17 Открытая экономика. Теория мирохозяйственных связей

Тема 17 Открытая экономика. Теория мирохозяйственных связей.На рубеже XIX-XX вв. мировое хозяйство сформировалось как целостная система, включа­ющая машинную индустрию, которая уничтожи­ла прежнюю, естественно сложившуюся обособ­ленность отдельных стран, современный транс­порт и мировой рынок, который возник еще в эпоху Великих географических открытий, но толь­ко к началу 900-х годов действительно охватил весь мир. Промышленно развитые страны вступили в новую фазу развития, которую В.И. Ленин вслед за Дж. Гобсоном назвал империализмом. Мировой рынок представляет собой сферу обмена, которая характе­ризуется движением товаров и связанных с ними валютных, кредитных и других отношений между национальными хозяйствами отдельных стран, участвующих в международной торговле. Под внешнеэкономическими связями понимаются все пересекающие границы данного государства потоки (ввоз-вывоз) товаров, услуг, капита­лов. Причинами внешнеэкономических отношений являются: 1. Различия в обеспеченности стран минерально-сырьевыми ресурсами. 2. Различия в природно-климатических условиях. 3. Различия в уровне производительности труда, то есть различия в издержках производства однотипной продукции. 4. Различия в квалификации рабочей силы. В целом современная рыночная экономика характеризуется все более высокой степенью интернационализации. Это наглядно проявляется в следующем: а) для каждой страны возрастает значение зарубежных рынков сбыта; б) усиливается интернационализация производства; в) углубляется взаимопереплетение международных финансовых рынков. Международные хозяйственные связи во второй половине XX века превратились в важный инструмент эффективного распреде­ления ресурсов и обеспечения экономического роста в глобальном масштабе. В начале XXI века изолирован­ное существование любой страны, ее отгорожен­ность от мировой экономики (автаркия) стали фактически не­возможными. Но если изоляция от общемировых процессов попросту невозможна, то и открытость страны, ее включенность в эти процессы отнюдь не явля­ются гарантией безболезненного развития, на­против, они ставят страну в жесткие рамки, зада­ют определенные параметры ее экономике и по­литике, выдвигают новые проблемы. Хотя степень и формы участия каждой конкретной страны в системе международных экономических отно­шений определяются, прежде всего, уровнем раз­вития и спецификой ее народного хозяйства и также проводимой государством внешнеэконо­мической политикой, однако сама система ми­рохозяйственных отношений претерпела столь значительные изменения, что включенные в нее государства во многом вынуждены придержи­ваться диктуемых ею «правил игры».^ Важнейшие компоненты международных экономических отношений международная торговля, международная миграция факторов производства (капитал, совместные предприятия и прямые инвестиции, международная миграция рабочей силы) международная экономическая интеграция. международные валютно-финансовые отношения.17.1 Теория международной торговли. Торговая политика. Почему государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить. Изложенное выше вполне справедливо в отношении мировой торговли, и в определенном смысле этот вопрос можно считать исчерпанным. В основе более углубленного исследования вопроса ”Почему страны торгуют?” лежат два обстоятельства. Во-первых, экономические ресурсы – природные, человеческие, инвестиционные товары – распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинации ресурсов. Адам Смит считал, что если несколько стран производит один и тот же продукт, то абсолютным преимуществом обладает та страна, которая имеет минимальные издержки на его производство. Продавая товары по единой мировой цене, такая страна будет иметь дополнительную прибыль. Д.