11.12.09 г. Обзор алкогольных событий- заметки дежурного эксперта Центра «ЦИФРРА» ВИНО –69Мы- за Интернационал союзов!Как это не громко звучит, но виноградарство и виноделие- это часть не только антиалкогольной компании по снижению алкоголизации населения (по крайней мере, должно ей стать по нашему глубокому убеждению), но и важная часть Доктрины продовольственной безопасности РФ. Еще 24 марта на заседании Совета безопасности РФ было объявлено, что «стратегия национальной безопасности России до 2020 года была доработана с учетом разразившегося в мире финансово-экономического кризиса». А Совет безопасности РФ в 2009 году представит на утверждение президента Стратегию национальной безопасности, Военную доктрину, Доктрину продовольственной безопасности и Концепцию государственной национальной политики. Об этом сообщил секретарь совета Н.Патрушев. Еще тогда мы задавались вопросом – хоть каким-нибудь боком заденет это виноградарство и виноделие в России? Из потребляемого «живьем» винограда мы на 90% используем импортный. Для создания винодельческой продукции используем более 75% импортного сырья (виноматериала и виноградного сусла). Территории для выращивания винограда имеем на юге необъятные, что могло бы заодно и занять работой темпераментных южан (в том числе). Пытались выяснить – а попала такая отрасль как виноградарство в эту программу. Не удалось. Виноградарство и виноделие к этому времени уже разорвали «по- живому» на две части: виноград оставили в Минсельхозе (где не осталось практически ни одного профильного специалиста по винограду и вину), а вино (как вид продукции, на взгляд чиновников, близкий к водке и спирту) передали в Росалкогольрегулирование. На днях состоялось очередное мероприятие: Совет безопасности России определил основы Доктрины продовольственной безопасности страны. «В основе Доктрины продовольственной безопасности должна лежать отечественная продукция». «Современная Россия должна в полной мере использовать свой уникальный аграрный потенциал, обеспечивая себя не только основными видами продовольствия, но и, будем надеяться, восстановив в определенный период статус одного из ведущих экспортеров продовольствия в мире», – подчеркнул на мероприятии глава нашего государства. К примеру, на долю России приходится 9% запасов всей пашни в мире, 52% черноземных почв, 20% запасов пресной воды и т.д. И в то же время доля российской продукции в мире ничтожна. Например, по молоку это только 5%, а по мясу – 2%. Наша с вами отрасль туда не попала ни в каком виде. Под общую гребенку антиалкогольной компании попали все. 8 декабря состоялось еще одно знаковое для винодельческой отрасли событие. На совещание в профильном отраслевом институте собрались крупнейшие производители шампанских и игристых вин (более 10 компаний), в числе которых были «МКШВ», «Корнет», «РИСП», «НЗШВ», «Абрау-Дюрсо», «Игристые вина» и др. Вопрос стоял остро – как защитить продукцию добросовестных производителей продукции от продукта, который даже в ритейле Москвы продается по 60 руб. за бутылку и в своем составе не имеет винной основы. Перед этим аналогичный разговор с представителями СМИ состоялся на «МКШВ» 2 декабря в ходе предновогоднего пресс-тура журналистов на завод в рамках заседания Пресс-клуба для журналистов, пишущих на алкогольные и антиалкогольные темы. На заседании были представлены результаты проверки качества продукции, продающейся в Москве, целого ряда производителей (об этом мы уже писали в отчете о заседании Пресс-клуба: в 10 из 30 проверенных образцов «вина» обнаружено не было). На заседании производителей, инициатором которого выступила группа «МКШВ» также присутствовали: руководство профильного отраслевого института и ГУП «Московское качество». Мнение было однозначным- для защиты от фальсификаторов необходимо создавать союз добросовестных производителей, отделять свою продукцию от фальсификата. Так что, очень возможно, что в ближайшее время появится на алкогольно- политической арене еще один Союз – производителей шампанских и игристых вин. В стане производителей вина и коньяка назревают серьезные изменения. Наступает момент истины. Прошел год, но серьезного отношения к себе со стороны Росалкогольрегулирвания винодельческая отрасль не почувствовала. Вернемся к политической ситуации на алкогольном рынке. Крепкий алкоголь создал мощный лоббистский кулак, который включает сегодня крупнейших производителей водки – «СПАП». А в целом: «Росаклогольрегулирование», «Росспиртпром» и «СПАП» являются вполне самодостаточной структурой для регулирования основы основ российского алкогольного рынка: спирта и водки с ЛВИ. Есть профильный Экспертный совет в Госдуме, который решает вопросы в интересах и тех и других. Но нет на винном рынке сегодня идейного лидера. Более того, сегодня вопрос надо уже рассматривать гораздо шире. Не винный рынок в отдельности, а в целом рынок низко алкогольной продукции. Уже столько мы об этом писали: особенность ситуации сегодня- законодательное давление на алкогольный рынок, при котором различий между спиртом и водкой, с одной стороны, и тихими винами, шампанскими и игристыми, пивом, САН, коньяком, с другой стороны, не делается. Вторая особенность – общественная антиалкогольная компания. Если мы повторим винный опыт на мировом рынке, то потеряем значительную долю винного рынка: он, как и в мире, проиграет крепкому алкоголю и пиву, если не будет защищаться. Противоречий много. Но есть общее – в России необходима консолидация сил производителей винодельческой (с коньяком) и низко алкогольной продукции для защиты своих (пусть в чем-то противоречивых) интересов от крепкого алкоголя и неграмотной государственной алкогольной политики в целом. Не одно вино, а вся низко алкогольная продукция должна консолидироваться и разворачивать махину государственной алкогольной и антиалкогольной политики в сторону развития рынка низко алкогольной продукции (с разными запретами по месту, времени, возрасту, полу и т.д.). Что мы имеем: Союз виноградарей и виноделов России (СВВР), который был создан при Минсельхозе, но теперь МСХ утратил свое влияние на отрасль. Такой союз должен был близок к Росалкоголю, но его туда пока не пускают. Есть мощный союз пивоваров, который много лет блестяще решал свои задачи. И сегодня (при всех нападках на пиво) он очень хорошо держит оборону (решающим фактором эффективности его деятельности будет признание- непризнание пива алкогольным напитком в 2010 г.). Понятно, что пиво старается дистанцироваться от алкоголя, но и к безалкогольной продукции оно по своей природе не относится. Есть Национальная ассоциация слабого алкоголя (НАСА), которую прессуют сегодня не меньше, чем рынок пива. Есть организация импортеров алкоголя (вина- прежде всего) – СУАР. Импортерам вина обязательно нужна своя профильная организация – от импорта вина и виноматериалов мы в ближайшие десятилетия никуда не уйдем. Все эти организации уже есть на «рынке» алкогольных союзов и как-то (с разной степенью активности) работают. Если к этой группе добавится профильный союз производителей российского шампанского и игристого вина, да еще будет образован (также при всех противоречиях между производителями коньяка из российского винограда и импортерами коньячных спиртов для производства из него коньяка в России) союз производителей российского коньяка, то в России вполне можно было создать не Координационный Совет этих союзов, а Союз союзов производителей и поставщиков винодельческой и низко алкогольной продукции России. Может быть, это фантазия, но – светлая. Пора в России (раз идет такая пьянка, пусть и для вида и отвлечения населения) рассматривать и регулировать как единое целое рынок алкогольной и безалкогольной продукции (об этом свидетельствует опыт работы пивной отрасли в нашей стране, которая, по нашему глубокому убеждению, отняла серьезный кусок рынка и сегмента безалкогольной продукции, где также западные компании не на последних местах в России). Но это не значит, что и рынок безалкогольной продукции надо «утопить» как алкогольный, хотя – когда я вижу цены на безалкогольные напитки- я понимаю, что и его «насилуют» производители, торговля, государство и т.д. с редким извращением. А вот уже в этом целом четко разделить крепкий алкоголь (отдельно) и винодельческую (включая коньяк) и низко алкогольную продукцию (отдельно). Не было бы такой свободы у пивных компаний, не было бы такой свободы купить молодежи в системе розничной торговли баночку САН, то не было бы таких воплей по поводу алкоголизации молодежи. По цене легальный продукт должен быть доступен даже для малоимущих, но должны работать запреты для молодежи и т.