1. Условие возникновения, становления опыта и его актуальность

МОУ «Клименковская средняя общеобразовательная школа»Совершенствование языкового образования младшего школьника через современные методы обученияавтор опыта учитель начальных классовРезниченко О.А.Клименки 2007 г.СОДЕРЖАНИЕΙ. Информация об опыте1.1 Условия возникновения и становления опыта 1.3 Ведущая педагогическая идея опыта 1.4 Новизна и доступность опыта 1.5 Теоретическое обоснование опыта ΙΙ. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА – Цели и задачи педагогической деятельности- Организация учебно-воспитательного прооцесса – Содержание образования- Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы ΙΙΙ. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Информация об опыте.^ 1.Условие возникновения, становления опыта и его актуальность. Перед современным учителем поставлена сложная задача – воспитать активную, творческую, мыслящую личность. Приоритетными стали цели воспитания и развития младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Для достижения этих целей необходимо стало создание условий, при которых каждый ученик стал бы подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Об уровне и глубине знаний учащихся школа заботилась всегда, заботится и сейчас. И вместе с тем обеспечение качества знаний остаётся постоянной проблемой. Одна из проблем – научить детей грамотно писать, правильно читать, стремление совершенствовать свою речь. Без овладения навыками письменной и устной речи невозможно успешное обучение. Русский язык – величайший учитель. Через овладение языком формируется собственная языковая способность человека, происходит становление личности. В современный период развития общеобразовательной школы языковое образование младшего школьника и его речевое развитие все более основательно и обоснованно сливаются в единый учебно-познавательный процесс. Современное начальное языковое образование не ограничивается только лингвистическим компонентом и включает в себя широкий профиль речеведческих, социальных, литературных, общекультурных, исторических личностно-ценностных аспектов. Установка на развитие младшего школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью, социально активной и ориентированной на самовоспитание, потребовало внести определённые изменения в содержание и методы обучения русскому языку. Языковое образование школьника представляет собой процесс и результат познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории языка в целях коммуникации, на речевое, умственное и эстетическое развитие, на овладение культурой народа-носителя данного языка. Именно этот критерий является одним из важнейших показателей развивающего обучения родному языку наряду с формированием нравственных, эстетических, социально значимых качеств личности школьника. Язык для ученика уже на начальной ступени обучения выступает не только как важнейшее средство общения людей, но и как возможность познания окружающего мира, речевого и умственного развития человека, взаимовлияние людей друг на друга, эстетического и нравственного воспитания. Вместе с тем язык представляет для школьника и средство познания самого себя как социального субъекта. Языковое образование как результат учебно-познавательной деятельности характеризуется совокупностью показателей, которые определяют уровни языкового образования школьника.^ 2. Ведущая педагогическая идея опыта. Совершенствование урока на основе внедрения таких форм обучения, которые, с одной стороны способствуют осознанному и прочному усвоению программного материала, а с другой стороны – развивают творческую активность учащихся, их сообразительность, любознательность и формируют определённое мировоззрение и мировидение. Особенности обучения в современной школе во многом определяются все нарастающим объёмом информации, интенсификацией прохождения материала, постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Подобные условия обучения требуют современной организации процесса обучения. Развивающее обучение родному языку в современной школе конкретизируется как личностно – ориентированное, коммуникативно-речевое, коммуникативно-деятельностное. Во всех этих определениях есть общая основа. Общим является идея взаимосвязи языкового образования и речевого развития учащегося, развития ученика как личности, деятельностный подход к обучению. Анализ целостного многоаспектного подхода к содержанию и структуре современного языкового образования позволяет выделить следующие его компоненты: Языковая система – совокупность знаний в виде понятий, сведений, правил, представленных в учебниках и школьных программах, а