# 12 января 1906 в городе Житомире родился Сергей Королев в семье учителей гимназии

Глава1. Время космических надежд1.1 Незнакомый Королев# 12 января 1906 в городе Житомире родился Сергей Королев в семье учителей гимназии. Детские годы в Нежине, проведенные, в основном, в обществе бабушки, переезд в Одессу, учеба в течение почти трех лет в Киевском Политехническом на аэромеханическом факультете- таковы были основные вехи биографии тех лет Королева. В связи с закрытием факультета студент Королев был переведен на аэромеханический факультет Московского Высшего технического училища им Баумана, который и окончил в 1929 г. Тернии и лаврыКоролев, который подарил миру первый искусственный спутник Земли, разорвавший оковы земного притяжения и выведший человечество в космические миры, уже является неординарной личностью. А начиналась его необыкновенная жизнь замечательно и ярко. В мае 1935 г. Королева назначают руководителем сектора крылатых ракет в ракетном научно—исследовательском институте (РНИИ) в Подмосковье. Уже в 1936 г. он становится начальником отдела, в который входили секторы крылатых, баллистических ракет и систем автоматического управления ими. Наступили печально знаменитые 1937 и 1938 гг. Тогда они прокатились по СССР волной арестов военных кадров и инженерно-технического состава. 28 июня 1938г арестовывается и Сергей Королев, которому предъявлены обвинения в принадлежности к троцкистской организации и вредительстве. Дело инженера Королева рассматривалось в Верховном суде. Военная коллегия Верховного Суда вынесла Королеву суровый приговор: 10 лет лагерей. Его направляют в место заключения: Колыма, зона на берегу речки Берелех, золотой прииск Мульдяк. А заступились за Королева только прославленные летчики страны – Марина Гризодубова и Михаил Громов, направившие письмо наркому внутренних дел Лаврентию Берия, в котором приводили факты, свидетельствующие о невиновности Королева. Нет, Королев не смирился с участью «зека. Он обращается с письмами к Лаврентию Берия и Иосифу Сталину с просьбой дать ему возможность продолжить работы по созданию крылатых ракет, но ответа не получил. Тачка с золотоносным песком, который таскал на промывку Королев за похлебку и «чуни», стала его продолжением. Силы уходили, таяли последние надежды на восстановление справедливости.И только случай сохранил для человечества талант создателя ракетно-космической техники. В Подмосковье, в предвоенные годы, в так называемой специальной тюрьме НКВД отбывал наказание и знаменитый авиационный конструктор Андрей Туполев. Л. Берия счел полезным создать для наиболее талантливых заключенных специальные тюрьмы, в которых «враги народа» перевоспитывались с пользой для общества. Особое техническое бюро А. Туполева создавало пикирующий бомбардировщик для ВВС страны. Бюро находилось в ведении одного из управлений НКВД. Куратор из НКВД систематически обвинял Туполева в медленной работе, на что Туполев в ответ сослался на отсутствие необходимых технических работников. Куратор согласился на то, чтобы Туполев составил списки авиаспециалистов, отбывающих наказание в разных местах заключения, и пообещал помочь с присылкой их для работы над бомбардировщиком. Так благодаря тому, что Туполев включил его в список «25» специалистов, в начале 1940 г. в КБ Туполева, размещенное в специальной тюрьме НКВД, появился заключенный Сергей Королев. Изможденный непосильной работой на золотом прииске, он был на грани нервного и физического истощения. Королев, вспоминая тот период своей жизни на Колыме, отмечал, что он мог вынести такую жизнь не больше двух—трех месяцев, начиная с конца 1939г. Но хорошее питание в тот период времени в специальной тюрьме НКВД (такое питание было до начала войны в 1941 г.), поддержка товарищей сделали свое дело: Королев быстро восстановил свое здоровье. «Шаражка» или спецтюрьма НКВД непохожа была на все другие тюрьмы СССР: камер, как таковых не было, а заключенные по 15—20 человек располагались в приспособленных помещениях здесь же, на предприятии, где они и трудились. Королеву в этой тюрьме часто снился сон, события которого произошли в его жизни наяву: заключенного Королева должны были доставить из прииска на берег бухты Ногаево, откуда такие же «зеки», как и он должны быть доставлены во Владивосток пароходом «Индигирка». Произошла обыкновенная задержка с оформлением документов на заключенного Королева, и в Ногаево его доставили с опозданием. Королев, надеявшийся, что в его судьбе произойдет поворот к лучшему с переводом в тюрьму во Владивосток, стоял на берегу бухты Ногаево в окружении конвоиров и не мог сдержать слез – пароход уже ушел во Владивосток. А на следующий день на прииске заключенные узнали, что «Индигирка» затонула вместе со всеми заключенными и командой. Этот страшный и часто повторяющийся сон, еще долго преследовал его в годы заключения и даже после обретения свободы.