1 Тема: Интеллект-шоу «Умники и умницы» Цель

1) Тема: Интеллект-шоу «Умники и умницы»Цель: воспитывать любознательность, пытливость, интерес и любовь к великому русскому языку, желание самостоятельно приобретать знания по русскому языку и гордость за великий, могучий, прекрасный, свободный русский язык. Оборудование: компьютер, красная, жёлтая, зелёная дорожки, карточки с заданиями.Ход мероприятия. Уважаемые дамы и господа! Начинаем интеллект-шоу «Умники и умницы». На мониторе «выплывает» «Интеллект-шоу» «Умники и умницы». Разрешите представить вам всех участников этой игры. За этим столом сидит глубокоуважаемый ареопаг (от греческого слова Arios Pogos – Аресов холм – высший орган судебной и политической власти) – судьи. Верховный архонт (от греческого archontos – высшее должностное лицо) т. е. верховный судья – отличница, активистка, умница, ученица 8-го класса МОУ «Папулевская ООШ» – Бетяева Ирина. Заместитель верховного архонта – тоже отличница, активистка, умница, ученица 8-го класса Лукьянова Елена. Секретарь аэропага – наша хорошистка, очень активная и, конечно, умница Мешихина Мария. Главные участники – агонисты: ученицы 6-го класса Алешкина Анна, Дружинкина Елена и Зинкина Мария. Моя помощница – ученица 6-го класса Лукьянова Татьяна. Самая главная умница – ваш покорный слуга, это, конечно же, я Спицына В. С. Те, кого вы видите на трибунах, теоретики, (от слова теория в переводе с греческого – наблюдение, исследование), занимающиеся теорией. Они будут отвечать на те вопросы, которые окажутся трудными для главных участников нашего шоу. А кого я не назвала – зрители, которые тоже могут участвовать в этом шоу.Наша игра будет состоять из трёх этапов: 1 – пролог 2 – три агона 3 – эпилог. Пролог состоит из двух уроков. Первый урок – урок русского языка. Участникам предлагается шуточное стихотворение: Ц…плёнок в ц…рке выступал, Играл на ц…мбалах, На мотоц…клее разъезжал И ц…фры знал немало… Он из ц…линдра доставал Морковь и огурц… И только одного не знал, Где и, а где же ы. Агонисты должны помочь цыплёнку правильно поставить буквы ы и и. (Ареопаг проверяет правильность выполнения). Второй урок – урок красноречия. Прочитать наизусть выразительно стихотворение о русском языке.. Судьи определяют по результатам двух уроков первое, второе и третье места. Участник, занявший первое место, выбирает себе дорожку, затем выбирает дорожку участник, занявший второе место, третьему игроку достаётся не выбранная первыми двумя участниками дорожка. Зелённая дорожка – самая длинная, но более надёжная, на ней можно ошибиться два раза и со штрафными очками перейти в следующий агон. Жёлтая дорожка короче, на ней можно ошибиться один раз и со штрафным очком перейти в следующий агон.Красная дорожка самая короткая, на ней ошибаться нельзя ни разу, но можно играть блиц, т. е. пойти ва-банк и за одну минуту ответить на три вопроса после неудачного выступления во время первого агона. (Участники игры выбирают дорожки). Первый агон. На мониторе компьютера сначала «выплывает» слово «Лексикоград», а затем задания: «слово-человек»; основа, окончание; приставка, суффикс. Вот как это выглядит на мониторе.«Лексикоград»«Слово-человек».^ Основа, окончание.Приставка, суффикс. Задания для первого агона: Можно ли слово сравнить с человеком? С какими частями человеческого тела можете сравнить части слова?Как отделить окончание от основы слова? Можно ли по окончанию определить часть речи? Определите по окончанию часть речи: -ть, -ет, ит; -ая, ого; -а, -я, ы, и. 3. Что общего и в чём различие между приставкой и суффиксом?Второй агон. «Лексикоград».Синонимы.Антонимы.Омонимы. Задания для второго агона. 1.Что такое синонимы? Какой ряд они образуют? Смеяться, хихикать, хохотать, заливаться – назвать доминанту. Что такое антонимы? Могут ли вне текста быть выделенные слова в следующих текстах. Они сошлись: волна и камень,Стихи и проза, лёд и пламень.