также формируемые на основе знаний языковые умения: фонетические, словообразовательные, грамматические, лексико-стилистические, орфографические и пунктуационные умения. Речевая деятельность школьника как реализация языка, включающая в себе процесс чтения, письма, слушания, говорения, а также навыки правильного, сознательного, выразительного чтения, орфоэпические навыки и умения, связанные с соблюдением норм литературного языка. Речевые произведения (микротексты), которые используются в процессе овладения языком и речью в качестве дидактического материала и представляют собой тексты-образцы определённого типа и стиля речи. Способы деятельности, обеспечивающие усвоение системы языка и формирование языковых, речевых, орфографических, общепознавательных умений и в целом развитие школьника как личности. Культура речевого поведения (культура общения). Культура народа – носителя русского языка (социокультура). Невозможно познать русский язык в отрыве от познания того, что создано народом, говорящем на этом языке.^ 3. Теоретическая база опыта. Теоретической базой, несомненно, можно считать работы педагогов С.Н. Лысенковой, И.Т Федоренко, Т.Г Рамзаевой, В.Г Горецкого, Щурковой и д.р., в трудах которых отчетливо обозначено совершенствование языкового образования, позволяющие использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; адекватно воспринимать звучащую речь, овладевать нормами русского речевого этикета. ^ Трудоёмкость опыта заключается в его переосмыслении с позиции самореализующейся личности школьника в учебно-познавательной деятельности, в отборе оптимальных методов и приёмов, форм и средств организации учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей школьника.^ Новизна опыта заключается в постоянном занятии языком, обогащающем интеллект. Это и выбор наиболее точных лексических средств, и быстрое, безошибочное построение больших и малых предложений, связывание их в ткани текста; соблюдение логических связей и обоснованности речи; это полноценное аудирование и чтение, это мир книг – чтение и перечитывание; это осмысление структуры и механизмов языка; эстетика языка – выразительность речи, красивое каллиграфически грамотное письмо, первые опыты литературного творчества.^ Доступность опыта проявляется в том, что он может быть успешно использован учителями общеобразовательных школ. Изучение родного языка – есть исследование образцового материала, а также собственной речевой деятельности. Целью его является теоретическое осмысление языка, а практической задачей – высокая культура речи во всех её проявлениях. Технология опыта.^ 1.Цели и задачи педагогической деятельности. Развитие речи, мышления, воображения школьников. Способствовать выбору средств языка в соответствии с условиями общения, развития интуиции и чувства языка. Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматики русского языка. Овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка. Овладение умениями правильно и грамотно писать и читать, участвовать в диалоге. Развитие «дара слова» – выражение своей мысли и понимание чужой. Воспитание и развитие личности ученика, воспитание позитивно эмоционального ценностного отношения к родному языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты. Пробуждение познавательного интереса к родному языку, стремление совершенствовать свою речь. Формирование и отработка языковых умений: аудирования, говорения, письма и чтения.^ 2.Организация учебно-воспитательного процесса. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Активное введение в учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетических сфер ребёнка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, являются одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в целом или отдельных его компонентов (форм, методов и средств обучения и воспитания) невозможно без мотивации учения. Все мотивы можно разбить на следующие группы: – учебно-познавательные (интерес к знаниям, познавательная потребность, любознательность и др.); – непосредственно – побуждающие (яркость, новизна, занимательность); – перспективно-побуждаюшие (чувство долга и ответственности). Учебно-познавательные мотивы формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности. Залог успешного обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Сегодня деятельность учителя направлена не на освоение учениками имеющейся информации, а на новую организацию сознания ребёнка, которая связывается с освоением способов мышления, с выработкой собственного вхождения ученика в культуру на основе владения техникой рефлексии, понимания, действия коммуникации. Большое внимание на уроках