Став прославленным Главным конструктором ракетно-космических систем, Сергей Королев приходил в неописуемую ярость, явно непонятную для всех остальных, когда в «маршальской» столовой на второй площадке Байконура вместо туалетного мыла в умывальнике, нерадивые работники столовой вместо туалетного клали куски хозяйственного мыла, сразу напоминающие ему своим запахом специфический воздух тюрьмы. Почти всю войну Королев проработал в туполевском ОКБ, а затем был переведен в Казань, где испытывал самолеты. Он был назначен Андреем Туполевым заместителем по испытаниям у Валентина Глушко, впоследствии ставшего знаменитым главным конструктором ракетных двигателей. В 1944 г весь коллектив ОКБ Андрея Туполева согласно протоколу № 8 от 27 июня 1944 г заседания Верховного Совета СССР, был освобожден досрочно со снятием судимости. А 1 октября 1945 г. Сергея Королева, продолжающего работать там же, но уже вольным человеком, награждают орденом «Знак Почета» за испытания новых образцов авиационной техники. Вот и думай и разбирайся сам, что такое хорошо, а что такое плохо.Есть от чего голове пойти кругом. А заседание Верховного Совета СССР, как оказалось впоследствии, было проведено по прямому указанию вождя. Иосиф Сталин в 1944 г. получил «Личное и секретное послание…. «к нему от премьера Великобритании Уинстона Черчиля, в котором содержалась убедительная просьба об оказании помощи и содействия английским специалистам в отыскании образцов боевых немецких ракет «ФАУ-2» на немецком ракетном полигоне в Дембице (Польша), который попал в полосу наступления советских войск. Сталин заинтересовался возможностью ознакомления с боевыми немецкими ракетами, наводившими ужас на Англию. Интерес Сталина к ракетам был подмечен Георгием Маленковым. Именно тогда к Сталину попали списки советских ракетных специалистов, в число «которых входили С. Королев и Валентин Глушко. Эти списки были переданы И. Сталину генералом Львом Гайдуковым, работником отдела аппарата ЦК, работу которого курировал Георгий Маленков. Кроме того, необходимо учесть, что Маленков был в то время председателем Государственного комитета по радиолокации и противовоздушной техники. На ракетном полигоне Германии в Пенемюнде разрабатывались немецкими конструкторами, кроме баллистических ракет « ФАУ- 2» и зенитные управляемые ракеты, которыми интересовался Г. Маленков. Получалось, что он и баллистическим ракетами должен был заниматься. Так что чудес с досрочным освобождением из заключения большой группы специалистов—ракетчиков не было. Именно после личной беседы вождя с Гайдуковым, устроенной Маленковым в обход Лаврентия Берия, и состоялось освобождение специалистов из спецтюрем ряда специалистов, в том числе и Сергея Королева. А Маленкову, помимо всего прочего, представился убедительный случай показать Сталину ошибочность действий Берия и свою государственную мудрость.Воздух свободыИ. Сталин, получив письмо Уинстона Черчилля с просьбой оказать содействие Великобритании в доставке с польского ракетного полигона Дембице образцов немецкой ракетной техники, расположенного в полосе наступления советских войск, заинтересовался этим необычным сообщением. Лондон в 1944 г был буквально засыпан немецкими ракетами «Фау-2».Именно эта просьба У. Черчилля явилась для И. Сталина тем спусковым механизмом, побудившим его заняться проблемой немецких «ФАУ-2» лично. В это же время Сергей Королев, успешно занимавшийся крылатыми ракетами еще до войны, обращается в правительство с докладной запиской, в которой обоснует создание «воздушной торпеды» большой мощности для поражения удаленных целей и напоминает, что он лично имеет опыт создания таких ракет-торпед. Как оказалось, именно эта записка попала в поле зрения «человека Георгия Маленкова» генерала Льва Гайдукова, который и счел необходимым немедленно доложить об этом Г. Маленкову. Фамилия Королева запомнилась. И уже в конце лета 1945 г, Сергей Королев неожиданно для него вызывается, как и десятки других ракетных специалистов, в военкомат. Недоумевающему Королеву только и объяснили, что он призван в ряды Вооруженных