24 мая 2005 года исполнилось 100 лет со дня рождения Михаила Александровича Шолохова

24 мая 2005 года исполнилось 100 лет со дня рождения Михаила Александровича Шолохова.Русский писатель Михаил Александрович Шолохов родился на Дону, в казачьей станице Вешенская. Юность писателя пришлась на трагические годы Гражданской войны в России, в которой он, несмотря на возраст, принял участие на стороне Красной Армии. После окончания войны Шолохов начинает серьезно заниматься литературой, практически безвыездно живя в родной станице. Первой его книгой стал сборник о Гражданской войне «Донские рассказы» (1925). Начиная с 1926 года Шолохов в течение 14 лет работает над главным своим произведением – романом-эпопеей «Тихий Дон». Это эпическое произведение о судьбе российского казачества в годы первой мировой и Гражданской войн принесло Шолохову мировую известность. В годы работы над «Тихим Доном» писатель создает еще один свой крупный роман «Поднятая целина» (1932), в котором рассказывается о годах коллективизации. Как отмечают многие критики, этот роман и по своему мастерству, и по правдивости отображения жизни значительно уступает «Тихому Дону». Во время второй мировой войны Шолохов работает военным корреспондентом и начинает работу над романом «Они сражались за Родину», который так и остался незаконченным. В послевоенные годы Шолохов окончательно становится частью советской системы, он обласкан властью и практически перестает писать. В 1965 году он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за роман «Тихий Дон». В 70-е годы другой Нобелевский лауреат обвинил Шолохова в плагиате, заявив, что настоящим автором «Тихого Дона» является казак Федор Крюков, погибший в 1920 году. Доказать, однако, что Шолохов воспользовался материалами Федора Крюкова, до сих пор никому не удалось. Скончался Михаил Шолохов в 1984 году, оставшись в истории литературы прежде всего как автор «Тихого Дона».(Из книги «Афоризмы лауреатов Нобелевской премии по литературе», М.: Современный литератор, 2000)Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что М.А. Шолохов занимает особое место не только в русской литературе ХХ века, но и в мировой литературе. Многогранный талант писателя воплотился в необыкновенно выразительных реалистических образах героев романов, рассказов, в высоком художественном воплощении трагических событий ХХ века, в неповторимом языке, полном выразительности, силы и юмора. Мировое признание пришло к Шолохову сразу после публикации романа «Тихий Дон». Одним из значимых, символических проявлений этого признания стало присуждение писателю в 1965 году Нобелевской премии за роман «Тихий Дон». Как значилось в дипломе лауреата, премия вручалась в знак признания художественной силы и честности, которые он проявил в своей донской эпопее об исторических фазах жизни русского народа. Празднование юбилея писателя задумано как масштабная акция, рассчитанная на весь юбилейный год. Оно пройдет и на родине Шолохова, и в Москве, и во многих других городах России. Решением президиума Российской муниципальной академии была учреждена памятная медаль «К 100-летию М.А. Шолохова». С апреля по май будут вручены примерно 2500 таких наград за вклад в развитие культуры, архивного и музейного дела, а также за сохранение истории страны. На одной стороне медали – рельефное изображение профиля писателя и надпись «За гуманизм и служение России», на другой – открытая книга и слова «Шолохову 100 лет». Также Банк России выпускает к юбилею памятную 2-рублёвую серебряную монету тиражом 10 000 экземпляров. В Москве, на пересечении Гоголевского бульвара и Сивцева Вражека, где долгие годы жил писатель, будет установлен памятник. По результатам опроса 1998 года треть российских читателей считают «Тихий Дон» М.А. Шолохова лучшим русским романом ХХ века. Критик А. Воронцов пишет: «Свободно, без привычных «на мой взгляд» и «по-моему», сегодня можно сказать, что для русской литературы век ХХ был звучным эхом ХIХ. Писателей, равных по значимости Пушкину, Гоголю, Тютчеву, Л. Толстому, Достоевскому, Чехову, не было, или точнее, никто не смог удержаться на обозначенной ими высоте. Хотя для лучших прозаиков, она, безусловно, служила примером. Но было два романа, ни в чем не уступивших книгам классиков: «Тихий Дон» Шолохова и «Белая гвардия» Булгакова. Иные эстеты, безусловно, будут возражать против «Тихого Дона», поставленного на первое место, но доказать им, что они не правы, чрезвычайно легко. Во-первых, пусть назовут роман, который вызвал бы столь ожесточенную полемику со дня появления его первых глав, вплоть до яростного отрицания авторства Шолохова? Обвинение в мнимом авторстве – знак признания абсолютного, выше похвалы нет. Это – уже легенда, уровень Гомера и Шекспира. Русская литература не имела в своем основании большого народного эпоса вроде «Илиады», «Нибелунгов» или «Сида». «Слово о полку Игореве», к примеру, по поэтичности может соперничать с «Илиадой», а вот по эпичности – нет. В 19 веке попытку создать общенациональный эпос предпринял Л. Толстой, но это ему не вполне удалось: «Война и мир» – это прежде всего роман о русском дворянстве, что, собственно, признавал сам автор. «Тихий Дон» – вот настоящий эпос русского народа. Кроме того, эпос Шолохова – интересное, захватывающее чтение. Много ли найдется любителей перечитывать классические эпосы, даже если они цитируют из них наизусть? Мандельштам, например, честно признавался: «Я список кораблей прочел до середины». 