1Сущность и необходимость финансов

1Сущность и необходимость финансов.Финансы , определяются как один из базовых элементов экономических отношений , предметной областью которого выступает процесс формирования , распределения и использования фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства , а также конкретных субъектов хозяйствования . Финансовые отношения циркулируют на всех уровнях мировой системы хозяйствования и в общем виде могут быть классифицированы следующим образом :•финансовые отношения на уровне отдельных субъектов хозяйствования , т .е . юридических лиц , определяемые чаще как финансы предприятия ;•финансовые отношения , осуществляемые при непосредственном участии и в интересах государства , определяемые чаще как государственные финансы ;•международные финансовые отношения , реализуемые с участием межнациональных финансовых институтов (Международный валютный фонд , Европейская валютная конференция , Международный банк реконструкции и развития и др .), государств и отдельных юридических лиц .В большинстве зарубежных источников как самостоятельная сфера финансовых отношений выделяются и финансы физических лиц , определяемые чаще как семейные финансы (“family’s finances”). Сущность финансов , как экономической категории , наиболее полно отражается в их базовых функциях , реализуемых на любом из указанныхвыше уровней :•Аккумулирующая (или накопительная ) функция финансов выражается через процесс образования (накопления , мобилизации ) денежных средств , необходимых для функционирования любой хозяйственной системы . •Распределительная функция финансов выражается через процесс использования ранее мобилизованных денежных средств , для удовлетворения соответствующих целевых потребностей хозяйственной системы в финансовых ресурсах •Контрольная функция финансов выражается через целевой финансовый контроль за количественными и качественными параметрами процессов как мобилизации , так и использования финансовых ресурсов . Особая роль рассматриваемой функции определяется возможностью через контроль за движением собственно денежных средств анализировать многие другие аспекты деятельности объекта управления , например – на уровне отдельного предприятия оценивать эффективность его инвестиционной деятельности , используемых технологий и т .п ., а на уровне государства – результативность социальной политики , экологических программ и т .п .4Расходы на социальные цели и источники финансированияВнебюджетные фонды , как специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов , привлекаемых для централизованного финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационно -хозяйственной самостоятельности этих фондов .Основная цель введения института внебюджетных фондов – предотвращение традиционной для плановой экономики ситуации , при которой в случае недостатка средств для исполнения “приоритетных ” расходных статей , необходимые ресурсы снимались прежде всего из бюджетных статей социальной направленности .Базовые принципы организации и функционирования внебюджетных фондов :•организационно -хозяйственная самостоятельность ;•недопустимость перераспределения мобилизованных финансовых ресурсов между внебюджетными фондами и , тем более , использования средств этих фондов для финансирования других государственных нужд ;•возможность увеличения финансовых ресурсов , находящихся в распоряжении фондов за счет осуществляемых ими операций на фондовом рынке (при условии соблюдения централизованно установленных ограничений , направленных на обеспечение надежности осуществляемых инвестиций ).Основные внебюджетные фонды социального назначения , формируемые в РФ :•Пенсионный фонд ;•Фонд социального страхования ;•Государственный фонд занятости населения ;•Фонд обязательного медицинского страхования .Источники формирования фондов социального назначения :•обязательные отчисления с работодателей (в %% от средств , направляемых на оплату труда персонала );•обязательные страховые взносы с заработка работников ;•средства бюджетов Федерации и ее субъектов , а также местных бюджетов .17Цели и задачи финансовой политики государстваФинансовая политика , как определенная на продолжительный период совокупность мероприятий , подлежащих реализации в рамках общих методологических требований финансового менеджмента и определяемых конкретными задачами , а также внешними ивнутренними условиями деятельности .Базовые направления финансовой политики :•политика доходов , направленная на общую максимизацию финансовых поступлений по уже имеющимся источникам , а также на обеспечение постоянного расширения номенклатуры этих источников ;•политика расходов , направленная на оптимизацию процесса использования ранее мобилизованных финансовых ресурсов в целях наиболее полного и оперативного удовлетворения соответствующих потребностей объекта управления .