Дедушка быстро слезает с коня, Внука сажает верхом на осла. Как называются такие антонимы? (Контекстуальные)Что такое омонимы? Всегда ли одинаково звучащие и одинаково пишущиеся слова могут быть омонимами? В полях, не скошенных косой, Всё утро дождик лил косой… Скользнув с небесного стекла, В ладонь цветка она стекла.Лет до ста расти нам без старости. (Косой – косой , стекла – стекла – омофоны;Ста расти – старости – омофоры).Третий агон.«Частиреченск».Имя существительное.Род. Число.Склонение. Задания для третьего агона. Определить род имён существительных:знамя, неряха, авеню, конферансье, Баку, Онтарио, Алазани, АТС.Назовите имена существительные, употребляющиеся и в единственном и во множественном числе; только в единственном и только во множественном числе.Определить склонение слов: имя, молодёжь, путь, пенальти, леди. Прежде чем взять интервью у победителя, проводится игра со зрителями: Отгадать ребус.Назвать способы образования новых слов (привести примеры).Назвать лингвистические термины, начинающиеся с буквы р.«Поговорить по душам со словом очаровательный«Разобрать завал». Найти синонимы, антонимы, омонимы:ключ, злой очаровательный, лук, добрый, грубость, восхитительный, забавный, бокс, нежность. Интервью:. Как чувствуете себя в роли победителя? Как думаете, почему Вам удалось победить? Как Вы относитесь к русскому язык? Молодцы! Вы показали глубокое знание русского языка. Но мир знаний необъятен, и вы не должны останавливаться на достигнутом, а идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное, и, конечно, любить, ценить, беречь наш великий, могучий русский язык.^ 2) Литературная гостиная. «Что будет памятью поэта? …Стихи, друзья мои, стихи»Цель: познакомить с жизнью и творчеством замечательного русского поэта А..И. Полежаева, показать бунтарский характер его поэзии, воспитывать интерес к его творчеству.Оборудование: портрет А.И.Полежаева, презентация, плакаты, картина «У больного Полежаева», памятник в Саранске, свечи. ^ Эпиграф: «Сын погибели и зла…» Ход. Он прожил всего 34 года, но оставил яркий след в русской литературе. Современники восхищались его творческой судьбой, но для потомков она осталась полной тайн и загадок. Его судьба была сосудом скорби, несправедливости и отчаяния, и он испил его до дна. После него остались лишь стихи, в которых главным словом была Свобода. «Мы не знаем такой трагической жизни и такого рокового конца, – писал о нём Николай Огарев.- Всё соединилось против юноши, страстно полюбившего волю и рифму, – происхождение и царь. В 2004 году исполнилось 200 лет со дня рождения Александра Ивановича Полежаева – одного из самых трагических фигур в русской литературе, талантливого и свободолюбивого поэта, ставшего в буквальном смысле слова жертвой самодержавия. Он был младшим современником А.С. Пушкина, испытал его благотворное влияние, в меру сил воспел его поэтическое первородство и вместе со всей Россией оплакал его трагическую гибель. Родился А. И. Полежаев 11 сентября 2004 года в Пензенской губернии в селе Рузаевка Инсарского уезда. ( В настоящее время город Рузаевка Республики Мордовия.) На родине Полежаева.1 слайд. Здесь родился Полежаев.Родиной Полежаева является старинный город Рузаевка, основанный в 1631 году. Своё имя получил от названия деревушки. 