/>220-ммРеактивная система залпового огня 9К57 «Ураган»
javascript:showPr(‘uragan2.jpg’,’820′,’620′)
220-мм реактивная системазалпового огня (РСЗО) «Ураган» предназначена для поражения живойсилы, легкобронированной и бронированной техники мотопехотных и танковыхподразделений противника в местах сосредоточения и на марше, разрушениякомандных пунктов, узлов связи и объектов военно-промышленной инфраструктуры,дистанционной установки противотанковых и противопехотных минных полей в зонебоевых действий на удалении от 10 до 35км…
Система «Ураган»была разработана в начале 70-х в ГНПП «Сплав» под руководствомгенерального конструктора А.Н.Ганичева и в 1975 году принята на вооружениеСоветской Армии. РСЗО «Ураган» должна была заменить несколькоустаревший комплекс БМ-21 «Град», боковые отклонения которого не моглиобеспечить качественное выполнение боевых задач. В результате разработки ивнедрения новой системы управления полётом реактивных снарядов точность РСЗО«Ураган» по сравнению с «Градом» была увеличена примерно в1,5 раза. Достоинствами системы также являются: высокая надежность, простотаобслуживания, малое время залпа и подготовки к ведению огня.
Система постоянномодернизируется — на сегодняшний день, например, существует несколькомодификаций реактивных снарядов и боевых частей к ним.
«Ураган» широкоиспользовался в боевых действиях в Афганистане и на территории бывшего СССР. Внастоящее время система состоит на вооружении армий России, Украины и Беларуси.Некоторое количество РСЗО этого типа имеют Вооруженные Силы Сирии.
/>Состав
В состав РСЗО «Ураган» входят следующие боевые средства:
· Боевая машина БМ 9П140(см. схему)
· Транспортно-заряжающаямашина 9Т452 (см. схему)
· Реактивные снаряды
· Комплексавтоматизированного управления огнем (КАУО) 1В126 «Капустник-Б»
· Учебно-тренировочныесредства
· Автомобиль длятопографической съемки 1Т12-2М
· Радиопеленгационныйметеорологический комплекс 1Б44
· Комплект специальногоарсенального оборудования и инструмента 9Ф381
Боевая машина 9П140 выполненана шасси четырехосного автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-135ЛМП (колеснаяформула 8х8). Артиллерийская часть включает пакет из шестнадцати трубчатыхнаправляющих, поворотное основание с механизмами наведения и прицельнымиприспособлениями, уравновешивающего механизма, а также электротехническую игидравлическую аппаратуру. Снабженные силовыми приводами механизмы наведенияпозволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости от 5° домаксимального угла возвышения +55°. Угол горизонтального наведения ±30° отпродольной оси машины. Для повышения устойчивости пусковой установки при стрельбев кормовой части шасси смонтированы две опоры, оснащенные домкратами с ручнымприводом. Реактивные снаряды могут транспортироваться непосредственно внаправляющих. БМ оборудована средствами связи (радиостанция Р-123М) и приборомночного видения.
Трубчатые направляющиепредставляют собой гладкостенные трубы с винтовым П-образным пазом, по которомупри выстреле скользит штифт реактивного снаряда. Таким образом, обеспечиваетсяпервоначальная раскрутка снаряда для придания ему необходимой устойчивости вполете. При движении по траектории вращение снаряд поддерживается с помощьюлопастей раскрывающегося стабилизатора, установленных под определенным углом кпродольной оси снаряда. Залп одной БМ накрывает площадь более 42га. Основнойспособ стрельбы — с закрытой позиции. Возможно ведение стрельбы из кабины.Расчет БМ 9П140 — 6 человек (в мирное время — 4): командир БМ, наводчик(старший наводчик), механик-водитель, номер расчета (3 чел).
Пакет направляющихсмонтированы на люльке — сварной прямоугольной платформе (см. компоновочную схему). Сверхним станком люлька соединена двумя полуосями, вокруг которых онаповорачивается (качается) при наведении по углу возвышения. Совокупность пакетанаправляющих, люльки, ряда деталей и узлов механизма стопорения, системывоспламенения, кронштейна прицела и пр. составляет качающуюся часть.Вращающаяся часть БМ служит для придания пакету направляющих нужногоазимутального угла и включает в себя качающуюся часть, верхний станок,уравновешивающий, подъемный и поворотный механизмы, погон, площадку наводчика,ручной привод наведения, механизм стопорения качающейся части, гидрозамоккачающейся части, механизм стопорения вращающейся части. Уравновешивающиймеханизм служит для частичной компенсации момента веса качающейся части исостоит из двух торсионов и деталей крепления. Подъемный и поворотный механизмыслужат для наведения пакета направляющих по углу возвышения и в горизонтальнойплоскости. Основной способ наведения — электроприводом. В случае отказа и приремонте используется ручной привод. Механизмы стопорения фиксируют подвижныечасти устанвоки при движении. Гидрозамок качающейся части предотвращаетсбиваемость наводки по углу возвышения и разгружает подъемный механизм пристрельбе.
