18. Эволюция лирической системы Н.А.Некрасова: 1840-е – 1870-е годыНиколай Алексеевич Некрасов (1821-1877). Дебютировал в 1840 году со сборником «Мечты и звуки», но замечен не был. Денег нет, поэтому начинает зарабатывать на жизнь литературным трудом – в 40-41 гг. пишет огромное количество фельетонов, пародий, водевилей, рецензий, критических заметок, сказок. В 1843 Н. сошелся с Белинским, вместе с ним и с другими передовыми авторами выпускают альманах «Физиология Санкт-Петербурга» (Н. – очерк «Петербургские углы»), в 1846 – «Петербургский сборник» со стихами Н.1845-1846 гг. – борьба между группировкой Некрасова-Чернышевского-Добролюбова и Булгарина-Греча-Сенковского. В 1846 Н. и Панаев приходят в «Современник», Н. стоит во главе «Современника» до 1866 г. Первый отдельный сборник стихов Н. выходит в 1856, но его сразу запретили переиздавать – с этих пор у Н. большие сложности с цензурой. В 1866 «Современник» был запрещен. В 1868 Н. вместе с Салтыковым-Щедриным приходит в «Отечественные записки».^ Эволюция лирической системы: 1). Различные взгляды на эволюцию Н. Во-первых, можно говорить о хронологическом и типологическом подходе: хронологический подход предполагает, что существует временная граница, разделяющая этапы творчества. Типологический подход: на протяжении всего творчества Некрасова перед ним были 3 возможности (с моей точки зрения, это как-то сомнительно, но это говорил Бак, поэтому на всякий случай вам пишу об этом). Мы будем придерживаться скорее хронологического метода. Можно выделить 3 этапа: 1 – «Мечты и звуки» – «ложный дебют», Н. еще не нашел себя истинного, это сплошное подражание и ничего индивидуального. Но! – Н. очень много взял от тех, кому он подражал, поэтому говорить о том, что он рвет все связи с такой поэзией после окончания эпигонского периода, нельзя. 2 – сер. 1840-х – нач. 1850-х гг. – Н. привносит в поэзию принципы «натуральной школы»; изображение реальности, которая представляется прозрачной, то есть нет никаких поэтических и психологических проблем. 3 – с нач. 50-х гг. и до конца жизни – это конец и крах «натуральной школы», и Н. также перешагивает через ее принципы; реальность оказывается непрозрачной, появляется трагическая интонация – народ не слышит и не понимает поэта, защищающего его.^ 2). Первый этап – «Мечты и звуки» (1840). Весь сборник – эпигонские подражания Пушкину, Жуковскому, Лермонтову, Бенедиктову. Язык этих произведений – штампы возвышенной романтической поэзии: «Когда душа огнем мучений сгорает в пламени страстей» («Смерти») – доходит до таких смешных тавтологий, так как эти метафоры на тот момент уже не мыслятся поэтическими образами, это общее место, уже речевая единица. Сюжеты и образы – романтические развалины Колизея повествуют о своей истории и былом величии («Колизей»: «Торжественной славой горел мой венец», «осталась былого величья могила»); две любящие души, разлученные на земле, воссоединяются в раю (Встреча душ: «золотом облитые крылья», «року преданная слепо», «… из мира многогрешного парю в область светлого эфира»); Непонятная песня – подражание «Морю» Жуковского и «Морю» Бенедиктова и т.д.^ 3). Второй этап – сер. 1840-х – нач. 1850-х гг. Н. очень быстро преодолевает это стремление к эпигонству. а). Он начинает писать бесконечные пародии на штампованную романтическую и просто возвышенную поэзию. В 1850-м он пишет в статье «Русские второстепенные поэты»: «Написать теперь гладенькое стихотворение сумеет всякий, владеющий механизмом языка» – в этот период простой и гармоничный язык и метод Пушкина уже становится штампом и ощущается потребность в реформировании поэтического языка (это все мысли Эйхенбаума, статья «Некрасов» из монографии «О поэзии»). В этот период своего творчества Н. пишет очень смешные пародии на Пушкина («Женщина, каких много» – пародия на онегинскую Татьяну), Лермонтова («И скучно, и грустно, и некого в карты надуть // В минуту карманной невзгоды»; «Буря» – герой боялся и не любил грозы, но