2 зздесь слайд Отцом его был Леонтий Николаевич Струйский, типичный самодур – крепостник, а мать – крепостная девушка Аграфена Ивановна Федоровна, вскоре после рождения сына « отпущенная на волю » и выданная замуж за Ивана Полежаева и полугодовым ребёнком перевезён в его дом в город Саранск. Иван Полежаев нередко приходил домой выпивши, устраивал дебоши и, наконец совсем спившись через несколько лет скрылся и исчез навсегда из города. Мать Полежаева умерла в 1810 году, когда мальчику было всего 5 лет. Малолетнего Сашу перемести в деревню Покрышкино (теперь Ромодановский район) и воспитывался в доме крепостного сапожника Якова Андрианова, который обучал мальчика «российской грамоте, читать, писать и арифметике». А родной отец вскоре был отдан под суд и сослан в Сибирь за то, что до смерти запорол крепостного Михаила Вольтова. Его лишили всех чинов дворянства и в 1823 году умер в Сибири на поселении. В 1816 году его отвезли в Москву и отдали в пансион при губернской гимназии, а затем в 1820 году поступил в московский университет вольнослушателем. Условия «домашнего воспитания» наложили известный отпечаток: он сам питал пристрастие к бесшабашному разгулу. Похождения студенческой молодёжи были описаны поэтом в поэме «Сашка». Впрочем, в университетские годы Полежаев уделял время и серьёзным литературным занятиям. По окончании курса он, по-видимому, предполагал всецело посвятить себя литературе. Но как раз в это время над ним разразилась катастрофа, изменившая дальнейшую жизнь. Катастрофу вызвала упомянутая поэма «Сашка», получившая некоторое распространение в рукописных копиях. В 1826 году начальнику полиции графу Бекендорфу был подан донос, в котором Московский университет изображался как рассадник политического «вольномыслия», не окончательно истреблённого после расправы над декабристами. В качестве примера «самых пагубных для юношества мыслей» доносчик приводил отрывки из «Сашки». По распоряжению Бекендорфа, список поэмы был разыскан и доставлен Николаю 1. царь, находившийся в то время в Москве, приказал привести к нему Полежаева и заставил его прочесть поэму вслух. Осведомившись, каково «поведение» Полежаева, и, услышав, что «превосходнейшее» царь сказал поэту: «Этот отзыв тебя спас». И приказал отдать студента в армию. Наказание было вызвано политической остротой «Сашки». Николай без труда обнаружил «следы» и «остатки» декабризма в тех сатирических выпадах против полиции, церкви и самодержавного режима. Полежаев был зачислен унтер-офицером в пехотный полк и взят начальством со своей участью и после безутешного письменного обращения к царю в конце 1827 года бежал из полка с тем чтобы попасть в Петербург и лично просить Николая 1 о прощении. По дороге он осознал безрассудство своего поступка и вернулся в полк. За побег его судили и приговорили к разжалованию в рядовые с лишением дворянского звания, которое он получил по окончании университета и которое избавляло его то телесных наказаний. Пункт приговора о разногласии в рядовые Николай 1 дополнил словами: «Без выслуги». Полежаев впал в отчаяние, вскоре он обругал фельдфебеля и снова отдан под суд. Одновременно против него возникло обвинение в написании революционной песни ( автором был К.Ф. Рылеев) Около года Полежаев провёл в солдатской тюрьме, закованный в кандалы. В каземате он написал ряд сильных стихотворений, в которых в иносказательной форме говорил, конечно, о самом себе, о своей участи. Полежаеву угрожало страшное наказание шпицрутенами (палками) которого почти никто не выдерживал. Ввиду того, что обвинение в написании революционной песни отпало. Полежаев был освобождён от телесного наказания и послан солдатом на Кавказ. На Кавказе Полежаев провёл четыре года, участвовал в военных походах против горцев. Здесь он написал поэмы «Эрдели» и «Чир – юрт» и ряд стихотворений. За боевые заслуги его произвели в унтер – офицеры и представили к чину прапорщика, однако Николай 1 в последнем отказал. По возвращении с Кавказа Полежаев в Москве познакомился с передовой литературной молодёжью. К тому времени он уже пользовался некоторой известностью как даровитый поэт с необычайно драматической судьбой. Ещё 1828 году он получил возможность печататься, однако, не под своей фамилией.