2012 г. Январь 3 января

Писатели-юбиляры2012 г.Январь3 января 120 лет со дня рождения Джона Роналда Рейела Толкиена (Толкина)5 января 80 лет со дня рождения Умберто Эко 3 января 135 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Новикова15 января 390 лет со дня рождения Жана Батиста Мольера25 января 130 лет со дня рождения Вирджинии Вулф27 января 180 лет со дня рождения Льюиса Кэрролла (Чарлза Латуиджа Доджсона)27 января 80 лет со дня рождения Риммы Федоровны Казаковой 28 января 115 лет со дня рождения Валентина Петровича Катаева3 января120 лет со дня рожденияДжона Роналда Рейела Толкиена (Толкина)(1892–1973)Кто такой Толкин? Поистине нелегко найти определение, которое могло бы обозначить ту культурную революцию, которую принес с собой этот человек – английский филолог и по совместительству литератор. Ему не было суждено в полной мере узнать о собственной судьбоносной роли: бум толкинистики пришелся как раз на семидесятые-восьмидесятые (в Россию он пришел еще позже – после перестройки). Судьба Толкина бедна событиями: родившись в Африке, в возрасте четырех лет он приехал в Великобританию, которую не покидал до смерти. Учился в Оксфорде, затем преподавал там английский язык и литературу; издал несколько научных работ, сравнительно успешных. И в то же время Толкин создавал книги, которые изменили лицо не только словесности, но и всей культуры. В середине безнадежного ХХ века он нашел золотой ключик от потайной дверцы, через которую миллионы читателей вышли в забавный и удивительный мир Средиземья. Вот где скрывался выход из бесконечного кошмара войн, геноцида, тирании, масс-культуры: на страницах книг, остроумно и умно возродивших волшебный аромат верескового меда, потерянных мифов старой Европы. Действительно, не сказка, а миф – его Толкин вернул в реальность и противопоставил ей, исполнив свою миссию гораздо виртуозней Манна или Борхеса. Тогда человечество начало играть – в хоббитов, гномов и эльфов; спасать из рук Темного Властелина волшебное кольцо и необъяснимым образом одерживать победу над всемогущим злом. Лишь читая эти книги мы можем поверить в реальность нереального и в победу слабого над сильным. Профессор Толкин незаметно покинул этот мир, но тот, открытый им мир, остался с нами. Мы все играем в его игру до сих пор. Антон Долин  ^ 5 января80 лет со дня рожденияУмберто Эко(1932)Знaмeнитый итальянский писатель, семиолог и медиевист, профессор Болонского университета, один из самых блестящих европейских гуманитариев. Принято считать, что о сложных вещах нельзя рассказывать просто. Умберто Эко опроверг это расхожее суждение небольшой книгой “Пять эссе на темы этики”, карманной брошюрой, перетягивающей два десятка томов политологической болтовни. Также принято считать, что учёный, согрешающий беллетристикой, впадает в графоманию. Выпустив “Имя розы” (1980), “Маятник Фуко” (1988) и “Остров накануне” (1994), Эко опроверг и это суждение. Фамилия у профессора явно не случайна. Прямое значение итальянского слова “eco” – “эхо”, созвучие – “ecco!” (“вот!”), смысловое сближение – греческий корень “эко-” в терминах, обозначающих связь организма и среды. Умберто Эко откликается эхом на все политические и культурные сдвиги, указывает пальцем – “вот!” – на узловые и болевые точки современности, неустанно диагностирует состояние культурно-политической среды и обитающих в ней двуногих организмов. При этом он не вождь, не пророк новой веры, не кабинетный философ и не повар холодного стола в ресторане культурных блюд. Он – человек, предпочитающий знать. Он из тех людей, которые даже на костре инквизиции не преминут спросить палача, что за дрова.^ 13 января135 лет со дня рожденияИвана Алексеевича Новикова(1877–1959) Писателя И.А. Новикова знают в большинстве случаев как автора романов «Пушкин в Михайловском» и «Пушкин на юге», образующих ди¬логию «Пушкин в изгнании». Это, действительно, самые крупные произ¬ведения писателя-пушкиниста. Однако Иван Алексеевич Новиков начал свое творчество еще в XIX веке, а в начале XX в. был уже замет¬ным молодым литератором. Вырос он в деревне под Мценском Орловской губернии. Несмотря на тяжелый крестьянский труд, в семье много читали. Еще в деревне Ваня начал «издавать» крохотный рукописный журнальчик «Семячко», а учась в мос¬ковской земледельческой школе, участвовал в издании школьных руко¬писных журналов. Закончил Петровскую сельскохозяйственную академию (ныне Тимерязевская), написал