10. Предсловарь/словарь

10.Предсловарь/словарь Коммуникативные навыки самых маленьких детей очень трудно разделить по тем же катего­риям, которые используются для анализа речи более старших детей. И все же важно диффе­ренцировать эти коммуникативные навыки, насколько это возможно, поскольку они служат фундаментом для всего последующего коммуникативного развития. «Экспрессивный словарь ребенка, который не достиг еще 9 месяцев, состоит, главным об­разом из вокализаций и жестов, которые выражают его чувства и потребности. Некоторые из них включены в данную главу как «доречевые», другие можно найти в главе 13 – «Разговор­ные навыки». Разделение получилось достаточно произвольным. После рубежа 9 месяцев пункты в этом разделе более соответствуют понятию «экспрессивный словарь».Предсловарь/словарь Сигнализирует определенным образом о состоянии голода, дискомфорта, удоволь­ствия. Издает пять или более гласных и согласных звуков. Смеется Показывает голосом три и более чувства. Лепечет сочетания из гласных и согласных. Использует два и более жеста, ассоциируемых с языковыми понятиями («больше нет», «еще», «пока-пока» и др.). Использует два или более слова (или жеста) для обозначения предметов или называ­ния людей. Использует два или более слова (или жеста) для обозначения предметов или называ­ния людей. Использует одно или более восклицаний или жестов в соответствующих ситуациях. Использует семь или более слов. Осмысленно говорит или показывает «нет». Правильно использует 15 слов или жестов. Называет три или более знакомых предмета на картинке.Область: 10. Предсловарь/словарьПоведение: 10а. Сигнализирует определенным образом о состоянии голода, дискомфорта, удовольствияМатериалы: Обычное домашнее окружение.Процедура или использование в повседневной жизни: Обратите особое внимание на способы, которыми ребенок сообщает о своем внутреннем со­стоянии. Для начала проведите первичное распознавание того, как ребенок указывает на удо­вольствие (удовлетворение) и голод/дискомфорт. Когда ребенок расстроен, он плачет, – то тише, то громче, причем сила крика часто соответствует степени неудовлетворенности ре­бенка. Постепенно можно определить, указывает ли крик ребенка на голод или на иное со­стояние дискомфорта, злость или скуку. Точно так же и умиротворенное, спокойное состоя­ние, возникающее сразу после кормления или других создающих комфорт событий, будет выражаться в разнообразных знаках удовольствия (улыбка, воркующие звуки). Способность ребенка выдавать постоянный сигнал для различных состояний зависит в большой степени от отношения ухаживающих к таким сигналам, умения их дифференцировать и действовать в соответствии со своими предположениями. Если поведение ребенка указывает на то, что предположение было неверным, то взрослый должен попробовать что-нибудь еще. В этом процессе ребенок учится понимать, какие сигналы прочитывает взрослый, а взрослый учится прочитывать их более адекватно. Например, если ребенок «только немного беспокоится», взрослый может попробовать перенести его в другую часть комнаты, поговорить или как-то еще изменить ситуацию. Если беспокойство увеличилось по интенсивности, то взрослый может вмешаться активнее (например, поменять подгузник, покачать ребенка, предложить молоко). При таком общении ребенок знает, какой крик дает определенный результат, а взрослый учится различать крики (плач).Примечание: Очень важно откликаться на крик ребенка, а не игнорировать его, не бойтесь «испортить ребенка. Крики — особенно важные способы коммуникации, пока не выработались другие ее формы. От­клик взрослых на крик учит ребенка тому, что он имеет некоторый контроль над окружающими и что ком­муникация важна. Ребенок будет заменять крик другими формами коммуникации по мере их развития. Возможность того, что ребенок станет хроническим крикуном, больше, если ухаживающие не будут по­стоянно откликаться на крик, и меньше, если они откликаются постоянно. Однако ребенок также может стать хроническим крикуном, если ухаживающие откликаются на крики ребенка, но невнимательны к дру­гим его коммуникативным сигналам (изменение активности, разные вокализации).Адаптация процедуры:Нет необходимости в адаптации.