2 Советы и рекомендации

Содержание Введение 2 Советы и рекомендации: 3 Выставочная деятельность 3 Методическая (практическая) деятельность 3 Библиографическая деятельность и выпуск печатной продукции 3 Социологические исследования 4 Досугово-просветительская деятельность библиотеки: формы массовой работы 5 ^ Тематические разделы массовых мероприятий: 7 Экология души 7 Человек и биосфера 7 Природа – вечный источник красоты 8 Здоровый образ жизни 8 Милая родина моя 8 Человек и природа: этика взаимоотношений 8 ^ Рекомендуемые названия мероприятий 9 Избранные афоризмы и цитаты экологической тематики 13 Список художественной литературы о природе 16 Экологический календарь 21 ^ Список литературы 24 Уважаемые коллеги!Не оспорим тот факт, что человеческая культура тесно связана с природой, землей. О неуклонно приближающейся экологической катастрофе свидетельствует напряженность ситуации, сложившейся ныне во всем мире: падение численности животных, безжалостное уничтожение лесов, засорение почв и прочее. Все это – варварское отношение к природе со стороны человека. Ни один век в своих произведениях многие поэты и прозаики бьют тревогу, предупреждая людей, что человек – часть природы и, уничтожая ее, он уничтожает самого себя. А книга – великая сила, которую в своей работе использует библиотекарь. Поэтому наши задачи – посредством книг «образумить» читателей, привить им чувство уважения к окружающей среде, подвести их к выводу, что равнодушие, жестокость по отношению к природе, неумение любить – прямой путь к бездуховности. С помощью книги вы можете провести с читателями мероприятия по охране атмосферного воздуха, водных ресурсов, земель и почв, утилизации отходов и прочие. Определиться с направлением и формами работы, подобрать необходимую художественную литературу вам помогут материалы данного пособия. Кроме того, здесь вы найдете экологический календарь, названия мероприятий, а также избранные афоризмы и цитаты экологической тематики. При этом просим вас учесть, что данный материал – это не готовый образец для подражания. Каждая библиотека вправе разработать и провести свои, соответствующие местным условиям и возможностям мероприятия. Желаем успехов в ваших начинаниях!Советы и рекомендацииВыставочная деятельность:Особое внимание необходимо уделить раскрытию книжного фонда, документов и материалов экологической направленности, для чего можно оформить:- выставки-просмотры, – выставки-предупреждения, – выставки-советы, – выставки-консультации, – выставки-вернисажи, – выставки-информины, – выставки-сюрпризы, – выставки-походы, – выставки быстрого реагирования («горячая информация»), – оперативные выставки, – экологические фотовыставки. ^ Методическая (практическая) деятельность: – оказание помощи воспитателям детских садов по теме «Экологическая тропа» (в проведении мероприятий по ознакомлению с окружающей средой) и педагогам школ (в проведении экологического всеобуча, предметных недель по экологическому направлению; консультации в подборе литературы для занятий с учащимися по программам, углубляющим их экологические знания, подбор литературы по проблемам экологического образования; адресное информирование о новой литературе экологического направления).^ Библиографическая деятельность и выпуск печатной продукции:Рекомендуем уделить внимание формированию справочно-библиографического аппарата по экологии:- в краеведческой картотеке выделить раздел по экологии села или создать картотеку «Экология и охрана окружающей среды», «Экология – путь к пониманию природы», «Взаимоотношения человека и окружающей среды в крае. Охрана природы»; «Экологическая ситуация в крае»; «Охрана живой природы края»; «Экологические условия края и приспособление к ним человека»; «Проблемы питьевой воды» и т.