Институт гуманитарных наук Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет» Департамент образования и науки Тюменской областиИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО 26 марта – 30 марта 2012 года в г. Тюмени в рамках «Малого исторического факультета» состоится выездная сессия очно-заочной школы юных исследователей «Первые шаги в науке» Цель: через обращение к сюжетам отечественной и всеобщей истории постараться пробудить интерес школьников к исторической науке, вовлечь их в процесс познания и осмысления прошлого человеческого общества.Для участия в настоящем мероприятии приглашаются учащиеся 9 – 11 классов школ сельской местности и малых городов Тюменской области. Для того чтобы стать участником выездной сессии очно-заочной школы юных исследователей «Первые шаги в науке», необходимо пройти отборочный тур, в рамках которого участникам предлагается дать ответы на 25 вопросов. Работы вместе с заявкой на участи требуется присылать до 1 декабря 2011 г. по адресу: г. Тюмень, ул. Володарского, 49, или на e-mail: [email protected] или [email protected] с пометкой «Малый исторический факультет» (Тюменский государственный университет, Институт гуманитарных наук). Итоги конкурсного отбора будут подведены до 15 декабря 2011 г. Прошедшие отборочный тур 20 человек (на основании общего рейтинга баллов) примут участие в работе выездной сессии очно-заочной школы юных исследователей «Первые шаги в науке», которая пройдет на базе исторического отделения Института гуманитарных наук Тюменского государственного университета (программа занятий будет предоставлена дополнительно после подведения итогов конкурсного отбора). По всем интересующим вопросам просьба обращаться по указанным адресам: e-mail: [email protected] (Васиховская Наталья Сергеевна) или [email protected] (Деминцев Михаил Сергеевич, к.и.н., доцент, 8-912-992-86-33), 8(3452) 25-75-77 (Розовик Ольга Георгиевна, главный специалист отдела общего образования департамента образования и науки)^ Вопросы для отборочного тура: (максимально развёрнутый ответ, печатный текст формата А4, шрифт Arial 13, межстрочный интервал 1,5):1. Назовите не менее двух основных положений, составляющих содержание понятия «самодержавная власть» в XIХ в. Приведите не менее трех фактов из истории России XIX в., свидетельствующих о стремлении монархов укрепить самодержавную власть. 2. ^ Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы:В 1327 г. в Тверь прибыл ордынский баскак Чол-хан с большим отрядом. Притеснения и насилия, творимые ими, вызвали восстание горожан. Ордынцы были перебиты. В ответ хан Узбек организовал карательную экспедицию против Твери, в которой принял участие московский князь Иван Калита. Укажите причины, которыми можно объяснить выступление Ивана Калиты на стороне ордынцев. Каковы были последствия восстания в Твери для московских князей и для всей Руси? 3. Сравните местоположение, основные виды хозяйственной деятельности, политическое устройство Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли в XIII-XIV вв. Укажите, что (какие черты и т.д.) было общим (не менее двух черт), а что – различным (не менее двух различных черт). 4. Укажите основные проблемы, составлявшие понятие «крестьянский вопрос» в России в первой половине XIX в. Назовите мероприятия первой половины XIX в., свидетельствовавшие о попытках правительства решить крестьянский вопрос.5. Ниже приведены две точки зрения на правления Николая I. – «Николай I был ограниченным солдафоном, не подготовленным к роли руководителя государства. Он проводил реакционную политику, время его правления стало своего рода «темным пятном» в истории страны». – «Николай I страстно желал процветания России. Не обладая выдающимися способностями, он без устали работал для того, чтобы добиться перемен к лучшему. Его правление отмечено как успехами, так и неудачами». Укажите, какая из названных точек зрения представляется Вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную Вами точку зрения.6. ^ Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы: Из воспоминаний участника строительства Сталинградского тракторного завода С.