1. Занятие начинается словом учителя, в котором учащимся кратко напоминаются основные положения «теории трёх штилей» М. В

Особенности языка стихотворения А. С. Пушкина “Пророк”Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 20 Михрячев В. Г.Владимир, 2009 1. Занятие начинается словом учителя, в котором учащимся кратко напоминаются основные положения «теории трёх штилей» М. В. Ломоносова (данный материал – Из «Предисловия о пользе книг церковных в российском языке» (1758) – нужно распечатать и для учащихся): российский язык через употребление книг церковных… имеет три разные степени, высокую, посредственную и низкую… К первому (роду речений) причитаются (слова), которые у древних славян и ныне у россиян общеупотребительны, например: Бог, слава, рука, ныне, почитаю. Ко второму принадлежат, кои хотя обще употребляются мало, а особливо в разговорах, однако всем грамотным людям вразумительны, например: отверза, господень, насажденны, взываю… К третьему роду относятся, которых нет в остатках словенского языка, то есть в церковных книгах, например: говорю, ручей, которой, пока, лишь… … рождаются три штиля, высокий, посредственный и низкий. Первый составляется из речений славенороссийских, т. е. употребительных в обоих речениях, и из славенских, россиянам вразумительных… Сим штилем составляться должны героические поэмы, оды, прозаические речи о важных материях…Средний штиль состоять должен из речений, больше в российском языке употребительных, куда можно принять некоторые речения славенские, в высоком штиле употребительные, однако с великою осторожностью, чтобы слог не казался надутым. Равным образом употребить в нём можно низкие слова; однако остерегаться, чтобы не опуститься в подлость… Сим штилем писать все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово к живому представлению действия… Стихотворные дружеские письма, сатиры, эклоги и элегии сего штиля больше должны держаться…Низкий штиль принимает речения третьего рода, т. е. которых нет в славенском диалекте, смешивая со средними… по пристойности материй, каковы суть комедии, увеселительные эпиграммы, песни… (прозаические) дружеские письма, описания обыкновенных дел Учащиеся вместе с учителем анализируют текст М. В. Ломоносова, своими словами формулируют положения учёного о «порядке рождения» «штилей». 2. Далее следует выразительное чтение стихотворения «Пророк» (учителем либо специально подготовленным учеником), и учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что привлекло ваше внимание в этом стихотворении?» Ответ: «Много непонятных (вариант – устаревших) слов». Учитель предлагает начертить таблицу на две колонки, вписать в неё непонятные слова. Затем ученики вместе с учителем пытаются найти значения этих слов (см. Приложение № 1): Непонятные (устаревшие) слова Современные синонимы перст палец зеница веко отверзлись открылись внимать понимать (в самом широком смысле) уста губы десница правая рука виждь смотри После этого учащимся предлагается заменить слова из стихотворения на современные им синонимы (см. Приложение № 2): ^ Перстами лёгкими – пальцами лёгкими;Коснулся зениц – коснулся век;Отверзлись зеницы – открылись зеницы;Внял содроганье – понял содроганье;Вложил в уста – вложил в губы;Вложил десницею – вложил правой рукой;Виждь, пророк – смотри, пророк. Затем ставится вопрос: «Что произошло со стихотворением?» Ответ: «Оно стало звучать не так, не очень красиво, стало не таким впечатляющим». Отсюда следует первый промежуточный вывод: употребление Пушкиным устаревшей лексики несёт большую смысловую нагрузку. 