п. – возможно составление картотеки материалов «Писатели и поэты о природе», экологического досье (папка материалов по экологическому направлению), – составление тетради откровений (возмущений), – составление и издание списков литературы, информационных бюллетеней, дайджестов, памяток по охране окружающей среды, экологии семьи и быта (например, правильному применению и хранению бытовой химии), экологических календарей-закладок (согласно экологическим праздникам), – оформление информационных стендов по экологии, – публикации в специальных выпусках местной газеты или в библиотечной газете (например, «Библиовести») списков литературы и обзоров по экологии; – выпуск рекламных проспектов и буклетов о просветительской экологической деятельности библиотеки; – выпуск листовок, обращений, призывов, библиографических памяток-советов: «Сберечь бесценный дар природы», «Каталог требований, которые каждый человек должен ежедневно предъявлять самому себе», «Думая о себе, думай о других», «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Экологической тропой» и т.п. ^ Социологические исследования: Возможно проведение «Библиотечного мониторинга экологической культуры детей» (или молодежи, взрослого населения): – анкетирование, – блиц-опросы, – интервью, – изучение и анализ читательских формуляров «Читаем всей семьей о природе», – изучение отказов читателям. ^ Досугово-просветительская деятельность библиотеки:Возможно проведение:- акции по озеленению и очистке территории вокруг библиотеки и в селе в целом, – Дня информации, – Дня экологической литературы, – Дня экологии, – Дня Защитников Природы, – встречи со специалистами лесного хозяйства (с лесниками, лесничими, егерями и т.п.), – беседы со специалистами-фермерами или односельчанами по теме «Хозяйствовать, оберегая землю», – обсуждения книг, – презентации книг, – аукциона (например, аукциона экологических идей «Как помочь бездомному животному»), – фольклорно-экологической экспедиции, – эколого-этнографической экспедиции, – экологического лектория, – экологического суда, – экологического урока, – урока воспитания, – урока-рассуждения, – урока-панорамы, – экологического часа, – информационно-познавательного часа, – экологического экскурса, – экологической трибуны, – экологического патруля, – экологической операции, – экологического похода, – экологического рейда, – эколого-краеведческого вернисажа, – экологического репортажа, – экологического ринга, брейн-ринга, – беседы – диалога старшеклассников с младшими школьниками, – пресс-конференции, – круглого стола, – трибуны эколога, трибуны общественного мнения, – литературного экочаса («Человек и природа в произведениях писателей»; полезно знакомство с произведениями композиторов, художников-пейзажистов, писателей и поэтов, отразивших природу в своем творчестве), – вечера на лоне природы, – вечера полезной информации, – вечера-диспута, – вечера с элементами психологической разгрузки, – викторины, турнира юных экологов, – экологического ликбеза, – экологического казино, – ботанической экскурсии (например, в мир лекарственных трав), – часа интересных сообщений, – часа общения с природой, – часа полезного общения (например, «О Барсиках и Мурках»), – часа размышлений, – проблемного диалога, – часа экологических знаний на природе, – интеллектуально – экологической игры (по типу телевизионных игр: «Брейн-ринг», «Звездный час», «Счастливый случай», «В мире животных» и пр.), – психологической игры, – научно-познавательной, сюжетно-ролевой игры (например, «Если бы я был(а) главой местной администрации» – предложить решения вопросов благоустройства села и пр.), – ток-шоу, – фитобара, – фитовечера, – конкурса эрудитов, – конкурсов на лучшие рисунки, поделки, экоплакаты и лозунги на природоохранную тему, – конкурс на лучшую рекламу любимой книги о природе, – конкурс сочинений среди читателей (например, на темы: «Планета Земля через 100 лет», «Мой хороший поступок в природе», «Мы с Природою друзья» и пр.), – конкурс на лучшего читателя книг по экологии, – конкурс чтецов (поэзия и проза экологической тематики), – конкурс экологических фантазий «Природа будущего» и т.