2 урок. Ученик

2 урок.УЧЕНИК Детская жевательная резинка С коммерческой точки зрения создание специальной жевательной резинки для детей было сильным ходом. Детям свойственно что-то жевать. Историки подтвердят страсть к жеванию археологическими находками, уводящими еще в каменный век. В Северной Европе найдены куски доисторической смолы с отпечатками человеческих зубов, которые датируют 7-2 тысячелетием до нашей эры. Интересно, что большинство отпечатков зубов принадлежало детям от 6 до 15 лет. Древние греки жевали смолу мастикового дерева, а северо-американские индейцы смолу хвойных пород. Но идею детской жевательной резинки нельзя назвать безупречной. Малыши склонны заглатывать кусочки сладкой резины. Многих родителей волнует судьба проглоченной жевательной резинки: насколько это безопасно, не оказывает ли резинка каких негативных влияний. Врачи обычно отвечают на такие вопросы уклончиво. Утверждать, что проглоченная жевательная резинка полезна, они не могут, это было бы слишком абсурдно. Но и серьезных исследований резиновых «безоаров» (так называют инородные тела в кишечнике) никто не проводил. Детские проблемы, связанные с жевательной резинкой, запорами и поносами, не ограничиваются. У детской резинки «babble gum» есть свое специфическое побочное действие — периоральный дерматит (воспаление кожи вокруг рта). Здесь нужно объяснить, что «babble gum» это общее обозначение для надуваемых резинок. В дословном переводе это английское словосочетание обозначает жвачка-пузырь. Пузырь из резинки смачивает кожу вокруг рта и выделяет некоторые пищевые добавки, раздражающие кожу. Прибавьте к этому вечную привычку детей пускать слюни и тащить грязные руки в рот. Так что развитие «буббльгумового» дерматита весьма вероятно. И когда вы увидите в очередной раз у ребенка раздражение вокруг рта, болячки и расчесы, подумайте, с чем это связано в первую очередь: с нечистоплотностью или сладкой надувной резинкой. Служба санитарно-эпидемического надзора запретила ввозить в Россию жевательную резинку с вредной резиновой основой. До запрета практически любая детская резинка с вкладышами была начинена дешевым бутадиен-стирольным каучуком. Чем же опасен бутадиен-стирольный каучук в жевательной резинке? Дело в том, что в организме он может распадаться, образуя стирол. Вещество это весьма агрессивно. Периоральный дерматит от стирола получить гораздо легче, чем от нормального каучука. Кроме того, стирол раздражает любые слизистые оболочки и вызывает головную боль, может негативно влиять на нервную систему. Совершенно очевидно, что такой довесок к вкладышу и фантику явно лишний.УЧЕНИК (Приложение 4) Мы решили выяснить судьбу проглоченной жевательной резинки. Для этого предприняли проверку характера воздействия не нее желудочного сока. Для проведения исследования был подготовлен раствор свиного пепсина по инструкции. Для контроля использована 2% соляная кислота. Объектом исследования стали образцы жевательной резинки «Дирол» 1 подушечка без воздействия слюны и 1 подушечка, использованная для опыта после активного жевания (для каждой пробы). Образцы жевательных резинок помещены в подогретые до температуры 36,6°С растворы пепсина и соляной кислоты на срок до 8 часов. По окончании времени экспозиции произведен визуальный анализ образцов и взвешивание на электронных весах с точностью до 0,01г. Получены следующие результаты: образцы жевательных резинок не изменились ни под воздействием пепсина, ни под влиянием соляной кислоты. Следовательно, жевательная резинка при проглатывании не способна перевариваться под влиянием основных пищеварительных ферментов. Поэтому, в случае, если проглоченная резинка не покинет организм благодаря волнообразным сокращениям кишечника, её скопления будут представлять для организма серьезную медицинскую проблему.