ряд работ по сельскому хозяйству и стал редактором журнала «Земледелие», но художественное литературное творчество взяло верх. Новиков – мастер психологического портрета, живописного пейзажа, тонкий лирик и знаток языка. Писатель много работал над «Словом о полку Игореве»; в 1938 г. выполнил его стихотворный перевод; в статье «“Слово о полку Игореве” и его автор» он выдвинул гипотезу об авторе памятника. Ему принадлежит поэтический перевод «Задонщины» (1949 г.). В последние годы жизни Новиков вернулся к стихам лирико-философского плана, написал книги «Тургенев –художник слова. О «Записках охотника», книгу очерков о стиле русских писателей «Писатель и его творчество». Литератур¬ное творчество было главным делом его жизни. В итоге – более 40 книг самых разных жанров, включая драматургию и поэзию.15 января390 лет со дня рожденияЖана Батиста Мольера(1622-1673) Жан Батист Мольер (настоящие имя и фамилия Жан Батист Поклен) – французский комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства. Жан Мольер служил при дворе Людовика XIV. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада, плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Высмеивал сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян и церковников, видел в них извращение человеческой природы. Его самые известные комедии: «Смешные жеманницы», «Мизантроп», «Скупой», «Ученые женщины», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной». Мольер с особой непримиримостью разоблачал лицемерие, создав бессмертный образ Тартюфа в комедии «Тартюф, или Обманщик». Постановка «Дон Жуана» в 1665 г. подверглась преследованиям за вольнодумство. Жизненность, художественная емкость образов Мольера оказали огромное влияние на развитие мировой, в том числе русской, драматургии и театра.^ 25 января130 лет со дня рожденияВирджинии Вулф(1882-1941) Вирджиния Вулф (в девичестве Аделина Вирджиния Стивен) – английская писательница, литературный критик. Ведущая фигура модернистской литературы первой половины XX века. К наиболее известным ее работам относят романы: «Миссис Дэллоуэй» (1925), «На маяк» (1927), «Орландо» (1928) и рассказ «Своя комната», содержащий известный афоризм: «У каждой женщины, если она собирается писать, должны быть средства и своя комната». Ее романы считаются классическими произведениями «потока сознания». Когда Вирджинии было 13 лет, она пережила смерть матери, что стало причиной первого нервного срыва писательницы. Свой первый роман «Путешествие вовне» Вирджиния Вулф опубликовала в 1915 году. Все произведения Вирджинии были изданы в «Хогарт пресс» – издательстве, которое было основано ею и мужем Леонардом Вулфом, писателем и журналистом. Это брак был союзом уважающих друг друга людей. Леонард создал идеальные условия для работы им обоим и всячески поддерживал Вирджинию. В романах Вирджинии Вулф главным является изображение психических состояний, а не конкретных событий. Читатель погружается в мысли то одного, то другого героя, эти внутренние монологи часто выявляют разные точки зрения на одно и то же событие. В первые годы второй мировой войны Вирджиния Вулф написала свой последний роман «Между действиями». Тяжело переживая военное лихолетье, подорвав здоровье колоссальным напряжением сил в работе над романом, Вирджиния Вулф покончила с собой 28 марта 1941 года.^ 27 января180 лет со дня рожденияЛьюиса Кэрролла(1832-1898) Льюис Кэрролл – псевдоним английского математика Чарлза Л. Доджсона, прославившегося сказочной дилогией “Алиса в Стране Чудес” и “Алиса в Зазеркалье”. Чарльз с детства увлекался математикой, а когда кончил колледж, ему предложили остаться в Оксфорде, а осенью 1855 года он был назначен профессором математики одного из колледжей. Во внешности его было что-то странное: легкая асимметрия лица – один глаз несколько выше другого, уголки рта подвернуты – один вниз, другой вверх. Говорили, что он левша и только усилием воли заставляет себя писать правой рукой. Он был глух на одно ухо и сильно заикался. Лекции читал отрывистым, ровным, безжизненным тоном. Знакомств избегал, часами бродил по окрестностям. У него было несколько любимых занятий: Доджсон много фотографировал и все время что-то изобретал. Специалисты отводят ему одно из первых мест среди фотографов-любителей XIX века. Интересно, что фотографии Кэрролла выставлялись в 1956 году на знаменитой выставке «Род человеческий», побывавшей во многих городах