Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа поселок Сидима район имени Лазо Хабаровского края Авторы: Стригунов Вадим, 8 класс, МОУСОШ п. Сидима Мехтиева Эльвира, 7 класс, МОУСОШ п. Сидима Научный руководитель: Супрун Валентина Васильевна, учитель биологии МОУСОШ п. Сидима 2010 год Уже более трех лет в средней общеобразовательной школе п. Сидима работает детское творческое объединение «Занимательная микробиология». Объединение занимается в отдельный кабинете биологии на втором этаже, оборудованный всем необходимым инвентарем, материалом, аппаратами, химикатами и т. д. Здесь занимаются дети среднего и старшего школьного возраста. В кружке учащиеся имеют возможность не только увидеть, как выглядят различные виды бактерий, простейших, грибов, водорослей и др. под микроскопом, но и научиться самостоятельно добывать и определять различные виды микроорганизмов из воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, покровов человека и животных, с поверхностей различных предметов и т. д. Учащиеся детского объединения учатся ставить опыты с микроорганизмами, делать сравнительный анализ, выполнять простые научные работы. Лучшие научные работы могут участвовать в научных конференциях различного уровня. Юные натуралисты занимаются изучением биологии в уголке живой природы. Эти занятия способствует расширению кругозора, углублению знаний по естественным наукам, а также содействуют профессиональной ориентации учащихся. Школьники получают специализированные знания по технологии разведения, содержания и кормления различных видов зверей, птиц и рыб с учётом их биологических особенностей. Юные натуралисты, наблюдая за поведением своих питомцев в живых уголках и в естественных условиях, делают первые шаги в научно-исследовательской работе. Кружок «Занимательная микробиология», организованный в школе, работает по программе «Аквариумист». Программа рассчитана для обучающихся 2–5 классов, которые увлекаются содержанием и разведением аквариумных рыб у себя дома, а также обучающихся, которым нравится ухаживать и наблюдать за жизнью, происходящей в водном мире аквариума. Аквариум позволяет всесторонне изучать живые организмы, их индивидуальное развитие, связь со средой обитания, взаимоотношения. Наблюдения, проводимые за аквариумом, дают возможность для научно-исследовательской работы. В опытах и наблюдениях за обитателями аквариума обучающиеся открывают увлекательный мир сложных взаимоотношений и их закономерности. Формы и методы работы объединения: беседы, экскурсии, работа с научно-популярной литературой, практические занятия. На заключительных занятиях кружка подводятся итоги, обсуждаются результаты опытов и наблюдений. Практическая часть программы: подготовка аквариумов, составление грунта, подбор и размещение растений, использование камней, корней, декорирование аквариумов. Всё это также воспитывает у школьников художественный вкус. ^ Информация о научном обществе учащихся № Параметры информации Содержание информации 1. Данные об ученическом совете Группа учащихся 6-8 классов (8 членов), проводящие исследования в уголке живой природы 1.1. Регион, в котором находится ученическое сообщество Хабаровский край 1.2. Полное наименование общеобразовательного учреждения, в котором находится ученическое сообщество Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Сидима муниципального района имени Лазо Хабаровского края 1.3. Количество членов ученического сообщества 8 человек из 6-8 классов 1.4. Адрес общеобразовательного учреждения, в котором находится ученическое сообщество 6 8 2 9 0 6 п.Сидима, район им. Лазо, Хабаровского края, ул. Центральная 15. 1.5. E-mail [email protected] 1.6. Web-site http://www.sidima-shool.ucoz.ru 2. Данные о контактном лице по вопросам исследовательской, проектной деятельности ученического сообщества Голыч Ольга Ивановна- заместитель директора по учебно-воспитательной работе, телефон 89242151603 3. Данные о содержании исследовательской, проектной деятельности ученического сообщества Изучение животного и растительного мира на основе материалов уголка природы. Постановка лабораторных опытов и проведение исследований 3.1 Направление исследовательской, проектной дельности Направление – наука: биология, живая природа область знаний – зоология, биология 3.2 Сроки 2007 – 2009 3.3 Цель Углубление знаний по зоологии, биологии на основе экспонатов уголка живой природы 3.4 Руководитель ( Ф.