д. Пусть работают, алкогольный бизнес не препятствует в этом государству. Государство должно «отрегулировать» рынок безалкогольной продукции; там не должно быть таких цен как на колу и пепси, которые являются ориентиром для всей прочей продукции. В общем, нужен комплексный подход к рынку напитков с пониманием того, что формирует спрос на низко алкогольный напиток. Сегодня низко алкогольной продукции для государства как альтернативы алкоголизации населения просто не существует. В пылу борьбы оно уже не думает ни о чем. Да и вообще что-то непонятное происходит. Почему перенесли принятие на следующий год инициатив Росалкоголя? Будет ли введена минимальная цена с 1 января? Почему производители КБР успокаивают своих дистрибьторов, а в то же время в Иркутске розничная торговля отказалось торговать водкой с Кавказа после фильма в той известной передаче? И если перенесут рассмотрение инициатив на следующий год, то это может означать следующее: будут ждать 1 марта – срок определения отношения государства к идее Госмонополии. Поскольку появляется некий смысл увязать все эти предложения с будущей идеей (за или против). А это отсрочка принятия мер как минимум на полгода. А этого бы не хотелось. По нашему мнению, именно от такого союза союзов, который мог бы быть создан уже в 1 полугодии 2010 г. (времени на создание союзов шампанистов и союза коньячников много не надо; идея витает в воздухе). Нужны лишь те «буйные», о которых мы писали, что их мало (по песне Высоцкого). Нужны люди, которые смогут собрать вокруг себя эти союзы. Революции выдвигают лидеров, а ситуация на рынке «предреволюционная». Логика наших рассуждений проста: в России бросить пить совсем нереально (кто мог это сделать, и так не пьет). Кто может регулировать свою дозу крепкого алкоголя, тот это и так делает. Сменить крепкий алкоголь на более легкий – в принципе, возможно, по мере улучшения жизни. Поэтому развитие рынка винодельческой и низко алкогольной продукции должны идти рука об руку с социально –экономическим развитием страны (нанотехнологизацией, модернизацией и кто знает- какой еще …цией), но должна опережать ее. Поскольку когда созревший для изменения вкуса человек почувствует желание это сделать, ему надо уже предложить хорошую альтернативу. А для этого – нужна организация. ^ Иллюзии Минздрава- Он предупреждает! Уважаемые коллеги, никого мы не пугаем. Мы просто пытаемся рассуждать о возможных сценариях развития ситуации. Если вы думаете, что над законами о ГМП в области спирта и алкоголя будут рассуждать так же долго, как над законом о торговле, то – вы ошибаетесь. Таких денег у алкогольного рынка нет. У пивного – есть, поэтому пивняки сделают все (и пожертвуют многим), чтобы пиво алкоголем не стало. Вот Президент «государства» Удмуртии убежден, что «у нас слишком дешевый алкоголь». 8 декабря Государственный совет Удмуртской Республики принял закон, запрещающий продажу алкоголя в ночное время суток. С момента его вступления в силу на территории Удмуртии с 23:00 до 7:00 местного времени будет запрещено продавать напитки с содержанием алкоголя более 15%. Данные ограничения будут распространяться на сферу торговли, но не затронут предприятия общественного питания (бары, рестораны и кафе). За продажу крепкого алкоголя в ночное время должностные лица поплатятся штрафом от 4 до 5 тысяч рублей, а юридические лица от 40 до 50 тысяч. Президент отметил, что ситуация с алкоголизацией населения России, и в том числе нашей республики, становится просто ужасающей. В связи с этим, говорит глава региона, тянуть с принятием закона уже невозможно. «Должно прийти время, когда государство возьмет в свои руки алкогольный рынок, – говорит Президент. – Сегодня подпольное спиртное идет по дармовой цене – это спаивание нации. Должна ужесточатся ценовая политика. Я считаю, что алкоголь очень дешевый в нашей стране. Он доступен всем категориям населения, поэтому выросло так резко потребление алкоголя». По мнению Президента Удмуртии, принятие закона об ограничении продажи спиртного в ночное время позволит решить целый ряд социальных проблем. При этом потери налоговых сборов, по подсчетам экономистов, не будут критичными для бюджета. За год казна потеряет порядка 200 млн руб. (при доходной части бюджета около 26 млрд руб.). Сторонники республиканского закона уповают на то, что эти средства с лихвой компенсируются сокращением затрат на оздоровление населения в будущем. В республике есть два своих отличных, известных всей стране ЛВЗ. Что имеется в виду под подпольным спиртным: нелегальная водка или суррогаты алкоголя? И то и другое – порождение как раз высокой цены на алкоголь для малоимущих, каковых даже в Удмуртии – совсем немало. И можно до бесконечности бороться с низкой ценой на