Рикардо создал однофакторную теорию сравнительного преимущества. Единственным фактором производства в его концепции был труд. Всё соизмеряется единой единицей – затратами труда. Рикардо предположил, что любая страна будет иметь выгоды от международной торговли, если в процессе международного обмена она получит больше чем при продаже внутри страны. Со стороны предложения основой торговли выступает различие в срав­нительных издержках. Если сравнивать затраты факторов на единицу выпу­ска, может оказаться, что в какой-то из стран производство буквально всех товаров превосходит по эффективности производство в других странах (аб­солютное преимущество); но и в этом случае сохраняется стимул для внеш­ней торговли, поскольку степень этой эффективности неодинакова для разных товаров. Закон сравнительного преимущества утверждает, что этой стране выгоднее сосредоточить усилия в производстве тех товаров, где она добилась относительно большей эффективности, и экспортировать их в обмен на товары, по которым ее относительное преимущество минимально. Пускай торгуют только две страны: Англия и Португалия, которые производят только два товара: шерсть (w) и вино (v) соответственно. Наклон кривых производственных возможностей отражает коэффициенты обмена одного продукта на другой. Для Англии, учитывая ее кривую производственных возможностей коэффициент обмена шерсти (w) на вино (v) составит 1w =0.5 V , для Португалии 1w = 2V. Рикардо показал, что условия для Англии и Португалии будут в интервале 0,5V Объемы производства ограниченные этими линиями можно рассматривать как кривые производственных возможностей (PPC). ^ Рис.17.1 Рикардианская модель сравнительного преимущества в торговле Рикардо вводит термин –условия торговли (terms of trade) – это коэффициент обмена национального товара на какой-либо товар на мировом рынке. Ухудшение условий торговли означает сокращение этого коэффициента, т.е. за единицу национального товара можно выменять меньше других товаров или денег, и наоборот, если условия торговли улучшились. Таким образом, внешняя торговля не является “игрой с нулевой суммой”, где выигрыш одной стороны определяется проигрышем другой. Торговля выгодна всем, и участие в ней, по крайней мере, не ухудшает положения по сравнению с тем, что было до установления торговых отношений. Выгоды от специализации в соответствии с относительными преимуществами называют статическими. К динамическим выгодам относят такие, которые являются результатом влияния торговли на производство в широком смысле. Здесь учитываются, например, экономия от масштабов производства, иностранные инвестиции, передача технологии, колебания цен и зарплаты, занятость, инфляция, состояние платежных балансов и т.д. Рикардианская модель сравнительного преимущества сосредотачива­ла свое внимание на одном факторе производства – труде. Целый ряд исследований показывает, что вариант этой теории, учитывающий лишь один фактор производства, имеет достаточно большую наглядность и убедительность. Однако пределы применения данной модели могут быть расширены на всем многообразии факторов производства. Наиболее известна модель МРТ, называемая теоремой Хекшера-Олина или теорема Х — О. Исходные принципы этой концепции были сформулированы шведским экономистом Э. Хекшером в 1919 г. и развиты и обобщены его учеником (впоследствии Нобелевским лауреатом) Б. Олином в 1935 г. В 40-е годы П. Самуэльсон дал математическое доказательство теории, сформулировав (совместно с В. Столпером) теорему о выравнивании цен на факторы производства и идею о влиянии внешней торговли на усиление неравномерности в распределении доходов (теорема Столпера-Самуэльсона). Если в теории сравнительных издержек Рикардо упор был сделан на национальные различия в стоимостях, обусловленные затратами труда, то современные представления связаны с анализом соотношения спроса и предложения и на другие факторы производства. Рассматривая международные различия в ценах (до установления торговых отношений), Хекшер и Олин определили, что основными причинами этих различий являются, во-первых, неодинаковая относительная обеспеченность факторами производства и, во-вторых, разная внутренняя потребность в тех или иных товарах. Межотраслевые различия в сравнительных преимуществах или в фор­ме кривых производственных возможностей объясняются главным обра­зом тем, что: 1) в производстве различных товаров факторы используются в различных соотношениях; 2) неодинакова относительная обеспечен­ность стран факторами производства. Построенная на этом теорема Х — О, утверждает, что страны будут стремиться