п., – конкурс на лучший экологический проект на оформление улицы села «Улица хорошего настроения» (или двор, детская площадка).^ Возможны организация и открытие на базе библиотеки: – экологических уголков природы, – эко-театров, – экологической службы трудоустройства (предлагает работу: почтальона – разносить письма с обращениями к жителям домов поддерживать чистоту; эко-курьера – разносить экологические листовки в местные организации; журналиста – собирать интересные факты по экологии и издавать авторские листовки; библиотекаря – оформлять книжную выставку «Читательская эко-инициатива») и др.), – клуба друзей природы, – клуба любителей сада и огорода и пр. Тематические разделы массовых мероприятийТематику предлагаемых мероприятий можно разбить на несколько разделов:Экология души В идеале – душа каждого должна пребывать в гармонии с собой и миром. Человек, чувствующий красоту природы, не навредит ей ни словом, ни делом. Главная задача библиотекаря – раскрыть душу ребёнка навстречу общению с природой, научить чувствовать красоту, победить равнодушие, воспитать спасителя жизни на Земле. Эту задачу помогут решить мероприятия следующего характера: – диалог о сострадании (по рассказу Л. Андреева «Кусака»), – диалог о доброте (по рассказу Юрия Казакова «На еловом ручье»), – диалог о безвозвратно утерянном (по рассказу Рэя Брэдбери «И грянул гром») и др. Человек и биосфера Сложным является взаимодействие природы и человека. Без перестройки сознания и отношения к природе жизнь человека на земле может прекратиться гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, её богатствам во избежание катастрофы на Земле. К данному разделу можно отнести мероприятия, тематика которых направлена на ознакомление учащихся с отрицательными результатами жизнедеятельности человеческого общества: – экологический суд «Планета Земля в опасности», – ролевая игра «Консилиум врачей», – экологическая экспертиза «Вовлеченные в войну» и пр. Природа – вечный источник красоты Главные задачи этого раздела – с помощью интересных мероприятий, носящих творческий, развивающий характер, показать, насколько прекрасна окружающая нас природа и что будет, если человек по-доброму будет относиться ко всем живущим на планете. «Жить с природой в мире» – вот главная идея мероприятий этого раздела. Примеры: – выставка-викторина с элементами беседы «Гимн природе», – час общения с природой «Лесные тайны», – викторина «Легенды о цветах», – семинар «Природа как уникальная ценность» и др.Здоровый образ жизни Человек – высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым. К сожалению, большинство болезней именно заслужены, а первые шаги к этому делаются нередко в самом цветущем возрасте: перестают дружить со спортом, физкультурой, приобщаются к дурным привычкам. Главная цель мероприятий данного раздела – ознакомить учащихся с таким понятием, как здоровье, и факторами, на него влияющими. Примером послужат следующие мероприятия: – урок воспитания «Наше здоровье и от чего оно зависит», – урок-рассуждение «Сколько лет жить человеку?» и пр. Милая родина моя Основой мероприятий данного раздела является природа родного края, общение с ней. Необходимо не переставать удивляться и восхищаться природой, и пусть каждый внесёт посильный вклад для её сохранения и улучшения. Варианты мероприятий: – экологический патруль «Летающие цветы» (Галерея Красной книги), – экологический экскурс «Берегите эти земли, эти воды» и др.