самогон. А вот у другого нашего органа – Минздравсоцразвития – возникли политические иллюзии – орган считает «целесообразным введение государственной монополии на розничную продажу алкогольной продукции». По всей видимости, орган решил, что если государственные аптеки уже много лет легко и непринужденно продают «алкоголь» (спиртовые настойки), то этот процесс (такой легкий и простой) надо просто узаконить, а опыт государственных аптек перенести на всю российскую розничную торговлю. Лучше бы навели порядок с лекарствами, а также – начали бороться с фальсификатами продуктов питания и напитков (в том числе и алкогольных); это абсолютно их задачи. Нет, это слишком сложно. А вот устроить революцию на рынке розничной торговле кажется им более важным и интересным. Кроме того, в России никаких признаков снижения потребления алкоголя и его суррогатов в 2009 г. нет, но при этом вдруг растет рождаемость и снижается смертность. Об этом сообщила министр здравоохранения и социального развития РФ Т.Голикова 9.12.09 г. на «Парламентском часе» в Госдуме. «За 10 месяцев 2009 года родилось 1 млн 475 тысяч детей, что на 40 тысяч 556 больше, чем за аналогичный период 2008 года (тогда родились 1 млн 434 тысяч детей), – уточнила Голикова. – Увеличение составило 2,8%. За 10 месяцев 2009 года умерло на 75 тысяч 757 человек меньше, чем за аналогичный период 2008 года». Лично для нас – это пустой звук. Очень бы интересно более подробное исследование: кто умер, в каком возрасте, а также кто кого родил (нищие и алкоголики ли рожали или среднее население) и т.д. Но даже сам этот факт говорит о том, что у нас далеко не только алкоголь снижает продолжительность жизни населения. Вот упало легальное потребление алкоголя. Безусловно, часть потребителей легального алкоголя стала пить меньше. Но вот интересно: это они реже стали умирать и рожать чаще или другие, которые от алкоголя не отказались или, наоборот, увеличили дозу? Итак, «Иллюзии Минздравсоцразвития» по поводу розничной торговли. У нас же каждый себя специалистом считает в футболе, управлении государством и регулировании алкогольным рынком. Мы их иллюзии будем давать в кавычках. «Минздравсоцразвития считает целесообразным восстановление государственной монополии на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этанола более 4,7%. Эта мера зарекомендовала себя как эффективное средство снижения алкогольных проблем и смертности в Швеции, Исландии, Норвегии, Финляндии, Канаде, ряде штатах США и др.» Опять нелепая ссылка на скандинавский опыт. Во-первых, нет никаких доказательств, что там это произошло за счет снижения потребления алкоголя. Во-вторых, если бы там был положительный опыт (хоть в чем-то), то они не наращивали бы с каждым годом эту борьбу. В –третьих, там алкоголь – дешевле российского (относительно уровня средних и минимальных зарплат); каждый имеет доступ к легальному алкоголю, а молодежь и сегодня пьет не меньше нашей, так же как и взрослое население (там учитывают потребление только легального алкоголя, а мы – всего; мы- честнее). В четвертых – мы абсолютно разные по: уровню жизни и доходов граждан, географии наших стран, менталитету граждан и чиновников, государственному устройству и т.д. В –пятых, там работают законы и есть кому все это контролировать (у нас нет; посмотрим еще, как будет работать в 2010 г. минимальная цена на водку – если розницу не будут контролировать, то минимальная цена может вообще задушить весь рынок легальной водки до 100 рублей во многих регионах, не «склонных к региональному сепаратизму»; просто еще раз напомним – в 2001 г. доход товаропроводящей цепочки производителей, продавцов и коррумпированных чиновников – жуликов с 1 бутылки нелегальной водки был в пределах 6 рублей, а сегодня – до введения минцены- 25-45 рублей; после введения минимальной цены он вырастает до 45- 65 руб. с бутылки, частью которых дополнительно поделятся с магазином, который – как-раз- больше всех будет заинтересован продавать именно нелегальную водку- если магазин окажется бесконтрольным). Ну с какого перепоя можно вдруг решить, что на российском рынке будут работать меры скандинавского рынка. У нас даже капитализм не работает как хотелось бы, а вот эти меры – должны. Приводятся надерганные примеры из так до боли «близкого» нам американского опыта. «Например, в США в 2007 г. в 19 штатах, имеющих ту или иную форму монополии на торговлю алкоголем, по сравнению со штатами без монополии, потребление алкоголя