10 декабря 2011 года

10 декабря 2011 года В 9 часов утра сотни жителей города Истры собрались у входа в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, ожидая прибытия великой святыни- копии Чудотворной иконы «Богоматерь Троеручица» – одной из самых почитаемых в православном мире икон. Копия изготовлена на Афоне по заказу игумена Феофилакта. Братская делегация насельников Хиландара во главе с наместником Игуменом Мефодием (Марковичем) прибыла в монастырь с целью передачи Монастырю списка иконы Божией Матери «Троеручица», написанного афонскими иконописцами в ознаменование сегодняшнего юбилея (350 лет прибытия в Москву списка с иконы). В Храме Рождества Христова состоялась Божественная Литургия. На встрече иконы присутствовал Мэр города Истры Савельев Ю.В. (на снимке) Троеручица была одной из самых почитаемых икон Ново-Иерусалимского монастыря. Это также была афонская копия. В настоящее время в собрании музея «Новый Иерусалим» хранится список, сделанный с той иконы в 1854 году. Невольно приходит на ум, что до горы Афон монастырю ближе, чем до одноименного музея… История появления чудотворной иконы Троеручица связана с именем Преподобного Иоанна Дамаскина. О жизни Иоанна Дамаскина (ок. 675–749) известно немного. Он происходил из христианской семьи, жившей на Ближнем Востоке. Его блестящая карьера при дворе халифа в Дамаске оборвалась, когда Иоанн, отпустив на волю всех своих рабов, удалился в монастырь св. Саввы в Палестине. В 734 г. он был рукоположен в сан священника. Преподобный Иоанн Дамаскин оставил огромное творческое наследие: это и полемические трактаты, и положительная система вероучения, и проповеди, и гимны, и экзегеза, и даже один из первых сборников, содержащий выдержки из произведений св. отцов и Св. Писания по различным вопросам. Преподобный Иоанн Дамаскин в молодости служил при дворе халифа и был важным сановником. В это время в Византийской империи свирепствовала иконоборческая ересь: иконы уничтожались, а почитатели их сурово преследовались. Будучи высоко образованным человеком и одаренным писателем, Иоанн Дамаскин очень убедительно писал в защиту православного почитания икон. Греческий император Лев Исавр, убежденный иконоборец, гневался на Иоанна за его сочинения. Он приказал своему писцу изучить почерк святого Иоанна и как бы от его имени написать письмо, адресованное византийскому императору, в котором Иоанн якобы предлагает свои услуги Исавру в свержении халифа. Это подложное письмо император Исавр отослал халифу в доказательство своей дружбы халифу и измены Иоанна Дамаскина. Восточный деспот, не разобрав дела и не приняв объяснений Иоанна, приказал заключить его в тюрьму и отсечь ему правую руку, якобы написавшую изменническое письмо. Имея с собой в тюрьме икону Божией Матери, святой Иоанн положил перед нею свою отсеченную руку и долго молился перед иконой, изливая свое горе. Во сне Пречистая Дева явилась страдальцу, милостиво взирая на него, сказала: «Вот рука твоя здорова, не скорби более». Иоанн проснулся и с радостным изумлением увидел, что отсеченная рука приросла к своему месту и стала здоровой, как и раньше. Остался только узкий шрам, напоминавший о казни. В избытке радости и благодарности к милостивой Заступнице, в душе Иоанна сложилась песнь: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Эта песнь до сих пор поется в храме. Именно с этого чудесного вмешательства Царицы Небесной и началось творчество Преподобного как гимнографаi. Халиф, разобравшись в происшедшем, чувствуя свою вину, намерен был ее загладить большими милостями Преподобному. Однако, Иоанн, поняв, как непрочны земные блага и мирская слава, отказался от всего. В благодарность Божией Матери он заказал из серебра изображение кисти его руки и прикрепил ее к иконе, перед которой совершилось чудо. Эта икона и получила название Троеручицы. С того времени преподобный Иоанн начал беспрепятственно писать церковные песнопения и духовные книги, из которых особенно известны: «Источник знания» («О ересях», «О правой вере и о воплощении Предвечного Слова», «Точное изложение веры»), Пасхальная служба, каноны на Рождество Христово, на Богоявление, на Вознесение Господне и другие. . В течение нескольких лет непрерывных трудов он обогатил Церковь многими сочинениями, молитвами и богослужебными канонами, до сих пор украшающими Православное богослужение. Многие песни Пасхального, Рождественского и других праздничных богослужений принадлежат его перу. Им же составлен Октоих (Восьмогласник), употребляемый на воскресных богослужениях. Возникает лишь вопрос, когда же первая копия с иконы прибыла в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, действительно ли 350 лет назад? По данному вопросу имеются весьма противоречивые данные. В некоторых источниках действительно указан 1651 год .1 В других источниках –иные даты. Например, в книге «Ставропигиальный Воскресенский Новый Иерусалим именуемый монастырь» . Москва. Издание книготорговца Морозова. 1904. С.46 указано, что икона «прислана Патриарху Никону с Афонской горы от Константинопольского патриарха Макария 16 октября 1653 г. из царской сербской Хилендарской лавры». Вот как описывают эту святыню Авраамий Осипов (в наименовании книги автор не указан, а лишь в картотеке Российской Государственной библиотеки): «Чудотворная икона большого размера на кипарисовой доске Божией Матери Троеручицы, украшена серебряной позлащенной ризою и камнями. Прислана сия икона Патриарху Никону с Афонской горы Константинопольским патриархом Макарием в 1665 году октября 16 дня».2 Вопрос о том, от кого и как попала первая копия в монастырь, не совсем праздный, если вспомнить грядущий в 1666 году суд над Патриархом Никоном и особую роль Патриарха Константинопольского, который отказался судить Патриарха Никона. Сегодня мы рады прибытию второй копии чудотворной иконы и надеемся на заступничество Пречистой Девы в деле восстановления нашего монастыря. 1 С.М. Дорошенко. Летопись жизни и деятельности Патриарха Никона на фоне событий церковной и гражданской истории и в окружении разного рода лиц, к нему касательных. Патриарх Никон: стяжание Святой Руси- созидание государства российского. Ч.1 Издательство РАГС. М. 2010. С.246 2 Краткое историческое описание ставропигиального Воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря. Москва. В типографии Готье.1852. i Жития святых Свт. Димитрия Ростовского (Декабрь, день четвертый).