сил и ему присвоено воинское звание «подполковник». Тут же, не дав опомниться, ему выдают удостоверение личности офицера и направляют на оружейный и вещевой склады, где он получает комплект военной формы одежды, пистолет «ТТ» и две обоймы с патронами к нему. И только после этого его направляют на инструктаж к абсолютно неизвестному для него генералу Льву Гайдукову. После инструктажа Королеву стало ясно, что он, как и десятки других таких же свежеиспеченных ракетных офицеров (таких офицеров в зрелом возрасте, призванных из «гражданки» еще называли «профсоюзными офицерами»), вскоре будет направлен в Германию для изучения немецкой трофейной ракетной техники и технической документации к ней. Вновь произошел неожиданный поворот в судьбе Королева и их еще будет много. В начале осени 1945 г. Королев в составе группы таких же, как и он, профсоюзных офицеров перебрасывается по воздуху на безотказном самолете «Ли-2» в Берлин. Ему вновь доверяют, и он получает от генерала Льва Гайдукова большие полномочия по созданию новой службы – предстартовой подготовки ракет, наземного заправочного и пускового оборудования. Именно здесь он встретится с таким же «профсоюзным» подполковником Леонидом Воскресенским, который в недалеком будущем станет заместителем Королева по испытаниям баллистических ракет средней и межконтинентальной дальности. По указанию Гайдукова их обоих включили в число специалистов, которых пригласили английские оккупационные власти на показательные пуски немецких трофейных ракет »ФАУ-2» под Гамбургом, в пригороде городка Куксгафена. Английские специалисты с целью получения опыта пусков трофейных «ФАУ-2» создали из пленных немецких специалистов стартовую команду для проведения демонстрационных ракетных пусков. Члены советской военной делегации были в своей военной форме, а Королева приказано было переодеть в форму артиллерийского капитана в целях маскировки. Но отсутствие орденов и медалей на гимнастерке Королева заставило обратить на него внимание представителя английской контрразведки. Один из них прямо так и спросил Королева: »А вы чем занимаетесь»? Королев ни секунды не раздумывая, отвечает ему: »Вы же видите, что я капитан артиллерии». На что англичанин не преминул едко ответить: »У Вас слишком высокий лоб для капитана. Да и нет ни одной награды, что говорит о том, что Вы на фронте не были». Королев, нимало не смущаясь, только хмыкнул в ответ и перешел к другой группе стоявших неподалеку советских офицеров. После допросов в НКВД, пересыльных тюрем и Колымы, смутить его подобными вопросами было невозможно. Это был первый опыт организации пуска боевых ракет, полученных Королевым в далекой Германии. Именно тогда у него сложилось строгое отношение к порядку на технической и стартовой позиции, как основе безопасности для жизни боевого расчета подготовки и пуска ракеты. Отсюда же и его железное правило, за выполнением которого он строго следил: «Больше трех не собираться». Нам, испытателям ракетно-космической техники, это не нравилось никогда, но маленьких и больших групп во время проведения испытаний ракетно—космической техники на полигоне Тюра-Там (впоследствии космодром Байконур) не было никогда, что, несомненно, способствовало порядку и четкой организации испытаний. Как тут не вспомнить, что офицер-испытатель, назначенный для несения службы в качестве дежурного по залу монтажно—испытательного корпуса на ракетном полигоне Тюра-Там (впоследствии космодром Байконур), где и шли испытания ракетно—космической техники, обязательно получал особое предупреждение от начальника штаба испытательной части подполковника Ивана Демидкина при инструктаже. А заключалось оно в том, что при пролете американского спутника—разведчика дежурный по залу заблаговременно от соответствующих служб получал два предупреждающих сигнала: »Скорпион-1» и «Скорпион-2». Первый сигнал означал, что вскоре в указанное время над полигоном пролетит американский спутник—разведчик, имеющий на борту длиннофокусные фотоаппараты с целью проведения серии снимков советского ракетного полигона Тюра-Там. В позиционном районе испытательной части в этих случаях проводились маскировочные мероприятия, как и ввод в действие ограничения передвижения ракетно—космической техники, как в открытом виде, так и в контейнерах и специальных вагонах. Разумеется, за исключением того случая, когда ракетно-космическая система уже находилась в стартово- пусковом сооружении. Сигнал «Скорпион – 2» не разрешал работать на излучение в