подростками 14-18 лет было ниже на 14,5%, частота злоупотребления этой группой лиц алкоголем (более 70 г этанола за один прием) была меньше на 16,7%, а смертность на дорогах по вине нетрезвого водителя -на 9,3% ниже». На самом деле, это потребление пойманными подростками. А это тоже зависит всего лишь от уровня контроля. А также от уровня благополучия молодежи. «В последние годы во всех скандинавских странах была проведена деятельность по модернизации магазинов по торговле алкоголем с целью увеличения их клиентной ориентированности. Население скандинавских стран поддерживает сохранение государственных монополий на розничную продажу алкогольных напитков». Да там населению государство предоставило все достаточные условия для нормального потребления. Ну, отмените ночную торговлю в России, отмените продажи по выходным. Если человек работает и держится за свою работу, то он не попрется ночью в ночной магазин за водкой. А если работы у него нет, то он все равно найдет ночью, где купить водки. У него просто нет стимула не пить ночью (а также днем). А вот самое интересное среди иллюзий Минздравсоцразвития, которые живут вне России. «Государственная монополия на розничную продажу алкогольной продукции позволяет применить одновременно все наиболее эффективные меры по ограничению потребления алкоголя: регулирование ценовой доступности алкогольной продукции, ограничение количества точек продаж и часов торговли алкоголем, минимизация маркетинга алкоголя».Как это может сделать государственная розничная торговля? Откуда возьмется на бюджетную зарплату в 10 000 рублей столько честных продавцов и директоров (200 000 директоров и 1 млн сотрудников- это даже с учетом сокращения торговых точек до 200 000). Кто сегодня –то не дает все это реализовать? Если коррумпированность чиновников признана непобедимой бедой России, то чем госпродавец и директор будут честнее частника. Наоборот, частник рискует своей лицензией и бизнесом (это его семье нечего будет кушать, если отберут лицензию); а государственному директору – «все по хрену» (что – государство само у себя будет лицензию отбирать? В лучшем случае- накажут директора, а это не одно и то же. Именно частный розничный магазин – может быть абсолютно контролируемым (при желании местных властей; он максимально зависим; но именно это и толкает его на нарушения- поборы всех контролирующих его контролеров требуют нарушений). То же самое будет и в госторговле, но она будет еще безнаказаннее и безответственнее. Полный бред. «Преимущество государственной монополии на розничную продажу алкогольных напитков заключается в том, что она исключает коммерческие интересы по стимулированию продаж алкогольной продукции. Сотрудники и администрация государственных магазинов не заинтересованы коммерчески в максимизации выручки за счет продажи подросткам, лицам в состоянии алкогольного опьянения и т.п., в то время как для владельца частного магазина или киоска за этим стоит конкретный материальный выигрыш». А с чего будут платить премии? Или их платить не будут? И что- даже планов у магазинов не будет? Точно- наоборот, надо будет поощрять магазины, продавшие как можно меньше алкоголя. А план должен быть не нарастающий, а с понижением. А магазины, которые перед новым годом продадут с приростом к ноябрю – штрафовать (причем за каждые 10% прироста; у нас там прирост до 50%- таким вообще зарплату в декабре не платить). «Мировая и российская практика показывает, что государственная монополия на розничную продажу алкогольных напитков способствует пополнению государственного бюджета. Несмотря на высокие монопольные цены (а значит, и пониженное потребление алкогольных напитков), в странах с госмонополией совокупные поступления в бюджет от продажи спиртных напитков, как правило, выше, чем в странах того же уровня экономического развития без монополии. Это является следствием того, что государство получает прибыль от розничной торговли алкогольными напитками».