Министерство образования и науки Республики Казахстан Национальная академия образования им.Ы.АлтынсаринаПроект Концепция 12-летнего среднего образованияРеспублики КазахстанАстана – 2010СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения 3 2. Обоснование перехода на 12-летнее обучение с учетом мировых тенденций и отечественного опыта 3 3. Ценности системы образования Республики Казахстан 5 4. Цели среднего образования Республики Казахстан 6 5. Структура среднего образования 7 6. Оценивание учебных достижений учащихся 9 7. Содержание среднего образования 11 8. Организация учебного процесса 15 9. Обеспечение и поддержка учебного процесса 16 10. Педагогические кадры 19 11. Управление системой образования 20 12. Условия реализации концепции 12-летнего среднего образования Республики Казахстан 22 ^ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯКонцепция 12-летнего среднего образования Республики Казахстан (далее – Концепция) является основным документом, отражающим цель, задачи, принципы организации и направления развития системы среднего образования страны. Данная Концепция разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании», «Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2010 года», Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 гг. Мировой опыт свидетельствует о необходимости опережающих темпов развития среднего образования, обеспечивающего подготовку выпускников для успешного участия в экономической и общественной жизни с учетом постоянного изменения мира. Важно усиление роли школьного образования в реализации задач личностного развития ученика, его социализации, психического и физического здоровьесбережения.^ Цель Концепции: Обоснование стратегии развития и путей обновления системы среднего образования Республики Казахстан в условиях 12-летней школы.^ Задачи Концепции: Определить цели, задачи, структуру, содержание образования и особенности организации образовательного процесса в 12-летней школе. Определить научное обоснование новой модели образования, ориентированного на результат в условиях 12-летней школы. Определить условия реализации основополагающих идей обновления системы среднего образования Республики Казахстан в условиях 12-летней школы.^ 2. ОБОСНОВАНИЕ ПЕРЕХОДА НА 12-ЛЕТНЕЕ ОБУЧЕНИЕС УЧЕТОМ МИРОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА Основными тенденциями мирового развития, обуславливающими существенные изменения в системе образования, являются: ускорение темпов развития общества; переход к постиндустриальному, информационному обществу, расширение масштабов межкультурного взаимодействия; возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены в результате международного сотрудничества; демократизация общества; динамичное развитие экономики, рост конкуренции; рост значения человеческого капитала. В соответствии с этим в системе образования развитых стран наметились тенденции: обновления философии и методологии образования, изменения методов конструирования содержания образования, выработки более совершенных моделей содержания образования, поисков эффективных способов управления образованием, внедрение новых образовательных технологий и т.д.; преодоление традиционного репродуктивного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников; введение глубокой и активной профессиональной ориентации в более раннем возрасте; усиление роли гражданско-патриотического, духовно-нравственного поликультурного, здоровьесберегающего и экологического воспитания учащейся молодежи; повышение роли организации образования в социализации учащихся. В Казахстане за последние годы сделаны значительные шаги по обновлению системы образования. Так, осуществлены разработка и внедрение государственных общеобязательных стандартов образования, внедрение вариативного образования, начата работа по разработке критериев оценки качества образования и т. д. Но достигнутые результаты не в полной мере обеспечивают развитие человеческого капитала. Факторами, негативно влияющими на уровень развития системы образования Казахстана, остаются: Информационная перегруженность содержания образования, ведущая к снижению мотивации обучения и ухудшению здоровья учащихся. Отсутствие в школьном образовании диагностического целеполагания. Ориентация на получение формальных результатов, а не на развитие личности. Сохранение устаревшей системы оценивания учебных достижений, которая не носит стимулирующий характер, не обеспечивает объективность и приводит к стрессовым ситуациям. Недостаточное развитие у старших подростков личностных, гражданских и нравственных качеств, отсутствие зрелых мотивов профессионального самоопределения, низкий уровень осознания собственных интересов и жизненных перспектив. Современное геополитическое, экономическое и социальное состояние казахстанского общества, интеграция в мировое образовательное пространство требует модернизации системы среднего образования Республики Казахстан. В настоящий период сформировался определенный международный стандарт среднего образования, который рассчитан на 12-летнюю школу.Согласно Декларации Совета Европы (1992) в мировом образовательном пространстве 12-летнее среднее образование реализуется в 136 странах, в том числе в развитых странах: США, Япония, Германия, Франция, Финляндия и т.