И.О., основное место работы) Супрун В.В. – заместитель директора ВР, учитель биологии 4 Данные о полученных результатов и тиражируемых продуктах деятельности Получены результаты, созданы рефераты по исследуемой теме «Влияние света на развитие личинок жабы обыкновенной» «Изучение водорослей в аквариумных условиях” 4.1 Характеристика полученных результатов деятельности (охарактеризовать в нескольких фразах результат) Выявлена степень влияния света и темноты на жизнедеятельность личинок жабы. Вычислен коэффициент выживаемости личинок в лабораторных условиях. Рассмотрены факторы, влияющие на степень роста и активность личинок. Выявлены факторы, влияющие на рост, развитие и размножение водорослей. Изучены способы подавления их развития. 4.2. Где можно познакомиться с результатами деятельности (публикации, СМИ, интернет (ссылки), иное) Школьный сайт http://www.sidima-shool.ucoz.ru 4.3. Характеристика полученных тиражируемых продуктов (назвать продукт и дать краткую аннотацию) Публикация «Влияние света на развитие личинок жабы обыкновенной» Содержание: Введение. Характеристика вида. Материалы и методы. Результаты. Выводы. ЛитератураПубликация «Изучение водорослей в аквариумных условиях» Содержание: Введение. Материал и методика исследования. Общая характеристика водорослей. Представители водорослей. Значение водорослей. Водоросли и аквариум. Оптимальные условия в аквариуме. Параметры воды. Способы борьбы с водорослями. Представители водорослей в аквариуме. Результаты исследований. Выводы 4.4. Специальные условия использования продуктов (какие условия должны быть созданы в образовательном учреждении для использования продуктов) Наличие уголка природы, микроскопы, аквариум 4.5. Кому принадлежат права использования продуктов? МОУ СОШ п.Сидима 5. Данные связи с другими учреждениями, организациями (сетевое взаимодействие, совместные проекты) На сайте ИППК ссылка краевое НОУ 6. Какая нормативно – правовая база у сообщества имеется (Устав, Положения, структура и т.д.) Устав уголка живой природы, Положение о живом уголке, структура ^ Исследовательская работа «Изучение водорослей в аквариумных условиях” Авторы: Стригунов Вадим, 8 класс, МОУСОШ п. Сидима Мехтиева Эльвира, 7 класс, МОУСОШ п. Сидима^ Научный руководитель: Супрун Валентина Васильевна, учитель биологии МОУСОШ п. СидимаСодержание:Введение Материал и методика исследования Общая характеристика водорослей Представители водорослей Значение водорослей Водоросли и аквариум Оптимальные условия в аквариуме Параметры воды Способы борьбы с водорослями Представители водорослей в аквариуме Результаты исследований Выводы Рекомендации аквариумистам Словарь Список использованной литературы Введение Первые живые организмы появились в водной среде, и биологи в начало растительной системы поставили водоросли — одно- и многоклеточные низшие растения, давшие начало образованию на границе между водой и сушей первым высшим наземным растениям. Водоросли (algae) являются простейшими растениями и бывают размерами от микроскопических одноклеточных до 70-метровой морской травы. Особенностью водорослей является их умение приспосабливаться к различным условиям и быстрое размножение. Многие виды водорослей способны, в виде спор, распространяться из одного водоема в другой по воздуху. Водоросли способны жить в любой воде — пресной, соленой, чистой, грязной, стоячей и быстро текущей. Они могут расти на предметах и растениях, а могут плавать в толще воды (зеленая вода) или на ее поверхности. Почти 25 миллиардов лет водоросли были единственными представителями растительности на Земле. Только около 500 миллионов лет назад появились высшие растения. В течение этого периода, кажущегося бесконечно большим, водоросли достигли экологического совершенства, и это в свою очередь сыграло выдающуюся роль в прогрессивном развитии флоры и фауны на планете. Водоросли — весьма весомая часть аквариумистики. Однако в случае буйного роста, они становятся серьезной проблемой, как для владельца аквариума, так и для его обитателей. Процесс «зацветания» аквариума влияет не только на его внешний вид, но и ухудшает качество воды настолько, что жизнь других аквариумных обитателей подвергается серьезной опасности. Многие аквариумисты сразу бросают свое