Критерий: Ребенок дает определенные сигналы состояний голода, дискомфорта и удоволь­ствия, которые различает даже тот, кто впервые взялся ухаживать за ребенком. Дело в том, что взрослый должен понимать сигнализируемое состояние и реагировать соответственно. Это должно происходить ежедневно, хотя могут быть периоды, когда ребенка становится трудно понимать, обычно во время болезни или при поведенческих нарушениях.^ Область: 10. Предсловарь/словарьПоведение: 10b. Издает пять или более гласных или согласных звуковМатериалы: Обычная обстановка в доме или в группе.Процедуры и использование в повседневной жизни: В течение дня выберите время, чтобы установить с ребенком зрительный контакт, когда за­говорите с ним. Это должно быть частью повседневной деятельности, ответьте так, как будто вы ведете беседу. Прикрепите небьющееся зеркало к кроватке или на стуле возле нее, или на коврике, где ребе­нок проводит время, так, чтобы он мог видеть свое лицо при произнесении звуков. Удостоверьтесь, что ребенок знает, что вы находите вокализацию прекрасной забавой.Адаптация процедуры:Дети с нарушениями зрения: при работе с ребенком с нарушением зрения положите его руч­ки на ваш рот и издавайте разные звуки, чтобы ребенок смог не только услышать их, но и ощутить их на ощупь. По возможности помогите ребенку прикоснуться к его собственному рту, когда он издает различные звуки.^ Дети с нарушениями слуха: Помогите ребенку с нарушениями слух ощутить звук на ощупь, давая ему дотрагиваться до вашего рта или горла и помогая ему дотронуться до своего. Воз­можно, будет полезно усиливать вокализацию ребенка, используя микрофон и колонки, что­бы ребенок сам слышал издаваемый им звук.Критерий: Ребенок вокализирует пять и более согласных и гласных звуков.^ Область: 10. Предсловарь/словарьПоведение: 10с. СмеетсяМатериалы: Обычная обстановка дома или в группе.Процедура и использование в повседневной жизни:Ситуации, во время которых ребенок экспериментирует, стуча и шумя, наиболее эффектив­ны для появления смеха у ребенка в раннем возрасте (например, хлопанье по лицу и животу, издавание хлопающих звуков). Выберите время в течение дня, чтобы поиграть или просто пообщаться с ребенком, произво­дя шум, нежно похлопывая его, проговаривая при этом детские стишки или песенки, кото­рые включают в себя тактильную стимуляцию. Всегда при этом смейтесь или как-нибудь по-другому с энтузиазмом реагируйте на смех и улыбки ребенка.Адаптация процедуры: Дети с двигательными нарушениями: некоторые двигательные нарушения, особенно повы­шенный или пониженный мышечный тонус, делают ребенка неспособным смеяться и улы­баться. Часто «формирование» этого навыка требует у такого ребенка долгого времени. Если вы получаете ответную реакцию редко, увеличьте время между играми. Например, после игры с ладошкой ребенка в «Сороку-ворону» подождите 10-20 секунд перед возобновлением игры или повторением того же самого стишка. Если вы получите в ответ запоздалый смех или улыбку, попытайтесь впредь делать большую паузу между этапами игры, чтобы ребенок успевал реагировать смехом или улыбкой.Критерий: Ребенок часто смеется. Область: 10. Предсловарь/словарьПоведение: 10d. Показывает голосом три и более чувстваМатериалы: Обычная обстановка дома или в группе.Процедура и использование в повседневной жизни:Осторожно прислушайтесь к звукам, которые произносит ваш ребенок. Постарайтесь опре­делить разницу, когда ребенок изображает радость, интерес, страх, протест и т.д. Обеспечьте обратную связь в таких случаях. Если ребенок издает звуки, похожие на протест, скажите: «О, тебе не нравится это? Давай поменяем!»; если издаваемые звуки похожи на вы­ражение удовольствия, скажите: «Отлично! Давай сделаем это еще раз!». Важно, чтобы ребенок научился понимать с помощью вашей реакции, что вокализация имеет воздействие на окружающих.Адаптация процедуры:Дети с нарушениями слуха: при работе с ребенком с нарушениями слуха наряду со словами используйте жесты, чтобы объяснить ребенку, как вы понимаете издаваемые им звуки.Критерий: Взрослый различает три и более чувств, исходя из издаваемых ребенком звуков. На данной стадии чувства и сигналы должны быть более сложными, чем при работе над за­данием пункта 10а. Необходимо, чтобы можно было различить более двух видов удоволь­ствия или отличить дискомфорт от страха.