250упражнений по русскому языкуРабота над корнем словавначальной школеСоставитель : учитель Усть – Нерской гимназии (Саха) Якутии Бушмакина Вера ГригорьевнаСборник упражнений по русскому языку предназначен учителям 1-4 классов, учащимся и их родителям. Материал подобранных упражнений поможет ученикам отработать четыре основные корневые орфограммы – безударные гласные, парные согласные, удвоенные согласные и непроизносимые согласные. Использование предлагаемого материала поможет учителю осуществить дифференцированный подход в обучении языку, наладить самостоятельную работу учащихся. ^ п. Усть-Нера 2005 г.Работа над безударной гласной в корне. Чтобы правильно написать безударные гласные А, О, Е, И, Я в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение ( вода – воды, зима – зимний. Если безударная гласная не проверяется ударением, то её нужно запомнить или посмотреть в словаре ( пенал, мороз ). ^ Ударение. Ударные и безударные гласные 1. Прочитай. Выучи наизусть. Колос ржи На соломке тонкой средь травы густой зреет сиротливо колос золотой. Я. Колас. Запиши по памяти. Обозначь ударение в каждом слове.2. Прочитай. Сколько слогов в каждом слове? Какой слог ударный ?Уроки, чтение, физкультура, дневник, перемена. Спиши слова в столбик. Обозначь ударение. Справа напиши схему каждого слова. Образец : Карандаш – – -3. Прочитай. Спиши. В выделенных словах подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки в сильной позиции.^ С о с н а. Гриша посадил маленькую сосенку. Мальчик часто поливал её водой. Возле дерева росла трава. По утрам на траве блестели росы.Спиши. Поставь ударение. Подчеркни безударные гласные. Ваза, утюг, вафельница, чайник, тёрка, соковыжималка, нож, вилка, посуда, решето, кувшин, солонка, мясорубка, соусник, кофеварка, горшок, сковорода, пароварка.Прочитай. О каком цветке идёт речь ? Есть один такой цветок, не вплетёшь его в венок. На него подул слегка, был цветок – и нет цветка ! Н. Найдёнова Спиши. В двухсложных словах знаком ударения обозначь сильную позицию. Подчеркни безударные гласные.Запишите слова в три столбика. В первый столбик – слова с первым ударным слогом, во второй – со вторым, в третий – с третьим ударным слогом. Буфет, колыбель, парта, диван, тумбочка, полка, табурет, тахта, трюмо, стеллажи, ширма, кресло, кроватка, гардероб, этажерка.7. Спишите слова. Поставьте ударение. Измените место ударения так, чтобы получились новые слова. Замок – …….., стрелки – ………, стоит – ………, хлопок – ……….., пары – …….., полки – ………., кружки – …………, мука – ………., плачу – …………, пропасть – …………, солью – ………… .Спишите слова. Поставьте ударение. Безударные гласные подчеркните.Дятел, курица, сорока, клесты, воробей, пингвин, зарянка, Филин, коноплянка, сокол, соловей, тетерев, фазан, щегол, ворона, иволга, фламинго, поползень.Вставьте безударные гласные. снег – снега ночь – н…чной берег – б…рега боль – б…льной хлеб – хл…ба молодость – м…лодой дерево – д…ревья больше – б…льшой зверь – зв…рюшка лёд – л…дяной.10.Прочитайте словарные слова, выделяя голосом «опасные» буквы.Осина посуда улица горячийсолома солдат пятница морозтопор потом лестница лисица.11. Прочитай. Объясни, какие буквы надо вставить на местопропущенных. Почему ? На п…лянке у тр…пинки пробиваются тр..винки. С буг…рка ручей б…жит, а под ёлкой снег л…жит. Б. ЗаходерВыучи наизусть. Запиши по памяти.Прочитай. Из слов каждой строчки составь предложение. Озаглавь текст. Запиши, вставляя пропущенные буквы. Хорош, з…мой, лес. Д…ревьями, под, сугробы, глубокие. Согнулись, берёз, м…лодых, от, инея, ств..лы. З..лёные, покрыты, ветви, елей, шапками, снега. Прочитай. Из слов каждой строчки составь предложения. Ветры, дуют, х…лодные. Волки, охотиться, учат, м…л…дых, старые. Рыщут, в, г…лодные, л…сах, звери.