2 Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины

История диф. ПсихологииС.К. Нартова-Бочавер1 Этап донаучного знания2 этап становления естественно научной парадигмы3 этап становления гуманитарной парадигмыЭтап донаучного знанияДоминирует метод наблюдения, происходит накопления житейских знаний (опыта). Уровень обобщения знаний невысокий.Сферы вненаучного знания – астрология, хиромантия (капилярные узоры на пальцах(дуги, петли, завитки и их сочетания, сохраняются в течении жизни), флексорные линии на ладони, (изменяются в течении жизни)) диссертации РГАФК, физиогномика (черты характера во внешнем облике)этап становления естественно научной парадигмы основы этапа заложены в 1796 году.Инцидент между Мэскелином и Киннебруком. Мэскелин являлся астрономом Гринвической обсерватории, Киннебрук был его ассистентом. Было расхождение на 1 секунду в появлении звезды, и Мэскелин уволил своего ассистента. Таким образом было положено начало проблемы индивидуальных различий.Астроном Бессель в 1816 году издает ряд публикаций о количественных измерениях индивидуальных различий.Исследования Вундта. Фрэнсис Гальтон (параметрическая лаборотория, метод свободных ассоциаций, близнецовый метод).Понятие дифференциальная психология появляется в 1900 году. Данное понятие впервые вводит Штерн: « Дифференциальная психология лишь тогда будет иметь перспективу достигнуть фазы спокойного развития, когда она эмансипируется от породившей ее науки (общей психологии)»Работы А. Анастази и С.К. Нартовой-Бочавер 3 этап становления гуманитарной парадигмы ( начало: 1980-1990 годы)Нартова-Бочавер считает, что в настоящее время произошел приход к гуманитарной парадигме. При этом каждое явление рассматривается в связи с его становлением, анализом и прогнозом последствия. Тема 2 Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины.1 функциональная асимметрия2 гендерные стереотипы3 речь и общение у мужчин и женщинПол – биологические характеристики (в исследовании интересуют общие демографические данные)Гендер – социально-культурные особенности, психосоциальные характеристикиВопрос 1 функциональная асимметрияТеория Г. Ленсделла 1962 г. (автор работал с людьми, страдающими эпилепсией)1 у мужчин существуют определенные отделы мозга, отвечающие за пространственные и вербальные способности, эти отделы находятся в разных полушариях 2 у женщин нет строгой специализации полушарий 3 у мужчин повреждения левого полушария отмечается низкий уровень прохождения вербальных тестов. При повреждении правого полушария возникают трудности при выполнении невербальных тестов. 4 у женщин эффективность прохождения тестов не зависит от того, какое из полушарий повреждено, женщины восстанавливаются быстрее, чем мужчины.(тест Н.Н. Николаенко)1 тип личности – рациональный (развиты логические способности, абстрактное мышление, хорошие математики, инженеры)2 тип личности – эмоциональный (развито образное мышление, интуиция)В.В. Иванов – проблема леворукости чаще – встречается у мальчиков (10-15% от общей популяции, из этого количества 20% леворуких имели трудности в пренатальном периоде, развития у них отмечались родовые травмы) по статистике леворукие девочки более успешны в обучении.Специфика мышления леворуких людей – чаще всего доминирует аналитический способ переработки информации, поэлементный анализ материалов, таким детям легче работать с вербальной информациейАмбидекстр – хорошо владеют как правой, так и левой рукой. Предпочитают писать одной рукой, готовить другой и т.д.Распознавание предметов мужчинами и женщинами. Женщины определяют предметы обеими руками одинаково эффективно. Мужчины легче определяют предметы левой рукой. Эксперименты Н. Гешвинда (1978 г.) Существует «мужской» и «женский» мозг. Гипотеза – тестостерон в период внутриутробного развития замедляет формирование левого полушария, поэтому у мужчин увеличивается правое полушарие, что приводит к следующему: среди мужчин больше художников, музыкантов и математиков. стереотипыГипотеза – женщины неспособны учится, потому что у них особенности интеллекта, и чем бльше женщина учится, тем меньше способна воспитывать и обучать детей.Ковалевская, Пьери имели большие проблемы с признанием в научном обществе.Исследования Еремеевой и Хризман. в 2001 исследовали успешность в процессе обучения у мальчиков и у девочек. 1 наиболее успешны в массовой начальной школе мальчики, у которых доминирует правое полушарие. А у девочек левое полушарие. В гимназии – наиболее успешны мальчики, у которых доминирует левое полушарие.Работы Д. Джианинитрапани (1981 г.) – функциональная асимметрия выражена у мужчин сильнее чем у женщин.Ильин отмечает – существуют отличия выраженности альфа-ритмов у мужчин и у женщин. У женщин – альфа ритмы больше проявляются в правом полушарии, а у мужчин в левом. В.Ф. Коновалов Н.А. Отмахова пришли к следующим выводам1 левое полушарие у мжчин и женщин имеет одинаковую специализацию, то есть приспособлены для аналитического и вербально-логического мышления2 у мужчин правое полушарие более специализированно в образном и пространственном мышлении. У женщин нет четкой специализации, мозг женщины больше ориентирован на процесс общения, на речевое поведение.Вопрос 2Мужские и женские стереотипыИсследования БоверманаЖенщины более подверженные внешнему влиянию, выше внушаемость, меньше уровень объективности. ЭмоциональностьМужчины более компетентные ИльинВ России часто более позитивные качества выделяются у мужчинДанные Московского Государственного Лингвистического УниверситетаВ целом российские женщины более позитивно оцениваются, нежели мужчины. Основной минус у мужчин – алкоголизм. Гендерны стереотипы связаны с культурными особенностями той или иной страны.Россия страна более мягкая по отношению к женщинам, чем Германия.Специфика описания женщин в Нигерии и Малазии. Стереотипы о женщинах несколько отличались от общепринятых: женщины хвастливые, ленивые, шумные и заносчивы.