Государственная финансовая политика:•бюджетная политика , реализуемая в процессе разработки и исполнения государственного бюджета на любом уровне управления ;•налоговая политика , реализуемая в процессе формирования налогового законодательства;•политика управления государственным долгом , реализуемая в процессе выпуска и погашения государственных ценных бумаг .Базовые цели управления государственными финансами :•регулирование экономической системы общества с использованием финансовых рычагов;•обеспечение бездефицитности государственного бюджета ;•обеспечение устойчивости национальной валюты как базового элемента финансовых отношений .10Инвестиции и источники финансированияИнвестиции – это долгосрочные вложения капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительства. Цель такого инвестирования – создание новых и модернизация действующих предприятий. Вторая цель инвестиций – освоение новейших технологий и новейшей техники. Инвестиции делятся на реальные инвестиции и финансовые инвестиции. Реальные инвестиции это вложения в основной капитал и прирост материальных производственных запасов. Финансовые инвестиции – это вложение капитала в ценные бумаги, которые выпускаются предприятием или государством. В настоящее время, когда государство принимает бюджет, то одновременно принимается федеральная адресная инвестиционная программа. В настоящее время предусматривается еще и перечень строек.13Финансовые ресурсы и их составФинансовые ресурсы образуются в процессе производства материальных ценностей, т.е. когда создается новая стоимость и возникает ВВП и национальный доход. Этот процесс образования финансовых ресурсов характеризуется движением товаров и денег. Финансовые ресурсы характеризуются субъектами и объектами . Субъектами выступают три субъекта финансовых отношений (хозяйствующие субъекты, домашние хозяйства, государство). Соотношения между этими субъектами по объему финансовых ресурсов различны и размер финансовых ресурсов каждого субъекта определяется развитием рыночных отношений. Чем больше самостоятельности у юридических лиц, тем больше объем их финансовых ресурсов. Объектами финансовых ресурсов выступают финансовые отношения. В результате действия этих финансовых отношений создаются денежные целевые фонды. Эти фонды концентрируются в двух блоках – децентрализованные финансовые ресурсы и централизованные финансовые ресурсы. Децентрализованные финансовые ресурсы формируются и функционируют на микро уровне, а централизованные финансовые ресурсы создаются на макро уровне и концентрируются в бюджетных фондах и фондах государственных предприятий. Состав финансовых ресурсов:1. Собственные средства. На уровне предприятий это прибыль и зарплата, а на уровне государства – доходы от предприятий, от внешней экономической деятельности и от приватизации. 2. Средства, мобилизованные на рынке. На уровне предприятий это продажа акций, банковский кредит. На уровне государства – эмиссия государственных ценных бумаг, эмиссия денег и государственный кредит. 3. Средства, которые поступают в тот или иной блок в результате перераспределения. На уровне предприятий это проценты и дивиденды по ценным бумагам предприятия. На уровне государства это налоги. Финансовые ресурсы, хотя и взаимосвязаны с финансовыми отношениями, но финансами не являются. Между ними есть качественные отличия. Общее:1. И те, и другие тесно связаны с процессом производства независимо от форм формирования. 2. И те, и другие основываются на товарно-денежных отношениях. 3. И те, и другие участвуют в распределении и перераспределении стоимости ВВП и национального дохода. Главное отличие: Финансовые ресурсы не определяют сущности финансов, т.е. они не раскрывают внутреннее содержание финансов. Финансовые ресурсы не выполняют тех функций, которые присущи финансовым отношениям. Финансовые ресурсы можно исчислить количественно, финансовые отношения подсчитать нельзя. Количественный подсчет выражается в сводном финансовом балансе национального хозяйства.18Роль финансов в кругообороте оборотного капитала предприятияОборотный капитал – это предметы труда, которые целиком потребляются в однократном процессе производства и полностью переносят свою стоимость на готовый продукт. Стоимость их возмещается после каждого производственного цикла. Оборотные средства , как совокупность денежных средств предприятия , авансированных в оборотные производственные фонды и фонды обращения и переносящие свою стоимость на вновь созданный продукт одномоментно в течение одного производственного цикла (оборота ).