаря различию их онтоло­гии и качественному различию форм их существова­ния (в одном случае — множество чувственных обра­зов, а в другом — множество эмпирических высказы­ваний), между ними не может иметь место отношение логической выводимости одного из другого. Это озна­чает, что эмпирическое знание неверно понимать как логическое обобщение данных наблюдения и экспери­мента. Между ними существует другой тип отношения: логическое моделирование (репрезентация) чувствен­но данных в некотором языке. Эмпирическое знание всегда является определенной понятийно-дискурсной моделью чувственного знания. Необходимо отметить, что само эмпирическое зна­ние имеет довольно сложную структуру, состоящую из четырех уровней. Первичным, простейшим уровнем эмпирического знания являются единичные эмпири­ческие высказывания (с квантором существования или без), так называемые «протокольныепредложения». Их содержанием является дискурсная фиксация резуль­татов единичных наблюдений; при составлении таких протоколов фиксируется точное время и место наблю­дения. Вторым, более высоким уровнем эмпирического знания являются факты. Научные факты представля­ют собой индуктивные обобщения протоколов, это — обязательно общие утверждения статистического или универсального характера. Они утверждают отсут­ствие или наличие некоторых событий, свойств, отно­шений в исследуемой предметной области и их ин­тенсивность (количественную определенность). Их символическими представлениями являются графики, диаграммы, таблицы, классификации, математические модели. Третьим, еще более высоким уровнем эмпиричес­кого знания являются эмпирические законы различных видов (функциональные, причинные, структурные, динамические, статистические и т. д.). Научные зако­ны — это особый вид отношений между событиями, состояниями или свойствами, для которых характерно временное или пространственное постоянство (мер­ность). Так же как и факты, законы имеют характер общих (универсальных или статистических) высказы­ваний с квантором общности. («Все тела при нагревании расширяются», «Все металлы — элек­тропроводный, «Все планеты вращаются вокруг Солн­ца по эллиптическим орбитам» и т. д. и т. п.) Научные эмпирические законы (как и факты) являются общими гипотезами, полученными путем различных процедур: индукции через перечисление, элиминативной индук­ции, индукции как обратной дедукции, подтверждаю­щей индукции. Индуктивное восхождение от частного к общему, как правило, является в целом неоднознач­ной процедурой и способно дать в заключении только предположительное, вероятностное знание. Поэтому эмпирическое знание по своей природе является в принципе гипотетическим Наконец, самым общим, четвертым уровнем суще­ствования эмпирического научного знания являются феноменологические теории. Они представляют собой логически организованное множество соответствую­щих эмпирических законов и фактов (феноменологи­ческая термодинамика, небесная механика Кеплера и др.). Являясь высшей формой логической организа­ции эмпирического знания, феноменологические тео­рии, тем не менее, и по характеру своего происхожде­ния, и по возможностям обоснования остаются гипоте­тическим, предположительным знанием. И это связано с тем, что индукция, т. е. обоснование общего знания с помощью частного (данных наблюдения и эксперимен­та) не имеет доказательной логической силы, а в луч­шем случае — только подтверждающую. Различия между уровнями внутри эмпирического знания являются скорее количественными, чем каче­ственными, так как отличаются лишь степенью общно­сти представления одного и того же содержания (зна­ния о чувственно-наблюдаемом). Отличие же эмпири­ческого знания от теоретического является уже каче­ственным, то есть предполагающим их отнесенность к существенно разным по происхождению и свойствам объектам (онтологиям). Можно сказать, что различие между эмпирическим и теоретическим знанием явля­ется даже более глубоким, чем различие между чув­ственным и эмпирическим знанием.Макс Вебер (1864-1920 гг., Германия) – создатель «Понимающей социологии». Предмет анализа Вебера – поведение человека. Смысл поведения – достижение определенных целей. Смысл науки – «интеллектуализация». Наука –феномен культуры. Смысл науки –в науке, в поддержании самой себя учёный мотивирован страстью. Типология действий человека:Целерациональное действие (идеальный тип).Ценностно-рациональное (аффективное и традиционное)Социология изучает те действия человека, которые можно объяснить с точки зрения пользы и рациональности. По Веберу только специализация в науке дает точные не размытые результаты. Завершенная работа всегда специальна.Важной составляющей особенности характера ученого является то, что он должен заниматься ею со страстью, вдохновением – только «верные идеи» ученого дают полноценный результат.