13 Невербальная коммуникация в речевом общении

13.1. Невербальная коммуникация в речевом общении Любой национальный язык несводим к средствам его словесной вербализации, он включает в себя как вербальные, произносимые компоненты, так и невербальные, паралингвистические компоненты. Знаковая система BL реализует те мотивы, которые находятся в бессознательном. Зона бессознательного в известной мере противоречит зоне сознания. Невербальное общение – более древняя форма коммуникации, она выполняет следующие функции:управления – передает чувства человека – превосходства, неприязни, создает у партнера требуемый образ,подкрепления речевой коммуникации – подтверждает преданную словом информацию,замещения речевой коммуникации – язык глухонемых, общение в обстановке сильного шума.НК – более надежный источник информации, чем вербальная коммуникация, получить полный контроль над невербаликой невозможно.Средства НК:кинесика: поза, жесты, мимика, походка, визуальный контакт,просодика: интонация, громкость, тембр, пауза, смех, плач, кашель,такесика: рукопожатие, поцелуй, похлопывание,проксемика: ориентация, дистанция.Кинесика Основу кинесики составляют иконические знаки (отношение подобия) – жесты, поза, мимика, походка. По подсчетам английского психолога за час непринужденной беседы мексиканец делает 180 жестов, француз – 120, финн – 1, англичанин – ни одного. Русская традиция носит усредненный характер. Основными непроизвольными жестами являются:демонстрация открытых ладоней – откровенность,сжатие кулаков – возбуждение, агрессивность,прикосновение к носу – неуверенность, ложь,поглаживание подбородка – момент принятия решения,протирание стекол очков – пауза,постоянное отбрасывание волос со лба – беспокойство,Мимика с одной стороны должна демонстрировать открытость коммуниканта, а с другой – скрывать те реальные состояния, которые противоречат целям общения. Основными мимическими выражениями являются – радость, счастье, удивление. Об искренности человеческой эмоции говорит симметрия в отображении чувства на лице. Чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его левая и правая половины.Eye-contact (визуальный контакт) выделяет 3 зоны:деловой взгляд (треугольник на лбу партнера),социальный (глаза-губы),интимный (глаза- солнечное сплетение). Визуальный контакт нельзя избежать, если хотите быть убедительным. При общении с человеком обратите внимание на то, как он смотрит на вас, как долго смотрит, как долго может выдержать ваш взгляд. Любое изменение в обычном выражении глаз – сигнал для собеседника. «бегающие глазки» – тревога, страх, обман,блестящий взгляд – возбуждение,усиленное моргание – обман.Некоторые исследования показывают, что контакт глаз для белых и черных в Америке имеет противоположное значение: для белых требуется прямой контакт, чтобы выразить внимание и интерес, для черных – прямой контакт оскорбителен.Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры. Человеческое тело может принимать до 1000 различных положений. Распространенный позы в европейской культуре:руки за спиной, голова высоко поднята, подбородок выставлен – чувство уверенности,стояние, опираясь руками на стол или стул – ощущение неполноты контакта с партнером,скрещенные конечности – скептическая защитная установка,частая смена поз, ерзание на стуле – внутреннее беспокойство.^ Походка человека – стиль передвижения, выдает эмоциональное состояние. Тяжелая, легкая, вялая, большая длина шага.Такесика: динамические прикосновения, определяются статусом, возрастом, полом, степенью знакомства партнеров. Например, рукопожатия можно интерпретировать так:доминирующее: рука сверху, ладонь развернута вниз,покорное: рука снизу, ладонь развернута вверх,равноправное.