В дальнейшем Полежаева постигли новые несчастья. Его снова представили к офицерскому чину, и снова царь не утвердил производства, так как стали известны новые»возмутительные» стихи поэта, в которых говорилось, что «родная страна палачу отдана» и что «Русь, как кур, передушил ефрейтор-император». В 1837 году Полежаева в третий раз представили к производству в прапорщики, но именно в это время он особенно жестоко запил, исчез из полка. Его разыскали и зверски наказали розгами – так что «долгое время… из его спины вытаскивали прутья». Наказание ускорило гибель Полежаева, давно больного чахоткой. 16 января 1838 года он умер в солдатской больнице. За пять дней до смерти он был наконец произведён в прапорщики. Его похоронили в офицерском мундире. Но могила его неизвестна до сих пор. Не было цветов и венков на могиле даже в день 200-летия. Пусть этими цветами и венками и будет наш сегодняшний вечер поэзии, посвящённый 200-летию великого поэта и эти зажжённые свечи – эти огоньки – огоньки нашей любви, огоньки нашей памяти. Да и сам поэт верил, что потомки не забудут его, неслучайно на вопросы: «Что ж будет памятью поэта? Мундир?.. Не может быть… Грехи?Они оброк другого света», – отвечал:Стихи, друзья мои, стихи! Хотя, обращаясь к читателю, писал, Не для славы – Для забавы Я пишу! Одобренья И сужденья Не прошу! Пусть кто хочет, Тот хохочет, Я и рад; А развратен, Неприятен – Пусть бранят.Сейчас вы услышите несколько стихотворений поэта и решите сами: одобрять, осуждать, хохотать или бранить. Лучшее стихи Александра Полежаева представляют собою дневник этой страшной жизни, волнующую исповедь человека, уничтоженного самодержавием путём особо изощрённой медленной казни. В центре поэзии Полежаева стоит трагический и революционный по своему идейному содержанию образ поэта-мученика, жертвы каторжной солдатчины. Судьба поэта, при всей её исключительности, типична для той группы разночинной демократической молодёжи 20-х годов, которая испытала сильное воздействие декабристских идей и была воодушевлена чувством ненависти к самодержавно-крепостническому строю. В стихах Полежаева, изображающих бесправное солдатское житьё, явственно различимы зачатки реализма. Он оставил незабываемые образы гражданского мужества. Мы знаем немало примеров большой действительности несгибаемого характера лирического героя этого поэта и в наше время. В многотрудном для родины военном 1942 году профессор МГПИ им. В.И.Ленина И.Н. Кубиков при защите одной из диссертаций громко и выразительно прочитал «Песнь пленного ирокеза» и заметил при этом, что столь мужественного русского человека, который обрисован в только что прочитанных стихах поэта, не победить зарвавшимся самонадеянным фашистам. Послушаем эту «дивную», по определению В.Г. Белинского песнь поэта, в которой он пишет о долгой страшной пытке.Чтец. «Песнь пленного ирокеза» В иносказательной форме о самом себе, о своей участи он говорил в стихотворении «Песнь погибающего пловца»^ Чтец. «Песнь погибающего пловца»Ему пришлось испытывать и такую подлость, как предательство царя, которому служил, предательство друзей, которых любил. Стихотворение называется «Негодование»^ Чтец. «Негодование».«Ещё нечто» – ещё одна страница из жизни поэта-мученика. В этом стихотворении изображает своё личное горе, горе поэта-солдата, отправленного царём в ссылку за вольнолюбивые мысли.^ Чтец. «Ещё нечто»«Опять нечто» – это нечто о царе-вешателе, о царе-убийце, которому солдаты присягали служить верой и правдой. А он ?.. А он их обманул.^ Чтец. «Опять нечто»А.И. Герцен писал, что выстрел, убивший А.С. Пушкина, разбудил М.Ю. Лермонтова. А нам кажется: он разбудил и Полежаева, который посвятил великому поэту свой «Венок на гроб Пушкина». Послушайте, какую человеческую боль испытывает, как искренне переживает поэт.