Место и роль оборотных средств в финансовой системе предприятия определяются их прямым влиянием на следующие результирующие показатели его финансово –хозяйственной деятельности :•платежеспособность ;•удельный вес “омертвленного ” (в запасах , незавершенном производстве и т .п .) капитала ;•финансовая независимость от кредиторов ;•запас “финансовой прочности ” и др .8Бюджетный федерализм РФ и его проблемы42 Бюджетная система РФ, в соответствии с 6 статьей бюджетного кодекса, подразделяется на три уровня:1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов. 3. Местные бюджеты. Районные, городские, сельские, поселковые бюджеты. К местным бюджетам относятся также бюджеты закрытых административно-территориальных образований. Способом построения бюджетных отношений между тремя уровнями бюджетной системы носит название бюджетный федерализм. Это такие бюджетные отношения, которые позволяют в условиях самостоятельности и автономии каждого бюджета органически сочетать фискальные интересы федерации с интересами субъектов федерации и местных органов самоуправления. Содержание бюджетного федерализма включает:1. Законодательное распределение доходов и расходов между бюджетами разного уровня.2. Обеспечение самостоятельности каждого бюджета3. Сохранение доминирующего положения федерального бюджета.4. Прозрачность бюджетных отношений.Методы распределения:1. Закрепление определенных видов налогов за определенными бюджетами2. Установление нормативов от абсолютной суммы поступления налогов или от ставок налога3. Разграничение путем трансфертов. Трансферты – это платежи из различных бюджетов в нижестоящие бюджеты. В частности выделение средств из фонда финансовой поддержки. 20Внебюджетные фонды. Характеристика действующих в России федеральных социальных фондов.В России внебюджетные фонды возникли в 1991г. в соответствии с законом «об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФСР». Закон просуществовал до принятия бюджетного кодекса. Внебюджетные фонды это совокупность денежных распределительных и перерераспределительных отношений, в результате которых формируются фонды финансовых ресурсов вне бюджета для целевого назначения. Государственные внебюджетные фонды это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, на социальное страхование, на социальное обеспечение в случае безработицы и охраны здоровья и медицинскую помощь. Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Главным методом мобилизации национального дохода при формировании фондов выступают:1. Единый социальный налог2. Средства из бюджета и займы Все внебюджетные фонды в 90-х годах имели следующие особенности:1. Строго целевое назначение. В названии этих фондов говорилось о направлении использования средств. 2. Не включались в бюджеты, являлись автономными 3. Главным источником их формирования является в настоящее время единый социальный налог, который определяется и рассматривается в 24 главе налогового кодекса.4. Регулируются бюджетным кодексом, главой 17, статьи 143-150.5. При профицитах внебюджетных фондов средства используются для финансирования инвестиционных программ. 6. Как правило, социальные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан и из них выделяются средства в форме трансфертных платежей. Правительство приняло решение о включении внебюджетных фондов в бюджет для усиления контроля за расходованием средств. Кроме того правительство приняло рекомендации для субъектов федерации для включения фондов в бюджеты субъектов федерации. Было оставлено 4 внебюджетных социальных фонда – пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятости и фонды обязательного медицинского страхования. В настоящее время внебюджетные фонды классифицируются на централизованные и децентрализованные. Децентрализованные – это фонды субъектов федерации. Они больше касаются экономических вопросов. Задачи социальных внебюджетных фондов:1. Защита социальных интересов населения.2. Повышение жизненного уровня населения.3. Сохранность и улучшения здоровья населения4. Поддержка безработных5. Обеспечение дополнительных социально-бытовых услуг.Источники формирования внебюджетных социальных фондов:1. Единый социальный налог, ставки которого устанавливаются налоговым кодексом. 2. Добровольные взносы юридических и физических лиц3. Средства бюджета.4. Прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами как юридическими лицами. 5. Займы, полученные фондом центрального банка или коммерческих банков. 34Финансы в системе денежных отношенийФинансы это денежные отношения, с помощью которых происходит образование и использование денежных фондов, т.