1. восточные славяне: расселение и образ жизни

1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ: РАССЕЛЕНИЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ.Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из-за отсутствия достоверных и полных письменных свидетельств об ареале их расселения и хозяйственной жизни быте и нравах. Первые достаточно скудные сведения содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов. Античные источники. Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитающих между германскими и сарматским племенами. При этом римский историк Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые, например, уничтожали пленных иноплеменников. Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохраняющих еще свое этническое единство и занимающих приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья. Византийские историки VI в. были более внимательны к славянам, т.к. они, окрепнув к этому времени, начали угрожать Империи. Иордан возводит современных ему славян – венедов, склавинов и антов – к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в У1-У111 вв.. Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и “давлением” других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (финно-угры, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства – восточной, западной и южной – участвовали представители всех группировок, зафиксированных Иорданом. Древнерусские источники. Данные о восточнославянских племенах мы находим в “Повести временных лет” (ПВЛ) монаха Нестора (нач. ХII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дуная Нестор связывал с “вавилонским столпотворением”, приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их “рассеиванию” по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей – “волохов”, вытеснивших славян с прародины. Второй путь продвижения славян в Восточную Европу, подтверждаемый археологическим и лингвистическим материалом, проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень. Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах: 1) поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье “в полях” и потому так и прозвавшиеся; 2) древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах; 3) северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по реке Десне, Суле и Северский Донец; 4) дреговичи – между Припятью и Западной Двиной; 5) полочане- в бассейне р. Полоты; 6) кривичи – в верховьях Волги и Днепра; 7-8) радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода “ляхов” (поляков), и были приведены, скорее всего, своими старейшинами – Радимом, который “пришел и сел” на р. Соже( приток Днепра) и Вятко – на р. Оке; 9) ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р.Волхов; 10) бужане или дулебы (с X в. они назывались волынянами) в верховьях Буга; 11) белые хорваты – в Прикарпатье; 12-13) уличи и тиверцы – между Днестром и Дунаем. Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.^ Занятия восточных славян. Земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры, используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины. В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а полевых трав. С У111 в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала ХХ века. Основой хозяйства славян, в том числе восточных, было пашенное земледелие. Занятия Восточных славян 1. Подсечно-огневое земледелие. Выращивали рожь, овёс, гречиху, репу и др. 2. Скотоводство. Разводили коней, быков, свиней, птицу. 3. Бортничество – сбор мёда диких пчёл 4. Военные походы на соседние племена и страны (прежде всего – на Византию) Другие виды деятельности. Наряду со скотоводством славяне занимались и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются ремесла, которые, правда, еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути “из варяг в греки”, связывающим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом. Низшим звеном социальной организации служила соседская (территориальная) община – вервь. Основу господствующего слоя составила военно-служилая знать киевских князей – дружина. К IХ в. дружинный слой выдвинулся на ведущие позиции. В привилегированном положении находились князь и его дружина, участвовавшие в военных походах и возвращающаяся с добычей^ Общественное устройство. “Военная демократия”. Сложнее “реставрируются” общественные отношения восточных славян. Византийский автор Прокопий Кесарийский (У1 в.) пишет: “Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща”. Скорее всего речь здесь идет о собраниях (вече) общинников, на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей – “военных предводителей”. При этом в вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины. Таким образом в этот период славяне переживали последний период общинного строя – эпоху “военной демократии”, предшествующую образованию государства. Об этом же свидетельствуют и такие факты как острое соперничество между военными вождями, зафиксированное другим византийский автором У1 в. – Маврикием Стратегом, появление рабов из пленных, набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж военных предводителей и приводили к складыванию дружины, состоящей из профессиональных военных, соратников князя. Переход от родовой общины к земледельческой. Кроме того происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владеющих всеми угодьями сообща приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями и самостоятельно распоряжающихся продуктами своего труда. Племенные княжения. Сведения о первых князьях содержатся в ПВЛ. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих “княженье”. Так в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди. Более достоверными являются данные арабского энциклопедиста ал-Масуди (Х в.), который писал о том, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение, названное им Валинана. Скорее всего речь идет о славянах-волынянах (летописных дулебах), чей союз был сокрушен, согласно данным ПВЛ, аварским нашествием в нач. У11 в. В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куявии, Славии, Артании. Первый некоторые отечественные историки отождествляют с Киевом, второй – с Новгородом или его более древним предшественником. Месторасположение Артании продолжает вызывать споры. Видимо они представляли собой предгосударственные образования, включающие в себя ряд племенных союзов. Однако все эти местные княжения были мало друг с другом связаны, соперничали между собой и потому не могли противостоять мощным внешним силам: хазарам и варягам.^ Верования восточных славян. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество – обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности- в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс. лет до н.э. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись более новыми, а наслаивались друг на друга. Поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложна. Помимо этого обстоятельства воссоздание картины язычества славян затруднено и потому, что до сего дня практически не сохранилось письменных источников. По большей части – это христианские антиязыческие сочинения. Боги. В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожениц, тесно связанный с поклонением предкам. Род – божественный образ родовой общины вмещал всю вселенную – небо, землю и подземное обиталище предков. Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя. Жречество (волхвы, кудесники), совершающие жертвоприношения и другие религиозные церемонии. Язычество – это поклонение одушевляемым силам природы. Оно принимает форму политеизма (многобожия) Главными богами славян являлись: Род – прародитель богов и людей Ярило – бог солнца Стрибог – бог ветра Сварог – бог неба Перун – бог грома и молнии Мокошь – богиня влаги и покровительница прядения Велес – «скотий бог» Лель и Лада – боги, покровительствующие влюблённым Домовые, кикиморы, лешие и др. Жертвоприношения совершались в специальных местах – капищах В дальнейшем славяне все более поклонялись великому Сварогу – богу неба и его сыновьям – Даждьбогу и Стрибогу – богам солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы, “творец молний”, который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины культ Перуна стал укрепляться. В языческий пантеон входили также Велес или Волос – покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Макошь – богиня плодородия и другие. Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в родственную мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом. Кроме того, мир восточных славян был “населен” многочисленными берегинями, русалками, лешими и пр. Жрецы. Нет точных данных о языческих жрецах, видимо ими были летописные “волхвы”, боровшиеся в Х1 в. с христианством. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах – капищах (от старославянского “капь” – изображение, идол) богам приносились жертвы, включая человеческие. По умершим устраивали тризну, а затем труп сжигали на большом костре. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян. Уровень развития. В целом, славянское язычество не могло удовлетворить потребностям зарождавшихся у славян государств, ибо оно не имело разработанной социальной доктрины, способной объяснить реалии новой жизни. Дробный характер мифологии препятствовал целостному пониманию восточными славянами природного и социального окружения. У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п.. К Х веку стала очевидной необходимость модернизации религиозной системы. Таким образом, миграции, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях приводили к складыванию восточнославянского этноса, состоящего из 13 племенных союзов. Основой хозяйственной деятельности восточных славян становилось земледелие, возрастала роль промыслов и внешней торговли. В новых условиях, в ответ на изменения, происходящие как внутри славянского мира, так и во внешней среде намечается переход от родовой демократии к военной, от родовой общины к земледельческой. Усложняются и верования восточных славян На смену синкретическому Роду – главному богу славян-охотников с развитием земледелия приходит обожествление отдельных сил природы. Однако все более ощущается несоответствие существующих культов потребностям развития восточнославянского мира. Итак, славяне У1-сер. 1Х вв., сохраняя основы общинного строя (общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций, т.е. обычного права, вечевую демократию), претерпевали как внутренние изменения, так и давление внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия образования государства. Возникновение государственности у славян относится к эпохе раннего средневековья. Это было время (IV–VIII вв.), когда в результате миграции “варварских” племен, живших на севере и востоке Европы, формировалась новая этническая и политическая карта континента. Миграция этих племен (германских, славянских, балтских, финно-угорских, иранских) получила название Великого переселения народов. Славяне включились в миграционный процесс в VI в. н.