На боевой машине установленмеханический панорамный прицел Д726-45. В качестве визирного и угломерногоустройств в прицеле используется штатная орудийная панорама ПГ-1М.
Система запуска БМ 9П120обеспечивает:
· безопасную работу расчета,обслуживающего БМ при стрельбе,
· ведение одиночного изалпового огня при нахождении расчета в кабине,
· ведение одиночного изалпового огня при нахождении расчета в укрытии на расстоянии до 60м от БМ,
· ведение огня привыходе из строя основных блоков цепей стрельбы и источников питания.
Система запуска обеспечиваетвозможность залповой стрельбы с постоянным темпом (все 16 ракет запускаются стемпом 0.5с), а также т.н. «рваного» темпа стрельбы (первые 8 ракет стемпом 0.5с, остальные 8 ракет с темпом 2с). Благодаря применению«рваного» темпа стрельбы удается значительно снизить амплитуду ичастоту колебаний БМ, а, следовательно, улучшить кучность стрельбы.
Заряжание пусковой установкипроизводится с помощью транспортно-заряжающей машины 9Т452, разработанной натаком же колесном шасси, что и боевая машина. Каждая ТЗМ 9Т452 перевозит 16реактивных снарядов и обеспечивает заряжание и разряжание без специальнойподготовки позиции в т.ч. с любой транспортной машины, с другой ТЗМ и с грунта.Процесс перезаряжания механизирован, его длительность составляет 15 минут.Грузоподъемность крана ТЗМ 300кг.
Оборудование ТЗМ состоит израмы, лотка с досылателем, крана, грузовых тележек, площадки оператора,грузозахватного приспособления, приспособления для стыковки, редуктора поворотакрана, штанги, механизма выверки, электрооборудования, ЗИП. Лоток с досылателемпредставляет собой складную балку, по которой перемещается толкатель с ракетой.Механизм выверки предназначен для выравнивания оси ракеты, находящейся в лотке,с осью направляющей трубы. Тележки левая и правая предназначены для размещенияракет. На ТЗМ имеются три электропривода: подъема (опускания) ракет, поворотакрана, досылания ракет в направляющие.
Заряжание БМ производится сверхнего яруса в следующей последовательности: поднять ракету и уложить влоток, отцепить грузозахватное приспособление и произвести досылку ракеты внаправляющую (см. схему взаимного расположения БМ 9П140 и ТЗМ9Т452 при заряжании и схему расположения батареи БМ на огневомрубеже).
Особенность четырехосногоколесного шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМП — расположение силовой установки позадичетырехместной кабины экипажа. Эта силовая установка состоит из двух V-образныхвосьмицилиндровых карбюраторных двигателей ЗИЛ-375. Каждый из этих двигателейпри 3200 об./мин развивает максимальную мощность 180 л. с. Трансмиссия выполнена по бортовой схеме: колеса каждого борта приводятся во вращение отсамостоятельного двигателя через отдельную коробку передач, раздаточные коробкии бортовые редукторы. Колеса первой и четвертой осей — управляемые, имеютнезависимую торсионную подвеску с амортизаторами. Колеса средних осей сближены,упругой подвески не имеют и крепятся к раме жестко. Машина оборудованацентрализованной системой регулирования давления воздуха в шинах. Машинаобладает очень высокой проходимостью и хорошими скоростными характеристиками.При движении по шоссе с полной нагрузкой она развивает скорость до 65 км/час,без предварительной подготовки преодолевает броды глубиной 1,2 м. Запас хода по топливу — 500км.
В боекомплект РСЗО«Ураган» входят следующие реактивные снаряды:
§ 9М27Ф с осколочно-фугасной головной частью (ГЧ) 9Н128Ф
§ 9М27К с кассетной ГЧ с осколочными боевыми элементами 9Н210
§ 9М27С с зажигательной ГЧ 9Н128С
§ 9М59 с ГЧ, снаряжённой противотанковыми минами
§ 9М27К2 с ГЧ 9Н128К2, снаряжённой противотанковыми минами ПТМ-1(9Н211), предназначенными для дистанционной установки минных полей
§ 9М27К3 с кассетной ГЧ 9Н128К3, снаряженной противопехотными минами
Максимальная дальностьстрельбы составляет 35 км, для стрельбы на меньшие дистанции на реактивныйснаряд надеваются кольца, тормозящие его в полете. С малым кольцом дальностьполета кассетных снарядов составляет от 11 до 22 км, НУРС 9М27Ф — от 8 до 21 км.При использовании большого тормозного кольца дальность полета кассетныхснарядов — от 9 до 15 км, 9М21Ф — от 8 до 16 км.
Эксплуатация комплексавозможна в условиях применения противником ядерного, химического,бактериологического оружия в любое время года и суток, в различныхклиматических условиях при температуре окружающего воздуха от -40°С до +50°С.РСЗО «Ураган» имеет возможность железнодорожной, водной, воздушнойтранспортировки.