З. Гинсбурга: «Рассказывая о стройках тех лет, хочу засвидетельствовать, что недаром говорят и пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна превратилась в громаднейшую строительную площадку. … Каждый коллектив, каждая партийная, комсомольская, профсоюзная организация на своем участке работы делала все возможное, чтобы выполнить вовремя заказы для ударных строек. … Страна была охвачена пафосом строительства. Поразителен героизм строителей в годы первой пятилетки. Тысячи и тысячи людей отдавали революции, социализму все силы и саму жизнь. … Сейчас уже трудно представить условия, в которых начинались эти гигантские работы. Ведь механизации не существовало почти никакой. Имелись лишь краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котлованов под фундаменты цехов выполнялись артелями грабарей. … И вся их «техника» состояла из телег-грабарок, в которые впрягали лошадей, и обыкновенной совковой лопаты. … С развертыванием широкого фронта работ основной политической задачей партийная организация строительства считала борьбу за высокие темпы. Лозунгом дня стало: «Догнать и перегнать американские темпы в строительстве». Вот тут и началось социалистическое соревнование. На стройку пришло много молодежи, комсомольцев, которые стали активными организаторами ударных бригад. … Широко развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы труда. Была объявлена настоящая война рутине. Первым ее шагом было введение непрерывной рабочей недели. Дело это было настолько новое, что некоторые рабочие, особенно сезонники, заволновались. Мол, и отцы наши, и деды чтили воскресный день, отдыхали, нельзя от этого отступать. Некоторые даже ушли со стройки – не смогли смириться с нарушением «завета отцов». 1). Как называется экономический процесс, связанный с первой пятилеткой, участником которой была автор текста? Кто был руководителем страны в эти годы? 2). Какие черты, специфические особенности были присущи описанному в тексте процессу в СССР?7. ^ Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы: Из «Слова о полку Игореве» «… Тогда великий князь Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины? А уже не вижу власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава, с черниговскими боярами. Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим» … Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать. Ты, буйный Рюрик, и Давыд! … Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, буйного Святославича! Галицкий Осмомысл Ярослав! … Грозы твои по землям текут, отворяешь Киеву ворота, стреляешь с отцовского золотого престола Салтанов за землями. Стреляй же, господи, Кончака, поганого раба, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!» 1). Какое историческое событие легло в основу «Слова…»? К какому времени относится это событие? 2). Что послужило автору «Слова…» поводом для горьких раздумий о судьбах Русской земли? В чем он упрекает князей Игоря и Всеволода? 3). В чем суть призыва автора ко всем князьям? 8. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий конкретный ответ. Вычеркните лишний элемент в каждом ряду. Дайте краткое объяснение.1. А.И. Голицын, С.С. Уваров, Д.А. Толстой, А.А. Сабуров, А.В. Луначарский. 2. 1710-1713, 1735-1739, 1768-1774, 1787-1791, 1806-1812, 1828-1829. 3. П.А. Федотов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, И.И. Левитан, А.И. Куинджи. 4. Повесть о Щелкане Дудентьевиче, Повесть о Ерше Ершовиче, Повесть о горе-злосчастии, Повесть о Шемякином суде. 5. Плюсский договор, Тявзинский договор, Столбовский договор, Кардисский договор, Нерчинский договор. 6. В.С. Черномырдин, А.Б. Чубайс, С.В. Кириенко, Е.М. Примаков, С.В. Степашин.9. Перед вами перевод фрагмента одного из произведений древнерусской литературы. Ознакомьтесь с ним и ответьте на вопросы после текста.«Братья и друзья, сыновья земли Русской! Соберемся вместе, составим слово к слову, возвеселим Русскую землю, отбросим печаль в восточные страны – удел Симов, и восхвалим победу над поганым Мамаем, а великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, прославим! И скажем так: лучше ведь, братья, возвышенными словами вести нам этот рассказ про поход великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, потомков святого великого князя Владимира Киевского. Начнем рассказывать о их деяниях по делам и по былям… Вспомним давние времена, восхвалим вещего Бояна, искусного гусляра в Киеве. Тот ведь вещий Боян, перебирая быстрыми своими перстами живые струны, пел русским князьям славы: первую славу великому князю киевскому Игорю Рюриковичу, вторую – великому князю Владимиру Святославичу Киевскому, третью – великому князю Ярославу Владимировичу».1). Назовите это произведение 2). Какому событию оно посвящено? 3). Какое произведение древнерусской литературы послужило образцом для автора этого текста?10. Заполните пропуски в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами.«Со второй половины 1960-х гг. и примерно до конца 1970-х гг. во взаимоотношениях СССР со странами Запада был взят курс, известный как _____(1)______. Одной из важнейших предпосылок этого курса можно считать достижение СССР паритета с США в области развития стратегических ядерных сил, что позволило заключить ряд важных договоров ограничительного характера в военной сфере. Так, в ___(2)___ г. между СССР и США был подписан договор, известный как ОСВ-1. В том же году был подписан не менее важный договор об ограничении систем ___(3)___. Успешное развитие сотрудничества между СССР и США позволило организовать в ___(4)___ г. совместный полет двух космических кораблей этих стран – ___(5)___(США) __и ___(6)___ (СССР)__. В том же году состоялось событие, ставшее кульминацией данной политики – ___(7)___. Его заключительный акт закреплял итоги II Мировой войны и важнейшие принципы взаимоотношений между государствами в послевоенный период. Однако сближение СССР со странами Запада было недолгим. Конец процессу был положен вводом советских войск в _____(8)».1) _______________________________________________________ 2) _______________________________________________________ 3) _______________________________________________________ 4) _______________________________________________________ 5) _______________________________________________________ 6) _______________________________________________________ 7) _______________________________________________________ 8) _______________________________________________________11. Сравните особенности развития культуры России в XVII и XVIII вв. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).12. Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в XIX в. (укажите не менее двух задач). Приведите примеры событий, относящихся к решению одной из названных задач (не менее трех примеров).13. Ниже приведены две точки зрения на личность Петра I: 1. Петр I был революционером на троне, он создавал новую Россию.2. Петр I жесткими мерами завершил те преобразования, которые были начаты до него в XVII в. при Алексее Михайловиче и при царевне Софье. Укажите, какая из названных точек зрения представляется Вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную Вами точку зрения.14. Укажите три основных направления внутренней политики Н.С. Хрущева. Приведите три примера (факта), доказывающие, что «хрущевская оттепель» связана с отказом от жестких принципов внутриполитического управления, характерных для сталинской эпохи.15. Сравните политическое устройство Московского государства при Иване III и Иване IV Грозном. Укажите, что было общим (не менее трех характеристик), а что – различным (не менее двух различий).16. В 1485 году в Москве был казнён по приказу великого князя немецкий врач Антон. В 1490 году аналогичная участь постигла в Москве итальянского врача Леона. За что они были казнены? 17. 28 мая 1136 года в Новгороде Великом произошло событие, которое иногда называют Новгородской революцией. В чём она заключалась?18. Эта романтическая роща близ Веймара, где творили Гете и Шиллер, стала местом смерти тысяч заключенных.19. Первыми сражениями, выигранными русскими войсками в этой войне были битвы при Эрестфере и Гумельсгофе. Назовите войну.20. Среди челнов Степана Разина по Волге, как правило, плыли выделявшиеся черная и красная барки. По распространенной народной версии в красной плыл царевич Алексей, а кто плыл в черной?21. Эта выдающаяся женщина – дважды Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда, полковник авиации, кавалер многих иностранных орденов и медалей, председатель Комитета советских женщин. Кто она?22. Этот правитель России, желая подчеркнуть свою преемственность с прежде царствовавшими государями, выпустил в обращение монету с крестом, составленным из четырёх стилизованных букв «П». Кто он? 23. Иван Грозный окончательно упразднил титул князя Московского. Тем не менее, последний князь Московский скончался в 1815 году. Назовите его. 24. На чеканившихся с 1420 г. серебряных монетах был изображён стоящий московский князь, принимающий дары. После 1478 г. на этих же монетах, московский князь стал изображаться принимающим дары сидя. Где выпускались эти монеты?25. Семёново, Захарьино, Утица, Горки. Завершите список самым известным из этого ряда. Что это за место и чем оно знаменито?Максимальное количество баллов за каждый вопрос – 5 баллов.В заявке на участие необходимо указать следующие данные: Ф.И.О. (полностью), дату рождения, адрес, домашний и мобильный телефоны, адрес электронной почты, № школы и класс, а также контактную информацию школы.
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…