Человек и природа: этика взаимоотношений Не секрет, что физическое и психическое здоровье человека в значительной степени определяется естественным окружением, звуками, красками, формой природных явлений. С помощью мероприятий, включённых в последний раздел, можно задать траекторию будущего поведения детей, молодежи и взрослых в общении с природой, подвести промежуточные итоги. – организация выставки «Боль Земли» (выставка книг, статей, рефератов или сочинений учащихся), – организация выставки «Перекрёсток беды» (выставка книг, брошюр и статей из СМИ по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и СПИДа), – День природы: игра «Что? Где? Когда?», – Игра «Мир прекрасный, мир живой» (по типу телевизионной игры «Умники и умницы») и пр. Рекомендуемые названия мероприятийАкции: «Подари свой лес потомкам», «Превратим наш поселок в цветущий сад», «Посадим аллею, украсим поселок», «Рукотворные сады» (посадка деревьев), «Возродим наш лес», «Дети против лесных пожаров», «Сохраним елки» (возрождение лесов Омской области), «Выявление и ликвидация несанкционированных свалок», «Посади дерево», «День без лишних покупок», «День без лишних упаковок» и пр.- «А ну-ка, дамы, сбросим килограммы!», – «Азбука леса», – «Азбука самопомощи», – «Атака на голову», – «Банные премудрости», – «Береги свою планету – ведь другой, похожей, нету», – «Берегите эти земли, эти воды», – «Беречь природы дар бесценный», – «Беспечный сын природы» (по А.С. Пушкину), – «Божественен, природа, твой язык», – «Больной, откройте ротик!», – «Большая игра в белую смерть», – «Будем жить в ладу с природой», – «Будущее, подсказанное сегодня», – «Будь человеком, человек!», – «В зыбком зеркале природы», – «В мире медицины», – «В поисках экологической этики», – «В соавторстве с природой», – «Вас все это не волнует?», – «Вверх по лестнице, ведущей вниз», – «Внимание! Пожароопасный сезон», – «Волшебное разнотравье», – «Воспевай природу, радуйся душа», – «Все мои книги о природе», – «Все прекрасное на земле – от солнца, а все хорошее – от человека», – «Всяко бывало, но болезнь миновала», – «Глоток воды. Какую воду пьют жители Тарского района», – «Гомеопатия без тайн», – «Грибные и ягодные места нашей местности», – «Давайте наши души сохраним, тогда мы на земле и сами сохранимся», – «Давайте сохраним ромашку на лугу», – «Дом, в котором мы живем», – «Дом, дарящий силу» (по экологии дома), – «Ей нужна забота ваших рук, чтобы красота ее не гасла», – «Жить или не жить», – «За чистую землю, воздух и воду, за чистую душу и разум народа», – «За чистый посад и зеленый палисад», – «Запасной планеты у нас нет!», – «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем», – «Здесь былое веет обаянием своим», – «Здоровье дарит Айболит», – «Зеленый разум», – «Земля – она твоя и моя», – «Земля – слезинка на щеке Вселенной», – «Земля не простит небреженья», – «Земля у нас одна», – «Земля. Экология. Человек», – «Земную плоть красой измерь», – «Знай врага в лицо», – «И вечная природы красота» (по творчеству М. Пришвина), – «И дым Отечества уже не дым, а смог», – «И мошки не меньше нужны, чем слоны…», – «Иду и переулками дышу, и Иртышом…», – «Каждому – свое лечение», – «Качество окружающей среды и здоровье человека», – «Колокола тревоги», – «Колючие домочадцы или все о кактусах», – «Ладонью прикроем Землю», – «Лечебные возможности даров природы», – «Лечим деток без таблеток», – «Лицом к лицу с природой», – «Медицина лечит – природа излечивает», – «Мир природы в литературе» (можно использовать художественные произведения, в названиях которых отражаются явления природы), – «Мой голос в защиту природы», – «Молодежь. Творчество. Экология», – «Мусор в нашем организме», – «На солнечной поляночке», – «На страже природы», – «На тропе любви к природе», – «Над пропастью привычки», – «Наедине с природой», – «Нам от болезней всех полезней», – «Нам от болезней всех полезней…», – «Народный календарь природы» /приметы, поверья, прогнозы/ (Стенд), – «Не в аптеку, а в сад», – «Не все полезно, что в рот полезло» (можно сделать рейтинг вредных продуктов), – «Не до жиру, быть бы живу» (Правда и вымысел о вреде жирной пищи), – «О чем плачет природа», – «Оврагам – нет!», – «Он был очарован природой» (по творчеству Е Чарушина, В. Бианки, Н. Сладкова и т.