На самом деле – это может относиться только к странам с сильным государством внутри и эффективным государственным управлением. Если государственная система не справляется ни с одним экономическим сегментом (кроме того, что само из земли бьет под давлением), почему же система розничной торговли (самое сложное в экономике потребительского рынка) считается возможной и доступной быть государственной? В скандинавских странах можно смело отменить монополию, при этом доходы от алкоголя не упадут. Госмонополия там – по инерции; алкогольное производство шведы уже продали; через несколько лет монополия будет ликвидирована как ненужная. Она абсолютно ничего не дала в этих странах, кроме возможности правительствам этих стран и коммерческой организации ВОЗ рассказывать сказки населению о победе над пороками населения. «На переходный период Минздравсоцразвития считает целесообразным ввести систему квотирования количества лицензий на розничную продажу алкогольных напитков, исходя из численности населения. Это потребует распространения системы лицензирования на всю алкогольную продукцию, включая пиво. По мере истечения лицензий и готовности государственного предприятия можно производить замену частных предприятий по розничной торговле алкоголем государственными». Точно, это надо опыт Минсельхоза по квотированию спирта перенять. Очень богатый и полезный опыт. Есть же урок 2006 г. Число розничных точек с легальным алкоголем в России упало на 35% (в связи с необходимостью перерегистрации). В регионах, например, из 1 200 – 1 300 населенных пунктов, лишь в 800- 850 сохранились тогда объекты с лицензиями. В течение 2006 года рынок легальной водки упал не так «значительно»: в 2005 с учетом излишков было продано легальной водки и ЛВИ около 130-132 млн дал, а в 2006 – два месяца простоя производства- около 125 млн дал. А уже в 2007 г. рынок опять выровнялся – вышел на уровень легальный продаж 130 млн дал. Запрет ночной торговли – это одно; а закрытие единственного магазина на несколько населенных сельских пунктов – другое. Коррумпированная и больная «система» не может вылечить отдельный орган; не зря заповедь врача помимо «гиппократовской»- «не навреди» – «исцелись сам». В коррупционной системе российской экономики никто не допустит функционирование гигантской системы розничной торговли алкоголем без взяток (или все деньги в коррупционную кормушку придется платить производителям и дистрибьюторам? Вряд ли). А значит – директору государственного магазина все равно придется химичить, ловчить и торговать нелегальной водкой. Их сама жизнь заставит это делать. Минсоцздрав уже и сроки определил: «Оптимальным сроком для введения полномасштабной алкогольной государственной монополии на розничную продажу алкогольных напитков крепче 4,7% является трехлетний срок, т.е. до конца 2012 г.».А вот теперь главное – ради чего мы начали комментировать этот документ: «Национализация производства этилового спирта и алкогольной продукции может привести к снижению качества продукции в связи с устранением конкуренции между производителями». Это как? Заводы будут работать, а конкурировать по качеству, брендам, маркетигу не будут? А что же мне лечащие врачи без конца предлагают попробовать то одно западное лекарство, то другое (а цены все от 500 до 1 300 рублей?). Значит, государственная медицина конкуренцию лекарств допускает, и врача мы стараемся выбрать получше (потому и идем к платным не в своей районной поликлинике). Если государственная собственность способна испортить качество алкоголя, то неужели она не испортит систему розничной торговли. Торговля никак не проще производства (на самом деле). И можно было бы вообще об этом не писать, если бы все это не копилось в Госдуме в виде законопроектов к 1 марта 2010 г. Организации же, предлагающие всю эту ахиению, имеют в государстве серьезный вес и опыт безуспешного руководства порученными им участками. Винное панно и 400 лет российского виноградарства и виноделияСегодня – кратко о разных событиях. Да, действительно – в 2013 г. мы с полным правом может отметить 400 лет российского виноградарства и виноделия. Практически- как только у России появился «теплый юг» в ходе постоянных до середины 20 века расширения территорий, Россия и начала заниматься этим делом. Началось все тогда в Астрахани. У нас лично нет сомнений, что под эту историческую дату должна быть создана государственная программа как альтернатива 500- летией истории российской водки. Без альтернативы может не пройти идея во власти. У нас в России женщины обладают более яркой, эмоциональной и быстрой реакцией. Поэтому, неудивительно, что именно Женский винный клуб (есть в Москве и такая организация деловых женщин) первым, обратив внимание на близость даты, уже 10 декабря провел свое первое заседание, посвященное этой теме. 1613- 2013 г.