Просодика обозначается с помощью индексальных знаков и связана прежде всего с интонацией. Характер интонации в индоевропейских языках не меняет денотата (значения) слова и становится важным средством выражения коннотативных (оценочных) отношений. Интонация – комплексное средство языка, оно включает в себя мелодику, логическое ударение, громкость, темп речи и паузу. Для русского языка характерно наличие 11 зон эмоциональных состояний (радость, испуг, нежность, удивление, равнодушие, гнев, печаль, презрение, уважение, стыд, обида), каждое из которых передается соответствующей интонационной моделью. Внутри каждой модели можно обнаружить 5-6 оттенков. Как правило, восходящий тон придает значение зависимости и незаконченности, вопросительности, неуверенности, а нисходящий тон – значение независимости и законченности, убедительности.Тембр голоса оказывает влияние на степень доходчивости информации и должен быть связан с ее содержательностью.^ Какой должна быть речь: громкой или тихой? Эмерсон предупреждал: не говори так громко, я не слышу, что ты хочешь сказать. К. Прутков учил: что нельзя командовать шепотом, это доказано опытом. Ясно, что степень звучности определяется ситуацией.Пауза – это пограничный сигал, отделяющий друг от друга фразы и предложения. Существуют следующие принципы интонационного членения предложения, паузирования:фонетический – длина звукового отрезка 7-10 слов составляет фразу,структурно-семантический – выделяются главные и второстепенные члены предложения. По продолжительности выделяют короткие, средние (информационный, аналитический стиль), длительные паузы (торжественный, возвышенный характер речи)Темп – определяется количеством слогов или слов в единицу времени. На темп влияют: скорость произношения слов, характер паузирования, интонация, логические ударения. Основное назначение темпа – отделить важное от второстепенного.^ Средний темп: 70-80 сл/мин. – универсальный, используется во всех стилях.Замедленный – 50-60 сл/мин. – в литературно-художественном стиле.Ускоренный – 90-120 сл./мин.- официально-деловой, научный стили.Ритм – это регулярное чередование однотипных явлений. Ритмичность в прозе – явление неоднозначное. С точки зрения фонетики, ритм – это чередование ударных и безударных слогов, молчания и говорения, восходящих и нисходящих интонаций, логических ударений, а в семантике – тем, образов, ассоциаций.Проксемика обеспечивает определенное положение коммуниканта в пространстве, устанавливает между участниками общения значимые отношения. Ален Пиз выделил 4 типа проксемических отношений:Интимная зона (15-46 см): дети, родители, супруги, родственники, близкие друзья.Личная зона (46-1,2 м): общение на официальных приемах, дружеских вечеринках.Социальная зона (1,2 -3,6 м): посторонние, малознакомые люди.Общественная зона (более 3,6 м) общение с аудиториейЛюди Запада воспринимают пространство как пустоту между предметами, а для японца (садовое искусство) пространство это форма среди форм, наделенная собственной конфигурацией. В словаре японцев нет понятия личного пространства, а для араба «быть одному» не означает уединиться физически, а просто перестать разговаривать. Механическое перенесение пространственных культурных норм с одной культурной модели на другую ведет к разрушительным последствиям. Представление о личном пространстве свойственно немцу и отражает национальную тоску по жизненному пространству. Значение открытой или закрытой двери меняется в зависимости от того, где ты находишься – в Нью-Йорке или в Берлине. В Америке заглянуть в дверь – значит все еще быть «вне», а в Германии значит – «уже войти». Желание передвинуть стул поближе к хозяину благосклонно воспримут в Америке и в Италии, а в Германии это будет воспринято как невоспитанность. На уровне BL необходимо подчеркивать то, ради чего пришли.