д.), – «Опасный лабиринт», – «От жажды умираем над ручьем», – «От завода к роднику», – «Открой дверь в зеленый мир», – «Очарование русского пейзажа», – «Очарование русского пейзажа», – «Парки и скверы нужны городу и деревне», – «По канату судьбы», – «По ком звонит колокол?», – «Познай – дорожи – сохрани», – «Полюби, познай и будь за все в ответе!», – «Природа – дар бесценный», – «Природа – лучший доктор», – «Природа – союзница души», – «Природа – художник» (природа в творчестве художников), – «Природа – это наши корни, начало новой жизни», – «Природа плачет о тебе», – «Природа просит защиты», – «Природные ресурсы и хозяйственная деятельность человека: современные проблемы», – «Пути согласия с природой», – «Разноцветная палитра живой природы», – «Райский сад в доме», – «Растленье душ и пустота, что гложет ум и в сердце ноет» (проблемы наркомании), – «Рощи да леса – родного края краса», – «Сайки, дрозды и свирели на праздник к нам прилетели», – «Светлый лик природы», – «Село моё, отчего тяжело дышишь грудью?», – «Семейный врач», – «Сердце к Иртышу меня зовет», – «Смотрят все, но видят немногие», – «СПИД: сигнал бедствия», – «Сторона моя родная в блеске радуг, в свете зорь», – «Строительство и окружающая среда», – «Судьба природы в наших руках», – «Тайны живой природы», – «Твои соседи по планете», – «Традиции народной медицины и здорового образа жизни», – «Тревоги и надежды большой реки», – «Тревоги родного края», – «Улицы города (села) зелени просят», – «Целебные чаи», – «Человек – верный сын природы», – «Человек: жизнь в окружающей среде», – «Что губит нас…», – «Чтоб никогда не умолкли певчих птиц голоса», – «Шаги к долголетию», – «Экологи против экологов», – «Экологическая тропинка», – «Экологический резонанс», – «Экологическое просвещение: новые возможности, технологии, ресурсы», – «Экология в цифрах и фактах», – «Экология и мы», – «Экология нашего села», – «Экология от «А» до «Я», – «Экология: тревога нарастает», – «Эпидемия сквернословия», – «Эту беду я на раз сведу» (народные средства борьбы с …), – «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце», – «Я вырос здесь, и край мне этот дорог». Избранные афоризмы и цитаты экологической тематикиПредлагаем вам познакомить читателей с мыслями и высказываниями высокоавторитетных личностей – писателей, политиков, ученых, которые на разных этапах развития цивилизации отмечали несообразности во взаимоотношениях человека и природы, пытались призвать современников к бережному отношению к ресурсам, обеспечивающим саму жизнь на планете Земля.* Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать.^ Гарин Н. (Гарин-Михайловский) (1852–1906) – русский писатель, инженер-путеец.* Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. Бог прощает и люди прощают. Природа не прощает никогда. Мы постоянно на нее (природу) воздействуем, но власти над ней не имеем.^ Гете Иоганн Вольфганг (1749–1832) – немецкий писатель, мыслитель и естествоиспытатель.* Человек несчастен лишь потому, что не знает природы.Гольбах Поль Анри (1723–1789) – французский философ-просветитель.* Культура не может произрастать без экологической культуры, а экологическая культура вовсе не может состояться в условиях бескультурья.^ Данилов-Данильян Виктор Иванович (р.1938) – российский экономист, эколог, государственный деятель. * Поведение человека в природе – это и зеркало его души.^ Зелинский Корнелий Люцианович (1896–1970) – русский литературовед, критик. * Истинное убежище для отдыха, открытое для всех людей, есть и будет природа.