Прочитай. К данным словам подбери проверочные слова, чтобыбезударный гласный в них был в сильной позиции. Запиши слова парами по образцу. Образец : солонка – соль. Гр…за – … , п…тно – … , ш…жок – … , ш…лун – … , б…гун – – … , к…рмить – … .15. Прочитайте. Выделите корни. Подчеркните проверяемые безударные гласные в корне слова. Комок – ком, скалистый – скалы, запах – пахнет, волнушки – волны, похвала – хвалит, замолчала – молча, журавлиный – журавль, заварил – варит, бродить – бродит, пожалей – жалко, доброта – добрый, чародейка – чары, граница – грань, наводнение – воды, испаряют – пар, заострить – острый, катушка – катит, горевать – горе, сломался – лом, робеть – робкий, тайник – тайна, родители – род, управлять – правит, плодородный – плод, должник – долг, мошкара – мошка.16. Напиши однокоренные слова в таком порядке : с ударением на гласной приставки, корня, суффикса, окончания.Чистенький, чистота, чистый, очищать, вычистить.Город, городской, пригород, загородный, городок.Стрелы, стрельба, выстрел, перестрелка, стрелок. Подчеркни слова, которые являются проверочными для безударной гласной корня.17. Из двух слов левого столбика выбери проверочное. Напиши еговместе со словом из правого столбика. Вставь пропущенную букву .Образец : тихоня, тихий – т…шина ; тихий – тишина. Следом, следы – насл…дил ; …………….. – ………………. Посолить, соль – с…лёный ; ……………. – ………………. Пасти, пастбище – п…стух ; ……………. – ………………. Просьба, проситель – пр…сить ; ……………… – …………….. Скрип, скрипучий – заскр…пел ; ……………… – …………….. Беглец, бег – б…гун ; ……………….. – ………………18. Припиши слова, для которых данные слова являются проверочными. Свет – ………….. . Соль – …………… . Бег – …………….. . Корм – …………… . Свист – …………… . Мост – …………….. .19. Прочитай. Какие буквы надо писать на месте пропущенных ? Почему ? На лугу. На лугу высокая тр…ва. Она в р…се. Люди ск…сили тр…ву острой к…сой. Густыми р…дами лежит она на з…мле. Вот и первые ст…га сена. Мёдом и цв…тами пахнет сено. Выпиши в столбик слова с пропущенными буквами. Обозначь в них ударение. Выдели корень. Подчеркни безударные гласные. Рядом напиши слова, в которых эти безударные гласные стоят в сильной позиции. Образец : Скосили – косит. Чтобы найти сильную позицию в корне надо :Изменить форму слова ( столы – стол )Подобрать родственное слово ( лесник – лес )Посмотреть в словаре, если безударная гласная не проверяется. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова. П…нал г…рой ш…л мес..ц п…тух ч…тверг пш…ница за…ц п…сок т…традь з…мл…ника уч…ник м…тро д…журный вес…л… учит…ль21. Прочитай и спиши пословицы. Найди однокоренные слова. Подчеркни то, которое является проверочным для безударной гласной в корне.Кончил дело – гуляй смело. Конец – всему делу венец.Труд человека кормит, а лень портит. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает.Видит око далёко, а ум ещё дальше.В камень стрелять только стрелы терять. Напиши в три столбика слова с безударной гласной в корне.е и я а П…так, б…глец, дл…на, с…нева, ш…лун, п…сти, м…сной, в…зание, св…сток, л…ства, б…да.23. Спишите сначала проверочные слова, а потом слова с безударной гласной в корне. Выделите корень. Заболеть, больной, боль, больница, больно. Водоём, водянистые, воды, подводный, вода. Ночной, ночь, ночевать, ночью, ночлег. Посадить, садовник, сад, посадка, садовые. Волна, волны, волнушка, волновать. 24. Измените слова по числам. Вставьте пропущенные буквы А,О. Обязательно вслух проговаривайте проверочные слова. Б…бры, д…ска, стр…на, вр…чи, см…ла, к…за, ш…рфы, гр…чи, ст…лбы, кр…ты, дв…ры, р…са, м…ря, тр…ва, х…лмы, н…га, …куньки, г…рбы, хв…сты, в…да, г…ра, р…га, сл…ны, тр…па, др…зды, ч…сы, гр…за, н…сы, с…ды, …вца, ск…ла, ск…ба, др…ва, стр…ка, в…лна.25. Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Устно подбирай проверочное слово. Мы н…чевали у л…сника. Он уг…стил нас гр…бами и пров…дил к с…новалу. Под крышей сарая л…пилось гн…здо. Пять прожорливых пт…нцов пр…сили еды. Ласточка долго кружилась над гн…здом, б…ялась с…диться. Птица н…силась над нами и почти касалась крыльями л…ца.26. Найди и напиши пары однокоренных слов. Сначала пиши проверочное слово, потом проверяемое. Дворовый, изменить, гости, крепкий, тяжёлый, взгляд, дворник, дивный, оценить, измена, защитить, списал, оценка, обласкать, поглядеть, погостить, ласка, защита, удивление, список, тяжесть, прикрепить.Спиши. Рядом припиши словосочетание по образцу.