УЧЕНИК Если жевать жевательную резинку на пустой желудок (а именно так и поступает большинство людей, желая на время заглушить чувство голода), происходит, как уже упоминалось, сильное выделение желудочного сока, а это особенно вредно для больных гастритом и тем более язвой. К тому же каждый не понаслышке знает, как «замечательно» вылетают пломбы от частого жевания. Еще одним минусом жевательной резинки является входящий в ее состав подсластитель фенилаланин. Ряд ученых утверждает, что, попадая в организм человека, он может вызвать нарушение гормонального баланса, что особенно опасно для детей и беременных женщин. Последствия могут быть не предсказуемы — замедление роста, различные нарушения в деятельности нервной системы. Забавно, но в группу особого риска входят также голубоглазые блондины, так как в их организме содержится недостаточное количество ферментов, способных расщепить и преобразовать фенилаланин. Зато негры могут жевать резинку с данным подсластителем в неограниченном количестве. Жевательная резинка, содержащая фенилаланин, противопоказана больным фенилкетанурией. Благо компания «Ригли», производитель жевательной резинки «Орбит», позаботилась о больных и разместила надпись на пачке: «Противопоказана больным фенилкетанурией»! Есть еще несколько побочных эффектов, связанных с пищевыми добавками, входящими в состав жевательной резинки. Например, с ароматизаторами из корицы могут быть связаны язвы в полости рта, а аллергическая крапивница — с хлорофиллом, ментолом и бутилгидрокситолуолом. Учитывая специфику российского рынка, мы чаще всего сталкиваемся с резинкой с ментолом. Применение хлорофилла в России не разрешено, но в некоторых продуктах его можно найти. Лакрица, добавляемая в качестве вкусовой добавки к некоторым жевательным резинкам, может повышать артериальное давление. Жевательная резинка способна «выковыривать» пломбы, «взрывать» мосты не хуже пластита и разрушать прочие стоматологические конструкции, усердно созданные дантистом.УЧЕНИК Чрезмерное развитие жевательных мышц, тренируемых при частом использовании жевательной резинки, совсем не миф. Поэтому девушкам, следящим за своей внешностью, не стоит делать активных жевательных движений. Скулы может разнести так быстро, что вы и не заметите. Более редкие и плавные движения избавят вас от накачки этих мышц. Правда, стоматологи не против того, чтобы мы немного подкачали нашу жевательную мускулатуру, расслабленную современной пищей. К работающей мышце лучше притекает кровь, в ней более интенсивно протекает обмен веществ. Все это неплохо сказывается и на зубах. Но качать жевательную мускулатуру с утра до вечера не стоит. Леваны, образующиеся из фруктозы, формируют защитную пленку, благоприятствующую взаимодействию кальция с молочной кислотой, то есть тоже способствуют разрушению. Если у вас во рту есть зубы с амальгамой, то усиленное выделение слюны, стимулируемое жевательной резинкой, будет интенсивно вымывать ртуть из пломбы. На фоне хронических интоксикаций развивается неврастения, которую обычно отягощает вегетососудистая дистония.Аэрофагия — скопление воздуха в желудке, тоже не миф. Жуя резинку, многие непроизвольно захватывают воздух. Приятным такое состояние не назовешь, в области желудка ощущается дискомфорт и чувство распирания. Болезнь эта несерьезная, но и не очень деликатная — организм сам излечивается от нее с помощью отрыжки. Можно назвать следующие побочные эффекты, связанные с механическим воздействием жевательной резинки: 1. Разрушение пломб, мостов, коронок и прочих стоматологических конструкций; 2. Синдром височно-нижнечелюстного сустава; 3. Чрезмерное развитие жевательных мышц; 4. Увеличение заглатываемого воздуха (аэрофагия); 5. Непроходимость трахеи, вызванная инородным телом из жевательной резинки; 6. Инородное тело в пищеводе или толстом кишечнике, способное вызывать стойкие запоры или кишечную непроходимость. Мнение врача терапевта о проблеме жевательной резинки (мини-лекция врача терапевта)УЧЕНИК. Мы задумались над особенностями влияния ж/р на организм и начали сбор информации. Постепенно возникла проблема презентации собранного материала и н6а помощь пришла программа Macromedia Flash. Данная программа сочетает в себе функции векторного и графического редактора и среды разработки программных продуктов. Она позволяет легко создавать мультипликационные фильмы, а также интерактивные многофункциональные приложения любого назначения — от компьютерных игр до веб-сайтов.