^ Область 10. Предсловарь/словарьПоведение: 10е. Лепечет сочетания из гласных и согласныхМатериалы: Обычная обстановка дома или в группе.Процедура и использование в повседневной жизни: Внимательно прислушивайтесь к тем звукам, которые произносит ребенок. Не пропустите сочетания согласный-гласный (ба, да, па, ма), которые ребенок начал произносить. Сразу же отвечайте на них серией повторения такого слога, как тот, что вы услышали от ребенка, например «ба-ба-ба-ба». Произносите это с завлекательной, приглашающей повторить инто­нацией. Послушайте, повторяет ли ребенок тот слог, что услышал от вас, или другой. Кормление — особенно хорошее время для стимуляции вокализации. Кормя ребенка, изда­вайте звуки (например, Ммммм, ммммм, хорошо»). Если ребенок не лепечет, можно слегка надавить на его губки ложкой или пальцем, повторяя «ма-ма-ма». Вероятно, когда вы осла­бите давление, ребенок повторит звук. Делайте так, чтобы ребенок чувствовал, что его лепет это интересная игра, которая сразу же включает вас в разговор и которая вам нравится.Адаптация процедуры:Дети с нарушениями слуха: работайте перед зеркалом, чтобы ребенок с нарушениями слух мог видеть, как вы и он сам издаете звуки. Кладите ручку ребенка то на свое горло, то на его, когда он издает звуки.Критерий: Ребенок часто повторяет как минимум две комбинации «согласный+гласный». ^ Область 10. Предсловарь/словарьПоведение: 10f. Использует два или более жеста, ассоциируемых с язы­ковыми понятиями («больше нет», «еще», «пока-пока» и др.)Материалы: Обычная обстановка дома или в группе.Процедура и использование в повседневной жизни:Используйте жесты, когда вы говорите с ребенком. Например, когда в бутылке кончился апельсиновый сок, покажите эту бутылочку ребенку, разведите руками и скажите: «Все, больше нет». Машите рукой и говорите «пока-пока», когда вы уходите или когда кто-то из гостей уходит. Физически помогите ребенку помахать ручкой, если он сам этого не делает. Затем говорите «пока-пока» чуть раньше, чем помашете рукой. Смотрите, не станет ли ребенок махать руч­кой, услышав ваше «пока-пока». Играйте в игры, используя жесты. Например, скажите: «А Вася большой?». И сами ответьте, подняв руки: «Вот какой большой!». Посмотрите, не будет ли теперь ваш ребенок так же поднимать руки при вопросе «А Вася большой?».Адаптация процедуры: Дети с нарушениями зрения: ребенок со значительными нарушениями, возможно, выучит слова раньше, чем жесты. Для него это упражнение необязательно. ^ Дети с нарушениями слуха: если специальный педагог считает это приемлемым, обязательно выучите стандартные жесты с ребенком, имеющим слуховые нарушения.^ Дети с двигательными нарушениями: при работе с ребенком, имеющим двигательные нару­шения, используйте жесты, не превышающие двигательных возможностей ребенка. Можно считать, что ребенок выполнил данное упражнение, даже если он делает жесты не настолько точно, насколько это требуется от ребенка, не имеющего двигательных нарушений. Главное, чтобы жесты, которые производит ребенок, постоянно либо сопровождались словами, либо являлись средством общения. Для детей с серьезными двигательными нарушениями данное упражнение может не подойти.Критерий: Ребенок использует несколько жестов, ассоциируемых с языковыми понятиями. Каждый жест должен использоваться ребенком спонтанно и в соответствующей ситуации.^ Область 10. Предсловарь/словарьПоведение: 10g. Использует два или более слова (или жеста) для обозначе­ния предметов или названия людейМатериалы: Обычная обстановка дома или в группе.Процедура и использование в повседневной жизни:Слушайте, как ребенок пытается произносить слова (мама, папа, баба…). Когда ребенок тя­нется к чему-то, показывая, что ему нужен этот предмет, воспользуйтесь этим. Назовите предмет и посмотрите, не пытается ли ребенок произнести это слово; если ребенок такой попытки не делает, возьмите предмет в руки, подержите его вне досягаемости ребенка и еще раз попытайтесь вызвать имитацию произнесенного вами названия предмета; если ре­бенок произносит нечто очень далекое от нужного слова, постарайтесь попридержать пред­мет, пока ребенок не улучшит свое произношение. Однако здесь очень опасно «перебор­щить». На самом деле гораздо важнее показать ребенку, что его общение с вами очень ин­тересно и приятно, чем научить его правильно произносить какое-то слово. Большинство слов, произносимых ребенком в возрасте до трех лет, еще сильно отличается от взрослых слов, и это совсем не означает, что ребенок будет плохо говорить в старшем возрасте. Всегда показывайте, как вам нравится, когда ребенок произносит новое слово!