э. До этого они занимали территорию от верхнего Одера до среднего течения Днепра. Расселение славян происходило в IV–VIII вв. по трем основным направлениям: на юг – на Балканский полуостров; на запад – в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток – север по Восточно-Европейской равнине. Соответственно произошло и разделение славян на три ветви – южную, западную и восточную. Славяне заселили огромную территорию от Пелопоннеса до Финского залива и от средней Эльбы до верхней Волги и верхнего Дона. В ходе расселения у славян происходило разложение родоплеменного строя и стало постепенно формироваться новое феодальное общество. На территории, вошедшей в состав Киевской Руси, известно 12 славянских союзов племенных княжеств. Здесь обитали поляне, древляне, волыняне (другое название – бужане), хорваты, тиверцы, уличи, радимичи, вятичи, дреговичи, кривичи, словене ильменские, и северяне. Эти союзы являлись общностями, носившими уже не кровнородственный, а территориально-политический характер. Общественный строй предгосударственных славянских обществ – военная демократия. Политической стороной возникновения и развития феодализма у славян в VIII–Х вв. было формирование раннесредневековых государств. Государство восточных славян получило название “Русь”.2. ^ ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов. ^ Социально-экономические предпосылки Развитие земледелия. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в У11 – 1Х вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного). На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли. В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило – производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда. Кроме того, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.^ Социально-политические предпосылки. Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах. Кроме того, борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В итоге, власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, все менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все более отчуждались от интересов соплеменников. ^ Духовные предпосылки. Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников. Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра – резиденции князя и дружины, он наделялся сверхъестественными силами и способностями, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации – обожествлению княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям. Внешнеполитические предпосылки. К внешним предпосылкам следует отнести то “давление”, которое оказывали на славянский мир его соседи – хазары и норманны. С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Получая со своих соплеменников продукты сельского хозяйства и промыслов, в первую очередь, пушнину и меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей. С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Подлинным эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя. Не случайно, также, что долгое время великие князья на Руси назывались по примеру мощного государственного образования Хазарского каганата – хаканами (каганами). Следует учесть и то, что существование в Низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые, в предшествующие эпохи (гунны в 1У -У вв., авары в У11 в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению “зародыша” государственности. В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам; некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы; однако, представляется, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в 1Х-Х вв. На первом этапе образования древнерусского государства (VIII-середина IХ вв.) происходило вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров, которые упоминаются у восточных авторов. К IХ в. восходило появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги. На втором этапе (2-ая половина IХ- середина Х в.) процесс складывания государства ускорился, во многом, благодаря активному вмешательству внешних сил – хазар и норманнов (варягов). ПВЛ сообщает о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На Юге хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей. Накануне образования русского государства существовали два протогосударственных объединения: союз полян с центром в Киеве и союз словен, кривичей и др. в районе оз. Ильмень с центром в Новгороде. По свидетельству летописи, ильменские славяне подчинялись варягам и платили дань, но затем прогнали их. Между славянскими племенами началась междоусобица («и вста род на род»). Чтобы прекратить междоусобицы было решено вновь призвать править варягов. К варягам были отправлены послы со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Придите и володейте нами» На Русь пришли три брата-варяга: Рюрик, Синеус и Трувор и правили в различных городах близ Новгорода (Ладоге, Изборске и пр.) Традиционно призвание варягов 862 г. считается датой образования русской государственности. По поводу образования русской государственности до сих пор ведутся не прекращающиеся дискуссии среди учёных, а зачастую также общественных и политических деятелей. Сложились две противоборствующие группировки: Норманисты и антинорманисты. Норманисты однозначно доверяют летописному рассказу и признают решающую роль варягов (немецко-скандинавского элемента) в возникновении государственности у славян. Они также полагают, что без участия варягов государственность у славян не возникла бы или появилась бы намного позже. Основными представителями норманизма были: Г. Байер, Г. Миллер, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьёв. Норманисты считают, что словом «Русь» первоначально называли варяжское племя, из которого происходил Рюрик В западной (особенно немецкой) литературе норманнская теория часто используется для доказательства неполноценности славянских народов. Противоположностью норманизма стал антинорманизм как историческая концепция. Он возник в качестве реакции на распространение