эфир радиотехнических средств, и мы не проводили испытаний ракет и спутников, связанных с излучением в эфир, до отмены этого сигнала. Был и третий, негласный, но всегда тщательно выполняющийся сигнал «Скорпион—3», означающий, что на территории монтажно-испытательного корпуса и, особенно, в зале появился-образовался Сергей Павлович Королев. Именно о нем особо предупреждал офицеров Иван Демидкин, как и о первых двух «Скорпионах». Сигнал «Скорпион—3» распространялся от одного к другому испытателю мгновенно: в зале монтажно—испытательного корпуса устанавливалась полная рабочая тишина. Мы его также безмерно любили, как и побаивались. Не побаивался его только один человек, кумир всех лейтенантов второй площадки (техническая позиция) полигона Тюра-Тм и научивший нас пить горящий спирт, его заместитель по испытаниям Леонид Воскресенский. Только ему Королев, доверяя во многом, если не во всем, разрешал говорить правду и высказывать свое мнение, даже если оно не совпадало с мнением Королева. 1.2 Главный конструктор# К 1946г. советские ученые накопили уже достаточный опыт проектирования и производства твердотопливных ракет. Имелся и опыт проектирования жидкостных ракет. Предстояла грандиозная задача по развертыванию сети предприятий, конструкторских бюро, научно – исследовательских институтов и испытательной базы для создания ракетной области, как основы создания ракетной техники в СССР.Ракетный громКомандно – измерительные комплексы для замеров параметров полета ракет и получения информации о работе ее систем, а также выдачи определенных команд должны быть развернуты по трассе полета ракетно – космических систем (ракета плюс космический аппарат), в том числе на море и в воздухе. Предстояло привлечь в ракетостроение лучших специалистов из числа математиков, механиков, кибернетиков, баллистиков, специалистов в области медико – биологических проблем. При этом С. Королеву предстояло укрупнить научно – производственные коллективы, с тем, чтобы можно было решать задачу создания системы жизнеобеспечения, например, одним научно – производственным коллективом, а не десятком других, но более мелких. Это хорошо понимал Королев, и он точно знал, как это необходимо сделать. Наладить огромную кооперацию – это была задача из задач даже для самого Королева. Но он был прирожденный дипломатом, и ему удалось решить и эту, невыполнимую для всякого другого задачу в столь сжатые сроки. Нельзя было Королеву дать себя увлечь в сети научных поисков и решения научно – практических задач, пусть крайне важных для чистой науки или для решения практических вопросов из других областей, но не связанных напрямую с решением ракетно – космических проблем. Был сделан акцент на то, чтобы при получении первых образцов баллистических ракет в сжатые донельзя сроки решать проблемы первой важности, связанные с увеличением дальности полета ракеты и улучшения точности попадания в цель головной части. При этом важно было правильно распределить заказы на проектирование и изготовление системы управления, двигательных установок, наземного стартового и заправочного оборудования среди научно – исследовательских институтов и конструкторских бюро. Королев не мог заниматься только этими вопросами, никто с него не снимал ответственности по части проектирования и изготовления первой боевой баллистической ракеты. Все эти задачи уже в августе 1946 года начали занимать все время Королева. На сон и отдых у него времени оставалось не более 5 – 6 часов. Королева вскоре вызывают на совещание к Иосифу Сталину. Инструктаж в административном отделе ЦК краток: бумаг не брать с собой и никаких вопросов не задавать.Встреча с вождем состоялась сразу же после окончания совещания по перспективным разработкам в области ракетной техники. Это было ключевое совещание, на котором решался, по сути один вопрос: быть или не быть Советскому Союзу, как государству, не обладающего атомным оружием и не создавшим еще научно-промышленной базы для создания ракетного оружия, способного нести на огромные расстояния атомные заряды. Американцы, обладающие атомным оружием, были озабочены примерно таким же вопросом: “ Как создать ракетное оружие, способное доставлять ядерные заряды с континента на континент, не вступая в боевой контакт со страной- вероятным противником?” Излюбленная тактика американских специалистов по планированию операций внешне проста и привлекательна: солдат только закрепляет достигнутые при помощи массированного применения техники успехи при