экспортировать товары, в производстве которых они более интенсивно используют относительно избыточные факторы производст­ва, в обмен на товары, в чьем производстве пришлось бы интенсивно использовать дефицитные для них ресурсы. Согласно теореме Х — О, страна будет производить для экспорта те товары, в создании которых можно в наибольшей степени использовать самый дешевый фактор производства. Она будет экспортировать эти товары в те страны, где этот фактор стоит относительно дороже, что обеспечит ей дополнительный доход. Страна будет импортировать товары с относительно большим удельным весом в затратах наиболее дорогого для нее фактора производства. Соответственно, импорт будет осуществляться из тех стран, где этот фактор относительно дешевле, что даст ей дополнительный доход при реализации товара на внутреннем рынке. Теорема Х — О становится абсолютно корректной при ряде предположений, которые особенно четко были сформулированы Самуэльсоном: 1) имеются две страны, два товара и два фактора производства (упрощение “222”); 2) предложение факторов в каждой стране фиксировано и они мобильны между секторами внутри страны, но совершенно неподвижны между странами; 3) страны различаются между собой лишь относительной обеспеченностью факторами производства; 4) технология в обеих странах обеспечивает неизменный эффект от масштабов производства. Вполне понятно, что общей предпосылкой является совершенная конкуренция всех рынков и свобода международной торговли.^ В результате движения товаров между странами проявляется тенденция к выравниванию цен на факторы производства. Это связано с тем, что на начальной стадии международного обмена цена факторов производства будет относительно низкой для тех из них, которые имеются в данной стране в избытке, и относительно высокой на те, количество которых недостаточно. Дальнейшее развитие теории Х — О было в значительной степени связано с исследованиями еще одного Нобелевского лауреата Василия Леонтьева. Выводы В. Леонтьева, полученные на основе использования метода “затраты-выпуск” по двум факторам производства капиталу и труду, оказались прямо противоположными ожидавшимся. Вопреки распространенному мнению об избытке капитала в США, выяснилось, что в послевоенный период (исследовались данные за 1947 год) американский экспорт по сравнению с импортом был более трудоемким и менее капиталоемким. Наличие парадокса подтверждалось и в период до начала 70-х годов. Большинство экономистов полагает, что парадокс Леонтьева не опровергает теорему Х — О. В частности, утверждается, что капитал действительно не является самым избыточным фактором производства в США (имеется в виду вещественный капитал), а в экспортируемой продукции преобладают товары, использующие такие относительно избыточные факторы, как обрабатываемая земля и квалифицированный труд. Попытку совместить элементы неоклассической теории и теории внешнеторговой деятельности фирм пред принял американский исследователь М. Портер, чтобы ответить на вопрос: «Почему фирмы конкретных стран приобретают конкурентные преимущества в отдельных отраслях?» По мнению М. Портера, четырьмя главными пара­метрами, определяющими развитие современной внеш­ней торговли, являются: факторные условия; условия спроса, близкие и обслуживающие отрасли; стратегия фирмы и конкуренция. Дополняя учение неоклассической школы, М. Портер признает значимость первого параметра—факторных условий, численность которых увеличивается путем вве­дения новых. В отличие от создателей неоклассической теории, он считает, что эти факторы страной не наследуются, а соз­даются в процессе расширения производства. Второй параметр — условия спроса — представляет собой требования внутреннего рынка, определяющие развитие фирмы, взаимосвязь с потенциальным разви­тием мирового рынка. Третий параметр — близкие и обслуживающие от­расли—характеризует наличие эффективного производ­ственного окружения, непосредственно влияющего на деятельность фирмы. Итальянские фирмы, производя­щие ювелирные изделия, процветают потому, что Ита­лия выступает мировым лидером по производству ма­шин для обработки драгоценных камней и металлов. Наконец, четвертый параметр—стратегия фирмы и конкуренция — связан с фирменной стратегией и организационной структурой. При этом нельзя выделить какую-либо единую и универсальную систему управления которая была бы одинаково применима для всех. Очень важно присутствие конкурентов на внутреннем рынке. М. Портер категорически отрицает потенциальную полезность концентрации производства на одной национальной фирме, защищенной государственное поддержкой. Большинство таких государственных фирм отличается низкой эффективностью, расточительным использованием природных ресурсов, низкой производительностью.