норманнской теории. Представители антинорманизма высказывают сомнение в истинности летописного рассказа о призвании варягов. Они отрицают решающую роль варягов в деле формирования государственности. На первый план у норманистов выдвигаются внутренние причины образования государства. Многие Норманисты производят слово «Русь» от названия речки Рось недалеко от Киева. Основоположником антинорманизма является М. В. Ломоносов, а крупнейшими представителями этого течения Д. И. Иловайский, Б. А. Рыбаков. Аргументация антинорманистов сводится к следующим тезисам: 1. Государственность не является продуктом экспорта или импорта. Её нельзя привнести извне, она представляет собой продукт внутреннего развития общества на определённой стадии его развития 2. У самих варягов ещё не было сложившейся государственности. Как и славяне, они находились на стадии распада родо-племенных отношений. 3. Варягов было немного и они быстро растворились в массе славян. Так, академик Б.А. Рыбаков доказывал, что варяги появились в Восточной Европе тогда, когда Киевское государство (возникшее, якобы, в VI в.) уже сложилось и использовались лишь как наемная военная сила. Летописные сведения о мирном “призвании варягов” он считал поздней вставкой, дописанной под влиянием политической конъюнктуры, сложившейся в Киеве в эпоху правления Владимира Мономаха. “Русь” же, по его мнению, – производное от реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева). Современные исследователи, преодолевая крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам: – Процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам. – Рюрик – реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от “заморских варягов” (свеев), захватывает власть, подавив восстание под руководством Вадима (скорее всего местного племенного князя). Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства. Существуют и другие точки зрения, отрицающие реальность Рюрика, но очевидно, что вопрос о происхождении Рюрика не связан с проблемой образования древнерусского государства – Норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско-дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов. – Этноним “русь” северного происхождения. И хотя летопись относит ее к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это собирательное имя (от финского ruotsi – гребцы) под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей и представляющих собой дружину князя. Тогда, с одной стороны, становится понятным быстрое распространение этого понятия, уже не связанного с какой-либо этнической группой, среди восточных славян, чья племенная верхушка сливалась с пришлым элементом, а с другой, – быстрая ассимиляция самих варягов, принимавших к тому же восточнославянские языческие культы и не державшихся за своих богов. Итак, в 862 г. на княжение в Новгород был приглашен варяжский князь Рюрик, который правил в Новгороде и Ладоге. После его смерти в 879 г. власть перешла к Олегу, приближённому Рюрика. В 882 г. князь Олег совершил поход на юг. Он убил правивших в Киеве Аскольда и Дира, захватил Киев, объявив его «матерью всем градам русским». Таким образом, Олег объединил северные (с центром в Новгороде) и южные (с центром в Киеве) земли в единое государство со столицей в Киеве. Это время считается началом образования государства Киевская Русь (882 – 1169 гг.). Олег знаменит также своим успешным походом на Константинополь, столицу Византии, совершённым в 907 г. В результате этого похода был заключён выгодный для русичей мирный договор. Это первый сохранившийся до нас письменный памятник русской истории. В знак своей победы Олег прибил к вратам Царьграда свой щит. Олег скончался (согласно легенде) в 912 г. от укуса змеи (Вспомните «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина). В IX–X вв. киевские князья постепенно подчиняли своей власти союзы славянских племен. На первом этапе племенные княжества сохраняли внутреннюю автономию, выплачивая дань. Вначале киевские князья не уничтожали правления местных племенных вождей. Киевские князья требовали в знак подчинения сбора дани и отправки воинов в княжеское войско в случае необходимости. Способ сбора дани в ранней Киевской Руси носил название – полюдье. При полюдье сам киевский князь с дружиной ездил по территории подчинённых племён, собирая дань в натуральной или денежной форме. Первоначально размер дани не был нормирован и устанавливался произвольно. Часть дани обменивалась в Константинополе на предметы роскоши. Ненормированный размер дани приводил к злоупотреблениям князей, давая простор их жадности. В результате это приводило к восстаниям покорённых племён. Самым известным из таких восстаний стало восстание древлян против князя Игоря (912 – 945) сына Рюрика, закончившееся убийством князя и его дружины. Жена князя Игоря Ольга после гибели мужа стала правительницей русского государства и жестоко отомстила древлянам за убийство мужа, сожгла столицу древлян Искоростень. После гибели Игоря киевские князья начинают искоренять племенных князей и лишать покорённые племена даже внутренней автономии. Для управления из Киева присылаются родственники киевского князя или его приближённые. Ольга будучи мудрой правительницей, изменила форму сбора дани, введя нормы выплаты дани – «уроки» и специальные места сбора дани – «погосты». Такая форма сбора дани называлась повоз. Теперь представители покорённых племён сами привозили дань чиновникам киевского князя. Две трети дани отправляли в Киев, остальное распределяли среди членов дружины князя-наместника. Территории, управляемые князьями-вассалами, получили наименование “волость”. Кстати, Ольга первой из княжеской династии