хобби только потому, что они не смогли преодолеть нашествие этих растений. Поэтому проблема водорослей требует особого внимания. Целью данной работы является формирование целостного представления о водорослях и создание оптимальных условий в аквариуме. В ходе достижения цели решались следующие задачи: изучить основные особенности водорослей (представители, распространение, значение в природе и жизни человека, клеточное строение); изучить причины появления водорослей; изучить основных представителей водорослей, обитающих в аквариуме; изучить способы борьбы с водорослями; дать рекомендации по содержанию аквариума. ^ Материал и методика исследования Под руководством Супрун Валентина Васильевна – учителя биологии МОУСОШ п. Сидима мы выяснили, что водоросли – это низшие растения. Водоросли — друзья или враги? С одной стороны водоросли могут оказывать нам большую помощь (служат кормом для мальков и рыб, служат убежищем для одноклеточных организмов), а с другой стороны чрезмерное развитие водорослей может причинить много хлопот и даже вред. В процессе изучения были использованы следующие методы: литературный обзор (нами были проработаны 8 книг и интернет-источники по теме водоросли); наблюдение за экспериментом; использование в работе опросных данных; умозаключения— знания, полученные из литературных источников (Великанов Л. Л. «Курс низших растений») переносятся на менее изученных, сходных по существенным свойствам, качествам объект (водоросли из аквариума живого уголка). ^ Общая характеристика водорослей По современной системе растительный мир разделен на два подцарства: низшие и высшие растения. К низшим растениям, которые возникли около 2 млрд лет назад, относятся наиболее просто устроенные представители растительного мира. Характерной особенностью этой группы организмов является то, что их тело не расчленено на вегетативные органы (корень, стебель, лист) и представлено талломом, или слоевищем. В отличие от высших растений у них отсутствуют ткани, а органы полового и бесполого размножения, как правило, одноклеточные. Низшие растения — водоросли и лишайники — широко распространены в природе и играют исключительно важную роль в общем круговороте веществ. Водоросли, как и говорит само их название,— это растения, обитающие в воде. Однако это не совсем так. Водоросли способны жить и размножаться в таких условиях, которые на первый взгляд кажутся совершенно не пригодными для обитания. Строение водорослей очень разнообразно. Они могут быть одноклеточными, колониальными, многоклеточными. Размеры их варьируют от нескольких микронов до 30 метров. Всего в природе насчитывается около 30 тысяч видов водорослей. Это самые древние растения Земли. Они обнаружены в отложениях, образованных от трех до одного миллиарда лет назад. Это им обязана земная атмосфера появлением кислорода. За такой длительный срок развития водоросли приспособились к самым невероятным условиям существования. Основная масса их обитает в морях, океанах, реках, ручьях, болотах – везде, где есть вода. Однако многие виды встречаются и на поверхности почвы, на скалах, в снегу, горячих источниках, соленых водоемов, где концентрация соли достигает 300 граммов на литр воды, и даже… в волосах ленивцев, обитающих во влажных лесах Южной Америки, и внутри волос белых медведей, живущих в зоопарках. У белых медведей волосы внутри полые, и там поселяются хлореллы вульгарис. При массовом развитии водоросли «окрашивают» животных в зеленый цвет. Однако жизнь всех этих растений связана с водой, они могут легко переносить пересыхание, промерзание, но стоит появиться достаточному количеству влаги, как поверхность предметов покрывается зеленым налетом. Есть виды водорослей, обитающие в качестве симбионтов внутри организма некоторых животных и растений. Всем известный лишайник — пример симбиоза гриба и водоросли. Наземные, или, как их еще называют, воздушные водоросли, можно встретить на стволах деревьев, скалах, крышах домов, заборах. Эти водоросли обитают везде, где есть хоть малейшее постоянное увлажнение дождем, туманом, брызгами водопадов, росой. В засушливые периоды водоросли высыхают настолько, что легко крошатся. Произрастая на открытых участках, они днем сильно прогреваются на солнце, ночью охлаждаются, а зимой промерзают. Несмотря на, казалось бы, неблагоприятные условия жизни, воздушные