минимальных потерях в живой силе. Остается только позавидовать такому подходу, хотя упор на техническую сторону иногда сводил «на нет» все ранее примененные средства. Примеры тому есть, наиболее яркий из них, когда при проведении операции американцами в Арденнах ( упор США был сделан на массированном применении техники) они оказались на грани поражения из-за растянутых коммуникаций и нанесенного немецкими войсками контрудара, когда только наступление советских войск буквально спасло союзников от полного разгрома. Одна только стратегическая авиация СССР не в состоянии была решить вопрос доставки атомных боезарядов, в первую очередь, из-за своей малочисленности. Игорь Курчатов, Мстислав Келдыш поддерживали Королева на первых порах буквально во всем. Именно они одни из первых в Советском Союзе сумели разглядеть в нем величайшего организатора от науки, а не только выдающегося ученого – практика. Королев сумел сделать главное – наладить деловые отношения с ведущими конструкторами, директорами заводов, начальниками главков, министрами. Это и позволило Королеву оперативно решать вопросы, зачастую не дожидаясь официального срока решения вопросов. Диктата и грубого нажима нет— только просьба и личный контакт. Проблема решалась сразу же, а затем уже оформлялись все необходимые документы. Это был такой выигрыш во времени, который иногда был равен времени изготовления той партии приборов, например, об изготовлении которых и шла речь. Встреча со Сталиным после совещания была длительной, вождь не только внимательно слушал собеседника, но и задавал абсолютно точные профессионально выверенные вопросы. Причем, Сталин внимательно присматривался к тому, как Королев формулировал свои мысли и реагировал на замечания вождя. У них еще будет встреча, на которой уже будут рассматриваться положительные результаты деятельности Королева, однако вождь при этом похвал не расточал, просто констатировал, что Королев в целом справился с поставленной задачей получения отечественных образцов баллистических ракет. Особенно удачно С. Королев решал все вопросы обеспечения бесперебойного хода подготовки к пуску первого человека в космос. Обеспечение своевременного поступления необходимых фондируемых материалов, внепланового изготовления узлов и агрегатов – это только небольшой пример активной работы, когда им элегантно решались все вопросы. Не зря на вопрос американского Президента Джона Ф. Кеннеди, заданного знаменитому конструктору ракетной техники Вернеру фон Брауну : “ Как могло случиться, что Советы в который раз обошли США?”, последовал ответ, что у русских есть Королев. Что ответил В. Брауну Кеннеди, можно только предположить, если учесть, что Джон Кеннеди во время второй мировой служил офицером на торпедных катерах. Катерники всего мира одинаковы, за соленым словцом в карман не полезут, даже если один из них стал Президентом. Но до полета в космос далеко, на очереди остро стоит выбор места строительства первого ракетного полигона и строительства его в Астраханской области вблизи поселка городского типа Капустин Яр. Этот полигон стал тем местом, где развернулась небывалая стройка даже для страны Советов. Замаскировали новый ракетный полигон, нарекли его “ Москвой – 400” и все дела- никаких там Капустиных Яров с его испытательным ракетным полигоном. Этот нехитрый прием, но крайне эффективный на самых важных первых порах его создания, Королев использует еще раз вкупе с соответствующими службами при строительстве научно-испытательного полигона № 5 МО СССР или, как он звучал в обиходе «полигона Тюра – Там» или «Южный полигон» Тогда мы прошли путь от поселка Заря , Ташкента –90, Кзыл – Орды –50 до города Ленинска. Было еще одно название нашего ракетного города – «Звездоград». Но посчитали, что оно полностью раскрывает его предназначение, и название его Звездоградом было отменено. В Капустином Яре полковник Королев чувствовал себя, как на войне и так же решительно действовал. В 1947 г. Королев возвращается в Москву. Лето ушло на проведение заводских испытаний и доведения всего комплекса до готовности к пуску. Энергия Королева двигало дело вперед семимильными шагами вперед. Уже осенью 1947 года с пусковых столов полигона в Капустином Яре ушло к цели 11боевых баллистических ракет.