^ Чтец. «Венок на гроб Пушкина». Вольнолюбивые, дышащие ненавистью ко лжи и угнетению произведения просты, взволнованы, доступны для широкого круга читателей. А вот эти стихи о любви ^ Чтец «Песня». После смерти поэта началась вторая жизнь Александра Полежаева. Его помнят на родине, в Мордовии. Его именем называют улицы, библиотеки, школы. В Саранске ему поставили памятник, который стоит на улице Полежаева, в Рузаевке благодарные потомки установили бюст. 3 слайд. 33 Текст:Памятник- Что ж будет памятью поэта? бюст. Мундир?.. Не может быть… Грехи? Они оброк другого света. Стихи, друзья мои, стихи Имя А.И. Полежаева стало очень популярным в Мордовии благодаря Ивану Дмитриевичу Воронину – профессору МГУ им Н.П. Огарёва, ныне покойному, написавшему несколько книг о жизни и творчестве А.И. Полежаева. Автором последних изданий является доктор филологических наук. Творчество А.И. Полежаева вошло в золотой фонд нашей отечественной культуры. Давно поднимался вопрос о создании его музея, но воплотить идею пока не удавалось. Да и не просто это сделать: у поэта не было ни дома, ни семьи. За организацию музея взялся житель города Пензы, ныне покойный Алексей Михайлович Мамаев – ветеран Великой Отечественной войны. Сейчас его дело продолжает сын Александр Алексеевич. Этот музей находится в городе Пенза, на улице Саранская, в доме номер 51, телефон 4-75-85. в пяти залах музея рассказывается о жизни поэта. Один из залов музея посвящён самым счастливым дням, которые были у поэта. Это пятнадцать июльских дней, которые он провёл на даче в Ильинском у полковника И.П. Бибикова. Здесь и познакомился, а впоследствии полюбил его дочь Катю. Екатерина Ивановна прожила долгую жизнь и до конца сохранила в памяти встречи с поэтом. Её мемуары, стихи, литературные произведения хранятся в Государственном литературном музее, а в Москве и сейчас проживает её правнук Сергее Петрович Раевский, ему 88 лет. Многие стихи и поэмы А.И. Полежаева переведены на эрзянский и мокшанский языки – это тоже продление жизни после смерти. Послушайте несколько его стихотворений на эрзянском языке. ^ Чтец. Ведьбрамо. Сэрей пандосто чудикерькстнэ Те прок эрямом! Моньгак истяКевтнень вакска чиить- жольнить Мольсь од порам, мазый ульнесь.Ды вейс понавить сынь, прок пикстнэ Сон цеця прок цветясь мазыйстэ Пек виев ведьбрамо тейсть. Ды теке чудикерькс жольнесь.Кежей волнатне эшкеневить Мейле превтемень капшамосо,Кеверить верле сынь кевекс Кода капши сонсь эрямось,Ды перть-пельга пургсевкст певерить, Ёматотсь – прок ведень прамо,Цитнить сынь сиянь пиземекс. Прок васолонь огай лазовсь.Лажны ды кувси кувакасто Лажнок, лажнок, природань цёра, Пандотнень юткова леесь Тон сехте нусмагя шкастонть.Ды чов марто ёматы састо Морыцятнень лецтить од порантьВасоло ёми жойтнень пес. Оляксрв эсь налксемасонть.^ Чтец. «Учома» Сятко авинем, – сон эйстэть Ковгак ды зярдояк а тукшны: Кеветее тундостом тень Сонзэ марто мекс-бути скушна! Природанть тунь а манясак, Те монень пек парсте неяви. Мон уш умок, умок кинньгак Буто учан – но а вастови! Но сень, конань учан, сон сы, Паньсынзе стака арсематнень, Ды ожо рузась потясы Тантейстэ пиземень петнявкстнэнь. (Перевод А. Мартынова) ^ Чтец. «Ваицянь моро». 1. Раужо кармась 2. Потмургадозь Кольсь менелесь Тештев менельксэсь Азарсь вармамсь Покш зыян Чары- вели! Алты пертьпелькзэсю Сон вешки, Алты пе- Зэрть анети. Пингень ве. Морясь вайксти. Раказь раки Кись умонь… Алты ад, Ваи, ваи Кешсэ лаки, Венчем монь. Теке ят. 3. Те зыянось 4 . Седей лажны Сасасамам. Вешни ян, Кельме ведьсэ Инжекс сакшеыннь, Вельтясамам Ней туян. , Сы тень пе – Нурька лисс Кельме ве. Пингень кись, Гай пурьгинесь Шка кемеманть Зэрть каясь! Тень стувтомс! Отьмась оймась Шка масторонть Тень лекстясь. Тень кадомс! 