3 Реализация механизмов Киотского протокола предприятиями и регионами за рубежом

3.8. Реализация механизмов Киотского протокола предприятиями и регионами за рубежомДля многих стран Рамочная конвенция ООН об изменении климата не стала «очередной бумагой», а механизмы Киотского протокола — игрушкой в руках от­дельных политиков. Такие страны, как Великобритания, Дания, Нидерланды, сделали активные шаги по созданию действенных стимулов к снижению выбросов ПГ не только у себя в стране, но и далеко за ее пределами. Эти страны ищут возможности для реализации инвестиционных проектов во всем мире, в том чис­ле и в России, где потенциал для осуществления подобных проектов огромен. Страны, которые в Киотском протоколе формально не участвуют, также не без­действуют. Например, в США почти в половине штатов реализуются программы ограничения выбросов ПГ. В Австралии принята соответствующая Национальная программа и создан Наблюдательный совет из представителей заинтересованных министерств и ведомств. Опыт управления выбросами ПГ в разных странах мира показывает, что созда­ние рынков квот является одним из наиболее перспективных направлений поли­тики по снижению выбросов. Однако многие инициативы могут реализовываться на уровне корпораций, отдельных провинций (штатов) и даже групп стран, для чего используются различные экономические и административные инструменты.^ 3.8.1. Первая национальная торговая система ВеликобританииСистема торговли выбросами Великобритании (далее — Система торговли) яв­ляется первой в мире системой торговли ПГ, которая возникла в марте 2002 г. Цель Великобритании по Киотскому Протоколу — снижение выбросов ПГ на 12,5% ниже уровня 1990 г. к 2008—2012 гг. Кроме того, правительство страны ус­тановило национальную цель — снижение выбросов СО2 на 20% ниже уровня 1990 г. к 2010 г. Национальный доклад по энергетике, опубликованный пра­вительством в феврале 2003 г., предполагает сокращение выбросов СО2 примерно на 60% от текущего уровня к 2050 г. Система торговли является частью разработанной Правительством Великобри­тании Программы по изменению климата. Руководство Программой, а также Сис­темой торговли осуществляет Департамент по делам окружающей среды, продо­вольствия и сельского хозяйства (далее — Департамент). Климатическая программа Великобритании состоит из внутренней сис­темы торговли квотами, которая начала работать с апреля 2002 г. Участие предп­риятий в ней строится на добровольной основе. Система открыта для всех секто­ров экономики страны, кроме транспорта и энергетики. Ограничение выбросов и торговля планируются на перспективу пять лет. В своем развитии Система торговли прошла две стадии: 1. Аукцион. Для того чтобы основать Систему торговли, Департамент провел аукцион 11—12 марта 2002 г. и согласился выплатить победителям аукциона де­нежное поощрение в размере 215 млн. фунтов стерлингов (300 млн. евро) в тече­ние пяти лет (2002—2006 гг.) в обмен на снижение выбросов ПГ. Прямые участни­ки могли войти в Систему торговли всем своим бизнесом или его частью, напри­мер, определенным заводом. 34 компании, которые приняли участие в аукционе, называют прямыми участниками Системы торговли. В первый год прямыми участниками достигнуто снижение выбросов на 4,64 млн. т СО2 — больше, чем требовалось за весь пятилетний период действия схемы. 22 из 34 прямых участников перевыполнили свои цели и аккумулирова­ли для банкинга или продажи разрешения на 4,1 млн. т СО2. Остальные 12 участников превысили цели ограничения выбросов и купили разрешения для покрытия дефицита. Около 900 участников климатических соглашений исполь­зовали схему торговли для покупки (743) или получения разрешений за перевы­полнение целей (123). В первый год осуществлено 2001 операция по передаче разрешений на выбросы, всего передано 7216105 разрешений. Оборот на аукцио­не достиг 215 млн. фунтов стерлингов, показав цену закрытия 53,37 фунтов стер­лингов (74 евро) за тонну СО2. 