уделяется организации работы через использование учебного диалога, участие детей в определении темы и цели урока. Задача учителя при обучении заключается в следующем: – создать проблемную ситуацию для пробуждения интереса у учеников; – подвести учащихся к совместной постановке темы или вопроса для исследования; – организовать самоконтроль и самооценку деятельности учащихся;^ 4. Содержание образования. Системная организационная работа на уроках русского языка может дать прекрасную возможность для развития личности младшего школьника, его мышления и речи, восприятия и памяти, способностей и талантов. Становление целостной личности ребёнка невозможно без её языковой составляющей. Язык – орудие познаний и главное средство общения. И только хорошо владея всеми его богатствами, дающими ключ к познанию и знанию, человек говорящий осознаёт себя полноценной личностью. При формировании и развитии языковой личности ребёнка целесообразно учитывать весь опыт, накопленный классической наукой и методикой, и соотносить его с новейшими тенденциями языковой теории и практики, основываясь на принципах системности, научности, непротиворечивости, преемственности этапов обучения, а также руководствуясь идеей индивидуального подхода к каждой взятой отдельно личности ребенка. Воспитание младшего школьника как языковой личности в процессе обучения русскому языку – глобальная проблема современного образования. Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной речи, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи в самом широком понимание, его организации и корректировке. Не секрет, что от успешного развития речи во многом зависит качество обучения и воспитания школьников. Поэтому, прежде всего, необходимо исправлять недостатки речевого развития у детей, а также использовать возможности урока для развития речевой деятельности. При решении первой задачи выделяю четыре направления: – воспитание звуковой культуры речи; – уточнение словарного запаса; – выявление уровня сформированности фразовой речи; – совершенствование речевого общения. ^ Воспитание звуковой культуры речи включает в себя: Развитие правильного звукопроизношения (внятности речи), чему способствуют чистоговорки, артикуляционная зарядка: – упр-ие «Губы»; – упр-ие «Щечки»; – упр-ие «Хомячок»; – упр-ие «Маятник»; – упр-ие «Лошадка»; – упр-ие «Конфетка»; – упр-ие «Сластёна»; – упр-ие «Зубная щетка». Отчётливое произношение слов и фраз, чему помогают игры-инсценировки; Корректировка темпа речи, где используются скороговорки и паузы- «красноречивое молчание»; Развитие речевого дыхания: – упр-ие «Свеча»; – упр-ие «Праздничный пирог»; – упр-ие «Аромат цветов»; – упр-ие «Морозный зимний вечер» и др.; Увеличение силы и высоты голоса тренируется песенками большого (басовито) и игрушечного (в высокой тональности) парохода; Развитие фонематического слуха достигается дидактическими играми «Узнай и назови звук», «Подбери слово со звуком»; Достижение выразительности речи через подражание при заучивании стихотворений с голоса учителя.^ Уточнение словарного запаса тесно связано с формированием грамматических навыков правильной речи. Для формирования правильной речи использую: Договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках; Согласование существительных и местоимений – «Чья вещь?»; Употребление прилагательных – «Из чего предмет»; Беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, детали предмета, особенности внешнего вида, характерные действия с ним); Беседы по заочной экскурсии на работу родителей детей, по родному селу; Формулирование значения слова.^ Выявление уровня сформированности фразовой речи. Для этого предлагаю пересказать небольшой текст, рассказать о прожитом дне, о событии из жизни.Совершенствование речевого общения, коммуникативная адаптация возможны через: Развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи (повторение вопроса, хоровое повторение вывода, послоговое прохлопывание, чередование индивидуальных ответов с хоровыми); Понимание речи окружающих и своей собственной способствуют учебное общение в паре, установление связей между понятиями ложка-каша, картофель-огород; Развитие слуховой памяти (выделение голосом главного, проговаривание хором запоминаемого, построение ответа на основе слов вопроса). С целью обогащения словарного запаса использую нестандартное начало урока: Назови слова, близкие (противоположные) по значению; Найди третье (четвертое) лишнее; Назови новое слово, поменяв порядок букв; Измени ударение; Отгадай загадку; Разгадай кроссворд. Воспитательная направленность речевого общения достигается использованием материалов «Культура общения», «Речевой этикет», «Речевая культура». Приёмы формирования диалогической речи – это: Обучение пониманию вопроса; Составление ответа на него; Обучение постановки вопроса; Участие в драматизациях. Учу строить свободные высказывания. Для организации свободного высказывания: Ставлю вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода при рассматривании сюжетных картинок, вопросы, мобилизующие личный опыт ребёнка; Провожу дидактическую игру «Хорошо или плохо?»; Предлагаю составить описательные или сравнительные высказывания о демонстрируемым предметам.