как-то раз ему назначила свидание соседка, была страшная буря, он думал, она не придет, ан нет, она пришла! – и с тех пор он улыбается при виде бури и сердце его наполняется радостью…). Н. в этот момент преодолевает, во-первых, штампы языка, во-вторых, жанровую систему предшествующей традиции. Здесь встает вопрос о конъюнктуре: писал бы Н. все эти пародии, если бы не нужда? Эйхенбаум считает, что все равно писал бы, так как это необходимый этап в творческом пути Н. – он шел к реформированию поэтической системы через пародирование устаревшего на тот момент романтического комплекса приемов и образов. В этот период уже проявилась одна из самых важных новаторских черт поэзии Н.: он пишет очень много фельетонов, а жанр фельетона предполагает снижение высокого и возвышение низкого предметов изображения – от этой жанровой черты Н. перейдет к «прозаизации» поэтического языка, он будет бороться за равноправие высоких и низких тем. б). В это период Н. создает стихотворения В дороге (1845), «Я за то глубоко презираю себя» (1845), Родина (1846), Тройка (1846), Еду ли ночью по улице темной (1847), «Вчерашний день часу в шестом…» (1848). В них в поэтическом преломлении проявляются методы «натуральной школы»: «прозрачная действительность» – только изображение, никакой оценки в самом тексте; все можно объяснить социальными факторами, нет никакой личной, метафизической трагедии – есть только социальная несправедливость; чаще всего ролевая лирика – голос героя не совпадает с голосом лирического я автора. В этих стихотворениях уже заложены почти все главные черты зрелой некрасовской лирики: 1. Герой – простой человек (крестьянин, мелкий чиновник, ямщик). 2. «Прозаизация» лирики – очень обыденные, вовсе не лирические темы и сюжеты; совмещение быта и «высокой» проблематики; очень прозаические, «некрасивые» образы (Еду ли ночью по улице темной – «В комнате нашей, пустой и холодной, // Пар от дыханья волнами ходил. // Помнишь ли труб заунывные звуки, // Брызги дождя, полусвет, полутьму?»), очень много «низких» образов – гробы, похороны, покойники. 3. Биографичность – Н. вводит в лирическое стихотворение эпический сюжет, в каждом стих-и рассказывается история какого-либо героя, почти целая судьба вмещается в стих-е: В дороге: ямщик рассказывает о своей жене, которую взяли господа в дворовые, всячески облагородили-образовали, а потом выкинули, и она теперь не может гармонично существовать в крестьянской среде; Тройка – предвидение судьбы молодой крестьянки, которую «съест» тяжелый труд и злой муж; «Еду ли ночью по улице темной…» – жена уходит от нелюбимого мужа, живет в нищете с любимым, умирает от голода ребенок, она идет на панель и приносит денег на гробик сыну и на ужин. 4. Драматичность – очень «слезливые» истории, провоцирующие на эмоциональную реакцию, сочувствие. Это так проявляется позитивистская идея практического направления искусства – воздействовать на читателя, изменить мир к лучшему. 5. Голос героя – речь простого человека входит в поэзию. Пока еще не так точно и верно, как будет в более поздней лирике и в «Кому на Руси жить хорошо?», но все же уже есть приближение к народной речи. 6. Социальность – ну тут можно часами говорить про чувство социальной несправедливости, издевки над богатыми и глупыми, стихи в защиту угнетенного народа и т.д. 7. Лирический герой и его Муза: уже есть намеки на будущую трагедию лирического героя Н. – стихотворение «Я за то глубоко презираю себя». Он уже одинок и отчужден от мира радости и гармонии, он стремится любить, но его не принимают («Я за то глубоко презираю себя, // Что потратил свой век, никого не любя, // Что любить я хочу… что люблю я весь мир, // А брожу дикарем – бесприютен и сир»). Муза – уже избитая кнутом крестьянская девушка (Вчерашний день часу в шестом…). При этом лирический герой жаждет сделать что-нибудь прекрасное для народа, он открещивается от своего дворянского происхождения – в стихотворении Родина лир. герой с радостью смотрит, как разрушается его отчий дом, как срублен лес и т.