Положительные результаты, полученные в ходе пусков 11 баллистических ракет среднего радиуса действия, дали возможность Королеву доложить правительству, что появилась твердая уверенность в том, что в СССР практически созданы надежные ракеты, способные доставить атомный заряд пока что на средние расстояния. Надо отметить, что у американцев в то время дела с созданием надежных ракет шли не шатко, ни валко. Королев сумел отыграть какое –то время у США, нужное, как воздух для восстановления народного хозяйства. СССР сумел за это время распрямиться и встать во весь свой рост. Проведенная вскоре работа по совершенствованию ракет дала возможность увеличить дальность ее полета до 1000 км. при хорошей точности попадании в цель головной части. С 1953 г. “ С.П.”, так его звали для краткости ( по первым буквам его имени-отчества- «Сергей Павлович»), приступил к решению создания боевой межконтинентальной баллистической ракеты, способной нести термоядерный заряд. Королев уже хорошо обучился послевоенному московскому политесу и, понимая, что руководство страны вряд ли сумеет найти для него время для личной встречи, применил свое безотказно работающее оружие. Оружие бумажное, но исключительно надежное и пробивающее любую бюрократическую стену и ликвидирующее нехватку времени у руководства. Это система тщательно продуманных по подаче материалов и умению выделить главное составляющее звено в них, особенно при подаче докладных записок в административный отдел ЦК. В нем работали профессионалы высшего класса, не могущие не реагировать на поступление важных материалов. Так изящно Королев обошел эту стену молчания, решив, в частности, положительно вопрос о посылке человека в космос. В записке есть ее венчающая часть, ее убойная сила- “… имеющиеся технические и организационные возможности первыми в мире позволяют осуществить запуск искусственного спутника Земли и в недалеком будущем осуществить на нем полет первого в мире советского человека…” Попробуй, не подай такой записки новому вождю Никите Хрущеву! Сразу голова долой у смельчака или, скажем, у перестраховщика, не сумевшего понять политические выгоды предложения.Но там таких людей, как правило, не держали. Предложению Королева сразу дали зеленый свет. Н. Хрущев, этот выдающийся политик прошлого века, сразу увидел, какие политические выгоды может извлечь в случае успеха страна строящегося коммунизма. Так Королев превратился из просителя в надежного политического союзника, а это очень многое значит в любые времена при любом политическом строе. Но еще не был построен испытательный ракетный полигон для проведения летно-конструкторских работ для испытания боевых межконтинентальных баллистических ракет. В СССР тем временем шла работа по созданию крылатых ракет межконтинентальной дальности «Буря» и « «Буран». По результатам их летно-конструкторских испытаний политическому руководству страны следовало сделать выбор – или идти по пути создания межконтинентальной ракеты конструкции С. Королева 8К71 или отдать предпочтение «Буре» или «Бурану». ^ 1.3 Космическая «Буря» # «Результаты значительно превосходят все известные как у нас, так и за рубежом в области крылатых аппаратов. Следует указать, что ВВС США, в течение многих лет работавшим над той же проблемой, не удалось решить задачи создания сверхзвуковой крылатой ракеты с ПВРД (прямоточным воздушно-реактивным двигателем) с аналогичными летно-тактическими данными…» (Из доклада председателю Государственной комиссии маршалу авиации В. Судец 16.03.60г. ). Изделие «350»Вопрос создания крылатых ракет межконтинентальной дальности начал решаться в СССР еще в 1947г. в специализированном конструкторском бюро, входящим в состав НИИ №88, которым руководил Сергей Королев. Крылатыми ракетами С. Королев занимался еще в 30-х г. прошлого столетия, впрочем, как и другой выдающийся генеральный конструктор ракетно-космической техники Владимир Челомей. Особенно остро встал вопрос о создании средств доставки только что созданной советской термоядерной бомбы на межконтинентальные расстояния. После того, как в 1946 г. Королев был назначен главным конструктором ОКБ-1, созданного на базе НИИ-88, он, начиная с 1953 г., успешно занимался созданием боевой межконтинентальной ракеты 8К71 (Р-7) или «семерки», способной доставить ядерный заряд к цели на дальность от 8 тыс. и более км. Сделанные в ОКБ-1 разработки «семерки» позволяли сделать вывод, что мощная межконтинентальная ракета 8К71, как носитель термоядерных зарядов состоится в ближайшие годы. Поэтому в 1954 г. постановлением правительства разработка межконтинентальных крылатых ракет (МКР) была передана из Министерства вооружений в Министерство авиационной промышленности в ОКБ-301 Сергею