^ Лингнер Макс (1888–1959) – немецкий художник, график. * Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книги.Ломоносов Михаил Васильевич (1711–1765) – русский ученый, поэт, историк. * Мир – это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить! Человечество должно научиться жить в согласии с Природой, с ее законами. Люди должны воспринимать себя не господами, а частью Природы.^ Моисеев Никита Николаевич (1917–2000) – российский ученый, математик, механик. * Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять. Ошибочное понимание приносит большой вред. ^ Налбандян Микаэл Лазаревич (1829–1866) – армянский писатель и философ. * Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор… прочтены только первые страницы.^ Писарев Дмитрий Иванович (1840–1868) – русский публицист и литературный критик. * Нет правды без любви к природе, Любви к природе нет без чувства красоты.^ Полонский Яков Петрович (1819–1898) – русский поэт. * Поскольку законы природы неизменны, они не могут быть нарушены или созданы.Поппер Карл Раймунд (1902–1994) – австрийский философ, логик, социолог. * В природе должен черпать человек правила для своего поведения, если желает быть вполне счастливым.^ Буаст Пьер (1765–1824) – французский филолог, лексикограф. * Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придется принимать ее условия.^ Риклефс Роберт (р. 1943) – американский эколог. * Наблюдайте природу и следуйте дорогой, которую она вам указует.Руссо Жан-Жак (1712–1778) – французский писатель, философ, просветитель. * Жить счастливо и жить согласно с природой – одно и то же.^ Сенека Луций Анней (младший) (около 4 до н.э.–65 н.э.) – древнеримский философ, писатель, драматург и политик. * Природа обыскивает нас при выходе, как при входе. Нельзя вынести больше, чем принес.^ Сенека Луций Анней (Старший) (около 54 лет до н.э.–39 лет до н.э.) * Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда… Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.^ Сент-Экзюпери Антуан де (1900–1944) – французский летчик и писатель.* Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить.^ Сладков Артемий Николаевич (1920–1995) – российский ученый-ботаник, педагог.* Прежде природа угрожала человеку, а теперь человек угрожает природе.^ Кусто Жак Ив (1910-1997) – французский океанограф, фотограф, режиссер, изобретатель, писатель.* Природу побеждают, только повинуясь ее законам. Бэкон Фрэнсис (1561-1626) – английский философ, историк, политический деятель.*Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок. ^ Эмерсон Ральф Уолдо (1803-1882) – американский поэт, филосов.* Обязательно посади дерево, даже если завтра придет конец света.Коран.* Так повелось, что в омуте беды Сплотить должны сильнее нас навек: Охрана окружающей среды, Библиотека, книга, человек! ^ Ковалёв Владимир Список художественной литературы о природе Акимушкин, И.Н. В мире животных: собаки, кошки, антилопы, обезьяны / И.Н. Акимушкин; худож. Е. Подколзин. – М.: Стрекоза-Пресс, 2005. – 123 [4] с.: ил. – (Классика-детям). Акимушкин, Н.И. Кто без крыльев летает: рассказы / Н.И. Акимушкин; худож. Т. Капустина. – М.: Малыш, 1992. – 20 с.: ил. – (Почемучкины книжки). Акимушкин, И. В мире животных / И.В. Акимушкин; худож. Е. Подколзин. – М.: Стрекоза-Пресс, 2005. – 128 с. – (Классика детям). Астафьев, В.П. Царь-рыба: повествование в рассказах / В.П. Астафьев; вступ. ст. А.М. Туркова; рис. А. Веркау. – М.: Дет. лит., 2002. – 432 с.: ил. – (Школьная библиотека). Баруздин, С.А. Рассказы о животных / С.А. Баруздин; рис. Н. Хараша. – М.: Сов. Россия, 1980. – 160 с.: ил. Белов, В.И. Рассказы о всякой живности / В.И. Белов. – М.: Дрофа-Плюс, 2008. – 112 с. – (Школьное чтение). Бианки, В. Оранжевое Горлышко / В. Бианки. – М.: Стрекоза-Пресс, 2007. – 64 с. Бианки, В.