д., так как здесь его отец-тиран мучил крепостных и его мать («И, с отвращением кругом кидая взор, // С отрадой вижу я, что срублен темный бор»). Герой в этом стихотворении объясняет, откуда взялся в нем этот революционный пафос и ненависть к крепостничеству – и среди многих абстрактных объяснений присутствует еще и психологическая мотивировка (страдания матери от отца) – психологизм у Н. в стихах играет очень важную роль! 8. Поэтика уныния и тоски – герои и особенно лирический герой в Н. лирике почти всегда будет страдающим, измученным, задавленным обстоятельствами и внутренними кризисами. Краски в его стихотворениях всегда темные и унылые, эмоциональный строй – тяжелый, тосклвый. Эйхенбаум так характеризует этот период: «Творчество Н. в пределах 1845-1853 гг. характерно именно этими колебаниями между старыми и новыми формами»^ 4). Третий этап – нач. 1850-х – 1877г. Здесь Н. уже расцвел в полную силу – это собственно то его творчество, которое и формирует его литературную репутацию и некоторый образ его как поэта у потомков. Здесь надо сказать, что все вышеперечисленное из предыдущего периода относится, разумеется, и к этому, и все тенденции, только-только зародившиеся в ранних стихотворениях, воплощаются в полной мере в произведениях этого периода. Эйхенбаум называет 1854-1855 решающим моментом – именно в эти годы Н. утверждается в новой манере. Он пишет программные стихотворения «Праздник жизни» и «Поэт и гражданин». Позиция гражданина – очень близка позиции самого Н., но при этом нельзя утверждать, что автор целиком и полностью на стороне гражданина. Поэт очень близок биографическому образу Н., строки про стихи поэта – Твои поэмы бестолковы, Твои элегии не новы, Сатиры чужды красоты, Неблагородны и обидны, Твой стих тягуч. – это само-характеристика Н. Поэт восхищается Пушкиным и Гражданин с ним соглашается (Гражданин: Да, звуки чудные… ура! Так поразительна их сила, Что даже сонная хандра С души поэта соскочила. Душевно радуюсь — пора! И я восторг твой разделяю,) – преемственность традиции пушкинской поэзии, но при этом желание идти дальше и делать в поэзии то, что актуально именно сейчас (ситуация бури: Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать… Гроза молчит, с волной бездонной В сиянье спорят небеса, И ветер ласковый и сонный Едва колеблет паруса, — Корабль бежит красиво, стройно, И сердце путников спокойно, Как будто вместо корабля Под ними твердая земля. Но гром ударил; буря стонет, И снасти рвет, и мачту клонит, — Не время в шахматы играть, Не время песни распевать! ). Здесь уже присутствует момент непонимания поэта его окружением: В ночи, которую теперь Мы доживаем боязливо, Когда свободно рыщет зверь, А человек бредет пугливо, — Ты твердо светоч свой держал, Но небу было неугодно, Чтоб он под бурей запылал, Путь освещая всенародно; ^ Дрожащей искрою впотьмах Он чуть горел, мигал, метался. В общем, анализируйте, пока не остановят. О зрелой манере Н. можно говорить очень много, поэтому очень тезисно: 1. Появляется образ города – первые урбанистические мотивы в русской литературе! СПб – город заводов и фабричных труб, жутких несправедливостей, контраст пышного СПб дворцов и каналов и жуткие трущобы (Утренняя прогулка, Утро, Несчастные, Размышления у парадного подъезда). 2. ^ Любовная лирика: была у Н. история с Панаевой, очень тяжелые и трагические отношения. Любовные стихотворения: Я не люблю иронии твоей, Когда из мрака заблужденья, Прости, Давно отвергнутый тобою, Тяжелый крест достался ей на долю, Как ты кротка, как ты послушна и др. Все проникнуто глубоким трагизмом и психологизмом (через жесты и детали передается состояние героя или героини). Это очень серьезное преодоление принципов «натуральной школы» – никакой прозрачности действительности, частный трагизм, отсутствие социальных мотивов, тайна человеческой души. 3. Прозаизм окончательно получает статус поэтического приема. Бытовая деталь насыщается внебытовым и очень сложным по структуре содержанием, может стать символом – крестьянские лапти. 