Вебер: В науке должна быть специализация, иначе глубина познания будет размыта.Цели науки по ВЕБЕРУ: ради науки, как процесса рационализации жизни людей. Наука делает культуру. Наука-это движение к истине, путь к Богу. Наука дает способ познания действительности. В науке – есть доказательства, опровержения ради уточнения.Ценности научного сообщества 19 века:1. Деление науки на специальности, возникновение смежных специальностей (био-физика). Верные идеи – это лучины страсти и мотивации. Мотивации ученого-это главная ценность его личности.2. Смысл науки в ее практической ценности, а бесконечность бессмысленна, так как наука-это способ познания действительности. Вывод: рациональная наука 19 века уничтожает науку, как бесконечный процесс, делая ее лишь рациональной, практичной. Типы социального действия по М. Веберу: целерациональное действие характеризуется ясностью и однозначностью осознания личностью своей цели, соотнесённой с рационально осмысленными средствами её достижения. Целерациональное действие предполагает рациональный расчёт действующего субъекта на соответствующую реакцию окружающих его людей и эффективное использование их поведения для достижения поставленной им цели. Идеальный вид действия по Веберу. Эволюция – увеличение доли целерациональных действий. ценностно-рациональное действие подчинено определенным требованиям, принятым в этом обществе ценностям, будь то в виде религиозной нормы, или в виде нравственного долга, или эстетических принципов. Для индивида в этом случае нет какой-либо внешней, рационально понятой цели, он строго ориентирован на выполнение своих убеждений о долге, достоинстве, красоте. Ценностно-рациональное действие всегда подчинено “заповедям” или “требованиям”, в повиновении которым данный человек видит свой долг. аффективное действие обусловлено непосредственными чувствами, эмоциями, осуществляется в состоянии аффекта, т. е. в состоянии бурно протекающего эмоционального переживания (ярость, ужас, отчаяние). традиционное действие осуществляется на основе глубокого усвоения социальных образцов поведения, норм, перешедших в привычное, не подлежащее проверке на истинность. (невеста всегда в белом) В разряде традиционных действий может оказаться как “нравственно” привычное, что говорит о том, что человек поступает “как все”.Традиционное и аффективное действия противостоят ценностно-рациональному, поскольку в последнем действующий сознательно соотносит свои поступки с определённой ценностью как целью. Однако этот тип действия только относительно рационален, так как абсолютизируется сама ценность, на которую ориентируется индивид и не принимаются во внимание побочные следствия поступка. Целерациональное действие отличается от ценностно-рационального тем, что оно всецело рационально, тогда как рациональность второго ограничена иррациональной заданностью ценности.БИЛЕТ 2. 1. Проблема возникновения науки. Характеристические черты научного знания. Наука периода древних царств. 2. Теоретическое научное знание, его структура и методы построения. 3. Проблемы социального функционирования науки по работе Роберта Мертона. «Эффект Матфея в науке, II. Кумулятивное преимущество и символизм интеллектуальной собственности» ^ 1. На вопрос о происхождении науки есть несколько точек зрения. Но для начало нужно определить характерные черты научного знания. Основные его черты: Предметность и объективность (ориентация на истинность в её классическом понимании). Характеристику истины дал Аристотель – это объективное положение дел.Систематичность. Наука стремится быть взаимосвязанной системой.Обоснованность.Стремление постоянно расширять знания. ^ Происхождение науки связывают с разными временными периодами: Каменный век.2-4 тыс. до н.э. бронзовый век, эпоха, когда возникает письменность. Наука возникает в 5 в. до н.э. в Древней Греции. Наука как «греческое чудо». Большинство учёных связывают происхождение науки с Грецией. Она возникала в полисах по берегам Средиземноморья и в Китае (там тоже были греческие колонии). Вообще, 5 в. – это условная дата. Основной датой является 7-6 в. до н.э. 12-14 вв. н.э. – среднее и позднее Сердневековье.16-17 вв. – научная революция, связанная с именами Коперника, Кеплера, Галилея, Ньютона.^ Наука древних царств. – Др. Египет, Др. Индия, Китай, Месопотамия (междуречье – Тир и Ефрат), шумера Вавилонская, Майя. Развиты были: Медицина. Развитая медицинская культура. Внимание уделялось здоровому образу жизни. Развитая хирургия. Связана с религией. Астрономия: календарь, наблюдали циклическое движение небесных тел, связь с медициной и религией.Арифметика, геометрия привязаны к практике, астрономии, религии.