1. Виды делового общения. Выделяют след. виды общения: 1) «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.д.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику; 2) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, – то активно вступают в контакт, если мешает, – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики; 3)Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли; 4) Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интереса дела более значимы, чем возможные личностные расхождения; 5) Духовное, межличностное общение, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации; 6) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыль в глаза», обман, демонстрация доброты и т.д.) в зависимости от особенностей личности собеседника; 7) Светское общение, Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то что думают, а то, что положено потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. ^ 2.Гуманист.психология. Теория самоактуализации.Г. п-гия возн. как естеств. развитие взглядов Адлера, Хорни и Салливана на роль социокульт. факторов в психич. деят-ти. К 1960-м г. среди представителей этой школы были такие влиятельные п-ги, как К.Роджерс, Э.Маслоу и Г.Олпорт. Г. п-гия настаивает прежде всего на важности самоактуализации (т.е. удовл-я присущей индивиду потреб-ти в выявлении и развитии собственно чел-ких личностных черт) как условия становления личности. Др. важный пр-п – необх-ть анализа лич-ти как целого (холизм). Г-кие п-ги отрицают редукционизм, т.е. описание собственно чел-ких св-в на языке естеств. наук. Методологич. позиции г. п-гии сформулированы в след. посылках: 1. Чел. целостен; 2. Ценны не т. общие, но и индивид. случаи; 3. Главной псих-ческой реальностью явл. переживания чел.; 4. Чел. жизнь — единый процесс; 5. Чел. открыт к самореализации; 6. Чел. не детерминирован только внешними ситуациями. Теория самоактуализации личности по Маслоу. “наиболее высокая потребн. чел-ека – потр-ть в самоактуализации”. По Маслоу, сам-ция – это становление чел. тем, кем он хочет и может стать. Сам-ция – это полное раскрытие талантов и спос-тей личности; это реализ. творческого потенциала личности: каждый человек талантлив и способен. Сущ. сам-зированные люди, их черты: стремление к реализации своего творч. потенциала; доброжелат-ть; философское невраждебное чувство юмора; адекватная самооценка; опыт внешних переживаний. Пути достижения сам-ции: 1. Неравнодушие к себе, самопознание. 2. Умение “самонастраиваться” со своей внутренней природой; спос-ть к самоуправлению – умение управлять собой. 3. Умение делать адекв. жизненный выбор. 4. Умение нести ответств. за свой жизненный путь, за свое природное становление. 5. Отношение к сам-ции как к мировоззрению, образу жизни. Сам-ция – это постоянный труд чел. над собой во имя реализ. своего потенциала.^ 6. Типология партнеров по психологич. ф-циям. Особ-ти поведения в дел. общении мыслительного, эмоционального, ощущающего и интуитивного типов. Типология партнеров делится на след. психич. ф-ии: 1) мышление, 2) эмоции, 3) ощущение, 4) интуиция. В типологии личности можно выделить след. типы личностей: 1) мыслительный тип личности более склонен анализировать инф-ию, требователен к своему партнеру, предпочитает скрывать свои эмоции и чувства. 2) эмоциональный тип личности, напротив, способен воздействовать на партнера своими эмоциями и сам легко поддается такому воздействию. Он более склонен идти на компромиссы, но обидчив и может воспользоваться этим средством воздействия и партнера. 3) ощущающий тип быстро ориентируется в ситуации делового общения, уверен в себе, реалистичен и не склонен заключать такие соглашения, которые не обещают практических рез-тов. 4) интуитивный тип долго размышляет при принятии решений, склонен к колебаниям, сомнениям, проявляет беспокойство о будущей реализации делового соглашения. Каждый из этих типов личностей ориентирован в своей деят-ти на соот-щие психич. ф-ии. ^ 9. Документирование в д.о.: служебные записки и визитные карточки.Важн. часть дел. этикета – служ. переписка. Требования к письму: 1) д.б. не длинным, 2) д.б. четким и ясным, 3) без многослож. и непонят. слов и выражений, 4) должно отражать индивидуальность автора, отдела или компании, где он работает, 5) д.б. написано в дружеском тоне – это вызывает у получателя добрые чувства к автору. Личност. штрихи придадут посланию больш. значимость. Этому способствует также разговор. стиль письма. Сущ-ют отработанные схемы делового письма или служ. записки. (Н-р: дата, кому, от кого, тема, подпись). Корреспонденцию делят на: формальную и неформальную. Служ. записки делятся на: 1) распоряжения по кадровым вопросам, внутрен. распорядку учреждения, правила работы; 2) благодарности и поздравления; 3) напоминания, просьбы, проведения мероприятия. Обязат. атрибутом 1-ой встречи с делов. партнером явл. обмен визит. карточками (в.