Лавочкину (МКР «Буря») и ОКБ-23 Владимира Мясищева (МКР «Буран»). Так что выведенный в космос сверхтяжелой ракетой «Энергия»15 ноября 1988г. с космодрома Байконур корабль многоразового действия «Буран» и МКР «Буран» хотя имели одинаковые названия, были конструктивно разными «изделиями», как было принято тогда называть в целях секретности ракеты в СССР. Именно тогда «Буря» получила заводской индекс « 350». По своим техническим возможностям «Буря» могла развивать скорость, соответствующую 3 числам Маха, могла иметь дальность полета 8000км. (до американского континента уж точно бы долетела). Предстояло решить вопрос создания термостойких материалов на основе титановых сплавов, найти возможность их обработки и сварки. Конструктивно крылатая ракета «Буря» получилась внушительным изделием: первая ступень в виде двух ускорителей оснащалась жидкостными двигателями тягой каждым по 68.4 т, а вторая ступень представляла собой крылатую ракету со среднерасположенным тонким крылом . Крестообразное оперение венчало это творение человеческой мысли. В начале летно-конструкторских испытаний масса первой ступени составляла около 95т., а второй, маршевой-33т. «Буря» стартовала вертикально с лафета установщика. При достижении района цели вторая ступень переводилась автопилотом в пикирование и на высотах 7-8 км. от выбранной цели, от «второй ступени отделялся конус с термоядерным зарядом. Занимались ли разработкой крылатых ракет большой дальности американцы? А как же, занимались. Ракетными специалистами США из фирмы « Northrop Corp « с конца 40-х г прошлого столетия разрабатывалась МКР «Shark». Разработку и летные испытания сверхзвуковой МКР « Novacho» ракетные специалисты американской фирмы «North American Aviation» взяли на себя. Летные испытания своих МКР США начали раньше СССР, еще в марте 1951 г. Но, испытав горечь неудач с созданием МКР, ее летно-конструкторские испытания в США были прекращены в 1958 г. Летно-конструкторские испытания советской МКР «Бури» начались 31 июля 1957 г. Первый запуск ее запуск состоялся 1 сентября 1957г. Он был аварийным: после старта сразу же произошло сбрасывание газовых рулей, а МКР, упав на землю, взорвалась. Последующие три запуска «Бури» успеха не принесли. Только 22 мая 1958 г. состоялся удачный запуск МКР. Три последующих запуска МКР вновь были аварийными. После успешных пусков королевской «семерки», начиная с августа 1957г. и кончая запуском второго по счету ИСЗ в ноябре 1957 г, программа по созданию «Бури», так и не слетавшей ни разу на заданную дальность, была приостановлена. Несмотря на то, что 15,16,17 и 18 по счету запуски «Бури» были достаточно успешны, а дальность полета составила 6500км., программа по изделию «350» была окончательно закрыта 5 февраля 1960г., а все средства были направлены на создание боевых межконтинентальных ракет. Прошло время и именно в настоящее время идет переоценка достижений тех лет в создании МКР. А достижения в области создания крылатых ракет межконтинентальной дальности в СССР были неплохими.^ 1.4 Космическая гавань Вселенной # Байконур- это уникальный научно-технический и социальный комплекс, в состав которого входят космодром Байконур и город с одноименным названием. С его стартов были запущены первая в мире боевая межконтинентальная ракета 8К71, первый искусственный спутник Земли, первый человек в космос, первый человек, вышедший в открытый космос…Слово «первый» созвучно слову «Байконур». И своего последнего слова космодром Байконур еще не сказал.Ворота в космосВоенный полигон для испытания боевых баллистических ракет со средней дальностью полета, расположенный в Астраханской области неподалеку от поселка Капустин Яр, к началу 60-х гг. прошлого века уже не мог быть использован для летно-конструкторских испытаний боевых баллистических ракет межконтинентальной дальности. Необходимо было изыскать огромный участок местности, на котором можно было бы расположить новый ракетный полигон, который отвечал бы ряду специфических требований. Главными из них были: малонаселенность территории, достаточная удаленность от крупных мегаполисов (в том числе и для соблюдения режима секретности), непригодность земли для нужд сельского хозяйства, но годной для обустройства районов падения отработавших ракетных ступеней. И в то же время требовалось наличие рядом расположенной густой сети железно и автомобильных путей сообщений, линий связи и наличие источника воды, а также возможность расположения двух пунктов радиоуправления