Образец : платье из шерсти – шерстяное платье. Тропа зверя – …………….. ………………. Улицы города – ……………….. ……………….. Берег моря – …………………. ………………… Рельсы из стали …………………. ……………….. Костюм для спорта ………………… ………………. Полёт в космос …………………. ………………. Подчеркни безударную гласную. Проверочное слово подчеркни.28. Напиши слова в два столбика : в 1-й – с проверяемой безударной гласной в корне, во 2-й – с непроверяемой гласной в корне. Выделенные слова напиши, разделяя для переноса. Свистулька, пальто, коньки, чистота, тишина, пятно, пятёрка, заяц, пионер, копна, сапоги, ребята, воробей, зерно, ведро, лопата, топор, звезда, враги, овощи, деревья, сады, корова, собака, огурец, паруса, картофель, стрела, здоровье, отец, низина, капуста, медведь, морковь, гроза, роса, урожай, палатка, весло, письмо, вода. 29. Отгадай загадку. К словам с пропущенными буквами подбери проверочные. Запиши проверочные и проверяемые слова по образцу.Образец : в лесу – лесКто прятался в лесу ?^ От всех он прятался в л…су и на гл…за не поп…дался, но я нашёл, я дог…дался и вот д…мой его несу ! Хорош крепыш ! В какой он шляпе ! Его отдам я маме, папе, а завтра снова в лес пойду. Таких же кр…пышей найду ! Н. Найдёнова.30. Спиши. Вставь пропущенную букву. В скобках напиши такие слова, чтобы безударные гласные стояли в сильной позиции. Несёт меня лиса ( лис ) в далёкие леса ( лес ). В речке утром я с…ма ( ) поймала большого с…ма ( ). В море грозные в…лы ( ), а на лугу стоят в…лы ( ).31. Прочитай. Озаглавь текст. Спиши, выбирая нужные буквы. Объясни их написание. Зина и люда живут в деревне. Около их дома находится сад. Сюда часто прил—тают синицы. Зимой им гол—дно. Девочки повесили к—рмушку. А вот и первые гости.32. Спиши слова. В каждом слове поставь ударение. Выдели корень, подчеркни безударные гласные в корне. Белый, белеет, побелка ; больница, больной, заболеть ; тёмный, темница, темнота ; чистый, чистота, почистить.Спиши. В выделенных словах поставь ударение, обозначь корень, подчеркни безударную гласную в корне. Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкойподвязалася сосна. Отгадай загадку. Спиши её вместе с отгадкой, вставляя пропущенные буквы. Гость г…стил, мост м…стил без топ…ра без клиньев. ( М – – – з )Спиши. Обозначь части слова, в которых выделены буквы. Поставь ударение. Подчеркни безударные гласные в корне слов. Выглянул подснежник в полутьме лесной – маленький разведчик, посланный весной. Е. Серова.Выпиши слова в три столбика : в первый столбик – слова с ударением в приставке, во второй – с ударением в корне, в третий столбик – с ударением в суффиксе. Подчеркни безударные гласные в корне слов. Лесок, школьники, уголёк, часики, шаги, ночной, новый, косьба, лисята, подруга, сосновый, поезд, цветник, запись, холодный, дождливый, прописи. 37. Проверь безударные гласные в корне слов читает, стрельба. Проверочные слова пиши перед проверяемым словом. Читальный (зал), читка, прочитал, читатель, начитанный, прочитанный. Выстрел, стреляет, подстрелил, стрела, обстрел, стрелок.38. Среди слов найди и выпиши те, в корне которых нужно проверить безударный гласный. Подчеркни в корне орфограмму. Кормушка, домашний, грибок, больница, запись, цветной, заболел, верба, поход, маленький, свёкла, травяной.39. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова. (……..) ш…рстяной шарф ; (………) т…нистый парк ; (……..) стальные коньки ; (………) м…ховой воротник ; (……..) цв…тные картинки ; (……..) …довитый зуб40. Спишите сначала проверочные слова, а потом слова с безударной гласной в корне. Выделите корень. Цветущий, цвет, цветастый, цветочный. Зимний, зима, зимовать, зимушка, зимовье. Прямой, выпрямил, прямо, прямота, напрямик. Ледник, ледовый, лёд, ледышка, подлёдный. Рядовой, рядок, ряд, рядочек, наряду. Листва, листок, лист, листовый, листик.41. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова. Образец : ( лечит) лечил больного I. (………..) л…чил больного ; (………) н…сил воду ; (……….) п…ил лошадь ; (………) т…щил мешок ; (……….) см…трел фильм. II. (………) л..вил рыбу ; (………) б…лил стены ; (………) в…рил картошку ; (………) м…сил тесто ; (………) д…ил корову.42. К словам из скобок подбери однокоренные, которые отвечают на вопрос какой ? Составь словосочетания по образцу. Запиши их.