Итог: не было обоснованности и стремления к расширению знания. Так весьма противоречивым, логически несовмес­тимым является диахронное (историческое) многооб­разие форм «науки»: 1) древняя восточная преднаука (вавилоно-шумерская, египетская, древнеиндийская, древнекитайская); 2) античная наука; 3) средневековая европейская наука; 4) новоевропейская классическая наука; 5) неклассическая наука; 6) постнеклассическая наука. Особенностями восточной преднауки являлись: непосредственная вплетенность и подчиненность практическим потребностям (искусству измерения и счета — математика, составлению календарей и обслу­живанию религиозных культов — астрономия, техни­ческим усовершенствованиям орудий производства и строительства — механика и т. д.); рецептурность (ин-струментальность) «научного» знания; эмпирический характер его происхождения и обоснования; кастовость и закрытость научного сообщества. Прямо противоположные свойства обретает то, что называется «наукой» в Древней Греции: теоретичность (источник научного знания — мышление), логическая доказательность, независимость от практики, откры­тость критике, демократизм. Образцом античного по­нимания научности, безусловно, являются «Начала» Евклида. Необходимо признать, что наиболее развитая по тем временам (до VI в. до н. э.) в аграрном, ремеслен­ном, военном, торговом отношении восточная цивили­зация (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) выработа­ла определенные знания. Разливы рек, необходимость количественных оце­нок затопленных площадей земли стимулировали раз­витие геометрии, активная торговля, ремесленная, строительная деятельность обусловливали разработку приемов вычисления, счета; морское дело, отправле­ние культов способствовали становлению «звездной науки» и т. д. Таким образом, восточная цивилизация располагала знаниями, которые накапливались, храни­лись, передавались от поколений к поколениям, что позволяло им оптимально организовывать деятель­ность. Однако, как отмечалось, факт наличия некото­рого знания сам по себе не конституирует науку. На­уку определяет целенаправленная деятельность по выработке, производству нового знания. Имела ли место такого рода деятельность на Древнем Востоке? Знания в самом точном смысле вырабатывались здесь путем популярных индуктивных обобщений не­посредственного практического опыта и циркулирова­ли в социуме по принципу наследственного професси­онализма: а) передача знаний внутри семьи в ходе усво­ения ребенком деятельностных навыков старших; б) передача знаний, которые квалифицируются как иду­щие от бога— покровителя данной профессии, в рам­ках профессионального объединения людей (цех, кас­та), в ходе их саморасширения. Процессы изменения знания протекали на Древнем Востоке стихийно; отсут­ствовала критико-рефлексивная деятельность по оцен­ке генезиса знаний — принятие знаний осуществлялось на бездоказательной пассивной основе путем «насиль­ственного» включения человека в социальную деятель­ность по профессиональному признаку; отсутствовала интенция на фальсификацию, критическое обновление наличного знания; знание функционировало как набор готовых рецептов деятельности, что вытекало из его уз­коутилитарного, практико-технологического характера.^ Особенностью древневосточной науки является отсутствие фундаментальности. Древневосточная же наука ориентирована на решение прикладных задач. Даже астрономия, казалось бы, не практическое заня­тие, в Вавилоне функционировала как прикладное искус­ство, обслуживавшее либо культовую (времена жерт­воприношений привязаны к периодичности небесных явлений — фазы Луны и т. п.), либо астрологическую (вы­явление благоприятных и неблагоприятных условий для отправления текущей политики и т. д.) деятельность. В то время как, скажем, в Древней Греции астрономия пони­малась не как техника вычисления, а как теоретическая наука об устройстве Вселенной в целом.^ Древневосточная наука в полном смысле слова не была рациональной. Причины этого во многом оп­ределялись характером социально-политического уст­ройства древневосточных стран. Знание, хотя и имеющее эмпирико-практический генезис, оставаясь рационально необоснованным, пребывая в лоне эзотеричной жреческой науки, освященной боже­ственным именем, превращалось в предмет поклоне­ния, таинство. Так отсутствие демократии, обусловлен­ная этим жреческая монополия на науку определили на Древнем Востоке ее нерациональный, догмати­ческий характер, в сущности превратив науку в раз­новидность полумистического, сакрального занятия, священнодейство. 