межконтинентальной ракеты 8К71- РУП «А» и РУП «Б». А район расположения ракетного полигона должен был расположен так, чтобы трасса полета ракеты проходила в стороне от густонаселенных районов, чтобы в случае аварийного выключения ракетных двигателей не натворить беды, и достигала бы расстояния около 7-8 тыс. км. Для выбора места полигона была образована Государственная комиссия во главе с начальником полигона Капустин Яр генерал-полковником Василием Вознюком. После первых прикидок и поездок члены Госкомиссии первоначально остановились на трех вариантах. Первый вариант- район Перми, запуски из которого предполагалось производить в восточном направлении через Чукотку. Второй – район калмыкских степей и Дагестана. Третий – полупустыня Казахстана, ориентировочно в районе разъезда Тюра-Там ( «Священная могила» в вольном переводе с тюркского), неподалеку от излучины реки Сыр-Дарья и ж.д. и авто трассы Москва-Ташкент. Первые два варианта отпали из-за недостаточной дальности трассы полета (район Перми) и отсутствия благоприятных условий для размещения РУПов в Дагестане- наличие гор. Именно РУПы и определяли тогда время выключения ракетного двигателя по измерению скорости и координат ракеты, т.к. автономная система управления ракеты имела большие погрешности при определении скорости и координат ракеты. Появился после этого вариант № 4- Мордовия, но и он был отброшен. Остался вариант Казахстана. 12 февраля 1955г вышло постановление 292-181 Правительства СССР об образовании научно-исследовательского и испытательного полигона № 5 МО СССР с численностью 586 военнослужащих и 325 гражданских лица. Главному конструктору системы радиоуправления Михаилу Рязанскому его коллеги из первого Совета Главных конструкторов время от времени пеняли за его систему «дурацких» РУПов: «А могли бы, как белые люди работать в Крыму, а не в пустыне, куда Ты нас загнал». После долгих споров и обсуждений остановились окончательно на варианте Тюра-Тама. Звонкое имя собственное с местным колоритом »Байконур» в СМИ появится позднее, незадолго до приезда на космодром президента Франции Шарля де Голля в конце июня 1966г. Да, до 1966г появлялось это название-«Байконур» в официальных сообщениях, как место старта советских ракет и спутников. И поселение с таким названием также существовало. И Сергей Королев, и тогда еще вице-президент Академии Наук Мстислав Келдыш, да и другие официальные лица никогда не затрагивали тему неправильного названия места старта ракетно-космических систем с военного научно-исследовательского полигона МО СССР № 5, расположенного неподалеку от железнодорожного разъезда, вскоре превратившегося в крупную железнодорожную станцию Тюра-Там по соображениям секретности. Хотя американские специалисты, «прогнав» на ЭВМ орбиты советских спутников, уже в октябре 1960 г. в журнале «Тайм» опубликовали цветной снимок «советского военного ракетного полигона Тюра-Там». Само селение Байконур располагалось в км 280-290 на северо-восток от Тюра-Тама и состояло из десятка-другого саманных домиков. Самое же интересное заключалось в том, что в настоящем селении Байконур, на небольшой высотке, под которой располагался естественный котлован, был сооружен ложный старт со стоящей на стартовом столе большой деревянной ракетой. Это на первых порах вводило в заблуждение специалистов ЦРУ, получавших снимки с разведывательного самолета У-2, который часто пролетал над этим районом. Наша 32 отдельная инженерно-испытательная часть, занимавшаяся подготовкой и пуском ракетно-космических систем, начиная с пуска первой межконтинентальной ракеты 8К71, охраняла полевым караулом этот ложный старт. Главным образом затем, чтобы местное население в безлесной пустыне не растащило деревянный старт на дрова и хозяйственные постройки. Служба неслась очень бдительно, ибо начальник караула при инструктаже получал установку на восстановление собственными силами разворованного старта. Те же слова правильно воспринимали и караульные от начальника караула – и им деваться было просто некуда, как только исправно нести службу: и за совесть, но, очевидно, больше за страх. Встречаются при написании слова «Байконур» два варианта его топонима: «Байконыр» и Байконур. Что отражает существующие в казахском языке устный и письменный варианты звучания этого слова. Топоним Байконур образован сложение двух основ: «Бай» и «конур» («коныр»). Соответственно первая часть слова трактовалась, как самостоятельное слово «богач», «богатый» и «тучный». Вторая ч