1263 году умирающий святой благоверный князь Александр Невский выделил своему самому младшему сыну Даниилу небольшое княжество по течению Москва-реки и Клязьмы

Мазуров А.Б. – доктор исторических наук, профессор, ректор Московского государственного областного социально-гуманитарного институтаДревнейшие книги Москвы и Подмосковья XIV – начала XV вв. В 1263 году умирающий святой благоверный князь Александр Невский выделил своему самому младшему сыну Даниилу небольшое княжество по течению Москва-реки и Клязьмы. По своей столице Москве это княжество стало называться Московским, а Даниилу довелось стать основателем особой ветви династии Рюриковичей – московской. Тогда еще никто не знал «блестящего будущего» Москвы. Много веков спустя люди задавались вопросом: «И кто гадал, что Москве царством быти? И кто знал, что Москве государством слыти?». Мало-помалу, после Куликовской битвы, уже к концу XIV в. Москва стала признанным политическим центром объединения Руси. Лишь с этого времени она стала резко выделяться на фоне остальных городов Московской земли своими размерами, белокаменным кремлем, количеством населения, развитием ремесла и торговли. И уже в XIV веке в Москве стал формироваться культурный центр общерусского масштаба. Отсюда исходили культурные импульсы, здесь возникали идеи, которые потом овладевали умами людей. В своем сообщении я хотел бы рассказать об одном из ярких проявлений раннемосковской культуры – искусстве книги XIV – начала XV вв. Книги на Руси очень любили. «Книги суть реки, напояющие вселенную мудростию» – так выражались тогда образованные люди. Книги были и духовным (по своему содержанию), и материальным (по своей дороговизне) сокровищем. С эпохи князя Владимира Крестителя и Ярослава Мудрого начались формироваться библиотеки при храмах и монастырях. Крупнейшие дошедшие до нас собрания – Новгородского Софийского собора, Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского, Иосифо-Волоцкого, Соловецкого монастырей. На сохранность их повлияли особые обстоятельства. Новгород ни разу не был взят штурмом врагами. В монастырях особенно бережно хранили библиотеки, от разного рода посягательств их защищали бескрайние леса и болота, крепкие каменно-кирпичные стены. В случае особой опасности библиотеки спешно эвакуировали в безопасное место. К сожалению, с территории Московской земли, всегда бывшей в эпицентре самых трагических событий нашей истории, книг сохранилось немного. Можно только догадываться, какие книжные сокровища погибли в пожарах и разорениях. Приведу два примера. В августе 1382 г. к Москве стали приближаться орды хана Тохтамыша. Дмитрий Донской уехал на север, в Костромские земли, собирать ратников (Русь обезлюдела после Куликовской победы). Окрестное население спешно собиралось в белокаменный московский кремль, чтобы отсидеться от татарского нашествия. Туда несли свой нехитрый скарб и книги из посадских и сельских церквей и монастырей. Этих книг набралось столь много (вероятно, несколько тысяч), что они заполнили от пола до сводов около десятка каменных московских соборов. Все это погибло в пожаре Москвы, и можно только догадываться, какие щедевры древнерусской литературы были тогда безвозвратно утрачены. Гибли рукописи и в недавнее время. В будущем году мы будем отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года с армией Наполеона. Так вот, в пожаре Москвы в сентябре 1812 г., как известно, сгорел подлинник «Слова о полку Игореве». Менее известно другое. Профессиональные историки до сих пор сокрушаются по поводу утраты пергаменной Троицкой летописи начала XV в., которая была древнейшей подлинной летописью, описывающей возвышение Московского княжества в XIV в. и содержащей Похвалу преподобному Сергию Радонежскому на 20-ти листах. Но оставим сетования и посмотрим, что же сохранилось и какие выводы можно сделать на основании изучения древних пергаменных книг? Самая древняя сохранившаяся книга Московского происхождения – так называемое Сийское Евангелие 1340 г. Это Евангелие за несколько месяцев до своей кончины заказал для далекого северного Антониево-Сийского монастыря (сейчас Архангельская область недалеко от Холмогор) великий князь московский Иван Калита. Книга была найдена в 1829 г. академиком Павлом Строевым, сейчас хранится в Библиотеке Академии Наук в Санк-Петербурге. Есть интересная история, связанная с этой книгой. Павел Строев вырезал ножницами первый лист с миниатюрой, изображающей сцену из истории Рождества Христова – Поклонение волхвов. Сейчас этот лист хранится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Еще одна интересная миниатюра – Отослание апостолов на проповедь. Рукопись украшена заставками так называемого тератологического (то есть чудовищного). Вторая по времени рукопись – Евангелие Симеона Гордого, созданное в 1344 году для одной из московских церквей и затем оказавшееся в Троице-Сергиевом монастыре. Перед вами – драгоценный серебряный с позолотой оклад, состоящий из басмы разного рисунка и тринадцати пластинок с гравированными по черни изображениями и надписями. Развитие московского ремесла