4. Решение задач «применительно к случаю», вы­полнение вычислений, носящих частный нетеорети­ческий характер, лишало древневосточную науку си­стематичности. Успехи древневосточной мысли, как указывалось, были значительными. Древние матема­тики Египта, Вавилона умели решать задачи на «урав­нение первой и второй степени, на равенство и подо­бие треугольников, на арифметическую и геомет­рическую прогрессию, на определение площадей треугольников и четырехугольников, объема паралле­лепипедов»,1 им также были известны формулы объе­ма цилиндра, конуса, пирамиды, усеченной пирами­ды и т. п. У вавилонян имели хождение таблицы умно­жения, обратных величин, квадратов, кубов, решений уравнений типа х3 + х2 = N и т. п. Однако никаких доказательств, обосновывающих применение того или иного приема, необходимость вычислять требуемые величины именно так, а не ина­че, в древневавилонских текстах нет. Иначе говоря, древневосточная культу­ра, древневосточное сознание еще не вырабатывало таких способов познания, которые опираются на дис­курсивные рассуждения, а не на рецепты, догмы или прорицания, предполагают демократизм в обсуждении вопросов, осуществляют дискуссии с позиций силы рациональных оснований, а не с позиций силы соци­альных и теологических предрассудков, признают га­рантом истины обоснование, а не откровение. Итог: тот исторический тип познавательной деятельности (и знания), который сложился на Древ­нем Востоке, соответствует донаучной стадии развития интеллекта и научным еще не является.2. Теоретическое знание есть результат деятельности не рассудка, а такой конструктивной части сознания как разум. Наряду с интеллектуальной интуицией основной логической операцией теоретического мышления является идеа­лизация, целью и результатом которой является созда­ние (конструирование) особого типа предметов — так называемых «идеальных объектов». Мир (множество) такого рода объектов и образует собственную онтоло­гическую основу (базис) теоретического научного зна­ния в отличие от эмпирического знания. Научная теория — это логически организованное множество высказываний о некотором классе идеаль­ных объектов, их свойствах и отношениях. Геометрическая точка, линия, плоскость и т. д. — в математике; инерция, абсолют­ное пространство и время, абсолютно упругая, несжи­маемая жидкость, математический маятник, абсолют­но черное тело и т. д. — в физике; страты общества, общественно-экономическая формация, цивилизация и др. — в социологии; логическое мышление, логичес­кое доказательство и т. д. — в логике и т. д. Как создаются идеальные объекты в науке и чем они отличаются от абстрактных эмпирических объек­тов? Обычно идеализация трактуется только как пре­дельный переход от фиксируемых в опыте свойств эмпирических объектов к крайним логически возмож­ным значениям их интенсивности (0 или 1) (абсолютное черное тело — объект, спо­собный полностью (100%) поглощать падающую на него световую энергию и т. д.). Что характерно для таких предельных переходов при создании идеальных объек­тов? Три существенных момента. Первый: исходным пунктом движения мысли является эмпирический объект, его определенные свойства и отношения. Вто­рой: само мысленное движение заключается в количе­ственном усилении степени интенсивности «наблюда­емого» свойства до максимально возможного предель­ного значения. Третий, самый главный момент: в результате такого, казалось бы, чисто количественного изменения, мышление создает качественно новый (чи­сто мысленный) объект, который обладает свойствами, которые уже принципиально не могут быть наблюда­емы (безразмерность точек, абсолютная прямизна и однородность прямой линии. Наряду с операцией предельного перехода, в на­уке существует другой способ конструирования иде­альных, чисто мысленных объектов — введение их по определению. Этот способ конструирования идеальных объектов получил распространение в основном в мате­матике. Говоря о методах теоретического научного позна­ния, необходимо, наряду с идеализацией, иметь в виду также мысленный эксперимент, математическую ги­потезу, теоретическое моделирование, аксиоматичес­кий и генетическо-конструктивный метод логической организации теоретического знания и построения на­учных теорий, метод формализации и др. Для любого теоретического конструкта, начиная от отдельной идеализации и кончая конкретной теорией, имеется два способа обо­снования их объективного характера. А. Эйнштейн на­звал их «внешним» и «внутренним» оправданием на­учной теории. Внешнее оправдание продуктов разума состоит в требовании их практической полезности, в частности, возможности их эмпирического примене­ния. Другим спосо­бом оправдания идеальных объектов является их спо­собность быть средством внутреннего совершенствова­ния, логической гармонизации и роста теоретического мира, эффективного решения имеющихся теорети­ческих проблем и постановки новых. Так, введение Л. Больцманом представления об идеальном газе как о хаотически движущейся совокупности независимых атомов, представляющих собой абсолютно упругие ша­рики, позволило не только достаточно легко объяснить с единых позиций все основные законы феноменоло­гической термодинамики, но и предложить статисти­ческую трактовку ее второго начала — закона