В. Лесная газета: сказки и рассказы / В.В. Бианки; худож. А. Аземша, С. Бордюг, Н. Трепенок. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 414 с.: [16] л. ил. – (Внеклассное чтение). Бианки, В.В. Лесные детеныши / В.В. Бианки; худож. Е. Подколзин. – М.: Стрекоза-Пресс, 2004. – 92, [4] с. – (Библиотека школьника). 10. Бианки, В.В. Лесные домишки: сказки и рассказы / В.В. Бианки; худож. А. Шахгелдян. – М.: Стрекоза, 1999. – 126, [2] с. – (Библиотека школьника). 11. Бианки, В.В. Лесные происшествия: рассказы и сказки / В.В. Бианки. – М.: Мир «Искателя», 2005. – 92, [2] с. – (Школьная библиотека). 12.Бианки, В.В. Мышонок Пик / В.В. Бианки; худож. Д. Трубин. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2003. – 60, [3] с. – (Хорошо уметь читать). 13. Бианки, В.В. Рассказы и сказки / В.В. Бианки; худож. А.В. Акимов. – М.: Дрофа-Плюс, 2005. – 144 с.: ил. – (Библиотека младшего школьника). 14. Бианки, В.В. Рассказы / В.В. Бианки. – М.: Дрофа-Плюс, 2007. – 59 [1] с. – (Внеклассное чтение). 15. Бианки, В.В. Синичкин календарь / В.В. Бианки; худож. Е. Подколзин. – М.: Стрекоза, 2008. – 95 с.: ил. – (Библиотека школьника). 16. Блинова, М. Дело в шляпе: повесть-сказка / М. Блинова. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 24 с.: ил. 17. Блинова, М. Домик в подарок: повесть-сказка / М. Блинова. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 24 с.: ил. 18. Блинова, М. Чмока: повесть-сказка / М. Блинова. – СПб: Азбука-классика, 2004. – 24 с.: ил. 19. Грибачев, Н.М. А это мы!: Лесные истории / Н.М. Грибачев; рис. Г. Дмитриевой. – М.: Дет. лит., 1982. – 96 с.: ил. 20. Дмитриев, Ю. Д. Здравствуй, белка! Как живешь, крокодил?: сказки, рассказы, повести / Ю.Д. Дмитриев; рис. А. Райхштейна. – Изд. перераб. и доп. – М.: Дет. лит., 1986. – 480 с.: ил. – (Библиотечная серия). 21. Дмитриев, Ю.Д. Лесные загадки: сказки и рассказы / Ю. Дмитриев; предисл. Н. Пожарицкой; худож. В. Бастрыкин. – М.: Астрель: АСТ, 2009. – 188, [4] с.: ил. – (Внеклассное чтение). 22.Дмитриев, Ю.Д. Хитрецы, невидимки и разные родители: рассказы о том, как животные защищаются / Ю.Д. Дмитриев; вступ. ст. Л. Разгона; рис. В. Бастрыкина. – М.: Дет. лит., 2003. – 233 с.: ил. – (Школьная библиотека). 23. Дуров, В.Л. Мои звери / В.Л. Дуров; худож. М. Салин. – М.: Стрекоза-Пресс, 2003. – 95, [1] с. 24. Дурова, Н.Ю. Звери и птицы – жизнь моя: повесть и рассказы / Н.Ю. Дурова. – М.: АДП, 1995. – 160 с.: ил. 25. Дурова, Н.Ю. Школьники-проказники: рассказы / Н.Ю. Дурова. – М.: Астрель: АСТ, 2002. – 189, [3] с.- (Хрестоматия школьника). 26. Дэниелс, Л. Ушки на макушке: повесть / Л. Дэниелс; пер. с англ. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2002. – 120 с.: ил. – (Рассказы о животных). 27. Житков, Б. Морские истории: рассказы / Б. Житков. – М.: Дет. лит., 1972. – 175 с.: ил. Житков, Б.С. Рассказы о животных / Б.С. Житков; худож. А. Шахгелдян. – М.: Стрекоза, 2000. – 109, [2] с.: ил. – (Библиотека школьника). Зальтен, Ф. Бемби. Лесная сказка / Ф. Зальтен; пер. с нем. Ю. Нагибина; рис. Г. Никольского. – М.: Дет. лит., 1972. – 158 с.: ил. – (Школьная библиотека для нерусских школ). Зверев, М.Д. Хозяин небесных гор: повести и рассказы / М.Д. Зверев; рис. А. Келейникова. – М.: Дет. лит., 1972. – 175 с.: ил. Куприн, А.И. Белый пудель / А.И. Куприн. – Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1980. – 32 с. Лесные детеныши / худож. Е. Подзолкин. – М.: Стрекоза-Пресс, 2003. – 95, [1] с. – (Библиотека школьника). Ливанов, В. Самый, самый, самый… / В. Ливанов; худож. А. Чукавин, И. Чукавина. – М.: Стрекоза, 1999. – 95 с.: ил. – (Библиотека школьника). Паустовский, К. Заячьи лапы: рассказы и сказки / К. Паустовский. – М.: Дет. лит., 1987. – 127 с. Паустовский, К.Г. Растрепанный воробей: сказки / К.