^ Структура международной торговли.Экспорт (вывоз) товаров означает, что их реализация происходит на внешнем рынке. Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что данная страна вывозит ту продукцию, издержки производства которой ниже мировых. Размер выигрыша при этом зависит от соотношения национальных и мировых цен данного товара, от производительности труда в странах, участвующих в международном обороте данного товара в целом. При импорте (ввозе) товаров страна приобретает товары, производство которых в настоящее время экономически невыгодно, то есть покупаются изделия с меньшими затратами, чем затрачивается на производство данной продукции внутри страны. При подсчете эффективности внешней торговли подсчитывается тот экономический выигрыш, который получает данная страна из-за быстрого удовлетворения своих потребностей в определенных товарах за счет импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных товаров в стране. Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый товарооборот с зарубежными странами. Существует ряд показателей, характеризующих степень включенности страны во внешнеэкономические связи. Например, экспортная квота показывает отношение стоимости экспорта к стоимости ВВП. Объем экспорта на душу населения данной страны характеризует степень “открытости” экономики. Экспортный потенциал (экспортные возможности) это та доля продукции, которую может продать данная страна на мировом рынке без ущерба собственной экономики (за вычетом внутренних потребностей). Динамика и структура мировой торговли зависят от размещения основных факторов производства между разными странами, от структуры мирового производства. В конце XX в. сырая нефть, автомобили и нефтепродукты – три важнейшие товарные группы в мировой торгов­ле, на которые в сумме приходится около 1/4 ми­рового экспорта. К началу XXI в. мировой товарный рынок сформировался как система, которую многие российские специалисты по международным экономическим отношениям с определенной долей условности анализируют на трех уровнях («этажах», «ярусах»): нижний «этаж» — рынок базовых товаров (сельскохозяйственной продук­ции и продукции добывающей промышленнос­ти); средний — рынок средне- и низкотехноло­гичных (в основном трудоинтенсивных) гото­вых изделий и полупродуктов; верхний — ры­нок высокотехнологичной продукции. В тече­ние нескольких десятилетий доля двух после­дних «этажей» в международном обмене стре­мительно растет: с 41% в 1955 г. до почти 72% в настоящее время. Особенно быстро при этом увеличивается удельный вес машиностроитель­ной продукции, на которую падает почти 39% всего мирового экспорта (в 1955 г. — 21%)1. Параллельно с ростом торговли готовыми изделиями усиливается обмен услугами — строительными, инжиниринговыми, транспортными, по пред- и послепродажному обслужи­ванию техники, услугами связи, и др. Еще в на­чале 90-х гг. на долю услуг приходилось более пятой части мировой тор­говли, а с тех пор их экспорт развивается опе­режающими темпами по сравнению с экспор­том товаров. Такая эволюция структуры мировой торгов­ли обусловлена появлением все новых и новых товаров и услуг, а значит, и новых потребнос­тей мирового сообщества, возникновением но­вых технологических связей в сфере производ­ства, новых методов конкурентной борьбы, но­вых правовых и организационных форм ее ре­гулирования. Если верхний «этаж» мирового рынка това­ров представляет собой сферу ожесточенной конкуренции между постиндустриальными странами, вовлеченными в бесконечную гонку научно-технических инноваций и не заинтере­сованными в появлении на этом поле новых пре­тендентов на какую-то