непре­рывного роста энтропии в замкнутых термодинамичес­ких системах. Зачем вводятся в науку идеальные объекты? На­сколько они необходимы для ее успешного функцио­нирования и развития? Нельзя ли обойтись в науке только эмпирическим знанием, которое более всего и используется непосредственно на практике? В свое времени в весьма четкой форме эти вопросы поста­вил известный австрийский историк науки и фило­соф Э. Мах. Он считал, что главной целью научных теорий является их способность экономно репрезен­тировать всю имеющуюся эмпирическую информа­цию об определенной предметной области. Способом реализации данной цели, согласно Маху, построение таких логических моделей эмпирии, когда из относи­тельно небольшого числа допущений выводилось бы максимально большое число эмпирически проверяе­мых следствий. Введение идеальных объектов и явля­ется той платой, которую мышлению приходится зап­латить за эффективное выполнение указанной выше цели. Как справедливо полагал Мах, это вызвано тем, что в самой объективной действительности никаких формально-логических взаимосвязей между ее зако­нами, свойствами и отношениями не существует. Логические отношения могут иметь место только в сфере сознания, мышления между понятиями и суж­дениями. Логические модели действительности с не­обходимостью требуют определенного ее упрощения, схематизации, идеализации, введения целого ряда понятий, которые имеют не объектно-содержатель­ный, а чисто инструментальный характер. Их основ­ное предназначение — способствовать созданию це­лостных, логических организованных теоретических систем. Главным же достоинством последних по Маху является то, что представленная в них в снятом виде эмпирическая информация защищена от потерь, удоб­но хранится, транслируется в культуре, является до­статочно обозримой и хорошо усваивается в процес­се обучения. Сформулированному Махом инструментами стско-му взгляду на природу идеальных объектов и научных теорий противостоит в философии науки эссенциали-стская интерпретация. Согласно последней, идеальные объекты и научные теории также описывают мир, но сущностный, тогда как эмпирическое знание имеет дело с миром явлений. Как эссенциалистекая, так и ин-струменталистическая интерпретации теоретического знания имеют достаточное число сторонников и в фи­лософии науки, и среди крупных ученых. Поднятая в них проблема онтологического статуса теоретического знания столь же значима, сколь и далека от своего консенсуального решения. Теоретическое знание является сложной структурой, состоящей из утверждений разной степени общности. Наиболее общий уровень — аксиомы, теоретические законы. Например, для классической механики это три закона Ньютона. Вторым, менее общим уровнем научной теории являются частные теоретичес­кие законы, описывающие структуру, свойства и пове­дение идеальных объектов, сконструированных из ис­ходных идеальных объектов. Для классической меха­ники это, например, законы движения идеального маятника. Третий, наименее общий уро­вень развитой научной теории состоит из частных, единичных теоретических высказываний, утверждаю­щих нечто о конкретных во времени и пространстве состояниях, свойствах, отношениях некоторых идеаль­ных объектов. Например, таким утверждением в кине­матике Ньютона может быть следующее: «Если к ма­териальной точке К1 применить силу F1, то через вре­мя Т1 она будет находиться на расстоянии L1 от места приложения к ней указанной силы». Единичные тео­ретические утверждения логически дедуктивно выво­дятся из частных и общих теоретических законов пу­тем подстановки на место переменных, фигурирующих в законах, некоторых конкретных величин из области значений переменной.Роберт К. Мертон. 1986 г. Преподавал в Генском университете. Ввел в социологию понятия «теория среднего уровня», «явные» и «латентные функции». Построение всеобъемлющей теории считал преждевременным, так как для этого нет достаточного материала. Эффект Матфея в науке: Именитые ученые получают непропорционально высокие награды, по сравнении с менее известными учеными за аналогичные достижения в науке. За совместную работу. Например: генетик Холдейн получил премию за то, что разрешил своему ученику сделать открытие и опубликовать его. Эффект Матфея – это форма неравномерного распределения наград. Закон обратной пропорциональности: только 5-6% ученых публикуют львиную долю статей в мире. Остальные имеют 2-3 статьи за всю деятельность по своей специальности, т.