е. их количественная и качественная модификация, для обеспечения расширенного воспроизводства. Финансы возникают в связи с перераспределением доходов в пользу одного из трех субъектов. Финансы обеспечивают выполнение государством его функций (политической, экономической, социальной). Отличительной особенностью финансов является безэквивалентный обмен на основе долговых обязательств в условиях рыночных отношений. Различают финансы государственные, децентрализованные финансы (финансы предприятия и домохозяйства). Финансы – это историческая, экономическая и денежная категории. Исторической категорией финансы являются потому, что они возникают на определенной ступени развития общества. Экономической категорией финансы являются как отношения по поводу производства, распределения и потребления валового внутреннего продукта и национального дохода. Валовый внутренний продукт это совокупная стоимость конечных товаров и услуг, которые созданы внутри страны и оцениваются в рыночных ценах. Валовый национальный продукт учитывает также те товары и услуги, которые идут из-за границы. Часть совокупного валового продукта носит название национальный доход. Национальный доход это заработная плата и прибыль. В результате распределения создаются первичные доходы – прибыль и заработная плата. В процесс распределения и перераспределения вмешивается государство. При первичном распределении идет формирование первичных доходов, а при перераспределении идет формирование вторичных доходов (налоги, пособия, пенсии). В процессе распределения, первичного или вторичного, формируются денежные фонды. А формируются они в результате финансовых отношений. Поэтому финансовые отношения являются особой экономической категорией. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате распределения и перераспределения стоимости ВВП создаются денежные фонды. Отличие финансовых и денежных отношений:1. Денежные отношения возникают раньше финансовых. 2. Денежные отношения являются более общей экономической категорией, которая охватывает весь процесс производства, т.е. деньги присутствуют и в самом процессе производства, и в процессе распределения и в процессе использования. А финансовые отношения возникают только в процессе распределения. 3. У каждого типа отношений есть определенные функции. Деньги выполняют пять функций:a. Мера стоимостиb. Средство обращенияc. Средство платежаd. Средства накопленияe. Мировые деньги4. У финансов три функции – стимулирующая, регулирующая и контрольная. Не все денежные отношения являются финансовыми отношениями. Покупка товара это денежные отношения, но не финансовые, т.к. это отношения эквивалентные. 45Финансовое планирование (прогнозирование)Финансовое планирование, как процесс определения количественных и качественных параметров развития финансовой системы. Основные направления финансового планирования: • стратегическое (или перспективное) планирование, направленное на определение общей концепции развития финансовой системы и ее укрупненных параметров; • оперативное (или текущее) планирование, направленное на определение конкретных показателей развития финансовой системы на текущий планируемый период. Инструменты финансового планирования: • контрольные цифры, как значение планируемого показателя, которое желательно достигнуть по завершении планируемого периода – общий ориентир развития (например, уровень рентабельности предприятия на ближайшие несколько лет); • финансовые лимиты, как предельно допустимое по верхней границе значение планируемого показателя, превышение которого рассматривается в системе как финансовое нарушение (например, общая стоимость производственных запасов); • экономические нормативы, как планируемое соотношение между двумя взаимосвязанными финансовыми показателями, устанавливаемое в процентах или в стоимостном выражении (например, норматив фонда оплаты труда от объема реализации в процентах или копейках с рубля); • финансовые показатели, как конкретные плановые (т.е. имеющие для системы директивный характер) параметры качественного или количественного развития. Прикладные методы финансового планирования: • балансовый, основанный на взаимоскоординированном планировании доходов и расходов в рамках управляемой системы, на соответствующий период (при этом могут использоваться два альтернативных подхода “планирование от доходов” и “планирование от расходов” – см. п.1.4.3 настоящего Пособия); • экстраполяции, основанный на определении последующей динамики фактически достигнутого на начало планового периода значения финансового показателя, под воздействием внешних и внутренних условий развития системы; • програмно-целевой, основанный на планировании финансового развития управляемой хозяйственной системы, по предварительно выделенным целевым направлениям (программам); • математического моделирования, основанный на формировании математических моделей процессов развития финансовой системы, с последующей подстановкой в созданные алгоритмы соответствующих расчетных параметров (исключительно эффективный метод планирования, но доступный лишь государству и наиболее рентабельным хозяйственным структурам, в силу высокой стоимости разработки подобных моделей). 