2. Вступительное слово учителя

Ход урока: 1. Оргмомент. 2. Вступительное слово учителя. – Русский язык обладает огромным арсеналом слов, средств, приёмов, помогающих человеку не только по – разному выразить свои мысли, но и талантливо, красиво описать их. Может быть, иногда мы даже не задумываемся, каким огромным богатством – русской речью – мы обладаем. – Прослушайте небольшой отрывок и определите, из какого произведения он взят (Чтение 3 –х первых абзацев текста «Голуби»). – Это начало стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Голуби». 3. Актуализация знаний о стихотворении в прозе. – Чем отличается обычное рифмованное стихотворение от стихотворения в прозе? – Стихотворение в прозе можно пересказать, а обычное нельзя, т.к. разрушится его поэтичность. – Какими признаками обладает стихотворение в прозе? – Ему свойственны небольшой объём, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция. – Богомазова Ксения подготовила нам небольшую информацию о том, когда и при каких обстоятельствах были созданы И.С. Тургеневым «Стихотворения в прозе». – Стихотворения в прозе И.С.Тургенев создаёт в конце жизни. Последние годы он провёл во Франции, вдали от Родины, и этим объясняются настроения печали, грусти, тоски, характерные для этого цикла. В этих стихотворениях писатель ставит и решает самые сложные нравственные, социальные и эстетические проблемы. 4. Анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Голуби». – Вы уже знаете, что эмоциональная, образная речь никого не оставляет равнодушным. И сегодня мы убедимся в этом, анализируя стихотворение в прозе «Голуби» И. С. Тургенева, которое вы прочитали дома. А эпиграфом к уроку станут слова К.Г.Паустовского: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.» а) определение темы текста – Чтобы точнее определить тему текста «Голуби», давайте сравним его со стихотворением в прозе «Без гнезда» И.С.Тургенева. (Чтение текста «Без гнезда»). – Чем похожи стихотворения? – И в одном , и в другом звучит тема одиночества. – В каком из них повествование более напряжённое, почему? – «Без гнезда», т. к. оно пронизано чувством безысходности, заканчивается трагически. – А каким чувством, по – вашему, пронизан финал стихотворения в прозе «Голуби»? – Грустным, но всё же светлым чувством. – Кто находится в центре повествования стихотворения «Голуби»? – Лирический герой. – Что происходит с лирическим героем? – Он переживает своё одиночество. – Какова же тема данного произведения? – Это произведение о переживаниях лирического героя, вызванных наблюдениями за парой голубей. б) выявление количества микротем в тексте – Сколько микротем вы бы выделили в тексте «Голуби»? – 4. – Давайте кратко определим содержание каждой из них: 1 часть – показано состояние природы перед грозой. 2 часть – рассказывается о голубях. 3 часть – разыгралась буря. 4 часть – лирический герой любуется двумя голубями и в то же время грустит из – за своего одиночества . в) составление плана текста – Составим план, используя опорные предложения из текста. План 1) Назревала гроза великая. 2) Летят домой два голубя. 3) Сорвалась буря и пошла потеха… 4) Хорошо и грустно…г) выявление образов, созданных автором в тексте – Какие образы встретились вам в тексте? – лирический герой; – предгрозовое поле, туча, солнце; – голуби, летящие над полем, сидящие под крышей; – буря, гроза.д) анализ первой части текста – Назовите опорное предложение, кратко передающее основное содержание 1 части. – Надвигалась гроза великая. Кто наблюдал за надвигающейся грозой? – Лирический герой. Приведите из текста доказательства вашего утверждения. – «передо мною» «около меня» «я глядел» «думалось мне» «я стоял» Обратите внимание, что всё пространство для лирического героя делится на «около меня», «передо мною». Запишите эти слова в тетради в 2 колонки. Прочитайте получившуюся запись и скажите, на каком приёме строится эта часть текста? – Противопоставления, контраста. «около меня» «за рожью» то золотое, то тёмно – синяя туча; серебряное море; грузная громада; спелая рожь; синяя громада; солнце светило злая туча; туча горячо и тускло давила землюКакого типа речи эта часть текста? – Эта часть текста представляет собой описание. Этот вывод можно подтвердить использованием в тексте эпитетов и метафор. Заполните таблицу изобразительных средств примерами эпитетов и метафор из этой части текста. – эпитеты: душный воздух гроза великая тёмно – синяя туча зловещий блеск одинокий лист тоскливое томление злая туча – метафора: то золотым, то посеребрённым морем раскинулась и пестрела спелая рожь Прочтите, какие вы нашли в этом эпизоде эпитеты… метафоры. К какому стилю, по – вашему, относится этот текст? – К художественному, потому что он полон зримых картин и образов. 