Основные особенности программы Macromedia Flash: простота изучения использование векторной графики, более «легкой», чем растровая и позволяющей масштабировать изображение без потери качества. наличие богатых средств рисования и мультипликации удобство публикации, т.к. Macromedia Flash — продукты сохраняются в формате exe есть возможность создания анимации, которая требует от использования создания всего двух ключевых фрагментов ролика — первый и последний. Остальное делает за него программа Macromedia Flash.Представление роликов (Приложение 5)^ 6 команд представляют 6 роликов с объяснениемДвое учащихся образуют экспертную комиссию по оценке вкусовых качеств детской и взрослой жевательной резинки Атрибутика: табличка «Экспертная группа», набор жевательных резинок, будильник, таблица для оценки качеств продукции. Эксперты работают во время презентации роликов с первыми пятью командами.Лист экспертной оценки жевательной резинки ФИ эксперта ________________________________________________ класс ___________ Параметры исследования Название взрослой жевательной резинки ____________________________ Название детской жевательной резинки ___________________________ Наличие сахара Длительность сохранения яркого вкуса, мин. Наличие неприятного привкуса после исчезновения вкуса: да/нет, характер привкуса Заключение (примерное) (Приложение 6) Исследованы жевательные резинки двух групп детская и взрослая одной марки «Орбит». Детская жевательная резинка содержит 60% сахара. Взрослая ж/р сахара не содержит. Детская сохраняет вкус 4 мин., взрослая – 12 мин и после потери яркого вкуса не имеет неприятного привкуса. Детская ж/р после потери яркого вкуса сразу приобретает неприятный синтетический привкус, сопровождающийся слабым жжением десен, языка и внутренней поверхности щек. Рекомендации: не использовать детскую жевательную резинку в качестве освещающего средства, не давать ее детям.УЧИТЕЛЬ Благодаря вашим совместным усилиям, мы смогли познакомиться с совершенно другими качествами продукта, усиленного рекламируемого на телевидении и радио.Помимо работы с материалами презентации, вам предстоит выполнить ряд заданий, позволяющих определить степень вашего желания овладеть проблемой. Откройте стр. 118 пособия «Зеленая папка». На этой добавочной странице помещено задание, которое необходимо выполнить в тетради. На добавочных листах 119-119б имеются необходимые сведения для успешного завершения работы.ЗАДАНИЕ Для работы по теме: «Пищевые добавки жевательных резинок» Найдите на этикетках жевательных резинок известные вам группы пищевых добавок: подсластители, красители, стабилизаторы, ароматизаторы, органические кислоты. Выясните, какова основа жевательных резинок Запишите данные в таблицу Название жевательной резинки Подсласти­тели Индекс Красители Индекс Органичес­кие кислоты Индекс Пользуясь данными составленной вами таблицы и дополнительными материалами со стр. 196, запишите вероятные последствия, ожидающие человека, злоупотребляющего использованием жевательных резинок^ Многоатомные спирты жевательных резинок. Полиолы – многоатомные спирты, способны оказывать слабительный эффект. Средняя эффективная доза взрослого мужчины 30-40г. Полиолы работают как осмотические слабительные средства, они задерживают в толстом кишечнике часть воды. А при такой диарее могут теряться полезные для организма электролиты. К полиолам относят сорбит, ксилит, мальтит и маннит.