3. Следующий этап работы: учитель предлагает учащимся объяснить значение слов небо, горний, гады, дольняя, празднословный, лукавый, глагол (слова готовятся заранее на карточках) (см. Приложение № 3): небо Царствие Небесное горний небесный (буквально: имеющий от-ношение к небу в привычном для нас значении этого слова) гады по классификации К. Линнея, обитатели моря (никакой иной нагрузки слово здесь белее не несёт) дольняя растущая на земле празднословный употребляющий праздные, т. е. ненужные, необязательные, вредные, слова лукавый в связи с предыдущим словом: праздные слова – слова, неугодные Богу, т. е. угодные дьяволу. Лукавый – служащий дьяволу глагол слово Бога Второй промежуточный вывод: поэт использует формально знакомые нам слова, но наполняет их иным, возможно, архаичным содержанием. Из обоих промежуточных выводов можно заключить, что лексика стихотворения «Пророк» явно архаизирована, и это заставляет обратиться к другим уровням языка и определить степень их архаизации, в случае, конечно, если она будет обнаружена. 4. Учащимся предлагается работа со словами мудрыя (змеи), рассек, угль, во грудь, глас (слова готовятся заранее на карточках). Вопрос учителя: «Что необычного в этих словах?» Ответ: «Необычно (вариант – непривычно) звучат». Таким образом, с уровня лексики мы переходим на уровень фонетики. Учащиеся записывают и произносят данные слова так, как они пишутся и звучат более привычно (см. Приложение № 4): мудрыя (змеи), [мудрый’а] мудрой, [мудрай’] рассек, [рас’с’эк] рассёк, [рас’с’ок] угль, [угл’] уголь, [угал’] во грудь, [ва грут’] в грудь, [в грут’] глас, [глас] голос, [голас] Учителем предлагается сравнить слова из стихотворения и парные к ним, указать различия: количество звуков (мудрыя – 7, мудрой – 6; во – 2, в – 1), употребление разных гласных звуков (рассек – [‘э], рассёк – [‘о], чередование с нулём звука (угль – уголь [о], полногласие – неполногласие (глас – ла, голос – оло). Фонетические формы, используемые А. С. Пушкиным, являются устаревшими, малоупотребительными. Отсюда следует вывод о том, что автор обращался и к архаизации фонетики. 5. В свете рассматриваемой темы учащимся предлагается проанализировать слово восстань и, в частности, использованную в нём приставку вос-, а также сравнить его со словом встань, увидеть сходство и различие между ними (см. Приложение № 5). Ученики замечают, что и первое, и второе слово означают призыв к тому, чтобы человек поднялся, но если значение слова встань, пожалуй, этим и ограничивается, то слово восстань связано с воскрешением, содержит призыв воскреснуть из либо физической, либо духовной смерти. Вопрос: «Какая часть слова восстань придаёт всему слову именно это значение?» Ответ: «Приставка вос-». Ученикам предлагается подобрать слова с аналогичной приставкой (перед этим – обязательно напомнить о парной приставке воз-): воспрянуть, воскликнуть, воспарить, вознестись и т. д. (см. Приложение № 6). Вопрос: «Являются ли приведённые слова часто употребительными?» Ответ: «Нет». Вопрос: «Какую роль они играют в тексте?» Ответ: «Эти слова придают ему особую эмоциональную окраску». Предлагается аналогичная работа со словами с приставкой вс- (вз-): вскарабкаться, вскочить, взлететь, взбираться и т. д. (см. Приложение № 7). Вопрос: «Придают ли эти слова какую-либо эмоциональную окрашенность речи?» Ответ: «Нет». А следовательно, они употребляются значительно чаще. Также ученикам предлагается проанализировать словоформу гад. (см. Приложение № 8). Вопрос: «Определите форму данного слова». Ответ: «Родительный падеж, множественное число». Подберём слова, аналогичные по форме: слонов, зайцев, крокодилов и т. д. В абсолютном большинстве примеров одушевлённые существительные родительного падежа, множественного числа, мужского рода, называющие животных, имеют окончания, выраженные звуками. Напротив, нулевое окончание в аналогичной форме имеют имена существительные женского рода, например: черепаха – (кого?) черепах. Форма гад вместо гадов в данном случае является своеобразным “кратким”, т. е. более старым вариантом. И отсюда можно сделать вывод, что и приставка вос-, и нулевое окончание в рассмотренном примере архаичны, т. е. А. С. Пушкиным архаизация используется и в морфемике. 