г. – огромная история с подъемами и спадами. Но это наша винная история. Сам Клуб готовит широкую тематическую программу своей работы, рассчитанную на несколько лет. Пора подключаться и прочим винным организациям. И выставку бы в 2013 г. надо бы провести, и конкурс, и т.д. Появился итоговый, подробный пресс-релиз организаторов выставки «Индустрия Напитков / Russian Wine Fair 2009». Посмотрите на сайте «Асти-групп». Но хотелось бы обратить внимание вот на что. Постепенно и поэтапно просыпается интерес к некоторомы российским винам со стороны западных винных гуру. Первый живой интерес к российским винам высокого качества после долгого «забвения» в 2007- 2008 г.г. проявили известные российские винные эксперты. В октябре состоялся первый визит в нашу страну влиятельнейшего британского критика Д. Робинсон. Ее комментарии по итогам поездки сразу оказались в центре внимания винной общественности. Осенью же посетила ряд российских заводов другой известный винный критик Э. Скоулз. А в рамках выставки «Индустрия напитков/Russian Wine Fair 2009» был организован семинар, посвященный российским винам. «Его провел Р. Джозеф, еще один гуру современного винного мира, писатель, критик, главный редактор журнала Wine International, один из основателей, идейный вдохновитель и председатель жюри международного конкурса International Wine & Spirit Challenge. Господин Джозеф отобрал восемь золотых призеров конкурса RWF 2009 и прокомментировал их в процессе дегустации». Просто перечислим отобранные им вина: Вина Ведерниковъ, Сибирьковый 2008» (кстати, всем винам он дал свою характеристику); Шато ле Гран Восток, Королевский дуб 2007 (Chateau le Grand Vostock le Chene Royal 2007) (Шардоне и Совиньон Блан); Вина Ведерниковъ, Донская чаша 2006; Шато ле Гран Восток, Королевский дуб 2007 (Chateau le Grand Vostock le Chene Royal 2007) (Пино Фран, Каберне Совиньон, Красностоп); Фанагория. Крю Лермонт, Каберне Совиньон 2006; Абрау Дюрсо. Красное игристое выдержанное полусладкое (Каберне Совиньон); Кубанские вина. Жемчужина Тамани. Кубанская лоза; Геленджик. Совиньон 1999. Подводя итог дегустации, Р.Джозеф сказал: «Меня очень вдохновляет тот рывок, который совершили российские производители вина за последнее десятилетие. За это время появилось немало реально интересных и конкурентноспособных образцов. Сегодня мы попробовали лишь некоторые из них. Теперь на повестке дня стоит другая не менее важная задача: необходимо начинать серьезно работать с российскими потребителями. Нужно, чтобы они, наконец, узнали, что в России есть качественное отечественное вино, не только не уступающее, а зачастую даже превосходящее то, что ввозится из-за рубежа».Спасибо западным экспертам. Вся надежда на них, на то, что они приедут и расскажут российским потребителям о том, что у нас есть в России свои достойные вина. В своем Отечестве у России «пророка» нет. Только отшумела выставка, организованная компанией «Асти-Групп» на ВДНХ с большим количеством мастер- классов, а с 18 по 20 декабря в Краснодаре в Выставочном центре «КраснодарЭКСПО» пройдет Фестиваль «Вина Кубани». В Фестивале примут участие винодельческие предприятия Краснодарского края: презентация молодых вин 2009 года, дегустационный конкурс «Винодельческая продукция года. Кубань 2009». Хотя – такая выставка в передвижной форме должна просто кочевать по всей России (по всем крупным городам) несколько лет, тогда и появится вера у потребителя в качественное российское вино, раз отнимут возможность говорить о вине с потребителем в СМИ в ходе антиалкогольной компании. Хочется написать еще об одном первом положительном опыте российской винодельческой компании. Надеемся, что его поддержат и другие компании, производящие вино из своего винограда (хотя бы некоторые). До тех пор, пока эта процедура не станет обязательной для каждого производителя вина. 9 декабря 2009 г. в г. Краснодаре ОАО АПФ «Фанагория» провела пресс-конференцию, во время которой были официально задекларированы объемы переработки винограда урожая 2009 г. и соответствующие им планируемые объемы розлива вин в 2010 г. В 2009 году ОАО АПФ «Фанагория» принято и переработано 25.361.385 кг винограда. В 2010 году из него будет произведено 22.521.540 литров, или 26.916.600 бутылок алкогольной продукции. Из всего объема переработанного винограда 7 тыс. дал виноматериалов на производство премиальных сухих выдержанных вин серии Cru Lermont в количестве 100 тыс. бут. «Декларации объемов принятого к переработке винограда – законодательно оформленная практика в винодельческих странах мира, что позволяет контролировать четкое соответствие имеющегося сырья производимым винам. В России «Фанагория» стала первым винодельческим предприятием, добровольно взявшим на себя такие обязательства. Генеральный директор «Фанагории» П.