Адаптация процедуры:Дети с нарушениями зрения: дети с нарушениями зрения зачастую хорошо имитируют речь, но имеют проблемы с закреплением значений за словами. Приложите особые усилия к тому, чтобы помочь ребенку исследовать предметы на ощупь и подержать их в руках, а также раз­личать лица людей, прикасаясь к их волосам и лицам, а также слыша их голоса, чтобы ребе­нок мог понять, что за предмет или человек стоит за тем или иным словом-названием.^ Дети с нарушениями слуха: используйте как жесты, так и слова, разговаривая с ребенком с нарушениями слуха. Принимайте то, что ребенок может делать приблизительные жесты, как и приблизительно воспроизводить звуки, но всегда показывайте правильный жест, а иногда и помогайте ребенку добиваться успеха в имитации жеста или звука.^ Дети с двигательными нарушениями: двигательные нарушения могут влиять на артикуля­цию ребенка. Внимательно слушайте и принимайте даже приблизительно воспроизведенный звук. Проконсультируйтесь со специальным педагогом или логопедом о развитии коммуни­кативной системы, если произнесение слов намного отстает от уровня понимания слов ре­бенком.Критерий для 10g: Ребенок самостоятельно (не имитируя) воспроизводит два слова или же­ста, чтобы назвать предметы или людей.Критерий для 10h: Ребенок самостоятельно (не имитируя) воспроизводит три слова или же­ста, называя предметы или людей (или точно выбирает предметы, обозначающие другие предметы или явления, или картинки, изображающие предметы или события).^ Область: 10. Предсловарь/словарьПоведение: 10i. Использует одно или более восклицаний или жестов в соот­ветствующих ситуациях Материалы: Обычные предметы, окружающие ребенка дома или на занятиях в группе.Процедура и использование в повседневной жизни:Используйте восклицания естественным образом в течение дня. Часто ребенок первым вы­учивает восклицание типа «бах!», которое употребляется всегда, если что-нибудь падает или разваливается. Постарайтесь быть постоянным в использовании восклицаний, сопровождаю­щих какие-либо события, и прислушиваясь к попыткам ребенка имитировать их, а затем упо­треблять самостоятельно. Иногда играйте с ребенком в куклы и мягких зверей. Говорите «бах!», когда кукла падает, «ай-ай-ай!» или какое-то другое восклицание, соответствующее событиям, которые происхо­дят в вашей игре. После того как вы повторите это несколько раз, сделайте паузу, чтобы по­смотреть, будет ли ребенок вставлять восклицания сам.Адаптация процедуры:Дети с нарушениями зрения: для ребенка с нарушениями зрения может быть трудно ассоции­ровать восклицания с ситуациями, их продуцирующими. Обязательно помогите ребенку со­ставить для себя ассоциации, показывая ему, что происходит. Например, когда толкнете чашку и молоко прольется, скажите: «Ой-ой-ой!», – и дайте ребенку ощупать чашку и про­литое молоко.^ Дети с нарушениями слуха: используйте как жесты, так и слова при работе с ребенком с на­рушениями слуха в ситуациях, продуцирующих восклицания.Критерий: Ребенок как минимум одно восклицание несколько раз воспроизводит кстати.^ Область 10. Предсловарь/словарьПоведение 10j. Использует семь или более словМатериалы: обычная обстановка дома или в группе.Процедура и использование в повседневной жизни:Разговаривайте с ребенком в течение дня, называя предметы, описывая, что вы делаете и т.д. Будьте особенно внимательны к предметам, на которые ребенок смотрит или с которыми он играет. Их названия легче будет выучить, так как они уже вызвали интерес и привлекли вни­мание ребенка.Примечание: Не волнуйтесь по поводу правильности произношения слов ребенком, когда он пытается вы­учить много новых слов. Даже если то, что произносит ребенок, резко отличается от нормального взрослого слова, все равно считайте это словом, если ребенок систематически употребляет его по отношению к тому же самому предмету или событию. Продолжайте демонстрировать правильное произношение, но не требуйте, что­бы ребенок повторял его. Реагируйте на то, что вам сообщается, а не на то, как это произносится.