водоросли нередко развиваются в массовом количестве, образуя на поверхности предметов яркие налеты зеленого или красного цвета. Особенно много наземных водорослей в районах с влажным и теплым климатом. На ледниках, снежниках, льдах нередко поселяются холодолюбивые водоросли. В этих условиях они размножаются иногда настолько интенсивно, что окрашивают поверхность льда и снега в самые разнообразные цвета — красный, малиновый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый, бурый и даже… черный — в зависимости от преобладания тех или иных холодолюбивых водорослей. «Цветение» льда в отличие от «цветения» снега происходит в основном за счет массового развития водорослей не на поверхности льда, а на нижних его частях, погруженные в морскую воду. Затем, с наступлением зимы, они вмерзают в лед. А по мере летнего оттаивания замерзшие водоросли постепенно выходят на поверхность, где в лужах опресненной воды отмирают. Водоросли развиваются и в озерах, где соленость настолько велика, что соль выпадает из насыщенного раствора. Очень высокую соленость переносят лишь немногие водоросли. Значительная часть водорослей обитает в почве. Наибольшее их число встречается на поверхности почвы и в самом верхнем ее слое, куда проникает солнечный свет. Здесь они живут за счет фотосинтеза. С глубиной их численность и видовое разнообразие резко снижаются. Наибольшая глубина, на которой были обнаружены жизнеспособные водоросли, 2 метра. Ученые считают, что туда их заносит вода или почвенные животные. В таких неблагоприятных условиях водоросли способны переходить на питание растворенными органическими веществами. Корочки водорослей на почве, высыхающие в сухие периоды, начинают расти уже через несколько часов после увлажнения. У некоторых почвенных водорослей важным защитным приспособлением против засухи является обильное образование слизи, которая даже при небольшом увлажнении способна быстро поглощать и удерживать большое количество воды, в 8-10 раз превышающее сухую массу водорослей. Таким образом, водоросли не только запасают воду, предотвраращая высыхание, но и быстро поглощают ее при увлажнении. Эти водоросли очень жизнеспособны. Например, удалось оживить те, которые хранились в музеях в сухом состоянии десятки лет. Они способны переносить резкие колебания температур. Многие из них оставались жизнеспособными после того, как их нагревали до 100 или охлаждали до 195 градусов. Почвенные водоросли обладают устойчивостью против ультрафиолетового облучения и даже… радиоактивных излучений. Обладая различными приспособлениями против неблагоприятных условий среды, они первыми заселяют поверхность грунтов и принимают участие в почвообразовательном процессе, особенно в его начальной стадии (Садчиков А., 1988). Тело этих растений, называемое слоевищем, или талломом, может быть дифференцировано на отдельные части, однако у него нет ни корней, ни стебля, ни листьев. В организации клетки у большинства водорослей нет существенных отличий от типичных клеток высших растений, но они имеют свои особенности. Клетки водоросли одеты постоянной клеточной оболочкой. Цитоплазма у большинства расположена тонким постенным слоем и окружает большую центральную вакуоль с клеточным соком. Из органелл особенно заметны хроматофоры (в переводе с греческого «несущий цвет»), которые в отличие от хлоропластов высших растений разнообразны по форме, числу, строению, местоположению в клетке и набору пигментов. Они могут быть чашевидными, спиральными, пластинчатыми, звездчатыми, цилиндрическими, дисковидными и др. На свету в хроматофоре в процессе фотосинтеза образуется сахар и выделяется кислород. Веществами запаса у водорослей служит крахмал, масло, волютин, гликоген, водорастворимый полисахарид ламинарин и др. Размножение водорослей осуществляется вегетативным, бесполым, и половым путем. Вегетативное размножение у одноклеточных организмов происходит путем деления клетки, у колониальных и нитчатых водорослей происходит путем распада колоний или нитей на отдельные фрагменты, из которых развиваются новые особи. При бесполом размножении происходит деление протопласта обычных или особых клеток, называемых спорангиями, с образованием неподвижных спор. Попадая в благоприятные условия, споры прорастают в новую водоросль. Половой процесс заключается в слиянии двух половых клеток, в результате чего образуется зигота, вырастающая в новую особь или дающая зооспоры (Лемеза Н. А., 2000).