4. ^ Лирический герой в этот период приобретает автобиографические черты самого поэта (Андреевский): болезнь, любовь к Панаевой, непонимание тех, для кого он пишет и т.д. От этого трагизм в интонациях лирического героя, и это также очень серьезное преодоление «натуральной школы». В качестве примера можно разобрать Музу, Блажен незлобливый поэт…, Безвестен я. Я вами не стяжал…, О Муза! я у двери гроба… Это все стихи о поэте и поэзии. Везде одно и то же: страдания от непонимания и непризнанности, одиночество, Муза стенающая и гневная, любовь к миру сквозь призму ненависти, сомнения в своем призвании, тяжелые условия, мешающие или помогающие творить, обличительный пафос, театрализованная поза проповедника-оратора и, с другой стороны, очень личные и интимные переивания, жертевенность и терновый венок. Страдания душевные очень часто изображаются рядом с физическими (голод, болезнь) или метафорически как физические («кнутом иссеченная Муза»). Вот небольшая подборка цитат: Но рано надо мной отяготели узы Другой, неласковой и нелюбимой Музы, Печальной спутницы печальных бедняков, Рожденных для труда, страданья и оков, — Той Музы плачущей, скорбящей и болящей, Всечасно жаждущей, униженно просящей, Которой золото — единственный кумир… (Муза, 1852)Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой.И веря и не веря вновь Мечте высокого призванья, Он проповедует любовь Враждебным словом отрицаньяСо всех сторон его клянут, И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он – ненавидя! (Блажен незлобливый поэт…, 1852, в день смерти Гоголя!) 5. Работа с фольклором. Н. начинает работать с фольклорными материалами, вводит в поэзию диалектизмы, просторечия и т.д. В более ранних стихах это было эпизодично и несистемно, например, в стих-ии Огородник народный стих сочетается с балладным размером и синтаксическим построением. Но теперь Н. изучает фольклор и все делает круто: разворачивает народную песню до поэмы (Коробейники – новаторство жанра), про «Кому на Руси жить хорошо» сами все знаете – про ритмы и размеры народной песни, скороговорки, пословицы, частушки. Образы и сюжеты тоже из фольклора – поиски счастья в «КнРЖХ», народные богатыри и умельцы. Есть еще такая идея, что в 40-50-е гг. Н. больше занимает образ города и свою социальную активность он проявляет по отношению к городским несправедливостям, а с 1861 года (61 год – «грешневское лето», как болдинская осень у Пушкина, Н. в своем родовом поместье Грешневе очень много ценного написал) Н. начинает создавать свой «крестьянский эпос» – пишет в основном про крестьян, много поэм про них (Мороз-Красный нос, Крестьянские дети, Коробейники, КнРЖХ ). 6. Несколько особенностей поэтики: Монтаж – соединение в одном стихотворении/поэме разножанровых фрагментов Поэтическое многоголосие Н. вводит в русскую лирику анапест и дактиль. До него эти размеры очень редко использовались (баллады Жуковского и Лермонтова). Н. их оседлал, как Пушкин четырехстопный ямб. Дактилические рифмы (ударение на 3-м от конца стиха слоге) – каламбурный характер рифмы. Интонационный стих – интонация, ассоциирующаяся с каким-либо жанром, темой, мелодией. Вся КнРЖХ построена на таком стихе – интонация скороговорки, песни, прибаутки. Что касается научки, то: 1). Про эволюцию собственно – это Эйхенбаум, о котором я упоминала в тексте ответа, 2). Про поэтику – это Корман и Чуковский. Чуковский в основном про фольклор. Корман про социальность и разночинцев, про город и поэтические приемы (монтаж и т.д.). P. S.:В общем, все сказать невозможно – еще куча всего осталось, но главное – это общая логика эволюции, которая, надеюсь, ясна из моего ответа, а там, я думаю, вас прервут на каком-то этапе, поэтому что это очень подробно.