2. Торговля. После аукциона обязательства прямых участников по сокращению выбросов были конвертированы в разрешения на выбросы в год (выбросы, разре­шенные после обещанных сокращений). Эти разрешения могут обращаться меж­ду прямыми участниками, другими уполномоченными компаниями, известными как участники по соглашениям, а также трейдерами. В конце каждого года фак­тические выбросы прямых участников должны соответствовать размеру разреше­ний, которые они имеют. На углеродном рынке страны созданы 44 отраслевые ас­социации в «зонтичных» соглашениях с участием 6000 компаний. Участники мо­гут купить разрешения на выбросы для выполнения обязательств или продать их, если цели перевыполнены. Недавно Правительство Великобритании объявило результаты двухгодичного действия Национальной торговли выбросами. За последние два года на нацио­нальный рынок поставлено около 13,5 млн. т СО2, что в 3 раза превысило уровень, определявший первоначальные цели. В дополнение к механизму торговли квота­ми с апреля 2001 г. вводится налог на энергопотребление для бизнес-сектора. Приняты соглашения между правительством и 44 энергоемкими секторами промышленности, включающими цели по повышению энергоэффективности и снижению выбросов углерода. Эти соглашения приводят к экологическим выго­дам, при этом позволяют предприятиям самим определять наилучшие пути энер­госбере­же­ния. Выполнение целей, указанных в соглашениях, снижает ставку климатического налога на 80%.^ 3.8.2. Торговая система Европейского союзаВ европейской системе торговли единицами выбросов (EU ETS) участвуют бо­лее 15 тыс. предприятий и компаний — эмитентов выбросов из 23 стран Европы. Система разрешает предприятиям — эмитентам приобретать проектные сокраще­ния (ERU и CER) в других странах, в том числе за пределами Евросоюза. Разреша­ется также засчитывать эти сокращения в счет выполнения своих обязательств по сокращению выбросов. Действие указанной директивы распространяется на выб­росы диоксида углерода (СО2), метана (СН4), закиси азота (N2O), гидрофторугле-родов, перфторуглеродов, гексафторида серы (SF6) от определенных видов дея­тельности, указанных в Приложении 1 Директивы. В соответствии с Директивой выброс ПГ с 1 января 2005 г. разрешен только на тех источниках, которые имеют разрешение от уполномоченного органа власти (кроме источников выброса, пока исключенных из системы торговли). Чтобы по­лучить разрешение на выброс ПГ, организации должны обратиться в уполномо­ченный орган власти с заявлением, которое должно содержать следующую инфор­мацию: • описание предприятия и характеристика его работы, включая применяемую технологию; • описание сырья и материалов, использование которых приведет к выбро­сам ПГ; • описание источников выброса ПГ; • меры, направленные на мониторинг выбросов. Предусматривается два периода торговли: трехлетний период (2005-2007 гг.) и пятилетний период (2008—2012 гг.). Для каждого из указанных периодов каждое государство — член Европейского союза разрабатывает Национальный распределительный план. Этот план содержит информацию об общем количест­ве разрешений на выбросы, которое государство намеревается распределить, и порядок осуществления такого распределения. Для трехлетнего периода не ме­нее 95% разрешений на выбросы должно распределяться бесплатно. Для пятилетнего периода не менее 90% разрешений должно распределяться бесп­латно. Процесс перехода компаний к торговле выглядит следующим образом: 1. Выявление производств, к которым это относится. 2. Инвентаризация ПГ на уровне завода для годовых докладов по выбросам. 3. Уточнение рисков и возможностей для компании. 4. Определение стратегии деятельности. 5. Торговля правами на выбросы и/или снижение выбросов самой компанией. Торговля выбросами началась в 2005 г. В период между 01.01.2005 г. и 31.12.2007 г. заводы могут отказаться от участия, но с 1 января 2008 г. участие становится обязательным. Если компания превышает квоту выбросов, будут при­меняться штрафы в размере 40 евро за тонну СО2 (в 2005-2007 гг.) и 100 евро — с 2008 г. Компании имеют право суммировать права на выбросы своих заводов, объ­единить их в общий фонд. В этом случае торговля может вестись только между фондом и компаниями, которые в нем не участвуют, но не между участниками фонда. Переход компании к торговле выбросами должен проходить