1 В самом деле, «Тихий Дон» – это четыре тома, восемь частей, больше семисот персонажей, около полутора тысяч страниц. Самый длинный (среди самых известных) русский роман XX века. По объему и охвату событий – почти точная копия «Войны и мира». Шолохов для века ХХ то же самое, что Пушкин для века ХIХ, как пишет один из исследователей Феликс Кузнецов. Он убежден, что «Тихий дон» – самая великая книга ХХ века не только в русской, но и мировой литературе. Она, как никакая другая, с поразительной глубиной и правдой выразила трагедию самого крупного исторического события века, определившего развитие человеческой истории в ХХ столетии, – русской революции. В неразрывности, слитности, как это и было в действительной жизни, трагедийного и героического начал, выраженных через драматическую судьбу русского крестьянства, а еще точнее – самого трагического его слоя – казачества, главное историческое своеобразие и сила романа.2 Норвежский литературовед Г. Хьетсо так написал о нашумевшей проблеме авторства Шолохова по отношению к роману «Тихий Дон»: «… обвинение, предъявленное Шолохову, можно считать уникальным: этот автор в такой степени является предметом национальной гордости, что бросить тень сомнения на подлинность его magnus opus, «Илиады» нашего века», значит совершить деяние, близкое к святотатству».3 «Воистину художник начинается тогда, когда кончается страх за себя, и он уже не волен глядеть на мир однобоко: он видит мир глазами Истины и следует ей иногда даже вопреки своему желанию. А когда к этой, бесспорно входящей в определение таланта, черте прибавляется еще одна – страсть борца, та добрая и злая человеческая страсть, которая движет художником в его поисках лучшего для своего народа, – рождается великий писатель. Для множества поколений читателей «Тихий Дон» останется необозримым человеческим океаном, исчерпать который невозможно даже целой библиотекой книг».4 К юбилею писателя Донская государственная публичная библиотека создала сайт http://www.sholohov.dspl.ru/ “К 100-летию М. А. Шолохова”, который стал финалистом конкурса, проводимого в рамках фестиваля интернет-проектов “Новая реальность” в номинации “Образование и культура”. На сайте можно познакомиться с ходом празднования юбилея Шолохова, с официальными документами, календарем мероприятий. Сайт привлекает прежде всего большой подборкой сценариев, доступных для просмотра в *.pdf формате. Также полезна рубрика «Ссылки», в которой представлены ссылки на ресурсы Интернета по Шолохову, например: «Организации, занимающиеся изучением жизни и творчества М. А. Шолохова», «Всероссийские Шолоховские конференции», «Международная Шолоховская премия», «Произведения М. А. Шолохова», «Жизнь и творчество», «Биографические очерки», «Статьи о жизни и творчестве», «М. А. Шолохов на сайтах российских библиотек», «М. А. Шолохов в искусстве и средствах массовой информации». Также произведения писателя доступны в библиотеке Максима Мошкова: http://lib.ru/ («Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину», «Судьба человека», большая подборка рассказов), на сайте http://sholohov-mihail.viiiv.ru/index.htm и др. Интересен ресурс музея Шолохова на сайте http://www.infokniga.ru/ – «Шолохов и казачество: XXI век». Мы рекомендуем Вам почитать о Шолохове:Ермолаев Г.С. Михаил Шолохов и его творчество. – СПб., Академический проект, 2000.Петелин В.В. Жизнь Шолохова. Трагедия русского гения. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002.Ресурсы Интернета о жизни и творчестве М.А. Шолохова1. Библиотека VIV. Шолохов: http://sholohov-mihail.viiiv.ru/index.htm. 2. Библиотека Максима Мошкова: http://lib.ru/. 3. Горлова Н., Рычкова О. Шолоховская весна // Литературная газета: http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg122005/Polosy/7_2.htm. 4. К 100-летию М. А. Шолохова: http://www.sholohov.dspl.ru/. 5. Саватеев В. В силовом поле «Тихого Дона». Михаил Шолохов и послевоенная проза: сближения и несходства // Литературная Россия on-line: http://litrossia-shop.strade.ru/litrossia/viewitem?item_id=15823. 6. Шолохов и казачество: XIX век // Сайт ЦБС «Люблино»: http://www.infokniga.ru/MUSEUM/index.html.7. Шолохов и Нобелевская премия: история вопроса // Электронная версия газеты «Литература»: http://lit.1september.ru/articlef.php? 1 Воронцов А. Литературные кумиры уходящего века// Молодая гвардия. – 1999. – № 2. – С. 236-237. 2 Кузнецов Ф. Шолохов и «Антишолохов». Конец литературной мистификации века // Наш современник. – 2000. – № 5. – С. 268. 3 Кузнецов Ф. Шолохов и «Антишолохов». Конец литературной мистификации века // Наш современник. – 2000. – № 5. – С. 269. 4 Петелин В.В. Жизнь Шолохова. Трагедия русского гения. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. – С.