20 08-2012 г. Концепция подпрограммы

2008-2012 г.Концепция подпрограммыМодернизация российской системы образования, требования к уровню подготовки выпускников школы в ус­ловиях компетентностного подхода, научно-технический прогресс и быстро меняющиеся условия общественной жизни, предъявляемые человеку новые требования, вы­полнить которые под силу только творческой, способной гибко реагировать на смену обстоятельств, личности, обу­словило необходимость формирования и развития интел­лектуального и духовного потенциала нации. Наличие способных учащихся в школе подчеркивают актуальность и необходи­мость данной программы развития одаренных детей. В нашем образовательном учреждении: ведется определенная работа по обновлению содержания образования, форм, методов и приемов организации образовательного про­цесса с учетом современных требований; решаются задачи развития творческих способ­ностей и интеллекта учащихся; осуществляется профильная подготовка по от­дельным предметам; формируется нравственный и гражданский об­лик выпускника; развернута научно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов; учащиеся имеют определенные успехи в город­ских, областных олимпиадах, конкурсах, спор­тивных соревнованиях. Такая деятельность дает положительный резуль­тат. Вместе с тем, в деятельности школы по выявлению, подготовке и развитию одаренных детей имеются проблемы, а именно отсутствует система: психолого-педагогической диагностики одаренных детей; адресной поддержки учащихся и педагогов для развития способности таланта; работы с семьями одаренных детей; адаптации в социуме одаренных детей. Организуя работу с одаренными детьми, мы выявили противоречия в системе образования: Традиционная педагогика не ориентирована на работу с одаренными детьми. Условия массовой общеобразовательной школы, значительно затрудняет работу со способными детьми. Наличие в классе детей с разным социальным и интеллектуальным уровнем. Это требует от учителя проявления профессиональной компетентности по выявлению, организации и развитию одаренных учащихся. Неоднозначное трактование в психолого-педагогической литературе понятий «одаренность», «креативность», «способности», «творческие способности».^ Приоритетные направления образовательного процесса в работе одаренными детьми: развитие у одаренных детей качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложившемся мире социальных отношений; формирование духовного потенциала личности, ее развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию; утверждение здорового образа жизни школьника; развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одаренных детей.Организация воспитательной работы в рамках программы: воспитание учащихся на принципах общечеловеческих ценностей; формирование духовной культуры, общекультурной компетенции; формирование высокой речевой культуры; обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей.Требования к педагогическим кадрам в реализации программы: высокая профессиональная компетентность; высокий уровень теоретической подготовки; активная научно-методическая деятельность; владение возрастной психологией; стремление к самообразованию и самосовершенствованию; требовательность и умение найти подход к нестандартным детям; общекультурная эрудированность; доброжелательность, высокий педагогический такт; наличие организаторских способностей; знание и применение здоровьесберегающих технологий.Социально-психологическое обеспечение реализации программы: создание банка данных с содержательными характеристиками одарен­ных детей; создание психолого-развивающего пространства, как наиболее благо­приятствующего реализации программы; обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции; формирование умения адаптироваться в социально значимой среде (семье, среде сверстников, педагогов); организация работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.Материально-техническое обеспечение: пополнение библиотечного фонда школы справочной, научно-популяр­ной литературой, энциклопедиями, периодическими изданиями; компьютеризация образовательного процесса; обеспечение необходимым оборудованием и материалами для органи­зации работы кружков, клубов, секций; привлечение внебюджетных средств и спонсорского финансирования для материального поощрения одаренных детей.Семейные аспекты развития одаренного ребенка: создание условий для освоения родителями способов формирования и развития одаренных детей; учет личностных особенностей одаренных детей, оказание помощи и поддержки в создании благоприятного семейного микроклимата. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.^ Одаренные дети: имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного трудаУсловно можно выделить следующие категории одаренных детей: Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями. Дети с высокими творческими (художественными) способностями. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.^ Идея подпрограммы: социальная и общественная поддержка способных и одаренных детей.Цель подпрограммы: создание условий для выявления, поддержки и развития способных и одаренных детей.^ Задачи подпрограммы: Разработать систему психолого-педагогической диагностики одаренных детей в школе. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей. Продумать систему стимулирования творческой деятельности одаренных детей. Обобщить опыт работы педагогов с одаренными детьми.Сроки реализации: 2008-2012 гг.Ожидаемые результаты: Обеспечены условия для развития всех учащихся школы. Изменены показатели социального статуса, социального интеллекта и школьной успеваемости. Повышение показателей успешности детей на городских, областных, рос­сийских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Повышение качества образования.^ Цели и задачи работы с одаренными детьми Цели Задачи 1. Выявление одаренных детей 1.Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми. 2.Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации. 3. Накопление библиотечного фонда по данному вопросу. 4. Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения,диагностики. 5. Проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющихучащимся проявить свои способности. 2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто одаренных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественных скачок в развитии их способностей. 1. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. 2. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.Формы работы с одаренными учащимися: групповые занятия с одаренными учащимися; факультативы; предметные кружки; кружки по интересам; конкурсы; курсы по выбору; участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам; интеллектуальные марафоны. Программа развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути и реализуется в действии.^ СОДЕРЖАНИЕ ПОДПРОГРАММЫ1. Методические требования к организации и практической реализации подпрограммы «Одарённые дети» Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании». Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся. Разработка системы мер по повышению квалификации пед. кадров, работающих с одаренными детьми. Совместная коррекционно-методическая работа учителей-предметников и психолога. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений. Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.^ 2. Организационная деятельность школы 2.1. Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования. Организация патронажа между учителями предметниками и способными учащимися. Организация методической работы с пед. коллективом, обеспечение учебно-методической литературой. Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы, индивидуальные занятия, кружки, секции) и внешкольного образования.^ 3. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей илипредметов Рациональное наполнение школьного компонента БУПа с учетом склонностей и запросов, учащихся через формирование факультативов, кружков. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в муниципальных и областных олимпиадах. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций. Организация занятий группы учащихся с психологом.^ 4. Наблюдение, контроль за выполнением подпрограммы Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.^ План мероприятий по выполнению подпрограммы «Одаренные дети»на 2008-2012 г.г. № Мероприятия Сроки Ответственные 1. Диагностика одаренных детей Февраль ежегодно Ушакова И.С. педагог-психолог 2. Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся Март ежегодно Четверикова Е.С. замдиректора по УВР 3. Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметниками Март ежегодно Четверикова Е.С. замдиректора по УВР 4. Расширение сети курсов по выбору с учетом способности и запросов учащихся Май, ежегодно Администрация 5. Организация и проведение школьных олимпиад. Октябрь ежегодно Четверикова Е.С. замдиректора по УВР 6. Участие в муниципальных, областных олимпиадах Ноябрь, декабрь ежегодно Четверикова Е.С. замдиректора по УВР 7. Анализ и корректировка результативности и выполнения подпрограммы «Одаренные дети» 2009, 2010, 2011 январь Администрация 8. Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми Постоянно Четверикова Е.С. замдиректора по УВР 9. Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми Постоянно Учителя-предметники 10. Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. 2008 г Администрация 11 Повышение профессионального мастерства через участие в семинарах, курсовую подготовку Сентябрь Каменских Н.А. директор школы 12 Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей С 2008 года Мещерякова И.А. Зам.директора по ВР 16 Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми. Проведение мастер-класса Ежегодно Метод, совет школы руководители ШМО 18 Проведение предметных недель и декад Ежегодно Четверикова Е.С. замдиректора по УВР