долю данного рынка, то на среднем «этаже» конкурируют главным об­разом индустриализирующиеся страны, идущие по пути «догоняющего развития». Число участ­ников борьбы на этом рынке расширяется за счет постсоциалистических стран, конкуренция здесь приобретает все более жесткий характер, хотя и не до такой степени, как «наверху». На нижнем «этаже», сфера которого в относительном изме­рении непрерывно сужается, сбывают основную долю своей продукции большинство латиноаме­риканских, африканских и развивающихся ази­атских стран, а также постсоветские государства. Здесь тоже достаточно соперников, претендую­щих на свою долю. На нижнем «этаже», поскольку качествен­ные параметры базовых товаров в целом более или менее схожи, главной формой соперниче­ства выступает ценовая конкуренция. Основа же конкуренции на рынках готовых изделий — не столько цена, сколько потребительские свойства продукции, ее качество. Если переход от аграрной экономики к индус­триальной резко усилил экономическое единство мира, породив такой феномен, как “мировое хо­зяйство”, то переход к “экономике услуг” работа­ет в известном смысле против глобализации. В 1973 г. вышла книга Д. Белла “Грядущее постин­дустриальное общество”, зафиксировавшая нача­ло нового этапа в мировом развитии2. В постин­дустриальном обществе конца XX в. на услуги приходится около 70% объема мирового валово­го продукта, однако лишь малая их часть вовле­чена в мировую торговлю. По итогам 1997 г. международная торговля товарами в 4 раза пре­вышает торговлю услугами. По другим источни­кам, на долю услуг сегодня приходится 21,2-23,6% мировой внешней торговли. В конце XX в. 85% всей номенклатуры услуг непосредственно экспорту не подлежат. Это роз­ничная и оптовая торговля, услуги прачечных, ре­сторанов и парикмахерских, коммунальные, ме­дицинские услуги. Учителя, адвокаты, государст­венные служащие также предоставляют услуги, которые с точки зрения международной экономи­ки являются “неторгуемым товаром”. К числу важнейших “экспортных” услуг относятся туризм и транспорт, на которые приходится более поло­вины всей международной торговли услугами. Но транспорт – услуга “старая” и вследствие техниче­ского прогресса “депрессирующая”. Доля транс­портных услуг в стоимости экспорта и импорта неуклонно снижается по крайней мере с 70-х го­дов XIX в. В конце XX в. транспортные издержки составляют в среднем 3—4% мирового импорта, что примерно вдвое меньше, чем два десятилетия назад. Наряду с нефтью и автомобилями туризм – важнейшая отрасль международной торговли. Туризм (измеряемый по количеству прибытий из-за рубежа) 1950 по 1990 г. вырос в 17 раз. Од­нако у международного туризма есть колоссаль­ный противовес – внутренний туризм (не связан­ный с пересечением государственных границ), ко­торый сводит экспортную квоту туристической индустрии до весьма скромных показателей. На него приходится 80-90% всех туристских поездок, а расходы в 5-10 раз превышают затраты на меж­дународный туризм. Другими словами, экспортная квота мировой туристической индустрии не пре­вышает 17%. Для сравнения: экспортная квота ми­ровой нефтедобывающей промышленности – 46%, мирового автомобилестроения – 40%. На рубеже XXI столетия вклад сферы услуг в международное разделение труда примерно в 3.5 раза меньше, чем в мировой валовой продукт, в то время как вклад товаропроизводящего сектора экономики (добывающей и обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства) в экспорт более чем в 2.5 раза превышает его вклад в эко­номику в целом3.^ Модель TNT (tradable and non tradable goods) Модель TNT – это модель торгуемых (экспортируемых -T) и неторгуемых (неэкспортируемых- N) товаров. Примем, что для производства обоих видов товаров требуется только труд, а производство описывается линейной функцией затрат труда: QT=aTLT(экспортируемые товары) QN=aNLN(неэкспортируемые товары), где LT и LN – это затраты труда на экспортируемые и не экспортируемые товары; aT и aN – коэффициенты предельной производительности труда соответственно; QT и QN – это производственные функции для экспортируемых и не экспортируемых товаров. По фактору “труд” граница производственных возможностей (PPC) равна L= LT + LN. PPC – это множество точек представляющих собой набор различных комбинаций экспортируемых и не экспортируемых товаров при различном распределении труда между экспортными и не экспортными отраслями. Угол наклона PPC  равен отношению уровня цен экспортируемых и не экспортируемых товаров к относительной цене экспортируемых товаров: aN/aT = PT/PN = e (реальный обменный курс). Отметим, что угол наклона РРС равен значению реального обменного курса со знаком (-). Угол наклона показывает, сколько единиц экспортируемых товаров можно произвести, отказавшись от одной единицы не экспортируемого. , где W – зарплата, P – цена. Отношения показывают, какова доля заработной платы на единицу продукции.^ Рис.17.2 Линия производственных возможностей в случае одного вида затрат труда. С точки зрения структуры мировой торговли, экспорта и импорта все страны чётко делятся на две группы4: развивающиеся страны (^ LDS – less developed countries) или так называемые страны третьего мира – экспортёры сырья и ширпотреба (технологически не сложные товары) и импортёры готовой наукоёмкой продукции и продовольствия; развитые страны (^ IC – industrial countries) – импортёры сырья и ширпотреба и экспортёры готовой наукоёмкой продукции и услуг. Особое значение в мировой экономике имеют самые развитые семь стран (G7) – США, Япония, Германия, Англия, Канада, Франция, Италия. В G7 сегодня существуют три основные груп­пы интересов: США и Канада, Япония, а также европейские страны во главе с Германией. Сте­пень вовлечения страны в процесс международ­ного разделения труда единственно правильно из­мерять процентом ее вывоза к собственному про­изводству. С сере­дины 60-х гг., когда в экономиках развитых стран начали зримо проявляться постиндустриаль­ные тенденции, торговые и инвестиционные потоки стали замыкаться в границах «первого» мира. Так, в 1953 г. индустриально развитые государства направляли в страны того же уровня развития 38% общего объема своего экспорта, в 1963 г. эта цифра составляла 49%, в 1973 г. – 54, а в 1990 г. – уже 76%. Затем во второй поло­вине 90-х гг. сложилась ситуация, когда только 5% товарных потоков, начинаю­щихся или заканчивающихся на территории одного из 29 государств – членов ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, включающая самые высокоразвитые страны мира), выходят вовне этой совокупности стран, а развитые державы импортируют из развивающихся стран товаров и услуг на сумму, не превышающую 1,2% их сум­марного ВНП5. В конце XX в. четвертая часть мирового хозяйства “помещается” в США – наи­более экономически самодостаточной, “автаркичной” из цивилизованных стран. По образному выражению П. Кругмана, “корпорация “USA” да­же после глобализации продает почти 9/10 своей продукции собственным рабочим и акционерам”. На предприятиях, контроли­руемых иностранным капиталом, в Японии произ­водится менее 1 % промышленной продукции. На­ряду с США Япония имеет самые низкие среди высокоразвитых стран душевые показатели то­варного экспорта и внешнеторгового оборота6. ^ Таблица 17.1. Мировая торговля в 1997 году (в ценах FOB, $ млрд.) Экспорт Импорт Весь мир 5295 5435 Северная Америка 904 1100 Латинская Америка 280 319 Мексика 110 113 Другие страны Латинской Америки 170 207 Западная Европа 2269 2236 ЕС 2100 2045 Страны с переходной экономикой 179 195 Центральная и восточная Европа 89 115 Африка 120 127 ЮАР 30 32 Средний Восток 163 144 Азия 1380 1317 Япония 421 338 Китай 183 142 6 стран ЮВА* 548 581 *Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Малайзия, Сингапур, Таиланд. Источник: World Trade Organization//Эксперт, № 36, 28 сентября 1998 г., с.19Россия по структуре экспорта и импорта – LDS, исключение составляет российский экспорт вооружения. Совокупная стоимость мировых оружейных поставок составила в 1999 г. $53,4 млрд. На до­лю США, занимающих 1 мес­то среди мировых торговцев оружи­ем, пришлось 49,1%. Россия в 1999 г. заняла 4 мес­то — 6,6% мировых продаж приш­лось на долю отечественного ору­жия, тогда как в 1998 г. Россия занимала лишь 4,6% мирового рынка7. В целом же по структуре экспорта и импорта современная экономика России может быть образно охарактеризована как «экономика трубы», что подчеркивает ее зависимость от экспорта энергоносителей и сырья. ^ Таблица 17.2. Экспорт России в 1990-1999 гг., % Годы ^ Товарная структура экспорта России 1990 1999 Топливо и сырье, включая металлы 65,5 75,6 Машинно-техническая продукция, включая вооружение 18,1* 10,8 Другие товары, в т.