35Функции финансовФинансы выполняют три основные функции:1. Распределительная2. Регулирующая или стимулирующая3. КонтрольнаяРаспределительная функция проявляется при распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Распределительная функция осуществляется во всех сферах общественной жизни, т.е. в материальном производстве, в нематериальной сфере и в сфере обращения. Субъектом распределения выступают на микро уровне юридические и физические лица, а на макро уровне – государство. Объектами распределения являются стоимость валового внутреннего продукта и национального дохода в денежной форме. С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости на микро уровне и перераспределение новой стоимости на макро уровне. Распределительная функция охватывает три последовательных ступени:1. Формирование денежных фондов. 2. Распределение денежных фондов через финансовые инструменты – налоги, государственный кредит и просто кредит и расходы.3. Использование денежных фондов. Контрольная функция. Поскольку финансы связаны с движением денег, то при движении денег создается возможность количественно определить состояние воспроизводственного процесса. Это количественное отображение воспроизводственного процесса дает обычно сигналы о том, как складываются пропорции распределения ВВП и национального дохода, а также происходит ли непрерывность производственного процесса, своевременно ли создаются фонды. И эта сигнализация дает возможность контроля за воспроизводственным процессом. Контрольная функция проявляется во-первых до наступления распределительно процесса, т.е. когда составляются планы или намечаются программы. Контрольная функция проявляется и в процессе использования денежных фондов. А также при составлении оценок использования денежных фондов. Контрольная функция реализуется через финансово-хозяйственный контроль, который осуществляется на отдельных предприятиях на основе выполнения хозяйственных договоров при осуществлении хозрасчета. Контрольная функция реализуется через финансово-бюджетный контроль, т.е. осуществляется контроль за выполнением налоговых платежей и финансированием из бюджета и внебюджетных фондов. Этот контроль осуществляется государственными органами, прежде всего счетной палатой и правительством, министерством финансов, министерством по налогом и сбором, налоговым комитетом. Кроме того, эта функция реализуется через кредитно-банковский контроль. Через ЦБ при кредитовании и при системе денежных расчетов. Регулирующая функция. С помощью этой функции финансы вмешиваются в процесс производства. На микро уровне финансы стимулируют деятельность предприятия путем создания и использования различных денежных фондов. Это стимулирование способствует улучшению качества производственного процесса, увеличения его объема и улучшения материального положения сотрудников предприятия. На макро уровне государство осуществляет прямое и косвенное регулирование процесса производства. При прямом регулировании государство осуществляет финансирование процесса производство. Косвенное регулирование осуществляется за счет налогового механизма, государственного кредита и т.д. 2Государственный кредит, его сущность и роль в финансировании бюджетного дефицита.Государственный кредит , как одна из форм кредитных отношений в экономике , непременным участником которых выступает государство ,действующее в роли кредитора , заемщика или гаранта .•В роли кредитора государство выступает в процессе централизованного кредитования отраслей , регионов и отдельных юридических лиц (в мировой практике основной формой кредитования юридических лиц выступают кредиты коммерческим банкам со стороны Центрального банка).•В роли заемщика государство выступает в процессе размещения (а также последующего обслуживания и погашения ) государственных внешних и внутренних.•В роли финансового гаранта государство , в лице конкретных органов исполнительной власти различного уровня , выступает в процессе предоставления банковских ссуд различным категориям заемщиков из числа юридических лиц , а также в процессе привлечения в страну иностранных инвестиций .