1 Вольтер, как противник церкви

1) Вольтер, как противник церкви.Очередной врачебный консилиум, состоявшийся 25 мая, предрёк скорый летальный исход Франсу́а-Мар́и Вольте́ра. Каждый день приносил больному всё большие мучения. Порой не помогал даже опий. Вольтер был болен раком. Племянник, пытаясь примирить дядюшку с католической церковью, пригласил к нему аббата Готье и приходского кюре церкви. Визит состоялся днём 30 мая. Священники осторожно вошли в спальню. Но до исповеди и причащения дело не дошло. «Дайте мне умереть спокойно»,- тихо, но внятно сказал Вольтер вошедшим.КЛЕРИКАЛИЗМ = направление, ставящее целью усиление влияния церкви и духовенства в политической и культурной жизни (академический словарь).Неутомимый и беспощадный враг церкви и клерикалов, которых он преследовал аргументами логики и стрелами сарказма, писатель, чей лозунг гласил «уничтожьте подлую» (или как «раздавите гадину»), Вольтер обрушивался и на иудаизм, и на христианство (например в «Обеде у гражданина Булэнвилье»), изъявляя впрочем своё уважение к личности Христа (как в указанном сочинении, так и в трактате «Бог и люди»); с целью антицерковной пропаганды Вольтер издал «Завещание Жана Мелье», священника-социалиста XVII века, не щадившего слов для развенчания клерикализма.^ 2) Тем не менее, Вольтер отрицал и атеизм, Борясь против церкви, духовенства и религий «откровения», Вольтер был вместе с тем врагом атеизма. Вольтер всевозможными аргументами старался доказать существование божества, сотворившего вселенную, в дела которой однако не вмешивается.^ 3) Социально-философские взглядыПо своим социальным воззрениям Вольтер был сторонником неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять» (тут я отмечу, что философ разделял позицию оптимизма). Трудящимся поэтому незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло» (из писем Вольтера).Абсолютизм (самодержавие) = форма правления, при которой верховная власть не ограничивается конституцией. Абсолютизм был в европейских континентальных государствах в продолжение XVII и XVIII столетий господствующей государственной формой, которой благоприятствовали богословы, приписывающие верховной власти божественное происхождение, и римские юристы, признававшие за государями абсолютную власть древних римских императоров.(позже – абсолютизм использовался несколько в ином смысле).Капитали́зм = форма отношений в сфере общественного производства основанных на равенстве прав участников производства (средств производства, рабочей силы, капитала и государства) при котором степень эксплуатации устанавливается законодательно.Просвещённый абсолютизм = политика, направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.Убеждённый и страстный противник абсолютизма, он остался до конца жизни монархистом, сторонником идеи просвещённого абсолютизма, монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов». Просвещённый монарх — его политический идеал, который Вольтер воплотил в ряде образов: * в лице Генриха IV (в поэме «Генриада»), * «чувствительного» царя-философа Тевкра (в трагедии «Законы Миноса»), ставящего своей задачей «просветить людей, смягчить нравы своих подданных, цивилизовать дикую страну», * и короля дон Педро (в одноимённой трагедии), трагически погибающего в борьбе с анархическими феодалами во имя принципа, выраженного Тевкром в словах: «Королевство — великая семья с отцом во главе. Кто имеет другое представление о монархе, тот виновен перед человечеством». (патриотизм?)^ 4) Философская прозаОт поэзии наметился естественный переход к прозе. Стоит отметить – философскому роману («Видение Бабука», «Задиг или судьба», «Микромегас», «Кандид», «Сказка о вавилонской принцессе», «Scarmentado» и другие, 1740—60-х гг.), где на стержне приключений, путешествий, экзотики Вольтер развивает главным образом идею о «слепой судьбе», о случайности, господствующей в жизни, о нелепости оптимизма (фигура доктора Панглосса в «Кандиде») и о единственной мудрости, заключающейся в убеждении познавшего все превратности Кандида, что человек призван «возделывать свой огород» или, как эту мысль выражает другое лицо повести, что «необходимо работать не размышляя».^ 5) Вольтерианство.Культ Вольтера достиг своего апогея во Франции в эпоху Великой революции, и в 1792, во время представления его трагедии «Смерть Цезаря», якобинцы украсили голову его бюста красным фригийским колпаком. Если в XIX веке в общем этот культ пошёл на убыль, то имя и слава Вольтер возрождались всегда в эпохи революций: на рубеже XIX века — в Италии, куда войска генерала Бонапарта принесли принцип декларации прав человека и гражданина, отчасти в Англии, где борец против Священного союза, Байрон, прославил Вольтер в октавах «Чайльд-Гарольда», потом — накануне мартовской революции в Германии, где Гейне воскрешал его образ. На рубеже XX века вольтеровская традиция в своеобразном преломлении ещё раз вспыхнула в «философских» романах Анатоля Франса.х) Энциклопедисты, Вольтер, как внештатный сотрудник.“вольтер инкогнито”Вернувшегося инкогнито в Париж Вольтера, у заставы остановили полицейские, которые стали расспрашивать о запрещенных законом вещах. Вольтер сказал: “Единственная контрабанда в карете – это я!”