постепенно, шаг за шагом. Основное — создать метод отчетности для каждого конкретного за­вода. Для этого в соответствии с Директивой заводы должны вести учет использу­емых видов топлива (количество, состав) и расчетных количеств выбросов СО2. Отчеты по выбросам ежегодно направляются в соответствующие органы власти. Учету подлежат только прямые выбросы CO2. Косвенные выбросы, связанные с электроэнергией, используемой в качестве источника энергии, не принимаются во внимание в энергопотребляющих компаниях, но учитываются компаниями, производящими электроэнергию. Помимо выбросов по виду топлива, будут учи­тываться и технологические выбросы. Даже притом, что заводы по производству первичного алюминия не будут сначала участвовать в торговле, рано или поздно число отраслей и перечень ПГ будут расти. В любом случае все процессы сгора­ния — энергетика (в широком смысле слова) с установленной мощностью от 20 МВт и более должна охватываться системой торговли. Вот почему многие алюми­ниевые компании срочно должны начать готовиться к торговле, создавать прави­ла отчетности по выбросам и разрабатывать стратегию продаж. Торговля впервые устанавливает пределы на выбросы углекислого газа в энерге­тически интенсивных отраслях. Компании, сокращающие выбросы ниже установ­ленного для них предела, могут продавать «невыбранную» квоту другим компани­ям или хранить ее на будущее. Стратегия той или иной компании зависит от цен на находящиеся в обороте квоты. Таким образом, ЕС рассчитывает, что принятая схе­ма не только позволит сократить выбросы при минимальных затратах для эконо­мики, но и сделает проблему изменения климата приоритетной для всех субъек­тов, придав рыночную ценность сокращенным выбросам. Под схему торговли выб­росами ЕС попадут около 46% всех выбросов углекислого газа в ЕС в 2010 г. Основные характеристики схемы торговли выбросами (СТВ) таковы: 1) ^ Главные цели: • СТВ — это установленная полновесная схема торговли, покрывающая выб­росы СО2, одного из шести основных ПГ, которые отвечают за глобальное измене­ние климата; • формально это независимая от Киотского протокола схема, она была разрабо­тана как гибкий инструмент, для того чтобы достичь целей, поставленных перед ЕС Киотским протоколом — 8% -е снижение выбросов по сравнению с уровнем 1990 г. 2) ^ Временные рамки: • СТВ будет выполняться в течение двух различных периодов: 2005—2007 гг. и 2008-2012 гг.; • второй период СТВ был специально разработан, чтобы совпадать с первым зачетным периодом Киотского протокола. 3) ^ Охваченные страны, секторы и газы: • СТВ будет охватывать все страны ЕС; • СТВ охватывает около 15 тыс. промышленных установок, которые относят­ся к пяти следующим параметрам: – производство энергии и тепла (для оборудования с установленной мощностью, превышающей 20 МВт), – нефтеперегонные заводы и коксовые печи, – черная металлургия, – производство цементных блоков, стекла, кирпичей и фарфора, – производство макулатуры и бумаги (для установок с производственной мощностью более 20 т в день). • СТВ будет в начальной стадии покрывать только выбросы СО2 из этих уста­новок. Другие ПГ и газы из других источников выбросов (например, алюминие­вая и химическая деятельность) могут быть включены после пересмотра Директи­вы в 2006 г.; • страны-участники до 31 декабря 2007 г. могут подать в Комиссию ЕС реестры установок, но не из секторов промышленности, которые пока исключены из схемы. 4) ^ Разрешенное количество выбросов: • страны-участницы определили разрешенное количество выбросов по уста­новкам в секторах, затрагиваемых Директивой СТВ, для того чтобы выполнить национальные обязательства по Киотскому протоколу; • страны-участницы могут участвовать в аукционных торгах и покупать кво­ты до 5% от установленных ЕС квот на период с 2005 по 2007 гг. и до 10% на пе­риод с 2008 по 2012 гг. Оставшееся количество будет располагаться бесплатно; • доли общих разрешений на выбросы будут распределять по промышленным ус­тановкам до 28 февраля каждого года. Количество разрешений, эквивалентное об­щим выбросам от этих установок, в течение упомянутого календарного года будет пе­редаваться до 30 апреля каждого года, осуществляя передачу оставшихся с прошло­го года квот. Превышение квот будет банкироваться в каждом периоде, но страны-участницы могут позволить установкам банкировать квоты в течение всего периода. 