Приёмы работы над связанностью текста: Распределить внимание между содержанием и формой изложения; Рассуждать, продумывать, аргументировать, выражать отношение к высказываемому; Выделять главное и второстепенное в объекте, сравнивать, выделяя общее и различное; Строить логически обоснованное, правильное в языковом отношении высказывание; Составление высказывания по опорным словам; Составление рассказа о случае из собственной жизни по аналогии с прочитанным; Рисование словесной картинки с использованием слов, объединённых ситуативно; Придумывание небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Важную роль в речевом развитии детей играет внимательное отношение учителя к речи учащихся. Образцом правильной, ясной, точной, содержательной речи должна быть речь учителя, поэтому нужно тщательно готовиться к уроку: продумывать ход изложения материала, работать над точностью формулировок, уточнять произношение и постановку ударения в словах. Компонентом предмета «русский язык» в начальной школе было и остаётся чтение, которое в последние годы все более приближается и по содержанию, и по целям к предмету «литература». В процессе чтения художественной литературы усваиваются некоторые литературоведческие термины и понятия: жанры литературных произведений, средства художественного языка, творчество писателя. Чтение образцовых произведений формирует языковой вкус учащихся, создаёт высококультурную языковую среду. В обучении технике чтения главные критерии – это скорость (беглость) и правильность, безошибочность. Важнейшей целью навыка чтения является его сознательность (осознанность) или полное понимание читаемого, а в устном варианте чтения – его выразительность: интонации, паузы, повышения и понижения голоса, смысловые ударения. Чтение даёт материал для обогащения словаря школьника, для развития его речи в пересказах, беседах, в письменных сочинениях и изложениях, в различного рода записях. Обучение письму всегда было тесно связано с грамматико-орфографическими занятиями: оно требует длительной тренировки, целенаправленных упражнений. Оно имеет и речевой аспект – письменное выражение собственной мысли, или сочинение. Современная школа рассматривает чтение и письмо как средство письменного варианта речевой деятельности. В развитии методики обучения языку в первую очередь надо опираться на свойства самого предмета, так как от этих свойств зависят и механизмы усвоения, и его место в развитии школьников. « ^ Тестирование какодин из наиболееточных методовобучения и оценкизнаний»В современной практике преподавания русского языка роль тестирования как одного из наиболее точных методов педагогических измерений постоянно растёт.Основной функцией тестирования является функция контроля. Преимущества тестов по сравнению со всеми другими возможными формами последнего сводятся к следующему: все учащиеся при тестировании находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Для эффективной реализации названной функции теста (как впрочем, и других- собственно обучающей, повторительно- закрепляющей, развивающей, познавательной, дисциплинирующей, исследовательской, учебно- информационной) следует соблюдать следующие принципы:1) составление или применение только таких лингводидактических тестов, которые достаточно качественны, достаточно надёжны, валидны с точки зрения целей и задач тестирования и учебно- воспитательной работы;2) соблюдение обычных процедур разработки, проведения и обработки результатов тестов;3) соблюдение оптимального соотношения тестовых и нетестовых форм контроля, т.е. использование лингводидактических тестов только тогда, когда это оправдано;4) соблюдение общедидактических принципов контроля- регулярности, систематичности, активности, сознательности и д.р. при организации тестового контроля.Тестовая форма позволяет проверить уровень сформированности как языковой, так и коммуникативной компетенции учащихся.Тестирование «лингвистического» владения языком (собственно языковая компетенция) осуществляется через разного рода тестовые задания: задания альтернативного типа, задания на множественный выбор, на установление соответствия, на перегруппировку, на распознавание, на образование по аналогии, на исправление неверных форм, неправильных утверждений.