Название жевательной резинки:Определи на одной из разновидностей жевательных резинок вид полиолов, входящих в ее состав и рассчитай их массу, приходящуюся на одну пачку жевательной резинки, если в100г резинки “Дирол” и “Орбит” содержится 64 г полиолов, в 100г резинки “Стиморол” – 68г полиолов. Сделай вывод о безопасности использования больших количеств жевательной резинки.Дополнительные листы 119-119бУЧИТЕЛЬ Выборочная проверка вариантов ответов и вариантов выводов. Сверка со слайдом.СПИСОК химических добавок, используемых в жевательных резинках Резиновая основа — 20% Сахар — 60% и более Вкусовые добавки: ментол, карвон, фруктовые ароматизаторы (яблоко, ананас, лайм, виноград) Красители: А) натуральные: свекольный сок Б) идентичные натуральным: диоксид титана (белый), нафталевый красный (Е-123), сансет желтый, понсо красный, тартразин, медная соль хлорофилла^ КЛАССИФИКАЦИЯ ПИЩЕВЫХ ДОБАВОК Группа веществ Торговый индекс Действие Е100-Е182 красители Усиливают или восстанавливают цвет продукта Е 200- Е 299 консерванты Повышают срок хранения продуктов, защищая их от микробов, грибков, бактериофагов.Химически стерилизующие добавки при созревании вин, дезифектанты. Е 330- Е 399 антиокислители Защищают от окисления, прогоркания и изменения цвета Е 400- Е599 стабилизаторы Сохраняют заданную консистенцию Е500-Е599 эмульгаторы Создают однородную смесь несмешиваемых фаз, например, воды и масла Е600-Е699 Усилители вкуса и аромата Е900-Е999 и далее пеногасители Предупреждают или снижают образование пены ^ ЗАПРЕЩЕНЫ В РОССИИЕ121-краситель цитрусовый красный Е123-красный амарант Е240-консервант формальдегид Действие химических добавок Канцерогены (К) Вызывают заболевания печени и почек (ПП) Вызывают заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖК) Аллергены (А) Е 103, Е 105, Е 121, Е 125, Е 126, Е 130, Е 131, Е142, Е 152, Е 210, Е 211, Е 213, Е 214, Е 215, Е 216, Е 216, Е 330, Е 467 Е 171-173, Е 320-322,Е 338-341, Е 407, Е 450, Е 461- 466 Е 221-226, Е 320-322. Е 338-341, Е 407, Е 450, Е 461-466 Е 230-232, Е 239. Е 311-313 ^ НЕ РАЗРЕШЕНЫ В РОССИИ, как не прошедшие всего комплекса испытаний Е103, Е107, Е125, Е127, Е128, Е140, Е153-155, Е160d, Е160f, Е166, Е173-175, Е180, Е182 Е209, Е213-219, Е225-228, Е230-233, Е237-238, Е241, Е263-264, Е282-283 Е302-303, Е305, Е308-314, Е317-318, Е323-325, Е328-329, Е343-345, Е349-352, Е355-357, Е359, Е365-368, Е370, Е375, Е381, Е384, Е387-390, Е399 Е403, Е408-409, Е418-419, Е429-436, Е441-444, Е446, Е462-463, Е465, Е467, Е474, Е476-480, Е482-489, Е491-496 Е505, Е512, Е519, Е521-523, Е535, Е 537-538, Е541-542, Е550, Е554-557, Е559-560, Е574, Е576-577, Е580 Е622-625, Е628-629, Е32-635, Е640-641 Е906, Е908-911, Е913, Е916-919, Е922-923, Е924b, ЕЕ925-926 Е1000-1001, Е1105, Е1503, Е1521УЧИТЕЛЬ (Приложение 7) Электронный тест окончательно проявит прочность знаний, полученных сегодня на уроке. Прошу вас занять места у мониторов и выполнить тест. Демонстрационный вариант выполняет…?(можно тест представить в слайд-презентации)УЧИТЕЛЬ Подведем итоги урока. Какими путями мы с вами определили наличие проблемы там, где царит видимое спокойствие? Почему эта проблема важна для каждого из нас? В чем, с вашей точки зрения, заключается полезность приобретенных сегодня знаний и навыков? Что с вашей точки зрения нам сегодня удалось на уроке? Какие моменты требуют дополнительной доработки? Может вы хотели бы внести предложения по продолжению работы над развитием темы урока?УЧИТЕЛЬ Оценивание долевого участия в проведении сегодняшнего урока проведем следующим образом: – по биологии (раздел экология человека) получают отличные оценки докладчики, работавшие с презентацией по добавкам. Остальные оцениваются по работе в тетради и на листах. – по информационным технологиям (слово учителю ИТ)УЧИТЕЛЬ В заключение благодарю всех за подготовку и проведении урока и хочу сказать, что соблюдение принципа разумной достаточности в потреблении для каждого человека глубоко личный выбор. Смею надеяться, что наш сегодняшний урок поможет вам определиться с этим непростым выбором.Дежурные, соберите тетради и листочки. УРОК ОКОНЧЕН.