5) ^ Система связей с механизмами, основанными на проектах Киотского протокола: • директива определяет использование единиц выбросов, полученных от вы­полнения ПСО/МЧР в рамках СТВ. Отмечено, что «использование этих механиз­мов должно быть дополнено национальными действиями». 9 февраля 2005 г. Европейская комиссия выпустила коммюнике, в котором представлены ориентиры будущей политики Европейского союза в области изме­нения климата. В документе содержатся предложения о том, как ЕС следует вес­ти переговоры по вопросам изменения климата на период после 2012 г., когда за­канчивается первый срок обязательств по Киотскому протоколу. По мнению Еврокомиссии, в стратегии ЕС по переговорам на период после 2012 г. следует сде­лать акцент на следующих элементах: • более широкое международное участие в снижении выбросов. ЕС следует продолжать лидирующую роль в многосторонних усилиях по решению проблемы изменения климата, но следует также выявить стимулы для того, чтобы другие основные страны-эмитенты, в том числе развивающиеся страны, участвовали в этой работе. В 2005 г. ЕС следует проанализировать варианты будущего режима, основанного на принципе общей, но дифференцированной ответственности; • включение большего числа отраслей, в особенности авиации, морского транспорта и лесного хозяйства, в обязательства в сфере изменения климата; • толчок для развития инновационной деятельности в ЕС, чтобы обеспечить разработку и внедрение новых технологий, а также принятие соответствующих решений по долгосрочным инвестициям в энергетику, транспорт, строительство; • продолжение использования гибких рыночных инструментов для сниже­ния выбросов в ЕС и во всем мире, в частности таких как «Схема торговли выбро­сами в ЕС»; • политика адаптации в ЕС и на глобальном уровне. Рассмотрим пример Польши и Болгарии как пример стран с переходной эконо­микой, постепенно входящих в ЕС и торговую систему. Польше удалось выстроить работоспособную инфраструктуру для реализации Киотских механизмов, не принимая сколько-нибудь значимых изменений зако­нодательства, определяющих юридические процедуры и критерии отбора проек­тов ПСО. Эффективность достигнута за счет создания на раннем этапе работы Сек­ретариата по ПСО в качестве структурного подразделения Общенационального фонда по защите окружающей среды и Управлению водными ресурсами. Это поз­волило реализовать значительный опыт отбора привлекательных проектов, кото­рые могут реализовываться в рамках программ ПСО, а также опыт контроля за их реализацией и мониторинга достигаемых результатов, имевшийся у Фонда. Пос­кольку Секретариат по ПСО является структурным подразделением Фонда, фи­нансовые средства, полученные в рамках программ ПСО, могут объединяться с собственными средствами Фонда и направляться на реализацию приоритетных для Польши экологических проектов. Основные ошибки: 1. На ранних стадиях не было четкой концепции того, каким образом механиз­мы ПСО могут применяться при реализации экологической политики Польши. 2. Ввиду отсутствия четкой концепции по механизмам ПСО, отбор проектов для реализации осуществлялся очень непоследовательно. Отсутствие разнообра­зия в типах проектов явилось результатом принципа минимизации стоимости сокращения выбросов в качестве критерия для отбора проектов. 3. В отношении большинства проектов замены топлива оказалось не просто вы­полнить требование о «дополнительности», что затруднило международную вери­фикацию. 4. На ранних стадиях не предусматривалось участие общества в процессах утве­рждения и проверки проектов. 