Речевые тесты, призванные измерять уровень владения различными видами речевой деятельности, так или иначе измеряют уровень коммуникативной компетенции испытуемых. В качестве примеров «тестовых» заданий, позволяющих оценить перцептивные возможности учащихся, можно предложить диалоги с пропущенными репликами, которые учащиеся должны восстановить; воссоздание текста или его фрагмента; выбор правильного ответа из множества данных; построение сообщений (устных и письменных) по заданному плану, таблице; расшифровка текста с сокращениями и пр. ^ Нетрадиционные уроки в начальнойшколеНетрадиционный урок- это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру»Нетрадиционный урок не только может, но и должен быть использован в начальной школе. Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно- образцового мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом нетрадиционные уроки. 1.Урок- КВН2.Урок- сказка3.Урок- путешествие4.Урок- викторина5.Урок- игра6.Урок- лекция7.Урок- соревнование8.Интегрированный урок9.Урок- творчество10.Урок- встречаНетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся. Но некоторые из них (путешествие, интегрированный, коллективный урок, лекция) можно использовать при изучении нового материала.К школьному возрасту, ребёнок обычно хорошо произносит все звуки, имеет достаточный словарный запас, владеет грамматически правильной речью. Всё происходит благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе ор­ганов артикуляционного аппарата. Это работа трёх отделов: дыхательного, гор­тани, полости рта и носа. Работа над развитием речевого аппарата условно можно разделить на два этапа: 1. выработка умений достаточно устойчивого произношения звуков и вы­членения их в словах, в речи; 2. развитие у детей эмоциональной, выразительной речи.Первый этап Цели первого этапа: включить в работу три отдела речевого аппарата детей для правильного образования звуков; научить детей слушать и слышать говорящего и себя; раскрепостить детей при произношении трудных и громоздких слов; внести элементы игры, дать ребёнку почувствовать красоту отдельного звука и речи человека в целом. Исходя из целей данного этапа, предлагаю следующую работу: постановку правильного дыхания; увеличение подвижности языка, губ ребёнка; шумовые игры; скороговорки на данный звук. Для постановки правильного дыхания можно предложить ряд упражнений, которые способствуют управлению им в процессе говорения: положить ладонь на живот и выполнить несколько вдохов и выдохов, следя при этом, чтобы при дыхании работали мышцы грудной клетки, а не живота (рука должна оставаться в покое, без движения); в чередовании: медленный вдох – быстрый выдох (и наоборот); вдох произвести через нос, а выдох – через рот (так несколько раз и на­оборот); сделать глубокий вдох, а на выдохе произвести имитацию выстрела; воздух вдыхаем с силой через рот, издавая свист, выдох – спокойный. Наоборот, вдох – спокойный через нос, а выдох – с силой, со свистом через рот. Эти навыки правильного дыхания пригодятся детям в последующей работе. Читая выразительно стихи, тексты, они смогут произносить прочитанное не взахлёб, а спокойно, соблюдая паузы в нужном месте. Упражнения, которые способствуют развитию подвижности языка, мышц губ, я придумала сама. Вот некоторые из них: покажите, как кошка лижет молоко; цоканье, прищёлкивание языком. Прищёлкивать языком можно: а) кончиком; б) серединой языка; в) дальней ча­стью языка, развивая подвижность основания его. работа языка в разной пози­ции отличается звучанием; 3) покажите, как «болмочет» индюк (с закрытым ртом); произнесите с чередованием звуки (о), (ы), при этом вводите в работу мышцы губ; причмокивание, посасывание губ. Подобные упражнения дети выполняют с радостью, с удовольствием. А поло­жительные эмоции при обучении – это всегда хороший результат. На этом же этапе развития речевого аппарата детей уместно использовать шумовые игры.^ Игра «Пчёлы на лужайке». Закройте глаза и представьте себе, что вы пчёл­ки. Пчёлки вылетают на лужайку к цветам. Они кружатся над цветами, издавая звук з-з-з. Дети двигаются по комнате, расставив руки в стороны. При посадке на цветок замолкают.^ Игра «Колыбельная». Представьте себе, что у вас в руках кукла. Поём ей колыбельную (звучание звука разной длины, разного ритма: а-а-а, а-а-а-а-а,аа-аа-ааа-аа, аа-а-аа-а…).^ Игра «Жучки в полёте». Она проводится аналогично первой игры, (в начале игры дети узнают, что жук жужжит только тогда, когда летит, а когда сидит, он молчит).