и технический прогресс позволили изготовлять более совершенные оклады. Шедевром конца XIV века является так называемое «Евангелие Федора Кошки» – боярина Василия I. Достаточно беглого взгляда на оклад Симеона Гордого и этого манускрипта, чтобы понять, какой огромный шаг вперед совершило московское ювелирное дело. Серебряный вызолоченный оклад украшен литыми фигурами Спаса, Богоматери, Иоанна Златоуста, Евангелистов, святых, ангелов и херувимов. В центре великолепный сканный рисунок (из тончайшей перекрученной золотой проволоки). Киотцы с изображениями украшены синей либо зеленой эмалью (расплавленным стеклом) поверх предварительно нанесенной насечки. Любопытны изображения евангелистов: в верхнем правом углу Иоанн Богослов держит раскрытую книгу; в верхнем правом углу Матфей линует пергамент кривым ножичком; в правом нижнем углу Лука очинивает ножичком перо; в левом нижнем углу Марк (ошибочно подписан как опять Лука) уже пишет книгу. Перед нами все этапы написания книги. Возможно, в исполнении миниатюр этого Евангелия принимал участия один из художников круга Андрея Рублева или сам Андрей Рублев. Заставки уже созданы в балканском стиле, а инициалы – в неовизантийском. Причем первоначальный вариант заставок и инициалов не удовлетворил заказчика. Старые миниатюры были удалены пемзой и забелены, а поверх их исполнены более интересные. То есть работа в значительной части переделана. «Евангелие Кошки» было не позднее 1428 г. при игумене Никоне вложено в Троице-Сергиев монастырь и дошло в составе его собрания. Не могу удержаться от удовольствия показать еще один раритет – Большое Евангелие Успенского собора Московского кремля начала XV века, времени Василия I Дмитриевича. Именно с этим Евангелием служили митрополиты московские Киприан, Фотий, Иона и другие. Это настоящее сокровище, полностью золотой оклад которого еще более технически совершенен. По сканному полю идут чеканные рельефные изображения Сошествия во ад (Воскресения), символы евангелистов, ангелов, 12 апостолов, святителей и серафимов. Лицевая сторона украшена драгоценными камнями: изумрудами, сапфирами и рубинами, а по периметру все Евангелие было обнизано жемчугом. Замечательны символы евангелистов, заставки и инициалы неовизантийского стиля в красках с золотом. Перейду теперь к монастырским библиотекам XIV – начала XV вв. Сохранились 4 рукописи из Чудова монастыря, 3 из Спасо-Андроникова, 2 – из зародного дома митрополита Киприана в с.Троицкое-Голенищево под Москвой. Две книги сохранились из Высоцкого монастыря в Серпухове. Это Пандекты Никона Черногорца 1381 г. (заставки тератологического стиля, который постепенно выходил из моды) Паремийник. Одна книга сохранилась из Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом (Устав церковный 1428 г.). Из Бобренева Богородице-Рождественского монастыря под Коломной происходит Палея Толковая 1406 г. А из библиотеки коломенского епископа Амвросия – Лествица Иоанна Лествичника 1421 г. Конечно, самое значительное древнее собрание связано с Троице-Сергиевым монастырем. Мы знаем из Жития Сергия, что поначалу монастырь его был очень беден. Служили литургию, используя деревянные потир и дискос, а книжки были написаны поначалу на бересте. Мы теперь знаем, как они выглядели, из раскопок в Новгороде. Но постепенно с 1380-х годов и тут стали появляться пергаменные рукописи, созданные тут же. Первая из них – «Служебник Сергия Радонежского» (сейчас хранится в ГИМе) «Стихирарь минейный» 1380 года. В последней книге имеются любопытные приписки писца: «почата, коли Епифана вином Лев поил», а также указания о том, что 21 сентября 1380 г. в монастырь приехали чернецы из Симонова и Андроникова монастырей, а келарь по каким-то делам отправился в Рязань. Эти люди принесли тревожные известия о том, «что Литва грядут с агаряны». Это было бы малоинтересно, если бы не Куликовская битва, состоявшаяся 8 сентября 1380 г. Как видно, в Троице по прошествии 13 дней все еще не знали о победе на Дону. Дошли до нас также «Служебник» 1381 г. и «Евангелие» 1380-х годов любимого ученика и преемника Сергия преподобного Никона Радонежского В целом же сохранилось более 10 троицких рукописей на пергаменте, четыре из которых относятся к времени игуменства преп. Сергия, еще 6 – при Никоне и 3 – при третьем игумене Савве. Дело в том, что монастырская братия очень бережно хранила книжное собрание. Нашествия Тохтамыша Троице-Сергиев монастырь избежал, а в нашествие эмира Едигея 1408 г. ценное имущество обители было эвакуировано в Тверь, а затем привезено обратно. Из городов же сохранилось крайне мало. Можно назвать лишь «Зарайское евангелие» 1401 г. Зарайск тогда входил в Рязанское княжество и потому к книгописному искусству Московской Руси этот памятник отношения не имеет. Ни единой пергаменной рукописи XII, XIII, XIV вв. не дошло до нас ни из одного собора, городской или сельской церкви Коломны, Дмитрова, Серпухова, Звенигорода, Можайска, Волоколамска. Все безвозвратно погибло в огне междоусобных войн и вражеских нашествий. Тем ценнее для нас те выдающиеся памятники, о которых сегодня шел рассказ.