5. Вармась монень 6. Зярдояк мон Ульнесь ялгакс Эзинь пели Иневедесь – Мезе учи Теке ялгакс Монь икеле. Уличись – Мон уинь Олячись Мон ракинь. Ды улезэ Те шкас эринь Пингесь монькс! Секс, паряк, – Тень эзь эрявт Эзинь сорно Сэтьме ёнкс! Мездеяк.7. Оймем лембе 8. Равжо кармась, Сон эзь сода Кольсь менелесь. Сон эзь сода . Азарсь вармась Вечкемс кода Чары-вели! Мон кулан, Сон вешки – А карман Зэрть ашти! Мезекс пелемс, Морясь вайкстнесь А содан? Кись умонь… Кадык! Кадык Ваи,ваи Мон ёман!!! Венчесь монь! (Перевод А. Арапова).Свой рассказ о замечательном русском поэте Александре Ивановиче Полежаеве мы заканчиваем его стихотворением «К своему портрету», который и явится как бы итогом всего нашего повествования:^ Чтец. Судьба меня в младенчестве убила!Не знал я жизни тридцать лет, Но ваша кисть мне вдруг проговорила:«Восстань из тьмы, живи поэт!И расцвела холодная могила,И я опять увидел свет…Восстал поэт, живёт поэт, и он опять увидел свет! 3) Праздник «Дозорные письменной речи»Цель: показать огромные возможности пунктуации и её значение для успешного речевого общения; поколебать распространённые убеждения учащихся в том, что пунктуационные ошибки – это погрешность, которую не не стоит принимать во внимание; воспитывать познавательный интерес. Оснащение: плакат «Дозорные письменной речи», плакат с эпиграфом, карточки с изображением знаков препинания.^ Эпиграф «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться»К.Г. Паустовский. Ход.Инсценирование стихотворения С.Я.Маршака. Знаки препинания У последней точки На последней строчке Собралась компания Знаков препинания.Прибежал чудак – Восклицательный . Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: «Ура»!, «Долой»!, «Караул»!, Разбой»!Притащился кривоносый Вопросительный знак, Задаёт он всем вопросы: «Кого»?, «Кто»?, «Откуда»?, «Как»?,Явились запятые, Девицы завитые, Живут они в диктовке На каждой остановке.Прискакало двоеточие, Прикатило многоточие, И прочие, и прочие, прочие… Заявили запятые: «Мы особы занятые: Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ.«Если нет над вами точки, Запятая – знак простой»! – Отозвались с той же строчки Тётя точка с запятой.Двоеточие мигая, Закричало «Нет, постой, Я важней, чем запятая Или точка с запятой, Потому что я в два раза Больше точки одноглазой, В оба глаза я гляжу, За порядком я слежу».«Нет, – сказало, – многоточие, – Еле глазами ворочая, – Если вам угодно знать, Я важней, чем прочие… Там, где нечего сказать, Ставят многоточие…Вопросительный знак Удивился: «То есть как?» Восклицательный знак Возмутился: «То есть как»!«Так, – сказала точка, – Точка-одиночка, – Мной кончается рассказ,- Значит, я важнее вас.-Какой же знак препинания важнее и нужнее, как разрешить спор между знаками препинания?Чтение этюда А, Каневского «О пользе знаков препинания» «Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире… Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!» – Какой вывод можно сделать из сказанного?Вывод: из сказанного можно сделать вывод, что все знаки препинания нужны и важны. И нужно уметь ими пользоваться т. к. без умения пользоваться знаками препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания опять предаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себя нашу жизнь сегодня. – А знаете, с какого языка пришло нам это слово? Пунктуация – слово, которое мы часто слышим рядом со словом « синтаксис», пришло к нам из латинского языка, где punktum – точка. Сравните: торговая точка, пулемётная точка. Но в грамматике этим словом обозначают правила о постановке знаков препинания. Пунктуационные ошибки – ошибки в расстановке знаков препинания.- А теперь мы подробнее расскажем о знаках препинания.