к.). Особ-ти оформления: 1)д.б. отпечатана на рус. яз., а на обороте на англ. и т.п.; 2) доступно указывается должность, реальн. сфера интересов, полномочия; 3) почтов. адрес фирмы, телефоны, факсы; Особ-ти обмена: 1)обмен в.к. начинается с самых высокопоставлен. членов делегации; 2) при передаче в.к. нужно произнести свою фамилию, 3) вручать в.к. необходимо обеими руками или только правой, при этом оба обмениваются легкими поклонами, 4) в.к. либо вручаются адресату лично, либо оставляются у него дома при его отсутствии, либо посылаются с курьером или по почте. В карточках завозимых лично, загибают верхн. прав. угол. На получен. карточки полагается дать ответ в.к. в течении 24 часов. Делов. чел-к должен иметь при себе не менее 10 карточек. ^ 11.Межличностные отношения в рабочей группе. Конформизм и нонконформизм.Сфера межличностных отношений связана с удовлетворением потребностей в обществе и самоутверждению личности в рамках коллектива, с удовлетворением своей профессиональной деятельности, формальным и неформальным статусом. Термином “конформизм” психологи определяют слепое следование человека за чужим мнением, чтобы не создавать в общении с другими лишних трудностей, добиваться поставленных задач, иногда греша при этом против истины. Нонконформизм-позиция личности, соц. группы, характеризирующаяся несогласием, сопротивлением, критическим подходом, критическим восприятием идеи и установок. Конформное поведение играет двойную, как положительную, так и отрицательную, роль в социализации личности: с одной стороны, конформное поведение способствует исправлению ошибочного мнения или поведения, если более правильным оказывается мнение большинства, при этом являясь защитой психики индивидуума. С другой стороны, конформное поведение мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения. Скорее всего, для индивидуума желательно проявление “разумной” доли конформизма, что определяется, в первую очередь, реальной самооценкой и достаточным уровнем уверенности в себе.^ 12.Диалог как способ делового общения «Информационные», «зеркальные», «эстафетные» вопросы в деловом.Наиболее эффективной формой общения явл. Диалог. Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличить искренние ответы от уклончивых. В основе диалога – умение задавать вопросы себе и другим. Информационный вопрос относится к вопросам открытого типа и его следует строить так, чтобы он вызвал к жизни инф-ию, способную заинтересовать и сгруппировать вокруг себя различные мнения. Если вопрос рассчитан на «да» или «нет», он закрывает диалог и его нельзя считать инф-ым. Чтобы расширить рамки и обеспечить непрерывность открытого диалога, можно использовать зеркальный вопрос, который позволяет выходить за пределы смыслового поля, очерченного словами собеседника, т.е. обращаться к первооснове какой-то мысли или переживания, а иногда к причине, забытой собеседником. Технически зерк. вопрос состоит в повторении с вопросительной интон-ей части утверждения, только что произнесенной собеседником, чтобы заставить его увидеть свое утверждение как бы со стороны. Зерк. вопрос позволяет, не противореча собеседнику и не опровергая его утверждение, создавать в беседе новые элементы, придающие диалогу подлинный смысл. Эстафетные вопросы призваны динамизировать диалог: они стремятся опережать высказывания партнера, не перебивая, а помогая ему. Эстаф. вопрос обнаруживает способность слушать и схватывать налету реплики партнера и провацировать его сказать еще больше, сказать по-другому и сверх того, что сказано.^ 13.Морально-психологический климат в рабочей группе: общая хар-ка и динамика.