Образец : (соль) суп – солёный суп. (Гриб) год ; (лес) орех ; (цвет) карандаш ; (смех) случай ; (боль) зуб; (сталь) плуг ; (прямо) путь ; (море) берег ; (ночь) холод.43. Напишите слова, для которых данные слова являются проверочными.Нож, нос, час, меч, лещ, холм, крот, герб, грач, ряд, сад, врач, клёст, бобр, стриж, снег, шарф, след, столб, двор, гриб, зверь, кит, дрозд, слон.Вставь пропущенные буквы. Устно подбирай проверочные слова. Напиши под диктовку один из текстов.У б о р к а. Св…тлана и Ст…пан убирают св…ю комнату. На п…лу ст…ит в…дро с в…дой. Пора мыть п…лы. Р…дители почистили ковры во дворе. Папа кл…дёт их на св…и м…ста. Мама протёрла ст…кло у серванта. Сервант сияет ч…стотой. ( 35 слов ) С о с н ы . У р…ки ст…ят сосны. С…сна любит расти в сухих м…стах.З…мой и летом сосны з…лёные.Ств…лы у сосен красноватые и бл…стят на солнышке.Воздух в с…сновом б…ру радует нас ч…стотой.Среди к…рней в…дна н…ра кр…та. Он ж…вёт в з…мле.В с…сновом б…ру ж…вут белки, дятлы и совы.Белка любит устраивать св…ё гн…здо в пышной кроне с…сны.Даже в сильные д…жди капли ст…кают по хв…инкам и ств…лу и не попадают в д…ма белок. ( 73 слова )45. Спишите. Проверьте безударные гласные, изменяя слова на уменьшительно-ласкательные. Тр..па, лош..дь, к..вёр, скв..рец, пт..нец, ..сёл, хв..сты, с..ва, тр..ва, з..ма, н..га, р..ка, з..рно, к..нец, пл..та, св..ча, ст..на, сп..на, гн..здо, зв..зда, св..рло, ст..кло, кр..сты, д…ма, л..щи, ч..жи.46. Подберите и напишите однокоренные слова в таком порядке : глагол, имя существительное, имя прилагательное. Выделите корень. Зимы, … , … , … . Свёрлышко, … , … , … . Стёклышко, … , … , … . Крестик, … , … , … .47. Замените сочетание слов одним, используя слова с проверяемой безударной гласной в корне. Проверьте безударные гласные, изменяя слова на уменьшительно- ласкательные. Ночная птица – ………………. . Самое упрямое домашнее животное – ……………… . Дома диких животных в земле – ……………….. . Связанные вместе стебли с колосьями какого-либо злака – ………… Небесное тело в виде светящейся точки на ночном небе – ………….48. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В словах с пропущенными буквами выдели корень. Подбери проверочные слова. Сп..шу текст, сп..шу в школу, зап..вал песню, зап..вал таблетку, пос..деть на диване, пос..деть от старости, сл..зал с крыши, сл..зал сметану с блюдца, пол..скала бельё, пол..скала ребёнка. Выпиши только те слова, безударные гласные в корне которых можно проверить буквой ё . Перед словами напиши проверочные слова. Ледяной, ленивый, весёлый, весенний, медовый, стеклянный, пчелиный, зелёный, лесной, свекольный, земляной.50. Выпишите слова с безударной гласной е в корне, которую можно проверить буквой ё. Запиши проверочные слова. Детство наше золотое, всё светлей ты с каждым днём. Под счастливою звездою мы живём в краю родном. А. Пришелец^ Вот лежит каравай у меня на столе. Чёрный хлеб на столе – нет вкусней на земле. Я. Дягутите Над селом дымки плывут. Пироги в домах пекут.^ Заходите, не стесняйтесь ! Добрым хлебом угощайтесь ! В. Степанов51. Спишите. Вставьте пропущенные буквы е, и, я . проверьте безударные гласные однокоренными словами, отвечающими на вопросы кто ? что ? Св..стун, л..нейка, р..чистый, п..тнистый, зв..ринец, пл..сать, пл..чистый, н..зина, л..стопад, сп..шат, м..довый, л..сник, д..нёк, вр..дитель, зав..зжать, тр..скучий, л..нивая, в..твистый, в..ршина, ш..повник, зацв..тает, л..докол, сб..гают, ст..кольщик, сн..говик, в..шнёвый, р..веть, ч..рвяк, скр..пучий, уд..вительно, гр..бной, м..сной, д..твора, ц..почка, з..ркальный, ц..нтральный, т..жёлый, насл..дить, п..рина, п..рцовый, зам..ститель, н..рвировать, з..мляк, в..дёрко, в..хревой, бр..венчатый, м..нировать, л..сёнок.52. Спишите. Вставьте пропущенные буквы а, о. Проверьте безударные гласные однокоренными словами, отвечающими на вопрос какой ? Хр..брец, к..лючие, уст..реть, кр..снеет, д..брота, сл..дковатый, зас..рять, н..винка, за..стрить, р..беть, расп..лнеть, пок..рить, оп..здать, зерк..ло, р..внение, отл..мать, оп..здать, под..рить, гол..д, сокр..тить, ж..леть, г..рчить, ск..льзить, сл..боватый, иск..са, кор..тко, кр..сиво, к..сой, м..крота. 53. Спишите. Вставьте пропущенные буквы е, и, я. Проверьте безударные гласные однокоренными словами, отвечающими на вопрос какой ? С..