^ Представители водорослей Известно более 40 тыс. видов водорослей, которые объединяются в отделы: Сине-зеленые, Зеленые, Харовые, Золотистые, Диатомовые, Красные, Бурые и др. Все отделы в процессе эволюции развивались в основном независимо друг от друга. Вероятно, от каких-то водорослей происходят наземные высшие растения. ^ Сине-зеленые водоросли включают 2500 видов. Древнейшие из найденных до настоящего времени ископаемых растений. Хлорофилл разбросан по цитоплазме. Содержат синий пигмент. Встречаются в пресной воде водоемов и луж. Иногда их так много, что они окрашивают воду и придают ей неприятный вкус и запах. ^ Зеленые водоросли — водоросли зеленого цвета. Во время «цветения» мелких луж или водоемов наиболее часто в воде встречается одноклеточная зеленая водоросль хламидомонада. В переводе с греческого «хламидомонада» означает «простейший организм, покрытый одеждой» — оболочкой. Хламидомонада различима только под микроскопом. Она движется в воде при помощи двух жгутиков, находящихся на переднем, более узком конце клетки. Дышит кислородом, растворенным в воде. Может поглощать из окружающей среды готовые органические вещества, растворенные в воде. Поэтому хламидомонаду вместе с другими одноклеточными зелеными водорослями используют в очистных сооружениях. Здесь воду очищают от вредных примесей. Хлорелла — тоже одноклеточная зеленая водоросль, широко распространенная в пресных водоемах и почвах. Клетки ее мелкие, шаровидные, содержат зеленый хроматофор. Хлорелла очень быстро размножается и активно поглощает из окружающей среды органические вещества. Примером многоклеточных зеленых водорослей является спирогира и улотрикс. В проточных водоемах часто можно заметить ярко-зеленые скопления шелковистых нитей, прикрепленных к подводным камням и корягам. Это — многоклеточная нитчатая зеленая водоросль улотрикс. Его нити состоят из ряда коротких клеток; в цитоплазме каждой из них расположены ядро и хроматофор в виде незамкнутого кольца. Клетки делятся, и нить растет. Питается улотрикс так же, как и хламидомонада. Спирогира распространена в стоячих и медленно текущих водах, где нередко образует большие массы «тины» ярко-зеленого цвета. Она представляет собой тонкую нить, состоящую из длинных цилиндрических, расположенных в один ряд клеток с хорошо заметной клеточной стенкой. Снаружи нити одеты слизистым чехлом. Хроматофор имеет вид спирально изогнутой ленты. ^ Бурые водоросли по внешнему виду — разветвленные кустики, пластинки, ленты, сложно расчлененные на стебле- и листовидные органы. Бурые водоросли стоят на более высоком уровне, чем все другие группы. Почти все живут в морях, образуя своеобразные подводные леса и луга. Такие водоросли могут задержать катер, замедлить движение более крупного судна, помешать посадке гидросамолета. Примером этих водорослей является — ламинария. ^ Красные водоросли обитают на большей глубине, из них добывают студенистое вещество агар-агар, широко применяемое в кондитерской промышленности и при проведении лабораторных работ, связанных с выращиванием микроорганизмов. ^ Значение водорослей Повсеместное распространение водорослей определяет их огромное значение в биосфере и хозяйственной деятельности человека. Благодаря способности к фотосинтезу они являются основными продуцентами громадного количества органических веществ в водоемах, которые широко используются животными и человеком. Поглощая из воды углекислый газ, водоросли насыщают ее кислородом, необходимым для всех живых организмов водоемов. Велика их роль в биологическом круговороте веществ, в циклическом характере которого природой решена проблема длительного существования и развития жизни на Земле. В историческом и геологическом прошлом водоросли принимали участие в образовании горных и меловых пород, известняков, рифов, особых разновидностей угля, ряда горючих сланцев, явились родоначальниками растений, заселивших сушу. Водоросли чрезвычайно широко используются в различных отраслях хозяйственной деятельности человека, в том числе пищевой, фармацевтической и парфюмерной промышленности. В восточной юго-восточной Азии давно уже используют морские водоросли для приготовления супов. Их выращивают в лиманах на воткнутых в ил бамбуковых палках или на деревянных рамах, опущенных в воду узких заливов. Морская и водяная культуры начали давать во многих странах обнадеживающие результаты. Японская кухня использует водоросли при выпечке хлеба, добавляет их в пирожные, пудинги и мороженое. Даже консервирование грибов производится с помощью водорослей. В кадки укладывают один ряд грибов, затем один ряд морских водорослей и т.