5. Не были разработаны ясные экономические критерии для отбора проектов, осуществляемых в рамках ПСО. 6. Отсутствовали четкие правила оценки экологического эффекта от реализа­ции проектов ПСО. Опыт польских ошибок был учтен в Болгарии. Правительство Болгарии приня­ло решение о разработке Схемы «зеленого» развития при сотрудничестве с МБРР, позволившей принять четкие критерии для отбора проектов ПСО, оценить бюд­жет выбросов и разработать национальную стратегию использования механизмов Киотского протокола. Исследования показали, что: • на сектор развития централизованных систем отопления и технологий коге-нерации в Болгарии приходится более 60% национального потенциала снижения эмиссии как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе с невысокой (около 10 долл./т СО2) удельной стоимостью; • минимальную удельную стоимость имеют проекты повышения энергоэф­фективности и утилизации отходов (около 8,7 долл./т СО2); • проекты замены топлива, при проведении тщательного анализа, оказались наиболее дорогостоящими мероприятиями в рамках ПСО в Болгарии (около 36,2 долл./т СО2);^ 3.8.3. Торговля на Чикагской климатической биржеЧикагская климатическая биржа – это саморегулируемая бир­жа. Торговля на Чикагской климатической бирже основана на добровольно при­нятых обязательствах североамериканских корпораций, муниципалитетов и дру­гих организаций по снижению выбросов ПГ. Торговля правами на выброс ПГ на постоянной основе началась 12 декабря 2003 г. Действие принятых соглашений по снижению выбросов началось с 2003 г. и продолжалось до 2006 г. К ПГ, подпадаю­щим под действие указанных соглашений, отнесены диоксид углерода (СОг), ме­тан (СН4), закись азота (N2O), гидрофторуглероды, перфторуглероды, гексафторид серы (SF6). Выбросы всех ПГ конвертируются в эквивалент тонны СОг. Едини­цей, используемой для измерения объема выбросов, составления отчетов, уста­новления цен и торговли, является метрическая тонна эквивалента диоксида уг­лерода. Торгуемыми углеродными финансовыми инструментами на Чикагской клима­тической бирже являются биржевые разрешения (Exchange Allowances) и бирже­вые компенсации (Exchange Offsets). Биржевые разрешения выдаются членам биржи и ассоциированным членам в соответствии с базовым размером выбросов каждого участника и планом их сокращения. Биржевые компенсации возни­кают на основе специальных проектов, которые зарегистрированы Чикагской климатической биржей. Каждый углеродный финансовый инструмент на Чикагс­кой климатической бирже заносится в специальный реестр, в котором отражает­ся год данного инструмента. Каждый углеродный финансовый инструмент приз­нается эквивалентом при его использовании для потребления. Углеродный финансовый инструмент может быть использован для потребления в его опреде­ленный год или оставлен для использования в последующие годы. Углеродный финансовый инструмент не может быть использован в период, предшествующий установленному году этого инструмента. Базовым выбросом для каждого члена Чикагской климатической биржи явля­ется среднегодовой выброс в течение 1998, 1999, 2000 и 2001 гг. Членам биржи выдаются разрешения на выброс ПГ в начале действия программы на четырех­летний период в количестве, соответствующем планируемому сокращению выб­росов: • 2003 г. — на 1% ниже базового уровня; • 2004 г. — на 2% ниже базового уровня; • 2005 г. — на 3% ниже базового уровня; • 2006 г. — на 4% ниже базового уровня. Приемлемые проекты были внесены в реестр Чикагской климатической биржи для выпуска биржевых компенсаций на базе уменьшения выбросов в ходе реализации специальных проектов в течение 2003—2006 гг. Биржевые компенса­ции выбросов выдаются после того, как свершится их уменьшение и необ­ходимая документация будет предоставлена на Чикагскую климатическую биржу. Первоначальные виды подходящих проектов по уменьшению выбросов: • уничтожение метана, образующегося на свалках в США; • уничтожение метана, образующегося в сельском хозяйстве в США; • уменьшение диоксида углерода путем осуществления лесных проектов в США; • уменьшение диоксида углерода путем осуществления проектов в области сельскохозяйственных почв в США; • переход на новые виды топлива, уничтожение метана на свалках, проекты по возобновляемой энергии и лесные проекты в Бразилии. Торговая система на Чикагской климатической бирже состоит из трех частей: 1. Торговая платформа является доступной по сети Интернет системой, пред­назначенной для осуществления торговли среди владельцев счетов в реестре Чи­кагской климатической биржи. Торговая платформа обеспечивает ценовую проз­рачность рынка, отражая размер заявок, рыночную глубину и изменения, проис­ходящие на рынке. Платформа поддерживает как биржевую торговлю с аноним­ными контрагентами, так и совершение сделок, о которых стороны договорились вне биржи. 