к. используют работы своих коллег. Например: по статистике 0,3% статей процитировано в мире 100 раз за 25 лет. 27 % статей -50 раз за 25 лет. Феномен «Все или ничего»: с возрастом у ученых исследовательская продуктивность падает и они переходят на администраторские должности. Эффект Матфея среди молодых ученых: ранние способности игнорируются преподавателями и вредят поздним талантам, не обладающим социальными и денежными преимуществами (некому поддержать, спонсировать). Так как для проявления поздних талантов нужно совпадение нескольких факторов: социальных, интеллектуальных, психологических. Раннее созревание приветствуется в физике, математике и биологии. Гуманитарии достигают рассвета позднее. Процесс аккумуляции преимуществ: когда студент превышает стандарты своего ВУЗА, то он аккумулирует свои преимущества: публикация интересных идей, статей, в журналах. Эффект Матфея в научных институтах: элитные центры (Гарвард) привлекают больше человеческих ресурсов и лучше спонсируются государством. Например: в 1981 году 28% денег федерального бюджета получили только 10 университетов, в которых работают 49% Нобелевских лауреатов (Гарвард, Чикаго Роквеллеровский университет. В них работает 70% именитых ученых. Уравновешивающие процессы эффекта Матфея: Отделение молодых талантов от старых неперспективных ученых. Переход молодых перспективных ученых в другие ВУЗЫ, этот процесс может регулироваться правительством. Символизм интеллектуальной собственности: Научная валюта-это количество опубликованных статей и признание ученого научным сообществом. Иерархии: Ньютоновская эпоха, Нобелевская премия, Теории Гаусса, Планка, Почетный член научного сообщества, Медали, Право интеллектуальной собственности (статьи и монографии). (по учебнику Лебедева С.) Одна из норм научного этоса была предложена в 30-х годах XX века основоположником социологического изучения науки Р. Мертоном. Он считал, что наука как особая социальная структура опирается в своем функционировании на че­тыре ценностных императива: универсализм,коллекти­визм, бескорыстность и организованный скептицизм. Императив универсализма утверждает внеличностный, объективный характер научного знания. Надеж­ность нового научного знания определяется только со­ответствием его наблюдениям и ранее удостоверенным научным знаниям. Универсализм обуславливает интер­национальный и демократичный характер науки. Им­ператив коллективизма говорит о том, что плоды науч­ного познания принадлежат всему научному сообществу и обществу в целом. Они всегда являются результатом коллективного научного сотворчества, так как любой ученый всегда опирается на какие-то идеи (знания) сво­их предшественников и современников. Права частной собственности на знания в науке не должно существо­вать, хотя ученые, которые вносят наиболее существен­ный личный вклад, вправе требовать от коллег и обще­ства справедливого материального и морального поощрения, адекватного профессионального признания.Такое признание является важнейшим стимулом науч­ной деятельности. Императив бескорыстности означа­ет, что главной целью деятельности ученых должно быть служение Истине. Последняя никогда в науке не долж­на быть средством для достижения личных выгод, а толь­ко — общественно-значимой целью. Императив органи­зованного скептицизма предполагает не только запрет на догматическое утверждение Истины в науке, но, на­против, вменяет в профессиональную обязанность уче­ному критиковать взгляды своих коллег, если на то имеются малейшие основания. Соответственно необхо­димо относиться и к критике в свой адрес, а именно — как необходимому условию развития науки. Истинный ученый — скептик по натуре и призванию. Скепсис и сомнение — столь же необходимые, важнейшие и тон­кие инструменты деятельности ученого, как скальпель и игла в руках хирурга. БИЛЕТ 3. 1. Древнегреческая наука. Греческий полис и агональный дух. Афины и Александрия как научные центры. Критическая аргументация, проблема и способы обоснования знания. Античная математика: пифагорейский квадривиум и «Начала» Евклида. 2. Метатеоретический уровень научного знания и его структура. 3. Философия и наука по работе Х. Ортега-и-Гассета. Что такое философия? Лекция III. “Тема нашего времени.” – “Наука” – это чистый символизм. – Мятеж наук. – Почему существует философия? – Точность науки и философское знание1. Особенностями восточной преднауки являлись: непосредственная вплетенность и подчиненность практическим потребностям; рецептурность (ин-струментальность) «научного» знания; эмпирический характер его происхождения и обоснования; кастовость и закрытость научного сообщества. Прямо противоположные свойства обретает то, что называется «наукой» в Древней Греции: теоретичность (источник научного знания — мышление), логическая доказательность, независимость от практики, откры­тость критике, демократизм. Образцом античного по­нимания научности, безусловно, являются «Начала» Евклида. В 5 в. до н. э. в окрестностях Средиземноморья возникает классический демократический полис. Именно здесь возникает культура, наследниками которой считают себя учёные. Дух состязательности (пример: олимпийские игры). Страсть к интеллектуа