д. Из стран постсоветского пространства 12-летний срок обучения выбрали Узбекистан, Украина и страны Балтии. Проектирование и внедрение новой национальной модели 12-летнего образования обеспечит создание социально-педагогического ресурса развития человеческого капитала Казахстана. ^ ЦЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Ценности и цели образования определяются с учетом, с одной стороны, общеказахстанского менталитета, национально-исторических и этнических традиций, с другой — общей культуры, включающей в себя критическое и этическое измерения и нацеленной на развитие общепланетарного мышления.Обоснование ценностей, на которые в ближайшем или отдаленном будущем будет ориентироваться система образования в Казахстане, позволяет наметить стратегию ее развития, становится духовным и нравственным ориентиром поступков и действий человека как субъекта ценностей. Система образования должна ориентировать на: здоровье, культуру, общую и функциональную грамотность, профессиональную ориентацию как базу самореализации личности; семью, Родину, мир как основу социализации личности; познание, сохранение и преумножение естественного богатства природы как фундамент существования человека и человечества в целом; ответственность за себя и страну, справедливость, толерантность, гармонию и любовь как условие гармоничного межличностного и межкультурного взаимодействия. Эти жизненные ориентиры во взаимодействии друг с другом образуют ценностную базу, с которой начинается отсчет в развитии гуманистической культуры, составляющей основу ориентации сферы образования во всех своих звеньях на стратегические цели. Национальные ценности образования определяют уникальную устойчивую систему традиций и ментальных особенностей народа. Основные национальные ценности образования включают: национальные ценности культуры; исторически сложившиеся традиции народа в области воспитания и обучения детей и юношества, выдержавшие испытание временем и составившие золотой фонд отечественной педагогики; классическое наследие выдающихся отечественных педагогов, их ведущие идеи, теории и концепции, оказавшие влияние на развитие педагогической мысли и практики.Школа призвана обеспечить трансляцию национальной культуры и формирование национального самосознания, развитие ученика от родной культуры к общеказахстанской и через нее – к мировой. Образование как ценность представляет собой духовную культуру нации, включающую в себя язык, религию, менталитет, национальные праздники, обрядовые формы, обычаи и традиции. Образование как система предусматривает приобщение учащихся к основным ценностям в условиях целостного педагогического процесса школы и семьи на протяжении всех лет обучения в школе соответственно уровням образования: В начальной школе – погружение в мир преимущественно национально-этнических ценностей. В основной школе – постижение преимущественно национально-государственных ценностей. В профильной школе – постижение диалектического единства общечеловеческих, национальных и этнических ценностей. Образование как процесс предусматривает приобщение к общечеловеческим и национально-этническим ценностям в процессе социализации как системе взаимодействий человека: с самим собой, с другими людьми (семьей, коллективом), с обществом, с природой, с религией, с культурой (материальной и духовной). Образование как результат должно отражаться в конкретной модели выпускника уровня начального, основного среднего и общего среднего образования.^ ЦЕЛИ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯРЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАНЦенности находят отражение в содержании образования, преломляясь и конкретизируясь через его цели: формирование ценностного отношения к природе как общему дому человечества; формирование представлений о человеке как субъекте жизни и высшей ценности на Земле; формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни (Родине, государству, семье, отечественной истории и настоящему); формирование ценностного отношения к нормам культурной жизни в области гигиены, права, эстетики, экономики и экологии; формирование ценностного отношения к различным видам трудовой деятельности, профессии, социальному общению; формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути, самореализации и самоактуализации. Выпускник казахстанской школы как субъект культуры характеризуется: знанием языка, истории, культуры своего народа; ценностным отношением к искусству, культуре, литературе, научным достижениям, результатам свободы, труда, истины; умением обращаться с современной техникой и средствами коммуникации; пониманием чувств и переживаний окружающих его людей; созиданием добра и красоты; умением общаться на родном, государственном и иностранных языках. Цели среднего образования определяют базовые компетенции выпускника школы, представленных в виде жизненных ролей: доброжелательный человек; заботливый член семьи; творческая индивидуальность; ответственный гражданин; здоровая и совершенствующаяся личность. Базовые компетенции выпускника школы достигаются посредством развития у учащихся ключевых и предметных компетенций. Ключевые компетенции создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов, а также для развития социальных и поведенческих норм жизнедеятельности человека; служат основанием для определения ожидаемых результатов по каждой образовательной области. Предметные компетенции являются целями, определяющими смысл и назначение учебных курсов и модулей. Предметные компетенции являются действиями широкого спектра и описывают способы учебной деятельности.