2. Клиринговая и расчетная платформа ежедневно получают информацию от торговой платформы Чикагской климатической биржи обо всей торговой актив­ности. Она обрабатывает все сделки, совершает неттинг позиций, и формирует платежные инструкции для урегулирования торговли. Члены биржи получают ежедневные выписки по совершенным операциям. Все произведенные изменения автоматически отражаются на счете владельца углеродных финансовых инстру­ментов в реестре Чикагской климатической биржи. 3. Реестр Чикагской климатической биржи — это электронная база данных, которая содержит официальные записи и служит механизмом для передачи уг­леродных финансовых инструментов, которыми владеют держатели счета в ре­естре.^ 3.8.4. Американская программа Climate LeadersПрограмма была инициирована Агентством по охране природы США в 2002 г. Партнерство основано на добровольном сотрудничестве бизнеса и правитель­ства. Оно предусматривает разработку американскими компаниями — участни­ками долгосрочных всеобъемлющих стратегий в области изменения климата и принятие ими добровольных обязательств по сокращению выбросов ПГ. Эти компании серьезно относятся к проблеме глобального изменения климата и на­мерены своими действиями способствовать смягчению этих изменений (в том числе путем ограничения и сокращения выбросов ПГ из контролируемых ими источников). Участники программы ежегодно отчитываются о выбросах шести основных ПГ, а также о выбросах, связанных с приобретением электроэнергии со стороны. Кроме того, компании могут отчитываться о выбросах и сокращени­ях от иных видов деятельности, в том числе от инвестиций в проекты по сокра­щению выбросов. Первыми участниками программы были компании Miller и General Motors, ко­торые в марте 2002 г. приняли на себя добровольные обязательства по ограниче­нию выбросов ПГ. За два года количество участников программы возросло до 54 компаний, их суммарный годовой доход (выручка) составляет более 6% ВВП США. Двадцать из этих компаний установили для себя количественные цели по сокращению выбросов. По оценке Агентства по охране природы США, это позво­лит в сумме уменьшить выбросы ПГ на 7,5 млн. т СОг-эквивалента в год, что соот­ветствует ежегодным выбросам 5 млн. автомобилей. Остальные участники прог­раммы, работая в тесном контакте с Агентством по охране природы США, готовят отчеты об инвентаризации выбросов ПГ и разрабатывают планы по их ограниче­нию и сокращению. Эти планы должны быть решительными и долгосрочными, должны приводить к дополнительному сокращению выбросов по сравнению с обычной практикой в соответствующих отраслях экономики. Участники прог­раммы по-разному определяют свои цели по сокращению выбросов. Чаще всего обязательства принимаются в терминах абсолютного сокращения выбросов по сравнению с базовым уровнем.^ American Electric Power, Коламбус, Огайо. Компания является основным членом Чикагской климатической биржи, Круглого стола бизнеса по вопросам климата, имеет большое влияние в Business Environment Leadership Council (BELC). К 2006 г. компания планирует сократить выбросы ПГ на 4% по сравне­нию со среднегодовыми выбросами за 1998—2001 г.г.^ Cinergy Corporation, Цинциннати, Огайо. Компания активно поддерживает программу Climate Leaders Partnership, считая, что бизнес и власть должны предп­ринимать совместные усилия для выработки долгосрочных технологических реше­ний и краткосрочных действий, направленных на сокращение выбросов парнико­вых действий. Компания приняла на себя обязательство в период с 2000 по 2010 гг. сократить выбросы ПГ от источников в США на 5%.^ GE Transportation, Цинциннати, Огайо. В настоящий момент GE Transportation занимается разработкой более энергоэффективной продукции, ис­пользование которой позволит выбрасывать меньше загрязняющих и ПГ. Напри­мер, локомотивы серии Evolution Series. Компания обязалась на 25% сократить выбросы ПГ в расчете на 1 долл. выручки в период с 2003 по 2008 г.