ч. продовольствие, обувь, текстиль, химпродукты 16,4 13,6 ^ Доля экспорта в производстве важнейших товаров 1992 1999 Нефть сырая 35,4 44,2 Нефтепродукты 14,8 30,4 Газ природный 30,2 36,5 Минеральные удобрения 69,3 80,5 Круглый лес 6,8 35,6 Целлюлоза древесная 40,8 78,1 *1990 г. – только гражданского назначения Источник: Госкомстат РФ// Экономика и жизнь, №43, октябрь 2000, с.3 Внешняя торговля, как правило, является отражением экономического потенциала страны и её уровня жизни. В девятнадцатом веке наблюдая за состоянием потребительских бюджетов прусский статистик Эрнст Энгель открыл закон, согласно которому при неизменных ценах и демографических переменных (размере и составе семьи) увеличение дохода приводит к падению доли расходов на предметы первой необходимости в общих расходах семьи. Шведский экономист С.Б.Линдер выдвинул гипотезу преобладающего спроса, выражающую причинные связи в цепочке «доход – предпочтения – технология – внешняя торговля»: рост дохода на душу населения повышает долю предметов роскоши в структуре потребления, страна начинает их больше производить и экспортировать, т.е. страна экспортирует те това­ры, удельный вес которых велик в ее собственном потреблении. Сырьевой направленностью экспорта России в значительной мере определяется нынешний уровень благосостояния. В конце 90-х гг. 80% экспорта состояло из продукции добывающих отраслей или первично пере­работанных полезных ископаемых. Именно на экспорт в большей части работали сырьевые отрасли, по каналам экспорта на мировой рынок «уходит» от 1/5 до 8/10 производства сырьевых товаров и полуфабрикатов (табл.17.2). Поскольку эффектив­ность переработки природных богатств невелика, стоимость готовой продукции, исчисленная в мировых ценах, в большинстве случаев оказывается меньше стоимо­сти затраченной на нее энергии и сырья. Сама по себе специализация на производстве сырьевых товаров и энергоносителей для мирового рынка не является чем-то зазорным. Однако всякая узкая специализация и особенно на экспорте энергоносителей и сырьевых товаров таит в себе определенные угрозы для функционирования национальной экономики. Опасность узкой специализации описывается теоремой Рыбчинского. Суть этой теоремы состоит в том, что при неизменных ценах и наличии в экономике двух секторов рост одного из них ведет к сокращению выпуска товаров в другом. Теорема Рыбчинского объясняет возникновение так называемой голландской болезни. Было замечено, что развитие нефтедобычи в Голландии (Великобритании, Норвегии) привело к замедлению темпов роста национальной экономики и возникновению тенденции к застою в экономике. Отрасль, успешно развивающаяся и экспортирующая свою продукцию на мировой рынок, отвлекает капиталы, рабочую силу, научные кадры от остальных отраслей. Последние, лишаясь притока факторов производства, все более замедляют свое развитие. Топливно-сырьевые отрасли и фирмы, занятые в них, находятся в лучшем положении по сравнению с фирмами и отраслями обрабатывающей промышленности. Важно, чтобы выход на мировой рынок топливно-сырьевых отраслей не становился самоцелью и не служил бы развитию данных отраслей в ущерб прочим отраслям. Для того чтобы противостоять голландской болезни, необходимо определенное перераспределение экспортной выручки российского ТЭК в пользу обрабатывающей промышленности.