^ 5. СТРУКТУРА СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯСтруктура школьного образования Казахстана направлена на организацию системы воспитания и обучения учащихся в возрасте с 6 (7) до 17 (18) лет и отражает основополагающие принципы функционирования целостной системы образования такие, как принцип функциональной полноты системы среднего общего образования, преемственности, оптимизации учебно-воспитательного процесса, учет общемировой тенденции развития доуниверситетского образования и т.п.Структура школьного образования включает три уровня образования: начальное, основное среднее и общее среднее. Каждый из уровней имеет свое целевое назначение. С целью обеспечения гибкости, мобильности и эффективности структуры школы допускается самостоятельность каждой ступени.^ Начальное образование (1-4 классы)Основное назначение уровня начального образования заключается в создании педагогической среды для сотрудничества ученика и учителя, как равноправных субъектов образовательного процесса, в ходе которого: а) учитель оказывает педагогическую поддержку ученику в раскрытии его индивидуальности путем организации оптимального соотношения индивидуальной и совместной форм работы; б) ученик приобретает возможность удовлетворить интересы и тем самым понять, осмыслить, принять окружающую действительность в контексте пропедевтических знаний об обществе, человеке и природе, в результате которого овладевает умением учиться.^ Основное общее образование (5-10 классы) Соблюдая преемственность, уровень основного общего образования направлен на создание более расширенной образовательной среды путем предоставления содержания образования, дополненного компонентами общечеловеческой культуры в соответствии с возрастными возможностями учащихся. Это содержание послужит средством и условием освоения учащимися социальных навыков, коммуникативной компетенцией, позволит им осознанно ориентироваться как в актуальной жизни, так и в последующей, быть мотивированным и к продолжению образования. Главной задачей уровня общего среднего образования является усвоение учащимися базисных основ системы наук и формирование у них высокой культуры межличностного и межэтнического общения на основе гармоничного сочетания национальных и общемировых духовных ценностей. Общее среднее образование создает основу общеобразовательной подготовки, формирует естественно-научное и гуманитарное мировоззрение, личностные качества, обеспечивающие успешную социально-психологическую адаптацию ученика в обществе, его самоопределение. На этом уровне образования завершается основное базовое образование. Расширяется вариативная часть учебного плана для изучения учебных курсов по выбору, которые формирует у учащихся творческие способности и профессиональную ориентацию. Выпускники 10 класса участвуют в Национальном тестировании, по результатам которого определяется дальнейший путь продолжения учащимися образования. Учащиеся в соответствии с рейтинговыми показателями должны определиться с формой продолжения образования: либо профессиональный лицей или колледж, либо в 11-12 классы профильного обучения.^ Общее среднее образование (11-12 классы)Общее среднее образование – завершающий этап общего образования и направлено на создание образовательного пространства по овладению учащимися предметными знаниями и компетенциями, достаточными для социального и профессионального самоопределения, самообразования, а также способствующих формированию готовности к адаптации. В 11-12 классах обеспечивается переход от установки на получение знаний к овладению систематизированными представлениями о мире, обществе и человеке и умении самостоятельно расширять и углублять их. Основным направлением функциональной деятельности средней школы является профилизация обучения. Обучение ведется на основе глубокой дифференциации и интеграции содержания образования. На учебные дисциплины по выбору приходится значительная доля учебного времени. Профильное обучение предполагает возможность учета особенностей индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников. Ученики могут выбирать уровень, формы и способы обучения, реализовывать индивидуальные творческие программы в соответствии с интересами, способностями и проектируемыми профессиями. Особое место отводится творческим работам, в результате которых ученик видит продукцию в изучаемых областях и выбранных профилях – поисково-исследовательские, компьютерные разработки, стихи, сочинения, научные проекты и т.п. Выпускник средней школы профильного направления овладевает видами познавательной и коммуникативной деятельности, необходимыми для учебы в высшем учебном заведении. В условиях сельской местности профильное обучение в виду недостаточной обеспеченности учебно-методическим, кадровым потенциалом в полном объеме, малочисленности контингента учащихся может быть реализовано через дистанционную и другие инновационные формы организации учебного процесса.^ 6. ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯЗа годы обучения в школе учащиеся приобретают базовые, ключевые и предметные компетенции на основе изучения семи взаимосвязанных образовательных областей: язык и литература, математика и информатика, естествознание, человек и общество, искусство, технология, физическая культура. Знания и умения, приобретенные в рамках этих образовательных областей, позволит сформировать у учащихся коммуникативные, социальные, оценочные навыки, возможности учиться и практически применять полученные знания в повседневной жизни. Основным ориентиром определения ожидаемых результатов обучения учащихся на каждой ступени школы являются базовые компетенции, сформулированные в ключе долгосрочных последствий и установленные исходя из 6 сквозных компонентов содержания образования: умственного, нравственного, эстетического, коммуникативного, трудового, физического. Очерченные на рубежных этапах школьного образования (начальный, основной, старший) ожидаемые результаты, отражают не только наиболее важные знания, навыки, отношения, но и показывают постепенную динамику учебных достижений. Для эффективного отслеживания учебных достижений учащихся ожидаемые результаты конкретизируются по уровням подготовки в рамках каждого из уровней школьного образования. В начальном образовании определены два уровня общеобразовательной подготовки учащихся, которые описываются в форме ожидаемых результатов обучения.Первый уровень подготовки достигается учащимися в результате обучения в 1-2 классах. Второй уровень описывает результаты обучения учащихся 3-4 классов. На уровне общего среднего образования определены три уровня общеобразовательной подготовки учащихся. Обучение в 5-6 классах соответствует третьему уровню общеобразовательной подготовки. Четвертый уровень характеризует результаты обучения в 7-8 классах. Результаты обучения в 9-10 классах соответствуют пятому уровню общеобразовательной подготовки.В результате обучения в 11-12 классах учащиеся достигают шестого уровня общеобразовательной подготовки, который позволяет им быть готовым и мотивированными к поступлению в вуз или к началу трудовой деятельности. Достижение ожидаемых результатов обучения (цели как учебные результаты), своевременное получение объективной, достоверной информации (количественной и качественной), необходимой для принятия управленческих решений, повышения эффективности работы образовательных организаций и всей системы образования в целом, актуализирует проблему разработки оценки качества образования, ее технологичности, в том числе, процедуру оценки результатов обучения учащихся.Предполагается, что оцениванию будут подлежать реальные результаты учащихся, свидетельствующие об их достижениях по усвоению предметных ЗУНов, и знания способов деятельности (компетенций) в контексте системы нравственных норм, ориентаций, общечеловеческих и национальных ценностей.В этом контексте инструментом оценивания учебных достижений учащихся планируется внедрение балльно-накопительной системы оценки.Балльно-накопительная система оценивания учебных достижений учащихся включает в себя:ориентирование на социализацию учащихся посредством механизма поддержки успешности личности;дифференцирование уровней усвоения ЗУНов и знаний способов деятельности учащихся для отслеживания их конкретных результатов;разработку критериально-ориентированной шкалы оценивания;обеспечение объективности оценивания;предоставление возможности учащимся для осуществления самооценки своих достижений;обеспечение прозрачности в накоплении баллов как основы для развития мотивации к успеху в учении;соблюдение процедуры гласности оценивания.Оценивание учебных достижений учащихся подразделяется на внутреннее и внешнее оценивание.Индивидуальные образовательные достижения учащихся за все время обучения в общеобразовательной школе оформляются документально и накапливаются в портфолио для дальнейшего продолжения образования.Отслеживание учебных достижений учащихся осуществляется на основе системы типовых измерителей – заданий.В заданиях, как средствах организации учебной деятельности учащихся, программируется учебная ситуация. При выполнении задания учащийся решает учебную ситуацию и показывает уровень усвоения учебного материала и тем самым – достижения того или иного ожидаемого результата обучения по каждой образовательной области для каждого уровня общеобразовательной подготовки.Система заданий разрабатывается в соответствии с ожидаемыми результатами по образовательным областям. Основными ориентирами при разработке систем типовых заданий являются уровни и этапы усвоения, которые, с точки зрения педагогической психологии, являются содержанием учебной деятельности. Поэтому усвоение как целостный процесс состоит из трех этапов, на каждом из которых овладение системой предметных знаний в четыре уровня: знание, понимание, применение, умение.Этапы усвоения характеризуют результаты репродуктивной, продуктивной и творческой учебной деятельности, которые условно обозначаются:приобретение новых знаний и применение их в типичной ситуации;преобразование знаний и применение их в нетипичных ситуациях;самостоятельное приобретение новых знаний.Система заданий как средство измерения достижений учащимися ожидаемых результатов по образовательным областям должна соответствовать характеристикам уровней усвоения на каждом из вышеуказанных этапов.^ 7. СОДЕРЖАНИЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯСоциальные перемены, глобализация социально-экономических и политических сторон жизни общества диктуют школе как социальному институту требование обновления содержания среднего общего образования с целью предоставления подрастающему поколению возможности получения качественного общего образования. В этих условиях основными направлениями обновления содержания среднего образования являются:развитие ценностей, которые способствуют как развитию личности, так и общества в целом; приведение содержания школьного образования в соответствие с динамичными запросами современного общества с учетом закономерностей психолого-физиологического развития детей; обеспечение соответствия содержания образования новым современным требованиям по формированию компетенций, направленных на воспитание потребности и умения самостоятельно добывать и применять знания на практике и на развитие ученика как личности и субъекта деятельности;ориентирование содержания образования на целенаправленное и систематическое приобщение учащихся к научным способам познания и самостоятельным исследованиям, на широкое применение учебных ситуаций, формирующих познавательную мотивацию и учитывающих дидактические возможности информационных технологий; обеспечение гуманизации содержания образования, вариативности содержания, форм и методов обучения, возможностей и права выбора в процессе обучения индивидуальной программы обучения; мотивирование через содержание задач воспитания трудолюбия, овладения основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умений применять их при реализации собственной продукции и услуг; формирование взглядов на будущее, укрепление моральных устоев, которые нужны человеку как члену общества и субъекту международного сотрудничества; ориентация содержания образования на воспитание уважения к национальной культуре и открытости по отношению к другим культурным истокам.С целью сохранения системного подхода в целостном восприятии мира содержание среднего общего образования организуется по образовательным областям: язык и литература, математика и информатика, естествознание, человек и общество, искусство, технология, физическая подготовка.Учебные предметы той или иной образовательной области уровней начального и основного среднего образования отражают минимальный обязательный объем содержания образования. В основной школе систематические курсы учебных предметов завершаются. На старшей ступени в дополнение к обязательным курсам и модулям учащийся с целью реализации интересов и способностей, профессиональной ориентации выбирает к изучению те или иные учебные предметы. Содержание образования в 11-12 классах строится по принципу систематизации полученных знаний и развития методологического мышления учащихся. Для удовлетворения различных образовательных запросов учащихся и снятия перегрузки предусматривается интегрирование традиционно сложившихся учебных предметов, которое позволяет уменьшить их количество и тем самым увеличить вариативную учебную нагрузку. Для снятия перегрузки учащихся 1-7 классов также предусматривается введение в школе пятидневного режима рабочей недели. Один день недели – развивающий и направлен на организацию занятий, обеспечивающих личностную ориентацию обучения.Занятия по интересам и способностям учащихся реализуются через индивидуальную и групповую поисково-исследовательскую работу, проектную деятельность учащихся в рамках ученического компонента содержания образования.В образовательную область «Язык и литература» входят: государственный язык, родной язык (соответствующий языку обучения в школе), иностранный язык, литература. Обучение государственному языку предполагает формирование у учащихся лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций. Учащиеся видят перспективу изучения государственного языка, на этой основе осознают сферу применения усвоенных знаний в реальных жизненных ситуациях.При обучении родному языку основной акцент делается на овладение письменной и устной речью на родном языке, формирование коммуникативной компетенции. Усиливается внимание к формированию этнокультуроведческой компетенции, к связи языка с национальными традициями и обычаями народа, к осознанию учащимися красоты и выразительности речи.В условиях постепенного вхождения казахстанской системы образования в мировое образовательное пространство повышается роль изучения иностранных языков. В обучении иностранному языку, как источнику знания о стране и мире, усиливается внимание к формированию познавательной и коммуникативной культуры личности учащегося. Обучение литературе предполагает формирование нравственно-этической и культурно-эстетической компетенции. При определении содержания школьного курса литературы предполагается соблюдение соотношения казахской литературы и литературного наследия народов, проживающих в Казахстане, а также мировой литературы. В старших классах предлагается изучение интегрированного курса литературы, позволяющего ознакомить учащихся с сокровищницей мировой классики.