5. Физкультминутка. – Прервём нашу работу и немного отдохнём. Выполняем упражнение для плечевого пояса «Потягивание кошечки». Cядьте прямо, прогнитесь в пояснице, поднимаем руки через стороны вверх – вдох, опускаем кисти к плечам – выдох, локти свести вперёд. Повторим упражнение ещё два раза.е) выявление синтаксических особенностей в построении текста – А сейчас мы с вами о братим внимание на синтаксические особенности в построении текста, выполнив по вариантам небольшую самостоятельную работу. В -1 1)Среди предложений 1 – 7 найдите сложные бессоюзные. 2)Среди предложений 18 – 25 найдите сложные предложения, в состав которых входят односоставные безличные. 3)Среди предложений 17 – 22 найдите предложение с вводными словами.В -2 4) Среди предложений 10 – 15 найдите предложение, связанное с предыдущим контекстными синонимами и указательным местоимением. 5) Какой синтаксический приём используется в предложениях 2,7. 6) Описывая бурю в предложении 20 автор использует яркие… 1)1,2,5. 2) 20,23,24. 3) 18,21. 4) 14. 5) инверсию (не бегало зыби, не струился душный воздух, не слыхать, не видать ни одной птицы, попрятались воробьи). 6) сравнения (мечется как бешеный; словно в клочья разорванные; закачался отвесными столбами; слепят огнистой зеленью; стреляет как из пушки). – Итак, автор использует в тексте безличные предложения в составе сложного с целью передать состояние лирического героя, вводные слова «наконец»и «может быть», передающие радость от долгого ожидания грозы и предположение о спасении голубя от разбушевавшейся стихии, инверсию, иллюстрирующую затишье перед бурей , сравнительные обороты в разной форме.ё) анализ второй части текста – Просмотрите вторую часть текста, какие образы вы увидели здесь? – Сначала один белый голубь, потом два белых голубя. Подберите к ним контекстуальные синонимы, сохраняя последовательность их употребления в тексте. Запишите их в таблицу. – Что – то, белый платочек, снежный комок, белый голубь; два платка, два комочка, два белых голубя. Как называется стилистическая фигура, создающая для нас эффект постепенного приближения и узнавания?0 – Градация.ж) анализ третьей части текста – Назовите опорное предложение 3 части текста. – Сорвалась буря. Слова какой части речи здесь преобладают? – Глаголы. – Почему? – Глаголы помогают автору передать быструю смену явлений, стремительное движение: визжит, мечется, мчатся, закрутилось, смешалось, захлестал, свет – слепят, звуки – стреляет.з) сравнение 3 части текста с 4 – Как соотносятся заключительная часть текста с предыдущей? – Эти части противопоставлены. – Что сразу указывает на это? – На это указывает противительный союз но, с которого начинается четвёртая часть, и многоточие, которым оканчивается третья. – Что мы видим в 3 части? – Движение, смятение, разрушение. – А в 4 ? – Умиротворение, согласие, спокойствие. – Какими лексическими и синтаксическими средствами выражены чувства героя в последнем абзаце? – Лексический повтор слова хорошо передаёт тёплое чувство гармонии, а повтор слова один подчёркивает острое ощущение одиночества героя. Восклицания и обилие многоточий свидетельствуют о недосказанности, противоречивости чувств героя 6. Вывод (определение основной мысли текста).- Какова же основная мысль текста? – Основная мысль этого лирического произведения, вероятно, может быть выражена так: как бы ни был человек одинок, он может найти утешение в своей жизни, где вечно будет существовать любовь и самопожертвование. Слайд №2- Лирический герой глубоко переживает своё одиночество, ему не достаёт в жизни ощущения покоя и гармони, образ которых он видит в паре белых голубей, сидящих рядышком. И именно этот образ делает его печаль светлой. 7. Рефлексия. -Полученные сегодня на уроке навыки анализа текста помогут мне… 8. Итоги урока.- Вы заполнили таблицу изобразительных средств, из которой видно, как много их использовано всего лишь в одной миниатюре, насколько тщательно отбирал их писатель. (Комментирование поставленных оценок за урок). 9. Задание на дом. Написать сочинение – рассуждение по тезису: «Как бы ни был человек одинок, он может найти утешение в самой жизни…» – И в заключение урока послушайте романс на стихи С.А.Есенина «Отговорила роща золотая»