Адаптация процедуры:Дети с нарушениями зрения: помогите ребенку с нарушениями зрения исследовать предметы и ситуации, имеющие место в окружающей его обстановке, подержать в руках предметы, прислушаться к происходящему. Помогая ребенку таким образом, мы содействуем разви­тию у него осмысленного словаря и понимания того, что ему хотят сказать другие.^ Дети с нарушениями слуха: при работе с ребенком с нарушениями слуха используйте как слова, так и жесты.Дети с двигательными нарушениями: если двигательные нарушения затрагивают развитие речи ребенка, работайте над введением дополнительной коммуникативной системы. Педагог поможет вам сделать специальную коммуникативную доску с картинками и предметами, так чтобы ребенок мог осмысленно общаться без необходимости говорить.Критерий: Ребенок использует семь и более слов или знаков (или может выбирать семь предметов, ситуаций или людей на коммуникативной доске).^ Область: 10. Предсловарь/словарьПоведение: 10k. Осмысленно говорит или показывает «нет»Материалы: Обычная обстановка дома или в группе.Процедура и использование в повседневной жизни.Всегда говорите «нет», если ребенок делает что-то запрещенное. Пресекайте такое поведе­ние, если нужно, убирайте ребенка с этого места. Пусть ребенок слышит «нет» и в других контекстах. Например, вы отказываетесь от печенья, предлагаемого вам ребенком: «Нет, я уже наелась». Или ребенок просит то, что ему нельзя дать, вы говорите: «Нет, это нельзя, нет!». Когда ребенок начинает говорить или показывать «нет», важно проявлять уважение к его чувствам. Если это возможно, прекратите делать то, на что он сказал «нет». Разрешите ему отказаться от какой-то пищи и т.д. В ситуации, когда нельзя позволить ребенку поступить так, как ему хочется, скажите, что вы понимаете его желание, но вынуждены поступить ина­че. (Например: «Я знаю, что ты сейчас не хочешь купаться, но посмотри какой ты грязный. Тебе надо помыться»). Предложите ему что-то в качестве утешения («Возьми с собой чашку и бутылку. Поиграешь в воде»).Примечание: Многие дети говорят «нет» или «нет-нет», когда они готовятся сделать что-то запрещенное. Это правильно. Укрепите ребенка в этой привычке, говоря ему: «Ты прав, это «нет-нет». Давай сделаем… (дру­гое решение)».Когда дети только начинают учить «нет», они часто отвечают так на любой вопрос. Чтобы отучить от этого, действуйте согласно этому ответу. Если ребенок сказал «нет» в ответ на во­прос, хочет ли он сока, уберите сок. Если ребенок станет протестовать, скажите ему: «Ты же сказал нет. Но ты, наверное, думал да. Скажи да». Дайте ему сок. Постепенно он отучится го­ворить «нет» автоматически.Адаптация процедуры:Дети с нарушениями слуха: делайте жест «нет» каждый раз, когда вы произносите это слово, имея дело с ребенком с нарушениями слуха.^ Дети с двигательными нарушениями: если у ребенка серьезные двигательные нарушения, он медленно усваивает значение слова «нет», так как ему редко говорят «нет», чтобы остано­вить его от каких-то действий. Попытайтесь помочь ребенку понять и использовать «нет», обращая внимание на это слово в разных ситуациях (например, если ребенок отвернулся от блюда с морковным пюре, скажите: «Ты не хочешь пюре из морковки? Нет?» – и уберите блюдо.). Покачайте головой, делая ударение на слове «нет». Возможно, ребенок научится ка­чать головой, чтобы сказать «нет» раньше, чем произносить слово.Критерий: В нескольких ситуациях ребенок кстати говорит «нет» или показывает это жеста­ми.Предсловарь/словарь^ Поведение: 10l. Правильно использует 15 слов или жестовМатериалы: обычная обстановка дома или в группе.Процедура и использование в повседневной жизни:Смотри «Процедура и использование в повседневной жизни» в пункте 10j.Критерий: Ребенок правильно использует 15 слов или жестов (или делает выбор между 15 предметами или изображениями при работе с дополнительной коммуникативной системой).Предсловарь/словарьПоведение: 10m. Называет три или более знакомых предмета на картинкеМатериалы: Обычная обстановка дома или в группе.