Таким образом, знание основ невербальной коммуникации поможет вам адекватно оценивать вербальную речь говорящего, гармонично сочетать собственную вербальную и невербальную составляющие, что в конечном итоге формирует уровень доверия в коммуникации и способствует ее успеху.13.2. Практическое задание к семинару по невербальной коммуникации:1. Как по лицу и жестам собеседника можно определить, что он:обманывает,сердится,расстроен,заинтересован.2. Распределите характеристики тона и голоса на положительные, отрицательные и нейтральные. Какие характеристики тона и голоса говорят: О возрасте говорящего О душевном состоянии, эмоциях О здоровье Об отношении к собеседнику О самооценке О положении говорящего в той или иной иерархической системе Об акустических характеристиках голоса басовитый, высокий, грубый, визгливый, безжиз­ненный, бодрый, гнусавый, воркующий, вкрадчивый, громкий, бархатный, бархатистый, запальчивый, за­носчивый, злой, злобный, звонкий, детский, заигры­вающий, заискивающий, задорный, задумчивый, дро­жащий, залихватский, интимный, дружеский, дружелюбный, истеричный, живой, каркающий, ласковый, ледяной, менторский, низкий, недовольный, натуж­ный, надтреснутый, нежный, надменный, наглый, на­хальный, начальственный, поучающий, насмешливый, плаксивый, суровый, резкий, шипящий, самоуверен­ный, раскатистый, слабый, сонный, старческий, сры­вающийся, ровный, робкий, спокойный, сиплый, сер­дитый, расстроенный, рассерженный, строгий, утроб­ный, трепетный, усталый, уверенный, теплый, фамильярный тихий, приглушенный, язвительный, шамкающий, хриплый, холодный, шутливый, моно­тонный, радостный, грустный, удивленный, замогиль­ный, повеселевший, упавший, приветливый, каприз­ный, сюсюкающий, нудный, писклявый, невнятный, сварливый, сухой, испуганный, глухой, приглушенный, охрипший, гундосый, убаюкивающий, рокочущий, не­винный, настойчивый, настырный, равнодушный, бес­страстный, сильный, хороший, ломающийся, издева­тельский, веселый, унылый, усталый, заговорщичес­кий, осипший, простуженный, сорванный, скрипучий, наивный, гортанный, ворчливый, пропитой, прокурен­ный, елейный, изумленный, громогласный, торже­ственный, патетический, лукавый, сдавленный, сар­кастический.3. «Есть 50 способов сказать «да», 500 способов ска­зать «нет» и только один способ написать эти слова».Бернард ШоуСколькими способами вы можете сказать «да» и «нет»? Запишите максимальное количество интонаций, а за­тем проверьте их на собеседнике, родственнике или друге. Совпадают ли ваши представления о вашем тоне с тем, что услышал ваш собеседник?4. Прочтите вслух последовательно различ­ными тоном и голосом: недовольным, начальственным, капризным, ледяным, сердитым, издевательским, на­глым, сварливым, надменным, монотонным, заиски­вающим следующее предложение: …Не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что выходит из уст!(Из заповедных тетрадей учителя Иванова Порфирия Корнеевича)^ Лингвопсихологический тест «Одежда и характер»Почти каждый склонен воспринимать себя недостаточно объективно. Попытайтесь взглянуть на себя глазами окру­жающих, формирующих выводы о вас по одежде, которую вы носите. 1. Стараетесь ли вы к каждому сезону покупать что-либо из одежды, даже если это не является необхо­димым? Да. (3 балла) Нет. (О баллов) Какие ткани вы предпочитаете?Однотонные. (3 балла)Набивные. (2 балла) Какой стиль вы выбираете для себя?Классический. (0 баллов)Спортивный. (3 балла) Модный. (5 баллов) Остромодный. (7 баллов) 4. Хватает ли у вас смелости, чтобы в числе первых на­девать самые экстравагантные вещи? Да. (5 баллов) В зависимости от обстоятельств. (3 балла) Нет. (0 баллов) 5. Предпочитаете ли вы смелые сочетания цветов?Да. (5 баллов) Изредка. (3 балла) Нет. (1 балл) 6. Любите ли вы носить спортивные блузы (3 балла),английские костюмы (2 балла),юбки старого покроя (1 балл). 