Точка всегда становится в конце повествовательного предложения. Чтобы поставить точку, достаточно ткнуть карандашом или пером в бумагу… Оказывается, глагол ткнуть и существительное точка – исторически однокоренные слова: здесь чередуются о и нуль звука, к и ч. Исторически однокоренными являются также слова заткать, затычка, ткать, приткнуть, соткать и др. сюда же относится слово сутки, которое осмысливалось как слияние дня и ночи. Они как бы сотканы. Со словом точка в современном русском языке образованно немало фразеологических оборотов. Вот некоторые из них:Ставить точки над и – уточнять все подробности. Точка опоры. Рассказывают, что великий математик и механик Древней Греции Архимед Сиракузский, установив законы рычага, гордо произнёс:»Дайте мне рычаг и точку опоры, и я сдвину землю!» шутка Архимеда и его выражение «точка опоры» – стали крылатыми. Бить в одну точку – упорно направлять усилия.В точку, точка в точку, в точку попасть – сделать что-то правильно.На точке замерзания, на мёртвой точке – находиться в одном и том же состоянии.До точки – точно, досконально.Точка зрения – определённый взгляд на какой-либо вопрос, своё отношение к кому, чему-либо.^ Восклицательный знак на письме ставится обычно тогда, когда мы что-то произносим громко, с волнением. Мы им выражаем чувство удивления, восхищения, удовольствия, гнева, возмущения, презрения, радости и.д. О значении восклицательного знака поэт А. Тетивкин пишет: Ребята! В предложениях Стою я для того, Чтоб выделить волнение, Победу, торжество… Не зря я от рождения Противник тишины. Где я, те предложения С особым выражением Произносить должны.В конце вопросительного предложения ставится знак вопроса. Во многих языках он изображается так ? О значении вопросительного знака поэт А.Тетивкин написал такие стихи. Разные вопросы Зачем? Что? Кому? Задаю я людям: Где? Куда? Который? Чья? Как? Откуда? Какая? Каким? Сколько? Почему? Отчего? Зачем? О чём? Скобки мы часто встречаем и в учебниках, и в газетах, и в научной литературе. Когда же и зачем они ставятся? Для выделения вводных предложений, различных вставок пояснений. На месте скобок можно поставить тире и запятые. Однако скобки зрительно более заметно обособляют вводные предложения и различные вставки, пояснения. Читатель как бы мимоходом останавливает внимание, направляя его в основном на главное. Со словом известно устойчивые сочетания «сказать в скобках», «заключить в скобки», «раскрыть скобки» чисто математические мы пользуемся ими почти на каждом уроке математики. Слово скобки образовано от славянского корня скоб помощью суффикса – к-.(Общеславянское скобль – скребница – инструмент для скобления, он имел форму полукруга). Знаете ли вы, что во времена Ломоносова восклицательный знак называли удивительным, чёрточку – единительным, а скобки вместительным. Всем известно шутливое выражение: «Вот тут-то и запятая». Здесь слово запятая употребляется в смысле затруднения, препятствия. Это неслучайно: слова запятая, запинка, запинаться, препятствие… – исторически однокоренные. По происхождению слово запятая является страдательным причастием женского рода от древнерусского глагола, имевшего значение, воспрепятствовать, задержать. Запятыми на письме мы разделяем слова, группы слов и предложения. Неуместно поставленная или пропущенная запятая может изменить смысл всего предложения и привести к ошибочному пониманию. Был такой случай. В школу принесли телеграмму Кишинёва 1/ 6001 36 30. Делегация выезжает утром встречаете – тчк- секретарь, прочитав её, в недоумении развел руками: « Когда же прибудет делегация»? Вспомним условия постановки запятой, по принципу. « Не оборви цепочку», т. е. действуем по принципу поочерёдного ответа, как звенья в цепи, называя условия постановки запятой. Запятая ставится для разделения однородных членов предложения: а) если они не соединены союзами; б) если они связаны противительными союзами; в) если они соединены повторяющимися соединительными или разделительными союзам; г) если они соединены двойными союзами 2. для выделения обращений; 3. для выделения вводных слов и предложений; 4. для выделения междометий; 5. для выделения слов «да», «конечно», «ладно», «нет», «что». 