В приложение минимум стихов, которые хорошо бы прочитать. Но вообще советую тем, кто серьезно готовится, обратиться и к другим произведениям этого талантливого поэта:Когда из мрака заблужденья Горячим словом убежденья Я душу падшую извлек И, вся полна глубокой муки, Ты прокляла, ломая руки, Тебя опутавший порок;Когда, забывчивую совесть Воспоминанием казня, Ты мне передавала повесть Всего, что было до меня; И вдруг, закрыв лицо руками, Стыдом и ужасом полна, Ты разрешилася слезами, Возмущена, потрясена, -Верь: я внимал не без участья, Я жадно каждый звук ловил… Я понял все, дитя несчастья! Я все простил и все забыл.Зачем же тайному сомненью Ты ежечасно предана? Толпы бессмысленному мненью Ужель и ты покорена?Не верь толпе – пустой и лживой, Забудь сомнения свои, В душе болезненно-пугливой Гнетущей мысли не таи!Грустя напрасно и бесплодно, Не пригревай змеи в груди И в дом мой смело и свободно Хозяйкой полною войди! 1847ЭлегияА. Н. Еву Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая «страдания народа» И что поэзия забыть ее должна, Не верьте, юноши! не стареет она. О, если бы ее могли состарить годы! Процвел бы божий мир!.. Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет Муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза!.. Толпе напоминать, что бедствует народ, В то время как она ликует и поет, К народу возбуждать вниманье сильных мира Чему достойнее служить могла бы лира?.. Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен… Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба… Я видел красный день: в России нет раба! И слезы сладкие я пролил в умиленье… «Довольно ликовать в наивном увлеченье, — Шепнула Муза мне. — Пора идти вперед: Народ освобожден, но счастлив ли народ?..» Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою, Старик ли медленный шагает за сохою, Бежит ли по лугу, играя и свистя, С отцовским завтраком довольное дитя, Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы — Ответа я ищу на тайные вопросы, Кипящие в уме: «В последние года Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долгому пришедшая на смену Свобода наконец внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев? Иль так же горестен нестройный их напев?..» Уж вечер настает. Волнуемый мечтами, По нивам, по лугам, уставленным стогами, Задумчиво брожу в прохладной полутьме, И песнь сама собой слагается в уме, Недавних, тайных дум живое воплощенье: На сельские труды зову благословенье, Народному врагу проклятия сулю, А другу у небес могущества молю, И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы, И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся… Природа внемлет мне, Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта, — Увы! не внемлет он — и не дает ответа… Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя… И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!»^ Железная дорога Ваня (в кучерском армячке). Папаша! кто строил эту дорогу? Папаша (в пальто на красной подкладке). Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!^ Разговор в вагоне I Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит; Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно — покой и простор! Листья поблекнуть еще не успели, Желты и свежи лежат, как ковер. Славная осень! Морозные ночи, Ясные, тихие дни… Нет безобразья в природе! И кочи, И моховые болота, и пни — Всё хорошо под сиянием лунным, Всюду родимую Русь узнаю… Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою…II «Добрый папаша! К чему в обаянии Умного Ваню держать? Вы мне позвольте при лунном сиянии Правду ему показать. Труд этот, Ваня, был страшно громаден, — Не по плечу одному! В мире есть царь: этот царь беспощаден, Голод названье ему. Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей, Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей. Он-то согнал сюда массы народные. Многие — в страшной борьбе, К жизни воззвав эти дебри бесплодные, Гроб обрели здесь себе. Прямо дороженька: насыпи узкие, Столбики, рельсы, мосты. А по бокам-то всё косточки русские… Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты? Чу! восклицанья послышались грозные! Топот и скрежет зубов; Тень набежала на стекла морозные… Что там? Толпа мертвецов! То обгоняют дорогу чугунную, То сторонами бегут. Слышишь ты пение?.. „В ночь эту лунную Любо нам видеть свой труд! Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой. Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда… Всё претерпели мы, божий ратники, Мирные дети труда! Братья! Вы наши плоды пожинаете! Нам же в земле истлевать суждено… Всё ли нас, бедных, добром поминаете Или забыли давно?..“ Не ужасайся их пения дикого! С Волхова, с матушки Волги, с Оки, С разных концов государства великого — Это всё братья твои — мужики! Стыдно робеть, закрываться перчаткою. Ты уж не маленький!.. Волосом рус, Видишь, стоит, изможден лихорадкою, Высокорослый, больной белорус: Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках, Вечно в воде по колено стоявшие Ноги опухли; колтун в волосах; Ямою грудь, что на заступ старательно Изо дня в день налегала весь век… Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно: Трудно свой хлеб добывал человек! Не разогнул свою спину горбатую Он и теперь еще: тупо молчит И механически ржавой лопатою Мерзлую землю долбит! Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять… Благослови же работу народную И научись мужика уважать. Да не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную — Вынесет всё, что господь ни пошлет! Вынесет всё — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придется — ни мне, ни тебе».III В эту минуту свисток оглушительный Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов! «Видел, папаша, я сон удивительный, — Ваня сказал, — тысяч пять мужиков, Русских племен и пород представители Вдруг появились — и он мне сказал: „Вот они — нашей дороги строители!..“» Захохотал генерал! — Был я недавно в стонах Ватикана, По Колизею две ночи бродил, Видел я в Вене святого Стефана, Что же… всё это народ сотворил? Вы извините мне смех этот дерзкий, Логика ваша немножко дика. Или для вас Аполлон Бельведерский Хуже печного горшка? Вот ваш народ — эти термы и бани, Чудо искусства — он всё растаскал! — «Я говорю не для вас, а для Вани…» Но генерал возражать не давал: — Ваш славянин, англосакс и германец Не создавать — разрушать мастера, Варвары! дикое скопище пьяниц!.. Впрочем, Ванюшей заняться пора; Знаете, зрелищем смерти, печали Детское сердце грешно возмущать. Вы бы ребенку теперь показали Светлую сторону… —IV «Рад показать! Слушай, мой милый: труды роковые Кончены — немец уж рельсы кладет. Мертвые в землю зарыты; больные Скрыты в землянках; рабочий народ Тесной гурьбой у конторы собрался… Крепко затылки чесали они: Каждый подрядчику должен остался, Стали в копейку прогульные дни! Всё заносили десятники в книжку — Брал ли на баню, лежал ли больной: „Может, и есть тут теперича лишку, Да вот поди ты!..“ Махнули рукой… В синем кафтане — почтенный лабазник, Толстый, присадистый, красный, как медь, Едет подрядчик по линии в праздник, Едет работы свои посмотреть. Праздный народ расступается чинно… Пот отирает купчина с лица И говорит, подбоченясь картинно: „Ладно… нешто… молодца!.. молодца!.. С богом, теперь по домам, — проздравляю! (Шапки долой — коли я говорю!) Бочку рабочим вина выставляю И — недоимку дарю!..“ Кто-то „ура“ закричал. Подхватили Громче, дружнее, протяжнее… Глядь: С песней десятники бочку катили… Тут и ленивый не мог устоять! Выпряг народ лошадей — и купчину С криком „ура!