7. Какой фасон шляпы вы предпочитаете? С широкими полями. (7 баллов) Типа «тюрбан». (4 балла) Без полей. (2 балла) Вообще не носите шляп. (0 баллов) 8. Какие сумочки вам больше нравятся? Спортивные на ремне. (4 балла) Типа «сундук». (3 балла) «Конверты». (2 балла) Любые модные. (0 баллов) 9. Любите ли вы туфли на каблуке? Да. (3 балла) Нет. (0 баллов) 10. Есть ли в вашем гардеробе хоть одна вещь, сделан­ная своими руками? Да. (3 балла) Нет. (0 баллов) 11. Ваша любимая домашняя одежда? Длинная юбка с блузой или джемпером. (5 баллов) Брюки со свитером. (3 балла) Донашивать старые вещи. (2 балла) 12. Какие вы предпочитаете украшения? Бусы. (7 баллов) Броши. (5 баллов) Кулоны. (3 балла) Простые цепочки. (1 балл) 13. Ваши любимые узоры на ткани? Цветы. (7 баллов) Горошек. (5 баллов) Полосы. (3 балла) Геометрический рисунок. (1 балл) Гладкие, ненабивные материалы. (0 баллов)^ От 5 до 11 баллов Вы человек осмотрительный, цените покой и стабиль­ность, не спешите раскрывать свою душу, хотя всегда веж­ливы и приветливы с окружающими. С трудом завязываете новые знакомства, но уж если кто-либо завоюет ваше рас­положение, то надолго. Вы хорошая хозяйка, к детям тре­бовательны. На работе отличаетесь исполнительностью.^ От 12 до 22 баллов Ваш характер противоречив: без особых поводов вы пе­реходите от радости к грусти, от мрачного настроения к безудержному веселью. Любите жить в постоянном движе­нии, часто меняете свои взгляды, это не всегда нравится ок­ружающим. На работе отличаетесь быстротой, смекалкой, но такие периоды часто сменяются днями апатии.^ От 23 до 37 баллов Вы близки к «золотой середине», вам легко с окружаю­щими, а им — с вами. Хорошо владеете собой, доброжела­тельны, но, если необходимо, способны на быструю твер­дую реакцию. Вам удается завоевать доверие даже тех, кто сначала неприязненно к вам относится. Хорошо справляе­тесь с работой. Ваш дом— это спокойная пристань для друзей.^ Свыше 37 баллов Вне зависимости от возраста вы молоды душой. Легко зажигаетесь и так же легко гаснете. Слишком впечатли­тельны, не умеете скрывать своих чувств. Это создает про­блемы в общении с окружающими, осложняет их жизнь и вашу.^ Лингвопсихологический тест «Как вы смеетесь?»Тип смеха свидетельствует о характере человека.1. Типично ли для вас при смехе касаться мизинцемсвоих губ? Если «да», то это означает, что у вас имеются собствен­ные представления о хорошем тоне, элегантности, грации; вы твердо следуете этим представлениям; вам нравится быть в центре внимания.^ 2. Прикрываете ли при смехе рот рукой? Если «да», то Вы несколько робки и не слишком увере­ны в себе. Часто слушаетесь, предпочитаете оставаться в тени.3. Часто ли при смехе вы запрокидываете голову? Если «да», то Вы доверчивы и легковерны, но в то же время у вас широкая натура; иногда совершаете неожидан­ные поступки, согласуясь только со своими чувствами.^ Касаетесь ли вы при смехе рукой лица или головы?Если «да», то Вы мечтатель и фантазер.Морщите ли вы нос, когда смеетесь? Если «да», то ваши чувства и взгляды быстро и часто меняются. Вы — человек эмоциональный, капризный; легко поддаетесь минутному настроению, что создает трудности для вас и окружающих.^ 6. Смеетесь ли вы громко с открытым ртом? Если «да», то Вы принадлежите к темпераментным лю­дям. Вы умеете говорить, но не умеете слушать. 7. Наклоняете голову прежде, чем тихо рассмеяться? Если «да», то Вы из категории добросердечных, совест­ливых людей, привыкших приспосабливаться к обстановке и окружающим, ваши чувства и поступки под контролем. Вы никого не огорчаете, не расстраиваете.