д. Во многих городах мира открыты специализированные кафе, где можно попробовать самые различные блюда из водорослей. Кроме того в морских водорослях установлено наличие витаминов А, В1, В2, В12, С и D, йода, брома, мышьяка и других веществ. Водоросли проникли в сельское хозяйство и в животноводство. Помидоры, перец и арбузы быстрее созревают и дают больший урожай, если их опрыскать мукой из водорослей. Коровы и куры становятся более продуктивными, если вводить им в пищу концентраты из водорослей. Одноклеточная зеленая хлорелла вырабатывает большое количество кислорода, аккумулирует органические вещества, используя меньший объем суспензии, имеет более короткий период вегетации, очень быстро размножается, а вся биомасса водоросли может быть использована в качестве пищи. Ее питательные качества – самые высокие в растительном мире. Содержание белка составляет 50% от сухой массы, содержатся также все 8 аминокислот, необходимых для жизнедеятельности человека, и все витамины. Эти способности хлореллы позволяют использовать эти микроводоросли для регенерации воздуха в замкнутых биологических системах жизнеобеспечения человека при длительных космических полетах и подводном плавании. В последние годы у нас в стране и за рубежом культивируются микроводоросли на коммунально-бытовых и промышленных сточных водах с целью биологической очистки и дальнейшего использования их биомассы для получения метана или применения в промышленности и сельскохозяйственном производстве. (Оприш Т., 1986) ^ Водоросли в аквариуме Для украшения наших аквариумов мы в абсолютном большинстве случаев используем высшие цветковые растения. Высшие они потому, что стоят на вершине эволюционного древа царства растений и представляют собой сложно устроенные многоклеточные организмы с присущими им сложными структурами и функциями различных органов: корней, стеблей, листьев. Растения, стоящие ниже по “эволюционному ранжиру”: мох (яванский мох), папоротники (таиландский и некоторые другие) занимают в наших аквариумах сравнительно не много места. И только одна водоросль – “кладофора” – настоящая водоросль, которую специально “сажают” в подводном саду (фото 1) . Кладофора, или вельветовый шар (Cladophora aegagrophila) – это колония водорослей. В других источниках сказано, что кладофорой называли эту водоросль в 30-е годы 20 века. Сейчас же считается, что это эгагропила (Aegagropila sauteri). Необычная шарообразная форма и красивый изумрудный цвет сделали кладофору (эгаграпилу) очень популярным аквариумным растением. В аквариумах бархатные шары хорошо растут в мягкой и в жесткой воде. Образуются они очень легко, хотя и медленно. Любая ветвистая часть водоросли – пучок или даже отдельное растение – скоро обрастает новыми «кустиками». Сначала будущий шар похож на метлу дворника, потом образуется еще несколько направленных в разные стороны пучков – получается нечто вроде неправильной морской звезды или морского ежа. Затем промежутки между пучками зарастают новыми растениями и конструкция округляется. На этот процесс уходит 1-2 года. Во всех случаях колония водорослей стремится образовать сферическую конструкцию. У крупных шаров (диаметром до 10 см.), которые образуются в течение ряда лет в аквариумах, сердцевина при поперечном сечении оказывается пустой, плотная колония растений развивается как оболочка мяча. Длина отдельных растений (и толщина оболочки шара) колеблется от 7 до 15 мм. В природных условиях при ярком солнце летом шары мигрируют вертикально. Около полудня шар на глубине покрывается пузырьками кислорода и медленно всплывает к поверхности. Поднимающиеся к поверхности шары и породили массу легенд. К 22-23 ч колония водорослей теряет избыток кислорода, и шары начинают медленно погружаться. В аквариумах уже к 2-3 ч ночи они опускаются на дно. В современных декоративных аквариумах, освещаемых электролампами, шары не мигрируют к поверхности, а постоянно лежат на дне. Однако в аквариуме