приняла христианство. Для этого она совершила поездку в Константинополь и была крещена в присутствии византийского императора. Киевская Русь была раннефеодальной монархией во главе с киевским великим князем, династия которого ведется от Рюрика. Князь в эту эпоху еще не полновластный монарх, а скорее “первый среди равных”. Князь правил, опираясь на дружину. Во главе дружины стояли бояре – старшая дружина. Им подчинялись отроки – “молодшая” дружина. Крестьяне и ремесленники являлись лично свободными и зависимыми только от государственной власти. Они эксплуатировались путем взимания дани и других государственных податей. После гибели Игоря князем стал малолетний Святослав. Возмужав, он не интересовался делами внутреннего управления. Почти всю жизнь Святослав провёл в военных походах. Он был крайне неприхотлив (например, мог спать подложив под голову седло и питаться печёным на углях мясом), совершал быстрые переходы – по свидетельству летописца «ходил как пард». Святослав перед нападением рыцарски предупреждал своих противников – «иду на вы». В ходе своих походов Святослав подчинил вятичей, воевал против хазар, волжской Булгарии, Византии. Святослав был храбр, но не отличался дипломатическими способностями, какой-либо существенной пользы от его походов Русь не получила. Святослав погиб, возвращаясь из похода на Византию, попав в организованную печенегами засаду. Перед отправлением в последний поход Святослав разделил Русь между тремя своими сыновьями. Ярополк был посажен в Киеве, Олег – в древлянской земле, Владимир – в Новгороде. Вскоре между братьями начались междоусобицы. Ярополк разгромил войско Олега, который погиб в битве, и присоединил его земли к своим владениям. Владимир испугался, что Ярополк пойдёт на него войной, и бежал к варягам. Вместе с отрядом варягов Владимир пошёл к Киеву и обманом убив своего брата Ярополка, занял киевский престол. ^ 3. РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ Структура государства сформировалась к концу X в. при князе Владимире I Святом (980–1015) . Он подчинил земли волынян и хорватов и посадил своих сыновей на княжение в волости в девяти крупнейших центрах Руси: Новгороде, Полоцке, Турове, Владимире-Волынском, Смоленске, Ростове, Муроме, Тмутаракани и землях древлян (южнее Припяти). Кроме того, племена вдоль северных границ Руси выплачивали ей дань, не входя непосредственно в состав государства. С формированием структуры государства создается разветвленный аппарат управления. Киевский князь управлял при помощи Боярской думы. Из числа дружинников князь назначал посадников, воевод, сборщиков податей и торговых пошлин, судебных чиновников, тиунов и др. Становление феодальных отношений сопровождалось формированием правовой системы. В конце X в. грозными врагами Руси были кочевники – печенеги занимавшие степь, примыкавшую к южным границам. Князь Владимир организовал оборону южных границ, построив сторожевые крепости вдоль пограничных рек. Гарнизоны новых крепостей набирались среди дружинников северных земель, чтобы привлечь к обороне все силы новой державы.^ Принятие христианства. В первый (языческий) период правления Владимир был жесток и своеволен. После прихода к власти он провёл первой религиозную реформу, заключающуюся в попытке унификации языческого культа и возвышении Перуна, ставшего богом князя и дружины. Это было необходимо для укрепления власти князя и единства Руси. Возвышение язычества сопровождалось гонением на христианство и убийством (принесением в жертву) нескольких христиан. Попытка унификации языческих культов, предпринятая Владимиром I Святым, потерпела поражение Разочарование в результатах первой религиозной реформы подтолкнуло Владимира к второй религиозной реформе, заключающейся в принятии монотеизма (единобожия) в форме православия. Выбор веры был осуществлён в несколько этапов. 1 этап. По сообщению летописи к Владимиру приходили проповедники ислама, иудаизма, католицизма и православия. Наибольшее впечатление на Владимира произвела проповедь византийского «философа»-богослова. 2 этап. Владимир разослал послов в сопредельные страны, чтобы они наблюдали обряды религии в этих странах. Послам Владимира понравился лишь обряд православного богослужения в храме св. Софии в Константинополе («Мы не помним, где были, на небе или на земле»), что и предопределило окончательный выбор Владимира. Следует также при анализе выбора в пользу православия учитывать авторитет власти византийского императора, а также установившиеся тесные достаточно дружественные отношения с Византией. Выбор был сделан в пользу православия, хорошо известного на Руси. Но принятие крещения от Византии означало вассальную зависимость от нее. Акт принятия христианства на Руси связан с перипетиями политических взаимоотношений Руси и Византии. Владимир захватил центр крымских владений Византии Херсонес и принудил прислать к нему сестру византийских императоров Анну. Только после этого Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе. В этих условиях о вассалитете не могло быть и речи. Вернувшись домой, он устроил под страхом наказания массовое крещение жителей Киева, положившее начало крещению всех россиян. Эти события имели место в 988 г. Принятие христианства как единой государственной религии служило идейной основой объединения княжеств в единое государство. Новая религия стала распространяться по всей Руси, частью мирно, а кое-где, например в Новгороде, сопровождаясь кровавыми столкновениями. В Новгороде против принятия христианства поднялось восстание, подавленное дядей Владимира Добрыней («Владимир крестил водой, а Добрыня огнём»). Принятие христианства имело большое политическое значени