“ по дороге помчал… Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал?..» Муза Нет, Музы ласково поющей и прекрасной Не помню над собой я песни сладкогласной! В небесной красоте, неслышимо, как дух, Слетая с высоты, младенческий мой слух Она гармонии волшебной не учила, В пеленках у меня свирели не забыла, Среди забав моих и отроческих дум Мечтой неясною не волновала ум И не явилась вдруг восторженному взору Подругой любящей в блаженную ту пору, Когда томительно волнуют нашу кровь Неразделимые и Муза и Любовь… Но рано надо мной отяготели узы Другой, неласковой и нелюбимой Музы, Печальной спутницы печальных бедняков, Рожденных для труда, страданья и оков, — Той Музы плачущей, скорбящей и болящей, Всечасно жаждущей, униженно просящей, Которой золото — единственный кумир… В усладу нового пришельца в божий мир, В убогой хижине, пред дымною лучиной, Согбенная трудом, убитая кручиной, Она певала мне — и полон был тоской И вечной жалобой напев ее простой. Случалось, не стерпев томительного горя, Вдруг плакала она, моим рыданьям вторя, Или тревожила младенческий мой сон Разгульной песнею… Но тот же скорбный стон Еще пронзительней звучал в разгуле шумном. Всё слышалося в нем в смешении безумном; Расчеты мелочной и грязной суеты, И юношеских лет прекрасные мечты, Погибшая любовь, подавленные слезы, Проклятья, жалобы, бессильные угрозы. В порыве ярости, с неправдою людской Безумная клялась начать упорный бой. Предавшись дикому и мрачному веселью, Играла бешено моею колыбелью, Кричала: «Мщение!» — и буйным языком В сообщники свои звала господень гром! В душе озлобленной, но любящей и нежной Непрочен был порыв жестокости мятежной. Слабея медленно, томительный недуг Смирялся, утихал… и выкупалось вдруг Всё буйство дикое страстей и скорби лютой Одной божественно-прекрасною минутой, Когда страдалица, поникнув головой, «Прощай врагам своим!» — шептала надо мной… Так вечно плачущей и непонятной девы Лелеяли мой слух суровые напевы, Покуда наконец обычной чередой Я с нею не вступил в ожесточенный бой. Но с детства прочного и кровного союза Со мною разорвать не торопилась Муза: Чрез бездны темные Насилия и Зла, Труда и Голода она меня вела — Почувствовать свои страданья научила И свету возвестить о них благословила… ^ Поэт и гражданин Гражданин (входит) Опять один, опять суров, Лежит — и ничего не пишет. Поэт Прибавь: хандрит и еле дышит — И будет мой портрет готов. Гражданин Хорош портрет! Ни благородства, Ни красоты в нем нет, поверь, А просто пошлое юродство. Лежать умеет дикий зверь… Поэт Так что же? Гражданин Да глядеть обидно. Поэт Ну, так уйди. Гражданин Послушай: стыдно! Пора вставать! Ты знаешь сам, Какое время наступило; В ком чувство долга не остыло, Кто сердцем неподкупно прям, В ком дарованье, сила, меткость, Тому теперь не должно спать… Поэт Положим, я такая редкость, Но нужно прежде дело дать. Гражданин Вот новость! Ты имеешь дело, Ты только временно уснул, Проснись: громи пороки смело… Поэт А! знаю: «Вишь, куда метнул!» Но я обстрелянная птица. Жаль, нет охоты говорить. (Берет книгу.) Спаситель Пушкин! — Вот страница: Прочти — и перестань корить! Гражданин (читает) «Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв». Поэт (с восторгом) Неподражаемые звуки!.. Когда бы с Музою моей Я был немного поумней, Клянусь, пера бы не взял в руки! Гражданин Да, звуки чудные… ура! Так поразительна их сила, Что даже сонная хандра С души поэта соскочила. Душевно радуюсь — пора! И я восторг твой разделяю, Но, признаюсь, твои стихи Живее к сердцу принимаю. Поэт Не говори же чепухи! Ты рьяный чтец, но критик дикий. Так я, по-твоему, — великий, Повыше Пушкина поэт? Скажи пожалуйста?!. Гражданин Ну, нет! Твои поэмы бестолковы, Твои элегии не новы, Сатиры чужды красоты, Неблагородны и обидны, Твой стих тягуч. Заметен ты, Но так без солнца звезды видны. В ночи, которую теперь Мы доживаем боязливо, Когда свободно рыщет зверь, А человек бредет пугливо, — Ты твердо светоч свой держал, Но небу было неугодно, Чтоб он под бурей запылал, Путь освещая всенародно; Дрожащей искрою впотьмах Он чуть горел, мигал, метался. Моли, чтоб солнца он дождался И потонул в его лучах! Нет, ты не Пушкин. Но покуда Не видно солнца ниоткуда, С твоим талантом стыдно спать; Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать… Гроза молчит, с волной бездонной В сиянье спорят небеса, И ветер ласковый и сонный Едва колеблет паруса, — Корабль бежит красиво, стройно, И сердце путников спокойно, Как будто вместо корабля Под ними твердая