Модернизация содержания гуманитарных и общественных предметов образовательной области «Человек и Общество» направлена на усиление нравственно-воспитательной функции учебных курсов и модулей: история Казахстана, история, самопознание, основы обществознания, основы правоведения, Казахстан в современном мире. В основной школе оно ориентируется на приобщение учащихся к гражданской культуре, изучению начал социологических, культурологических, политологических, правовых и экономических знаний. В профильной школе содержание интегрированного курса обществоведения носит обобщающий методологический характер.В содержании школьного исторического образования основное место занимает рассмотрение истории Казахстана. Предусматривается обновление содержания истории Казахстана с позиции переосмысления истории своего народа, ориентированного на принцип культуросообразности. В старших классах вводится учебный курс «Казахстан в современном мире», интегрирующий содержание истории и социально-экономической географии Казахстана на современном этапе.Содержание образовательной области «Математика и информатика» представлено учебными курсами и модулями: математика, алгебра, геометрия, информатика.При организации содержания математического образования особое внимание уделяется развивающему потенциалу курсов, усилению их прикладной направленности, сбалансированной реализации двух основных функций: собственно математического образования и образования с помощью математики. Владение математическим языком расширяет коммуникативные возможности выпускника школы.Содержание образовательной области «Естествознание» формирует у учащихся целостную картину мира, представления единства и многообразия свойств неживой и живой природы. На уровне начального образования она представлена интегрированным курсом “Окружающий мир”, на уровнях основного и общего среднего образования предполагается систематическое изучение основ химии, физики, географии, биологии. Также в 5-6 и 11-12 классах вводится интегрированный курс «Естествознание».Главной целью образовательной области “Технология” является формирование навыков поиска, систематизации и использования необходимой информации, проектирования предмета труда в соответствии с назначением ступени образования. Курсы «Технология», «Информационные технологии», «Графика и проектирование» содействуют в подготовке учащихся к самостоятельной жизни, к овладению различными массовыми профессиями, к планированию своей практической деятельности В обновленном виде трудовая подготовка учащихся старших классов призвана обеспечить развивающий характер трудового обучения с целью их профессиональной ориентации.Включение информационных технологий связано с необходимостью подготовки школьников к использованию их как средства повышения эффективной познавательной и практической деятельности при изучении всех предметов.Художественно-эстетическое образование в рамках образовательной области “Искусство» направлено на формирование у учащихся эстетического мировосприятия через освоение достояния общечеловеческой и национальной культуры соответственно закономерностям познания мира. С учетом задач каждого уровня образования происходит осмысление и освоение учащимися основных видов искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, хореография и др.) и собственной художественной деятельности. В начальной школе вводится учебный предмет «Художественный труд».Содержание образовательной области «Физическая подготовка» организуется с учетом возрастных особенностей и возможностей учащихся и ориентирует их на ведение здорового образа жизни. В старших классах целесообразно введение курса «Основ безопасности жизнедеятельности».^ 8. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССАПри организации учебного процесса решающее значение имеют принципы многофакторности, комплексности, технологичности, диагностичности, интерактивности, действенности, оптимизации обучения как инструментарий активизации познавательной деятельности и самоидентификации учащихся. В контексте этих принципов, выступающих как дидактические основания, обучение становится эффективным. Образовательный процесс, условно разделяемый на обучение и воспитание, создает условия для социализации обучающихся как деятельности по усвоению социального опыта, осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию смысла жизни и значимости созидания себя. Учитывая, что важнейшим фактором повышения качества является способ реализации образовательного процесса, рекомендуется циклоблочная или модульная форма его организации. Циклоблочная система организации учебно-воспитательного процесса предусматривает возможность разных вариантов (моделей) циклов: недельные, двухнедельные, месячные, четвертные, полугодовые. При этом существенно трансформируются функции педагогов, которые не только разрабатывают новые учебные программы интегрированного характера, но и создают или подбирают им технологии обучения. Основным критерием отбора педагогических технологий является равноправие субъектов обучения, активная роль учащихся в учебном процессе. Предпочтение необходимо отдавать интерактивным методикам, в соответствии с которыми понижается информирующая функции педагога, и возрастает его роль как координатора, консультанта, организатора самостоятельной познавательной деятельности и творческой активности учащихся. Мо
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…