^ Торговая политика. Структура мировых товарных рынков и при­сущий каждому из уровней характер конкурен­ции предопределяют внешнеэкономическую политику государств. Еще в XVI-XVIII веках школа меркантилизма различала два типа экономической политики государства во внешней торговле: 1) политика протекционизма (защита внутреннего рынка); 2) фритредерство (free trade — свободная торговля). Основой такой хозяйственной политики стала теория сравнительных издержек Д. Рикардо. Именно Великобритания смогла на этих позициях завоевать новые рынки и выйти на передовые позиции в мировой экономике. Позже и другие страны постепенно встали на позиции фритредерства. Либерализация внешней торговли является более выгодной как для каждой из стран, так и для всего мирового сообщества, служит источником роста благосостояния государства (рис.17.3). ^ Рис.17.3. Взаимовыгодность торговли между странами Pf – это внутренняя цена экспортёра; Pd – это внешняя цена импортёра. При цене мирового рынка Pw на внутреннем рынке экспортера образуется излишек , на рынке импортёра дефицит . Дефицит экспорта равен излишку импорта, следовательно либеральная внешняя торговля взаимовыгодна. Либерализация внешней торговли способствовала тому, что за 1948-1998 гг. среднегодовые темпы прироста внешней торговли составили 6%, а мирового производства – только 3,7%. Объем торговли за указанный период увеличился в 17 раз, а производства – лишь в 6 раз. При этом опережающими темпами развивалась торговля готовыми изделиями (рост в 30 раз), хотя объемы производства обрабатывающей промышленности возросли только в 8 раз8. В настоящее время большинство стран выступает за свободную торгов­лю, тем не менее, они используют различные способы защиты внутреннего рынка. От выбора рынка, харак­тера товаров и конкуренции зависят мера соот­ношения в этой политике либерализма и про­текционизма, дифференциация уровня защиты внутреннего рынка в отношении тех или иных видов товаров. Различают два основных инструмента регулирования внешней торговли: таможенные тарифы и количественные ограничения (квоты). В современных условиях основное распространение получили импортные тарифы, призванные защищать оте­чественных производителей от конкуренции извне. Государство, облагая таможенной пошлиной тот или иной товар, делает его дороже, а значит, менее конкурентоспособным, что помогает поддержать позиции отечест­венной промышленности. Экспортные тарифы, применяемые, кстати, очень немногими странами, наоборот, удорожают отечественную продукцию, и тем самым сдерживают ее нежелательный вывоз за пределы страны. Подсчитано, что импортные тарифы почти всегда снижают уровень благосостояния в торгующих странах, в том числе и в той, от которой исходит инициатива введения этих ограничений во внешней торговле. Введение таможенных тарифов влияет, прежде всего, на потребителей импортируемых товаров, которые вынуждены либо платить большую сумму денег на их приобретение, либо покупать их в меньшем количестве. Практика показывает, что после введения таможенных тарифов растут цены не только на импортные, но и на аналогичные отечественные товары. Все это вместе приводит к снижению потребительского излишка (ренты потребителя) населения данной страны. С другой стороны, отечественные производители первоначально выигрывают от ввода тарифов, так как покупатели вынуждены обратиться к их товарам. Но, как правило, этот выигрыш не перекрывает потери потребителей, поскольку они поставлены теперь перед необходимостью покупать и отечественные и импортные товары по более высоким ценам. Тариф Тариф-это сильнодействующее средство протекционистской защиты. Одновременно тариф является скрытым фискальным средством, т.е. тариф может устанавливаться не в интересах защиты экономики, а в целях пополнения доходной части бюджета (фискальных интересах). На этом рис.17.4 показано изменение условий производства и потребления после введения тарифа. До введения тарифа товар продавался внутри страны по цене PW, объём производства национальных производителей при такой цене ^ Рис.17.4. Последствия введения тарифа на импорт. составлял , спрос был DW; разрыв между внутренним спросом и предложением составлял по цене PW. Этот разрыв заполнялся импортом Im1, что расширяло внутренний спрос, поскольку покупатели покупали дополнительную продукцию на сумму PWIm1. Потребителю импорт выгоден, а производителю нет, – он не может изменять цену. Поэтому национальные производители требуют введения таможенных тарифов. Вследствие введения таможенных тарифов внутренняя цена поднимается до уровня Pt, импорт сокращается до Im2 , предложение увеличивается на величину , а спрос сократился на за счёт роста цены после введения тарифа. Введение тарифа отразилось на излишках потребителя и производителя.