^ Baxter International Inc., Дирфилд, Иллинойс. С 2000 по 2005 г. Baxter International Inc. ставит своей целью сократить выбросы ПГ в США на 16% в рас­чете на единицу стоимости производства. При этом стоимость производства рас­считывается как стоимость проданных товаров, скорректированная с учетом из­менения запасов, приобретения новых бизнес-единиц, слияний и поглощений, а также инфляции.^ Caterpillar Inc., Пеория, Иллинойс. В период с 1990 по 2001 г. компания сократила выбросы ПГ на 450 тыс. т за счет перехода на альтернативные виды топ­лива, изменений в технологии и реализации программ энергосбережения. В 2003 г. компания присоединилась к программе Climate Leaders Partnership. На период с 2002 по 2010 г. компания ставит цель сократить глобальные выбросы ПГ на 20% в расчете на 1 долл. выручки от реализации продукции.^ Collins Companies, Портлэнд, Орегон. На период с 2000 по 2010 г. компания ставит своей целью сократить выбросы ПГ на 18%.Eastman Kodak. Рочестер. Нью-Йорк. Уже более 10 лет компания делает значительные успехи в сокращении воздействия на окружающую среду, вклю­чая значительные инвестиции в предотвращение загрязнений, утилизацию отхо­дов и сокращение сбросов. Компания ежегодно перерабатывает до 1,5 млн. т вто­ричного сырья. Система управления окружающей средой компании и всех ее 28 предприятий сертифицирована по международным стандартам ISO 14001. К 2008 г. компания планирует сократить выбросы ПГ по всему миру на 10% к уров­ню 2002 г.^ IBM. Армонк. Нью-Йорк. Вопрос об окружающей среде в компании стоит очень серьезно, вот уже 10 лет IBM принимает участие в добровольных програм­мах EPA. С 1990 по 2000 г. IBM удалось сократить выбросы на 27,7%. Цели — ежегодно сокращать выбросы ПГ от использования энергии по всему миру в сред­нем на 4%; в период с 2000 по 2005 г. сократить на 10% выбросы перфторуглеро-дов (PFC) от собственного производства полупроводников.^ Pfizer Inc.. Нью-Йорк. Нью-Йорк. Одним из своих важнейших приоритетов компания считает энергосбережение, которое является основным направлением сни­жения вредного воздействия компании на окружающую среду. В рамках программы Climate Leaders компания планирует к концу 2007 г. сократить на 35% удельные выбросы ПГ в расчете на 1 долл. выручки по сравнению с 2000 г.^ General Motors, Детройт, Мичиган. В настоящее время GM реализует амби­циозную программу энергосбережения, в рамках которой планирует к концу 2005 г. сократить потребление энергии на своих предприятиях в Северной Америке на 25% по сравнению с 1995 г. К 2002 г. потребление энергии сократилось уже на 16%. На период с 2000 по 2005 г. компания планирует сократить выбросы ПГ от всех своих производственных подразделений в Северной Америке на 10%.^ Holcim Inc. (США), Данди, Мичиган. Компания серьезно относится к проб­лемам охраны природы и имеет внутреннюю корпоративную политику, которая обеспечивает ее функционирование, соблюдая баланс всех основных требований — природоохранных, социальных и экономических. Компания объявила о своей цели сократить удельные (на тонну цемента) выбросы ПГ от источников в США на 12% за период с 2000 по 2008 г.^ United Technologies Corporation, Хартфорд, Коннектикут. UTC является материнской компанией для Carrier Corporation, которая первой из компаний, за­нятых в производстве воздушных кондиционеров и холодильных установок, при­соединилась к программе Climate Leaders. На период с 2001 по 2006 г. UTC плани­рует сократить выбросы ПГ на 16% в расчете на 1 долл. продаж.