Этот феномен возникает не сразу. На первой стадии развития коллектива преобладает формальная структура: работники общаются в соответствии с должностными поведенческими стереотипами, присматриваются друг к другу, подлинные чувства чаще всего скрываются, цели и методы работы совместно не обсуждаются, коллективная работа проявляется слабо. На 2-ой стадии происходит переоценка личностных и деловых качеств руководителя, складывается мнение о коллегах, начинается процесс формирования группировок внутри коллектива, возможна борьба за лидерство. Разногласия обсуждаются более открыто, предпринимаются попытки улучшить взаимоотнш-ия в коллективе. И, наконец, «притирка» заканчивается, четко просматривается неформальная структура, коллектив достигает определенной степени координации действий своих членов. Возникшая при этом групповая сплоченность может иметь позитивную, негативную либо конформистскую направленность. В 1-ом случае группа воспроизводит лучшие деловые и нравственные качества своих членов, люди гордятся своей принадлежностью к данному коллективу., возникающие проблемы решают по деловому, инициативно и творчески. Во 2-ом случае большая часть энергии коллектива тратится на участие в конфликтах между различными группировками, неформальными и формальными лидерами, выяснениями отношений с другими подразделениями. Производственные проблемы как бы отходят на второй план. Конформистская направленность харак-ся чисто внешней, показной заинтересованностью сотрудников в результатах их трудовой деятельности, безразличием к коллективным усилиям. Сфера интересов сотрудников находится вне коллектива: семья, общественно-политическая деятельность, личные проблемы и т.д.^ 14.Концепция «коллективного бессознательного» в теории К.Юнга и ее значение для делового общения.В статье «Понятие коллект. бессознат-го» Юнг кратко определил содержание и психологич. значение коллект. бессознат-го. Хар-я его как такую психол. сис-му, кот. имеет «колектив., универсал. и безличн. природу, идентичную у всех индивидов», Юнг выделяет такие его особ-ти: 1) своим существованием колектив. безсознат-ное обязано исключительно наследственности; 2) оно не основано на личн. опыте и не развивается индивидуально; 3) его содержание в основном представлено архетипами – буквально предшествующими формами, кот. лишь вторич. образом становятся осознаваемыми. Архетипы столь близки инстинктам, что можно предположить, что они явл. бессозн-ми образами самих инстинктов или «образцами инстинктив. поведения». Явл-ясь регулятором психолог. жизни, архетипы выступают как априорные формы психолог. деят-ти людей и возникают спонтанно. По мнению Юнга, активация архетипа происходит тогда, когда возникает ситуация, соот-щая данному архетипу. Подобно инстинктив. влечению, архетип вопреки всякому разуму и воле, прокладывает себе путь. При этом конкрет. форма архетипа реализ-ся символич. путем через архетипичес. образ в психике индивида. Архетипич. образы мы встречаем в фантазиях худож. и научн. творчества, снах, бредах, галлюцинациях индивидов, живущих сегодня. Эти типичн. образы и ассоциации явл. архетипич. идеями. Чем более живыми они явл., тем более они будут окрашены индивидуально сильными чувственными тонами. Для практики дел. общения архетипич. образы коллектив. бессознат-го предст-ют интерес не только в смысле постижения особ-тей спонтанных проявлений психики партнера, но и в том, что эти проявления помогают обнаружить опред. символизм передаваем. им инф-ции. Замещение этого символизма возможно и в разн. рода сублимальных психич. реакциях, приносящих опред. удовлетворение в процессе общения.^ 16.Механизмы психологической защиты и их роль в деловом общении.Защитные механизмы начинают свое действие тогда, когда человек терпит неудачу в достижении поставленной цели и под угрозой оказывается его душевное равновесие. Способы психолог. защиты: 1)Отрицание (проявляется в бессознательном отказе от негативной для самооценки инф-ии. Человек как бы слушает, но не слышит, не воспринимает то, что угрожает самосохранению, престижу, основным установкам личности.) 2)Вытеснение – активный способ предотвращения внутрен. конфликта, предполагающий не только «выключение» из сознания негативной инф-ии или мотива, но и особые действия по сохранению позитивного «Я-образа». В этом случае человек не только легко забывает неприемлемые для него факты, но и выдвигает ложное, но приемлемое для него объяснение совершенных поступков. 3)Рационализация (чаще всего проявляется в форме снижения ценности недостижимого. Н-р, студентка, не явившаяся на экзамен из-за недостаточной подготовки, убеждает подруг в том, что у нее были в этот день дела поважнее, отсутствовало настроение и т.д.) 4)Проекция- бессознательное приписывание другому лицу собственных желаний и стремлений, личностных качеств, причем чаще всего негативного свойства. Сделав кому-либо что-то нехорошее, причинив зло, мы начинаем бессознательно, в самооправдании, искать у этого человека несуществующие недостатки. 5)Идентификация (предполагает установление эмоцион. связи с другим субъектом, отождествление себя с ним. У детей он проявляется в форме неосознанного подражания родителям, у взрослых-в форме поклонения кумиру, вождю, Богу.) 6)Замещение (человек снимает внутр. Напряжение путем переноса, переадресовки действия, направленного на недоступный объект, в доступную ситуацию.) 