2. Вступительное слово учителя

Ход урока: 1. Оргмомент. 2. Вступительное слово учителя. – Русский язык обладает огромным арсеналом слов, средств, приёмов, помогающих человеку не только по – разному выразить свои мысли, но и талантливо, красиво описать их. Может быть, иногда мы даже не задумываемся, каким огромным богатством – русской речью – мы обладаем. – Прослушайте небольшой отрывок и определите, из какого произведения он взят (Чтение 3 –х первых абзацев текста «Голуби»). – Это начало стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Голуби». 3. Актуализация знаний о стихотворении в прозе. – Чем отличается обычное рифмованное стихотворение от стихотворения в прозе? – Стихотворение в прозе можно пересказать, а обычное нельзя, т.к. разрушится его поэтичность. – Какими признаками обладает стихотворение в прозе? – Ему свойственны небольшой объём, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция. – Богомазова Ксения подготовила нам небольшую информацию о том, когда и при каких обстоятельствах были созданы И.С. Тургеневым «Стихотворения в прозе». – Стихотворения в прозе И.С.Тургенев создаёт в конце жизни. Последние годы он провёл во Франции, вдали от Родины, и этим объясняются настроения печали, грусти, тоски, характерные для этого цикла. В этих стихотворениях писатель ставит и решает самые сложные нравственные, социальные и эстетические проблемы. 4. Анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Голуби». – Вы уже знаете, что эмоциональная, образная речь никого не оставляет равнодушным. И сегодня мы убедимся в этом, анализируя стихотворение в прозе «Голуби» И. С. Тургенева, которое вы прочитали дома. А эпиграфом к уроку станут слова К.Г.Паустовского: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.» а) определение темы текста – Чтобы точнее определить тему текста «Голуби», давайте сравним его со стихотворением в прозе «Без гнезда» И.С.Тургенева. (Чтение текста «Без гнезда»). – Чем похожи стихотворения? – И в одном , и в другом звучит тема одиночества. – В каком из них повествование более напряжённое, почему? – «Без гнезда», т. к. оно пронизано чувством безысходности, заканчивается трагически. – А каким чувством, по – вашему, пронизан финал стихотворения в прозе «Голуби»? – Грустным, но всё же светлым чувством. – Кто находится в центре повествования стихотворения «Голуби»? – Лирический герой. – Что происходит с лирическим героем? – Он переживает своё одиночество. – Какова же тема данного произведения? – Это произведение о переживаниях лирического героя, вызванных наблюдениями за парой голубей. б) выявление количества микротем в тексте – Сколько микротем вы бы выделили в тексте «Голуби»? – 4. – Давайте кратко определим содержание каждой из них: 1 часть – показано состояние природы перед грозой. 2 часть – рассказывается о голубях. 3 часть – разыгралась буря. 4 часть – лирический герой любуется двумя голубями и в то же время грустит из – за своего одиночества . в) составление плана текста – Составим план, используя опорные предложения из текста. План 1) Назревала гроза великая. 2) Летят домой два голубя. 3) Сорвалась буря и пошла потеха… 4) Хорошо и грустно…г) выявление образов, созданных автором в тексте – Какие образы встретились вам в тексте? – лирический герой; – предгрозовое поле, туча, солнце; – голуби, летящие над полем, сидящие под крышей; – буря, гроза.д) анализ первой части текста – Назовите опорное предложение, кратко передающее основное содержание 1 части. – Надвигалась гроза великая. Кто наблюдал за надвигающейся грозой? – Лирический герой. Приведите из текста доказательства вашего утверждения. – «передо мною» «около меня» «я глядел» «думалось мне» «я стоял» Обратите внимание, что всё пространство для лирического героя делится на «около меня», «передо мною». Запишите эти слова в тетради в 2 колонки. Прочитайте получившуюся запись и скажите, на каком приёме строится эта часть текста? – Противопоставления, контраста. «около меня» «за рожью» то золотое, то тёмно – синяя туча; серебряное море; грузная громада; спелая рожь; синяя громада; солнце светило злая туча; туча горячо и тускло давила землюКакого типа речи эта часть текста? – Эта часть текста представляет собой описание. Этот вывод можно подтвердить использованием в тексте эпитетов и метафор. Заполните таблицу изобразительных средств примерами эпитетов и метафор из этой части текста. – эпитеты: душный воздух гроза великая тёмно – синяя туча зловещий блеск одинокий лист тоскливое томление злая туча – метафора: то золотым, то посеребрённым морем раскинулась и пестрела спелая рожь Прочтите, какие вы нашли в этом эпизоде эпитеты… метафоры. К какому стилю, по – вашему, относится этот текст? – К художественному, потому что он полон зримых картин и образов. 