Хаматова Р.М. Психогенетика: Программа и описание дисциплины. – Казань: ТАРИ, 2005. – 15 с.СОДЕРЖАНИЕ I. Пояснительная записка 3II. Введение 4III. Тематический план по дисциплине 5IV. Программа дисциплины 6Тема 1: Введение 6Тема 2: Генетика человека – основа биологии Homo sapiens 6Тема 3: Видимые носители генетической информации – хромосомы 7Тема 4: Передача генетической информации в клетках 7Тема 5: Количественные признаки 7Тема 6: Генетика и поведение человека 7Тема 7: Генетическая изменчивость, которая может влиять на поведение человека. 7Тема 8: Методы исследования психофизиологических функций 7Тема 9: Психогенетическое изучение системных процессов 7Тема 10: Источники вариативности когнитивных функций 8Тема 11: Природа межиндивидуальной изменчивости темперамента и личности 8Тема 12: Генетика этики и эстетики 8V. Экзаменационные вопросы 8VI. Темы для проведения семинарских занятий 9VII.Темы курсовых работ 9VIII. Тесты для самопроверки знаний 10IX. Рекомендуемая литература 13 ^ I. Пояснительная записка Сведения о составителе. Хаматова Резеда Минекасимовна – доцент кафедры “Психологии” Татарско-американского регионального института с 2003 года. Является автором 48 опубликованных научных трудов. В 2000 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности “Физиология человека и животных”. Общий педагогический стаж составляет 7 лет. ^ II. Введение Дисциплина предназначена для студентов специальности “Психология” (код специальности 020400) и ориентирована на ознакомление их с основами генетических механизмов регуляции поведения. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины: общая психология; клиническая психология; патопсихология; психопатология; физиология ВНД; физиология ЦНС. Основная цель дисциплины – сформировать у студентов знания об основных теориях, методах изучения психогенетики. Изучение дисциплины предполагает формирование навыков применения полученных знаний в исследовательской и практической работе будущих психологов. Дисциплина рассчитана на 18 лекций и 12 практических семинарских занятий, что позволяет закрепить полученные знания в профессиональной практической деятельности, в которой студенты выступают в качестве исследователей. Дисциплина предполагает отработку проведения психогенетического метода сбора информации, ее обработку, интерпретацию и использование. К концу учебной дисциплины студент должен знать: – основные положения современной дифференциальной психологии и генетики, необходимые для профессионального понимания психологических данных; методы психогенетики и их разрешающая способность; – результаты исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза; – место психогенетики в системе психологических знаний. К концу учебной дисциплины студент должен уметь: 1. производить сбор информации для построения генограммы; 2. анализировать генограмму; 3. решать психогенетические задачи; 4. решать задачи, исходя из целей психо-генетического консультирования. За семестр, на который рассчитан курс, студенты обязаны пройти две промежуточные аттестации, сдать письменные работы (построение генограммы и анализ к ним), сделать сообщения на семинарских занятиях по предложенным темам. Итоговая аттестация проводится в форме зачета. Для допуска к зачету студент должен выполнить письменную работу, принимать активное участие в семинарах, выступить с одним как минимум сообщением. Кроме того учитывается посещаемость студента на занятиях. По пропущенным темам задаются дополнительные вопросы. За время занятий студентом должно быть решено не менее пяти генетических задач. Необходимое техническое и программное обеспечение: для проведения занятий необходима аудитория, способная вместить учебный поток; генетические картосхемы; сборники генетичяеских задач; муляжи и демонстрационные таблицы.^ III. Тематический план по дисциплине Формы проведения занятий: лекции (18 часов) и семинарские работы (12 часов). Формы контроля: зачет, промежуточные аттестации. № Тема Рейтинг темы Количество часов Лекции Практические 1 Введение 2,5 1 – 2 Генетика человека – основа биологии Homo sapiens 2,5 1 – 3 Видимые носители генетической информации – хромосомы 2,5 2 2 4 Передача генетической информации в клетках 2,5 2 2 5 Количественные признаки 2,5 2 2 6 Генетика и поведение человека 2,5 2 2 7 Генетическая изменчивость, которая может влиять на поведение человека. 