Процедура:Хотя бы один раз в день «читайте» ребенку. Найдите книжку или журнал с большими ярки­ми цветными картинками. Перелистывая книжку, указывайте пальцем картинку и говорите, что там изображено. Сделайте так, чтобы ребенок тоже указывал пальцем. Для этого спраши­вайте его: «А где…?» Если он показывает, называйте то, на что он показывает. Потом начи­найте спрашивать ребенка, указывая пальцем: «Что это такое?» Старайтесь спрашивать на­звание того, что ребенку знакомо, с чем он часто встречается в повседневной жизни.В повседневной жизни:Пусть ребенок сам играет с книжкой, сам ее рассматривает и перелистывает. Если ребенок подойдет к вам с книжкой, чтобы показать картинку, скажите, что там нарисовано или спро­сите ребенка, пусть он попробует назвать. Надо, чтобы ребенок приучился к тому, что книж­ки и картинки важны и интересны.Адаптация процедуры:Дети с нарушениями зрения: Сделайте для ребенка книжку, состоящую из разных по фактуре поверхностей, знакомых ребенку. Например, поместите кусочек древесной коры, несколько сосновых иголок, кусочек ворсистой ткани, кусочек ковролина. «Читайте такую книжку с ребенком, называя встречающиеся материалы (например, «дерево», «иголки сосны», «поло­тенце», «коврик»). Дайте ребенку их ощупать. Откройте страницу с двумя или тремя предме­тами и попросите ребенка, найти один из них. Попросите называть те предметы, к которым он прикасается.^ Дети с нарушениями слуха: называйте предметы из книги и показывайте жестами.Дети с двигательными нарушениями: читайте ребенку вслух. Если ребенок не может назвать предмет или показать на картинку рукой, используйте взгляд как индикатор реакции ребен­ка, чтобы он мог показать изображение того предмета, который вы назвали. Продолжайте ра­ботать над пассивным словарем, если ребенок не может говорить или показывать жестами.Критерий: Ребенок несколько раз использует кстати слова или знаки для обозначения 3 или более картинок, изображающих знакомые ребенку предметы.11. Имитация: Звуки и жесты Успокаивается при звуках голоса. Смотрит на человека, который говорит или жестикулирует. Повторяет только что произведенные звуки, когда взрослый ему подражает. Продолжает движение, если взрослый его имитирует. Изменяет собственные звуки, имитируя звуки, произносимые взрослым. Имитирует действия после того, как их совершит взрослый. Имитирует интонацию (например, высоту голоса). Пытается подражать новым звукам. Имитирует незнакомые движения. Имитирует знакомые слова из двух слогов (баба, мам, папа). Экспериментирует с артикуляционными движениями, пытаясь подражать взрослому. Имитирует знакомые двусложные слова, состоящие из двух разных слогов, или два жеста, заменяющих слова. Имитирует новые односложные слова. Имитирует знакомые слова, услышанные в разговоре взрослых (или жесты, увиден­ные во время разговора других). Имитирует звуки окружающей среды во время игры. Имитирует предложения из двух слов. Имитирует слова из трех слогов.Область: 11. Имитация. Звуки и жестыПоведение: 11а. Успокаивается при звуках голосаМатериалы: обычная обстановка дома или в группе.Процедура и использование в повседневной жизни:Когда ребенок лежит, но бодрствует или только начинает беспокоиться, склонитесь над ним и заговорите в активной, но не пугающей манере. Понаблюдайте, изменяется ли двигатель­ная активность (снижается), перестал ли ребенок беспокоиться или есть еще какие-то изме­нения поведения, указывающие на то, что ребенок слушает или заинтересован. Начинайте говорить с ребенком до того, как попадете в его поле зрения. Понаблюдайте, из­меняется ли поведение только на голос или одновременно на зрительное восприятие и на го­лос.Адаптация процедуры:Дети с нарушениями зрения: прикасайтесь к ребенку с нарушениями зрения, когда говорите с ним, или закрепляйте еще какие-либо ассоциации с голосом.^ Дети с нарушениями слуха: в зависимости от степени серьезности проблем ребенка со слу­хом это упражнение может ему не подойти. Если это так, переходите к следующему пункту.Критерий: Ребенок успокаивается при звуке голоса, и это происходит несколько раз. Это выражается в том, что он перестает двигаться и прислушивается. Это должно предшество­вать тому, как ребенок посмотрит на человека, который говорит.^ Область: 11. Имитация: Звуки и жестыПоведение 11b. Смотрит на человека, который говорит и жестикулируетМатериалы: Обычная обстановка дома или в группе.