6. для выделения обособленных членов; 7. для выделения сравнительных оборотов; 8. для разделения предложений, входящих в состав ССП; 9. для отделения придаточных предложений от главного в составе ССП; 10. для разделения предложений, входящих в состав БСП; М.В Ломоносов говорил: «О запятой можно написать великую книгу».Происхождение слова «многоточие» весьма прозрачно. В нём соединены два корня: корень много часть слова точка, которое в древности имело корень точ…- создано оно по типу слова двоеточие, исходя из смысла слова, многоточие следует понимать как знак препинания, состоящий из многих точек. Однако буквальное чтение слова будет не совсем верным, так как в качестве знака препинания многоточие содержит только три точки. В этом своём значении многоточие обозначает перерывы в речи, когда высказывание не закончено или когда имеется пауза внутри высказывания. Перерывы в высказывании могутВызываться тем, что собеседник вдруг перебил говорящего. Тот останавливается, и возникает пауза, которая на письме и обозначается многоточием. Говорящий и сам может прерывать свою речь. Причины таких перерывов различны. Человек ощущает боль, усталость, естественно, сто речь его будет прерывистый. Всевозможные душевные переживания – гнев, сомнение, растерянность, нерешительность, волнение, радость т. д. – тоже влекут за собой перерывы в речи. За многоточием в целом скрывается общая эмоциональная окрашенность речи. Сравнительно поздно среди русских знаков препинания появилось тире. Оно было введено Н.М Карамзиным и получило широкое распространение. Само слово тире заимствовано из французского я зыка, в котором оно было произведено от глагола tirer (тянуть), что вполне соответствует форме знака. Тире ставится: 1) между подлежащим и сказуемым; 2) после однородных членов;3)между частями в Б.С.П.;4) с помощью тире выделяются приложения и5) вводные предложения.Двоеточие ставится:1) после обобщающего слова перед однородными членами;2) после слов автора перед прямой речью и цитатной; 3)между частями в Б.С.П.^ Точка с запятой ставится между частями в Б.С.П., когда в простых предложениях есть уже какие-нибудь знаки препинания.Кавычки ставятся для выделения прямой речи и цитаты И.С. Тургенев советовал: «Берегите наш язык, наш прекрасный язык , это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».- Сколько знаков препинания?- Десять. Иногда за знак препинания ошибочно принимают дефис. Он ставится как соединительный между двумя словами: город-герой, нежно-розовый и при переносе. Чёрточка (дефис) в два раза короче тире. Целых десять знаков препинания. А вот тюремный смотритель Яшкин убеждён в том, что в «русском языке много лишних знаков препинания». На робкое возражение «мыслитель отвечает тирадой, полной негодования: «Уж это вы оставьте. Никакого значения не имеют ваши знаки препинания. Одно только мудрование… Наставит десяток запятых в одной. Строчке и думает, что он умный…наш товарищ прокурор меринов после каждого слова запятую ставит,. Для чего это? Милостивый государь- запятая, я заметил – запятая, что арестанты – запятая…Тьфу! В глазах рябит! Да и в книгах то же самое… Точка с запятой, двоеточие, кавычки разные. Противно читать даже. А иной франт мало ему одной точки, возьмёт и натыкает их целый ряд. Для чего всё это? – Наука требует. – Наука… Умопомрачение, а не наука… Для форсу выдумали… Пыль в глаза пущать…Этот литературный отрывок вызывает только улыбку? Не ли кто-нибудь и из нас так же, как Яшкин? Мы постараемся вас переубедить, чтобы вы изменили своё отношение к знакам препинания. Знаки препинания могут употребляться вместо целых предложений. Вот исторический факт. В день выхода в свет своей новой книги французский писатель Виктор Гюго, желая узнать, как идёт продажа, послал издателю открытку, на которой стоял только вопросительный знак:..? Издатель не ударил в грязь лицом и ответил коро