2,5 2 2 8 Методы исследования психофизиологических функций 2,5 2 – 9 Психогенетическое изучение системных процессов 2,5 1 – 10 Источники вариативности когнитивных функций 2,5 1 – 11 Природа межиндивидуальной изменчивости темперамента и личности 2,5 1 2 12 Генетика этики и эстетики 2,5 1 – Всего 30 18 12 ^ IV. Программа дисциплины Из Государственного образовательного стандарта (ГОС) высшего профессионального образования для специальности 020400 “Психология” и квалификации – психолог следует, что «Психогенетика» относится к федеральному компоненту общепрофессиональных дисциплин. Вышеназванный ГОС содержит следующий обязательный минимум содержания основной образовательной программы: основные положения современной дифференциальной психологии и генетики, необходимые для профессионального понимания психологических данных; методы психогенетики и их разрешающая способность; результаты исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза; место психогенетики в системе психологических знаний. Для полного представления об объеме знаний, которые студент приобретает, дадим необходимую детализацию тем.^ Тема 1: Введение Предмет и проблематика психогенетики. Проблема индивидуальности и уникальности психологического облика человека. Двоякий смысл термина “индивидуальность”. Факторы, формирующие человеческую индивидуальность. Проблема “био-социо” как соотношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, генотипического и средового. Теоретическая и практическая значимость проблемы. Генетические исследования как метод изучения психологических проблем. ^ Тема 2: Генетика человека – основа биологии Homo sapiens История генетики человека: борьба двух концепций. Менделевское представление о гене. Биометрический подход Гальтона. Понятие о фенотипе и генотипе. Первые достижения в генетике человека (ошибки метаболизма по А. Гэрроду и открытие групп крови АВО). ^ Тема 3: Видимые носители генетической информации – хромосомы Параллелизм в поведении генов и хромосом в процессе образования половых клеток и оплодотворения. Нормальный кариотип человека. Аномалии числа хромосом. Структурные аномалии хромосом. Определение пола и соотношение полов. ^ Тема 4: Передача генетической информации в клетках Генетический код. Особенности генетического кода. Общий перенос генетической информации. Гены и белки. Колениарность генов и полипептидов. Центральная догма молекулярной биологии. ^ Тема 5: Количественные признаки Пенетрантность и экспрессивность. Непрерывная изменчивость. Полигенное наследование. Генетическая и средовая изменчивость. Понятие о наследуемости. ^ Тема 6: Генетика и поведение человека Сфера и концептуальные трудности генетики повендения человека. Моделирование на животных (насекомые и мыши). Нормальное и аномальное поведение человека. Задержка умственного развития и умственная отсталость. Хромосомные аберрации и психические расстройства. Аутосомные аберрации. Аберрации Х-хромосомы. Синдром Мартина-Белла (фрагильная Х-хромосома). Синдром Клайнфельтера (ХХУ). Синдром Тернера (ХО). Синдром трипло-Х. Синдром ХУУ. ^ Тема 7: Генетическая изменчивость, которая может влиять на поведение человека. Общий метаболизм. Генетическая изменчивость ферментов. Изменчивость гормонов. Генетическая изменчивость внутри мозга. Гетерозиготы по рецессивным заболеваниям. Томбойизм у девочек и тестикулярная феминизация у мальчиков. Генетика ЭЭГ. ^ Тема 8: Методы исследования психофизиологических функций Вариативность электроэнцефалограммы. Целостный паттерн ЭЭГ. Ритмическое составление ЭЭГ в состоянии покоя. Реактивные изменения суммарной ЭЭГ. Наследственная детерминация ЭЭГ и психология индивидуальных различий. Природа межиндивидуальной изменчивости вызванных потенциалов (ВП). ^ Тема 9: Психогенетическое изучение системных процессов Ориентировочная и оборонительная реакции – функциональные системы с противоположными целями. Применение близнецового метода. Детерминанты изменчивости двигательных функций. ^ Тема 10: Источники вариативности когнитивных функций Интеллект как предмет психогенетики. Исследование близнецов. Исследования приемных детеей. Семейное исследование. Специальные познавательные способности. Способность к чтению Восприятие пространственной организации. Математические способности. Когнитивные процессы. ^ Тема 11: Природа межиндивидуальной изменчивости темперамента и личности Подход к темпераменту как стилю поведения. Характеристики темперамента. Психобиологический поход к исследованию темперамента: исследование темперамента у детей, подростков и взрослых. Психогенетические исследования экстраверсий (интроверсии, невротизм, психотизм). Психогенетические исследования свойств личности. ^ Тема 12: Генетика этики и эстетики Естественная агрессивность и эволюционные механизмы ее ограничивающие. Этичность и альтруизм. Совесть и этичность как следствие группового естественного отбора. Спектр этических норм, создаваемых групповым отбором. Пластичность реализации наследственной информации и проблема “импрессинга”. Войны и естественный отбор. Эволюционно-генетическое происхождение некоторых эстетических эмоций. ^ V. Экзаменационные вопросы 1. Психогенетика – как научное направление. Предмет психогенетики. 