Государственный кредит , как экономическая категория , функционирует одновременно в двух сферах денежных отношений –финансов и кредита , отражая характерные признаки каждой из них . В качестве элемента финансовой системы он обеспечивает , прежде всего , удовлетворение потребностей государства в привлечении дополнительных финансовых ресурсов при формировании централизованных финансовых фондов различного уровня .Государственный кредит , как финансовая категория , выполняет две базовых функции :•фискальную , реализуемую в процессе привлечения необходимых денежных средств в централизованные финансовые фонды ;•регулирующую , реализуемую в процессе установления Центральным банком ставки рефинансирования по его кредитам коммерческим банкам (и прямо воздействующую на текущую стоимость кредитных ресурсов на рынке ссудных капиталов , следовательно – и на общее состояние деловой активности ), а также в процессе операций на рынке государственных ценных бумаг , позволяющих , как уже ранее отмечалось , эффективно обеспечивать антиинфляционное регулирование национальной денежной системы .25Роль финансов в расширенном воспроизводствеРасширенное воспроизводство определяется как совокупность процессов возобновления , расширения и роста :•производственных фондов , как овеществленной стоимости всех средств труда , используемых в рамках конкретной хозяйственной системы ;•валового внутреннего продукта (ВВП ), как результирующего показателя развития производства , отражающего стоимость всей продукции и услуг , произведенных обществом в течение расчетного;•рабочей силы , затраты на воспроизводство которой включают в себя все виды денежных доходов населения , включая выплаты из централизованных (государственных ) и частных социальных фондов ;•производственных отношений , как совокупности отношений между всеми участниками процесса общественного воспроизводства , в лице государства , юридических и физических лиц .В условиях рыночной экономики роль финансов во всех рассмотренных выше процессах проявляется особенно активно .Используя такие финансовые инструменты , как налоги и бюджетные ассигнования , государство осуществляет регулирование экономики на отраслевом и региональном уровнях . Внебюджетные финансовые фонды (Пенсионный , Социального страхования и др .) являются основной экономической предпосылкой проведения государственной социальной политики . На уровне отдельных предприятий финансовые показатели (например , затраты , прибыль , ликвидность ) окончательно утверждаются в роли основного критерия эффективности производственно -хозяйственной деятельности . Макроэкономическую роль финансов наиболее наглядно иллюстрирует процесс формирования и распределения финансовых ресурсов , отражающий наиболее значимые аспекты финансовых отношений на всех уровнях управления .6Прямые налоги и их характеристикаПрямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество.1. Налог на прибыль2. Налог на имущество3. Налог на прибыль Плательщик прямо платит этот налог в казну государства. Признаки прямого налога:1. Плательщик точно знает величину налога, т.к. ему известна ставка налога, объект обложения и льготы2. По этому налогу предоставляются определенные преимущества. Так налог на доход физического лица уплачивается с учетом семейного положения, величины объекта. 3. Плательщик по прямым налогам сразу чувствует налоговую нагрузку4. По прямым налогам сложные расчеты5. По прямым налогам плательщик использует различные методы уклонения. 7Роль финансов в кругообороте основного капитала предприятияПредприятие, организация – это самостоятельный хозяйствующий субъект, который связан с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность. Предпринимательская деятельность это инициативная самостоятельная деятельность предприятий или граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода. Финансы предприятий, как основное звено финансовой системы, определяют общую тенденцию развития финансов в целом, т.е. они определяют состояние бюджетов, поступление налогов, финансирование инвестиций и осуществление социальных программ. Финансы предприятий – это экономические денежные отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности при формировании производственных фондов, при производстве и реализации продукции, при образовании собственных финансовых ресурсов и при привлечении внешних источников финансирования. Поскольку финансы предприятий выступают как денежные отношения, то они обеспечивают движение финансовых потоков и формируют платежные средства:1. Деньги на банковских счетах2. Денежные средства в кассе3. Чеки4. Дебиторскую задолженность5. Кредиты, полученные предприятием6. Векселя7. др. Группы финансовых отношений:1. Отношения по формированию уставного капитала хозяйствующего субъекта. Эти отношения возникают между учредителями в момент создания предприятия.2. Между предприятиями, связанные с производством и реализацией продукции. 