Процедура и использование в повседневной жизни:Говорите с ребенком в оживленной манере, используя жесты, соответствующие тому, о чем вы говорите. Если ребенок смотрит на вас, прикоснитесь к нему, улыбнитесь, возьмите на руки. Старайтесь поддерживать контакт взглядами как можно дольше.Адаптация процедуры:Дети с нарушениями зрения: если ребенок с нарушениями зрения не может вас видеть, физи­чески помогите ему принять такое положение, чтобы его лицо было прямо напротив вашего. Работайте так, как описано в главе 3 «Слуховая локализация и постоянство предметов», не­которое время используя ваш голос в качестве раздражителя. Пусть ребенок ощупывает ваше лицо, когда вы говорите с той или с другой стороны от ребенка. Физически помогите ребен­ку, поворачивая его голову в ту сторону, с которой раздается голос. Это даст ребенку опыт ориентирования в направлении положения говорящего.^ Дети с нарушениями слуха: сохраняйте простую и понятную жестикуляцию, имея дело с ре­бенком с нарушением слуха.Критерий: В нескольких ситуациях ребенок смотрит на человека, который говорит и же­стикулирует. Ребенок должен поворачиваться в сторону человека, который начал говорить, и продолжает смотреть на говорящего как минимум 1 минуту, хотя может и время от времени отводить взгляд, а потом вновь смотреть на говорящего.Область 11. Имитация: Звуки и жесты Поведение: 11с. Повторяет только что произведенные звуки, когда взрослый ему подражаетМатериалы: Обычная обстановка дома или в группе.Процедура и использование в повседневной жизни:Обратите внимание на звуки, которые ребенок произносит спонтанно. Повторите звук, который произвел ребенок, и подождите, произнесет ли он этот звук снова. Если ребенок произнес другой звук, повторите и его и снова подождите.Примечание: Есть период в развитии, когда многие дети замолкают (становятся очень тихими), если кто-то начинает с ними разговаривать, когда они говорят. Если ребенок перестает «говорить», когда вы пытаетесь включиться с ним в игру по очереди, подождите до следующего раза, когда он начнет произносить звуки, чтобы попробовать снова. В итоге ребенок научиться делать что-то по очереди.Адаптация процедуры:Дети с нарушениями слуха: убедитесь, что ребенок смотрит на вас, и усильте свою артикуляцию, имитируя звук, который издает ребенок. То, что ребенок видит ваши действия, и то, что он, возможно, вас слышит, может подвигнуть его к продолжению вокализации. Если кажется, что ребенок не понимает, что вы произносите, переходите к пункту 11d, в котором закладываются основы имитации прежде всего жестов, а потом звуков.Критерий: Ребенок часто повторяет звуки, которые он только что издавал, после того, как взрослый их имитирует.^ Область 11. Имитация: Звуки и жестыПоведение 11d. Продолжает движение, если взрослый его имитируетМатериалы: Обычная обстановка дома или в группе.Процедура и использование в повседневной жизни:Когда вы сидите вместе с ребенком (например, во время кормления), понаблюдайте за его действиями. Отследите то действие, которое ребенок выполняет достаточно часто (например, хлопает по столу). Повторите его действие сразу после того, как он его произвел, и посмотрите, будет ли ребенок делать это вновь. Если ребенок делает что-то еще, повторите и это действие. Когда ребенок повторит свое действие после того как вы его изобразите, проимитируйте его движение еще раз.Адаптация процедуры: Дети с нару­шениями зрения: действуйте так, чтобы производить шум. Таким образом ребенок с проблемами зрения будет знать, что вы имитируете его поведение.^ Дети с двигательными нарушениями: внимательно понаблюдайте за ребенком с двигательными нарушениями и проконсультируйтесь с физическим терапевтом, чтобы определить, какие движения ребенок может по желанию воспроизводить, им и подражайте. Обязательно дайте ребенку чуть больше времени на ответную реакцию, так как двигательные нарушения могут замедлять обратную связь.Критерий: В нескольких случаях ребенок продолжает совершать движение, если его имитирует взрослый. Если у ребенка нет серьезных двигательных нарушений, он должен продолжать совершать как минимум два разных движения по очереди.^ Область 11. Имитация: Звуки и жестыПоведение: 11е. Изменяет собственные звуки, имитируя звуки, произносимые взрослымМатериалы: Обычная обстановка дома или в группе.