лач, св..тлеть, обл..тела, р..звиться, п..вец, н..зина, с..роватый, вр..дитель, закр..пили, б.дняга, отт..пель, б..лить, см..льчак, пор..дел, гр..знуля, объ..снил, подг..бают, дл..на, зел..нь, осв..жают, вбл..зи, сл..гка, с..дой, с..нева, оскв..рнить, усм..рять, сн..жинка, д..карь, ед..ничка, з..мовать, сц..плять, од..чать, ч..стюля, кр..пить, изм..льчить, пон..ижение, п..стреть.54. Подберите и напишите однокоренные слова в таком порядке : глагол, имя существительное, имя прилагательное. Выделите корень. Серый , ……………. , ……………. , ……………. . Грязь , ……………. , …………….. , …………….. . Гибкий , …………… , …………….. , ……………… . Крепкий , …………….. , …………….. , ……………… . Вред , ………………… , …………….. , ……………… .55. Спишите. Вставьте пропущенные буквы а , о. Проверьте безударные гласные однокоренными словами, отвечающими на вопрос что делает ? Зап..х, похв..ла, хл..пушка, спр..сить, нак..лол, т..нул, попр..вляют, п..хучие, к..лючка, к..зался, х..теть, за, выс..хли, п..хали, сп..дает, к..ток, к..силка, оп..дают, упр..влять, забр..сать, п..лзунки, выт..птать, н..сил, в..ренье, м..льба, пл..тить, ск..кать, зв..нить, умн..жать, л..вить.56. Спишите. Вставьте пропущенные буквы е , и , я. Проверьте безударные гласные однокоренными словами, отвечающими на вопрос что делает ? Ч..нить, св..рло, передв..гают, по..с, об..жает, л..пили, выр..зать, п..сатель, созр..вает, в..зание, п..лить, выд..ржка, в..ртеть, в..сеть, подт..нули, нап..сал, зам..рзает, р..зьба, прол..зать, кл..евой, расс..рдить, м..таться.57. Подберите и напишите однокоренные слова в таком порядке : глагол, имя существительное, имя прилагательное. Выделите корень. Заколка , ……………. , ……………. , ……………. . Прополз , ……………. , ……………. , ……………. . Варка , ………………. , ……………. , ……………. . Покос , ……………… , …………….. , …………….. .58. Подберите и напишите однокоренные слова в таком порядке : глагол, имя существительное, имя прилагательное. Выделите корень. Весело , …………….. , ……………. , ……………. . Голос , …………….. , …………….. , ……………. . Холодно , …………… , ……………… , …………….. . Колосок , …………… , ………………, ……………… . Вставьте пропущенные буквы. Обязательно вслух проговаривайте проверочные слова. Напишите под диктовку один из текстов.С о й к а. Ос..нь самое хл..п..тливое время года для сойки. ..на делает на зиму запасы. К з..ме сойка любит заготавливать жёлуди. Наберёт полный рот желудей и сл..тает на землю. Прячет птичка запасы под к..рнями д..ревьев в трещинках и других укромных м..стах. Не будет сойка г..л..дать суровой зимой. ( 45 слов )Узоры на стекле. За ночь сильно пох..л..дало. Утро морозное. В комнате на ст..кле по..вились уд..вительные узоры. Посм..три, к..кое м..ст..рство! Вот св..ркает на сер..бристых в..твях причудливая л..ства. Вдруг на ст..кле распустился изумительный сказочный цв..ток. А это волшебное оз..ро. По нему гр..циозно плывёт маленький л..б..дёнок. Красив снежный узор в лучах зимнего солнца ! ( 50 слов ) Летний вечер. К..нчается летний день. На опушке кр..снеют в последних лучах солнышка в..ршины д..ревьев. Птицы зам..лкают в л..сной чаще. Не гудят шм..ли на п..лянах. Не жужжат мухи. Не в..с..лятся бабочки и мотыльки над цв..тами. Закончился трудовой день у мур…вьёв. Лес засыпает. Как только ст..мнеет, на л..сных тропинках и прос..ках можно услышать г..л..сок к..зодоя. Вдруг в л..сной глуши зах..х..чет с..ва. Надв..гается тёмная ночь. ( 62 слова ) Спишите. Измените слова по числам. Норы, стриж, бант, лист, морж, зонт, мост, ствол, штрих, хлеб, грозы, нос, ряд, волны, гриб, мяч, след, реки, травы, зёрна, слово.Подберите и напишите слова, противоположные по смыслу данным словам.Лживый, горячий, близкий, маленький, старый, хороший, здоровый.Диктант – подготовка. Напишите текст под диктовку.Вчера вечером мы с сестрой распилили двуручной пилой большое бревно на пять частей. Я ударяю по чурбану топором. Скоро будет готова вязанка дров. Мы будем топить зимой печурку. В нашем домишке будет тепло. Хорошо в мороз сидеть у огня. Трещат дрова. А за окном метель заметает поля и леса ( 56 слов )Диктант – подготовка. Напишите текст под диктовку. Осень одарила деревья золотой листвой. Пожелтевшие и покрасневшие листья слетают вниз и лежат на земле большими кучами. От них в лесу хорошо и светло. Но подходит зима, и красочная роскошь сменяется тусклостью. На ветвях не видно ни листочка. Вокруг стволов и на тропинках листва посерела. Трава высохла. Но когда выпадает снег, в лесу будет царить сказочная белизна. ( 57 слов ) Словарные диктанты.