Романишин призвал других участников винного рынка страны последовать примеру компании и также подать декларации об объемах переработанного сырья. Такие действия будут способствовать легальному производству качественных вин. Для конечного потребителя такое декларирование предоставит возможность сделать осознанный выбор в пользу честного продукта. Начальник отдела винодельческой промышленности Управления по винодельческой промышленности края В. Мдивани подчеркнул, что органы власти со всей серьезностью относятся к данной инициативе лидера кубанского рынка и подтвердил, что задекларированные данные будут подвергнуты экспертизе, результаты которой будут сообщены СМИ». Хорошо видно, что процесс идет в гору. Российские компании, производящие качественные вина ищут и находят пути «отделения» от той продукции, которую продают по 60 руб. в пакетах в магазинах, а также по 60 руб. в магазинах под видом вина виноградного или шампанского и игристого. Почему во всем мире народ спокойно покупает в магазинах вино по 2 доллара или евро, а в России (при бескрайних южных территориях) мы до сих пор по 2 доллара в магазине можем получить только фальсификат, – пусть накануне 400-летия нашей винной истории задумается об этом государство. Тем более, что Министерство спирта и водки у нас уже есть, а надежды на то, что оно станет еще и полноценным Министерством вина, коньяка и шампанского с игристым – мы не теряем. И несколько слов про иностранцев- про Украину. Политическая винная жизнь (как и водочная) там бьет ключом. Наш легально – учтенный рынок тихого вина в 2009 г. все еще никак не может догнать 2008 г. За первые 10 месяцев 2009 года рынок украинского вина вырос на 5,9% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. В целом, по итогам января-октября 2009 года было произведено 18,832 млн. дал тихих вин. Об этом сообщает ассоциация «Виноградари и виноделы Украины». За этот период внутри разных ценовых сегментов винодельческой продукции в Украине наблюдалась очень неоднородная ситуация: существенное перемещение потребительского спроса из верхнего ценового сегмента в средний и «средний минус». Предполагаемый объем рынка тихих вин в 2009 году в физическом объеме ожидается на уровне 20-22 млн. дал. В России мы ожидаем производство 48,8 млн дал со спадом на 3% относительно 2008 г. (это наш прогноз по итогам января- октября). Хотя, возможно, что в последние два месяца производители сделают рывок. В целом в 2009 г. в Украине (как и в 2008 году), продолжает увеличиваться объем потребления столовых вин и сокращается потребление крепленых, несколько сократилось потребление марочных вин. А вот теперь их ценовая сегментация: в 2009 году – при общей тенденции к увеличению продаж тихих вин- резко уменьшились продажи вин «среднего плюс» и верхнего ценовых сегментов (то есть вин по цене выше 25 гривень). Надо, видимо вернуться к соотношению средних и минимальных зарплат и цен ан вино, по водке мы уже прошлись в недавнем материале «В каждой шутке есть доля…». Напомним: минимальная зарплата в России – 5 000 руб., в Украине – 670 грн. Средняя зарплата: по России (честная)- не более 10 000 – 12 000 руб.; в Украине – 1 700 грн. Чтобы больше вообще не говорить о цивилизованных европейских странах, то вино для повседневного обычного потребления там максимум – 3-3,5 евро при минимальной зарплате в 1 000 евро (285 – 333 бутылки нормального натурального виноградного вина). При средней зарплате даже в 2 000 евро (это уже более 600 бутылок). Итак, Россия- нормальное российское вино можно купить ну никак не дешевле 130 рублей за бутылку. Пусть это будет пороговой ценой. Разделим нашу минимальную зарплату – всего 38 бутылок. Увы, но этот потребитель обречен пить то, что ему подсунут в магазине по 60 руб. за бутылку или пакет. Так и этой продукции он может купить не более 83 бутылок на свой доход. Средняя зарплата: нормального вина можно купить 77- 92 бутылки (несопоставимо с цивилизованной Европой, «положительный» опыт борьбы с алкоголизацией которой нас призывают настойчиво перенимать наши отечественные борцы с алкоголизацией). Если в России будут определять минимальную цену на тихое виноградное вино, то цена может оказаться на уровне 75
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…