Процедура и использование в повседневной жизни:Когда вы играете с ребенком в игру по очереди, в ходе которой вы имитируете его звуки, а ребенок повторяет их снова, измените правила игры. Вместо того чтобы имитировать ребенка, ответьте ему на его звук немного по-другому, одним из тех звуков, которые ребенок произносил в другое время. Подождите немного, чтобы посмотреть, что будет делать ребенок. Если ребенок повторит свой звук, произнесите измененный звук вновь. Следите за ребенком, чтобы он старался изменять собственные звуки в ответ на звуки, предлагаемые вами.Адаптация процедуры: Дети с нарушениями слуха: если ребенок имеет серьезные проблемы со слухом, тогда подражайте вы, поступая так, как в предыдущем пункте при работе с жестами. Попробуйте имитировать то, что делает ребенок несколько раз, а потом менять свои действия. Например, несколько раз ударив, вслед за ребенком по столу, ударьте по столу дважды или хлопните в ладоши, когда настанет ваша очередь.Критерий: В нескольких случаях ребенок изменяет звуки, когда взрослый отвечает на вокализацию ребенка другим звуком из репертуара ребенка. Если у ребенка серьезные нарушения слуха, пусть он меняет одно из движений на другое, подражая взрослому.^ Область 11. Имитация: звуки и жестыПоведение 11f. Имитирует действия после того, как их совершит взрослыйМатериалы: Обычная обстановка дома и в группе.Процедура и использование в повседневной жизни:Когда вы разговариваете или играете с ребенком, моделируйте некоторые простые действия, которые вы уже видели у своего ребенка в другое время. Например, вы можете похлопать в ладоши или высунуть язык. Посмотрите, пытается ли ребенок подражать вам. Если ребенок не подражает вам, повторите свое действие. По возможности физически помогите ребенку произвести это действие, а затем повторите его еще раз.Адаптация процедуры:Дети с нарушением зрения: обязательно используйте те действия, которые ребенок уже совершал или может определить по издаваемому звуку (например, хлопок в ладоши, удар по столу, прикосновение ко рту, когда издается звук). ^ Дети с двигательными нарушениями: внимательно подбирайте такие действия, которые ребенок с двигательными нарушениями может совершать с легкостью. Дайте ребенку достаточно времени на проявление ответной реакции.Критерий: В нескольких ситуациях ребенок имитирует действия, которые уже есть в его репертуаре, наблюдая за действиями взрослого. Если репертуар действий ребенка ограничен, он должен имитировать по крайней мере два действия.^ Область 11. Имитация: Звуки и жестыПоведение 11g. Имитирует интонацию (например, высоту голоса)Материалы: Обычная обстановка дома или в группе.Процедура и использование в повседневной жизни:Занимаясь с ребенком, предложите ему несколько преувеличенно измененных образцов. Например, если вы говорите «ба-ба-ба-ба» нормальным тоном, начните произносить эти звуки более высоким, писклявым голосом. Посмотрите на реакцию ребенка и подождите немного, чтобы посмотреть, будет ли ребенок пытаться подражать вам. Если ребенок не делает попытки имитировать, вернитесь к нормальному тону и через несколько «ба-ба-ба-ба» вновь попробуйте произнести их писклявым голосом, или, наоборот, низким.Примечание: Некоторые дети принимают преувеличенные изменения в интонации как развлечение и могут в ответ на это улыбаться или смеяться. Посмейтесь вместе с ним, но после этого попробуйте снова.Адаптация процедуры:Дети с нарушениями слуха: попытайтесь определить тот уровень высокого звука, на который ребенок реагирует лучше всего. Если ребенок вообще не реагирует на высокий звук, возможно, это упражнение для него не подходит.Критерий: В нескольких ситуациях ребенок меняет высоту произносимого звука, пытаясь подражать взрослому.^ Область: 11. Имитация: Звуки и жестыПоведение 11h. Пытается подражать новым звукамМатериалы: Обычная обстановка дома или в группе.Процедура и использование в повседневной жизни:Играя с ребенком, в «разговор» введите звук, который, как вы слышали, ребенок может произносить. Если он его за вами повторит, покажите новый звук, который вы от ребенка еще не слышали. Например, предположим, вы слышали от ребенка и «ба», и «да», и «ма». Попробуйте в ответ на «ма-ма-ма» ребенка сказать «да-да-да». Если он это повторит, измените гласный и скажите «до-до-до». Посмотрите, постарается ли ребенок вам подражать.