2. Методы психогенетического исследования. 3. Сфера и концептуальные трудности генетики поведения человека. 4. Парадигмы Менделя и Гальтона в генетике поведения. Исследования генетики поведения насекомых (пчелы, дрозофила). 5. Эксперименты по генетики поведения мышей (тучная мышь). 6. Нормальное и аномальное поведение. 7. Семейные исследования поведения. 8. Близнецовый метод. 9. Задержка умственного развития и умственная отсталость. 10. Две биологические группы лиц со сниженным уровнем умственного развития (патологическая и субкультурная). 11. Умственная отсталость, сцепленная с полом (синдром мартина-Белла). 12. Интеллектуальная деятельность на нормальном и высшем уровнях. 13. Интеллект и его исследование с помощью тестов. 14. Оценка наследуемости интеллектуальных особенностей. 15. Специальные познавательные способности и личность. 16. Продольное исследование близнецов (Германия, США). 17. Генетика сенсорного восприятия и поведение. 18. “Аномальное” и социально девиантное поведение. 19. Хромосомные аберрации у человека и поведение. 20. Аутосомные аберрации (синдром Дауна). 21. Синдром Клайнфельтера. 22. Синдром Тернера. 23. Синдром трипло-Х. 24. Синдром ХХУ. 25. Новые подходы в исследовании генетики поведения. 26. Гетерозиготы по рецессивным заболеваниям (ФКУ и др. ). 27. Генетическая изменчивость, влияющая на поведение человека (общий метаболизм). 28. Генетическая изменчивость, влияющая на поведение человека (действие гормонов). 29. Физиология мозга: генетика ЭЭГ. 30. Влияние наследственных вариаций ЭЭГ на личность. 31. Генетика алкоголизма. 32. Физиология мозга: генетическая изменчивость нейромедиаторов. 33. Аффективные расстройства и шизофрения. 34. Биполярные и униполярные типы расстройств. 35. Величины эмпирического риска заболеваний и генетическая предрасположенность. 36. Интеллект как предмет психогенетики. 37. Биологическая система академика Т. Лысенко (основные положения Мичуринской биологии). 38. Дискуссия по проблеме “Природа – воспитание”. 39. Евгеника и неоевгеника. ^ VI. Темы для проведения семинарских занятий Тема 1: Менделевское представление о гене. Тема 2: Нормальный кариотип человека. Аномалии числа хромосом. Тема 3: Передача генетической информации в клетках Тема 4: Аутосомные аберрации. Тема 5: Генетика ЭЭГ. Тема 6: Интеллект как предмет психогенетики. Подход к темпераменту как стилю поведения. Генетика этики и эстетики^ VII.Темы курсовых работ 1. Генеалогический метод. Сбор информации построение генограммы. 2. Анализ генограммы. 3. Эволюционно-генетическое происхождение эстетических эмоций. 4. В.Эфроимсон о совести и этичности как следствии группового отбора. Проблема взаимного альтруизма. 5. Эволюционные ограничения жестокости. 6. Учение о среде в педагогических работах Л. С. Выготского. 7. Предпосылки гениальности. Наследственность и среда. 8. Классификация людей по их “репутациям и природным дарованиям”. 9. Близнецовый метод и психогенетических исследованиях.^ VIII. Тесты для самопроверки знаний 1. Область знаний, пограничная между психологией и генетикой, характеризующая относительную роль и взаимодействие генетических и средовых факторов в формировании психической индивидуальности человека – это: A. психогенетика B. психофизиология C. психопатология 2. Начало формирования психогенетики связано с именеи английского ученого: A. Г. Менделя B. Ф. Гaльтона C. М. В. Ломоносова 3. Наука об улучшении человеческого рода – это: A. евгеника B. психогенетика C. генетика 4. Основная структурная единица укладки ДНК в хромосоме – это: A. ген B. кроссинговер C. нуклеосома 5. Участок ДНК, кодирующий белковую цепочку – это: A. ген B. экзон C. интрон 6. Делеция части хромосомы вызывает: A. мутацию B. модификацию C. изменчивость 7. Исключите метод, не используемый в психогенетике: A. близнецовый B. генеалогический C. физический 8. Внутрипарное сходство по изучаемому признаку у близнецов, выросших в разных для каждого близнеца условиях среды, оценивается методом: A. близнецовой пары B. разлученных близнецов C. контрольного близнеца D. семей 9. Статистической мерой изменчивости является: A. дисперсия B. закон Харди-Вайнберга C. изменчивость 10. Взаимодействие аллелей разных локусов обозначается термином: A. эпистаз B. средовая дисперсия C. генетическая дисперсия 11. Феномен выбора людьми