^ International Paper, Стэмпфорд, Коннектикут. Будучи одной из крупней­ших в мире целлюлознобумажных и деревообрабатывающих компаний, International Paper осуществляет управление лесами в соответствии с принципа­ми устойчивого лесопользования. Это позволяет производить посадку деревьев, их выращивание и вырубку без ущерба для дикой природы, растений, почвы, воз­духа и качества воды. Компания провела инвентаризацию выбросов ПГ на своих предприятиях в США и в настоящее время завершает инвентаризацию своих выб­росов по всему миру. Данные о выбросах ПГ, полученные в результате инвентари­зации, ежегодно включаются компанией в Отчет по устойчивому развитию (Sustainability Report). International Paper участвует также в президентской программе «Круглый стол бизнеса по решению проблем изменения климата» (Business Roundtable Climate RESOLVE). В рамках этой программы компания представляет ежегодные отчеты о разработке климатических программ и об учас­тии в добровольных программах, направленных на достижение заявленной Пре­зидентом США цели — сокращение удельных выбросов (на 1 долл. ВВП) ПГ на 18% к 2012 г. International Paper выступила одним из учредителей Чикагской климатической биржи (Chicago Climate Exchange, CCX). На период с 2000 по 2010 г. компания ставит своей целью сократить выбросы ПГ от источников в США на 15%, в период до 2012 г. сократить выбросы ПГ на своих предприятиях в Евро­пе примерно на 8% по сравнению с уровнем 1990 г.^ Johnson & Johnson. Нью-Брюнсвик. Нью-Джерси. Компания принимала участие в добровольных программах по сокращению выбросов, а также в несколь­ких программах EPA, включая ENERGY STAR, Climate Wise и Green Power Partnership. На период с 2001 по 2010 г. компания взяла обязательство сократить выбросы ПГ от источников в США на 14%.^ PSEG. Ньюворк. Нью-Джерси. На период с 2000 по 2008 г. компания ставит цель сократить выбросы ПГ в США на 18% в расчете на 1 кВт/ч электроэнергии.Interface Inc., Атланта, Джорджия. В рамках программы Climate Leaders компания формулирует свою цель следующим образом — к 2010 г. сократить на 15% выбросы ПГ в расчете на единицу продукции по сравнению с 2001 г. на тер­ритории США.^ FPL Group Inc., Джино Бич, Флорида. За прошедшие 10 лет компания значительно уменьшила вредные выбросы и сегодня имеет наименьшие в от­расли показатели по выбросам сернистого ангидрида, оксидов азота и углекис­лого газа. На период с 2001 по 2008 г. компания взяла обязательство снизить выбросы ПГ от источников в США на 18% в расчете на 1 кВт/ч проданной электроэнергии.^ Miller Brewing Company, Милуоки, Висконсин. В вопросах природоох­ранной деятельности Miller Brewing Company следует стратегии своей материнс­кой компании SABMiller plc. Компания уделяет большое внимание сокращению воздействия на окружающую среду и устойчивому использованию природных ресурсов, от которых она зависит, производя качественные напитки. Результаты природоохранной деятельности компании выражаются в показателях потребле­ния топлива и электроэнергии, сброса сточных вод и утилизации отходов. В сфе­ре ПГ компания ставит цель добиться к концу 2006 г. сокращения на 18% их удельных выбросов в США (в расчете на 1 баррель продукции) по сравнению с ба­зовым 2006 г. Однако выбросы углекислого газа не регулируются федеральным законодатель­ством. Предполагается, что система контроля над выбросами и торговли квотами будет привязана к аналогичному европейскому законодательству. Предприятиям будет отведен определенный лимит на выбросы углекислого газа. Если их выбро­сы превышают установленные ограничения, то им придется либо сокращать уро­вень загрязнения, либо покупать квоты на рынке.^ 3.8.5. Опыт крупнейших компаний по снижению выбросов парниковых газовBritish Petroleum (BP) фактически ввела в действие свой мини-Киотский протокол на корпоративном уровне. Компания поставила в 1998 г. цель — сокра­тить выбросы углекислого газа и метана на общекорпоративном уровне по отно­шению к 1990 г. на 10% (по Киотскому протоколу — это 5,2%) к 2010 г. В 1999 г. компания создала собственную пилотную систему торговли квотами на выбросы ПГ и распространила ее на все подразделения в январе 2000 г. Каждая бизнес-еди­ница компании получила квоты на выбросы ПГ с учетом 2%-го сокращения выб­росов, запланированного на 2001 г. Предприятиям было разрешено переуступать квоты друг другу. Имея производственные мощности в электроэнергетике и неф­техимической отрасли, специализированное отделение BP рассчитало и выдало лимит выбросов для каждой компании. В каждой из них была проведена инвента­ризация выбросов и внедрена регулярная система мониторинга. При непосред­ственном участии прези