6. Следующим этапом работы является анализ синтаксиса стихотворения «Пророк». Ученикам выдаются карточки, на которых написаны словосочетания: пустыне мрачной, коснулся он, неба содроганье и предлагается выписать из стихотворения подобные словосочетания (см. Приложение № 9): пустыне мрачной коснулся он неба содроганье перстами лёгкими отверзлись зеницы ангелов полёт гад морских наполнил шум гад ход устам моим наполнил звон лозы прозябанье язык празднословный внял я язык лукавый уста замершие уста мои десницею кровавой сердце трепетное угль пылающий грудь отверстую волею моей После завершения данной работы ученикам предлагается вспомнить название данного тропа и ответить на вопрос: «Для чего он используется?» Ответ: «Инверсия. Может использоваться для придания тексту особенной выразительности, возвышенности». Учитывая столь частое употребление данного тропа в стихотворении, можно сделать вывод, что он здесь является основным изобразительно-выразительным средством. Далее учащимся раздаются карточки, на которых выписан следующий фрагмент стихотворения (см. Приложение № 10): … ^ Моих ушей коснулся он, -И их наполнил шум и звон:И внял я неба содроганье,И горний ангелов полёт,И гад морских подводный ход,^ И дольней лозы прозябанье.И он к устам моим приник,И вырвал грешный мой язык,И празднословный, и лукавый,И жало мудрыя змеиВ уста замершие моиВложил десницею кровавой.И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул,И угль, пылающий огнём,Во грудь отверстую водвинул… Учащимся предлагается проанализировать данный фрагмент и определить, какие тропы использует А. С. Пушкин здесь. Ответ: «Анафора. Ряды однородных членов». Вопрос: «Определите роль каждого из этих тропов в данном фрагменте стихотворения?» Ответ: «Анафора придаёт тексту возвышенное звучание. Аналогичную роль играют и ряды однородных членов. Кроме того, употребляя в начале стихотворной строки союз “и”, А. С. Пушкин приближает язык своего стихотворения к былинному, в котором данный приём весьма распространён. Таким образом, рассмотренные примеры ясно показывают, что синтаксические конструкции, выбранные автором, придают тексту возвышенное звучание, а также являются либо редко употребительными, либо родственными архаическим фольклорным произведениям. 7. Учащимся предлагается далее связать всё сказанное выше с «теорией трёх штилей» М. В. Ломоносова и ответить на вопрос: «К какому “штилю” может быть отнесено стихотворение А. С. Пушкина “Пророк”?» На основе наблюдений делается вывод, что А. С. Пушкин использовал в стихотворении различные приёмы архаизации, затрагивающие практически все уровни языка. Говоря словами М. В. Ломоносова, поэт применяет слова «славенороссийские, т. е. употребительные в обоих речениях, и славенские, россиянам вразумительные». Следовательно, стихотворение «Пророк» может и должно быть отнесено к «высокому штилю». Здесь учитель напоминает: «Сим штилем, – указывал М. В. Ломоносов в “Предисловии о пользе книг церковных в российском языке”, – составляться должны героические поэмы, оды, прозаические речи о важных материях». Напомнив это утверждение, следует задать следующий вопрос: «Как связать эти слова М. В. Ломоносова с предыдущим нашим выводом?» Ответ: «Очевидно, А. С. Пушкин писал о том, что было важным для него. Отсюда и факт создания стихотворения в “высоком штиле”. Кроме этого, на данном конкретном примере можно проследить эволюцию того, что считать важным. Для М. В. Ломоносова это прежде всего прославление правителя, героические общезначимые дела, а для А. С. Пушкина – прежде всего человек, его внутренний мир, чувства и переживания». В завершении занятия делается вывод о важности изучения литературного произведения не только с идейно-тематической стороны, но и со стороны формы, в частности, рассмотрения языка произведения, и подчёркивается мысль о том, что внимательное изучение формы неизбежно выводит на тему и идею произведения. Этим подтверждается правило о единстве формы и содержания в художественном произведении..