Гора, скала, река, трава, зима, плита, сестра, село, весло, число.Сады, поля, леса, дрозды, цветы, столы, ряды, мячи, листы, края, дела, хлеба.Коза, овца, трава, вода, спина, страна, волна, бревно, моря, рога, следы, паруса, шары, мячи, дворы.Осень, зима, вечер, старик, тепло, холод, народ, жара.Лесок, цветок, стожок, рожок, зверёк, снежок, пенёк, грибок, часок, денёк, свисток, медок, ледок, голубок, замок.Ночной, большой, вершина, площадка, крольчата, смельчак, сторожка, селёдка, голубка, бежит, дрожит.Вишнёвые сады, спелые плоды, широкие поля, сосновые леса, белые грибы, медвежьи следы, весёлые чижи, густая трава, частые дожди.Ворота, голова, голод, голос, волосок, дорогой, молодой, болотный, молоко, борода, морозный, город, берег, сторона.Родная сторона, ржаной колосок, городской житель, дорогой подарок, золотой гребень, птичьи голоса, большие холода, степной цветок, домашний котёнок, кленовый листок, скалистый берег, лосиный остров, зелёные поляны. Выборочные диктанты.З а г а д к и.I. 1. Глаза на рогах, а домик на спине ( Улитка )По земле не ходит, на свет не глядит, а на обед, на ужин все её зовут. ( Рыба ) 3. Дверей много, а выйти некуда ( Сеть ) 4. На горе шумит, а под горой молчит ( Лес ) 5. Одна нога и шапка, а головы нет. ( Гриб ) 6. Стоит над водою, трясёт бородою. ( Тростник )Под окном лежит, а к стене не привалишь. ( Дорога )II. На цветок села пчела. У тропы была нора крота. На сосне сидят клесты. Река затопила низкие берега. Белки едят грибы, ягоды, плоды деревьев. Утром на траве роса. Пришла тёплая весна. На берегу лежит змея. В полях убрали хлеба.III. Дуют холодные ветры. Ребята идут по тропинке. Весело поют соловьи и скворцы. Лошади щиплют зелёную траву. На лесной поляне живёт лесник. Школьники сажали плодовые деревья. Сестра подарила мне стальные коньки. На дворе трескучий мороз. Зимой птицы часто голодают. В поле колосилась золотистая рожь.^ Зрительные диктанты.Посылал медведь лису Собирать дрова в лесу.За горою у реки Где вдоль берега дубки, Есть деревня небольшая Под названьем Чудаки. ( Г. Ладонщиков )Я раковину эту В коробке берегу. Она лежала раньше В песке на берегу. ( А. Барто )П о с л о в и ц ы .Весна красна цветами, осень хлебами, а зима снегами.Ленивые руки не родня умной голове.На чужой сторонушке рад своей воронушке.Творческий диктант.Закончить предложение, употребив однокоренное словоВ столовой большой круглый ………….. ( стол )В голубятню принесли нового …………… ( голубя )Садовник ухаживает за …………… ( садом )Лесник бережёт ……….. ( лес )В солонку насыпали ………… ( соль )В кормушке был ……….. ( корм )В небе летал известный ……………… ( лётчик )Обучающие диктанты.Фабрика игрушек. Скоро ёлка. Школьная мастерская стала теперь фабрикой игрушек. Ребята мастерят флажки, хлопушки из цветной бумаги. Пошла в дело скорлупка от яиц. Учитель Семён Ильич тихонько проколол яйцо. Потом выдул желток и белок в стакан. Детвора прилепила к скорлупкам головки, ножки, хвосты. Получились забавные зайчатки, лисёнок, божья коровка. Лёгкие зверюшки висят на ветках зелёной красавицы. ( 56 слов )О л е н и х а. У высокой скалы паслось оленье стадо. В её тени лежал маленький оленёнок.Орёл увидел оленёнка и бросился на него. Мать услышала шум крыльев громадной птицы. Олениха встала на задние лапы около детёныша. Передними копытами она старалась ударить разбойника. Орёл отступил. Он полетел к своему гнезду ( 45 слов ) ( По М. Пришвину ) Диктант – тест.