с достаточно плотным населением на поверхности вельветовых шаров быстро накапливается всякий мусор, и они теряют свою красоту. Креветки Амано (Caridina japonica) могут помочь бороться с этой проблемой. Они с удовольствием её чистят, проводя на кладофоре (эгагропила) массу времени очень старательно перебирая и очищая от грязи каждую из многих тысяч отдельных зеленых ниточек-водорослей, составляющих шаровидную колонию, кроме того колонии водорослей легко моются в теплой воде, затем осторожно отжимаются, до тех пор, пока не удалится вся муть. Отжатые шары становятся ярко-изумрудными. Опущенные в воду, они медленно намокают, восстанавливают сферическую форму и несколько часов плавают у поверхности, затем уходят на грунт. Колонии страдают от поражения другими водорослями – зелеными и сине-зелеными. В аквариуме с крупными растениями и мелкими рыбами, не поднимающими муть со дна, бархатные эгагропилы производят великолепное зрелище, украшая яркими изумрудными пятнами донный песок.Фото 1. Кладофора, или вельветовый шар (Cladophora aegagrophila), Эгагропила (Aegagropila sauteri) В аквариум водоросли и их споры попадают вместе с кормом, растениями и рыбами, и если найдут в нем благоприятные условия, то быстро размножаются. Порой нашествие водорослей начинает принимать вид настоящего стихийного бедствия. Листья растений, стёкла аквариума и грунт могут довольно быстро покрыться слизистыми бурыми либо темно-зелеными с синеватым оттенком, пленками. Случается такое по разным причинам. Нарушенное биологическое равновесие, неправильный запуск аквариума, а также «старые» аквариумы, за которыми престали должным образом ухаживать. В хорошо сбалансированном аквариуме создаются неблагоприятные для развития водорослей условия, в которых они будут вести себя очень скромно и совсем не бросаться в глаза. Однако, это не будет означать, что они покинули аквариум насовсем. Малейшая ошибка в уходе (даже незначительное перекармливание рыб, старение ламп, редкие подмены воды, перенаселение) и всё – вот они водоросли тут как тут! Только постоянный прессинг может держать их в узде. И здесь все средства уничтожения хороши: и физические (подбор освещения, спектр которого должен быть правильным, поддержание достаточно высокого редокс потенциала воды), и химические (обеспечение оптимальных гидрохимических параметров воды и применение фирменных препаратов, подавляющих рост водорослей), и биологические. Водоросли могут оказывать нам также и помощь. Многие рыбы охотно поедают их; они являются одной из лучших растительных подкормок. Скопления водорослей часто служат убежищем для бесчисленных одноклеточных организмов, являющихся важнейшим кормом для мальков. Однако чрезмерное развитие водорослей может причинить много хлопот и даже вреда, и мы должны уметь бороться с ними. ^ Оптимальные условия в аквариуме Проблема водорослей требует особого внимания и решительных мер по предотвращению: ведь лучше не допустить ее возникновение, чем в дальнейшем вести жесткую борьбу с последствиями. Для роста водорослей необходимы такие же условия обитания, как для любых других растений: содержащихся в воде питательные вещества, свет, углекислый газ днем и кислород ночью. Водоросли относятся к числу первых растительных организмов, появившихся на Земле. Для них характерны неприхотливость к условиям обитания и быстрое размножение при незначительных повышениях температуры. Высшие растения являются вторично-водными организмами. Они сначала жили на суше, и только в ходе конкуренции вошли в воду. Водоросли же в воде уже были. И высшие растения их потеснили. Могут в природных водоёмах и могут в аквариуме. Поэтому в аквариуме, где условия жизни для высших растений неприемлемые или плохие водоросли процветают и «забивают» высшие растения. Чтобы высшие растения в аквариуме разрастались и не давали развитию низшим, нужно создать им определенные условия: солнечный свет; углекислый газ; вода; питательные вещества; температура. Свет. Солнечный свет нельзя дать вволю аквариуму, стоящему в комнате. В идеале необходимо использовать специализированные лампы, которые производят некоторые фирмы и продают зоомагазины. Яркость (интенсивность) освещения в первом принято оценивать Ваттами на литр (0,5-1 вт/литр). Мера весьма условная. Но признак неблагополучия прост: если даже на освещённых местах