7)Включение –это облегчение внутр. rонфликта путем сопереживания (сопереживать чьи-то страдания, и свои беды уже не кажутся столь значимые.) 8)Изоляция (харак-ся защитой от травмирующих факторов путем разрыва эмоциональных связей с другими людьми, утраты способностей сопереживания. Такой способ психол. защиты характерен для индивидов на стадии деперсонализации, н-р бомжей, алкоголиков или личностей преданных какой-либо религиозной или политич. идее.)^ 17.Стили делового общения руководителя с подчиненными: авторитарный, демократический, попустительский (формальный)Руководство- это частный случай управления, совокупность процессов взаим-ия между руководителем и подчиненным, деятельность, направленная на побуждение сотрудников к достижению поставленной цели путем взаим-ия на индивидуальное и коллективное сознание. Авторитарный, или директивный стиль руков-ва основывается на предположении, что люди по своей природе ленивы, не любят брать на себя ответственность и управлять ими можно только при помощи денег, угроз и наказания. Он харак-ется высокой централизацией руко-ва, единоначалием в принятии решений, жестким контролем за деят-тью подчиненных. Сотрудники должны исполнять только то, что им приказано. Демократический, или коллегиальный стиль харак-ся стремлением руков-ля к выработке решений, распределением полномочий и ответственности между руководителем и подчиненными. Руков-ль этого стиля обсуждает с заместителями и сотрудниками наиболее важные производственные проблемы и на основе обсуждения вырабатывается решение. При этом всячески стимулирует инициативу со стороны подчиненных. Либеральный, или попустительный стиль руков-ва харак-ся минимальным участием руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель обычно пускает дело на самотек , действует от случая к случаю или когда на него оказывают давление либо сверху, либо снизу. Такой руков-ль предпочитает не рисковать, отойти от выполнения сложного дела, переложив сои фун-ии и ответственность на других.^ 18. Сущность вербального общения. Потеря информации и способы ее восполнения в вербальном общении.Деловое общение предполагает не только и не сколько передачу эмоцион. состояний, сколько передачу информации. Содержание инф-ии передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную, или словесную форму. При этом частично искажается смысл инф-ии, частично происходит ее потеря. При передачи инф-ии нужно возникшую идею, мысль сначала словесно оформить во внутренней речи, затем перевести из внут. речи во внешнюю, т.е. высказать. Это высказывание должно быть услышано и понято. На каждом этапе происходит потери инф-ии и ее искажение. Величина этих потерь определяется и общим несовершенством челов. речи, невозможностью полно и точно восполнить мысли в словесные формы. И все же люди понимают друг друга. Понимание постоянно корректируется, поскольку общение это не просто передача инф-ии , а обмен инф-ей, предполагающей обратную связь. ^ 21.Трансактивный анализ делового общения Э.БернаШироко известна и получила наибольшее применение схема, разработанная Э.Берном, в которой основными понятиями являются состояния Я и трансакции, т.е. единицы общения. Берн разбил их на: 1)состояния Я, сходные с образцами родителей.2)состояния Я, направленные на объективную оценку реальности.3)состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки. Неформально проявления этих состояний получили названия Родитель, Взрослый и Ребенок. Состояния Я- это нормальные психологические феномены. Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человека. Ребенок-это источник радости, интуиции, творчества, спонтанных побуждений. Благодаря Родителю многие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Взрослый перерабатывает инф-ию и учитывает возможности эффективного взаимодействия с окружающим миром. Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка и является посредником между ними.^ 19.Особенности делового общения и его основные видыПо способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические. К монологическим видам относятся: Приветственная речь; Торговая речь (реклама);Информационная речь; Доклад (на заседании, собрании).Диалогические виды: Деловой разговор – кратковременный контакт, преимущественно на одну тему. Деловая беседа – продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.