3. Между предприятиями и его структурными подразделениями по поводу финансирования расходов и распределения доходов. 4. Между предприятиями и работниками при распределении и использовании доходов. 5. Между предприятиями и вышестоящими организациями внутри финансово-промышленных групп. Возникают при формировании и использовании централизованных целевых фондов и резервов. 6. Между предприятиями и финансовой системой при уплате налогов и сборов в бюджет и получении средств из бюджета при финансировании. 7. Отношения предприятий с банковской системой при получении и погашении кредита, уплаты процентов за кредит, а также в процессе хранения денег на счетах8. Отношения предприятия со страховыми компании при страховании различных коммерческих рисков. 12Налоговая система государстваНалоговая система – это совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы ее построения. Классификация налогов: По использованию налогов:1. Общие. Поступают в бюджет и не закрепляются за определенным видом расходов.2. Целевые или специальные. В зависимости от взимающего органа и в распоряжение которого налог поступает:1. Федеральные2. Региональныеa. Налог на имущество юридических лицb. Налог с продаж3. Местныеa. Налог на землюb. На имущество физических лицc. На рекламу и т.д. Все налоги введены либо налоговым кодексом, либо законом, который включен в налоговый кодекс. По механизму уплаты:1. Прямые2. Косвенные Принципы российской налоговой системы:1. Каждый должен уплачивать законно установленные налоги и никаких других налогов. 2. Налогообложение должно быть всеобщим и равным (по доходам).3. Налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.4. Налги должны быть сформулированы в законе так, чтобы каждый точно знал, какие налоги платить, сколько и когда. 5. Налог не должен иметь дискриминационного характера, исходя из социальных, расовых и национальных критериев. 6. Нельзя допускать, чтобы налоги нарушали экономическое пространство России. (разные ставки налога в разных регионах).7. Налоги уплачивают только те, которые предусмотрены налоговым кодексом. 16Государственный долг и организация управления имДолг появляется в результате деятельности государства как заемщика. Государственный долг это сумма задолженностей государства по ранее выпущенному и непогашенному государственному кредиту, включая проценты по этой задолженности. Величина государственного долга, его динамика отражают состояние экономики и финансов страны. Государственный долг возникает из государственных займов, которые выпускаются центральным правительством, субъектами РФ или местными властями. Во-вторых, гос. Долг возникает из договорных соглашений о предоставлении бюджетных кредитов и бюджетных ссуд. В-третьих, из соглашений пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет. Источниками покрытия являются:1. Налоговые поступления2. Поступления от приватизации3. Заимствование у ЦБ4. Внутренние кредиты5. Внешние кредиты В широком смысле слова управление государственным долгом означает механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, которая связана с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. В узком смысле под этим понятием подразумевается совокупность мероприятий государства, которые направлены на погашение государственного долго. К погашениям государственного долга относятся:1. Выплата сумм кредиторам2. Погашение внутренних и внешних займов3. Предоставление гарантий4. Изменение условий ранее выпущенных займов и определение условий нового выпуска и размещение долговых обязательств.Основными принципами управления государственного долга являются:1. Безусловность. Этот принцип означает обеспечение режима безусловного выполнения государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами.2. Единство управления. Означает учет в процессе управления государственным долгом всех видов обязательств как центрального правительства, так и субъектов федерации. 3. Снижение риска размещения и погашения займов таким образом, чтобы максимально уменьшить влияние колебания конъюнктуры мирового рынка.21Финансовый контроль, его формы, виды, методыТри формы финансового контроля:1. Государственный контроль. Осуществляется как органами законодательной власти, так и финансовым аппаратом.2. Внутриведомственный контроль. Как правило, осуществляется на предприятиях вышестоящей организацией. 3. Независимый контроль, или аудит. Аудит осуществляется на предприятии по решению руководства. Цель его – помочь предприятию изб