земля. Но гром ударил; буря стонет, И снасти рвет, и мачту клонит, — Не время в шахматы играть, Не время песни распевать! Вот пес — и тот опасность знает И бешено на ветер лает: Ему другого дела нет… А ты что делал бы, поэт? Ужель в каюте отдаленной Ты стал бы лирой вдохновенной Ленивцев уши услаждать И бури грохот заглушать? Пускай ты верен назначенью, Но легче ль родине твоей, Где каждый предан поклоненью Единой личности своей? Наперечет сердца благие, Которым родина свята. Бог помочь им!.. а остальные? Их цель мелка, их жизнь пуста. Одни — стяжатели и воры, Другие — сладкие певцы, А третьи… третьи — мудрецы: Их назначенье — разговоры. Свою особу оградя, Они бездействуют, твердя: «Неисправимо наше племя, Мы даром гибнуть не хотим, Мы ждем: авось поможет время, И горды тем, что не вредим!» Хитро скрывает ум надменный Себялюбивые мечты, Но… брат мой! кто бы ни был ты, Не верь сей логике презренной! Страшись их участь разделить, Богатых словом, делом бедных, И не иди во стан безвредных, Когда полезным можешь быть! Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой, Ему нет горше укоризны… Иди в огонь за честь отчизны, За убежденье, за любовь… Иди и гибни безупречно. Умрешь не даром: дело прочно, Когда под ним струится кровь… А ты, поэт! избранник неба, Глашатай истин вековых, Не верь, что не имущий хлеба Не стоит вещих струн твоих! Не верь, чтоб вовсе пали люди; Не умер бог в душе людей, И вопль из верующей груди Всегда доступен будет ей! Будь гражданин! служа искусству, Для блага ближнего живи, Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей Любви; И если ты богат дарами, Их выставлять не хлопочи: В твоем труде заблещут сами Их животворные лучи. Взгляни: в осколки твердый камень Убогий труженик дробит, А из-под молота летит И брызжет сам собою пламень! Поэт Ты кончил?.. чуть я не уснул. Куда нам до таких воззрений! Ты слишком далеко шагнул. Учить других — потребен гений, Потребна сильная душа, А мы с своей душой ленивой, Самолюбивой и пугливой, Не стоим медного гроша. Спеша известности добиться, Боимся мы с дороги сбиться И тропкой торною идем, А если в сторону свернем — Пропали, хоть беги со света! Куда жалка ты, роль поэта! Блажен безмолвный гражданин: Он, Музам чуждый с колыбели, Своих поступков господин, Ведет их к благодарной цели, И труд его успешен, спор… Гражданин Не очень лестный приговор. Но твой ли он? тобой ли сказан? Ты мог бы правильней судить: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын. Ах! будет с нас купцов, кадетов, Мещан, чиновников, дворян, Довольно даже нам поэтов, Но нужно, нужно нам граждан! Но где ж они? Кто не сенатор, Не сочинитель, не герой, Не предводитель, не плантатор, Кто гражданин страны родной? Где ты? откликнись! Нет ответа. И даже чужд душе поэта Его могучий идеал! Но если есть он между нами, Какими плачет он слезами!!. Ему тяжелый жребий пал, Но доли лучшей он не просит: Он, как свои, на теле носит Все язвы родины своей. ……………………………………………….. ………………………………………………..Гроза шумит и к бездне гонит Свободы шаткую ладью, Поэт клянет или хоть стонет, А гражданин молчит и клонит Под иго голову свою. Когда же… Но молчу. Хоть мало, И среди нас судьба являла Достойных граждан… Знаешь ты Их участь?.. Преклони колени!.. Лентяй! смешны твои мечты И легкомысленные пени! В твоем сравненье смыслу нет. Вот слово правды беспристрастной: Блажен болтающий поэт, И жалок гражданин безгласный! Поэт Не мудрено того добить, Кого уж добивать не надо. Ты прав: поэту легче жить — В свободном слове есть отрада. Но был ли я причастен ей? Ах, в годы юности моей, Печальной, бескорыстной, трудной, Короче — очень безрассудной, — Куда ретив был мой Пегас! Не розы — я вплетал крапиву В его размашистую гриву И гордо покидал Парнас. Без отвращенья, без боязни Я шел в тюрьму и к месту казни, В суды, в больницы я входил. Не повторю, что там я видел… Клянусь, я честно ненавидел! Клянусь, я искренно лю
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…