5. Физкультминутка. – Прервём нашу работу и немного отдохнём. Выполняем упражнение для плечевого пояса «Потягивание кошечки». Cядьте прямо, прогнитесь в пояснице, поднимаем руки через стороны вверх – вдох, опускаем кисти к плечам – выдох, локти свести вперёд. Повторим упражнение ещё два раза.е) выявление синтаксических особенностей в построении текста – А сейчас мы с вами о братим внимание на синтаксические особенности в построении текста, выполнив по вариантам небольшую самостоятельную работу. В -1 1)Среди предложений 1 – 7 найдите сложные бессоюзные. 2)Среди предложений 18 – 25 найдите сложные предложения, в состав которых входят односоставные безличные. 3)Среди предложений 17 – 22 найдите предложение с вводными словами.В -2 4) Среди предложений 10 – 15 найдите предложение, связанное с предыдущим контекстными синонимами и указательным местоимением. 5) Какой синтаксический приём используется в предложениях 2,7. 6) Описывая бурю в предложении 20 автор использует яркие… 1)1,2,5. 2) 20,23,24. 3) 18,21. 4) 14. 5) инверсию (не бегало зыби, не струился душный воздух, не слыхать, не видать ни одной птицы, попрятались воробьи). 6) сравнения (мечется как бешеный; словно в клочья разорванные; закачался отвесными столбами; слепят огнистой зеленью; стреляет как из пушки). – Итак, автор использует в тексте безличные предложения в составе сложного с целью передать состояние лирического героя, вводные слова «наконец»и «может быть», передающие радость от долгого ожидания грозы и предположение о спасении голубя от разбушевавшейся стихии, инверсию, иллюстрирующую затишье перед бурей , сравнительные обороты в разной форме.ё) анализ второй части текста – Просмотрите вторую часть текста, какие образы вы увидели здесь? – Сначала один белый голубь, потом два белых голубя. Подберите к ним контекстуальные синонимы, сохраняя последовательность их употребления в тексте. Запишите их в таблицу. – Что – то, белый платочек, снежный комок, белый голубь; два платка, два комочка, два белых голубя. Как называется стилистическая фигура, создающая для нас эффект постепенного приближения и узнавания?0 – Градация.ж) анализ третьей части текста – Назовите опорное предложение 3 части текста. – Сорвалась буря. Слова какой части речи здесь преобладают? – Глаголы. – Почему? – Глаголы помогают автору передать быструю смену явлений, стремительное движение: визжит, мечется, мчатся, закрутилось, смешалось, захлестал, свет – слепят, звуки – стреляет.з) сравнение 3 части текста с 4 – Как соотносятся заключительная часть текста с предыдущей? – Эти части противопоставлены. – Что сразу указывает на это? – На это указывает противительный союз но, с которого начинается четвёртая часть, и многоточие, которым оканчивается третья. – Что мы видим в 3 части? – Движение, смятение, разрушение. – А в 4 ? – Умиротворение, согласие, спокойствие. – Какими лексическими и синтаксическими средствами выражены чувства героя в последнем абзаце? – Лексический повтор слова хорошо передаёт тёплое чувство гармонии, а повтор слова один подчёркивает острое ощущение одиночества героя. Восклицания и обилие многоточий свидетельствуют о недосказанности, противоречивости чувств героя 6. Вывод (определение основной мысли текста).- Какова же основная мысль текста? – Основная мысль этого лирического произведения, вероятно, может быть выражена так: как бы ни был человек одинок, он может найти утешение в своей жизни, где вечно будет существовать любовь и самопожертвование. Слайд №2- Лирический герой глубоко переживает своё одиночество, ему не достаёт в жизни ощущения покоя и гармони, образ которых он видит в паре белых голубей, сидящих рядышком. И именно этот образ делает его печаль светлой. 7. Рефлексия. -Полученные сегодня на уроке навыки анализа текста помогут мне… 8. Итоги урока.- Вы заполнили таблицу изобразительных средств, из которой видно, как много их использовано всего лишь в одной миниатюре, насколько тщательно отбирал их писатель. (Комментирование поставленных оценок за урок). 9. Задание на дом. Написать сочинение – рассуждение по тезису: «Как бы ни был человек одинок, он может найти утешение в самой жизни…» – И в заключение урока послушайте романс на стихи С.А.Есенина «Отговорила роща золотая»