разрастается бурый налёт, то света недостаточно. Недостаточно света, который могут потреблять высшие растения. Другой свет может и есть, но он им без пользы. Он горит с пользой для диатомовых водорослей. Необходимо заменить лампы. Если листья высших растений поворачиваются к свету не плоскостью, а гранью, или складываются, закрывая верхушечную точку роста и молодые листочки «на макушке» — значит света слишком много. При этом обычно наблюдается разрастание зелёных водорослей на стёклах, камнях, листьях высших растений. Ведь пока высшие растения «работают», они способны подавлять рост водорослей своими средствами. А вот пока высшие растения отдыхают, зелёные водоросли пользуются безнаказанностью и фотосинтезируют. Задача аквариумиста – максимально сократить этот период и выключить свет. Красная водоросль «вьетнамка» любит паразитную засветку длинного дня из окон. Высшим растениям света уже мало и они спят, а водоросли не дремлют, и используют время для захвата новых территорий. Устанавливая продолжительность дня для аквариума, следует иметь в виду ещё одно важное обстоятельство. Высшие аквариумные растения — выходцы из тропиков, где продолжительность светлого времени суток не меняется в таких широких пределах, как в умеренной зоне Земли. Свет поступает очень интенсивно, но не слишком долго. И так — круглый год. Световой день не может продолжаться более 12 часов, учитывая то обстоятельство, что косые лучи солнца на рассвете и на закате почти не проникают в толщу воды. Да сам рассвет и закат кратковременны. А вот некоторые водоросли наших аквариумов (например зелёные, создающие «цветение воды» или зелёные же образующие прочный налет на стекле и др. твёрдых предметах) являются нашими «соширотниками». То есть организмами, приспособленными к долгому дню плавно нарастающей и убывающей в течение суток освещённостью. При длинном аквариумном дне с освещением слабой интенсивности они получают существенное преимущество перед высшими растениями, потому, что могут расти и питаться в период отсутствия фотосинтетической активности высших растений. ^ Углекислый газ. Из него высшие растения могут извлечь углерод для строительства самих себя и всех, органических веществ лишь самые “водные” могут разлагать некоторые неорганические соединения для получения углерода. А вот водоросли — исконные жители воды — могут идти другими путями. Эта их способность — результат «подводной» эволюции. В воде углекислый газ вступает в соединение с неорганическими молекулами водных растворов, образуя, к примеру, соли жёсткости, и он становится недоступным для высших растений. Дефицит свободного углекислого газа – существенный фактор, ограничивающий рост и развитие высших растений в водной среде. Наличие в аквариуме животного населения, выделяющего углекислый газ при дыхании, приносит высшим растениям существенную пользу. А ещё большую пользу им приносит подкормка углекислым газом из специального устройства. Вода. Нужно, чтобы в аквариуме вода была пресной. В солёной высшие растения не живут, а вот водоросли живут очень даже хорошо. То есть водоросли любят, когда в воде много всего растворено, а высшие растения этого не любят. ^ Питательные вещества. В воздушной среде растения пользуются в основном почвенными растворами питательных веществ. В водной среде питательные вещества буквально омывают тела растений, что не очень хорошо для высших растений, так как он питаются корневым питанием. А водорослям наоборот могут поглощать питательные вещества не только корнями, но и всей поверхностью тела. Высокое содержание солей азота, фосфатов, и прочих «удобрений» и продуктов белкового распада в воде угнетает развитие водных растений и стимулирует массовое размножение водорослей. Поэтому, при подкормке растений аквариумного сада, нужно вносить удобрения в грунт, поближе к корням. Сухие — закапывать, растворы — вводить с помощью обычного медицинского шприца. Только микроэлементы рационально вносить в воду. Но следует помнить, что микроэлементы нужны растениям в микродозах. Избыток микроэлементов, накопившихся в аквариуме при регулярных подкормках, очень стимулирует развитие некоторых водорослей. Например – зелёной нитчатки. Температура. Высшие растения аквариумного сада — выходцы из тропиков и любят тепло. Большинство не пер
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…