^ Игра «Насос». Дети играют в парах. Один ребёнок работает воображаемым насосом, другой представляет собой резиновую лодку. Первый ребёнок изображает движение человека, накачивающего лодку. При этом он издаёт звук ш-ш-ш. Лодка накачана, убирают насос, лодка спускает. Другой ребёнок издаёт звук ш-ш-ш (долгий).^ Игра «Надуваем воздушные шарики». Она проводится в парах аналогично предыдущей игре. Эти и подобные игры можно проводить не только во время звуковой разминки, но и в виде физкультминуток на уроке. Следующим видом работы на этом этапе являются скороговорки на заданный звук. Цель этой работы заключается в формировании умений интонационно вы­делять какой-то звук, вслушиваться в произношение, в стремлении повторить его как можно чище. Здесь необходимо помочь каждому ребёнку преодолеть страх при произно­шении, помочь ему раскрепоститься и позднее испытать радость от успеха. Подбирать скороговорки необходимо на те звуки, которые часто неверно произносятся детьми. Скороговорки на первом этапе рекомендую произносить медленно, работая над каждым звуком, – словом, выделяя звуки чётко при мно­гократном повторении. Это могут быть такие скороговорки:(ш) – (с)Шла Саша по шоссе и сосала сушку.(щ) – (ч)Щёткой чищу я щенка, щекочу его бока.(ж)Жук жужжит по абажуром, жужжит жужелица, жужжит кружит­ся.(ш)Шесть мышат в уголке шуршат.(с)-(з)-(и)Стоит воз овса, возле воза – овца.(ш) – (ж)Змея шипит, а жук жужжит. У каждой скороговорки своя игра звуков, которая не повторяется. Каждая из них решает свою задачу. Много работы проводится над парными согласными, похожими при произношении. Ребёнку приходится внимательно прислушивать­ся, приучать себя слушать произносимое слово и, слыша его, уметь его произне­сти. Таким образом, в игре мы учим детей слышать, а это очень важный фактор в процессе всего обучения, это залог успеха. Таким образом, работая на первом этапе над звуком, мы побочно воспитыва­ем в детях внимание, память, любознательность и другие качества, которые очень важны и необходимы для усвоения учебного материала.Второй этап Цели: учить детей управлять своим голосом; развивать эмоциональность, выразительность речи детей; отрабатывать скорость проговаривания скороговорок, добиваясь чистоты их произношения; научить детей управлять своими чувствами, развивать артистические дан­ные, расширять кругозор детей, развивать воображение и память. На этом этапе я использовала скороговорки, чистоговорки. Приведу несколь­ко примеров, способствовавших выполнению поставленной цели. I. Учу детей говорить шёпотом, беззвучно, тихо, громко.1. Белые бараны били в барабаны. Произнести эту скороговорку громко, голосом изображая бой барабана. Мышонку шепчет мышь:Ты всё шуршишь, не спишь? Мышонок шепчет мыши:Шуршать я буду тише. произнести эту скороговорку шёпотом, протягивая в звучании звук (ш) и соз­давая тем самым образ шуршащего мышонка.3. Проворонила ворона воронёнка. Начать проговаривание громко, постепенно переходя на шепот, а потом на работу только губами.^ 4. Из-под топота копыт пыль по полю летит. Начинаем тихо, как бы представляя, что звук копыт далеко-далеко, а при­ближаясь, произносим всё громче и громче и наконец в полный голос, изобра­жая ритмом «топот копыт». II. Чтобы работать над выразительностью речи, я подбирала скороговорки, в которых был вопрос или восклицание. Такие скороговорки дети быстро не про­износят, а лишь читают их с чувством. Например: /. ^ Хохотушка буква х, рассмеялась ха-ха-ха!2. Встретил в чаще ёж ежа:- Как погода ёж? – Свежа!И пошли домой дрожа, Сгорбясь, съёжасъ, два ежа!3. Расскажите про покупки.Про какие про покупки?Про покупки, про покупки, про покупочки мои.4. Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.Черепаха всех смешит, потому что не спешит.- А куда спешить тому, кто всегда в своём дому? III. Для того, чтобы работать над скоростью произношения, я подбирала каккороткие скороговорки, так и длинные:^ Крошка кошка на окошке. Кашку кушала по крошке.Кукушка кукушонку купила капюшон.Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.Вкусная халва, мастеру хвала. Сформировав у детей правильность дыхания, учу говорить скороговорку на одном выдохе. Для этого надо набрать ртом воздух и проговорить скороговорку на одном выдохе, кто сколько сможет. Можно применять игру «Догони меня». Дети стараются не отставать от учителя. Можно дать конкретное задание: «Произнесите скороговорку 3 раза (5 раз) в зависимости от того, насколько она длинна». Можно произносить с постепенным увеличением (уменьшением) тем­па говорения. Здесь очень важна роль учителя-дирижёра. Он жестами, интона­цией должен показать образец и руководить говорением. IV. Для достижения данной цели я использовала одну и ту же скороговорку.