Переговоры – обсуждение с целью заключения соглашения по какому – либо вопросу. Интервью – разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения. Дискуссия; Совещание (собрание); Пресс-конференция. Контактный деловой разговор – непосредственный, “живой” диалог. Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.Письменные виды делового общения – это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др. ^ 22. Перцептивная сторона дел. общения.Термин «социальная перцепция», т.е. социал. восприятие, впервые был введен американ. психологом Дж. Брунером. Назвав восприятие «социал-м», он обратил внимание на то, что несмотря на все индивидуал. различия, существуют какие-то общие, выработанные в общении, в совмест. жизни социально-психологич. механизмы восприятия. Брунер провел целую серию экспериментов по изучению восприятия и показал, что восприятие как предметов, так и др. людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социальнокультур. факторов. Социал. значимость или незначимость объекта может восприниматься неадекватно. Общение определяется тем представлением о партнере, кот-ое складывается в восприятии. Под восприятием в социал. психологии понимается целост. образ др. чел-ка, формируемый на основе оценки его внеш. вида и поведения. В дел. общении приходится взаимодействовать с людьми, кот-х видишь впервые, и с людьми, кот-ые уже достаточно хорошо знакомы. Психол. исследования показали, что в основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с кот-ми уже имеется опред. опыт общения, лежат разн. психолог. механизмы. В 1-м случае восприятие осущ-ся на основе психолог. механизмов межгрупов. общения, во 2-м – механизмов межличност. общения. К механизмам восприятия в межгрупов. общении относят процесс социальной стереотипизации, суть кот-го заключ. в том, что образ др. чел-ка строится на базе тех или иных типов. схем. Под социал. стереотипом обычно поним-ся устойчив. представление о каких-либо явлениях или людях, свойственое представителям той или иной социал. группы. Психолог. механизмами восприятия и понимания при межличностном общении явл. идентификация – уподобление себя др. чел-ку; эмпатия – понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы др. чел-ка; рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. ^ 23. Стр-ра дел. общения: перцепция, коммуникация, интеракция. 1.Перцепция – восприятие, т.е. целост. образ др. чел-ка, формируемый на основе оценки его внеш. вида и поведения. ^ Сущ-ет 2 механизма восприятия людей: мех-м в межгрупов. общении относят процесс социальной стереотипизации, суть кот-го заключ. в том, что образ др. чел-ка строится на базе тех или иных типовых схем. Под социал. стереотипом обычно поним-ся устойчив. представление о каких-либо явлениях или людях, свойственое представителям той или иной социал. группы. Психолог. механизмами восприятия и понимания при межличностном общении явл. идентификация – уподобление себя др. чел-ку; эмпатия – понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы др. чел-ка; рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. 2.Коммуникация – обмен инф-цией, значимой для участников общения. Она д.б. эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяснение след. вопросов: каковы ср-ва коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения; как преодолеть коммуникат. барьеры непонимания и сделать коммуникацию успешной. Все ср-ва общения делятся на 2 группы: вербальные – по словесному каналу передается чистая инф-ция и невербальные – на их основе раскрывается внут. мир личности, осущ-ся формирование психолог. содержания общения и совмест. деят-ти. 3.Интеракция – взаимодействие. Общение как взаимодействие можно рассм. с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание. Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, кот-ые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии. Ориентация на понимание включ. в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и небх-ти достижения взаимной, а не односторон. удовлет-ти. Анализ взаимодействия при выделении этих 2-х ориентацией позволяет выявить некот. интересные закономерности общения: стратегия «контролера» – стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание; стратегия «понимателя» – адаптация к партнеру. ^ 24. Бихевиоризм как психология поведения и его связь с дисциплиной «Деловое общение».Бихевиоризм (от лат. поведение), или психология поведения, появился в США в начале нынешнего века. Его эксперементал. предпосылкой стали исследования поведения животных, проведенные Эдуардом Торндайком. Многие выводы этих исследований были учтены при объяснении поведения людей. В др. своей работе – «Принципы обучения, основанные на психологии» Э.