Г. Паустовский; рис. В. Цигаля. – М.: Дет. лит., 1981. – 95 с.: ил. Перовская, О.В. Ребята и зверята: рассказы / О.В. Перовская; предисл. В. Чернышева; худож. И. Годин. – М.: Дет. лит., 1988. – 271 с.: ил. – (Библиотечная серия). Пришвин, М.М. Кладовая солнца: рассказы и сказка-быль / М.М. Пришвин; сост. Т. Тумуровой, оформление серии С. Гераскевича; худож. Н. Доронин. – М.: Астрель: АСТ, 2001. – 176 с.: ил. – (Рассказы о природе). Пришвин, М.М. Курымушка / М.М. Пришвин; худож. Л. Бирюков, А.А. Земша, Н. Беланов. – М.: НФ «Пушкинская библиотека»: АСТ: Астрель, 2004. – 414, [2] с.: ил. – (Внеклассное чтение). Пришвин, М.М. Лесной шатер / М.М. Пришвин; худож. В. Дугин. – М.: Бамбук, 1999. – 103, [1] с. – (Библиотека школьника). Пришвин, М.М. Лисичкин хлеб: рассказы / М.М. Пришвин. – М.: Дрофа Плюс, 2004. – 63, [1] с. – (Внеклассное чтение). Пришвин, М.М. Ребята и зверята / М.М. Пришвин; худож. Е. Подколзин. – М.: Стрекоза, 2005. – 61, [2] с. – (Библиотека школьника). Рассказы о животных / худож. В. Черноглазов. – М.: Самовар, 2005. – 108, [2] с. – (Школьная библиотека). Рассказы, сказки, стихи о природе: хрестоматия для детей 7-8 лет. – М.: ОЛМА-Пресс Экслибрис, 2005. – 190, [1] с. – (Ступеньки). Ребятам о зверятах: рассказы русских писателей. – М.: Астрель: АСТ, 2000. – 188, [4] с. – (Хрестоматия школьника). Родная природа: стихотворения русских поэтов. – М.: Дрофа-Плюс, 2008. – 240 с. Романова, Н.И. Дайте кошке слово: повести и рассказы / Н.И. Романова; худож. С. Яровой. – М.: Дет. лит., 1992. – 255 с.: ил. Севастьянов, А.А. Лесные происшествия: рассказы / А.А. Севастьянов; худож. Л. Непомнящий. – М.: Дет. лит., 1990. – 95 с.: ил. Сетон-Томпсон, Э. Рассказы о животных / Э. Сетон-Томпсон. – М.: Правда, 1980. – 320 с.: ил. Скребицкий, Г. Длиннохвостые разбойники / Г. Скребицкий. – М.: Стрекоза, 2008. – 64 с. – (Внеклассное чтение). Скребицкий, Г. Лесной прадедушка: рассказы / Г. Скребицкий; худож. А. Келейников. – М.: Дет. лит., 1982. – 270 с.: ил. Сладков, Н. Лесной календарь: рассказы / Н. Сладков. – М.: Книги «Искателя», 2002. – 159 с.: ил. – (Библиотека детской литературы). Сладков, Н. Лесные сказки / Н. Сладков; худож. Б. Игнатьев. – М.: Книги «Искателя», 2009. – 64 с.: ил. – (Библиотека школьника). Сладков, Н.И. Бежал ежик по дорожке: рассказы / Н.И. Сладков; худож. Б. Игнатьев. – М.: Бамбук, 1999. – 96 с. – (Библиотека школьника). Сладков, Н.И. Бюро лесных услуг: сказки и рассказы / Н.И. Сладков; худож. С. Набутовский. – М.: Стрекоза-Пресс, 2005. – 63 с. – (Библиотека школьника). Сладков, Н.И. Воробей в шляпе / Н.И. Сладков; худож. В. Дугин. – М.: Мир искателя, 2001. – 224 с. – (Библиотека детской литературы). Сладков, Н.И. Лесные тайнички: рассказы / Н.И. Сладков; илл. Н. Доронина. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 220 с.: ил. Сладков, Н.И. Разговоры животных: сказки / Н.И. Сладков; худож. С. Набутовский. – М.: Стрекоза-Пресс, 2006. – 10 с.: ил. – (Чи-та-ем по слогам). Сладков, Н.И. Серебряный хвост: рассказы / Н.И. Сладков; худож. Л. Казбекова. – М.: Дрофа – Плюс, 2004. – 142, [2] с. – (Рассказы о животных). Сладков, Н.И. Сказки леса / Н.И. Сладков; худож. Б. Игнатьев. – М.: Книги «Искатель», 2003. – 71, [1] с. – (Библиотека школьника). Снегирев, Г.Я. Маленькое чудовище: рассказы и повести / Г.Я. Снегирев; худож. Н.Е. Чарушин. – М.: Оникс 21 век, 2004. – 316, [1] с.: ил. – (Золотая библиотека). Снегирев, Г.Я. Умный дикобраз: рассказы и повести / Г.Я. Снегирев; предисл. Э. Ивановой; рис. Н. Устинова. – М.: Дет. лит., 2002. – 174 с.: ил. – (Школьная библиотека). Соколов-Микитов, И. Год в лесу: рассказы / И. Соколов-Микитов; рис. Г. Никольского. – М.: Дет. лит., 1984. – 95 с.: ил. Стрижонок скрип: рассказы. – М.: Пушкинская библиотека: АСТ: Астрель, 2005. – 188, [4] с. – (Внеклассное чтение). Тихонов, А.В. Ен