Но перед работой над ней необходимо слово учителя, чтобы помочь ребёнкупредставить себе ситуацию и голосом показать своё отношение к ней. Напри­мер: – Сегодня представим себе, что мы отправились на берег реки. Что мы будемтам делать? (Рыбачить.) А кто знает, какая рыба водится в реке? Закроем глаза и представим себе, что мы наловили много-много ершей. Нашли ель, сварили уху. А теперь будем её есть. Вы рады, что рыбы много, она вкусная? (Да). Тогда произнесите скороговорку радостно. (Дети представляют, думают, как лучше выразить голосом радость. А потом спрашиваю одного, второго, третье­го.) Дети произносят:^ Мы ели-ели-ели ершей у ели.Их ели-ели-ели у ели и доели. Выясняем, кто был наиболее выразительным. Я продолжаю: – Представьте себе: вы сначала были рады, что рыбы много, но все уже на­елись, а рыбы ещё много. Выбрасывать жалко, и вы едите её через силу. Хочетсяплакать, но едите. (В голосе должно звучать недовольство, можно даже похны­кивать.) Аналогично можно построить работу над такой скороговоркой: пара птиц порхала, порхала, да и выпорхнула.Первая ситуация: дети огорчены, что птицы, которые случайно залетели к ним в квартиру, улетели.^ Вторая ситуация: птиц поймал хулиган и посадил в клетку, а дверцу забыл закрыть: птицы порхали, порхали, да и улетели. Это ведь радость для детей, что они спаслись. V. Многие скороговорки при первоначальном произношении для слушателя не понятны сразу, а для детей тем более. Знакомясь с ними, я стараюсь объяс­нить, показать, нарисовать на доске, часто приходилось использовать апплика­цию на магнитной доске. Например:^ У ужа ужата, у ежа ежата. На доске вывешиваю картинку с ужами и ежами. При медленном первона­чальном произношении указываю указкой на предметы, пока дети не поймут. Потом убираю картинки, но прошу при говорении представлять их. И так про­износим, пока не запомним. А вот ещё более сложная скороговорка:^ Во дворе трава, на траве дрова.Не руби дрова на траве двора. Здесь я использовала аппликацию. При первоначальном говорении поэтапно прикрепляю траву, дрова. И обратно (во второй части скороговорки) убираю в той последовательности, как говорится. С использованием аппликации произно­сят и такую скороговорку: дубу дома, дому дуба. Помогаю запомнить, указы­вая на предмет. Требуется объяснение и небольшая вступительная беседа для скороговорки:^ Вы малину мыли ли?Мыли, но не мылили. Таким образом, систематически работая над развитием речевого аппарата, мы учим ребёнка многому, а главное, мы помогаем ему почувствовать, что он умелый и талантливый, мы создаём атмосферу доброжелательности, искренно­сти, в которой ребёнок сможет познать себя и других.Развиваем память и повышаем грамотность. В своей работе (наряду с другими упражнениями) я использую слуховые диктанты как средство, позволяющее поэтапно увеличивать объём запоминаемого материала, и зрительные диктанты, на развитие точности запоминания. Такие диктанты провожу на каждом уроке русского языка. Объём предложений увеличивается постепенно, а с ним – память и грамотность учеников. Зрительные и слуховые диктанты разрабатываются поурочно, их содержание тесно связано с изучаемыми программными темами и словарной работой.Зрительные диктанты развивают точность зрительного восприятия, активизируют мышление и способствуют запоминания правильного написания. Предложение записывается на доске заранее и закрывается. Методика проведения. Установка на запоминание предложения (1 секунда на 1 слово ). Предложение открывается. Учащиеся закрывают глаза и представляют предложение зрительно. (Это очень важный момент, так как в первые секунды увиденное воспроизводится в памяти максимально точно). Предложение записывается в тетрадь по памяти. Если предложений два, то такая же работа проводится и со вторым предложением. 5. Проверка под руководством учителя.(Открывается запись на доске).После диктанта для более прочного запоминания материала учащиеся выполняют устный разбор записанного: анализ семантический, звукобуквенный, морфологический, словообразовательный и т. д. Слова из зрительного диктанта включаются не только в слуховой диктант, но и в другие виды работ. Зрительные диктанты проводятся параллельно со слуховыми диктантами и предшествуют ему.Слуховые диктанты развивают слуховое восприятие и память, учат умению распознавать фонему за произносимым звуком и обозначать её соответствующей буквой путём соотнесения речи звучащей и письменной. С помощью решения орфографических задач такие диктанты способствуют увеличению объёма слуховой памяти учащихся.