^ 8. Держитесь ли вы при смехе за подбородок? Если «да», то каким бы ни был ваш возраст, в своем ха­рактере вы сохраняете черты юности; часто вы поступаете без долгих раздумий.9. Прищуриваете ли вы веки, когда смеетесь? Если «да», то это свидетельствует о вашей уравнове­шенности, уверенности в себе, незаурядном уме. Вы дея­тельны и настойчивы, иногда больше, чем нужно.^ 10. У вас нет определенной манеры смеяться? Если «да», то Вы принадлежите к индивидуалистам: во всем и всегда руководствуетесь собственными мнениями и суждениями, часто пренебрегая взглядами других, что не нравится многим из вашего окружения.Тест «В объятиях Морфея»Американский специалист в области психологии и пси­хиатрии Самуэль Дэнкель установил зависимость между позой человека, в которой он спит, и его характером.Человек, спящий на боку со слегка согнутыми коле­нями, — уравновешенный, покладистый человек. Он редко вступает в конфликт с окружающими, склонен к разумным компромиссам и без труда приспосабливается к меняющимся житейским ситуациям. Однако он не обладает достаточной смелостью, энергией и настойчивостью в достижении своих целей, не честолюбив, не стремится блистать в обществе, быть лидером. Предпочитает оставаться в тени, особенно если это тень человека, которого он уважает и любит.^ Человек, спящий на спине с заложенными руками за головой, обычно общителен, сердечен. Он знает о своих недостатках, но предпочитает о них не думать. Это свет­ский человек, дружески настроенный к окружающим и ре­ально принимающий мир. Последнее обусловлено в боль­шинстве случаев нежеланием усложнять себе жизнь. Такая поза присуща во сне человеку, который был в детстве лю­бимцем своих родителей.^ Человек, спящий свернувшись калачиком,— «бу­тон», не желающий раскрыться, расцвести. Он подсозна­тельно не хочет расставаться со своим достоинством. Он испытывает потребность в покровительстве человека с сильным характером, ему приятно, если о нем кто-либо за­ботится. Нерешительный, неуверенный в себе, он избегает ответственности и в равной мере подвержен хорошему и дурному влиянию. Это чувствительная, импульсивная нату­ра, которая руководствуется в своих поступках больше ми­нутным настроением, чем здравым смыслом.^ Человек, спящий на животе с раскинутыми руками и подогнутой одной ногой, обычно уверен в себе, пунктуа­лен, последователен в своих рассуждениях, любит порядок. Не терпит неожиданностей, расчетлив, предусмотрителен. Его часто обвиняют в педантичности, отсутствии вообра­жения. Любит навязывать собственное мнение, командовать, руководить.Тест «Что говорят вам мимика и жесты»1. Вы считаете, что мимика и жесты это: а) спонтанное выражение состояния человека в дан­ный момент; б) дополнение к речи; в) предательское проявление нашего подсознания. 2. Считаете ли Вы, что у женщин язык мимики и жес­тов более ыразителен, чем у мужчин: а) да; б) нет; в) не знаю. 3. Как вы здороваетесь с вашими хорошими друзьями? а) радостно кричите: «Привет!»; б) сердечным рукопожатием; в) вы слегка обнимаете друг друга; г) приветствуете их сдержанным движением руки; д) целуете друг друга в щеку. 4. Какая мимика и какие жесты, по вашему мнению, означают во всем мире одно и то же? (Дайте три от­вета) а) когда качают головой; б) когда кивают головой; в) когда морщат нос; г) когда морщат лоб; д) когда подмигивают; е) когда улыбаются. 5. Какая часть тела «выразительнее» всего? а) ступни; б) ноги в) руки г) кисти рук д) плечи 6. Какая часть вашего лица наиболее выразительна, по вашему мнению? а) лоб; б) брови; в) глаза; г) нос; д) губы; е) уголки рта. 7. Когда вы проходите мимо витрины, в которой видно ваше отражение, на что вы в себе обращаете внима­ние в первую очередь? а) на то, как сидит одежда; б) на прическу; в) на походку; г) на осанку; д) ни на что. 8. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикры­вает рот рукой, в вашем представлении это означает, что: а) ему есть, что скрывать; б) у него некрасивые зубы; в) он чего-то стыдится. 