АЛЕКСАНДР I(1777 — 1825) — российский император с 1801 г.Сын Павла Петровича и императрицы Марии Федоровны. Воспитанием Александра руководила Екатерина II, по сути отобравшая внука от отца, императрица написала для него “бабушкину азбуку”, сама выбирала воспитателей и педагогов. В результате Александр получил хорошее европейское образование в гуманитарном духе, хотя и несколько оторванное от российской действительности. Это предопределило предрасположенность его к идеальным целям, но не научило добиваться их достижения. С детства отличался умом, впечатлительностью и привлекательным, мягким обращением. В шестнадцать лет женился на баденской принцессе Луизе, которой было 14 лет.С юных лет Александр находился в трудном положении между враждующими отцом и бабкой. Это приучило его к скрытности и двуличию. После смерти Екатерины II он не пользовался доверием у отца и все время правления Павла находился в тени. В 1801 г. Александр сменил отца на русском престоле в результате дворцового переворота, к которому он имел прямое отношение.Первая половина царствования Александра 1 прошла под знаком либеральных реформ в европейском духе. Спешно восстановив мир и заключив мирные договоры с Англией и Францией, он приступил к осуществлению задуманных реформ, разработанных Негласным комитетом, в который входили молодые талантливые сподвижники Александра: Кочубей, Новосильцев, Чарторыйский, Строганов. Прежде всего были отменены указы Павла, ущемлявшие права дворянства. Далее была уничтожена Тайная экспедиция, запрещены пытки, разрешен ввоз заграничной литературы и частные типографии. Была проведена реформа центральных учреждений, созданы Госсовет и Кабинет министров. Купцам, мещанам и казенным крестьянам дано право покупать ненаселенные земли. Крупным шагом к отмене крепостного права стал закон “О вольных хлебопашцах” (1803), было запрещено продавать крестьян без земли, прекращалась раздача населенных имений. Была также восстановлена Академия наук, открыты Петербургский, Харьковский и Казанский университеты.После трех лет интенсивной реформаторской деятельности Александр стал постепенно охладевать к реформам. Причины были как внутренние, так и внешние. Ни царь, ни его окружение не были готовы к трудностям практического воплощения реформ. На международной арене назревала война. Обострение отношений с Францией привело Александра к союзу с Австрией и Англией. Но, потерпев поражение под Аустерлицем, где Александр был фактическим главнокомандующим, он подписал с Наполеоном Тильзитский мир (1807). В это время Россия сделала ряд крупных территориальных приобретений, присоединив Грузию, Финляндию, Бессарабию и Азербайджан, но эти войны тяжело отразились на экономике страны. Император снова переключился на внутренние преобразования. Второй этап реформаторской деятельности Александра был связан с именем Сперанского. Однако разработанный Сперанским план грандиозных реформ был реализован лишь в минимальной степени, прерванный новой войной.В начале Отечественной войны 1812 г. Александр находился в действующей армии, но, считая себя после Аустерлица неспособным руководить военными действиями, покинул армию, под давлением общественного мнения назначив главнокомандующим Кутузова. Но после того как война вышла за пределы России, Александр возглавил антинаполеоновскую коалицию, был одним из руководителей Венского конгресса и организаторов Священного союза (1815).Война с Наполеоном изменила не только внешнюю, но и внутреннюю политику Александра, в которой стало преобладать консервативное начало. На место теоретика-реформатора Сперанского пришел Аракчеев. Были созданы военные поселения, усилены карательные права помещиков, ужесточена цензура. Управление министерством народного просвещения было поручено адмиралу А. С. Шишкову. В дворянской среде усилились оппозиционные настроения, которые впоследствии вылились в восстание декабристов.Последние годы жизни Александр провел в почти непрерывных разъездах по стране. Во время одной из таких поездок он умер в Таганроге. Внезапная смерть Александра породила легенду о том, что он скрылся в Сибири под именем старца Федора Кузьмича.
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…