В процессе письма ученик обязательно проговаривает слова. Вот и весна. В лесу зазвенела капель. Капельки блестят и переливаются под яркими лучами. Лёгкий ветерок качает молодые деревца. У ствола могучего дуба вдруг зашуршала листва. Показался колючий ёжик. Какой худой ! Зима у зверька весь жирок вытянула. Малыш побежал по узкой тропинке к рядам молодого сосняка. Ряды тянулись до далёкой просеки. Мы не стали следить за зверьком. Пора было идти домой. ( 61 слово ). * Если ученик допустил 1-2 ошибки в выделенных буквах, то в изучении темы «Безударные гласные» есть пробелы. Для их устранения необходимо продолжить выполнение предложенных упражнений. * Если же ошибок подобного рода больше четырёх, стоит всерьёз заняться этой темой. Необходимо повторить правила и продолжить выполнение упражнений.Замените слова – признаки словами, противоположными по значению. Здоровый, лживый, вредный, горячий, сытый, узкий, близкий, маленький, старый, хороший.Замените выделенные слова именами прилагательными. Лист клёна, котлеты из мяса, шапка из меха, след зверя, погода осенью, браслет из золота, тигр в полоску, ручеёк весной, платье из шерсти, день с дождём.67. Допишите предложения словами с противоположным значением. В скобках пишите проверочные слова. Чай горячий, а сок ………… . Ручей узкий, а река …………… .Пушинка лёгкая, а камень ………………. . Помидор красный, а огурец ………………… . Бабушка старенькая, а внучка …………………. . Напиши название детёнышей. Слон, коза, кот, лось, лиса, кролик, волк, морж, грач, голубь, журавль, тюлень.69. Объясни написание безударных гласных. Вслух проговаривайте проверочные слова. Л(и,е,я)сной зв(и,е,я)рёк ; з(а,о)л(а,о)тая росп(и,е,я)сь ; г(а,о)в(а,о)рит р(а,о)дителям ; н(а,о)здреватые хл(и,е,я)ба ; разв(и,е,я)зал на б(и,е,я)р(и,е,я)гу ; ш(и,е,я)рокая прос(и,е,я)ка ; веч(и,е,я)ром у р(и,е,я)ки. * * * П(и,е,я)шком д(а,о)мой ; поб(и,е,я)жали на п(о,а)ляну ; з(и,е,я)л(и,е,я)нели д(и,е,я)ревья ; хол(а,о)дно и т(и,е,я)мно ; уд(и,е,я)вительные м(а,о)ст(и,е,я)ра ; с(и,е,я)дел на ст(о,а)ле ; запл(е,и,я)сти к(а,о)сичку ; л(и,е,я)дяная в(а,о)да.70. Исправьте ошибки. Обязательно вслух проговаривайте проверочные слова. Сутра я бражу по палям. В полден я спосаюсь отжоры навиршыне халма в тини балшой сосны. Мне ведны два сила и еловый лисок. Я лижу на трове и четаю книжку. Трапа извивается среди стиблей и колосев пшеницы и ведёт крике. На биригу я встричаю махнатую казу и симерых казлят. Я спишу перейти речку. Мне уже пора дамой.^ 71. Усложнённые диктанты .В е с н а.Ушла холодная зима с вьюгами и метелями, со снегами и ветрами. Оглядись вокруг ! Пришла красавица весна. На озере трещит лёд. Плывут по реке большие льдины. Летят из далёких краёв грачи, стрижи, чижи, скворцы. На земле появилась молодая трава. Скоро зацветёт сирень, заалеют тюльпаны. Нарядятся в белую фату вишнёвые сады. ( 50 слов ) Л е т о.Стоит сильная жара. Колосится золотая рожь. А вот поле гречихи. Оно похоже на ковёр цветов. Над метёлками гречихи летают тяжёлые шмели. По краям узкой тропинки толпятся молодые деревца. Тропинка ведёт нас к лесной реке. На её берегу растут плакучие ивы. Вода в реке чиста. В воде мелькают очаровательные рыбки. Красота ! ( 50 слов )У т р о.Светало. Ночная темнота уже позади. На траве появилась роса. Небеса светлели и прояснялись. Денёк обещал быть хорошим. Потянулись на поля и луга стада коров. Их вели пастухи. Коровы будут пастись до вечера. Потом появились косцы и начали косить траву. А высохшую траву сгребали граблями и относили на сеновал. ( 49 слов )О с е н ь ю.Осенью я редко хожу по лесным тропам. Я жалею об ушедших солнечных деньках и о тепле. Вечный бродяга ветер шуршит пожелтевшей листвой. Он свистит среди верхушек деревьев. Посеревший небесный свод выливает на землю дожди за дождями. Они моросят без конца. Я не выхожу без плаща и зонта. ( 50 слов )Г р о з а.Вечером над нашим селом пронеслась гроза. Частые вспышки молний прорезали небесный свод и освещали темноту. Гром грохотал без конца. Струи дождя хлестали по земле и прибивали к ней траву и цветы. Вода текла по дворам и по полям. В ночные часы ненастье начало затихать. Утром небеса прояснились. А к концу дня все лужи высохли. ( 55 слов )Диктант – тест.Зимние гости.Вот и пришла холодная зима. Побелели окрестные поля и луга. Лёд сковал реки и озёра. Мохнатые красавицы ёлки нарядились в белые шубки. Тихо зимой в ельнике. Вдруг в лесу появилась стайка северных гостей. Это клесты. С шумом они пронеслись над тихой поляной. Словно яркие бусы, птицы облепили вершины елей. На верхушках елей висят гроздья тяжёлых шишек. Цепкими когтями клесты стали таскать вкусные семена. В лапах ёлок спрятаны жилища этих птичек. Там уже вывелись прелестные птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей. ( 83 слова )На поляне.