9. На что вы прежде всего обращаете внимание вашего собеседника? а) на глаза; б) на рот; в) на руки; г) на позу. 10. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, это для вас признак: а) нечестности; б) неуверенности в себе; в) собранности. 11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного пре­ступника? а) да; б) нет; в) не знаю. 12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что: а) первый шаг всегда делает именно мужчина; б) женщина неосознанно дала понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили; в) он достаточно мужествен, для того, чтобы риск­нуть получить от ворот поворот. 13. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем «сигналам», которые можно уло­вить из его мимики и жестов. Чему вы больше пове­рите? а) словам; б) «сигналам»; в) он вообще вызовет у вас подозрение. 14. Поп-звезды, типа Мадонны, представляют публике жесты, имеющие однозначно эротический характер. Что, по-вашему, за этим кроется? а) просто фиглярство; б) они «заводят» публику; в) это искреннее выражение их собственного на­строения. 15. Вы в одиночестве смотрите фильм ужасов: Что с ва­ми происходит? а) смотрю совершенно спокойно; б) реагирую на происходящее каждой клеточкой своего существа; в) закрываю глаза при особо страшных сценах. 16. Можно ли контролировать свою мимику? а) да; б) нет; в) только отдельные ее элементы. 17. При интенсивном флирте вы «изъясняетесь» преимущественно: а) глазами; б) руками; в) словами. 18. Считаете ли вы, что большинство наших жестов: а) «подсмотрены» у кого-либо и заучены; б) передаются из поколения в поколение; в) заложены в нас природой. 19. Если у человека борода, для вас это признак: а) мужественности; б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица; в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы регулярно бриться. 20. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим? а) да; б) нет; в) только у пожилых людей.1 а —3,б —4,в —3 2,3 а— 1,б— 3,в — 0,г — 0,д — 3 4,5 а —4,б —4,в —3,г —2,д —4,е —2 6,7 а —0,б —0,в—1,г—1,д —0,е—1 8,9 а—1,б —2, в —3 10,11 а —2,б —1,в —3 12,13 а—1,б —3,в —3,г —2,д —0 14,15 а —3,б—1,в—1 16,17 а —3,б —2,в—2 18,19 а —3,б —2, в—1 20 а —3,б —2,в—1.Интерпретация результатов.От 77 до 56 баллов У вас отличная интуиция, вы обладаете способностью понимать других людей, у вас есть наблюдательность и чу­тье. Однако вы слишком сильно полагаетесь в своих сужде­ниях на эти качества, слова имеют для вас второстепенное значение. Ваши «приговоры» поспешны, и в этом кроется опасность ошибки. Делайте на это поправку, и у вас есть все шансы научиться прекрасно разбираться в людях.^ От 55 до 34 баллов Вам доставляет определенное удовольствие наблюдать за другими людьми, и вы неплохо интерпретируете их ми­мику и жесты. Однако вы плохо умеете использовать эту информацию в реальной жизни, например, для того, чтобы правильно строить свои отношения с окружающими. Вы склонны скорее буквально воспринимать сказанные слова и руководствоваться ими. Развивайте интуицию и больше по­лагайтесь на нее.^ От 33 до 11 баллов Увы, язык мимики и жестов для вас — китайская грамо­та. Вам достаточно трудно правильно оценивать людей. Де­ло не. в том, что вы на это не способны, просто вы не при­даете этому должного значения. Тренируйте наблюдатель­ность.^ 13.4. Подготовьте публичное выступление или эссе по следующим темам:Язык как средство воздействия.Национальная специфика невербальной коммуникации.Проксемика в деловом общении.Кинесика в деловом общении.Коммуникативная роль взгляда.Роль интонации в деловой коммуникации.Анализ невербальной коммуникации политического лидера.Анализ невербальной коммуникации делового человека.Анализ невербальной коммуникации ученого. Невербалика лжи.