или создания ими индивидуальной среды в соответствии со своей генетической индивидуальностью называется: A. коэффициентом корреляции B. эффект общего дома C. генотип-средовой корреляцией 12. Между супругами выявляется неслучайность браков по определенному признаку, что получило название: A. ассортативность B. имбридинг C. фенотипическая корреляция 13. Укажите автора науки евгеники: A. К. Ф. Вольф B. Ф. Гальтон C. Т. Морган 14. Укажите число хромосом человека: A. 38 B. 46 C. 50 15. Укажите процент общих генов в парах монозиготных близнецов: A. 50 B. 75 C. 100 16. Вклад генетических факторов в межиндивидуальное различие по коэффициенту интеллекта равен: A. 60 B. 25 C. 15 17. Синдром дефицита внимания и гиперактивности, который характеризуется невнимательностью, сверхактивностью и импульсивностью поведения, получил название: A. аутизм B. гиперкинез C. дислексия 18. Коэффициент наследуемости когнитивных способностей в среднем равен: A. 21% B. 41% C. 81% 19. Свойства темперамента: A. не изменяются в онтогенезе B. изменяются в старости C. изменяются с возрастом 20. А. Томасом и С. Чессом в лонгитюдном исследовании темперамента выделено три синдрома свойств: A. легкий, трудный и с длительным привыканием B. лекгий, смешанный и трудный C. легкий, с быстрым и длительным привыканием 21. Основоположниками психогенетических исследований в России в рамках дифференциальной психофизиологии являются: A. В. Д. Небылицын и Б. М. Теплов B. И. М. Сеченов и И. П. Павлов C. П. К. Анохин и В. Д. Небылицын 22. Показатель наследуемости согласно MMPI для истерии равен: A. 0,35 B. 0,21 C. 0,28 23. Ф. Фогелем установлена: A. монотонные альфа-волны ЭЭГ B. свойства нервной системы C. нейрофизиологическая природа определенного типа поведения 24. Характеристика скоростных проявлений разнообразных функций нервной системы определяется ее: A. подвижностью B. лабильностью C. критической частотой слияния мельканий 25. Системный процесс развития, при котором происходит последовательное развертывание генетической информации при участии нейрогуморальных, гормональных, средовых и других факторов азвается: A. эпигенез B. онтогенез C. филогенез 26. IQ у индивидов с синдромом Дауна равен: A. 60-70 B. 20-60 C. 0-20 Ключ к тесту: 1. A 2. B 3. A 4. C 5. A 6. A 7. C 8. B 9. A 10. A 11. C 12. A 13. B 14. B 15. C 16. A 17. B 18. B 19. C 20. A 21. A 22. B 23. C 24. A 25. A 26. B 27. B ^ IX. Рекомендуемая литература Основная 1. Анохин А.П. Генетические основы нейрофихзиологических особенностей человека // Успехи современной генетики / Под ред. Н. П. Дубинина, М. : Наука, 1997. 2. Ауэрбах Ш. Генетика. – М. : Атомиздат, 2-е изд. , 1968. 3. Булаева К.Б. Генетические основы психофизиологии человека. М. , 1991 4. Лильин Е.Т., Богамазов Е.А., Гофман-Кадошнанов П.Б. Генетика для врачей. 2-е изд. – М. : Медицина, 1990. 5. Малых С.Б., Егорова М.С., Меньшова Т.А. Основы психогенетики. – М., 1998. 6. Равич-Щербо И. В. Генетические аспекты психологической диагностики // Психологическая диагностика / Под ред. Гуревича К.М. – М., 1981. – С. 120-146. 7. Равич-Щербо И. В. Исследования по психогенетике человека // Вопросы психологии, 1972. – С. 178-187. 8. Равич-Щербо И.В., Маротина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. Учебник. – М.: Аспект-Пресс, 1999. 9. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. – М.: Педагогика, 1988. 10. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. – СПб.: Талисман, 1995. – 288с. 12. Эфроимсон В.П. Предпосылки гениальности // Человек. – 1997. – №2. – 6. – 1998. – №1. Дополнительная 1. Лаптев Ю. П. Занимательная генетика. – М. : Колос, 1972. 2. Левонтин Р. Генетические основы эволюции. – М.: Мир, 1978. 3. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность. Наследственность и среда. – М., 1993. 4. Егорова М.С. Генетика поведения: психологический аспект. – М.: Socio Logos, 1995. 5. Оноприенко Ю.И. Биологическая организация и наследственная. – Владивосток: ДВО РАН СССР, 1990. 6. Майерс Д. Социальная психология. – СПб: Питер, 1997. 7. Дубинин Н. П. Что такое человек. – М.: Мысль, 1983. 8. Лорен Р.Г. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в СССР. – М.: Изд-во политической литературы, 1991. 9. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. Равич-Щербо И.В. – М.: Педагогика, 1988. 10. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. – М.: Мир. – Т. 1-3. 1990. 11. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. – СПб.: Талисман, 1995. 12. Равич-Щербо И.В. Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. – М.: Аспент-пресс, 1999.
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…