Пригревает весеннее солнышко. На лесной поляне тает снег. С горы по дороге бежит звонкий ручей. Он наполнил до краёв глубокую лужу, побежал через край. Опустели зимние квартиры у старых пней. Проснулась и выбралась из норы ящерица. Вылез ёж. Он почистился и побежал по полянке искать еду. Ожил под тёплым солнышком и огромный лесной дом – муравейник. С раннего утра хлопочут муравьи. Они несут травинку, сосновую иголку. Подлетели к старому пню птицы. Они стали класть в ямку около пня сухую траву и мох. ( 83 слова ) ( По Г. Скребицкому ).^ Если ученик не сделал ошибок в словах, где подчёркнута безударная гласная, значит эта тема усвоена хорошо.Если ученик допустил ошибки в подчёркнутых буквах, то в изучении темы « Безударные гласные », остались пробелы и необходимо вернуться к предыдущим упражнениям. Учите объяснять написание каждого слова с безударной гласной, затем обязательно пишите под диктовку. Слова с непроверяемыми гласными.Творческие диктанты.^ I. Заменить выражение одним словом.Название места, где кто-либо живёт или находится. ( Адрес ).Дорога, с обеих сторон обсаженная деревьями. ( Аллея )Упакованные вещи, которые пассажир берёт с собой в дорогу. ( Багаж ) 4. Дружеский или деловой разговор. ( Беседа )Книгохранилище, учреждение, где собирают и хранят книги. ( Библиотека ) Маленькая птичка с коричнево-серым оперением, которая обычно живёт близ жилья человека. ( Воробей )Сторона света, противопол^ Уронить нельзя ни разу Ведь на десять тысяч раз Нужно десять тысяч ваз. ( А. Кондратьев ) Вставь нужную букву. В скобках напиши проверочные слова. Обед (готовый) готов. Дедушка (……….) здоро… Олень (……….) краси…Мальчик ( ……………) вежли… Подарок ( …………) доро… 13. Выборочный диктант. Выпиши слова с орфограммой – согласной в корне слова..1. Нарисуем огород, там смородина растёт… ( А. Барто ) 2. Мне очень нравится жираф – высокий рост и крепкий нрав (Б. Заходер)Лихой отряд борцов с огнём несётся по дороге.Снег – на крыше, на крылечке.Роет землю серый крот – разоряет огород. ( С. Маршак )Я выломал упругий прут, чтоб отогнать гусей. Купаться я бегу на пруд с ватагою друзей.Весь класс пошёл сегодня в лес. А я под одеяло влез. Ах, если бы не этот грипп нашёл бы я огромный гриб Братишке смастерил я лук С упругой тетивой. Он побежал скорей на луг Испробовать его. ( А. Пехшин )П о с л о в и ц ы.1. Наружный вид обманчив. 2. Трудовой хлеб сладок. 3. Каков плод, таков и приплод. 4. А воз и ныне там. 5. Друг дороже денег. 6. Нож тупой – хозяин плохой. 7. Мал золотник, да дорог. 8. Счастье и труд рядом идут. 9. Семь бед – один ответ. 10. Нужда и голод выгонят на холод.14. Прочитай. Найди слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слов, которые отвечают на вопросы что ? чего ? Запишите их вместе с проверочными словами. И весел звучный лес, и ветер меж берёз уж веет ласково, а белые берёзы роняют тихий дождь своих алмазных слёз и улыбаются сквозь слёзы. ( И. Бунин)15.Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочное слово.^ Образец : забить гвоз..ь – забить (гвозди ) гвоздь. Получить бага…, выйти на бере…, найти кла…, отправиться в похо…., букет ро…, ветки берё…, автор кни…, запах тра…, проливной дож…ь, вкусный обе…, широкий пру…. Прочитай,, приготовься писать по памяти. Напиши. Проверь по тексту. Подчеркни парные согласные на конце слова. Устно объясни их написание. Может быть первый листопад Встречает этот клён В свой самый праздничный наряд Переоделся он. ( В. Берестов ) 17. Выборочное списывание. Прочитай отрывок из песенки. Найди и выпиши слова с орфограммой – согласной в корне слова. Какой признак может тебе помочь в этом поиске ? Обозначь орфограмму. Какие ещё виды изображений назывались в песенке ? Воспользуйся помощью учителя и запиши их в тетрадь. Какую орфограмму ты обнаружил во всех этих словах ? Подбери к ним проверочные. КАРТИНАПОРТРЕТПЕЙЗАЖНАТЮРМОРТ
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…