мира, в том числе и в Москве. За пределы Англии доктор Доджсон выезжал всего раз – и здесь он снова всех поразил. В те годы принято было ездить на континент в Европу – в Италию, Францию, Швейцарию, иногда в Грецию. Но доктор Доджсон поехал в Россию! Он изобретал новые игры и публиковал к ним правила. Писательскую карьеру начал во время обучения в колледже. Писал стихотворения и короткие рассказы, отсылая их в различные журналы под псевдонимом Льюис Кэрролл. Постепенно приобрел известность. С 1854 года его работы стали появляться в серьёзных английских изданиях: The Comic Times, The Train. В 1864 году написал знаменитое произведение «Алиса в стране чудес». Публиковал также много научных трудов по математике под собственным именем.^ 27 января80 лет со дня рожденияРиммы Федоровны Казаковой (1932-2008) Русская поэтесса Римма Федоровна Казакова родилась в Севастополе в семье военного. Раннее детство она провела в Белоруссии, школьные годы прошли в Ленинграде. Окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета. Семь лет Римма Казакова прожила на Дальнем Востоке в Хабаровске; работала лектором, преподавателем, в газете, на киностудии. В Хабаровске в 1958 году вышел первый сборник ее стихов “Встретимся на Востоке”. В 1959 году Римма Казакова была принята в Союз писателей СССР. В 1964 году она окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А. М. Горького. В 1976–1981 годах Римма Казакова занимала пост секретаря правления СП. Римма Казакова – автор многочисленных сборников стихов. В каждом из изданных сборников Казаковой присутствуют лирические стихи о спасительной силе и власти добра, чуткости, о любви женщины и мужчины, матери – к сыну, любви к природе, труду, работе, Родине. Наиболее широкую известность Казаковой принесли стихотворения, основные мотивы которых дружба, верность, любовь, материнство – словом, раздумья на «вечные темы». Некоторые из этих стихотворений стали популярными песнями у людей разных поколений. Римме Казаковой принадлежат переводы поэтических произведений с языков стран ближнего и дальнего зарубежья, а также авторство многих популярных песен: “Мадонна”, “Ненаглядный мой”, “Ты меня любишь” и других. Музыку на ее стихи писали Александра Пахмутова, Игорь Крутой, Лора Квинт и другие известные композиторы. Римма Федоровна занималась многообразной общественной деятельностью. Она награждена орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, орденом Кирилла и Мефодия I степени.^ 28 января115 лет со дня рожденияВалентина Петровича Катаева(1897-1986) Катаев Валентин Петрович родился в Одессе в семье учителя. Учился в Одесской гимназии. С девяти лет начал писать стихи, некоторые из них были напечатаны в одесских газетах, а в 1914 г. впервые стихи Катаева опубликовали в Петербурге в журнале “Весь мир». Октябрьскую революцию встретил в одесском лазарете, где лечился после ранения на румынском фронте. Демобилизовавшись, сделал первые попытки писать прозу. В 1919-м был призван в Красную Армию, исполнял обязанности командира батареи. В 1922 г. переехал в Москву, публиковал свои фельетоны в газетах “Гудок”, “Труд”, “Рабочая газета”, не оставляя работы над художественной прозой. В 1925-м опубликовал повесть “Растратчики”, замеченную и критикой, и читателями. Эта повесть была инсценирована, спектакль с успехом шел на сцене МХАТа. Окрыленный признанием, Катаев пишет комедию “Квадратура круга”, тоже имевшую шумный успех. С тех пор постоянно писал для театра. В 1932 г., совершив поездку на строительство Магнитогорска, Катаев создает роман-хронику “Время, вперед!”, ставшую важной вехой в его творчестве. В 1936 г. публикует роман “Белеет парус одинокий”. В это время он много работает для “Правды”: пишет фельетоны, очерки, заметки, статьи. В 1937 г. выходит повесть “Я сын трудового народа”. Во время Отечественной войны работал в Радиокомитете и в Совинформбюро на заграницу. Был военным корреспондентом “Правды” и “Красной звезды”, где печатались его очерки с фронта. В этот период были написаны рассказы “Третий танк”, “Флаг”, повести “Жена”, “Сын полка”, пьесы “Отчий дом”, “Синий платочек”. В 1949 г. вышел роман “За власть Советов”. В 1955 г. был создан журнал “Юность”, главным редактором которого стал В. Катаев. Здесь в 1956 г. был опубликован роман “Хуторок в степи”. В 1960-е написаны “Трава забвения”, “Святой колодец”, “Кубик”. В 1978-м ” – Алмазный мой венец”, в 1980-м – “Уже написан Вертер”.