Торндайк последовательно проводит мысль о том, что педагогика должна опираться на психологию и прежде всего психологию поведения. Он обосновывает взгляд на челов. психику и поведение как на «сис-му реакций организма на внешние раздражители, возникающие в самом организме». По его мнению, «все поведение человека слагается из безуслов. реакций, данных в наследственном опыте, помноженных на те новые условн. связи, кот-ые даны в личн опыте». В 1913г. Джон Уотсон в своей програм. статье «Психология как ее видит бихевиорист» сформулировал осн. принципы поведенчес. психологии, кот-ые затем получили подроб. обоснование в его книге «Психология как наука о поведении». Бихевиоризм предлагает исследовать психолог. явления объективно. Вместо анализа субъектив. ощущений, восприятий, образов следует изучать поведение др. людей, т.е. как чел-к реагирует на те или иные воздействия внеш. среды, кот-е Уотсон назыв. стимулами. Многие положения бихевиоризма помогают объяснить влияние тех или иных внеш-х, в т.ч. социал-х факторов на поведение людей, их деят-ть и межличност. общение. В то же время игнорирование собственно психич. процессов не позволило бихевиористам создать целостн. науку о социал. поведении.^ 25. Сис-ма психики индивида в аналит. психологии Карла Юнга и ее значение для дел. общения. Осн. проявлением психич. стр-ры личности и источником ее конфликтов в общении, по мнению Юнга, выступает не либидо, а «психич. энергия как таковая». Под этим понятием Юнг подразумевает все более или менее определенно выраженные и оформленные «душевные побуждения или силы», энергия кот-х рождается из взаимодействия противоположностей, подобно энергии физич. явлений. Подчеркивая своеобразие психич. энергии, ее несводимость к биохим. процессам мозга, Юнг настаивает на ее личностной природе, кот-я однако не творится челов индивидуумом по произволу, а напротив, сама преобразует его в процесс пробуждения феномена сознания. При этом в кач-ве фундамента психики индивида, придающего опред. форму ее содержанию, выступает коллектив. бессознательное, составляющее наибол. глубин. уровень бессоз-го и существенно отличное от личностного бессоз-го. Гипотеза Юнга о коллект. бессоз-м явилась качествено нов. моментом в трактовке психол. стр-ры личности. Она обусловила и своеобразие его подхода к пониманию соотношения и взаимосвязи элементов и сис-м психики индивида. Коллект. бессоз-ое неразрывно связано с личност. бессоз-м и вместе с ним и другими сис-ми психики образует единую психич. стр-ру личности. Интегрир. центр этой стр-ры, архетип единства и целостности, Юнг обозначил как Самость. Она призвана в своих пределах объединить все противоречив. взаимодействия психич. стр-ры, выразить психич. целостность личности и обеспечить ее реализацию в кач-ве субъекта. Становление Самости происходит в процессе психич. развития, кот-е реал-ся лишь во 2-ой половине жизни, когда индивид освобождается совсем от родит. уз и обретает нов. единство сознания с бессознательным. Самость объединяет 4 сис-мы психики: 1) Я – центр сознания, к ней стекает поток осознав. психич. переживаний, 2) Маска – адаптация к внеш. социал. миру, 3) Тень – личностное бессознательное, 4) Образы женщины и мужчины (Анима – архетипич. образ в мужск. личности, воспроизводя в его психич. стр-ре женск. начало; Анимус – первообраз мужчины в психике женск. личности). ^ 26. Нерефлексивное и рефлексивное слушание. Роль того и другого в дел. общении. В лит-ре выделятся 2 вида слушания: нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлик. слушание – умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Слушание этого вида особенно полезно тогда, когда собеседник проявляет такие глубок. чувства, как гнев или горе, горит желанием высказать свою точку зрения, хочет обсудить наболевшие вопросы. Ответы при нерефлекс. слушании д.б. сведены к минимуму типа «Да!», «Ну-и-ну!», «Продолжайте», «Интересно». В деловом, как и в люб. др. общении, важно сочетание нерефлек. и рефлекс. слушания. Рефлекс. слушание предст. собой процесс расшифровки смысла сообщений. Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлекс. ответы, среди кот-х выделяют выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование. Выяснение предст. собой обращение к говорящему за уточнениями при помощи ключев. фраз типа: «Я не понял», «Что Вы имеете в виду?», «Пожалуйста, уточним это». Перефразирование – собствен. формулировка сообщения говорящего для проверки его точности. Ключ. фразы: «Как я понял Вас…», «Вы думаете, что …», «По Вашему мнению…». При отражении чувств акцент делается на отражении слушающим эмоционал. состояния говорящего при помощи фраз: «Вероятно, Вы чувствуете…», «Вы несколько расстроены…». При резюмировании подытоживаются осн. идеи и чувства говорящего, для чего используются фразы: «Вашими осн. идеями, как я понял, являются…», «Если теперь подытожить сказанное Вами, то …». Резюмирование уместно в ситуациях при обсуждении разногласий в конце беседы, во время длительного обсуждения вопроса, при завершении разговора. Нужно избегать типич. ошибки слушания: перебивание, поспешные выводы, поспешные возражения, непрошенные советы. ^ 28. Деловые переговоры: осн. стадии и стили комм. стратегии.Пер-ры — это ср-во, взаимосвязь между людьми, предназн. для достиж. соглашения, когда обе стороны имеют совпадающие либо противоп. интересы. В связи с разнообр. пер-ров невозм. предложить их точную модель. Обобщ. схема их провед. имеет след. вид: 1. подготовка, 2. проведение, 3. решение проблемы (завершение пер-ры), 4. анализ итогов. В жинзнен. практике чаще встречаются малоэффективные стратегии поведения в спорн. вопросах, такие как: 1)жесткое доминирование (жесткий подход) 1-ой стороны и соот-но вынужден. подчинение др. стороны, либо открыт. конфронтация сторон; 2) «мягкая уступчивость» (мягкий подход), направленная на избегание конфронтации и приводящая к компромис. решению, либо к выигрышу «жесткого» участника. Максимально эффективны принципиал. переговоры (по существу дела), направленные на сотрудничество и поиск разумн. принцип. соглашения.^ 27. Типы модальностей партнеров: визуальный, аудиальный, кинестетический. Особ-ти их поведения в ДО.1) Визуальный тип – зрительный. Визуал. контакт составляет важн. часть общения. Американ. психологами Экслайном и Винтерсом было показано, что взгляд связан с процессом формир. высказывания и трудностью этого процесса. Когда чел-к только формир. мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль готова, – на собеседника. С пом. глаз передаются самые точн. сигналы о состоянии чел-ка, т.к. расширение и сужение зрачков не поддается сознат. контролю. Если чел-к возбужден или заинтересован чем-то, его зрачки расшир-ся в 4 раза. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться. 2) аудиальный тип – слух, звук. Разл. чувства передаются тембром голоса и скоростью речи. 3) Кинестетический тип – поза, жест, походка. Чем выше статус чел-ка, тем непринужденнее поза. ^ 29. Этапы дел. общения: общая хар-ка.В развернутом виде в общении можно выделить такие этапы общения: 1) установление контакта – нужно прежде всего продемонстрировать доброжелательность и открытость для общения. Это достигается мягкой улыбкой, небольш. наклоном головы в сторону собеседника, выражением глаз. Далее- обращение словесное, приветствие. После этого нужно выдержать паузу. Она необходима, чтобы дать возможность чел-ку ответить, включиться в общение. 2) ориентация в ситуации помогает опред-ть стратегию и тактику дел. общения, развить интерес к нему и вовлечь партнера в круг совмест. интересов. Нужно сразу выяснить, каким по длительности будет разговор, и в завис-ти от этого строить свою тактику. 3) вовлечь собеседника в актив. обсуждение вопроса, когда у него м.б. нет особ. желания, создать непринужден. атмосферу общения – это своего рода искусство. Важно опред-ть психолог. состояние собеседника и корректировать его. 4) для этапа обсуждения проблемы и принятия решения с социально-психолог. точки зрения хар-ны эффект контраста – указывая на отличие нашей точки зрения на возмож. совмест. деят-ть от точки зрения партнера, мы психологически удаляемся от него и эффект асимиляции – подчеркивая сходство позиций, мы сближаемся с партнерами. 5) в психологии хорошо изучена роль первого впечатления, кот-е мы производим на собеседника или группу людей. Но и роль послед. впечатления не менее велика. Оно влияет на тот образ, кот-й остается в памяти партнера, и на будущее дел. общение. Поэтому одна из осн. заповедей выхода из контакта – приветливость. В дел. общении эта схема м.б. как свернутой, краткой, так и полной, подробной. ^ 30. Психоанализ З.Фрейда о психич. стр-ре личности и ее психолог. защите.Существен. влияние на исследования в области психологии личности, ее поведения и межличност. общения оказал психоанализ автрийск. ученого З. Фрейда. Опираясь на научн. данные и анализ собствен. опыта врача-психиатра, Фрейд пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние не только его рационал. мышление, но и иррацион. проявления его психики. Речь идет о разн. рода психолог. импульсах и влечениях, направл
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…